Федеральноеагентство по образованию
Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
Государственныйтехнологический университет
«Московскийуниверситет стали и сплавов»
Кафедраполитической экономии
Учебный курс «Экономическаятеория»
Курсовая работа
на тему: «Иностранныеинвестиции и экономику РФ»
Выполнила:
Научный руководитель:
Содержание
Введение. 3
1. Иностранные инвестиции:сущность, классификация. 6
1.1 Сущность иностранныхинвестиций. 6
1.2 Классификация иностранныхинвестиций. 10
1.3 Препятствия на путиинвестиций. Инвестиционный климат в РФ… 16
1.4 Основные проблемыпривлечения иностранных инвестиций в экономику РФ 19
2.Иностранные инвестиции вэкономике РФ… 21
2.1 Необходимость привлеченияиностранных инвестиций в российскую экономику 21
2.2 Региональное размещениеиностранных инвестиций в России. 22
2.3 Динамика иностранныхинвестиций в экономику Российской Федерации 25
3. Роль государства в улучшенииинвестиционного климата. 29
3.1 Инвестиционный климатосновных регионов России. 29
4. Как улучшить инвестиционныйклимат в РФ… 32
4.1 Меры на ближайшуюперспективу. 32
4.2 Меры на среднесрочную идолгосрочную перспективу. 37
4.3 Пути и меры по привлечениюиностранных инвестиций в РФ… 41
Заключение. 44
Литература. 46
Справочный материал. 47
Введение
ИНВЕСТИЦИИ (от лат. investre — облачать) — долгосрочныевложения государственного или частного капитала в собственной стране или зарубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей,предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационныепроекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения. Различаютследующие виды инвестиций: государственные, образуемые из средствгосударственного бюджета, из государственных финансовых источников; иностранные— вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностраннымибанками, компаниями, предпринимателями; частные, образуемые из средств частных,корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, таки привлеченные средства. Выделяют также производственные инвестиции,направляемые на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническоеперевооружение действующих предприятий, и интеллектуальные, вкладываемые всоздание интеллектуального, духовного продукта; контролирующие, прямыеинвестиции, обеспечивающие владение более чем 50% голосующих акций другойкомпании, и неконтролирующие, обеспечивающие владение менее чем 50% голосующихакций другой компании./1/
Одним из наиболее важных факторов развития экономикиявляются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания новогоили совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата сцелью получения прибыли. Ведь необходимым условием развития экономики являетсявысокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемовреализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования вприоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестицииформируют производственный потенциал на новой научно-технической базе ипредопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.
На данный момент российская экономика переживаетглубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первуюочередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальнуюнапряженность в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этоткризис, однако довольно безуспешно. В помощь государству в преодоленииэкономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены дляподнятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологическогоуровня.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна,что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, чтона инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же времябоязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов.
Целью данной работы является изучение понятия«иностранного капитала», его сущности, основных видов.
При написании данной работы я поставила перед собойследующие задачи:
рассмотреть основные проблемы привлечения иностранныхинвестиций в экономику России, состояние иностранной инвестиционнойдеятельности в России, а также основные виды инвестиций;
рассмотреть, какие страны-инвесторы являются болееактивными в отношении России, какова доля каждой из стран в общем объемеинвестиций;
изучить региональное размещение иностранных инвестиций вРФ, какие регионы лидируют по количеству вложенных в них иностранныхинвестиций;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ.
В курсовой работе я написала, какое количествоиностранных инвестиций приходится на определенную экономическую отрасль,привела статистические данные основных видов иностранных инвестиций,поступивших в экономику РФ за определенные периоды времени. Также указала объемпоступивших иностранных инвестиций по видам экономической деятельности, какоеколичество инвестиций вкладывают основные страны-инвесторы в экономику РФ.
Тема курсовой работы актуальна в настоящее время, так какинвестиционная политика нашего государства с каждым днем становится всеприоритетней.
1. Иностранные инвестиции:сущность, классификация
1.1 Сущность иностранныхинвестиций
Инвестиции различными экономическими школамихарактеризуется по-разному. В российской практике инвестициями называются всевиды активов, вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получениядохода (финансовое определение), или все расходы на создание, расширение илитехническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этимизменения оборотного капитала (экономическое определение). Различают инвестицииваловые и чистые, материальные, финансовые (портфельные), нематериальные;государственные и частные; надежные и рисковые; долгосрочные и краткосрочные.
При инвестировании необходимо сопоставлять затраты идоходы, возникающее в разное время. Для этого используется дисконтирование –процесс, обратный начислению сложных процентов. Инвестировать нужно толькотогда, когда ожидаемые доходы будут выше, чем издержки, связанные синвестициями.
Устойчивое развитие экономики любой страны сегодняневозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду смеждународной торговлей всё большее значение приобретают международные потокиинвестиционного капитала, на основе эффективного сотрудничества между странами.
Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях,когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний игосударств.
В последние годы актуальным стал вопрос привлечениявнешнего иностранного капитала в экономику России. Иностранные инвестициисчитаются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Этосвязано в первую очередь с тем, что финансовые ресурсы фирм ограниченны, а вусловиях российской действительности покрыть их недостаток путём привлечениядополнительного национального капитала (кредиты, займы и т.д.) достаточносложно по ряду объективных и субъективных причин, таких, как высокая нормаприбыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.
Привлечение иностранных инвестиций в страну даёт целыйряд преимуществ, а именно:
страна приобретает возможность дополнительногофинансирования крупных инвестиционных проектов;
иностранные инвестиции стимулируют, дают новый импульсразвитию и росту внутренних инвестиций;
вместе с финансовыми ресурсами в страну поступаетмноголетний опыт, который накапливался страной-инвестором на мировом рынке;
приток иностранного капитала в инновационные проектыпозволяет стране-реципиенту получить доступ к новейшим технологиям, технике ипередовым методам организации производства;
в том случае, если правительство страны испытываетвременные денежные затруднения разрешить, хотя при этом увеличивается внешнийдолг страны-реципиента[1];
рост иностранных инвестиций способствует интеграциистраны в мировое хозяйство, что в свою очередь обеспечивает ей устойчивоеэкономическое развитие.
