Реферат по предмету "Экономика"


Инфляция и антиинфляционная политика в РФ

Межвузовский центр дистанционного образования
Государственный университет
систем управления и радиоэлектроники
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическаятеория»«Инфляция иантиинфляционная политика в РФ»
Выполнил:
студент ТМЦДО
специальности

Оглавление
1        Введение 
2        Понятие и видыинфляции.
2.1     Определение инфляции, ИПЦ.
2.2     Виды инфляции
3        Причины и последствия инфляции.
3.1     Инфляция спроса
3.2     Инфляция издержек, или инфляцияпредложения.
3.2.1  Инфляция, вызванная повышениемзарплаты.
3.2.2  Инфляция, вызванная нарушениеммеханизма предложения.
3.3     Последствия инфляции
4        Инфляция в Российской Федерации.
4.1     История инфляции в России
4.2     Причины кризиса 17 августа 1998г.
4.3     Особенности инфляционногопроцесса в РФ
5        Борьба государства с инфляцией 
5.1     Антиинфляционная политика
5.2     Этапы формирования и модельантиинфляционной политики в РФ.
5.3     Ситуация и перспективы по борьбес инфляцией  на 2008 год
6        Вывод
7        Список  литературы
1         Введение
Пожалуй, инфляция — это одно из техредких экономических понятий, которое очень близко каждому человеку.Действительно, мы редко ощущаем — а еще реже отдаем себе в этом отчет — последствия безработицы (если увольняют не нас), экономического роста (выгодыот него распределяются крайне неравномерно) или улучшения платежного балансастраны (ну а это вообще имеет мало отношения к отдельным людям). Зато повышениецен и ухудшение своего материального положения заметит каждый.
Вообще говоря, инфляция — этоустойчивый рост цен в масштабах всей экономики. Не стоит слишком увлекатьсяотточенностью формулировок, вот что важно: когда мы говорим об инфляции, тоимеем в виду не удорожание жевательной резинки или барреля нефти, а ростнекоего среднего уровня цен..
Переходэкономики России на рыночные рельсы резко повысил значение денег, влачивших дотого некое полувиртуальное существование. Проблемы денежного обращения сталиосновными как   в  практических  мероприятиях  по  реконструкции  экономикистраны, так и в теоретических исследованиях.  Поэтому,  несмотря  на оживленное  обсуждение  указанных  вопросов   на   страницах   экономической  прессы,   актуальность  их  не  уменьшается.  Высокая  стоимость  анализа инфляционных процессов, большое  число   действующих  факторов  затрудняют выработку  правильной  денежной  политики.
Как показывает  опыт  нашей, а также других стран, переход на рыночные  отношения  сопровождается   быстрым   ростом   цен,   усилением  действия  инфляционных факторов.  Очень  важно  правильно  оценить, является ли сам  переход  на рыночные  отношения причиной углубления инфляции или при этих  отношенияхнакопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное  выражение.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного  сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность  в  принятии решений  по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов  усугубляютимеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опытнекоторых стран показал, что длительное      функционирование  централизованного планирования,  как  правило,      приводит  к  нарушению баланса материальных иденежных потоков.  Кроме  того, наличие сформировавшегося слоя управленцев в  период первоначального накопления капитала ведет к тотальной коррупции    чиновниковорганов государственной власти и управления.
2         Понятиеи виды инфляции.2.1      Определение инфляции, ИПЦ.
От чего зависит количество денег, необходимое для обеспечения  товарного обращения?  Прежде  всего,  от  суммы цен товаров, которые  предположительно будут реализованы в  течениеопределенного периода,  например финансового  года.  Чем больше объем товаров вденежном выражении, тем больше требуется денег для их реализации.
Для товарно-денежной системы, когдацены изменяются по законам спроса и предложения, всегда выполняется уравнениеНьюкомба — Фишера, которое  описывает  ситуацию  таким  образом: действующая масса  платежных средств, умноженная на скорость их оборота  всегда  равна произведению  товарных цен  на  объем потребленных  за  этот  период  товаров и  услуг.  В  условиях  рыночного ценообразования, если объем товаров уменьшился,а денег столько же и темп их оборота   (количество  покупок)   прежние,   то   для выполнения  равенства подскакивают цены.  То же самое  происходит, если денегна  руках становится больше,  а  количество товара остается прежним.  Вусловиях отсутствия внешнего (государственного) регулирования это  уравнениедействует всегда.
Количество  денег  в  обращении зависит  также  от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем,что одна и та же  сумма  денег за какой – то период времени может обслужитьбольшее или меньшее число актов купли — продажи.
Превышение количества денежныхединиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление врезультате этого денег, необеспеченных товарами, означает инфляцию вклассическом понимании этого термина.
Инфляция приводит к росту цен  натовары (явному или скрытому). Поэтому индекс потребительских цен — один  из главных  и  наиболее  наглядных показателей наличия или отсутствия   инфляции,ее глубины. ИПЦ дает нам неплохое представление о росте цен, но и у него своипроблемы. Допустим, что абстрактный “автомобиль” сегодня стоит в 40 раз больше,чем двадцать лет назад — получается, инфляция была очень и очень ощутимой. Насамом деле, мы знаем, что качество товара здорово изменилось — а вот ИПЦ обэтом забывает. Да, сегодняшние машины сильно дороже, но двадцать лет назаднабор качеств, присущий средней машине, выпущенной в 2007 году, нельзя былокупить ни за какие деньги. Это один из каналов, посредством которых ИПЦзавышает инфляцию.
Кроме того, упомянутаяпотребительская корзина пересматривается довольно редко — это слишком трудоемкоезанятие. В результате, ИПЦ упускает из поля зрения и изменения в структуренашего потребления, приписывая нам потребление тех товаров, которые мы ужедавно не покупаем.2.2      Виды инфляции
Для простоты восприятия инфляциюразделяют на инфляцию спроса и инфляцию издержек. Такие названия вполнеоправданы: инфляция спроса возникает в том случае, когда желание приобреститовары в экономике растет быстрее выпуска самих товаров. Совокупный спрос,превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровняцен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты,который постепенно распространяется на факторы производства, причем рост цен напоследние не поспевает за ростом цен на первые.
Разумеется, какими бы причинами нибыл вызван первоначальный рост цен, он немедленно упирается в границы,определяемые фактическим объемом денежной массы. Другими словами, само по себеувеличение спроса порождает не столько инфляцию, сколько угрозу инфляции. И этостановится проблемой для институтов, регулирующих объем денежной массы, т.е. вбольшинстве случаев — для государства (Правительства и Центрального банка).Если государство, с целью предотвратить грозящий спад производства, реагируетувеличением этого объема, то отсюда, собственно, и начинается инфляция:
в краткосрочном периоде такаяполитика вызывает рост цен и увеличение реального выпуска;
в долгосрочном — только рост цен(инфляционная спираль).
Если государство сдерживает ростденежной массы, то уже в краткосрочном периоде происходит дезинфляция — сжимается спрос и восстанавливается равновесие.
Когда же фирмы поднимают ценывследствие удорожания ресурсов, мы говорим об инфляции издержек. Инфляцияиздержек описывается следующим образом: В силу ряда причин, требующихотдельного обсуждения, начинается рост издержек производства (в расчете наединицу продукта). Предложение при прежних ценах падает, что вызывает рост цен.При этом объем производства и занятость уменьшаются — признак недостаточного спроса.Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на факторыпроизводства и затем распространяется — в свою очередь, через повышениеиздержек — на конечный продукт.
