Реферат по предмету "Экономика"


Информационная индустрия в экономическом развитии общества

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Информационнаяиндустрия: основные понятия
2. Место и рольинформационной индустрии в общественном производстве
3. Структурные изменения,происходящие в информационной индустрии
4. Государственнаяполитика в сфере формирования и развития научно-технического ипроизводственного потенциала информационной индустрии
Заключение
Литература

Введение
Темаконтрольной работы «Информационная индустрия в экономическом развитииобщества».
Активнаяразработка автоматизированных информационных систем и их применение вобщественной практике вскрыли глубинные проблемы, связанные с технологическимциклом переработки и использования информации в планово-управленческих,познавательных, производственных и других процессах. Об информации началиговорить как о социальном ресурсе, имеющем собственное назначение и своимеханизмы функционирования в обществе. Этот ресурс и стан предметом новойфункциональной науки. Таким образом, информатика, будучи наукой о законахвыработки, передачи и использования информационного ресурса в общественнойпрактике, теоретически закрепила роль ЭВМ и автоматизированных систем в этихпроцессах.
Цельработы – ознакомиться с информационной индустрией: целью и смысломдеятельности; местом и ролью информационной индустрии в общественномпроизводстве; современной структурой информационной индустрии и рольюгосударства в сфере информационной индустрии.

1.Информационнаяиндустрия: основные понятия
Усложнениеиндустриального производства, социальных, экономических и политическихотношений, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человекапривели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — ксозданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. На первыйплан выдвигается новая отрасль — информационная индустрия, связанная спроизводством технических средств, методов и технологий для производства новыхзнаний и направляющая движение человечества к информационному обществу.
Информационнаяиндустрия — это широкомасштабное производство информационных продуктов и услугразличного типа на базе новейших информационных и компьютерных технологий (отгазет, журналов и книг до компьютерных игр и информационного наполнения сетей).Она включает двесущественно разные части: производство информационной техники (машин иоборудования) и производство непосредственно информации.
Помимопонятия информационной индустрии, в литературе встречаются такие понятия, какинформационный сектор экономики, общественного производства, народногохозяйства; информационная сфера народного хозяйства; информационнаяинфраструктура; информационная деятельность; индустрия обработки информации;индустрия переработки информации; информационные отрасли; информационные видыдеятельности.
Появление понятияинформационной индустрии связано с распространением концепциипостиндустриального общества, согласно которой основные ресурсы развитых странсегодня вовлечены в информационный сектор экономики, информационные услуги иинформация становятся одним из важнейших продуктов общественного производства,а современная экономика становится информационной экономикой. Процесс фундаментальныхпреобразований производительных сил общества, вызванный расширяющимсяиспользованием в общественном производстве знаний и ускоренным обновлениеминформационной технологии, еще в конце 70-х годов XX в. получил название«информационная революция». При выделении в общественном производствеинформационной индустрии исходят, как правило, из числа занятых в нем людей,прямо или косвенно принимающих участие в производстве и распространенииинформации.
Включениев состав информационной индустрии всех видов деятельности, связанных синформацией (прежде всего живого труда), отнесение к ее результатам не толькособственно информационных услуг, но и всех результатов труда, появившихся всвязи с использованием информации в качестве предмета или средства труда иприменением средств информационной технологии, по-видимому, неправомерно. Такженеправомерно относить к информационной индустрии все то, что используется вдеятельности, связанной с информацией, поступает на ее вход (например,технические средства, услуги связи), то, что не может существовать в качествесамостоятельного объекта (например, результаты научных исследований), и т. п.Иначе любой вид человеческой деятельности, осуществляемой с использованием нетолько собственных, но и других, получивших объективное выражение знаний, атакже любая сознательная деятельность должны были бы быть отнесены кинформационной деятельности и к индустрии информации.
Крезультатам информационной индустрии, вероятно, следует относить только теинформационные услуги, которые имеют самостоятельное значение и/или товарныйхарактер, не подготавливаются и не потребляются в ходе осуществлениядеятельности по получению других результатов в материальном и духовномпроизводстве. В состав индустрии информации должны включаться только те видыдеятельности, которые связаны с подготовкой и оказанием этих услуг.