Все иностранные инвесторы, вкладывающие деньги вэкономику подразделяются на следующие категории:
1. Ориентированные на доступ к разнообразным природнымресурсам (нефть, газ, цветные металлы, рыба, лес и т. п.) по стратегическимсоображениям. Главным в этом интересе является стремление диверсифицироватьисточник снабжения, а рентабельность играет явно второстепенную роль.
2. Ориентированные на освоение новых рынков. В первуюочередь, это отвечает стратегическим интересам крупных компаний, производящихпотребительские товары. Для них предложения российских, в том числе иставропольских, фирм, могут быть интересны в том случае, если они имеют прочныепозиции на соответствующем рынке и способны туда быстро продвинутьувеличивающиеся объемы товаров.
3. «Обычные» инвесторы, желающие хорошо, т. е. внесколько раз больше, чем у себя дома, заработать.
Иностранных инвесторов, пришедших в Россию, можно условноразделить на две группы. Первая группа — инвесторы, осуществляющие своикапиталовложения из стратегических соображений завоевания позиций на российскомрынке. К их числу относятся, прежде всего, крупные компании, такие, как«Кока-Кола», «Проктер энд Гэмбл». Вторая группа — менее крупные дельцы,инвестирующие в расчете получить как можно больше прибыли. Они выдвигаютдостаточно жесткие требования к рентабельности своих капитальных вложений.Например, стараются не рассматривать проекты, где внутренняя нормарентабельности складывается менее 40 — 50 %.
Однако в российской экономике на протяжении 90-х годовсложился неблагоприятный инвестиционный климат: снижение реальных доходовнаселения; уменьшение экспорта и государственных расходов привели к сокращению сбережений,как основного внутреннего источника финансирования инвестиций; дефицитностьфедерального бюджета неизбежно приводит к сокращению государственныхинвестиций; из-за убыточности большого количества предприятий, значительногоспада производства, взаимных неплатежей, тяжелого налогового бремени, высокойставки ссудного процента частный сектор также не сумел принять на себя основноебремя инвестиционного процесса. Поэтому одним из важнейших условий преодоленияинвестиционного кризиса является привлечение иностранного капитала.
Привлечение иностранных инвестиций в отечественнуюэкономику в качестве источника финансирования сталкивается с рядом проблем,обусловленных низким финансовым международным рейтингом, связанным созначительной политической, экономической и законодательной нестабильностьюинвестиционной деятельности в стране. Это не способствует притоку иностранныхинвестиций в экономику России. В период с 1999 – 2000гг. доля иностранныхинвестиций в общем объеме всех инвестиций составляет не более 2% прицелесообразном размере этой доли на уровне 10%. Россия, по мнению иностранныхэкспертов, является не очень надежной страной для инвестиций и по степениинвестиционного риска занимает 157 место в мире. В российскую экономикувкладывают свои средства различные фонды, специализирующиеся на рынкахразвивающихся стран, некоторые банки и частные инвесторы. Вложения иностранныхинвесторов направляются в отрасли, которые дают быструю и максимальную отдачу.
В соответствии с Федеральным Законом от 9 июля 1999 г.№160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иностранныеинвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательскойдеятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданскихправ, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских правне изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации всоответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (виностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества,имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результатыинтеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг иинформации.
Иностранные инвестиции в экономику России – вложениякапитала иностранными инвесторами, а так же зарубежными филиалами российскихюридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ вцелях получения дохода. Инвестиции делятся на прямые, портфельные и прочие.
Прямые инвестиции — это инвестиции, сделанные юридическимии физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими неменее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации.
Портфельные инвестиции – это покупка акций, поев,облигаций, векселей и других
долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% вуставном (складочном) капитале организации.
Инвестиции, не попадающие под определение прямых ипортфельных, указывается как прочие. /2/
1.2 Классификация иностранныхинвестиций
Иностранные инвестиции можно классифицировать последующим признакам:
в зависимости от активов, в которые осуществляетсявложение капитала на реальные, финансовые и нематериальные. Реальные инвестиции– это вложения в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующихили новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо инепосредственно участвующих в производственном процессе. Финансовые инвестиции– это обретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т.е. этовложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делахдругих фирм. Нематериальные инвестиции – это покупка концессий, торговых марок,патентов, лицензий и других нематериальных прав.
по формам собственности на инвестиционные ресурсы на:государственные, частные (негосударственные) и смешанные инвестиции.Государственные инвестиции представляют собой средства государственныхбюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных илимежправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в видегосударственных займов, кредитов, грантов, помощи. Частные (негосударственные)инвестиции – это средства частных инвесторов, вложенные в объектыинвестирования, размещённые вне территориальных пределов данной страны. Подсмешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубежсовместно государством и частными инвесторами.
в зависимости от характера использования на:предпринимательские, ссудные инвестиции. Предпринимательские инвестициипредставляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса,направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в видедивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заёмнойоснове с целью получения процента.
в зависимости от объекта вложения инвестиций на: прямыеиностранные инвестиции, портфельные и прочие инвестиции. Прямые иностранныеинвестиции (ПИИ) представляют собой вложения иностранных инвесторов, дающих имправо контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другогогосударства. Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов,связанные главным образом с вложением в ценные бумаги с целью получить илиувеличить доходы в форме процентов, дивидендов или разницы биржевых котировок.К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другиедолговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. Прочиеинвестиции представляют собой вклады в банки, торговые кредиты, кредитыправительств иностранных государств, кредиты международных финансовых организаций,прочие кредиты и т.п. /3/
Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные ипрочие является наиболее распространенным в экономической литературе, поэтомуданную классификацию следует рассмотреть подробнее.
Что касается прямых иностранных инвестиций, тоотличительной чертой этого вида является их производственное назначение,долгосрочность способность обеспечить инвестору управленческий контроль надпредприятием.
Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» к прямым инвестициямотносит: а) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей(вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданнойили вновь создаваемой на территории РФ; б) вложение капитала в основные фондыфилиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; в)осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателемфинансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн.руб.
Осуществление ПИИ возможно различными способами, главнымииз которых являются:
а) учреждение на территории другой страны компании,полностью принадлежащей иностранному инвестору;
б) покупка существующих фирм за рубежом;
в) привлечение иностранного капитала на основе концессийили соглашений о разделе продукции;
г) создание свободных экономических зон (СЭЗ),направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенныерегионы страны;
д) создание совместных предприятий с различной долейиностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акцийроссийских акционерных обществ.
Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, посколькуони оказывают существенное воздействие на национальную экономику имеждународный бизнес в целом. Роль ПИИ заключается:
1) в способности активизировать инвестиционные процессы всилу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
2) в содействии общей социально-экономическойстабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу;
3) в сочетании переноса практических навыков и квалифицированногоменеджмента с взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход намеждународные рынки;
4) в активизации конкуренции и стимулировании развитиясреднего и малого бизнеса;
5) в способности при правильной организации,стимулировании, размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
6) в содействии росту занятости и повышению уровнядоходов населения, расширения налоговой базы.
Прямые иностранные инвестиции:
а) являются хорошим дополнительным источником средств дляобновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектови программ, обеспечивающих оживление и подъём экономики, насыщение внутреннегорынка конкурентоспособными товарами и услугами;
б) представляют собой источник средств для внедренияпрогрессивной технологии, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга;
в) будучи направленными в конкретные объекты частосопровождаются обучением персонала, эффективно использующего новые технологии,рыночные механизмы, международные контракты и т.п.;
г) способствуют освоению и закреплению опытафункционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит кпритоку иностранного капитала, даёт инвестору уверенность в возврате вложенныхсредств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционногоклимата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов;
д) ускоряют процесс включения экономики в мировоехозяйство, развитие эффективных и интеграционных процессов, благоприятствуютиспользованию преимуществ международного разделения и кооперации труда,нахождению ниш в мировом хозяйстве и рынке; е) в отличие от займов и кредитовне ложатся дополнительным бременем на внешний долг и даже способствуютполучению средств для его погашения.
Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссия ООН по торговле иразвитию) к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения,которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагаютпостоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранныйинвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией,расположенной в стране, которая не является местом пребывания инвестора.
Прямое инвестирование осуществляется посредствомтрансграничного движения капитала: приобретения инвестором за рубежом местногопредприятия, создание нового заграничного филиала, совместного или смешанногопредприятия (смешанное и частное предприятие характеризуется участиемгосударственных органов). В настоящее время прямые инвестиции всё большенаправляются не на строительство новых, а на приобретение уже действующихпредприятий в развитых странах, осуществляемое в форме слияния или поглощения.Это объясняется глобализацией мировых рынков, усилением международнойконкуренции и необходимостью повышения прибылей в интересах акционеров.
Приобретение активов за рубежом может и не быть связано странсграничным движением капитала в обычном понимании. Например, предприятия,работающие на экспорт, могут использовать заработанные в другой стране средствадля инвестиций за рубежом. Может происходить торговля акционерным капиталоммежду фирмами разных стран.
Получают также распространение инвестиции без вложений вакционерный капитал. Например, заключение соглашений о представлении лицензий,торговых марок т.п. /4/
При портфельном инвестировании необязательны созданиеновых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случаеполагается в управлении реальными активами на других. Как правило, он простопокупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. Вбольшинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободнообращающихся ценных бумаг.
Основные способы портфельного инвестирования включают:
а) покупку ценных бумаг на рынках других стран;
б) покупку ценных бумаг иностранных компаний в своейстране;
в) вложение капитала в международные инвестиционные(паевые) фонды.
Привлечение иностранных портфельных инвестиций такжеявляется для российской экономики достаточно важной задачей. С помощью средствзарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономическихзадач:
1) пополнение собственного капитала российскихпредприятий путем размещения акций российских акционерных обществ средизарубежных портфельных инвесторов;
2) аккумулирование заемных средств российскими предприятиямидля реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельныхинвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
3) пополнение федерального бюджета и бюджетов субъектовРФ путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг,эмитированных соответствующими органами власти;
4) эффективная реструктуризация внешнего долга РФ путемего конвертации в государственные облигации с последующим размещением их средизарубежных инвесторов.
Прочие инвестиции занимают основную долю – примерно 57%объема инвестиций. Эта группа инвестиций (по субъектам вызова) – этогосударственные инвестиции. Государства являются крупными экспортерамикапитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в формеэкономической, технической и военной помощи развивающимся странам; возрастаетроль государства как гаранта экспорта частного капитала. Во многих странахсуществуют государственные организации, которые страхуют частных инвесторов.Государство участвует в деятельности международных финансовых учреждений (МВФ,Всемирный банк и его группа, ЕБРР).
1.3 Препятствия на путиинвестиций. Инвестиционный климат в РФ
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику тойили иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Инвестиционный климат — это совокупность политических,экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных,инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень рискакапиталовложений и возможность их эффективного использования. В настоящее времяинвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным дляполномасштабного привлечения инвестиций.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального ииностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция,несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальнойинфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этихпроблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый притокпрямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиямимежду исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации,наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ееграницах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоевобщества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей,неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадомпроизводства и др.
Российское правительство в последние годы проявляло вотношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальнаяполитика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но напрактике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложитькапитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно,коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократическихпрепятствий, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российскиеполитики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в Россииубеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», изарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Основным сдерживающим фактором является отсутствиестабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующейдеятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения взаконодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, имногочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительнойстепени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территорииРоссии. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальнойнапряженности в связи с ухудшением материального положения значительной частинаселения России. Социальная стабильность является важным фактороминвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальныхэкономических преобразований. На динамику оттока и притока инвестицийотрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь,система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствиеусловий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.
Многие крупные инвесторы, реально сознавая все негативныепоследствия региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся ксепаратистским настроениям, которые присущи некоторым руководителям регионов,краев и областей
Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционныйклимат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности,которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России.
Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата вРоссии влияют следующие факторы:
отсутствие научно-обоснованной экономической и социальнойконцепции развития страны;
правовая нестабильность, сопровождающаяся постояннымпринятием новых законодательных актов;
неэффективное земельное законодательство;
высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курсарубля;
низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
изношенность производственной и транспортнойинфраструктуры;
непрогнозируемость таможенного режима;
слабое информационное обеспечение иностранных инвесторово возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность идр.
Также следует заметить, что весьма негативное влияние наинвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразилсяпосле 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многихинвесторов капитала.
Оценивая инвестиционный климат России в целом помеждународным стандартам, используя такие критерии, как политическая исоциальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализациивнешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры,банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительнодешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, чтопрактически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.
1.4 Основные проблемы привлеченияиностранных инвестиций в экономику РФ
Отставание темпа роста прямых инвестиций можно объяснитьцелым комплексом причин.