Если в условиях инфляции издержекпроводится политика смягчения ограничений роста денежной массы (в целяхпредотвращения спада производства), то с высокой вероятностью можно ожидатьраскручивание инфляционной спирали, т.е., аналогично инфляции спроса:
в краткосрочном периоде рост цен иреального выпуска;
в долгосрочном — только рост цен.
Если проводится политика жесткихограничений, то производство реагирует спадом, который в течение известноговремени сводит инфляцию на нет. Однако в силу особенностей конкретных факторовроста издержек продолжительность этого «известного времени» (временидезинфляции) может оказаться достаточной для возрастания «транзакционныхиздержек» (если можно так выразиться) использования этих методов до политическии социально неприемлемого уровня. А может и не оказаться: требуется конкретныйанализ.
На первом шаге инфляция можетгенерироваться из двух противоположных источников:
со стороны спроса, с роста цен наконечный продукт, который (рост цен) распространяется затем на инвестиционныетовары и сырьевые ресурсы;
со стороны предложения, с роста ценна сырьевые ресурсы, распространяемого затем по цепочкам вплоть до конечногопродукта.
Начиная со второго шага, инфляция — независимо от источника своего первого шага — нуждается для продолжения в ростеденежной массы, без которого более или менее быстро сходит на нет.
Единственный след исходного различияисточников инфляции, который последняя сохраняет на всем протяжении своегосуществования — это продолжительность периода дезинфляции, т.е. различия вовремени, в течение которого инфляция, лишенная поддержки институтов,регулирующих объем денежной массы, обречена исчезнуть. Период дезинфляции вслучае инфляции издержек может быть существенно продолжительнее, чем в случае инфляцииспроса.
3          Причины и последствия инфляции.3.1      Инфляция спроса
Взаимосвязь между совокупным спросом,с  одной стороны, и объемом производства, занятос­тью и уровнем цен — с другой,не так проста. Рису­нок 3 помогает объяснить эти сложности. На ри­сункепредставлена кривая, отражающая уровень цен и рост реального объемапроизводства, при полной занятости уровень производства составит Qf. Три от­резка, отмеченные на кривой,отражают изменения уровня цен и уровня реального выпуска. Давайте изучимпричины роста общего уровня расходов — это показано стрелкой, направленнойслева направо, — и выясним, где возникает инфляция спроса.
/>
Рис. 3   Уровни цен и реального ВВП(при полной занятости)
Когда увеличиваются совокупныерасходы, уровень цен обычно сначала начинает расти еще до того, как достигаетсяполная занятость (отрезок 1 ], а затем растет параллельно при­ближению,достижению и превышению уровня полной занятос­ти (отрезок 2]. Наконецпроисходит их резкий рост в тот мо­мент, когда реальный выпуск приближается,достигает макси­мального значения при полной занятости мощностей (отре­зок 3).На отрезках 2 и 3 возникает инфляция спроса.
Отрезок 1. (Кейнсианский участок)  
На отрезке 1 слева совокупный вы­пускпродукции оказался слишком малым по сравнению с максимальным уровнем,достигаемым при полной занятости ресурсов. Это отражает крайне низкий уровеньсовокупных расходов — сумму по­требительских расходов, инвестиций, государ­ственныхрасходов и чистого экспорта, то есть зна­чительные потери, или разрыв, ВВП.Уровень без­работицы высок, а большая часть производствен­ных мощностей предпринимательскогосектора бездействует.
Теперь предположим, что совокупныйспрос уве­личивается. Тогда объем производства увеличива­ется, уровеньбезработицы снижается, а уровень цен на отрезке 1 растет незначительно иливовсе не ме­няется. Поскольку на предприятиях существует ог­ромное количествобездействующих мощностей, из­держки их содержания и цена не растет, даже еслиони используются для повышения объема выпуска. Эти огромные бездействующиетрудовые и матери­альные ресурсы можно вновь ввести в действие по существующимценам. Безработный не просит об увеличении зарплаты, когда пытается устроитьсяна работу.
Отрезок 2. (Промежуточный участок)
По мере дальнейшего увеличения спросаи в ответ на рост расходов экономика пере­мещается на отрезок 2. Здесь онаприближается к уровню полной занятости ресурсов, а затем и пре­одолевает его.
При этом уровень цен может начатьрасти еще до того, как будет достигнут этот уровень. По мере расширенияпроизводства запасы бездействующих ресурсов не исчерпываются одновременно вовсех секторах и отраслях экономики. В каких-то отраслях начинают возникать«узкие места», хотя в большин­стве отраслей еще остаются избыточные произ­водственныемощности. Некоторые отрасли раньше других полностью используют свои производствен­ныемощности и не могут отвечать на дальнейшее повышение спроса на свои товарыувеличением про­изводства. Поэтому цены на их продукцию растут. При дальнейшемувеличении числа нанимаемых ра­ботников возникает перегруженность рабочих мест,и вклад каждого дополнительного работника в об­щий объем производствасокращается. В результате издержки, связанные с рабочей силой, повышаются,подстегивая рост цен. А по мере приближения к полной занятости фирмамприходится нанимать менее квалифицированных работников, что также способствуетросту издержек и цен. Инфляцию, воз­никающую до точки Qf на отрезке 2, иногда называ­ют преждевременнойинфляцией, потому что она начинается до момента достижения экономикой уров­няполной занятости.
Когда совокупные расходы на отрезке 2увели­чиваются больше выпуска в точке Qf, по-прежнему высокие цены могут побудить некоторые фирмыпредъявить спрос на ресурсы, а некоторые домохо­зяйства ответить на негопредложением — сверх того уровня, который соответствует производству при полнойзанятости. Для увеличения объема произ­водства фирмы иногда привлекаютдополнительные смены рабочих и организуют сверхурочные работы. Домохозяйстваспособны обеспечить приток вспо­могательных работников за счет молодого поколе­нияи женщин, которые при нормальных обстоя­тельствах не стали бы работать. Справаот точки Qf на отрезке 2 уровень безработицыпадает ниже ес­тественного уровня, а фактический ВВП превыша­ет потенциальныйВВП. В такой ситуации темпы инфляции обычно ускоряются.
Отрезок 3. (Классический участок)
Когда совокупные расходы увели­чиваютсядо отрезка 3, экономика уже просто не в состоянии обеспечить дополнительныересурсы. Фирмы не в силах ответить на рост спроса увеличе­нием объемапроизводства. Реальный объем внут­реннего продукта достигает своегомаксимального уровня, так что дальнейшее увеличение спроса при­водит только кросту цен. Инфляция может начать расти высокими и даже ускоренными темпами, по­сколькусовокупный спрос намного превышает аб­солютные возможности общества производитьто­вары и услуги. Инфляция спроса, возникшая на отрезке 2, становится чистойинфляцией спроса на отрезке 3. Реальное производство не увеличивается и поэтомуне способно поглотить растущие расхо­ды.
Значение ВВП, отражающеегосподствующий уровень цен в период производства товаров, называетсянескорректированным (на изменение уровня цен) ВВП, или номинальный ВВП.
