Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедраэкономической теории
КУРСОВАЯРАБОТА
по предмету«Экономическая теория»
на тему:«Инвестиционная политика в современной России и Кузбассе»
Кемерово –2008
Содержание
Введение
Глава I.Инвестиции
1.1 Понятие инвестиции. Виды инвестиций
1.2 Основные факторы, влияющие на инвестирование
1.3 Факторы инвестиций
1.4 Нестабильность инвестиций
1.5 Инвестиционный климат
1.6 Основные принципыинвестиционной политики
Глава II.Инвестиционная активность в России и Кузбассе
2.1 Инвестиционный бум в России
2.2 Инвестиционный климат Кузбасса
2.3 Курс на повышение инвестиционной привлекательности региона
2.4 Динамика инвестиций в Кузбассе за 2007 год
Глава III. Приоритетныенаправления и задачи инвестиционной политики в России и Кузбассе
3.1 Ключевые задачи и цели государственной инвестиционнойполитики в России
3.2 Приоритетныебазовые отрасли в Кузбассе
Заключение
Словарь
Список использованной литературы
Введение
Необходимымусловием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Онадостигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов инаиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материальногопроизводства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственныйпотенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентныепозиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многихгосударств, особенно вырывающихся из экономического и социальногонеблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямыхкапиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.
Инвестициииграют важную роль вэкономике любой страны, как на макро, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъектахозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики.
Инвестициипредназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей,технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало: все российскиеполитики давно уже склоняют это слово на разные лады, понимая, что безинвестиций российскому производству не выжить, однако до недавнего времени внашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическаянестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значитприбыльный, рынок.
Проблемаинвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают.Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можнонажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средстваостанавливает инвесторов. Российский рынок — один из самых привлекательных дляиностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, ииностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свойкусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом,иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климатРоссии, который определяется независимыми экспертами и служит для указания наэффективность вложений в той или иной стране.
Российские жепотенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству. Это недовериеобусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом отношения к власти россиян –«правительство работает только на себя». Однако государственная инвестиционнаяполитика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимымиусловиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можемрассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийскиеинвестиции, ведь множество людей во время становления российской экономики«сколотили» огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских иамериканских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежныхстранах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа вроссийскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российскогопроизводства.
Вообще жекапиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь радиполучения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неяснойполитической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли неможет быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегическихинвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъемпроизводства, то есть возрождение экономики России. В настоящее время инвестиционнаяполитика находится на стыке проблем стратегического управления, финансовогоменеджмента как процесса управления финансовыми ресурсами и непосредственногоосуществления инвестиционной деятельности. Функционирование механизмарегулирования инвестиционной политики не отвечает потребностям экономики, аименно, отсутствуют достаточные источники для государственного и частногоинвестирования, неэффективно работают институты досудебной санации, налоговыельготы, амортизационная и кредитная политика.
Для этого необходимоиспользовать весь накопленный отечественный и зарубежный опыт в сфереинвестирования и выработать единые принципы, методы и инструменты
Целью даннойработы является раскрытие понятия и видов инвестиций, факторов, влияющих наинвестирование, основных принципов инвестиционной политики. Также рассмотренывопросы о динамике инвестиций в Кузбассе и основных задачах и целяхинвестиционной политики в России.
I.Инвестиции. 1.1 Понятие инвестиции. Виды инвестиций.
Инвестицииозначаютрасходы на строительство новых заводов, на станки и оборудование с длительнымсроком службы и т. п.
Обычно инвестиции делятсяна:
прямые — вложения вреальные активы (производство), в управлении которыми участвует инвестор;
портфельные (финансовые)- вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственнос титулом собеседника, дающие право на получение доходов от собственности.Часть портфельных инвестиций — вложения в акции предприятий различных отраслейматериального производства — иногда также рассматриваются как прямые;
реальные — финансовыевложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д.включая затраты оборотного капитала;
проектные — кредиты,предоставляемые реальному или потенциальному собственнику для реализацииприбыльного инновационного проекта.
Инвестиции такжеподразделяются на валовые и чистые. Валовые частные внутренние инвестициивключают производство всех инвестиционных товаров, предназначенных длязамещения машин, оборудования и сооружений, которые потреблены в ходепроизводства в текущем году, плюс любые чистые добавления к объему капитала вэкономике.
В сущности, валовыеинвестиции включают как сумму возмещения, так и приросты инвестиций. С другойстороны, термин «чистые частные внутренние инвестиции»предназначается только для характеристики добавочных инвестиций, имевших местов течение текущего года. />
1.2 Основные факторы,влияющие на инвестирование
Уровень чистых расходовна инвестиции определяют два основных фактора: ожидаемая норма чистой прибыли,которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции, иставка процента.
Побудительным мотивомосуществления расходов на инвестиции является прибыль. Предпринимателиприобретают средства производства только тогда, когда ожидается, что подобныезакупки будут прибыльными.
