Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Экономика"


Институциональное проектирование инновационных отношений в регионе (на примере Республики Татарстан)

Направах рукописиАвтореферат диссертациина соискание ученой степени кандидатаэкономических наук
институциональноепроектирование ИННОВАЦИОННых отношений в регионе (на примере Республики Татарстан)ОсиповДмитрий Викторович
Специальность 08.00.05 – Экономика иуправление народным хозяйством (региональная экономика, управление инновациямии инвестиционной деятельностью)
Казань — 2008

Работа выполнена на кафедре экономики ГОУ ВПО «Казанскийгосударственный технологический университет»
Научныйруководитель: кандидат экономических наук, доцент Морозов Александр Викторович
Официальныеоппоненты: доктор экономических наук, профессор Кармышев Юрий Анатольевич
доктор экономических наук, профессор Мосейко Виктор Олегович
Ведущаяорганизация: ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет»
Защита состоится 4 июля 2008 года в 12.00 часов на заседании диссертационногосовета ДМ 521.015.01 при НОУ ВПО «Академия управления „ТИСБИ“ поадресу: 420012, г.Казань, ул. Муштари, 13, малый актовый зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НОУ ВПО „Академияуправления “ТИСБИ»
Сведения о защите иавтореферат диссертации размещены на официальном сайте НОУ ВПО «Академияуправления „ТИСБИ“ tisbi.ru
Автореферат разослан 4 июня 2008 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат экономических наук,доцент Н.А.Петрухина
 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. Вусловиях перехода к постиндустриальному обществу инновационная сфера становитсяопределяющим источником устойчивых темпов социально-ориентированногоэкономического роста. В последние десятилетия в государствах с развитойрыночной экономикой возникла „корпоративная культура инновационного типа“,которая воплощает взаимопроникновение участников социально-экономическихотношений благодаря погруженности в информационное поле и обмену информацией. Вэтом проявляется тенденция гуманизации хозяйства, переход „техносферы“70-х гг. ХХ в. в новое качество — »социотехносферу", в которойдвигателем деловой активности является инициатива с опорой на знание.
В России сбалансированное развитие научного,высокотехнологичного и образовательного секторов экономики выступает реальнойальтернативой господствующему экстенсивному типу воспроизводственной динамики,что подтверждается наличием уникальной научно-производственной базы и необходимогочисла высококвалифицированных кадров. Отечественные компании активизируютпроцессы технико-технологической модернизации основного капитала, чемуспособствует создание технопаров, технополисов и внебюджетных фондов поддержкиинноваций общефедерального и регионального масштабов. Реализация идеиконкурентных преимуществ российской экономики на основе инновационных подходовпредполагает необходимость совершенствования существующих и освоениякачественно новых организационно-управленческих и финансово-экономическихтехнологий; развитие производства на основе внедрения сертифицированных системуправления качеством; переход от преимущественно ценовой к неценовойконкуренции, основой которой является «всеобщее качество» и новизна; разработкуи продвижение на рынок принципиально новых товаров и услуг.
Исчерпание источников экстенсивного роста взначительной части российских регионов, острая потребность в непосредственномприменении инноваций в конкретных отраслях производства и сферах деятельностичеловека подтверждает тезис о новой роли механизмов институциональногопроектирования на федеральном и региональном уровнях.
Однако переход отечественной экономики наинновационный путь развития усложняется рядом обстоятельств, среди которыхследует отметить несоответствие объема и структуры финансирования масштабамдеятельности, высокую степень морального и физического износа производственныхфондов, низкий уровень инновационной восприимчивости экономики. Инновационныйпотенциал субъектов хозяйствования недостаточно ориентирован на реализациюнаучных достижений в производство и другие сферы деятельности. Так, согласноофициальным данным, разработку и внедрение технологических инновацийосуществляют около 5% промышленных предприятий (в развитых странах 80-87%); нанаиболее перспективные инновации расходы субъектов хозяйствования составляют2,5%, при этом используется 8-10% инновационных идей и проектов (в Японии — 95%, в США — 62%); из 500 запатентованных изобретений находит применение толькоодно. Доля высокотехнологичной продукции в структуре отечественного экспортасоставляет лишь 8%, тогда как в США данный показатель равен 32%, в Японии — 26%, в Китае — 20%. По данным Всемирного банка, Россия находится на 11-м местеиз 25 по уровню развития «экономики знаний» среди стран ВосточнойЕвропы и постсоветского пространства в связи с тем, что субъекты хозяйствованияне могут в должной мере решить задачу преобразования научных исследований вэкономически прибыльные продукты. Наряду с другими процессами, протекающими винновационной сфере, следует выделить не прекращающийся отток научных кадров зарубеж.
Сохраняющееся отставание России от большинстваразвитых стран по ряду показателей, характеризующих развитие инновационнойсферы, в значительной степени обусловлено отсутствием системных исследований попроблемам формирования действенной институциональной среды инновационныхотношений в отечественной экономике в целом и в ее регионах, что делаетневозможным разработку научно-обоснованных и практических рекомендаций дляорганов власти и предпринимательских организаций. Таким образом, требуетсятеоретико-методическая проработка тенденций развития инновационных отношений вусловиях современной российской экономики и методов их регулирования, чтоопределило выбор темы диссертационного исследования, цель и постановку задачи.
Степень изученности проблемы. Исследованиеэкономических трудов, посвященных проблемам развития инновационных отношений,показывает, что данная проблема носит комплексный характер, объединяющийконцептуальные положения альтернативных школ и направлений, что доказывает еенепреходящий характер и актуальность. Теоретической и методологической основойисследования явились работы К.Маркса, А.Маршала, Дж.М.Кейнса, Дж.Гэлбрейта,П.Самуэльсона, М.Фридмена, посвященные анализу глубинных экономических отношенийи процессов.