В отличие от этого значения ВВП,которое было инфлировано для отражения изменений в уровне цен, называетсяскорректированным, или реальным, ВВП
/>/>
/>
Различие между номиналь­ным иреальным ВВП в качестве еще одной харак­теристики инфляции. При постоянномуровне цен (отрезок 1) номинальный и реальный ВВП растут одинаковыми темпами.Но при инфляции на отре­зке 2 номинальный ВВП растет быстрее реального, поэтомупервый необходимо инфлировать, чтобы определить, как изменяется объем производствав физическом выражении. На отрезке 3 номинальный ВВП возрастет — причем подвоздействием высо­кой инфляции он может расти весьма быстрыми темпами, в товремя как реальный ВВП остается на прежнем уровне. Короче говоря, инфляцияспроса, возникающая на отрезках 2 и 3, нарушает баланс между номинальным и реальнымВВП./>3.2      Инфляция издержек, или инфляция предложения.
Инфляция может также возникнуть врезультате изменения величины издержек и рыночного пред­ложения. На протяжениинескольких периодов за последние годы уровень цен возрастал, несмотря на то чтосовокупный спрос не был избыточным. Бывали и такие периоды, когда и объемпроизводства, и занятость сокращались (что свидетельствовало о недостаточностисовокупного спроса), но в то же время общий уровень цен возрастал.
Теория инфляции издержек объясняетрост цен такими факторами, которые приводят к увеличе­нию производственныхиздержек на единицу про­дукции. Издержки на единицу продукции — это средниеиздержки при данном объеме производ­ства. Такие средние издержки можновычислить, разделив общие затраты на ресурсы, используемые в производстве, наобъем произведенной продук­ции, то есть:
/>
Рост издержек на единицу продукциисокра­щает прибыли и объем продукции, который фир­мы готовы предложить присуществующем уров­не цен. В результате уменьшается предложение  товаров и услугв масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь приво­дитк росту уровня цен. Следовательно, по этой схеме издержки подталкивают ценывверх, а не спрос тянет их за собой, как это происходит при инфляции спроса.
Два основных источника инфляциииздержек -  это увеличение номинальной зарплаты и рост цен на нетрудовыересурсы, такие, как сырье и энер­гия.3.2.1  Инфляция, вызваннаяповышением зарплаты.
Со­гласно одному из вариантов теорииинфляции из­держек, при определенных обстоятельствах источ­ником инфляции могутстать профсоюзы. Это объясняется тем, что благодаря коллективным до­говорам ониимеют некоторую возможность конт­ролировать и регулировать ставки номинальнойзар­платы. Допустим, что крупные профсоюзы требуют и добиваются значительногоповышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установятновый уровень зарплаты для рабо­чих, не входящих в профсоюз. Если рост зарплатыв масштабе всей страны не уравновешивается каки­ми-либо противодействующимифакторами, напри­мер увеличением почасовой выработки, то издерж­ки на единицупродукции возрастут. Фирмы отве­тят на это сокращением производства и предложе­ниятоваров и услуг. При неизменном спросе это сокращение предложения приведет кросту уровня цен. Поскольку «виновником» всех этих событий стало чрезмерноеповышение номинальной заработ­ной платы, такой тип инфляции называется инфля­цией,вызванной повышением заработной платы, ко­торая представляет собой разновидностьинфляции издержек.
 3.2.2  Инфляция,вызванная нарушением механизма пред­ложения.
Теория, объясняющая инфляцию издер­жекнарушением механизма предложения, усматрива­ет причину роста издержекпроизводства, а следо­вательно, и цен на продукцию во внезапном, не­предвиденномувеличении затрат на сырье или энергию. Убедительным примером служит стреми­тельныйвзлет цен на импортируемую нефть в 1973— 1974 гг. и в 1979—1980 гг. Поскольку вэти периоды цены на энергоресурсы росли, увеличились также издержкипроизводства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело кбыстрому росту инфляции издержек.
В международной практике взависимости от величины роста цен принято делить инфляции на:
1.        Нормальнаяинфляция (рост ценсопровождает рост совокупного спроса и экономики, поэтому незначительноеежегодное повышение цен, примерно, на 3-5% не вызывает беспокойства)
2.        Ползучаяинфляция (когдасредний темп прироста цен составляет – 10-20%. Этот вид инфляции уже вызываетсерьезное беспокойство, так как существенно сказывается на доходах людей исовокупном спросе. Люди начинают больше приобретать продуктов в запас, по болеенизким ценам).
3.        Галопирующая инфляция – это опасная инфляция, разрушающаяэкономику (когда средний темп прироста цен составляет – 20-200%). Доходы людейбыстро обесцениваются и они стремятся покупать больше товаров впрок – этоувеличивает СС и подстегивает инфляцию (инфляция кормит сама себя). Рост цен наресурсы вызывает уменьшение производства, увеличение рабочих. Фирмы, чтобыкомпенсировать образующиеся потери, повышают цену товара. Профсоюзы требуютсущественного увеличения зарплаты, но это вызывает рост издержек. Фирмы дляпредотвращения потерь от последующих увеличений цен на ресурсы и зарплатыповышают цены на товары, не на один, а на два, три шага вперед.
4.        Гиперинфляция (когда средний темп прироста ценсоставляет –500 или 1000%. Международный Валютный Фонд за гиперинфляцию принимает- 50%, рост цен в месяц ). Цены, при это виде инфляции, могут расти за час илиза несколько часов, то есть  в течение дня меняться 2, 3 раза. Производствоостанавливается, безработица становиться массовой  и создаются условия дляреволюционных переворотов.
  История дает нам немало примеров, подтверждающих этотмрачный сценарий. Давайте посмотрим, как сказались события второй мировой войнына уровне цен в Венгрии и Японии:
Инфляция в Венгрии побила всеизвестные прежние рекорды. В августе 1946 г. 828 октиллионов (единица с 27нулями) обесцененных форин­тов стоили столько же, сколько один довоенныйфоринт. Стоимость американского доллара достиг­ла 3*1022 (3 с 22 нулями)форинтов. В 1947 г. япон­ские рыбаки и фермеры пользовались весами, что­бывзвешивать деньги, а не утруждать себя их пе­ресчитыванием. С 1938 по 1948 г.цены в Японии повысились в 116 раз.
Германия в 20-е годы тоже страдала откатастрофи­ческой инфляции.
Германская Веймарская республика —это наи­более яркий пример слабого правительства, кото­рому удалось какое-товремя продержаться благо­даря инфляционной финансовой политике.
27 ап­реля 1921 г. немецкомуправительству был предъ­явлен ошеломляющий счет репарационных выплат на сумму132 млрд. золотых марок. Эта сумма на­много превышала то, что Веймарскаяреспублика могла рассчитывать собрать с налогоплательщиков. Столкнувшись стаким колоссальным бюджетным дефицитом, Веймарское правительство просто пус­тилов ход печатный станок, чтобы оплатить свои долги.
В 1922 г. уровень цен в Германии поднялсяна 5470%. В 1923 г. положение ухудшилось: цены вы­росли в 1300 млрд. раз. Коктябрю 1923 г., чтобы послать обычное письмо из Германии в Соединен­ные Штаты,надо было заплатить 200 тыс. марок. Фунт масла стоил 1,5 млн. марок, мяса — 2млн., батон хлеба — 200 тыс. марок, одно яйцо — 60 тыс. марок. Цены росли так быстро,что официанты меняли их в меню по нескольку раз за время обеда. Иногдапосетителям ресторанов приходилось платить за еду вдвое больше той цены,которая значи­лась в меню, когда они только делали заказ.