Еще один компонентрасходов, связанных с инвестированием это ставка процента — цена, которую фирмадолжна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретенияреального капитала. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставкупроцента, то инвестирование будет прибыльным. Но если ставка процента вышеинвестирование будет невыгодным.
Следует подчеркнуть, чтоименно реальная ставка процента играет существенную роль в принятииинвестиционных решений. Поскольку номинальная ставка процента выражается втекущих ценах, а реальная ставка процента — в постоянных или скорректированныхс учетом инфляции ценах. Другими словами, реальная ставка процента — этономинальная ставка за вычетом уровня инфляции. 1.3Факторы инвестиций
Основным фактором,определяющим инвестиции, является динамика ставки процента, при даннойожидаемой норме чистой прибыли для различных возможных величин инвестиций.
1) Издержки наприобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования. Первоначальные расходына основной капитал вместе с расходами на его техническое обслуживание, текущийремонт и эксплуатацию очень важны при исчислении ожидаемой нормы прибыли отлюбого инвестиционного проекта. В той мере, в какой эти расходы будутвозрастать, в такой же мере ожидаемая норма чистой прибыли от предполагаемогоинвестиционного проекта будет снижаться. И наоборот, если эти расходы падают,то ожидаемая норма чистой прибыли возрастает.
2) Налоги напредпринимателя.При принятии инвестиционных решений владельцыпредприятий рассчитывают на ожидаемую прибыль после уплаты налогов. Значит,возрастание налогов на предпринимателей приводит к снижению доходности.
3) Технологическиеизменения. Технический прогресс — разработка новой и совершенствованиеимеющейся продукции, создание новой техники и новых производственных процессов- является основным стимулом для инвестирования. Разработка болеепроизводительного оборудования, например, снижает издержки или повышаеткачество продукции, тем самым, увеличивая ожидаемую норму чистой прибыли отинвестирования на данное оборудование. Рентабельные новые виды продукции — такие как горные велосипеды, персональные компьютеры, новые виды лекарств ит.п., — вызывают резкое увеличение инвестиций, поскольку фирмы стремятсярасширять производство.
4) Наличный основнойкапитал. Точно также как имеющиеся в наличии потребительские товары оказываютвоздействие на принятие домохозяйствами решений по поводу потребления исбережений, так и наличный основной капитал влияет на ожидаемую норму прибылиот дополнительных инвестиций в любой отрасли производства. Если данная отрасльхорошо обеспечена производственными мощностями и запасами готовой продукции, тов этой отрасли инвестирование будет сдерживаться. Причина в том, что такаяотрасль достаточно оснащена, чтобы обеспечить текущий и будущий спрос по ценам,которые обеспечивают среднюю прибыль. Если в отрасли имеются достаточные илидаже избыточные мощности, то ожидаемая норма прибыли от прироста инвестицийбудет низкой, и поэтому инвестирование будет незначительным или его не будетсовсем.
5) Ожидания.Основой инвестиционного проекта является ожидаемая прибыль. Основной капиталнаходится в длительном пользовании, его срок службы может исчисляться десятьюили двадцатью годами, и поэтому доходность любого капиталовложения будетзависеть от прогнозов будущих продаж и будущей рентабельности продукции,производимой с помощью этого основного капитала. Ожидания предпринимателеймогут базироваться на разработанных прогнозах будущих условийпредпринимательства, которые включают ряд «показателей предпринимательства».Вместе с тем такие неопределенные и трудно предсказуемые факторы, как изменениево внутреннем политическом климате, осложнения в международной обстановке, ростнаселения, условия на фондовой бирже и т.д., должны приниматься во внимание насубъективной и интуитивной основе1.4 Нестабильность инвестиций
График инвестиций неявляется неизменным. Поскольку инвестиции являются самым изменчивым компонентомобщих расходов.
Итак, некоторые наиболееважные факторы, которые объясняют изменчивость инвестиций.
1) Продолжительныесроки службы. Инвестиционные товары в силу своей природы имеют довольнонеопределенный срок службы. В каких-то пределах закупки инвестиционных товаровносят дискретный характер и поэтому могут быть отложены. Старое оборудованиеили здания можно либо полностью ликвидировать и заменить, либо отремонтироватьи использовать еще несколько лет. Оптимистические прогнозы могут побудитьплановиков предприятия принять решение о замене устаревшего оборудования, тоесть модернизовать производство, что увеличит уровень инвестиций. Чуть менееоптимистичный взгляд, однако, может привести к очень небольшому инвестированию.
2) Нерегулярностьинноваций. Технический прогресс является основным фактором инвестирования. Новаяпродукция и новые технологии — главный стимул к инвестированию. Однако историясвидетельствует, что крупные нововведения — железные дороги, электричество,автомобили, компьютеры и т.д. — появляются не столь регулярно. Но когда этослучается, происходит огромный рост, или волна, инвестиционных расходов,который со временем снижается.