Одна из важнейших – отсутствие в России достаточногоколичества прибыльных предприятий, которые иностранные инвесторы могли быприобрести на открытом рынке. При этом одним из основных аргументов до сих порявляется низкая капитализация многих российских компаний, вследствие чегопродажа даже незначительной их части просто невыгодна. Иными словами, стратегиясохранения предприятия в собственности, которое недооценено на рынке, ноприносит значительные доходы от текущей деятельности, до сих пор имеетдостаточно сторонников в отечественном бизнесе.
Владельцы предприятий намеренно не спешат повышатьрыночную стоимость своих компаний, если собственником одной из долей являетсягосударство, ждут, пока государство продаст свою долю, скупают ее, после этогоповышают котировки акций. Одновременно идет оживленная реализация пакетов акцийиностранным инвесторам с целью привлечения необходимых оборотных ресурсов дляразвития и модернизации производств, работающих на пределе технологическихвозможностей.
Проблема изыскания источников финансирования инвестиций вРоссии усугубляется тем, что такой традиционный способ их формирования, какиспользование внешних и внутренних государственных заимствований, в современныхусловиях затруднен в силу сохранения на высоком уровне государственного долга.Быстро увеличивается долг по корпоративным заимствованиям на зарубежных финансовыхрынках, оцениваемый на начало 2003 г. в 27 млрд. долл.
Иностранные инвесторы не получают достаточных гарантийстабильности вложений. Российское законодательство далеко от международныхстандартов./5/
2.Иностранные инвестиции вэкономике РФ
2.1 Необходимость привлеченияиностранных инвестиций в российскую экономику
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путемсоздания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
создания предприятий, полностью принадлежащих иностранныминвесторам, их филиалов и представительств;
приобретения иностранным инвестором в собственностьпредприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий впредприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
приобретение прав пользования землей и иными природнымиресурсами, а также иных имущественных прав;
предоставления займов, кредитов, имущества иимущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притокаиностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какиесферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в какихформах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекатьсяв форме частных зарубежных инвестиций — прямых и портфельных, а также в формекредитов и займов.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранныеинвестиции как фактор:
1) ускорения технического и экономического прогресса;
2) обновления и модернизации производственного аппарата;
3) овладения передовыми методами организациипроизводства;
4) подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночнойэкономики.
Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7лет, по оценке американской консалтинговой компании «Энрют и Янг», нужнопривлечь 200-300 млрд. долл., для преодоления кризисных явлений потребуется100-140 млрд. долл.
По оценкам некоторых российских экспертов, в реальностиРоссии придется конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала- где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала вэкономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционногоклимата.
Политическая и экономическая нестабильность, разгулпреступности и другие «приметы» переходного периода предопределяют крайненизкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительныманализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира./6/
2.2 Региональное размещениеиностранных инвестиций в России
Региональное размещение иностранных инвестиций в Россиисвидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеетмежрегиональные отличия.
С точки зрения инвестиционной привлекательности всерегионы России можно разделить на три большие группы.
В первую группу – по существу это инвестиционное ядроРоссии – входят: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградскаяобласть, Татарстан, Тюменская, Нижегородская, Ярославская и Самарская области,Красноярский край. Проводя деление внутри этой группы, можно обозначить триосновных уровня регионального привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевыерегионы и крупные индустриальные центры, и регионы, находящиеся внепосредственной близости от них.
Вторая группа регионов включает наибольшее числосубъектов РФ и характеризуется средним уровнем привлекательности. ЭтоБелгородская, Оренбургская, Новосибирская, Курская области, Приморский край,Краснодарский край, Башкортостан и другие.
И наконец, третья группа включает в себя переченьрегионов, инвестиции в которые практически на направляются. В эту группувходят: республики Ингушетия, Чеченская, Калмыкия, Адыгея, Тыва, Чукотскийавтономный округ, Еврейская автономная область.
Нетрудно заметить, что основная доля иностранногокапитала приходится на регионы с развитой торговой, транспортной,информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом, а такжерегионы, отличающиеся высокой плотностью экспортно ориентированных предприятийТЭК.
На сегодняшний день Россия испытывает определенныетрудности в привлечении иностранного капитала и его эффективном использовании.Здесь можно выделить ряд причин:
регулирование деятельности иностранных инвесторовзатрудняется вследствие отсутствия стабильной правовой базы;
постоянное ухудшение материального положения большейчасти населения страны вызывает рост социальной напряженности;
коррупция и криминализация отдельных сферпредпринимательской деятельности;
неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь,система телекоммуникаций, гостиничный сервис;
высокая общая политическая нестабильность, в частностинестабильность законодательства;
высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;
отсутствие единой государственной политики в областипривлечения иностранных инвестиций.
Однако, несмотря на перечисленные сложности, Россияобладает большим потенциалом, способным заинтересовать иностранных инвесторов.Это прежде всего:
богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы(нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);
огромный внутренний рынок;
кадры с достаточно высоким уровнем базового образования,способные к восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
отсутствие серьезной конкуренции со стороны российскихпроизводителей;
осуществляемый процесс приватизации и возможность участияв нем иностранных инвесторов;
возможность получения быстрой сверхприбыли.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря наогромное отставание в экономическом развитии от западноевропейских стран,Россия может сравнительно быстро вырваться вперед при правильном использованииее возможностей.
Учитывая мировой опыт и специфику нашей страны, можноназвать следующие основные задачи (помимо общего улучшения политической имакроэкономической ситуации), связанные с привлечением иностранного капитала:/7/
стабилизация финансового положения как необходимогоусловия возрождения российской экономики и сокращение дефицита бюджета (путемиспользования в основном не инфляционных форм его финансирования);
подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечениястраны;
ускорение структурной перестройки, развитие новыхтехнических передовых отраслей и производств;
становление эффективно действующих хозяйственных единиц;
формирование конкурентной рыночной среды, эффективнаяборьба с монополизмом и создание ликвидной хозяйственной структуры безогромного числа посредников.
2.3 Динамика иностранныхинвестиций в экономику Российской Федерации
Создаваемые в России благоприятные условия дляиностранных инвестиций в экономику Российской Федерации позволили привлечьинвесторов со своими капиталами. За последние годы иностранные инвестиции вэкономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качествувкладов они разнятся. Однако одно дело — вложения прямых инвестицийнепосредственно в создание промышленных предприятий по выпуску продукции итоваров народного потребления, и совсем другое дело — скупка по дешевкеваучеров и акций у рабочих действующих предприятий. Сделаем анализ. Сначала повидам инвестиций.