Такая катастрофическая гиперинфляцияпочти всегда является неизбежным следствием безрассудного увеличенияправительством денежной массы. Кроме того, является результатом чрезмер­ныхрасходов и инфляции спроса3.3      Последствия инфляции
К негативным последствияминфляционных процессов относятся:
·          снижение реальныхдоходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
·          обесценениесбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсируетпадение реальных размеров сбережений);
·          потеря упроизводителей заинтересованности в создании вещественных товаров(увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительнодешевых товаров);
·          усилениедиспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
·          ограничениепродажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, вожидании повышения цен на продовольствие;
·          ухудшение условийжизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами(пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).
Если экономика страны пораженаинфляцией, то потери неизбежны. И ее первыми жертвами становятся потребители. Иоткрытая, и подавленная инфляция негативно влияют на благосостояние населениясразу по двум направлениям — через сбережения и через текущее потребление, т.е. социально-экономические последствия инфляции связаны, прежде всего, сизменением доходов. Происходит перераспределение доходов между частным сектороми государством, между участниками производства и получателями трансфертныхвыплат, между трудом и капиталом.
Перераспределение доходов междучастным сектором и государством связано с уплатой инфляционного налога.
Если существует дефицитгосударственного бюджета, то любой способ его покрытия неизбежно вызываетинфляцию. Возможны три способа: дефицит покрывается центральным банкомпосредством денежной эмиссии, что увеличивает в обращении избыточную массуденег, необеспеченных товарами. Во-вторых, дефицит покрывается посредствомзаймов правительства в центральном банке. Третий способ покрытия бюджетногодефицита — правительство получает кредит у граждан, отдельных фирм,коммерческих банков путем выпуска облигаций государственных займов.
Финансирование правительственныхрасходов посредством денежной эмиссии является альтернативой прямомуналогообложению. Величина дохода, который правительство может получить отдополнительной эмиссии денег зависит от того, насколько расширилась реальная денежнаябаза (М) и какой процент она составляет от ВНП.
Доход, получаемый от печатанья денег,называется сеньораж (Перевод с франц. seigniorage: пошлина за право печатаньяденег). Для человека это равносильно уплате еще одного налога — инфляционного.Почему же инфляцию можно рассматривать как разновидность налога? Как известно,по мере повышения цен реальная стоимость наличных денег падает. Когда же государстводля покрытия бюджетного дефицита печатает новые деньги, оно тем самым уменьшаетстоимость старых денег, находящихся на руках у населения. Следовательно,инфляция выступает как налог на наличные деньги.
Чистый доход государства отинфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенныхбанкнот и затратами на их изготовление, которое государству почти ничего нестоит.
Таблица 5.1: Соотношение роста цен идоходов (стипендии)студентов ВУЗов за 1990-1994 гг.Товар, стипендия Цены товара и размер стипендии Увеличение цены и стипендии 1990 г., май 1994 г., май Хлеб 20 к. 600 р. В 3000 раз Кефир (0,5 л) 1 бутылка 34 к. 800 р. В 2716 раз Молоко (0,5 л) 1 бутылка 34 к. 800 р. В 2716 раз Колбаса вареная, 1кг 2 р. 40 к. 6800 р. В 2833раза Масло сливочное, 1 кг 3 р. 50 к. 3500 р. В 1000 раз Сахар, 1 кг 1 р. 1100 р. В 1100 раз Яйцо, 1 десяток 1 р. 20 к. 1200 р. В 1000 раз Творог, 1 кг 1 р. 10 к. 2700 р. В 2454 раз Сметана, 1кг 1 р. 50 к. 3600 р. В 2400 раз Сыр, 1 кг 3 р. 50 к. 12000 р. В 3428 раз Стипендия студента 40 р. 10000 р. В 250 раз
По оценкам МВФ во втором полугодии1992 г. сеньораж в России составил 38 дохода домашних хозяйств, или 15 ВНП.Инфляционный налог был достаточно высоким до июля 1994 г. и лишь после этогосрока начал несколько снижаться.
Сеньораж — явление монетарнойинфляции, а она связана с эмиссией денег, направленной на перераспределениедоходов в пользу бюджета посредством взимания инфляционного налога.
Инфляционный доход государства можнорассматривать как альтернативную стоимость займов, к которым пришлось быприбегнуть правительству для покрытия дефицита бюджета при отсутствии эмиссии.
Наряду с различными видамиперераспределения доходов непременным спутником инфляции является быстроесоциальное расслоение населения, глубокое имущественное неравенство.
Практика показывает, что винфляционной гонке цен и доходов (заработной платы) всегда побеждают цены.Например, средняя заработная плата в России в пересчете на доллары составляла в1990 г. 13 долларов в месяц, а в 1995 г. — 112,9 долларов, т. е. выросла в 10раз, а цены за это время увеличились в 4658 раз.
Данные таблицы подтверждают, что ростцены на потребительскую корзину студента в среднем в 9 раз превышает рост егостипендии. И чем больше доходы отстают от цен, тем ощутимее удары инфляции потекущему потреблению у разных слоев населения. Под воздействием инфляции нетолько снижаются реальные доходы, но и обесцениваются сбережения населения.
По мере нарастания подавленнойинфляции происходит эрозия стимулов к труду. Если проанализировать всепоследствия инфляции, то можно сказать, что она обесценивает не только деньги,но и всю систему рыночного хозяйства.
4         Инфляция вРоссийской Федерации.4.1      История инфляции в России
Инфляция в России имела место нетолько в новейшей истории страны, в четко выраженных формах она проявляется, покрайней мере, в третий раз. Сначала это было в период первой мировой войны,последовавшей за ней гражданской, в годы послевоенного восстановления,завершившегося на первом этапе НЭПа (1914-1924г.). Второй раз инфляция проявиласьуже в советское время – в годы индустриализации и формирования системыцентрализованного планирования, фактически на протяжении всех довоенных пятилеток,в годы Великой Отечественной войны и начале послевоенного восстановления(1928-1947г.), по существу в течение двух десятилетий. Третий раз онапроявилась в период  экономических реформ, направленных на воссоздание рыночнойэкономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распадаСССР (1992-1996г.).
В менее отчетливых формах инфляциянаблюдалась в советской экономике практические постоянно с 1955 г.,  хотя и вскрытой форме. Негативные черты централизованной экономики требовали огромныхрасходов, которые нельзя было нести, не прибегая к инфляции. Одной из ошибокпланоцентрализованной экономики была ошибочная концепция о неприменимости к нейсамого понятия “инфляция” и о неуклонном повышении покупательной способностирубля. Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика иструктурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны были связаны сразвитием и модернизацией добывающих отраслей — нефти и газа, что недопустимо,поскольку в отношении сравнительных издержек продукция добывающих отраслей неможет быть перспективной. В общем, экономическая политика административно-команднойсистемы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала.
1990 год оказался рубежным, последнимгодом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзныхреспублик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпыинфляции резко возросли.
В 1992 году Правительство Россииначало проводить последовательную финансовую политику, основанную налиберализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутреннейконвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютныхрезервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансоваяполитика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валютуповысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рублястремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1доллар в ноябре.
В 1993 году сохранялся высокийуровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной икредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, тоснижался почти до нуля.
Одной из самых доходных финансовыхопераций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способностьдоллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельностьэкспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаровимпортными.