3) Изменчивостьприбылей. Известно, что ожидание будущей доходности в значительнойстепени влияет размер текущей прибыли. Текущая прибыль непостоянна,следовательно, непостоянство прибыли придает изменчивый характер и инвестиционнымстимулам. Прибыль выступает, как основной источник средств дляпредпринимательских инвестиций Рост прибыли дает плановикам фирмы большестимулов и больше средств для инвестирования; уменьшение прибыли имеет обратныйэффект. Непостоянство прибыли увеличивает нестабильность инвестиций.
4) Изменчивостьожиданий. Поскольку основной капитал имеет длительный срок службы, принятиеинвестиционных решений осуществляется на основе ожидаемой чистой прибыли.Однако фирмы склонны прогнозировать условия предпринимательства с учетом реалийсегодняшнего дня. Следует предположить, что любые незапланированные событиямогут привести к изменениям в условиях предпринимательства в будущем. Повлиятьна оптимизм и пессимизм предпринимателей способны изменения внутриполитическойобстановки, усиление «холодной войны», разработки новых источниковэнергии, изменение роста населения и связанного с ним спроса на рынке, решениясуда по основным трудовым и антитрестовским вопросам, новые законодательныеинициативы, забастовки, изменения государственной экономической политики имногие другие подобные факторы.
В связи с этим особоговнимания заслуживает фондовая биржа. Плановики фирмы зачастую рассматриваютфондовую биржу как показатель общей уверенности общества в будущей стабильностипредпринимательства; повышение курса акций на бирже придает уверенность вбудущем, и наоборот, понижение курса акций снижает уверенность. Резкиеизменения курса акций влияют на величину выручки, полученной от их продажи, иоказывают воздействие на уровень инвестиций, то есть на величину закупокосновного капитала.1.5 Инвестиционный климат
Инвестиционный климатвключает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал)и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск).
Для принятияинвестиционного решений недостаточно оценивать только один из этих факторов.Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала — например, там естьсырьевые ресурсы или богатое население, — но если политическая обстановканестабильна или настолько загрязнена окружающая среда, что еще одного заводанаселение просто не выдержит, то на инвестиции мало кто решится. И наоборот,регион может быть тихим, но совершенно пустым с точки зрения потенциала, и,следовательно, непривлекательным для инвесторов.
Инвестиционный потенциал(инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективныхпредпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектовинвестирования, так и от их экономического состояния.
Потенциал страны илирегиона в по своей основе характеристика количественная, учитывающая основныемакроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства(природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой ит.п.), потребительский спрос населения. Итак, оценка инвестиционного потенциаларегиона производится по семи видам (составляющим) потенциала:
- ресурсно-сырьевому(средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природныхресурсов);
- производственному(совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
- потребительскому(совокупная покупательная способность населения региона);
- инфраструктурному(экономико-географическое положение региона и его инфраструктурнаяобустроенность);
- интеллектуальному(образовательный уровень населения);
- институциональному(степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инновационному(уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Инвестиционный рискхарактеризуетвероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует(или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну.Риск — характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит отполитической, социальной, экономической, экологической и криминальной ситуаций.Еще одной важной составляющей инвестиционного риска являются законодательства,то есть юридические условия, такие как федеральные и региональные законы,нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующиеинвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.
1.6Основные принципы инвестиционной политики
Сучетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства иограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политикупредусматривается осуществлять на основе следующих принципов:
последовательнаядецентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных формсобственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накопленийпредприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
государственнаяподдержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
размещениеограниченных централизованных капитальных вложений и государственноефинансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго всоответствии с федеральными целевыми программами и исключительно наконкурентной основе;
усилениегосударственного контроля за целевым расходованием средств федеральногобюджета;
совершенствованиенормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
значительноерасширение практики совместного государственно-коммерческого финансированияинвестиционных проектов.
Вывод: итак, инвестицииозначают вложения в производство, то есть расходы на строительство новыхзаводов, на станки и оборудование с длительным сроком службы и т. п. Инвестицииделятся на прямые, портфельные, реальные и проектные. Также существует делениена валовые и чистые. Основными факторами влияющими на инвестиции являютсяставка процента и норма чистой прибыли, но также существуют такие факторы, какиздержки на приобретение и ремонт оборудования, налог на предпринимателя,технологические изменения и ожидание. При проведении инвестиций в какую-либоотрасль экономики или регион необходимо провести анализ инвестиционногоклимата. Инвестиционный климат имеет две составляющие — инвестиционныйпотенциал и инвестиционный риск,- каждая из которых имеет несколько параметров.
II. Инвестиционная активность в России и Кузбассе
2.1 Инвестиционный бумв России
По данным Росстата, воктябре 2006 года вложения в основной капитал выросли на 19,1%.[1]Это рекордные инвестиции за последние семь лет. Рост подтолкнули многочисленныегосударственные программы, иностранные инвестиции и стремительное развитиепотребительского сектора.
В последний раз почти также активно предприниматели тратили деньги на основные фонды в 2000 г. — но и тогда, на волне послекризисного подъема, инвестиции в основной капитал выросли толькона 17,4%. Отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль охладила пылинвесторов: в 2002 г. капитальные вложения выросли лишь на 2,8%.
