Реферат по предмету "Экономика"


Инновационная политика в кризисных условиях

Содержание
Введение
1. Теоретические основы внедрения инноваций
2. Инновационная политика на микроуровне
3. Макроуровень инновационной антикризисной политики
4. Выход из кризиса путем использования инновационныхинфраструктур
5. Использование инновационных проектов, как основы дляведения антикризисной политики
Заключение
Литература
Введение
Одним из средств достиженияцелей организации (корпорации, фирмы) является инновационная стратегия. Онапредставляет собой реакцию на изменение внутренней и внешней среды организации.В этом контексте очевидная перспектива вхождения организации в кризисноесостояние (или пребывание в нем) может выступать исходной посылкой (потребностью,запросом, требованием) для разработки инновационной стратегии.
В общем виде инновационныестратегии могут иметь следующую направленность:
1) получение новых продуктов,технологий, услуг;
2) применение новых методов вНИОКР, производстве, маркетинге, управлении;
3) переход к новыморганизационным структурам;
4) применение новых видовресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.
Что касается антикризиснойстратегии, то она как интегративная форма может содержать в своем составенесколько видов общих инновационных стратегий, имея строгую целевуюнаправленность на выведение организации из кризиса (или профилактику вступленияее в кризисное состояние).
Относительно внутренней средыорганизации инновационные стратегии обычно разделяются на следующие группы:
1) продуктовые (портфельные,предпринимательские, направленные на создание и реализацию новых видов изделий,технологий и услуг);
2) функциональные (научно-технологические,производственные, маркетинговые и др.);
3) ресурсные (финансовые,трудовые, информационные, материально-технические);
4) организационно-управленческие(технологии, структуры, методы, системы управления и др.);
5) конверсии (переориентацияпроизводства на новые виды деятельности и продуктов);
6) диверсификации (расширениявидов деятельности);
7) концентрации производства (соединенияи сжатия производственных мощностей и систем) и др.
Наибольшую привлекательность дляпромышленных (и особенно машиностроительных) фирм, находящихся в условияхорганизационного стресса, имеют стратегии инноваций, реструктуризации иконверсии.
Происходящее в спектресовременной научно-технической революции (НТР) ускорение технического прогресса(ТП) проявляется в производственном секторе в двух противоречивых направлениях:
1) под влиянием ТП происходитморальный износ производственных фондов и выпускаемой продукции, что снижаетэффективность промышленного производства, вызывает кризисы;
2) появление в результате ТПболее совершенного оборудования позволяет путем обновления фондовреволюционизировать производство, резко повысить его эффективность и какрезультат — преодолеть стагнацию, повысить антикризисную устойчивость фирмы.
Для эффективного использованияэтих факторов в антикризисном менеджменте целесообразно отслеживать процессыматериального и морального износа основных производственных фондов, ихамортизации и обновления и на этой основе разрабатывать порядок действий винновационной деятельности.
Целью данной курсовой работыявляется подробное рассмотрение вопросов, связанных с инновациями вантикризисном управлении. Отсюда вытекают следующие задачи:
Выяснить какую роль играютинновации в антикризисном управлении;
Выявить могут ли инновации бытьсредством выхода из кризиса;
Рассмотреть формированиеинновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
Узнать по каким критериямантикризисного управления следует оценивать инновационные программы.
Предметом данной курсовой работыявляются инновации как средство повышения антикризисной устойчивости; объектом — антикризисное управление.
1. Теоретические основы внедрения инноваций
Любая социально-экономическаясистема достигает успеха своей деятельности, если она находится и состояниипоследовательного и неуклонного развития. Развитие — это приобретение новогокачества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации (фирмы),ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководствоне нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые видыпродукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она черезопределенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А этоозначает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции иснижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризиснойситуации в организации и может послужить причиной банкротства.
Особенно актуальна эта проблемадля экономики нашей страны, переживающей переход к рыночным отношениям. Сложившаясяв настоящее время ситуация в российской экономике характеризуется общим спадомпроизводства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованностибольшинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, атакже практически полным отсутствием у государственных структур целостнойинновационной политики.
Кризис в экономике страныусугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком сниженииуправляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источниковфинансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческихколлективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управленияинновационными процессами становится одной из важнейших задач антикризисногоуправления.
Вместе с тем характер иособенности развития инновационных процессов определяют не только общаяэкономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именноинновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теориинововведений начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такойэлемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективногоиспользования в отечественной практике мирового опыта управления в целом иинновационными процессами в частности.
Известный американский экономистЭдвард Дёминг, которому японская промышленность обязана рождением и всемирнымуспехом, изложил в книге «Выход из кризиса» спою программу управлениякорпорацией в условиях жесткой конкуренции, когда успех одних порождает сложныепроблемы для других. Суть этой программы представлена в сформулированных Э. Дёмингомзнаменитых 14 принципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вотнекоторые из них:
сделайте так, чтобы стремление ксовершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель — статьконкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места;
постоянно совершенствуйтесистему производства и обслуживания, чтобы повышать качество ипроизводительность и таким образом непрерывно снижать затраты;
создайте систему подготовкикадров на рабочих местах;
сформируйте систему эффективногоруководства. Цель инспектирования — помочь людям работать лучше. Контроль задеятельностью служащих нуждается в пересмотре не меньше, чем контроль задеятельностью рабочих;
внедрите обширную программуповышения квалификации и самосовершенствования;
сделайте так, чтобы каждыйсотрудник компании участвовал и программе преобразований. Преобразования — делокаждого!