Фундаментальная роль инноваций, информации и знания в общественномвоспроизводстве обоснована в работах Д.Белла, П.Друкера, М.Кастельса,М.Поланьи, Ж.Сапира, Л.Туроу, Ф.фон Хайека и др. В работах Н.Д.Кондратьева,П.Сорокина, Й.Шумпетера, С.Кузнеца, Ф.Броделя, Г.Менша заложены основы теорииинноваций в ритме циклично-генетических закономерностей развития общества.
В трудах российских ученых (Л.И.Абалкина,А.И.Анчишкина, Л.С.Бляхмана, Т.У.Бунина, Н.В.Гапоненко, Л.М.Гатовского,С.Ю.Глазьева, Ю.А.Кармышева, В.И.Кушлина, Д.С.Львова, Е.С.Майминаса,Ю.М.Осипова, К.И.Таксира, А.Ю.Юданова, Ю.В.Яковца и др.) исследован широкийкруг теоретических и практических проблем повышения эффективности производствав результате осуществления инновационной деятельности. Исследования в областирегулирования государством инновационных процессов в условиях трансформационнойэкономики осуществлялись в трудах В.С.Автономова, Г.Г.Богомазова,В.Л.Иноземцева, В.В.Радаева, Р.И.Капелюшникова, В.А.Мосейко, Ф.Ф.Рыбакова,В.Т.Рязанова, М.Р.Сафиуллина, И.И.Столярова, С.И.Шарапова и др. отечественныхэкономистов.
Зарубежные исследователи Р.Акофф, В.Беренс, П.Друккер,Д.Кларк, Д.Норт, М.Портер, Р.Росвелл, Р.Фостер и др. развили современную теориюэкономических />отношений, отражающих/>инновационный характер предпринимательства в производственной сфере. Важнымшагом в определении связи инноваций и регионального развития стало исследованиепроцесса создания и распространения нововведений (Т.Хэгерстранд).
Отдельные аспекты функционирования региональныхинновационных систем рассматриваются в трудах Л.П.Гончаренко, А.Г.Гранберга,Г.В.Гутмана, Д.А.Кононова, А.А.Куклина, Ю.Н.Лапыгина, Б.З.Мильнера,А.И.Прилепского, А.В.Тарасова, С.М.Швеца и др. Теоретической основойисследований в области региональной экономики, в том числе методологиикомплексного развития, послужили труды российских экономистов: П.М.Алампиева, Л.В.Канторовича,Н.Н.Колосовского, В.В.Леонтьева, А.С.Новоселова, А.Е.Пробста, С.Г.Струмилина,А.И.Татаркина и др.
Несмотря на значительный объем исследований,посвященных методологическим проблемам инновационной деятельности, состояниюорганизационно-экономических механизмов функционирования инновационныхсоставляющих, следует признать дискуссионность проблематики становленияинновационных отношений в отечественной экономике. Существует необходимостьпереосмысления отечественного опыта функционирования инновационных институтов вроссийских регионах для его адаптации к вызовам формирующейся неоэкономики,сохранения и приумножения конкурентного преимущества России – высокогоинтеллектуального потенциала нации.
Цельи задачи исследования. Цель диссертационной работысостоит в разработке и научном обосновании методических подходов к содержаниюмеханизма институционального проектирования инновационных отношений нарегиональном уровне, а также практических рекомендаций по его внедрению какфактора устойчивого развития региональных экономик.
Реализация цели исследования предопределяет постановкуи решение следующих основных задач:
• исследоватьэволюцию представлений о сущности инноваций и их роли в экономике в контекстеобщецивилизационной динамики и смены экономических парадигм;
• выявитьосновные противоречия в системе инновационных отношений и особенностей ихреализации в российских регионах;
• изучитьинституциональную среду функционирования инновационных отношений в российскихрегионах;
• проанализироватькачественные и количественные показатели реализации инновационных отношений вроссийских регионах;
• сформулироватьтеоретические основы функционирования механизма институциональногопроектирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и определитьособенности его реализации в российских регионах;
• провестианализ и выявить преимущества и недостатки федеральных и региональных программразвития инновационной деятельности;
• разработатьрекомендации по совершенствованию механизма институционального проектированияинновационной деятельности на региональном уровне.
Объектом исследования являются организационно-экономические,институциональные формы реализации инновационных отношений, а также формы иметоды их институционального проектирования в российских регионах насовременном этапе их развития.
Предметом исследования выступают инновационные отношения в современнойроссийской экономике.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали труды ведущихотечественных и зарубежных специалистов-регионоведов, раскрывающиезакономерности развития рыночной экономики, принципы экономической политикигосударства, основы функционирования эффективной институциональной среды.
Всесторонний анализ системы инновационных отношений вроссийских регионах предопределил многоаспектный характер методологииисследования. Наряду с общенаучными методами и приемами — анализом и синтезом,группировкой, сравнением, классификацией, научной абстракцией, моделированием –использовался ряд специфических методов и приемов, взаимно дополняющих другдруга и позволяющих в полной мере раскрыть их сущность, в том числе методыконтент-анализа, логического моделирования, экономико-статистическихгруппировок (типологических, структурных, аналитических и иллюстративных),вариантных расчетов и др. В диссертации применены методы графическогоотображения функциональных зависимостей и схематического представленияанализируемых категорий.
Использование системно-функциональных возможностей иразрешающих способностей вышеназванных исследовательских подходов в процессерешения этапных теоретических задач осуществлялось в соответствии с ихгносеологическим потенциалом.