Весной 1994 года инфляция снизиласьдо 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной — в результате реальнаяставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческиебанки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустядва-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.
Рост цен оказался нижезапланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-номсреднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет,уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты.Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.),обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операциипомогла компенсировать убытки.
В 1995 году правительство сделало ещенесколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательныхрезервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечениярублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, чтостабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.
Введение валютного коридора снизилоинфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен.Сохранился относительно высокий рост потребительских цен — 4-5% в месяц, но онкомпенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первомполугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220- 1994 и 130% — в 1995 году.
Конечной целью стабилизационнойполитики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем замесяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года вдинамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общаятенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводныйиндекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре.Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.
Либерализация цен в январе 1992 годасоздала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленнаяинфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита,снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую.
Перевод инфляции из подавленной формув открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услугив десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года кдекабрю 1991 года по данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходовнаселения за тот же период — 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993года — уже более 50 %, то есть экономик страны вошла в состояние гиперинфляции.В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличилисьболее чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальномвыражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт Россииснизился в 1992 году на 19%, в 1993 году — на 12% и в 1994 году — на 15%. Ещебольшими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. — на 12% и в1994 году — на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукциибыло перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором,что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах.
Несмотря на замедление роста цен в1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция вес равно находиласьна гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющейвсего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике.
К 1998 году ситуация, как казалось,стабилизировалась, но на самом деле иллюзия стабильности была обманчива.Страна,  по существу,  объявила себя банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по внешнему ивнутреннему долгу,  а российские банки не в состоянии погасить своиобязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствийкраха,  естественно,  стал рост цен. Потребительские цены выросли только за сентябрь1998г. на 38%, за октябрь на 5%. В общей сложности за 1998 г. рост цен превысил60%. Основные причины — это и несоответствие проводимой антиинфляционнойполитики,  и не желание реформаторов сопоставить реформы ссоциально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием вобществе. Следствием разбалансированности экономики и политической нестабильностиявилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.
В январе 1999 г. рост потребительскихцен составлял 8,5%, в феврале — 4,1%, в марте — 2,8%.  Замедление темпаинфляции обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падениемреальных располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8%по сравнению с декабрем 1997 г.), контролем за денежной эмиссией и динамикойденежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако запервые восемь месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила36,5%.
В 2000 году, с приходом к властиновой команды правительства уровень инфляции удалось взять под контроль: в 2000году инфляция составила 20,2%, в 2001 — 18,6%,  в 2002 – 15,1%, а в 2003 году –всего 12% Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешеннойтарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулированияцен в 2001-2003 гг. С 2002 года повышение цен и тарифов объявлялосьправительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий иобеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителейих продукции.
В 2005 году темпы инфляции несколькозамедлились (10,9 процента) по сравнению с 2004 годом (11,7 процента), хотяцелевой ориентир в 8,5 процента остался недостижим. Прогнозомсоциально-экономического развития России на 2006 год установлено, что потребительскаяинфляция должна составить не более 8,5 процентов, но с учетом высокого ростапотребительских цен в первом квартале года Минэкономразвития РФ скорректировалпрогноз и назвал  новую цифру – не более 10%./>/>4.2      Причины кризиса 17 августа 1998 г.
Воздействие государства наэкономику, особенно через систему финансовых регуляторов, требует созданияновых для постсоциалистических стран экономических механизмов и глубокойреформы действующих механизмов. В противном случае постсоциалистическоегосударство теряет способность выполнять те функции, которые присущигосударству в рыночной экономике. Это может провоцировать кризисы в переходнойэкономике, которая и без того переживает трудные времена. Например, нереформированностьбюджетной системы в России послужила в конечном итоге причиной обвала экономикив августе 1998 г.
За десятилетия господствакомандно-административной системы в нашей стране созданы мощная промышленность,сильная армия и большая социальная сфера, которые целиком и полностьюфинансировались государством. После начала реформ потребность в ихфинансировании со стороны государства сохранилась на очень высоком уровне. Социальнаясфера и особенно армия в принципе существуют только за счет бюджета, а промышленностьоказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех илииных форм государственной поддержки. Иными словами, сохранились высокие обязательствагосударства.
Но доходная часть бюджета резкосократилась за счет спада производства, неудачной системы налогообложения,огромного развития теневого сектора и утечки капитала за границу. Дефицитгосбюджета в годы реформ ежегодно составлял огромную цифру – 5-10% ВВП.
Бюджетный кризис обусловилнеуклонное углубление кризиса производства. Дело в том, что при хроническойнехватке средств в казне государство оказалось лишенным возможности оказыватьдейственную поддержку промышленности. Основная часть средств бюджетанаправляется на погашение обязательств перед работниками бюджетной сферы исодержание армии, здравоохранения, образования и социального обеспечения. Этихсредств, однако, не хватает, что порождает хроническую задолженность государствапо выплате заработной плате.
Несмотря на неизбежность бюджетногокризиса, обусловленную объективным несоответствием между доходами и расходамибюджета в переходный период, кризис можно было бы значительно смягчить, проведясвоевременные реформы здравоохранения, армии, жилищно-коммунального хозяйства идругих сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризисусугублялся тем, что скудные государственные средства расходовались крайненерационально.
Однако вместо реформ еще в 1995 г.был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований навнутреннем и внешнем рынке. Несколько лет механизм заимствований через выпускГКО и других ценных бумаг государством справлялся с задачей покрытия бюджетногодефицита. Решение о запуске этого механизма было оправданным для середины 90-хгодов, но должно было сопровождаться мерами по подъему производства с тем,чтобы государство начало получать средства для погашения своих долгов. Вместоэтого долги государства по ценным бумагам погашались за счет выпуска новыхценных бумаг, из-за чего систему ГКО начали называть «государственной финансовойпирамидой». И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитыватьсяпо своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений вмировой экономике и падения цен на нефть, оно было вынуждено объявить дефолт,за которым последовало трехкратное падение рубля и новый приток экономическогокризиса.
Особенности инфляции в России связаныпрежде всего со спецификой исходного состояния реформируемой экономики ивыбранной моделью перехода к реальным рыночным отношениям.
К началу экономических преобразованийв России плановая экономика СССР характеризовалась господством государственнойсобственности на средства производства, высоким уровнем монополизации экономикии всеобщим дефицитом экономических благ.
В основу экономической политики Правительства России была положенаразработанная МВФ концепция, включающая в себя три основные направления: либерализация,приватизация и стабилизация. Однако реализация мер правительства не создалаусловий для автоматического действия рыночного механизма, поскольку не былаподготовлена соответствующая экономическая основа в виде многообразия формсобственности и конкурентной среды. Цены не стали свободными – вместогосударственных органов их в значительной степени стали диктоватьпредприятия-монополисты. Поэтому снижение темпов прироста цен напотребительские товары и услуги и средства производства происходило медленнее,чем предполагалось правительством. Роль государства в экономике значительносократилась и в значительной степени была направлена на регулирование денежноймассы в обращении.4.3       Особенности инфляционного процесса в РФ
Обобщая результаты исследования инфляционных процессов впроцессе рыночной трансформации российской экономики, можно выделить следующиеособенности инфляции.