Рост инвестиций современем восстановился до 11% в год. Данные за октябрь 2006 года,опубликованные Росстатом, поражают воображение: по сравнению с октябрем 2005года объем вложений в основной капитал вырос сразу на 19,1%.
Активнее остальныхнаращивали инвестиции нефтяные компании, предприятия электроэнергетики игазовая промышленность.
Рекорд поставленблагодаря активности государства. Национальные проекты, вложения в оборонный сектор,многочисленные государственные инвестиционные программы из-за инертностигоссектора заработали только к сентябрю. Строятся и переоборудуются больницы,перевооружается армия — все это отражается на статистике инвестиций в основнойкапитал.
Внесли свой вклад ииностранцы: в Россию за январь — сентябрь 2006 года поступило $10,3 млрд.прямых иностранных инвестиций (+55% к 2005 году). Иностранцы строятавтомобильные сборочные производства, торговые комплексы, пищевые и другиепредприятия по производству товаров народного потребления.
Активность инвесторовподстегнула строительный бум и производство машин и оборудования. Объемыстроительства в октябре 2006 года выросли на 24%, а объемы производстваоборудования — сразу на 44%.
2.2 Инвестиционныйклимат Кузбасса
По объему инвестиций восновной капитал в 2004 году Кемеровская область заняла первое место вСибирском федеральном округе, опередив многие годы лидирующий Красноярскийкрай. Среди регионов Российской Федерации — 10 место по объему инвестиций в основнойкапитал.[2]
В последнее время вобласти наблюдается пик инвестиционной активности. В 2004 году объем инвестицийв основной капитал составил 50,7 млрд. рублей. За первые четыре месяца текущегогода на развитие кузбасской экономики было направлено 17,1 млрд. рублейинвестиций в основной капитал, или 144% к соответствующему периоду 2003 года.
По оценке независимогорейтингового агентства «Эксперт», в рейтинге инвестиционногопотенциала российских регионов в 2004 году Кемеровская область занимает 13-еместо и входит в группу регионов со средним потенциалом — умеренным риском. Врейтинге инвестиционного риска Кемеровская область занимает 35-е место (для сравненияв 2003 году — 65-е место). На сегодняшний день регион обладает минимальнымсоциальным и политическим рисками.
Позитивное влияние наинвестиционный климат в регионе оказал целый ряд факторов. К основным из нихотносятся: улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, рост основныхмакроэкономических показателей, улучшение финансовых результатов деятельностипредприятий, снижение налоговой нагрузки. Значительную роль сыграли и банки,активно развивающие такое направление собственной деятельности, как кредитование.
В 2003 году былиразработаны и приняты Законы Кемеровской области «О государственнойподдержке инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровскойобласти», «О налоговых льготах субъектам инвестиционной ипроизводственной деятельности Кемеровской области». В этих документахопределены основные механизмы государственной поддержки инвесторов. Вчастности, предусмотрено снижение налоговых ставок субъектам инвестиционнойдеятельности и товаропроизводителям в приоритетных отраслях экономики.Благодаря этому созданы благоприятные условия для привлечения дополнительныхфинансовых ресурсов в экономику региона.
Основной источникпоступления инвестиционных ресурсов в основной капитал в 2004 году — собственные средства предприятий и организаций. В общем объеме инвестиций на ихдолю приходится порядка 63%. Во многом это связано с ростом прибыли предприятийКузбасса, которая по сравнению с 2003 годом увеличилась в 2,5 раза. При этомдоля прибыли предприятий в общем объеме их собственных средств достигла 43%,что на 12,2 процентных пункта выше уровня 2003 года. Кроме того, в 1,3 раза (посравнению с 2003 годом) увеличились инвестиции за счет амортизации. В целом этоне только свидетельствует о финансовой стабильности предприятий, но и являетсяпоказателем оптимистичности ожиданий бизнеса в отношении экономическогоразвития нашей области.
Что касается привлечённыхсредств, то по сравнению с 2003 годом их доля в общем объеме инвестицийуменьшилась на 9,4%. В первую очередь, это объясняется сокращением доликредитов (на 4,3%), бюджетных средств (на 4%) и внебюджетных фондов (на 0,55%).
Важную роль в оживленииинвестиционной деятельности в Кемеровской области в 2004 году игралииностранные инвестиции.
Высокие темпыэкономического роста, положительная динамика внутреннего рынка и стабильноесостояние государственных финансов по-прежнему привлекают зарубежныхинвесторов.
В 2004 году наблюдаласьположительная тенденция. В область поступило 52,7 млн. долларов США, или 134 %к уровню предыдущего года. Основными факторами, определяющими положительнуютенденцию, являются политическая стабильность региона, сохранениеэкономического роста, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, наличие урегиона уникальных конкурентных преимуществ.