Информационную базу исследования составляют материалы федерального и региональныхстатистических органов, Федеральной службы по интеллектуальной собственности,патентам и товарным знакам (Роспатент), Федерального института промышленнойсобственности, ГУП «Татарский центр научно-технической информации»,данные фондов и ассоциаций содействия инновациям в российских регионах, а такжеотчетность органов власти Республики Татарстан, материалы периодической печатии сети Интернет.
Нормативно-правовую базу представляютзаконодательные акты и подзаконные документы по вопросам регулированияотдельных аспектов инновационных отношений в Российской Федерации и ее регионах.
Содержание диссертационного исследования соответствует пункту 4. Управление инновациями иинвестиционной деятельностью: 4.10. Разработка институциональных форм,эффективных структур и систем управления инновационной деятельностью и пункту 5. Региональная экономика: 5.15.Региональная социально-экономическая политика; анализ особенностей иэффективности экономической политики на разных уровнях территориальнойорганизации (национальном, в крупных экономических районах, субъектахФедерации, муниципальном) Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 – «Экономикаи управление народным хозяйством».
Новые научные результаты, полученные в ходе исследования, заключаются вследующем:
По специальности 08.00.05 – Экономика и управление народнымхозяйством (региональная экономика):
1. Аргументирована правомерностьвыделения в составе национальной инновационной системы (НИС) региональнойинновационной системы (РИС) как совокупности отношений, участниками которыхвыступают собственники интеллектуального капитала, инновационные предприятия,инвесторы, федеральные и региональные органы власти и местного самоуправления, гарантирующие стабильность формальных правил, организующие допустимыеальянсы в соответствии с принципом неполныхконтрактов. Региональная инновационная система характеризуетсяопределенной территориальной обособленностью и наличием специфическихрегиональных факторов, таких как региональный рынок инноваций, координаторинновационной деятельности, центр экспертизы и сертификации инноваций, центраккредитации инновационных организаций, центр трансферта технологий,выставочная площадка инноваций, информационный банк инноваций, ВУЗы, НИИ и КБ,количество жителей с высшим образованием, количество кандидатов и докторов наук.
2. Доказано, что в условиях глобализации мировогохозяйства усиливаются процессы регионализации экономики, которые находятотражение в усилении роли институционального проектирования инновационныхотношений на региональном уровне, направленного на обеспечение конкурентныхпреимуществ государства и его регионов. Одним из факторов, обеспечивающихконкурентоспособность региона, является создание четкой и отлаженной системыразработки и продвижения инновационных продуктов. Обосновано, что создание региональныхинновационных систем в значительной степени позволит преодолетьнеопределенность институциональной среды инновационных отношений и станетдополнительных фактором конкурентоспособности региональных экономик, так какпозволит нейтрализовать случайные события (форс-мажор) и предопределитсодержание мер государственного регулирования.
3. Выявлены формы и методы институциональногопроектирования инновационных отношений в регионе: развитие инфраструктурыинновационной деятельности; обеспечение государственныхгарантий участия хозяйствующих субъектов инновационных отношений; формированиеинститутов страхования рисков собственников интеллектуального капитала;использование субсидиарной, контрактной форм производстваинтеллектуальных продуктов. Предложены мероприятия по совершенствованиюПрограммы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан, которыевключают в себя проект создания технопарка в г.Нижнекамск на базе Нижнекамскогохимико-технологического института как основы становления и развития малого исреднего инновационного предпринимательства, наукоемких и высокотехнологичныхпроизводств с максимальным использованием преимуществ межотраслевоговзаимодействия, привлечения вузовской и академической науки региона.
По специальности 08.00.05 – Экономика и управление народнымхозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью):
1. Выявлено, что институциональная инерция, которая присуща инновационнымотношениям, характеризуется двойственностью: с одной стороны, она обеспечиваетпреемственность в развитии и является защитной реакцией национальнойинновационной системы в случае, если внедряемые институты противоречат другдругу, а с другой стороны, выступает как негативный фактор, замедляющий еемодернизацию, что находит выражение в периодическом возвращении к отжившиминституциональным схемам, не соответствующим изменяющимся экономическимусловиям. Это позволило обосновать вывод о том, что перманентностьреформирования российской инновационной системы неизбежно компенсируетсяформированием признаков институциональной инерции, невосприимчивости к рыночнымсигналам.
2. Выдвинута гипотеза о том, что лимитирующимограничением расширенного воспроизводства инновационных отношений выступаюттрансакционные издержки реализации прав собственности на интеллектуальныересурсы и продукты, которые возникают вследствие отсутствия четкой спецификацииправ собственности; наличия информационной асимметрии между участникамиконтракта – собственниками интеллектуального капитала, инновационно-активнымипредпринимательскими структурами и государственными властными структурами,имеющими право частичного или полного отчуждения интеллектуальной ренты;отсутствием формальных институтов, адекватных современному этапу развитияинтеллектуализации экономических отношений и формирующих предпосылки длякоординации и последующего разрешения противоречий в сфере инновационныхотношений.