1) С позиции характеристики типовинфляции следует отметить, что инфляция спроса, которая преобладала наначальном этапе рыночных преобразований в России, в результате либерализациицен и проведения жесткой денежной политики преобразовалась в 1990-е годы винфляцию издержек, которая происходила в условиях спада производства и ростабезработицы. С конца 1990-х годов повысилось значение инфляции спроса, котораясочеталась с инфляцией издержек. В отраслевом разрезе особенно выделяется вэтом отношении топливно-энергетический комплекс.  Это и есть инфляция издержекв российской экономике.
Корни возникновения инфляции издержекв переходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянноподпитывается современным типом экономического развития страны, ееэкономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, атакже закрытость, относительную изолированность российской экономики отмирового рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция дешевыхресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы былисильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этомуположению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях,характеризующие высокую степень несовершенства рынка. Естественно, чтоположение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться.Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис,способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общейрыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственныхсвязей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинается постепенноевхождение российской экономики в мировое хозяйство и, прежде всего за счет техже топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействиевнешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционныепроцессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал повышенияцен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народномухозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукциядешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителя финансовымиресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм — инфляцияиздержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержекна всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке отпервичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этотпроцесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК исырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенныхпошлин). Экономическая политика России имеет другую направленность — скорейшейлиберализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовыхотраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслейостанется основным генератором инфляции издержек в современной переходнойэкономике.  Наличие в российской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляциииздержек, а также довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению,что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочнойперспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствоватьэтому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынкабазовых отраслей производства.
2) Монетарные факторы инфляции, играющие значительную рольв развитии инфляционных процессов в развитой рыночной экономике, в России неоказывали значительного влияния на инфляцию.
3) Инфляционные процессы в трансформируемой экономике Россиипредставляют собой несбалансированную инфляцию. Это нашло отражение как вопережающих темпах роста цен на материальные ресурсы, так и цен на платныеуслуги.
4) На протяжении всего периода рыночных преобразований вроссийской экономике проявлялось действие внешнеэкономической инфляции, связаннойс динамикой валютного курса, чистого экспорта, мировых цен на вывозимую продукцию,структурой экспорта и импорта. В наибольшей степени она проявилась послеавгустовского кризиса 1998 г. и в последующий период в связи с ростом мировыхцен на топливно-энергетические ресурсы.
5) В трансформируемой экономике России наблюдалась скрытая инфляция,связанная с задолженностью государства по заработной плате работникам бюджетныхорганизаций и социальным трансфертам населению, и частных фирм по оплате труданаемным работникам. Вследствие значительной суммы долгов по зарплате в 1990-егоды официальные темпы инфляции были ниже потенциальных, которые были бы присвоевременном поступлении доходов населению.
6) Инфляция в России происходила в 1990-е годы призначительном сокращении совокупного спроса субъектов экономики. Произошлоуменьшение всех элементов совокупного спроса, за исключением чистого экспорта:потребительских расходов домашних хозяйств, валовых частных инвестиций,государственных расходов, что также подтверждает решающую роль немонетарныхфакторов инфляции в России. Снижение потребительских расходов было связано собесценением личных сбережений, накопленных в СССР в результате либерализациицен, и уменьшением текущих реальных доходов населения. Существенное сокращениеинвестиционных расходов фирм в 1990-е годы было обусловлено значительнымудельным весом убыточных предприятий, высоким уровнем налогов и процентныхставок, вывозом капитала, инфляционными ожиданиями. Существенное сокращениегосударственных расходов было связано с сокращением налогооблагаемой базы предприятий,уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов, присвоением в результатеприватизации значительной части природной ренты частными собственниками.
7) Значительное влияние на инфляционные процессы в Россииоказывает теневая экономика. Ее воздействие обусловлено прежде всего тем, что всвязи с неуплатой налогов в этой сфере относительно увеличивается совокупныйспрос в экономике. Кроме того, сокращаются доходы государственного бюджета ивозможность при соответствующих экономических условиях возникновения его дефицита.
8) Инфляционные процессы в России усилили процесссущественной дифференциации доходов населения в результате реализации программыприватизации государственного имущества. Коэффициент дифференциации доходов вРоссии (в 2004 г. – 15,0 раз) значительно превышает его значение в развитыхстранах (3–8 раз) и бывших странах с плановой экономикой Восточной иЦентральной Европы (4,5–5,5 раз).
9) В первом квартале 1996 года объемпромышлен­ного производства составил 49 про­центов по сравнению с аналогичнымпериодом 1991 года. Часть этого спа­да объясняется такими упоминавши­мися«внешними» причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР ираспад СЭВ, однако другая — тесно связана с проводимыми ре­формами истабилизационной поли­тикой. Значительная часть спада, на наш взгляд,обусловлена быстрым «от­крытием» экономики, в результате че­го многиепредприятия легкой и пи­щевой промышленности, бытовой электроники и т.д.оказались потес­нены на отечественном рынке.
Взаимосвязь спада производства иинфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производствазначительно растут из­держки на единицу продукции, по­скольку существенную ихдолю состав­ляют «фиксированные затраты». В ча­стности, спад несопровождался адекватным сокращением численнос­ти занятых. Таким образом, умень­шениеобъемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамкахстабилизационных программ правительство вы­нуждено идти на уменьшение своихрасходов, сокращая тем самым конеч­ный спрос. Это влечет за собой до­полнительноеуменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.
Традиционное представление об оп­тимизирующемвоздействии рыночных механизмов на структуру производства основано напредпосылке о свобод­ном перетоке ресурсов из депрессив­ных отраслей в болееэффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильностьв Рос­сии была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия егорынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капиталабессмысленно говорить в условиях, когда объем производ­ственных капитальныхвложений сни­зился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределен­ность,непредсказуемость даже близ­кого будущего (в частности, из-за вы­сокойинфляции), неурегулирован­ность прав собственности и т.д. яви­лись тормозом дляотечественных и зарубежных инвестиций, а, следова­тельно, и для перестройкипроизвод­ственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения раз­решалсятолько одним способом: сни­жением предложения.
 Неполная загрузка производственных мощностей во многихотраслях российской экономики позволяет использовать факторы увеличения спросадля замедления инфляции в результате более полного использования незагруженныхмощностей и снижения на этой основе средних и предельных издержек, ростаобъемов национального производства и совокупного предложения продукции.
10) В системе мер по борьбе с инфляцией в 1990–е годыпреобладали монетарные методы регулирования, которые по-прежнему являются определяющимив государственной экономической политике. Жесткая денежная политика в 1990-егоды нашла отражение в существенном снижении коэффициента монетизации, развитиибартерных сделок и взаимозачетов. Вместе с тем она привела к значительномуспаду производства и резкому сокращению инвестиций в основной капитал. В 2000–егоды возросло значение финансовой политики в сокращении влияния факторовинфляции издержек, что выразилось в снижении ставок налогов и формированиипрофицитного государственного бюджета.
11) Антимонопольная политика как средство регулированияинфляционных процессов характеризуется недостаточной эффективностью действия,что проявляется в опережающих темпах роста цен на продукцию естественныхмонополий по сравнению с темпами инфляции.
5         Борьбагосударства с инфляцией
Одним из сложнейших вопросовэкономической политики является управление инфляцией. Способы управления еюнеоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров дляпроведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуетсясдерживать раскручивание Инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимоподдерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынкатоварами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер,помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизациейдоходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаютсяв зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки,специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (вчастности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста(после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узкихпределах.5.1      Антиинфляционная политика
Целью антиинфляционной политикиявляется установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным,необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла наоснове неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должныбыть направлены на:
·          уменьшениеденежной эмиссии;
·          повышение учетнойставки по сбережениям населения;
·          сокращениегосударственных расходов;
·          повышениеналогов, чтобы уменьшить доходы.