По состоянию на конец 2008г. накопленный иностранныйкапитал[2] в экономике Россиисоставил 264,6 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущимгодом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился напрочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 51,6% (на конец 2007г.- 50,2%), доля прямых составила 46,3% (46,7%), портфельных — 2,1% (3,1%).
Основные страны-инвесторы в 2008г. — Кипр, СоединенноеКоролевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция,Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 77,0% общегообъема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленныхпрямых иностранных инвестиций.
В 2008г. в экономику России поступило 103,8 млрд. долларовиностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. В I квартале2008г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9% меньшесоответствующего периода предыдущего года), во II квартале — 29,3 млрд.долларовСША (меньше на 18,0%), в III квартале — 29,2 млрд.долларов США (больше на6,1%), в IV квартале — 28,0 млрд.долларов США (меньше на 15,2 %).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россиюиз-за рубежа, составил в 2008г. 68,0 млрд.долларов, или на 16,3% больше, чем в2007 году. В I квартале 2008г. объем погашенных инвестиций составил 14,3млрд.долларов США (на 18,0% меньше соответствующего периода предыдущего года),во II квартале — 20,0 млрд.долларов США (больше на 54,2%), в III квартале — 13,8 млрд.долларов США (меньше на 5,7%), в IV квартале — 19,9 млрд.долларов США(больше на 6,9%).
Поступление иностранных инвестиций по типам 2008г. Справочно 2007г. в % к
млн. долларов США в % к
2007г. итогу /> 2006г. итогу
Инвестиции 103769 85,8 100 в 2,2р. 100
из них:
прямые инвестиции 27027 97,2 26,0 в 2,0р. 23,0
в том числе:
взносы в капитал 15883 107,4 15,3 168,7 12,2
из них реинвестирование 618 176,0 0,6 80,7 0,3
лизинг 168 в 2,0р. 0,2 91,9 0,1
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 9781 83,9 9,4 в 3,0р. 9,7
прочие прямые инвестиции 1195 95,1 1,1 136,4 1,0
портфельные инвестиции 1415 33,7 1,4 131,8 3,5
из них акции и паи 1126 27,8 1,1 140,5 3,4
прочие инвестиции 75327 84,7 72,6 в 2,3р. 73,5
в том числе:
торговые кредиты 16168 115,4 15,6 151,3 11,6
прочие кредиты 57895 78,5 55,8 в 2,6р. 61,0
из них:
на срок до 180 дней 6617 193,0 6,4 112,2 2,8
на срок свыше 180 дней 51278 72,9 49,4 в 2,8р. 58,2
прочее 1264 107,8 1,2 в 2,2р. 0,9
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России поосновным странам-инвесторам млн.долларов США Накоплено на конец 2008г. В том числе Справочно поступило в 2008г. всего в % к итогу прямые порт- фельные прочие
Всего инвестиций[3] 264599 100 122392 5627 136580 103769 из них по основным странам-инвесторам 226203 85,5 101523 5271 119409 83353 в том числе: Кипр 56902 21,5 40732 1728 14442 19857 Нидерланды 46346 17,5 35931 41 10374 14542 Люксембург 34402 13,0 1217 273 32912 7073 Соединенное Королевство (Великобритания) 30811 11,6 4647 2339 23825 14940 Германия 17425 6,6 7275 26 10124 10715 Ирландия 9662 3,7 480 0,4 9182 2903 Франция 9542 3,6 1927 1 7614 6157 США 8769 3,3 3193 662 4914 2773 Виргинские острова (Брит.) 8267 3,1 5470 200 2597 3529 Япония 4077 1,6 651 1 3425 864
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом (млн.долларовСША) Накоплено на конец 2008г. В том числе Справочно направлено в 2008г. всего в % к итогу прямые порт- фельные прочие Всего инвестиций 53759 100 32108 2823 18828 114284 из них в страны — крупнейшие получатели инвестиций 48511 90,2 30457 1801 16253 92501 в том числе: Кипр 15679 29,2 9994 115 5570 15519 Нидерланды 11219 20,9 9787 40 1392 8368 Виргинские о-ва (Брит.) 6405 11,9 1453 1163 3789 1995 США 5454 10,1 4669 - 785 5262 Германия 2824 5,2 513 0,0 2311 1431 Швейцария 2777 5,2 1189 0,1 1588 45994 Беларусь 1505 2,8 1323 0,1 182 5946 Украина 1098 2,0 123 463 512 2398 Соединенное Королевство (Великобритания) 873 1,6 730 20 123 5143 Армения 677 1,3 676 0,0 1 445
3. Роль государства в улучшенииинвестиционного климата
3.1 Инвестиционный климатосновных регионов России
Регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатомв основном сосредоточены в европейской части страны. Особо благоприятнымклиматом отличаются регионы Северо-западного, Центрального и Приволжскогофедеральных округов. В них сконцентрировано почти две трети инвестиционногопотенциала страны, а инвестиционный риск в расчете на один регион здесь нижесреднероссийского. По мере продвижения на восток и на юг России инвестиционныйклимат постепенно ухудшается: снижается общий потенциал и растет риск. ВДальневосточном федеральном округе средний инвестиционный риск региона почти вполтора раза, а в Южном — в 1,6 раза выше, чем на Северо-западе России. /8/
Регионы первых трех вышеназванных федеральных округовдоминируют и среди лидеров по инвестиционному риску. За все годы рейтингованияпервая десятка по риску на 90 % состояла их регионов Северо-западного,Центрального и Приволжского федеральных округов. Только 10 % регионов-лидеров –выходцы их Южного округа, остальные округа не смогли вырастить своих лидеровобщероссийского уровня.
По потенциалу преимущество европейской тройки округов нестоль значительно, хотя и здесь 60 % всех регионов-лидеров относятся квышеперечисленным округам.
Всего же в десятку лидеров, по рейтинговым оценкам, какпо потенциалу, так и по риску за все годы входило 33 региона, из которых 20относятся опять-таки к Центральному, Северо-западному и Приволжскомуфедеральным округам.