3. Предложен показатель эффективности использованияинноваций, величина которого прямо пропорциональна количеству информации,которое, в свою очередь, зависит от способов коммуникации и хранения знаний, иуровню образования, который формально определяется уровнем грамотностинаселения, и обратно пропорциональна трансакционным издержкам, которыетрактуются как издержки использования ценового механизма.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основныенаучные положения и выводы могут стать базой для дальнейшего исследованияинновационных отношений субъектов хозяйствования во взаимодействии рыночного игосударственного механизмов ее регулирования. Выводы и рекомендации,содержащиеся в работы, имеют ценность для теоретического обоснования иформирования государственной политики, направленной на развитиеконкурентоспособных институтов инновационной сферы, могут быть использованы приразработке федеральных и региональных программ, направленных на активизациюинновационной деятельности в российской экономике, а также в практическойдеятельности субъектов хозяйствования в процессе реализации инновационнойсоставляющей конкурентных преимуществ. Отдельные положения работы могут бытьиспользованы в учебном процессе в преподавании курсов «Региональнаяэкономика», «Государственное регулирование экономики», «Макроэкономика»,«Управление инновационными процессами».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационногоисследования докладывались на всероссийской научно-практической конференции «Особенностироста и развития региональных социально-экономических систем» (Пенза,2005), межрегиональной научно-практической конференции «Инновационныепроцессы в области образования, науки и производства» (Нижнекамск, 2004),международной научно-практической конференции «Экономика и менеджмент»(Санкт-Петербург, 2005), международной научно-практической конференции «Экономикаи менеджмент» (Санкт-Петербург, 2006), межвузовской научно-практическойконференции «Актуальные проблемы образования, науки и производства»(Казань, 2006), межвузовском научно-практическом семинаре (Нижнекамск, 2006),международной научно-практической конференции «VI Спиридоновские чтения. Актуальные проблемы современной экономики России»(Казань, 2007).
Публикации по теме исследования. Основные положения проведенногоисследования опубликованы в 10 научных работах общим объемом 3,67 п.л., в томчисле статьи в журналах «Ученые записки Казанской государственной академииветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана», «Экономика и управление»и «Вестник Казанского технологического университета», входящих вперечень рекомендуемых ВАК России изданий для публикации материалов подокторским и кандидатским диссертациям.
Результаты выполненного исследования апробированы в процессепреподавания дисциплины «Региональная экономика» в Нижнекамскомхимико-технологическом институте. Отдельные положения диссертации былииспользованы в деятельности инновационно-производственного технопарка «Идея»и Центра перспективных экономических исследований Академии наук РТ, чтоподтверждено справками о внедрении.
Структура и объем диссертации. Диссертация, общим объемом 178 страниц, состоит извведения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего157 наименований, содержит 5 приложений, 6 таблиц, 6 рисунков.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации,характеризуется степень ее разработанности, формулируется цель и задачиисследования, определяется предмет и объект исследования, научная новизна,раскрываются практическая значимость и апробация работы.
В первой главе "Теоретические основыисследования инновационных отношений" представлено содержание основныхкатегорий, отражающих отдельные аспекты инновационных отношений, проведенсравнительный анализ альтернативных трактовок инноваций и их роли в системеобщественного воспроизводства.
Исследование альтернативных подходов к трактовке сущности инновацийпозволил их трактовать как объект, внедренный в производство в результатепроведенного научного исследования или сделанного открытия, качественноотличный от предшествующего аналога, успешно внедренный и приносящий прибыль. Взависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать:как процесс (Б.Твисс, А.Койре, И.П.Пинингс, В.Раппопорт, Б.Санто, В.С.Кабаков,Г.М.Гвишиани, В.Л.Макаров и др.); как систему (Н.И.Лапин, Й.Шумпетер); какизменение (Ф.Валента, Ю.В.Яковец, Л.Водачек и др.); как результат (А.Левинсон,С.Д.Бешелев, Ф.Г.Гурвич).
/>В ходе исследования были выявлены различные подходы кклассификации инноваций, среди которых значимыми для последующего анализавыступают следующие: по глубине вносимых изменений, что позволяетпоследовательно проследить переходы от инноваций низкого уровня к болеевысокому;/> по значимости; по масштабам распространения; понаправленности воздействия на процесс производства; />пообластям применения и этапам НТП; />по предмету и сфереприложения; по роли в процессе производства; по степени новизны; по характеруобщественных целей; по характеру удовлетворяемых потребностей.
Инновационные отношения характеризуются тем, что они выступаютпромежуточным звеном между наукой и производством и представляются особорискованной областью инвестиций с длительным периодом вложений. Данноеатрибутивное свойство стало источником противоречия между возрастающейпотребностью в инновациях и существующей институциональной средой. Так,инновационные отношения, основанные на коммерциализации, с одной стороны,ускорили процесс реализации экономически выгодных инноваций, а с другой –усложнили переход в производство принципиально новых научных достижений,экономический эффект которых на данный момент не столь очевиден. В связи с тем,что значительная доля благ, производимых в инновационной сфере, носит характерсмешанных общественных благ, возникает противоречие между частно-общественнымхарактером результатов инновационной деятельности как блага и общественнымхарактером инноваций как основы неоэкономики.
Под инновационной деятельностью следует понимать целесообразноеизменение, преобразование различных сторон жизнедеятельности человека, в томчисле рационализация производства, обновление его технологической структуры сцелью достижения желаемого экономического или (и) социального результата.
Инновационный процесс является совокупностью научно-технических,технологических и организационных изменений и функционально состоит изначально-подготовительной стадии, включающей анализ и прогнозирование рынка,стадий создания, освоения и распространения инноваций.