Напрактике под индустрией информации понимается комплекс предприятий иорганизаций, преобладающим (по стоимости) продуктом которых являютсяинформационные услуги. Это означает, что если подготовка информационных услугне является основной задачей деятельности предприятий и организаций или услугиподготавливаются в организационно не обособленном подразделении, то есть несостоящем на самостоятельном балансе и/или не ведущем самостоятельного учета,то в этом случае предприятия и организации нельзя отнести к индустрииинформации.
Основной задачейдеятельности индустрии информации является преобразование информации(переработка информационных ресурсов) в интересах решения каких-либо задачпотребителей и обеспечения условий для доступа потребителей к необходимой иминформации. Считать целью индустрии информации своевременное удовлетворениепотребностей народного хозяйства в новой информации на основе применения новойвычислительной техники, средств связи, новой информационной технологии, форм иметодов информационного производства, по-видимому, неправомерно, так как в этомслучае смешиваются цели индустрии информации и ее потребителей. Информацияпредставляет собой неубывающий и воспроизводимый ресурс жизнеобеспеченияобщества. Вместе с тем для развития общества необходимо привлекать не толькосуществующие, но и новые информационные ресурсы, заменять старые болееперспективными. Чем больше и быстрее высококачественной информации внедряется вовсе сферы жизни и хозяйства, тем выше научно-технический, экономический,политический и социальный потенциал страны. Несмотря на возрастающую роль вобщественном производстве, индустрия информации не является самостоятельной,она обеспечивает нормальную и эффективную работу других сфер деятельности иподразделений общественного производства (как самостоятельных, так инесамостоятельных), то есть является инфраструктурной отраслью. В соответствиис обслуживаемыми и обеспечиваемыми видами деятельности в рамках информационнойинфраструктуры можно выделить инфраструктуру научных исследований и разработок;развития, ведения и управления производством в целом и по отраслям;политического, социального, государственного и экономического управления;отдыха и развлечений; образования и т. п.
Услуги по преобразованиюинформации и обеспечению доступа потребителей к ней как раз и являютсяосновными результатами информационной индустрии, или информационными услугами,которые наряду с вещественной формой потребительных стоимостей могут иметь иневещественную форму — выступать полезным эффектом труда, неотделимым от самойдеятельности по обслуживанию потребителя. Их можно отнести к тем из материальныхусловий труда, без которых он может происходить лишь в несовершенном виде. Уинформационных услуг в невещественной форме процессы производства и потреблениясовпадают во времени, что определяет ряд их специфических черт какпотребительных стоимостей. В большинстве случаев эти услуги имеютиндивидуализированный характер, не могут накапливаться, имеют определеннуюадресность и не могут существовать вне индивидуального контакта с потребителем,не подлежат хранению, ориентированы на локальные рынки. Вместе с тем наинформационные услуги в невещественной форме приходится все меньшая долярезультатов труда в информационной индустрии. Все больше информационных услуг ввещественной форме сближаются с продуктами материального производства, хотя исохраняют ряд особенностей. Технико-экономические характеристики этих услуг,используемые ими технологии, близкие к индустриальным методам производства,высокая и постоянно растущая фондовооруженность информационного производства,основывающаяся на применении большого парка технических средств, процессыинтенсификации расширенного воспроизводства, протекающие в самой индустрииинформации, сближают индустрию информации с материальным производством.Масштабы использования информационных услуг сегодня настолько велики, что ихнаряду с информационными ресурсами можно рассматривать как особый ресурс, важныйи все более значимый элемент производственного потенциала предприятия, отрасли,хозяйства в целом.
Дляподготовки информационных услуг в рамках индустрии информации используетсятакой процесс обработки информации, как сортировка (главным образом ее разделениеи объединение, в том числе смысловое), являющаяся основным технологическимпроцессом индустрии информации. В свою очередь, успешное осуществление этоготехнологического процесса требует выполнения других процессов как напредшествующих (например, сбор и упорядочение информации для последующейобработки), так и на последующих стадиях работы с информацией (например,предоставление информации, ее воспроизведение в определенной форме и внеобходимом количестве экземпляров, доставка потребителям).