В целом рынок иностранныхвложений сегодня формируется в основном за счет прочих инвестиций (то естьразличных форм кредитов), объем которых в 2004 году достиг 48,5 млн. долларовСША, что в 1,4 раза выше аналогичного показателя 2003 года. Структураиностранных инвестиций выглядит следующим образом: торговые кредиты — $6,4млн., прочие кредиты компаний и международных финансовых организаций — $42,1млн. Следует отметить, что наиболее привлекательной для западных игроковоказалась торговая сфера. Именно в оптовую торговлю продукцией производственно-техническогоназначения поступил наибольший объем инвестиционных ресурсов (52% от всей суммыпоступлений). На втором месте — связь. В этот сектор экономики регионаинвестировано 31,7% от общего объема средств.
Основными зарубежнымиинвестиционными партнерами Кемеровской области остаются Кипр (49,6% от общегообъема иностранных инвестиций), Австрия (31%).
Как сообщила начальникдепартамента экономического развития Роза Дерябина[3],Кемеровская область уже на протяжении ряда лет лидирует в Сибирском Федеральномокруге по объему инвестиций в основной капитал. В 2005 году в развитиеэкономики и социальной сферы Кузбасса направлено более 84 млрд. рублей инвестицийв основной капитал, что на 30% больше уровня 2004 года.
Среди регионов России в2005 году по инвестиционной привлекательности Кемеровская область занималаседьмое место. О повышении инвестиционной активности региона свидетельствует идинамика кредитов банковской системы в реальный сектор экономики – 168% куровню 2004 года.
По данным российскогорейтингового агентства «Эксперт-Ра», условия для ведения бизнеса в Кузбасседостаточно благоприятные. По инвестиционному потенциалу в 2005 году областьнаходились на 15 месте среди 89 субъектов Российской Федерации. Сейчас, помнению Розы Дерябиной, у региона есть все шансы, чтобы инвестиции в«несырьевые» отрасли были уровне «сырьевых»: крупные холдинговые компаниипроявляют интерес к реализации инвестиционных проектов в «несырьевых» отраслях.Так, развивается горнолыжный комплекс «Шерегеш», средства в который вкладываеткомпания «Кузбассразрезуголь». Большой интерес для холдинга «Сибирский деловойсоюз» представляет горнолыжный комплекс «Танай». Новый толчок к развитиюполучил Юргинский машиностроительный завод, перешедший в 2005 году всобственность к компании «Южкузбассуголь».
2.3 Курс на повышениеинвестиционной привлекательности региона
В администрации областирассмотрели законопроект «Об утверждении среднесрочной региональной целевойпрограммы «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области на2007-2010 годы». Разработчиком этого проекта является департаментэкономического развития.Комплексный анализмероприятий по развитию и государственной поддержке инвестиционной ипроизводственной деятельности в Кузбассе показал, что, несмотря на ростинвестиций в основной капитал, уровень инвестиционной активности не полностьюсоответствует потребностям экономического развития региона. Это объясняетсятем, что большая доля (свыше 60%) инвестиций была направлена либо вэкспортно-ориентированные отрасли (угледобыча, металлургия — более 50%), либо всверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости (телекоммуникации,торговля, коммерческие услуги).
Поэтому возникланеобходимость разработать специальную региональную инвестиционную программу.Она представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной длясубъектов инвестиционной деятельности среды и призвана обеспечить проведениепоследовательной и эффективной инвестиционной политики органами власти области.
Результатом исполненияпрограммы должно быть повышение инвестиционной привлекательности и поддержаниевысокого имиджа Кузбасса для мирового и российского сообщества. Все это будетспособствовать ежегодному росту вложений в основной капитал на 10-12 %, экономическому росту, увеличению к 2010 году доли инвестиций в объеме ВРП Кемеровскойобласти до 30 %.
Областная коллегияодобрила законопроект и передала его на рассмотрение в Совет народных депутатовКемеровской области.[4]
2.4 Динамикаинвестиций в Кузбассе за 2007 год[5]
268,413 млн. долларов или63,6% от всех инвестиционных поступлений в Кузбасс были направлены в добычуполезных ископаемых. Динамика превращения области из добывающе-перерабатывающейв чисто сырьевую становится все заметнее.
Остатки инвестиций пошлина обеспечение функционирования добычи — в недвижимость, аренду, услуги (20%),в обработку(12%) и 4% в производство электроэнергии с газом и водой.
Основными странами-инвесторамиКузбасса в 2007 году явились Канада (70,319 млн. долларов), Кипр (67,448 млн.долларов), Киргизия (21,247 млн. долларов), Швейцария (13,923 млн. долларов,Виргинские острова (Британия, 12,958 млн. долларов), Сербия (5,926 млн.долларов), Украина (3,992 млн. долларов). Всего же интерес к нашему регионупроявило 23 страны.
Вывод: можно выделитьследующее, что с каждым последующим годом инвестиционная привлекательностьстраны только повышается, тем самым растут вложения в различные родыдеятельности государства, а также и отдельного взятого региона. В свою очередьправительство страны так и администрация Кузбасса не остаются равнодушными, ипринимает активное участие в инвестиционной политике, издавая новыезаконопроекты.