Динамика инновационных процессов в определенной степени находит отражениев динамике объема бюджетных расходов на научные исследования и поддержку НТП,ежегодный прирост которых в Российской Федерации в период с 2002 года составлял10-20% в год. Согласно данным Министерства финансов РФ, в период с 2007 по 2009гг. сохранится приоритетность поддержки фундаментальной науки, объемы финансированиякоторой ежегодно увеличиваются и составили в 2007 г. — 46404,2 млн. руб., в2008 г. составят 56031,7 млн. руб., в 2009 г. — 60136,4 млн. рублей. При этомзначительно возрастет государственная поддержка фундаментальных научныхисследований, оказываемых научными фондами. Ежегодный темп роста ассигнованийнаучных фондов составит соответственно 24,6%, 23,6% и 24,1 процента. С учетом всех видов финансирования общие расходы на науку вРоссии составили в 2006 г. около 1,76% ВВП. Для сравнения: в конце 90-х гг. ХХв. Япония выделяла на науку 3,04% своего ВВП, США — 2,64%, а государства ЕС — около 1,92%. Степень участия государства и коммерческих структур вфинансировании научных исследований за рубежом различается: если в Японии и СШАдоля коммерческих структур составляла в 2006 г. 75% и 77% соответственно, то вЕвропе — всего 66%.
Стратегия и Концепциясоциально-экономического развития России до 2020 г. в качестве приоритетовгосударственной политики определяет инвестиции в человеческий капитал, подъемсфер образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационнойсистемы, развитие естественных преимуществ и модернизацию экономики, развитиеее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономикизнаний, что должно стать источником высоких устойчивых темпов экономическогороста (таблица 1).
Таблица 1 Вклад факторов модернизации в экономический рост(среднегодовые темпы прироста, проц. пунктов)Годы 2008-2010 2011-2015 2016-2020 Темп роста ВВП (инерционное развитие) 5,5 3,2 3,2 Дополнительный прирост ВВП, за счет 0,7 3,1 3,4 -развития инновационного сектора 0,4 1,9 2,3 -преодоления инфраструктурных ограничений 0,1 0,7 0,6 -других факторов 0,2 0,5 0,5 Итого – рост ВВП (инновационный вариант) 6,2 6,3 6,6
Основными элементами институциональной структурыинновационных отношений являются формальные (юридические, экономические,финансовые, образовательные) и неформальные институты, которые задают правила идиапазон возможностей для инноваций; накопленные знания и научно-техническиеучреждения, предоставляющие образовательные услуги; каналы передачи знаний,навыков, информации, что в значительной степени определяется социальными икультурными характеристиками населения; динамические факторы внутри субъектовинновационных отношений или в их непосредственном окружении.
В силу того, что в условиях неоэкономики знание иинновации выступают ведущими факторами, определяющими темпы экономическогоразвития, то недопроизводство или недоиспользование имеющегося полезного знанияи инноваций неизбежно приводит к снижению темпов экономического роста. Дляиллюстрации данного положения в работе предложен показатель использованияполезного знания и инноваций в социальной сфере (К), величина которого прямопропорциональна количеству информации (I), (которое, в свою очередь, зависит отспособов коммуникации и хранения знаний) и уровню образования Е (которыйформально определяется уровнем грамотности населения, средним количествомстудентов и т.д.) и обратно пропорциональна трансакционным издержкам, которые втрадиции Г.Демсеца трактуются автором как издержки использования ценовогомеханизма (PSC). Таким образом, эффективность использования полезного знания иинноваций в обществе принимает вид:
/>
Приведенный показатель может трактоваться каксинтетический, так как отражает зависимость качества институциональнойструктуры инновационных отношений экономики, объема полезного знания иинноваций.
Во второй главе «Состояние системы институциональногопроектирования инновационных отношений в современной экономике» отражены основные тенденции и направления развитияинновационных отношений в Российской Федерации и ее регионах, представленкритический анализ опыта институционального проектирования инновационной сферыв государствах с развитой экономикой, а также сформулированы рекомендации поего применению в отечественной экономике.
На основе изучения многообразия форм и методовинституционального проектирования инновационной сферы в развитых странахвыделено три модели научно-инновационного развития промышленных стран.Определено, что США, Англия, Франция ориентированы на лидерство в науке иреализацию крупномасштабных целевых проектов; Германия, Швеция, Швейцария — нараспространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды ирационализацию всей структуры экономики; в Японии особое внимание уделяетсяразвитию инновационной инфраструктуры и обеспечению восприимчивости кдостижениям мирового научно-технического прогресса. В качестве основныхнаправлений институционального проектирования инновационной деятельности вразвивающихся странах выступают стимулирование государством приоритетныхнаправлений инновационного развития, крупные финансовые вложения в рисковые ивысокотехнологические проекты, активная поддержка малого и среднегоинновационного бизнеса, что влечет за собой высокие темпы развитияинновационной деятельности во многих направлениях, рост основныхмакроэкономических показателей. К числу сдерживающих факторов инновационнойактивности относятся ограничения инновационной деятельности не только состороны предложения, но и со стороны спроса; нехватка квалифицированных ученых;отсутствие научно-исследовательских лабораторий; низкая степень защитыинтеллектуальной собственности.
Условиями успешного функционирования инновационныхотношений наряду с наличием передовой науки и образования являютсяконкурентоспособный предпринимательский сектор; приоритет государственнойполитики в развитии образования, науки и технологий, создание благоприятныхинституциональных условий для инновационного роста; интеграция в глобальнуюинновационную сферу.
Институциональное проектирование инновационных отношений представляетсобой взаимодействие совокупности принципов, функций и методов, применяемых впроцессе деятельности институтов, которые используют необходимые для участия винновационном цикле ресурсы (материальные, финансовые, информационные). Нарядус этим институциональное проектирование затрагивает какконцептуально-предпринимательские, так и организационно-процедурные аспектыдолгосрочного развития предприятия и, следовательно, реализует свою функциючерез структурные составляющие общего и функционального управления. Общееуправление при этом определяет генеральную линию стратегического развития ивключает стратегическое управление и текущее управление. В рамкахфункционального управления должны разрабатываться и реализовываться частные(функциональные) стратегические задачи, связанные с инновациями в отдельныхсферах деятельности в учреждениях социальной сферы (маркетинг, сбыт,производство, кадры, финансы, информационная база).