Если же учитывать частоту представительства регионовкаждого федерального округа среди лидеров, то на первом месте окажется Северо-западный,затем следуют Уральский, Центральный и Приволжский округа. А вотДальневосточный округ ни разу не был представлен в списках лидеров:по-видимому, соседний Китай как инвестиционный феномен нам не указ и даже непример.
В каждом федеральном округе могут и должны выделятьсярегионы, претендующие на роль лидеров в формировании благоприятногоинвестиционного климата. Если в ряде округов такие лидеры уже есть, то,например, в Южном ФО на их роль могут претендовать Краснодарский иСтавропольский края, в Уральском – Свердловская область, в Сибирском –Красноярский край и Иркутская область, на Дальнем Востоке – Хабаровский край.
Выявленное в прошлом рейтинге инвестиционное ядро России,расположенное между Москвой и Санкт-Петербургом, пока не обладает достаточнойустойчивостью благоприятного инвестиционного климата. Его центр сместился наСеверо-запад в Санкт-Петербург, поскольку и Москва, и Московская областьснизили свою инвестиционную привлекательность. Из него выпала Тверская область,резко увеличила риск Ленинградская область. В то же время значительно улучшилсяинвестиционный климат в Вологодской и Ярославской областях.
Формирование благоприятного климата в России начинаетприобретать вид постепенно затухающих концентрических волн повышенной инвестиционнойпривлекательности, идущих от «инвестиционного ядра» к периферии. Это проявилосьв значительном улучшении инвестиционного климата в регионах, находящихся наближней периферии инвестиционного ядра – в Белгородской, Нижегородской,Костромской областях и в Татарстане. Для того чтобы эта волна ростаинвестиционной привлекательности регионов пошла дальше на периферию, там должныформироваться субцентры и новые инвестиционные ядра – возникать регионы сминимальным инвестиционным риском.
В первую очередь на роль таких субцентров можетпретендовать Татарстан, который уже имел минимальный риск., а такжеКраснодарский и Пермский край, Башкортостан, Нижегородская, Ростовская,Самарская и Тюменская области.
Дополняющими такие крупные центры могут стать относительнонебольшие по потенциалу регионы с минимальным инвестиционным риском вродеНовгородской и Ярославской областей. На эту роль в новых инвестиционных ядрах,если исходить из сегодняшнего уровня и позитивной динамики рисков, могутпретендовать в первую очередь Астраханская, Кировская и Тюменская области.
4. Как улучшить инвестиционныйклимат в РФ
4.1 Меры на ближайшую перспективу
Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельностиявляются низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен вэкономике. Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета,завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системыисполнения бюджета.
Налоги. Представляется, что простая, понятная системаналогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бысоблюсти государственные интересы.
верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя быдо 30%; в более длительном периоде целесообразно снижение числа ставок до двухили одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимумследует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума.Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы напрофессиональное образование и повышение квалификации;
необходимо существенно уменьшить ставку совокупныхотчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработнойплаты (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%;
должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые итаможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, аформализованный характер;
для того чтобы налоговый инвестиционный кредит, налоговыеканикулы действительно использовались на инвестиции в перевооружениепроизводства, положение о предоставлении этой льготы должно бытьконкретизировано;
требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов,которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а такжеограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;
важно прекратить практику хаотичного внесения поправок вналоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя быдо года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситьсястрого в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;
улучшить информирование налогоплательщиков, сократитьвозможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенныеположения налогового законодательства.
Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать
программу реструктуризации банковской системы:
банкротство несостоятельных коммерческих банков,недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
создание благоприятных условий для увеличения присутствияв России иностранных банков;
повышение прозрачности банковской системы,совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротствбанков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершениевведения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международныхпринципах;
Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачилицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков(а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцамнеплатежеспособных банков), до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты подолгам;
ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.
Внешнеэкономическая и таможенная политика.
активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работупо связанной с этим коррекции законодательства. Новые акты, затрагивающие сферувнешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетомтребований ВТО;
упростить порядок таможенного регулирования в отношениитоваров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Такженеобходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количествосогласований, лицензий и выдачи технических условий на реализациюинвестиционных проектов;
ускорить создание зоны свободной торговли со странамиСНГ.
Защита прав собственности.
необходимо создать прецеденты пресечения действиймажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности вотношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения взакон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинстваинвесторов и совета директоров;
законодательно расширить права меньшинства акционеров иаутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собранийакционеров и представительства в совете директоров;
необходимо ввести дополнительные меры защитыдобросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти.Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогахвыпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию всоответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценныебумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один изпредыдущих переходов прав собственности произошел с нарушениемзаконодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственностьинвесторы;
стимулировать создание компенсационных фондовпрофессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемымиорганизациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов,возникшие по вине инфраструктурных институтов;
срочно доработать правовые основы мероприятий, связанныхс банкротством предприятий;
ужесточить уголовную и административную ответственностьза действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, впервую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что вомногих случаях неотвратимость — более действенная угроза, чем степень тяжестивозможного наказания;
уделить особое внимание защите прав интеллектуальнойсобственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки,выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввестипреследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотренозаконодательством. Требуется повысить эффективность деятельностиправоохранительных органов в этой сфере.
Свобода входа на рынок.
Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса. Внастоящий момент требуются резолюция 20-30 автономных и дислоцированных вразных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создатьтехнологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателюдостаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезоквремени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четкоаргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого институтадля апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменениеместных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны,предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуетсяинвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятиезакона о регистрации юридических лиц.
Борьба с коррупцией.
В условиях России наиболее эффектным путем сокращениямасштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностейвмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сферадминистрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны бытьразработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполненияадминистративных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимопоследовательно устранять неопределенность и противоречивость взаконодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с нимизлоупотреблений.
Основные направления этой работы в ближайшее время:
сокращение числа лицензируемых видов деятельности;
перестройка системы государственных закупок наисключительно конкурсной основе;
активное сотрудничество российских правоохранительных исудебных органов с органами других стран;
анализ административного законодательства для выявленияпротиворечий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств.
Следует рассмотреть вопрос о законодательном введениизапрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти,уличенных в коррупции.
7. Бухгалтерский учет.