III. Приоритетные направления и задачиинвестиционной политики в России и Кузбассе.
3.1. Ключевые задачи ицели государственной инвестиционной политики в России
В настоящее время в российской экономикесложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема.Целый ряд секторов демонстрирует признаки настоящего инвестиционного бума –темпы роста инвестиций здесь значительно опережают динамику хозяйственногооживления и в годовой оценке достигают 19,5% и выше. Однако эти данные недолжны вводить в заблуждение. Во-первых, рост инвестиций идет от крайне низкой“базы”. Во-вторых, потребность российской экономики для ее инвестиционнойреконструкции и модернизации исключительно высока.
Главная опасность для будущего развитиястраны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многомбазируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков.
Не устранены фундаментальные причиныслабости российской экономики — незавершенность структурных и институциональныхреформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическаяизношенность производственного аппарата, структурные деформации национальногохозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабойконкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой долевысокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточныхпроизводств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям. Решение этихнепростых проблем требует осуществления активной государственной инвестиционнойполитики, критического переосмысления прошлого опыта государственногорегулирования инвестиционной деятельности, накопленных в экономике проблем ивыработки новых принципов государственной политики, адекватных задачампосткризисного возрождения страны.
Главные цели инвестиционной политикигосударства обусловлены решением стратегических задач развития РоссийскойФедерации, определенных в “Основных направлениях социально-экономическойполитики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Этопоследовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции “в человека”,восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Безусловным приоритетом государственнойинвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства натраекторию устойчивого экономического роста для решения острых социальныхпроблем на основе коренной модернизации производства и его структурнойперестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего секторапромышленности, ускоренного инвестиционного развития секторов “новой экономики”,прежде всего становления инновационных и информационных отраслей и формированиянового технологического облика национального хозяйства XXI века.[6]
В среднесрочном плане государственнаяинвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативычастнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятногоинвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональныхограничений росту инвестиций в производство, усиление их социальнойнаправленности, противодействие возникшим после кризиса угрозам дестабилизациихозяйственной жизни в стране в связи с крайней физической изношенностьюпроизводственного аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала иопасностью возникновения техногенных катастроф.
Достижение указанных целейгосударственной инвестиционной политики требует осуществления комплексанеотложных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране,поддержке инициатив рыночного сектора экономики, кардинальному повышению ролигосударства в обеспечении привлекательных законодательных и институциональныхусловий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современнымтребованиям рынка, защите их интересов. В связи с этим основными принципами изадачами политики государства в инвестиционной сфере должны стать:
в области создания благоприятногоинвестиционного климата:
– усиление роли государства как гарантаосуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режимахозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичностьпроводимой государственной инвестиционной политики;
– введение иммунитета внутреннихинвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условиявнутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством,предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильныхусловий хозяйствования;
– создание равных конкурентных условийхозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности,способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическомуразвитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса; –осуществление действенных законодательных и практических механизмов защитыинтересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранениепротиворечий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности,снятие барьеров входа на рынок капиталов; – либерализация рынка инвестиционныхпроектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительнойдокументации при их разработке и реализации (принцип “одного окна”); –обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации оборганизациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций (регламентациясостава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансовогохарактера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработкароссийских стандартов учета, максимально приближенных к западным); – содействиестановлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка,обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики винвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмовмежотраслевого перелива капитала; в сфере государственного инвестирования: –усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране,безусловный приоритет инвестиций в “человеческий” капитал, в развитиесоциальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной иприкладной науки; – отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета,от реализации необеспеченных финансированием инвестиционных проектов,безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамкахгодового бюджетного плана; – открытость и предсказуемость государственнойинвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталовчастнопредпринимательского сектора для решения приоритетных задачсоциально-экономического развития страны (в рамках механизмов Бюджета развитияи других инструментов); – отказ от прямого государственного финансированияэффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов; приоритетгосударственной поддержки непривлекательным для частного капитала, ностратегически важным для страны инфраструктурным объектам, от которых зависитустойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующихинновационно-технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающихэкологическую безопасность; – повышение эффективности инвестиционной деятельностигосударственного сектора экономики, обеспечение “прозрачности” данныхинвестиционных потоков и программ, нацеленность на решение приоритетных задачсоциально-экономической политики государства, безопасное функционирование ихтехнически сложных систем; в области поддержки инвестиционной деятельностирыночного сектора экономики: – создание благоприятных условий наращиванияинвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем осуществленияпрограмм их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствованияамортизационной политики адекватно задачам инвестиционной реконструкциипроизводства; освобождение его от колоссальной массы устаревших неиспользуемыхактивов; – либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россиюсовременного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизациидействующих предприятий; – повышение инвестиционной привлекательностироссийских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю подприватизированными зданиями и сооружениями; введение обязательных международныхстандартов отчетности во всех секторах экономики, реформа бухучета иаудиторской деятельности. Сегодня в России создалась реальная возможностьуспешного проведения модернизации экономики с минимальными социальнымииздержками. Наблюдаются промышленный рост, увеличение инвестиций, снижениебюджетного дефицита, низкая инфляция, рост налоговых поступлений изолотовалютных резервов. Однако для широкомасштабной модернизации экономикинеобходимо создать благоприятный инвестиционный климат, проводить предсказуемуюи стимулирующую рост макроэкономическую политику, завершить структурнуюперестройку экономики. Улучшение инвестиционного и предпринимательского климатаявляется ключевым условием развития экономики, поэтому к приоритетнымнаправлениям экономической политики относится формирование законодательныхоснов, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательскийклимат, что подразумевает: — кардинальное улучшение условий инвестирования ихозяйствования; — существенное снижение налогового бремении повышение эффективности налоговой и таможенной систем; — достижениесбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности еефункционирования; — стимулирование прогрессивныхструктурных сдвигов в российской экономике; — реструктуризациюестественных монополий; — создание условийдля развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовойстабильности; — создание условий для интеграции России вмировую экономику. Все это позволит России закрепить позитивные тенденции,наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивогоэкономического роста.