Сущность институционального проектирования инновационных отношенийпроявляется в его функциях. В образующем управление единстве двух сторон — процесса и структуры — раскрывается его содержание. Отсюда следует, что каждаяфункция институционального проектирования выступает в качестве основногоэлемента процесса управления, а управление представляет собой совокупноеосуществление функций, включая такие функции, как организация, планирование,регулирование, контроль и учет. Однако до настоящего времени так и не сложилосьединого мнения как о перечне стадий управленческого цикла инновационнойдеятельностью, так и о числе выделяемых функций и степени их дифференциации.
Процесс институционального проектирования инновационных отношенийначинается с планово-расчетных обоснований формирования целей и задач наопределенный период времени. При этом под целью институциональногопроектирования инновационных отношений следует понимать требуемое или желаемоесостояние системы в планируемом периоде, выраженное совокупностьюэкономических, управленческих, научно-инновационных характеристик. Цельуправления инновационной деятельностью предприятия должна устанавливатьопределенные ориентиры развития инновационного объекта на заданные периодывремени. Количественное достижение цели хозяйствующего субъекта,осуществляющего инновационную деятельность, с одной стороны, зависит от результатовпрогноза и оценок влияния внешней и внутренней сред, а, с другой стороны,выступает предельно возможным рубежом для результатов осуществления планируемыхинновационных мероприятий.
Однако при реализации перечисленных функций на практике следует учитыватьто, что до недавнего времени в нашей в стране успешное осуществлениенаучно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок воспринималось какрезультат автоматического процесса, начинающегося с научных исследований ипроходящего через стадии разработки, финансирования, производства, маркетинга ипоследующего распространения новшеств. Недостаточно много внимания уделяетсяустановлению связей между множеством организаций, вовлеченных в продвижениерезультатов научных исследований в хозяйственную практику. Однако успешнаякоммерциализация достижений науки, как показывает опыт промышленно-развитыхстран, возможна лишь при прямом взаимодействии научных лабораторий и рынка какпри участии государства, так и напрямую. Именно недооценка особенностейорганизационно-экономической природы передачи знаний и технологий являетсяглавным препятствием на пути трансфера инноваций из науки в производство.
Исследование показывает, что, с одной стороны,изменение структуры собственности в ходе российских реформ создало основу дляреализации активной государственной поддержки конкурентного порядка, свободыпредпринимательства и потребительского выбора в области реализацииинновационных отношений, с другой стороны, проявление процесса дифференциации иусиления неравномерности развития инновационных отношений по субъектам Федерациив совокупности с процессами территориальной концентрации инноваций предполагаютнеобходимость усиления государственного влияния и разработки инновационнойполитики как на уровне федерации, так и на региональном уровне. Ведущая рольгосударства в определении и реализации приоритетных направлений национального ирегионального инновационного развития основывается на значении государственныхинститутов прямого и косвенного стимулирования НИОКР в рыночной экономике; вчастности, в финансировании и организации поисковых НИОКР в направлениях,отличающихся высокой неопределенностью практических приложений.
Инновационный процесс требует единовременных и текущих затрат, которыеосуществляются за счет государственного финансирования. Государственноефинансирование инновационной деятельности обусловлено рядом факторов:
1. Инновационная деятельность хозяйствующих субъектов связана с решениемобщенациональных задач – обеспечением устойчивых темпов экономического роста инациональной безопасности, повышением качества жизни и др.
2. Инвестиционный эффект (эффект мультипликатора) проявляется в том, чтоувеличение государственных расходов на инновационную составляющую обеспечиваетв конечном счете прирост ВВП и выступает одним из условий эффективностинациональной экономической системы.
3. Антициклический эффект проявляется во влиянии объемов производстваинноваций на совокупный спрос.
4. Социальный эффект проявляется в развитии человеческого капитала,качественном улучшении окружающей среды, решении глобальных экологическихпроблем.
В третьей главе «Направления развития системыинституционального проектирования инновационных отношений в российских регионах» представлен механизминституционального проектирования инновационной сферы региона и направления его совершенствования.
Проведенный анализ состояния инновационных отношений в Самарской,Нижегородской областях и Республике Башкортостан показывает, что в данныхрегионах отсутствует целостная система институционального проектированияинновационных отношений, не определены чёткие измеримые цели; не разработаныконкретная система оценки результатов инновационной деятельности и мероприятияпо её развитию; не определены конкретные механизмы финансирования инновационнойдеятельности. Кроме того, основные показатели инновационной деятельности врассмотренных регионах (доля отгруженной инновационной продукции, затраты наисследования и разработки, число инновационно-ориентированных организаций идр.) имеют неустойчивую, а зачастую и отрицательную динамику (табл. 2).