Важноотметить, что становление информационной индустрии в качестве самостоятельногои массового вида деятельности было связано с переходом к применению ЭВМ исовременных средств коммуникации для обработки информации и предоставленияпотребителям доступа к ней. Поэтому основным предметом труда в зрелой, ставшейсамостоятельной сферой деятельности индустрии информации является информация вмашиночитаемой форме, а основным средством труда в ней — ЭВМ. Наряду с этим вотдельных подразделениях индустрии информации в качестве предметов труда могутвыступать информация в других формах, например в печатной, то есть на различныхнемашинных носителях, в аудио- и видовой формах и т. п., а также информационныеуслуги, подготовленные в подразделениях индустрии информации и в другихотраслях.
Вкачестве предмета труда информационного производства рассматриваютсянациональные и мировые информационные ресурсы. Средствами труда винформационной индустрии наряду с ЭВМ и другим оборудованием для обработкиинформации выступают полиграфическое и репрографическое оборудование, некоторыесредства оргтехники, непосредственно используемые для подготовки ипредоставления информационных услуг. Средства труда можно отнести к понятиям«информационная технология» и «средства информационной технологии». Как ужеотмечалось выше, массовое внедрение вычислительной техники, стимулирующей ростинтеллектуальных возможностей человека, способствует активизации информационнойдеятельности, специализирующейся на подготовке информационных услуг.
Совокупностьпредприятий, организаций и целых отраслей, связанных с индустрией информации,входит в понятие «информационно-коммуникационная инфраструктура». Под этимтермином мы понимаем комплекс организационных и технологических средств поиска,хранения, распространения и использования информационной продукции и услуг вовсех сферах жизнедеятельности общества и государства. К таким средствам относятсятерриториально-распределенные депозитарии информационных ресурсов,государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети исистемы специального назначения и общего пользования, линии связи, сети иканалы переда-чи данных, средства коммутации и управленияинформационными потоками, организационные структуры управления и контроля.
Информационно-коммуникационнаяинфраструктура государства занимает особое место среди укрупненныхинфраструктур современного общественного производства, поскольку именно этаинфраструктура играет определяющую роль в организационно-технологическомобеспечении единства и целостности информационного пространства страны, егоуспешной интеграции в мировое информационное пространство, главной задачейкоторой является включение национальной информационно-коммуникационной инфраструктурыв мировую глобальную.

2. Местои роль информационной индустрии в общественном производстве
Местоинформационной индустрии в общественном производстве определяется еедеятельностью по удовлетворению определенных общественных потребностей, преждевсего в информационных услугах и обеспечении эффективной организации обращенияинформации в обществе. Выполнение этих функций позволяет считать индустриюинформации и информационно-коммуникационный комплекс неотъемлемой частьюсистемы экономической организации, жизненно необходимой для еефункционирования.
Индустрияинформации играет важную роль в общественном производстве. Она способствуетинтенсификации всех форм и направлений творческой деятельности потребителей внезависимости от сферы их работы. Кроме того, несмотря на увеличение темпов ростапроизводительности труда, постоянно увеличивается доля занятых в индустрииинформации трудовых ресурсов. Это вызвано тем, что производительность труда всамой информационной отрасли, как и в информационном секторе в целом, растетсущественно медленнее, чем в сферах общественного производства, активноиспользующих информацию и знания. Отчасти это объясняется тем, что прогресс вобласти информационных технологий (закон Мура) способствует расширению круга исложности решаемых задач, но не снижает затрат живого труда и нередко дажеувеличивает их, а также тем, что механическими и экономическими показателямивряд ли можно измерить производительность творческого, интеллектуального труда,который не всегда дает немедленный результат, его пользу и способность решатьновые задачи, обеспечивающие рост производительности труда в обслуживаемыхинформационным сектором областях общественного производства. Тем самымотносительное отставание темпов роста производительности труда в информационномсекторе по сравнению с другими областями общественного производства являетсяеще одной чертой способа производства, основывающегося на информации какключевом ресурсе.