3.2. Приоритетныебазовые отрасли в Кузбассе
На протяжении несколькихпоследних лет отраслевая структура инвестиций в основной капитал, по большомусчёту, не менялась. Основной поток финансовых ресурсов направлен в базовыеотрасли. Естественно, что главным приоритетом многих инвесторов по-прежнемуостаётся угольная промышленность. В 2004 году объем инвестиций в отрасльсоставил 22,5 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше по сравнению с 2003 годом.[7]Благодаря стабильным инвестиционным потокам в Кузбассе было построено 4 новыхшахты и 5 разрезов, произведена реконструкция и техническое перевооружениецелого ряда действующих предприятий.
В металлургию в 2004 годубыло вложено свыше 5,85 млрд. рублей инвестиций. При этом на долю предприятий чёрнойметаллургии пришлось около 5,5 млрд. рублей, что в 3,6 раза выше уровняпредыдущего года. В цветную металлургию инвесторы вложили 401 млн.рублей, темсамым повысив показатели 2003 года в 1,7 раза.
На развитиеэлектроэнергетики в 2004 году было направлено более 2,6 млрд. рублей, чтосоставляет 95 % от уровня предыдущего года.
В кузбасский Химпромвложено около 580 млн. рублей инвестиций (118 % к уровню предыдущего года),необходимых для модернизации ключевых производств.
Позитивные сдвигипроисходили и в машиностроении: на развитие отрасли в прошлом году направлено968 млн. рублей, что почти в три раза превышает показатель 2003 года.
В строительстве такженаблюдается тенденция к увеличению инвестиций. Объем средств, поступивших вотрасль, вырос в 1,55 раза по сравнению с 2004 годом и составил 539 млн.рублей.
Значительными вкладами восновной капитал характеризуется пищевая промышленность Кузбасса. Наосуществление различных проектов было использовано 697 млн. рублей, что в 1,2раза больше, нежели в прошлом году.
Следует отметить, что2004 год в регионе стал годом интенсивного развития новейших информационныхтехнологий. Стремительно внедрялись современные IT-услуги. Увеличилось числопользователей интернет, а также «мобильных» абонентов. Подобный прогрессво многом был связан с ростом активности инвесторов в этой сфере. На развитиесвязи направлено свыше 2,9 млрд. рублей, что в 1,7 раза выше прошлогоднегоуровня.
По прогнозамспециалистов Администрации Кемеровской области, в 2005 году отраслевая структуракузбасских инвестиций существенно не изменится. Поэтому государственнаяподдержка должна оказываться на приоритетных направленияхсоциально-экономического развития области. В сферу наших интересов попадают иинвестиционные проекты по замещению ввозимых в область потребительских товаровв химической промышленности, легкой промышленности и машиностроении, пищевойпромышленности и в сельском хозяйстве. Всё это необходимо для сохранениястабильно положительной динамики развития кузбасской экономики в целом иотдельных её отраслей в частности. Кроме того, уже сегодня нужно работать наперспективу, направляя «сырьевую» экономику в инновационное русло. Планируетсяряд мер по развитию перерабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики,стимулированию инновационной активности в регионе. В частности, путём созданиятехнопарков и особых технико-внедренческих зон. Благодаря постоянной поддержкеинвестиционной деятельности со стороны государственных структур различногоуровня все эти усилия с лихвой окупятся уже в самом ближайшем будущем!
Вывод: В настоящеевремя в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционногои хозяйственного подъема.
Главные цели инвестиционной политикигосударства обусловлены решением стратегических задач развития РоссийскойФедерации, определенных в “Основных направлениях социально-экономическойполитики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Еслитакже будет осуществляться в дальнейшем поддержка со стороны правительства, тов ближайшем будущем экономика страны возрастет с помощью больших вложений винвестиции.