Надо стремиться говорить с миром на понятном языке. Длябизнеса — это язык финансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты идостоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют настепень доверия инвесторов. Необходимо принимать срочные меры как в планеповышения качества работы над российскими стандартами учета, так и в планеорганизации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этойсвязи необходимо:
пересмотреть состав и полномочия Межведомственнойкомиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее — Комиссия);
предложить Международному центру по реформе системыбухгалтерского учета провести срочную экспертизу принятых нормативныхдокументов с целью выявления несоответствия данных документов международнымстандартам;
поручить Комиссии пересмотреть уже принятые положения побухгалтерскому учету в соответствии с результатами их экспертизы. ОбязатьКомиссию рассматривать подготовленные проекты положений бухгалтерского учета толькопри наличии соответствующих положительных заключений международных экспертов;
повысить роль института профессиональных бухгалтеров.
4.2 Меры на среднесрочную идолгосрочную перспективу
Здесь речь идет о мерах и направлениях работы, которыепредстоит конкретизировать в будущем.
Структурные реформы.
Неэффективные предприятия не должны поддерживатьсягосударством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращатьсяперекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным,более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.
По сути, важнейшими составляющими структурных реформявляются:
защита прав собственности;
укрепление корпоративного управления;
усиление дисциплины исполнения контрактов;
развитие банковской системы и институтов финансовогорынка;
реформирование естественных монополий;
проведение земельной реформы.
Дальнейшие структурные реформы потребуют существенногосовершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний деньзаконопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря наочевидные достижения, законодательство следует менять. В части регулированияинвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по двумосновным направлениям.
Первое. Следует устранить противоречивость и дублированиетрех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в РоссийскойФедерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Обосуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующихинвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях.Также следует устранить противоречия между законодательными актами,регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности,необходимо гармонизировать положения федерального закона «О соглашениях оразделе продукции» и положения Налогового кодекса.
Второе. Необходимо содействовать развитию различных форморганизаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты иправила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства,полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний.Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами системуналогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционнуюинфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки,страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторамнеобходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставитьим адекватные финансовые инструменты. Следует стимулировать развитие фьючерсныхи опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.
Укрепление институтов государственной власти.
Важнейшее направление перспективных действий по улучшениюинвестиционного климата — преодоление слабости государства. Тут необходимыследующие меры:
осуществление судебной реформы с целью обеспечениянезависимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности судебнойсистемы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав иответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполненияфедеральных законов;
необходимо произвести разделение государственногоаппарата по функциональному принципу: структуры, занимающиеся производствомблаг (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, аполитические подразделения — от технологических. Во всех естественныхмонополиях должны быть выделены в независимые компании те технологическиесегменты, которые позволяют организовать конкурентную среду, и те хозяйственныеподразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Производствоуслуг, для которых участие государства не является обязательным фактором,должно передаваться в частный сектор, где производитель определяется наоткрытом конкурсе;
Правительство должно демонстрировать готовность решатьпроблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности(в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств. Следуетрассмотреть вопрос о создании правовых основ для введения федерального(президентского) правления на территории тех субъектов Федерации, которыепротиводействуют исполнению федеральных законов, вводят в действие местныезаконы, противоречащие российскому законодательству, осуществляют другиедействия, ставящие под угрозу целостность Российской Федерации.
Среди мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией,
в среднесрочной перспективе следует выделить следующие:
формирование межведомственной антикоррупционнойструктуры;
разработка антикоррупционных программ на муниципальном ирегиональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;
взаимодействие с предпринимательским сообществом России,профессиональными организациями и международными антикоррупционными структурамии разработка акций при их участии;
подписание международных антикоррупционных конвенций;
принятие закона об основаниях и условиях передачичиновниками в трастовое управление принадлежащей им собственности и другиемероприятия.
Финансы и государственный долг.
Долгосрочная бюджетная политика должна строиться исходяиз того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственныерасходы (расходы расширенного правительства) не должны превышать 25-30% ВВП.При этом будет возможность снижать налоговое бремя, стимулировать частныесбережения и инвестиции. Прежде всего, необходимо достигнуть всеобъемлющегоурегулирования государственного долга. Требуется срочное создание современнойсистемы управления государственным долгом, которая учитывала бы временнуюструктуру обязательств, возможные источники их покрытия, способность экономикиобслуживать долг, текущую конъюнктуру рынка, а также оптимизацию соотношениямежду внутренним и внешним долгом. Необходима законодательная конкретизацияправовых норм, регламентирующих заимствования государства. Требуется установитьболее жесткие и конкретные, чем в Бюджетном кодексе и законах о бюджете,ограничения по заимствованиям государством, в том числе:
по объему эмиссии государственных ценных бумаг и выпускуиных обязательств;
по объему выдаваемых государственных гарантий;
по доходности государственных ценных бумаг;
по объему выдаваемых за счет средств бюджетов всехуровней государственных гарантий.
Одновременно следует повысить уровень обеспечениягосударственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этомнаправлении, во-первых, необходимо осуществить переход функций эмитентагосударственных ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценныебумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства;во-вторых, необходимо создать четкую и эффективную систему обращения взысканийна государственное имущество в случае неисполнения государством своихобязательств по займам.