Индустрия информации иинформационно-коммуникационный комплекс производят необходимый общественныйпродукт, прежде всего создают информационные ресурсы, которые в сочетании сосредствами их эксплуатации, например в виде баз данных, составляют потенциалдолговременного действия, функционирующий в течение мно-
гихпроизводственных циклов. Кроме того, информационные ресурсы входят в интеллектуальныйфонд общества, который определяется накоплением, распределением и практическойреализацией знаний (научной информации), квалификацией совокупной рабочей силы,включающей в себя преобразованный в информацию мировой производственный опыт,как современный, так и предшествующих эпох.
Степеньюразвития индустрии информации и информационно-коммуникационного комплекса все вбольшей мере определяется воспроизводство на новом качественном уровне рабочейсилы (прежде всего в тех областях применения труда, которые отстали посравнению с трудом в производстве по уровню оснащенности средствами труда,механизации и автоматизации, то есть по производительности труда). Проведениекрупных преобразований в производственном аппарате на базе научно-техническогопрогресса требует существенных изменений не только в качественных характеристикахрабочей силы (культурный и общеобразовательный уровень, психология), но и вусловиях труда (в том числе в информационном сервисе), которые позволили бы смаксимальной эффективностью использовать новую технику и технологию.Совершенствование информационного сервиса, в свою очередь, создает предпосылкидля роста интеллектуального потенциала работников и общества в целом. По своейэкономической природе накопление знаний однотипно с накоплением материальныхэлементов производительных сил и выступает в качестве самостоятельного процессанакопления вещественных и невещественных благ. В этом заключаются инвестиционныефункции индустрии информации.
Инвестиционнаяфункция информационной деятельности проявляется и в том, что информация изнания, будучи производственным фактором, понимаемым как непосредственнаяпроизводительная сила, способны заменять капитал. Деятельность, производящаяинформационные продукты и услуги, традиционно относимые к четвертичному илипятеричному секторам экономики, ныне становится первичной, снабжающей хозяйствонаиболее существенным и важным ресурсом производства. При этом речь идет не отом, что знания определяют успех предприятия, а о том, что издержки, связанныес информацией, информационными технологиями и информационными услугамистановятся основными в количественном аспекте. Уже в 1991 г. в США затраты наприобретение информации и средств информационной технологии (112 млрд.долларов) впервые превысили затраты на приобретение производственных технологийи основных фондов (менее 107 млрд. долларов), а к 1995 г. в Соединенных Штатахс помощью информации производилось 3/4 добавленнойстоимости, создаваемой в промышленности.
Сусложнением структуры научно-технической сферы и производства, ростоммежотраслевых и международных связей повысилось значение информационнойдеятельности, связанной с обслуживанием всех звеньев и фаз воспроизводственногопроцесса. Функции индустрии информации постоянно расширяются, выходя далеко запределы традиционных посреднических операций. Индустрия информации становитсянепосредственным участником не только исследований и разработок, но и всехпроизводственных и социальных процессов. Укрепление связей в науке,производстве, а также науки с производством способствует сокращению временипрохождения информации от ее создателей к возможным потребителям, успешнойреализации потенциала научной информации в интересах ускорениянаучно-технического прогресса.
Развитиеинформационной инфраструктуры во многом определяет эффективность производства.Индустрия информации, будучи важным элементом структуры общественногопроизводства, превращается в крупный сектор хозяйства, существенно влияющий наэффективность производства, ускорение научно-технического прогресса,экономический рост в целом.
Дифференциацияи специализация центров индустрии информации зависит, в частности, от степениретроспективности информации и от видов обрабатываемых документов и информации(патентная, рекламная, технологическая и т. п.), от тематики информации(научно-техническая, экономическая, медицинская, экологическая и др.) и т. д.
Являяськрупным сектором современного хозяйства, индустрия информации органическивстроена в единую систему хозяйственных связей, теснейшим образом взаимодействуетс различными звеньями материального производства и непроизводственной сферы,обслуживая их нужды. Индустрию информации и информационно-коммуникационныйкомплекс можно отнести к следующим блокам сферы услуг, отличающимся друг отдруга назначением услуг, характером удовлетворяемых потребностей, функциями вхозяйственном комплексе, а именно:
—создание невещественных форм богатства;
—подготовка и функционирование всех звеньев и фаз процесса воспроизводства;
—предоставление услуг, ориентированных на личные потребности;
—регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений.