Если инфляционная спиральраскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случаеследует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитыхстран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, товновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличениеналоговых ставок.
Как показывает мировая практика,обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, котораявключает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, иденежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом,и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международныеорганизации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственныемеры:
·          сокращениеправительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
·          повышениеналогов;
·          снижение объемовкредитования коммерческих банков;
·          увеличениевыпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
·          повышениесоциальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
·          фиксацияобменного курса национальной валюты.
В осуществлении стабилизационных мернаряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Какизвестно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любогоправительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку унаселения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов насоциальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направленна сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социальнозначимые программы могут зарубежные займы.
Подготовить программу стабилизации иначать ее выполнять — дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ееработать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата кстарому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно ссокращением государственных расходов вносить изменения в экономическоезаконодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральномубанку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. В частности,принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции занесколько месяцев.
За последние десять лет многие страныдобились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль в 1985 г., Мексика в1987 г., Польша в 1990 г., Аргентина в 1991 г., Эстония в 1992 г.). Их опытпоказывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрыйэкономический рост и падение безработицы.
Воздействие на инфляционный процесс вусловиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устраненияпоследствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервныхфондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного,роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979 г. они снизились до 4% спустяпримерно три года — в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию спомощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно.Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникшихв экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» ипоследовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят отпостановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определитьхарактер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающиераскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагаетприменение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине«заболевания».
Инфляция может носить монетарный илипреимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерныйспрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы икомплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданнонизким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданнымснятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров(топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицитгосбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действуетне одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбыс инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянноуточняются, и корректируются.5.2                Этапы формирования и модель антиинфляционнойполитики в РФ.
Цель антиинфляционной политики неподавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночнымии государственными методами) в интересах подъема национального производства иэкономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшаяинфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулируетэкономический рост.
Переход к рыночному механизмухозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективнопотребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задачправительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсемпродуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производстваи цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы вянваре, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, чтопозволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и необлагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий икомпенсаций. В результате в   1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовыецены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а вцелом за период с 1989 г. — на 17%. Результатом стало разбалансированиетоварного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционнымиожиданиями.
Люди, имеющие в своем распоряженииопределенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, началив феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая своисбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежнойреформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привелок активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничнойторговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров.Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращалосвои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г.еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.
2 января 1992г. было отпущено 80%оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценамисопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первыетри месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже запервые 2 месяца возросли почти в три раза. По расчетам реформатов цены в странедолжны были возрасти не более чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за 1992год вырос в 26 раз.
В 1993 г. цены на потребительскиетовары увеличились в годо­вом исчислении на 884%. Гиперинфляция потре­боваладенежные знаки бо­лее высокого достоинства для обеспечения роста цен денежноймассой. В 1993 г. в оборот были введены но­вые купюры достоинством 5 000, 10000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход,в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
·          ограничениеэмиссии денег Центральным Банком РФ;
·          сокращениебюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
·          сдерживаниеколебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления ихпределов и использования валютной интервенции.
Но снижение темпа роста цен неозначало достижение реальной финансовой стабилизации,  поскольку не былипреодолены бюджетный кризис,  кризис неплатежей,  дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы,  а главное — застой в экономике иинвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России былитаковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействиена состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловилоэффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественнойденежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов измененияобменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютногокоридора.
Проводимая с середины 1995 г.курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменногокурса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации вРоссии. Практика установления правительством Российской Федерации и БанкомРоссии границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколькомесяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся БанкомРоссии совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечилаплавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволилаэффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясныеориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.
Антиинфляционная политикареформаторских правительств,  проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала всебя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начинаяс 1995 г. выпуск государственных  ценных бумаг стал главным источником покрытиядефицита федерального бюджета. В течение 1995 — 1996 гг. все обстояло относительноблагополучно,  но в конечном счете система показала свою несостоятельность.
Главной причиной конечного провала“цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и дажепротиворечие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной.Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов,  а бюджетнаяисходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажный дефектантиинфляционной политики в 1996 — 1998 гг. состоял  в том,  что в Россиивпервые в мировой практике была применена дефляция — сжатие спроса — в условияхэкономического спада путем невыплаты заработной платы,  пенсий,  пособий. Темсамым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. Зарубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях“перегрева” экономической конъюнктуры,  и ее крайняя мера — блокирование ростазаработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономическихпротиворечий,  которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции,  доказал неэффективность монетаристскихметодов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы синфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономикиРоссии. Становится очевидным,  что для сдерживания темпов роста инфляциитребуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
После финансового кризиса в бюджетеРоссийской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%.Сохранялся значительный инфляци­онный потенциал, который при малейшем толчкемог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной икредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развитияэкономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены спрофицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей ибартера.
В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. Заиюнь-октябрь  2005 года темпы роста потребительских цен были более чем  в двараза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 годапротив соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен нагорюче-смазочные материалы с 19 сентября  до конца 2005 года по решениюкрупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение  ценна продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.5.3      Ситуация и перспективы по борьбе с инфляцией  на 2008 год
Инфляция в РФ в 2007 составила 11,9%,а в декабре 2007 года составила 1,1%. Между тем, изначальный прогнозправительства предполагал инфляцию в 7-8%, позднее он был пересмотрен до11-11,5%.
Целиком за 2007 год рост цен былравен 11,9%, что незначительно ниже последнего официального прогноза — 12%.Отметим, что инфляция в прошлом году оказалась выше, чем в 2006 году (9%), в2005 году (10,9%), в 2004 году (11,7%), и немного ниже роста цен в 2003 году(12%).  В декабре 2006 года цены повысились на 0,8%. Консенсус-прогноз поинфляции, составленный «Интерфаксом» в конце декабря, предполагалрост цен в декабре в 1,3%, в целом за год — 12%.
По сравнению с ноябрем в декабрезамедлились темпы роста цен на большинство групп продовольственных товаров. Вноябре значительно ускорился темп роста цен на бензин — до 3,6% с 2,3% вноябре. Тарифы на услуги пассажирского транспорта после повышения в ноябре на1,2% в декабре резко подорожали на 3,8%.
13 декабря был опубликован «Планмероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007–2008годы», подготовленный Министерством экономического развития и торговли.  Внем представлены разработки по борьбе с растущей инфляцией. Несмотря на то, чтореальный уровень инфляции в текущем году значительно превысил прогнозируемый(реальные 12% против предполагавшихся 7–8%), программа не рассчитана напринятие каких-либо срочных мер. Основные положения плана будут приведены вдействие во втором квартале 2008  года.
Особенно остро стоит вопрос озамедлении стремительного роста цен на продукты питания. В первую очередь,внимание будут обращать на выполнение постановления правительства «Осоглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании ценна отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости»и закона «О защите конкуренции». В дальнейшем, во втором кварталенаступающего года, планируется вплотную заняться проблемой финансирования сельскогохозяйства. В частности, по сообщению ИА «Альянс Медиа», будутрассматриваться пути реализации «Государственной программы развитиясельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Стоит отметить, что министрэкономического развития и торговли Эльвира Набиуллина в своем докладеконстатировала значительное повышение объема вложений в развитиесельскохозяйственного комплекса: речь идет о сорокапроцентном росте в сравнениис прошлым годом. Целью дальнейшей поддержки аграриев является заполнение рынкакачественной отечественной продукцией.