Таблица 2 Показатели, отражающие динамику развития инновационной деятельностив регионах-лидерах Приволжского федерального округа 2004 2005 2006 2007 Количество инновационно- ориентированных организаций Самарская область 52 54 51 52 Нижегородская область 103 109 101 111 Республика Башкортостан 68 65 63 64 Число человек, занятых в области НИР Самарская область 23255 24035 24506 24856 Нижегородская область 50206 50399 49797 46989 Республика Башкортостан 10090 9279 8415 8467
В работе проанализированы и определеныосновные факторы, обусловливающие необходимость и неизбежность инновационногохарактера развития экономики Республики Татарстан, а именно: истощение нефтяныхзапасов вследствие снижения рентабельности добычи нефти, что, в свою очередь,может в перспективе привести к разрушению нефтехимического комплекса; дефицитэнергоносителей для промышленности; возникновение проблемыконкурентоспособности отечественных отраслей в связи со вступлением России вВТО. Анализ конкурентных преимуществ и стратегических ресурсов позволил сделатьвывод о возможности формирования региональной инновационной системы (РИС),которую можно представить как совокупность отношений, участниками которыхвыступают собственники интеллектуального капитала, инновационные предприятия,инвесторы, федеральные и региональные органы власти и местного самоуправления, гарантирующие стабильность формальных правил, организующие допустимыеальянсы в соответствии с принципом неполныхконтрактов. Региональная инновационная система может быть определена какэлемент национальной инновационной системы, обеспечивающий переход кинновационному пути развития региона, создание условий для разработки,постановки на производство и выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособнойна мировом и отечественном рынках продукции.
На современномэтапе элементом институционального проектирования инновационных отношений вРеспублике Татарстан является Программа развития инновационной деятельности вРеспублике Татарстан на 2004-2010 гг. К преимуществам данной Программы можноотнести попытку создать систему, подразумевающую формирование комплексавзаимоувязанных целей и задач, стимулирующих региональное становление иразвитие инновационных отношений в Республике Татарстан с целью повышенияэффективности функционирования региональной экономики на основе формирования исовершенствования инновационной инфраструктуры… Однако опыт реализацииПрограммы показал, что цель региональной инновационной политики имеетдостаточно размытый характер; не разработаны серьезные и детальные подходы квыработке определений, регламентирующих инновационную деятельность в РТ; отсутствуетконечная стратегическая цель Программы; нет обоснования государственнойподдержки инновационной деятельности; не определен порядок страхованиясубъектов инновационной деятельности и франчайзинга; не отражается ходреализации Программы. На основе выявленных недостатков в работе предложен рядмероприятий по совершенствованию Программы развития инновационной деятельностив Республике Татарстан на 2004 — 2010 гг.
Проведенное исследование показало, что Программа во многом носитдекларативный характер и не решает возложенные на нее задачи. Так, численностьнаучных работников и специалистов, выполняющих научные исследования иразработки в период с 2000 по 2006 гг., а также число предприятий, занимавшихсяинновационной деятельностью, имеют ярко выраженную отрицательную динамику (рис.1,2). В ходе анализа программ развития инновационной деятельности быловыявлено, что внутренние затраты на исследования и разработки в Татарстане впять раз меньше, чем в Нижегородской области и более чем в два раза меньше, чемв Самарской области; число созданных и использованных передовыхпроизводственных технологий незначительно.
/>
Рис. 1. Динамика численности специалистов, выполняющих научные исследованияи разработки (человек) в период с 1998 по 2006 гг.

/>
Рис. 2. Динамика числа предприятий, занимавшихся инновационной деятельностьюв РТ в период с 2000 по 2005 гг.
В связи с этим нами обоснованы элементы институционального проектированияинновационных отношений в регионе на основе детализации стратегической целипрограммы, а именно выделение первоочередных задач, разбитых по блокам:политические, экономические, структурные, нормативно-правовые,научно-технические и социальные.Блок 1. Политические задачи: занять лидирующее положение средирегионов России по уровню и результатам инновационной деятельности; повыситьконкурентоспособность Татарстана на российском и международных рынкахинноваций; расширить привлечение в Республику инновационных инвестиций ивысоких технологий; создать благоприятные условия для развития инновационногобизнеса, в том числе малого; обеспечить взаимную поддержку отраслейпроизводства в инновационном развитии, и, прежде всего, поддержкуаграрно-промышленного комплекса.
Блок 2. Экономические задачи: увеличить доходы бюджета на основероста налоговых поступлений от инновационно-ориентированных предприятий; увеличитьдолю совокупного инновационного продукта в ВРП Республики; увеличить объёминвестиций в инновационную сферу Республики; повысить уровень коммерциализацииинновационного потенциала Республики; увеличить вклад малого бизнеса всовокупные результаты инновационной деятельности; повысить уровень доходовработников инновационной сферы;
Блок 3. Структурные задачи: развить республиканский рынокинноваций; создать единую республиканскую инновационную систему, включающую всебя уполномоченного координатора инновационной деятельности (инновационнуюуправляющую компанию), центр экспертизы и сертификации инноваций, центраккредитации инновационных организаций, центр трансферта технологий,выставочную площадку инноваций, информационный банк инноваций и другие объекты;организовать Татарстанскую научную школу по проблемам инновационнойдеятельности; развить инновационную инфраструктуру; увеличить количество инновационныхпредприятий.
Блок 4. Нормативно-правовые задачи: развить республиканскиезаконодательные механизмы защиты и гарантий инновационных инвестиций; создатьРеспубликанские нормативно-правовые механизмы обеспечения прав участниковинновационной деятельности на объекты интеллектуальной собственности; расширитьРеспубликанское статистическое наблюдение за показателями инновационнойдеятельности.
Блок 5. Научно- технические задачи: развить инновационный потенциалТатарстана; провести реинжиниринг инновационных процессов; разработать единуюметодическую базу, технологию и стандарты инновационной деятельности;разработать индикативную модель инновационной сферы Республики; разработатьинструментальные средства экспертизы и сертификации инноваций; развить межрегиональноеи международное сотрудничество и кооперацию в инновационной деятельности; выходна качественно новый уровень оснащенности сельскохозяйственного производстванаучными достижениями и высокими технологиями.