Формированиесовременной индустрии информации и информационно-коммуникативного комплексанельзя рассматривать как итог деятельности библиотек или статистических служб,специализирующихся на подготовке информационных услуг. Оно явилось взначительной степени результатом развития общего разделения труда, и преждевсего в материальном производстве, где и ранее подготавливались и оказывалисьинформационные услуги (хотя и в неразвитой форме).
В частности, вкапиталистических странах высокий уровень развития производительных сил,обусловливающий рост производственных и личных потребностей в информационныхуслугах, объективную необходимость расширения их потребления, всегда оказывалогромное влияние на формирование и развитие индустрии информации иинформационно-коммуникационного комплекса.
Единствои общность индустрии информации с материальным производством отчетливопроявляется в их зависимости от объективных экономических законов, вопределенной идентичности социально-экономической структуры, направлений и формнаучно-технического развития, в близости основных принципов и схеморганизационного построения. Господствующая в экономике форма собственностидоминирует в индустрии информации и информационно-коммуникационном комплексе,причем сейчас главные параметры развития этих составляющих сферы общественноговоспроизводства в ведущих капиталистических странах определяетмонополистический капитал, занимающий здесь, как и в материальном производстве,решающие позиции. В капиталистических странах индустрия информации все в большейстепени включается в сферу интересов капитала, она производит прибавочнуюстоимость, получение которой становится основным мотивом деятельности, поэтомутруд в информационной индустрии приобретает характер производительного труда.
Ростзанятости в индустрии информации сопровождается ускоренным накоплением основныхфондов. По масштабам используемого оборудования, технических и других средствона приближается к промышленности. Таким образом, характер информационнойдеятельности приобретает черты индустриального производства. Взаимосвязьиндустрии информации с материальным производством проявляется в том, что напотребности индустрии информации ориентированы мощные инвестиционные отраслимашиностроения и без развития соответствующей материальной базы были бы невозможнымногие ее современные достижения. Применение ЭВМ и современных средствтелекоммуникации для обработки информации и обеспечения доступа к ней потребителей,а также новой издательской техники создает предпосылки не только длястановления, но и развития информационной индустрии.
Эволюция индустрииинформации в последние десятилетия ознаменовалась существенными изменениями вее материально-технической базе, в информационных технологиях, методах ипринципах организации труда. По мере развития отрасли информации в ней все ширеприменяются индустриальные методы организации информационного производства,увеличивается арсенал используемых административно-управленческих методов. Пересматриваютсяне только те или иные аспекты трудового процесса, но и основополагающиепринципы обслуживания. В управлении информационными службами все больший акцентделается на комплексном преобразовании и совершенствовании всей технологииподготовки и оказания информационных услуг. Аналогично материальномупроизводству в практике индустрии информации широкое применение находитвнедрение стандартизированных схем обслуживания, рассчитанных на удовлетворениемассовых однородных информационных потребностей. Унификация уровняинформационного обслуживания даже в условиях капиталистических стран уменьшает(хотя, конечно, не устраняет с учетом значительной дифференциации финансовыхвозможностей граждан) различия между отдельными группами населения, но вместе стем не ведет к обезличиванию обслуживания, свойственному крупным предприятиямсферы услуг.
Анализразвития и результатов функционирования индустрии информации показывает, чтопри переходе к использованию новых информационных технологий повсеместноерасширение объемов информационных услуг осуществляется не только за счетэкономии труда в сфере материального производства, но и за счет внутреннихисточников развития индустрии информации, повышения производительности трудаработающих в ней людей, интенсификации самой отрасли. Все более широкое использованиесовременной информационной техники и технологии, индустриальных методоворганизации труда связано с процессами обобществления труда на национальном имеждународном уровнях, ведущими к снижению удельных затрат на подготовкуинформационных продуктов и услуг и, как следствие, повышению объема их выпуска.Динамичный рост индустрии информации является важнейшей чертой экономикиведущих развитых стран. Совокупное действие объективных факторов, определяющихвозрастание общественных потребностей в накоплении информационного потенциала,способствовало концентрации труда, денежных и материальных ресурсов в индустрииинформации. Рост этих потребностей является устойчивой закономерностьюэкономического развития, опирающегося на научно-технической прогресс, итогом иодновременно условием поступательного развития производительной силыобщественного труда, его углубляющегося разделения.