Реформы коснутся и ЖКХ. В наступающемгоду ожидается значительный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. В связис этим правительство решило пойти на частичную либерализацию цен в даннойобласти (некоторые цены  все же останутся под государственным контролем). Какобъясняет «Время новостей», суть этих мер состоит в том, что правительствосоставит список услуг, цены на которые будут устанавливаться и регулироваться государством.
Аналитики считают, что этот ходпрактически не повлияет на инфляцию. Например, как сообщает Росфинком, аналитиккомпании «Тройка-диалог» Антон Струченевский предполагает, чтозначение подобных мер преувеличено и что инфляционные показатели останутся попрежнему высокими. Более того, есть предположения о том, что за либерализациейтарифов последует их значительное повышение по сравнению с нынешними показателями.The Times приводит слова Александра Морозова: «Есликонкуренция будет развиваться медленно, то тарифы после либерализации будутрасти быстро, если они будут привлекательны для создания частного бизнеса, товскоре будут снижаться. Прежде чем проводить либерализацию, необходимо создатьинституциональные основы для развития конкуренции, которых в ЖКХ игосмонополиях нет».
В итоге, при успешном проведениипрограммы по «плану мероприятий по снижению темпов роста потребительскихцен на 2007–2008 годы», ожидается снизить уровень инфляции до ожидавшихсяв начале года 7–8%, а затем довести его до 3-процентного показателя. Следуетотметить, что многие экономисты, включая и представителей Министерстваэкономического развития и торговли, с осторожностью относятся к подобнымрасчетам: снижение инфляции на 4–5% всего за год кажется маловероятнымявлением.
6         Вывод
Ситуация в целом совсем не такаярадужная, какой рисуют её политики с экранов ТВ и со страниц газет. Резкий ростцен начался в конце декабря и продолжается. Растут цены на ГСМ, что еще болееподстегнет рост цен в других отраслях. Цифры Роскомстата не отражаютдействительность, так как являются усредненными. Грубо говоря, бутылка масластоила в ноябре 38 р., а в конце января – 50-55 р., а это около 50 %удорожания. По моему мнению, правительство не выполнило задачи, поставленнымпрезидентом. Впрочем, чиновники это осознают и готовят на вторую половину 2008года целый комплекс серьезных мер по борьбе с инфляцией. Создана спецгруппа в правительстведля решения этого важнейшего вопроса. Ведомства и министерства предлагаютразличные комплексы мер по ”укрощению” инфляции в этом году.
Однако все это похоже на борьбу состихией, а не на выполнение госаппаратом своих прямых обязанностей. Вдругнежданно – негаданно обрушилась на нас инфляция и мы бросаем все силы на борьбус ней, как ЖКХ зимой после снегопада. Очень хочется чтобы, правительство нашеусердно работало каждый день, не крича на каждом углу о своих усилиях, и чтобыобещания заменялись реальными, заметными каждому жителю государства фактами. Апока, проезжая мимо автозаправочной станции или заходя в магазин, хочетсятолько выругаться покрепче. Появляется опять тот страх перед будущим, которыйнеотступно преследовал всех не так давно и стал затихать после прихода к властиВ. В. Путина. Остается, как всегда, работать и надеяться на лучшее.
7         Список литературы
1.        “О дальнейшихмерах по государственному регулированию инфляционных 1. ПравительствоРоссийской Федерации. Постановление от 18 января 1993 г. №23 процессов и частичном изменении постановления Правительства РФ от 31.01.92 №1041 “Огосударственном регулировании цен на отдельные виды продукции и товаров” (вред. Постановления Правительства РФ от 26.06.95 №600).
2.        ПрезидентРоссийской Федерации. Указ от 3 июня 1993г. “О некоторых мерах по сдерживаниюинфляции”.
3.        Государственныйкомитет по статистике. Постановление от 29 июня 1995 г. № 79 “Об утверждении “Положения о порядке наблюдения за изменение цен и тарифов на товары иуслуги, определение индекса потребительских цен”.
4.        Белоусовы.Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления //Экономист: 1996г, №4.
5.        Видяпин В.И.,Журавлева Г.П. Общая экономическая теория.//М: 1995.
6.        Жуков Г.Ф. Общаятеория денег и кредита.//М: 1995.
7.        Илларионов А.Природа российской инфляции. //Вопросы экономики:1995, № 3.
8.        Медведев А.В.Пути финансовой стабилизации. //Деньги и  кредит:1996, N 7, С.50.
9.        Никитин С.Инфляция и возможности ее преодоления.//Экономист: 1995, №8.
10.      Никитин С.М. идр. Что такое “шоковая терапия”? //МЭ и МО:1995, № 3
11.      Никитин С.М.,Семенов Е.К. Гиперинфляция: латиноамериканский опыт и Россия.//Деньги и кредит:1993. № 6, С.42.
12.      Лившиц А.Введение в рыночную экономику.//М: 1991
13.      Лившиц А.Я.,Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику.//М: 1995.
14.      Курсэкономической теории под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В.//Киров:1993
15.      Самуэльсон П.А.Экономика. //М: 1993.
16.      Теория переходнойэкономики под ред. Герасименко В.В.// МГУ:1997
17.      Чекурин М.Н.,Киселева Е.А. Курс экономической теории.// Киров, 1994.
18.      «Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997год.» //Деньги и кредит: 1996, N 12, С.3.
19.      Журнал«Деньги и кредит»: 1996, N 2.
20.      Журнал«Деньги и кредит»: 1995, N 8.
21.      Журнал«Вопросы экономики»: 1996, N 2.
22.      Вопросыэкономики.1995, № 3.
23.      Журнал«Вопросы экономики»: 1995, N 6,9.
24.      Журнал«Экономист». 1996: N 9, С.8.
25.      Коммерсант, 1995:4 апреля, С. 59.
26.      Журнал«Деньги», 1998: 14 сентября, С.16.
27.      Журнал«Деньги», 1998: 30 сентября, С 31.
28.      Газета«Коммерсант-daily», 1998: 1 октября, С 3.
29.      http://www.slovari.299.ru– Библиотека словарей.
30.      Язык рынка. Словарь.М.: Росс, 1992 г.
31.      Словарьбанковско-биржевой лексики. М.: МаксОР, 1992 г.
32.      Учебник поосновам экономической теории. Под ред. Камаева В.Д., М.: Владос, 1994 г.
33.      http://www.gks.ru– Федеральная служба государственной статистики.
34.      http://www.forecast.ru– Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
35.      http://www.minfin.ru– Министерство финансов РФ.
36.      http://www.rg.ru– Российская газета.
37.      Введение врыночную экономику. Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина.–М.: Финансы истатистика, 1994 г.
38.      Инфляция иантиинфляционная политика в России. Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы истатистика. 2000 г.
39.      Сажина М. А.,Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002 г.
40.      Основы экономическойтеории и практики рыночных реформ в России: Учеб. пособие. Под ред. М.М.Загорулько.–М.: Финансы и статистика, 1997 г.
41.      Экономическаятеория. Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1997 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.