Заключение
Инвестиционнаяполитика основывается на полном изучении объективных и субъективных факторов,влияющих на состояние инвестиционного процесса, обязательств, которые должныбыть обеспечены инвестиционной программой, а также допустимости различныхэлементов инвестиционного риска. Инвестиционная политика определяет тактикуинвестиций. На ближайшее время она показывает, какие из вариантов инвестицийнужно выбрать для достижения финансовых целей компании. В общем плане онадолжна служить основой при определении или разработке вариантов инвестиций,которые соответствовали бы поставленным целям.
Важнейшей задачейактивизации инвестиционной деятельности является поддержание социальныхпрограмм и выравнивание за счет бюджетного инвестирования уровня жизнинаселения.
Инвестиции означаютвложения в производство, то есть расходы на строительство новых заводов, настанки и оборудование с длительным сроком службы и т. п. Инвестиции делятся напрямые, портфельные, реальные и проектные. Также существует деление на валовыеи чистые. Основными факторами влияющими на инвестиции являются ставка процентаи норма чистой прибыли, но также существуют такие факторы, как издержки наприобретение и ремонт оборудования, налог на предпринимателя, технологическиеизменения и ожидание. При проведении инвестиций в какую-либо отрасль экономикиили регион необходимо провести анализ инвестиционного климата. Инвестиционныйклимат имеет две составляющие — инвестиционный потенциал и инвестиционныйриск,- каждая из которых имеет несколько параметров.
С каждым последующимгодом инвестиционная привлекательность страны только повышается, тем самымрастут вложения в различные роды деятельности государства, а также и отдельноговзятого региона. В свою очередь правительство страны так и администрацияКузбасса не остаются равнодушными, и принимает активное участие винвестиционной политике, издавая новые законопроекты.
В настоящее время в российской экономикесложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема.
Главные цели инвестиционной политикигосударства обусловлены решением стратегических задач развития РоссийскойФедерации, определенных в “Основных направлениях социально-экономической политикиПравительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”. Если такжебудет осуществляться в дальнейшем поддержка со стороны правительства, то вближайшем будущем экономика страны возрастет с помощью больших вложений винвестиции.
Словарь
Инвестиции – этозатраты, направляемые на увеличение или восполнение капитала.
Амортизация – это инвестиционные расходы,которые направляются на возмещение износившихся машин и оборудования, навосполнение отслуживших свои сроки зданий и сооружений.
Чистые инвестиции– это ресурсы для строительства новых предприятий, создания новогооборудования, новых транспортных средств и др. Иначе говоря, валовые инвестицииминус амортизация дают величину чистых инвестиций.
Инвестирование –это шаг в завтра, создание условий для обновления и увеличения производства.
Капиталовложения – инвестиции в воспроизводствоосновного капитала (основных фондов).
Прямые инвестиции — вложения в реальные активы(производство), в управлении которыми участвует инвестор;
Портфельные (финансовые)инвестиции — вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно ститулом собеседника, дающие право на получение доходов от собственности.
Реальные инвестиции — финансовыевложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д.включая затраты оборотного капитала;
Проектные инвестиции — кредиты,предоставляемые реальному или потенциальному собственнику для реализацииприбыльного инновационного проекта.
Ожидаемая норма чистойприбыли, которуюпредприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции,
Ставка процента — цена, которую фирма должназаплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретенияреального капитала.
Валовой внутреннийпродукт,общепринятое сокращение — ВВП— рыночная стоимость всех конечных товарови услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления),произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства дляпотребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежностииспользованных факторов производства.
Список использованной литературы
1. Инвестиционныйпотенциал российской экономики / В.С.Бард, С.Н.Бузлуков и др. М.: Экзамен,2003.
2. Рынок инвестиций/ В.Н.Чапек. — Ростов-Н-Д: Феникс, 2005.
3. Игошин Н.В.Инвестиции. -М.: Юнити-Дана, 2001.
4. Инвестиции.учебное пособие / под.ред. д.э.н. В.А. Слепова, М., Юрист, 2002г.
5. http://www.budgetrf.ru/- данные по инвестиционной активности
6. http://www.ivr.ru- сайт “инвестиционные возможности России”
7. http://www.gks.ru- Официальный сайт Госкомстата Российской Федерации
8. http://www.iet.ru.- сайт «Институт Экономики Переходного Периода».
9. Газета«Коммерсантъ», 22 ноября 2006 г. www.dcenter.ru/news/221106_Mironov_053_.htm
10. Деловой Кузбассэлектронная версия # 4-5 апрель-май 2005
11. Сайтадминистрации Кемеровской областиhttp://www.kemerovo.su/PRESS/viewtext.asp?C25469=On
12. Сайт «Кузбассинформ» www.kuzinform.ru/?p=news&do=read&id=2006091408450639
13. Кузбасс.com. Кузбасский деловой порталhttp://www.kuzbass.com/news/422228-mln-dollarov-investirovano-v-kemerovskuyu-oblast.html
14. Еженедельная газета «Стройка»,№ 16, 2001 год www.gvozdik.ru/analit/49.html