3.Структурныеизменения, происходящие в информационной индустрии
Современнаяинформационная индустрия представляет собой совокупность компаний и фирм,занятых созданием, преобразованием и передачей информации, существующей в видеданных, текстов, графики, видеоизображений и звука. В структуру информационнойиндустрии можно включить предприятия средств массовой информации, занимающиесяпроизводством содержания — развлекательных программ, деловой и образовательнойинформации (теле- и киностудии, издательства, информационные агентства), атакже компании, распространяющие это содержание (кабельные и телефонныекомпании, телесети), и фирмы, разрабатывающие программное обеспечение иинформационные компьютерные системы.
Информационнаяиндустрия включает:
—информационные службы (центры — хранилища автоматизированных баз данных, институты,агентства, библиотеки);
—производство носителей информации (книг, справочников, газет и др.);
—информационные технологии (ЭВМ, терминалы, принтеры и др.);
—интегральные технологии (устройства сопряжения, преобразователи);
—средства и каналы связи (телефон, телеграф, электронная и обычная почта,спутниковая связь, радио, телевидение и др.).
Насовременном этапе в информационной индустрии наблюдаются следующие структурныеизменения:
—быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий;
—постоянный рост их эффективности при снижении затрат;
—развитие и большая доступность новых приложений;
—стирание границ между разными секторами индустрии производства содержания(электронные публикации, аудиовизуальные услуги), обусловленное все большимпроизводством информации в цифровом виде.
Врезультате указанных структурных изменений:
— нарынок выходят новые участники, нередко представляющие другие области индустрии(например, телекоммуникационные операторы или компании, организующие доступ в Интернет);
— засчет технологий сжатия и широкополостной передачи расширяются каналыраспространения информации, делая ее более доступной;
—глобализация электронного печатного рынка обостряет конкуренцию на региональныхи национальных рынках содержания;
—становится сложнее обеспечивать защиту прав на интеллектуальную собственность;
—пользователь получает больший выбор и независимость. Интерактивный режим работыпозволяет ему непосредственно манипулировать информационными услугами.
Зарубежом индустрия информации уже сформировалась, сложилась и ее организационнаяструктура. Основными элементами этой структуры являются:
—организации — производители информации (органы государственной статистики,информационные агентства, внешнеэкономичес-
еорганизации, НИИ и др.);
—владельцы автоматизированных баз данных (АБД);
—информационные брокеры (или посредники) — организации, обеспечивающиеориентирование пользователей в информационной среде, рассредоточенной вразличных автоматизированных базах данных (информационные центры,информационно-библиотечные структуры в различных учреждениях: производственных,учебных, научных);
—пользователи (или конечные пользователи) АБД, которые осуществляют поискинформации в базе данных самостоятельно или через информационных брокеров.
Значение информационнойиндустрии для мировой экономики все более возрастает. Так, западноевропейскийрынок информационных и телекоммуникационных технологий в 1996 г. имел болеевысокие темпы роста (7,2%), чем экономика в целом. Продолжается устойчивый ростинформационного сегмента в экономике США (9,8%). В развитых странах Европыинформационная индустрия растет в 2-3 раза быстрее, чем другие отрасли промышленности.Объемы производства в секторе информатики в государствах ЕЭС еще в 1993 г.достигли примерно 100 млрд долларов, что составляло более половины общегообъема промышленного производства в этих странах.

4. Государственнаяполитика в сфере формирования и развития научно технического ипроизводственного потенциала информационной индустрии
Научно-техническийи производственный потенциал, а также рынок продукции и услуг информационнойиндустрии являются системообразующими технико-экономическими факторамигосударственной информационной политики, поэтому задача обеспечения единогоинформационного пространства государства и защиты национальных интересов винформационной сфере может быть решена только при условии их функционированиякак единой территориально-распределительной системы.