4.3 Пути и меры по привлечениюиностранных инвестиций в РФ
Привлечение инвестиций (как иностранных, так инациональных) в российскую экономику является жизненно важным средствомустранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль вактивизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций отнекоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России кМногостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему ихстрахование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие,необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так ииностранных), — постоянный и общеизвестный набор догм и правил,сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать ипредвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же,находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен.Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 — 12 млрд. долл. вгод. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения,необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшейперспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будетусовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессияхи Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет такжезаконодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступаиностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестицийбыл образован Государственный информационный центр содействия инвестициям,формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционногоклимата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формированиев стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так испецифических, относящихся непосредственно к решению задачи привлеченияиностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередныхследует назвать:
достижение национального согласия между различнымивластными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочимиобщественными организациями;
ускорение работы Государственной думы над Гражданскимкодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в странецивилизованного некриминального рынка;
радикализация борьбы с преступностью;
торможение инфляции всеми известными в мировой практикемерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
пересмотр налогового законодательства в сторону егоупрощения и стимулирования производства;
мобилизация свободных средств предприятий и населения наинвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
внедрение в строительство системы оплаты объектов законечную строительную продукцию;
запуск предусмотренного законодательством механизмабанкротства;
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным ииностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобыполностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала посравнению с другими направлениями их деятельности.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона обиностранных инвестициях в России;
принятие законов о концессиях и свободных экономическихзонах;
создание системы приема иностранного капитала, включающейширокую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков истраховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических икоммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихсяподбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных вих реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторингаинвестиционного климата в России;
Заключение
Необходимость создания в России привлекательного инвестиционногоклимата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибутыпривлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятныйналоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливойконкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьерыи качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время, большоевнимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений:взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создаваяпривлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе,что инвесторы — это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различныецели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение крискам. Что нужно сделать для привлечения инвестиций? Не простой вопрос, таккак растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всехих формах и проявлениях. Однако потенциальные инвесторы нуждаются винформационном поле. Инвесторы должны получить четкое представление обэкономической стратегии государства и готовящихся изменениях в законодательнойбазе. Повышение инвестиционной привлекательности, укрепление доверия инвесторовк России — один из приоритетов деятельности правительства. В настоящий моментдля обслуживания потенциальных инвесторов создан целый ряд информационныхИнтернет — ресурсов.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранныхинвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические целисоздания в России цивилизованного, социально ориентированного общества,характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежитсмешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективноефункционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынкатоваров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижениянаучно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтомувключение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала — необходимое условие построения в стране современного гражданского общества.Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее,чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнемурастрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Притокинвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижениясреднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономическогокризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. Приэтом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны,и иностранных инвесторов — с другой, непосредственно не совпадают. Россиязаинтересована в восстановлении, обновлении своего производственногопотенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогимитоварами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западнойуправленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы вновом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынкаРоссии, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная идостаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, нелишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономическогорегулирования на достижение общественных целей.
Литература
1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономическийсловарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с. — (Б-касловарей «ИНФРА-М»).
2. Федеральная Служба Государственной Статистики Россия в цифрах.2008:Крат.стат.сб. /Росстат-М.,2008 ст.416-417
3. Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др. // Под ред.Подшиваленко Г.П., Киселевой Н. В. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие/ – М.: КНОРУС, 2005. – С. 84-86.
4. Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. и др. Инвестиции:учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 35-40.
5. Агапова Т.Н., Осмоловская С.П. Иностранные инвестиции. Курс лекций:учебное пособие. – Вологда: ИЦ ВПЧХА, 2005. – С. 21, 51-52.
6. http://www.government.ru/ — сайт Правительства РФ.
7. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. М.: ООО«Книгодел», 2006. – С. 7-25, 121-130, 141-146.
8. Валдайцев С. В., Воробьев П. П. и др. // Под ред. Ковалева В. В.,Иванова В. В., Лялина В. А. Инвестиции: учеб. — М.: ТК Велби. — 2004. – С.28-31.
Справочный материал
Иностранные инвестиции в экономику России по видамэкономической деятельности 2007 2008 год I квартал I полугодие 9 месяцев год миллионов долларов США Иностранные инвестиции — всего 120941 17255 46530 75792 103769 в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 468 143 351 649 862 рыболовство, рыбоводство 49 3 10 25 27 добыча полезных ископаемых 17393 2232 4557 8210 12396 в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 15860 1720 3756 6328 9868 добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 1533 512 801 1882 2528 обрабатывающие производства 31948 4248 13340 26481 33914 из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 2907 471 1089 2858 3974 текстильное и швейное производство 57 2 12 26 77 производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 3 2 4 5 6 обработка древесины и производство изделий из дерева 528 172 479 649 812 целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 934 206 818 970 1336 химическое производство 1637 323 1414 2136 2518 производство резиновых и пластмассовых изделий 324 80 267 514 745 производство прочих неметаллических минеральных продуктов 865 137 453 1210 1650 металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 15229 1723 5558 11945 14499 производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 276 66 191 512 731 производство транспортных средств и оборудования 3015 359 1211 2117 2857 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 822 1965 3179 3383 3394 строительство 2911 474 1522 2499 3387 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 47310 5473 13479 17917 23905 в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 518 479 1127 1823 2126 оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 45538 4813 11980 15485 19915 розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 1254 181 372 609 1864 гостиницы и рестораны 59 12 72 101 188 транспорт и связь 6703 361 1096 2237 4861 из него связь 3295 160 643 711 1320 финансовая деятельность 4450 513 1672 3249 4977 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 8414 1779 7101 10767 15378 государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 48 - 26 26 26 образование 3 0,0 0,0 0,0 0,0 здравоохранение и предоставление социальных услуг 68 2 10 14 20 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 295 50 115 234 434 в процентах к итогу Иностранные инвестиции — всего 100 100 100 100 100 в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,4 0,8 0,7 0,9 0,8 рыболовство, рыбоводство 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 добыча полезных ископаемых 14,4 13,0 9,8 10,8 12,0 в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 13,1 10,0 8,1 8,3 9,5 добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 1,3 3,0 1,7 2,5 2,5 обрабатывающие производства 26,4 24,6 28,6 35,0 32,7 из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 2,4 2,7 2,4 3,8 3,8 текстильное и швейное производство 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 обработка древесины и производство изделий из дерева 0,4 1,0 1,0 0,9 0,8 целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 0,8 1,2 1,7 1,3 1,3 химическое производство 1,4 1,9 3,0 2,8 2,4 производство резиновых и пластмассовых изделий 0,3 0,5 0,6 0,7 0,7 производство прочих неметаллических минеральных продуктов 0,7 0,8 1,0 1,6 1,6 металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 12,6 10,0 11,9 15,8 14,0 производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 0,2 0,4 0,4 0,7 0,7 производство транспортных средств и оборудования 2,5 2,1 2,6 2,8 2,7 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,7 11,4 6,8 4,5 3,3 строительство 2,4 2,7 3,3 3,3 3,3 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 39,1 31,7 29,0 23,6 23,0 в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 0,4 2,8 2,4 2,4 2,0 оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 37,7 27,9 25,8 20,4 19,2 розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 1,0 1,0 0,8 0,8 1,8 гостиницы и рестораны 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 транспорт и связь 5,5 2,1 2,4 3,0 4,7 из него связь 2,7 0,9 1,4 0,9 1,3 финансовая деятельность 3,7 3,0 3,6 4,3 4,8 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 7,0 10,3 15,3 14,2 14,8 государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 0,0 - 0,1 0,0 0,0 образование 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,2 0,3 0,2 0,3 0,4