Блок 6. Социальные задачи: создать новые рабочие места винновационной сфере; обеспечить подготовку и переподготовку кадров дляинновационной сферы; повысить уровень безопасности жизни людей и увеличитьпродолжительность активной жизни; создать новые рабочие места и увеличитьзанятость за счет сферы услуг, развивать венчурное и инновационноепредпринимательство, мелкосерийные и опытные производства; обеспечитькачественные сдвиги в решении проблем жилищно-коммунальной сферы;
В качестве показателя зрелости региональнойинновационной системы и эффективности мер институционального регулированияцелесообразно использовать показатель доли прироста ВРП за счет производстванаукоемкой продукции, который должен быть выше 80%, а также соотношение темповроста закупок промышленностью наукоемких технологий и темпов ростафинансирования фундаментальных исследований (последние должны быть выше).
В результате проведенного исследования определено, что наиболеерационально инновационные отношения осуществляются через технопарковыеструктуры, которые занимаются поддержкой и развитием инновационного бизнеса,большую часть которого составляют малые инновационные предприятия. В связи сэтим нами предлагается проект создания технопарка в г. Нижнекамск на базекрупнейшего в городе ВУЗа – Нижнекамского химико-технологического института какосновы становления и развития малого и среднего инновационногопредпринимательства, обеспечивающей рост наукоемких и высокотехнологичныхпроизводств города и региона с максимальным использованием преимуществмежотраслевого взаимодействия. К основным задачам технопарка необходимо отнести содействие выполнению программыпо переводу экономики РТ на инновационный путь развития, стимулированиепредприятий-носителей инновационных технологий к формированию региональнойинновационной системы, укрепление взаимоотношений института с наукоемкимсектором промышленности на основе широкого обмена идеями, решение проблемыуглубленной переработки углеводородного сырья.
В заключениисформулированы основные выводы и результаты диссертационной работы.
 

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
 
Статьив изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1.  Осипов, Д.В. Направлениясовершенствования государственного регулирования инновационной деятельности вреспублике Татарстан / Д.В.Осипов // Ученые записки Казанской государственнойакадемии ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана. Казань. 2006. Т.188. 0,44 п.л.
2.  Осипов, Д.В. Некоторые аспекты разработкистратегии инновационного развития / Д.В.Осипов // Вестник Казанскоготехнологического университета. 2008. №3. 0,38 п.л.
3.  Осипов, Д.В. Совершенствование государственногорегулирования инновационной деятельности в Республике Татарстан / Д.В.Осипов //Экономика и управление. 2008. №3. 0,44 п.л.
Прочие публикации по темедиссертационного исследования:
1.  Осипов, Д.В. Определение приоритетовинновационного развития как фактор обеспечения экономической безопасности /Д.В.Осипов // Регионы России: управление социально-экономическими процессами ибезопасность: Сборник научных статей и сообщений. Ч.2; Казань: Изд-воИнститута истории АН РТ, 2007. 0,3п.л
2.  Осипов, Д.В. Некоторые аспектыразработки стратегии инновационного развития / Д.В.Осипов // В кн.: Актуальныепроблемы современной экономики России Материалы Международнойнаучно-практической конференции. Казань: Изд-во НПК «РОСТ», 2007.0,38 п.л.
3.  Осипов, Д.В. Государственноеуправление инновационными процессами на современном этапе развития российскойэкономики / Д.В.Осипов // В кн.: Актуальные проблемы образования, науки ипроизводства. Материалы межвузовской научно-практической конференции студентови аспирантов «Бутлеровское наследие». Казань, 2006. 0,38 п.л.
4.  Осипов, Д.В. Технопарки как залогпроцветания экономики / Д.В.Осипов // В кн.: «Особенности роста и развитиярегиональных социально-экономических систем» Материлы I Всероссийской научно-практическойконференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2005. 0,25 п.л.
5.  Осипов, Д.В. Роль, место и значениерегиональных органов управления в развитии инноваций / Д.В.Осипов // В кн.: «Экономикаи менеджмент». Сборник научных трудов. Вып.2. СПБГТИ (ТУ). СПб.: ИК «Синтез»,2006. 0,3 п.л.
6.  Осипов, Д.В. Государственноерегулирование инновационной сферы: мировой опыт и состояние в России /Д.В.Осипов // В кн.: «Интеллектуальный капитал». Материалымежвузовского научно-практического семинара. Вып.11: Нижнекамск: МГЭИ, 2006.0,5 п.л.
7.  Осипов, Д.В. Необходимость иобоснование создания технопарка в г. Нижнекамске / Д.В.Осипов // В кн.: «Актуальныепроблемы развития экономики». Сборник научных работ и сообщений студентови аспирантов факультета экономики и управления. Нижнекамск: НХТИ, 2005. 0,3п.л.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Концентрация ума
Реферат Участие Латиноамериканских стран во Второй мировой войне
Реферат The Godfather Michael Vs Sonny Essay Research
Реферат The Crusades Essay Research Paper Chase Mekalian
Реферат 2. теория трех сословий1
Реферат Коммерциализация интеллектуальной собственности современных условиях
Реферат Корпоративне управління акціонерним товариством
Реферат Развитие речи с помощью синонимов
Реферат Социальные гарантии и компенсации
Реферат Процедуры в Паскале
Реферат Мода первой половины XIX века и её отражение в произведениях АС Пушкина
Реферат 6. земля Общая площадь сельскохозяйственных угодий Центральной Азии (ЦА) составляет 294,2 млн га, из них пашни 43,4 млн га. Площадь сенокосов и пастбищ 220,1 млн га, а орошаемых земель 10,08 млн га
Реферат Анализ себестоимости перевозок филиала "Троллейбусный парк № 2"
Реферат Бразилия-история, география,экономика,население
Реферат Why A Cow Moos Essay Research Paper