Научно-техническийи производственный потенциал информационной индустрии России составляют научныеучреждения Российской академии наук и высшие учебные заведения соответствующегопрофиля, научно-исследовательские, научно-производственные,опытно-конструкторские организации и предприятия — производители различныхорганизационно-правовых форм и форм собственности, занимающиесяфундаментальными и прикладными исследованиями в информационной сфере, а такжепроектированием, разработкой и производством технологий, систем, программногообеспечения, технических средств информатизации, вычислительной и телекоммуникационнойтехники и средств связи, внедрением, эксплуатацией и научно-техническимсопровождением таких систем и техники.
Возможныдва подхода к формированию и развитию научно-производственного потенциалаинформационной индустрии.
Первый подходпредполагает максимальное использование зарубежных научных разработок,технологий, систем и производственной продукции. В этом случае национальныйнаучно-технический потенциал резко сокращается, фундаментальные и прикладныенаучные исследования, проектные и опытно-конструкторские работы проводятся вминимальных объемах, производственный потенциал переключается на внедрение исопровождение технических систем и средств зарубежного производства, на закупкукоторых в основном используются финансовые ресурсы государства в информационнойсфере. Национальная информационная индустрия фактически переводится на уровеньсервисного обслуживания и производства продукции массового потребления поиностранным лицензиям. Такой подход, безусловно, позволяет формироватьинформационную сферу государства на основе использования передовыхинформационных и коммуникационных технологий и технических средств мировогоуровня и упрощает ее интеграцию в мировое информационное пространство, нострана при этом попадает в жесткую технологическую и экономическую зависимостьот иностранных производителей, что создает реальную угрозу ее интересам ибезопасности в информационной сфере, а также снижает ее возможности обрестистатус мировой державы.
Второйподход заключается в ориентации лишь на научные разработки, технологии, системыи технические средства собственного производства. Однако в современных условияхсоздать национальную информационную индустрию, продукция которойсоответствовала бы передовым достижениям науки и техники в информационнойсфере, вне рамок международного сотрудничества практически невозможно. Дажеесли бы страна была способна отвлечь на развитие информационной индустрииогромные финансовые и материально-технические ресурсы из других секторовэкономики, то и это не позволило бы ей сохранять конкурентоспособность намировом рынке. Подобный подход мог бы повлечь за собой самоизоляцию страны и,как следствие, снижение ее влияния на геополитические процессы, научное итехнологическое отставание в целом, стал бы существенным препятствием на путиее сотрудничества с другими государствами и фактически не снял угрознациональной информационной безопасности.
Поэтомугосударственная информационная политика по формированию и развитиюнаучно-технического и производственного потенциала информационной индустриидолжна исходить из необходимости обеспечения технологической и экономическойнезависимости страны, ее информационной безопасности и важности международноговзаимодействия в этой сфере.

Заключение
С учетом изложенногогосударство должно оказывать поддержку индустрии информации, особенно в периодее адаптации к условиям рыночной экономики. Одновременно должны создаватьсяблагоприятные экономические и политические условия для привлечения винформационную индустрию иностранных инвестиций, а также новейших технологий,научных и опытно-конструкторских разработок.

Литература
1. Белл Д. Грядущеепостиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. — М., 1999.
2. Завьялова Л. П. Индустрияинформационных услуг: проблемы и решения // НТИ. Сер. 1. — 1988. — № 2. — С.2-6.
3. Инфосфера:Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю. М. Арский,Р. С. Гиляревский, И. С. Туров, А. И. Черный. — М.: ВИНИТИ, 1996.-489 с.
4. Современная информатика:наука, технология, деятельность / Р. С. Гиляревский, Г. 3. Залаев, И. И.Родионов, В. А. Цветкова; под ред. Ю. М. Арского. — М.: ВИНИТИ, 1998. — 220 с.
5. Экономика индустрии информатики /под ред. Ю. М. Каныгина, А. М. Миняйло. — Красноярск: Изд-во Красноярскогоун-та, 1982. — 333 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.