Реализация отмеченных принциповнапрямую связана с формированием эффективной системы инновационного управленияпредприятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций изанимать лидирующие позиции и своей отрасли.
Важным условием понимания целейи задач инновационного развития предприятия являются теоретические знания,помогающие понять структуру инновационного процесса, в основе которого лежатинновационные циклы.
Наибольший вклад и развитиетеории инновации принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту И.Шумпетеру, разработавшему в начале века собственную теорию экономическогоразвития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. Всоответствии с классификацией И. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается,как:
1) изготовление нового, т.е. ещенеизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иногоблага;
2) внедрение нового, т.е. даннойотрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства,в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключатьсятакже в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
3) освоение нового рынка сбыта, т.е.такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страныне была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
4) получение нового источникасырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этотисточник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
5) проведение соответствующейреорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредствомсоздания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Позже, развивая данную теорию,Шумпетер использовал термин innovation, что врусском переводе с английского означает «нововведение».
Значительный вклад в формированиетеории инновации внесли и русские исследователи. Это прежде всего Н.Д. Кондратьев- автор теории больших конъюнктурных циклов. Волновая теория Кондратьева далавозможность специалистам в области управления исследовать причины спадов впромышленности и определить пути преодоления кризисов за счет инновационногообновления капитала.
Современная концепция теорииинновации включает такие понятия, как «жизненный цикл продукции» и«жизненный цикл технологии производства». В самом общем видеструктуру жизненного цикла продукции, включая инновационный процесс, можнопредставить следующим образом.
В начальной фазенаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) проводятсяфундаментальные теоретические исследования, прикладные изыскания и проектно-конструкторскиеразработки. Результатом их проведения являются новые знания, научные идеи, т.е.полезная информация более высокого порядка, чем ранее существовавшая. В связи стем, что научное знание стало теоретической основой развития производства, вразвитых странах фундаментальным теоретическим исследованиям и поисковым НИРуделяется особое внимание. Именно они образуют потенциал знаний дляинновационной деятельности, представляющий собой интеллектуальный продукт,рыночную стоимость которого оценить весьма сложно.
В процессе прикладных изысканийновые знания воплощаются в оригинальных образцах техники и технологии илиотдельных элементах, подтверждающих возможность их практического применения.
Этап проектно-конструкторскихразработок — заключительный для стадии исследования. Исследование должнозавершаться поиском действенных форм внедрения в производство полученныхзнаний, способных обеспечить его качественные изменения. Выполнение этоготребования возможно посредством нововведений, способствующих внедрениюизобретений в производство.
В процессепроектно-конструкторских, опытно-технологических работ формируется новаянаучно-техническая информация, отражаемая в соответствующей документации. Наданном этапе часто изготавливается первый образец новой техники или другогоновшества, который является формой выражения полученной информации, еесвоеобразной иллюстрацией.
Основными целями фазытехнологического освоения производства являются его подготовка к внедрениюрезультатов разработок и обеспечение необходимых для этого условий. Здесьосуществляется посредственное взаимодействие науки и производства, от которого зависяттемпы освоения прогрессивных новшеств, сроки их внедрения и начало массовогопроизводства новых продуктов.
На следующей фазе происходит тиражированиеновых продуктов. Стабильное производство призвано обеспечить удовлетворениепотребностей общества в конкретных видах изделий заданного качества иколичества. В этом состоит сущность данного этапа.
Последняя фаза жизненного циклапродукции демонстрирует стадию, когда рынок достигает насыщения, происходитснижение объемов продаж и дальнейшее обеспечение спроса на продукцию возможноблагодаря применению новых технических или технологических решений с цельюобновления выпускаемой продукции и закрепления положения предприятия на рынке. Изучениежизненного цикла продукции приводит к ряду выводов, которые полезно иметь ввиду, определяя стратегию инновационного процесса:
кривые изменения прибыли иобъема продаж продукции демонстрируют случай успешного внедрения новшеств нарынок. После компенсации всех стартовых затрат, связанных с НИОКР, требующихбольших инвестиций, рост прибыли значителен. Однако инновационный процессхарактеризуется условиями неопределенности и всегда существует большой риск рыночнойнеудачи новшества;
первоначальный успех зависит вомногом от способности разработать действительно новый продукт, удовлетворяющийспрос рынка, тогда как последующая прибыль зависит в основном от маркетинга иуровня производства, обеспечивающего требуемый объем продаж с наименьшимизатратами.
Инновационный процесс, являясьчастью жизненного цикла продукции, включает различные стадии — начиная отисследования и разработки новой технической идеи, технологии и кончая доведениемее до промышленного внедрения, получения нового продукта его коммерциализации. Заключительныйэтап инновационного процесса, связанный с освоением масштабного производствановой продукции, требует реконструкции производственных мощностей,совершенствования технологии, подготовки персонала, рекламной деятельности и т.д.На финансирование работ на данном этапе потребуется значительно больше (примернов 6-8 раз) затрат, чем на исследования и разработки. Величина этих затрат такжезависит от объемов освоения новых видов продукции. Однако инвестиции продолжаютносить рисковый характер, так как реакция рынка на этом этапе еще неизвестна ириски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. Здесь важно помнить, чтоновый продукт, созданный с учетом всех достижений научно-техническогопрогресса, может быть не востребован на рынке. Поэтому очень важен этапкоммерциализации, где через маркетинг формируется спрос на новую продукцию,осуществляется обратная связь с потребителями произведенного нового продукта иопределяется дальнейший ход исследований и разработок.
Все рассмотренные этапыинновационного процесса предполагают свои методы организации труда, управления,финансирования, кадрового обучения. Для уменьшения риска и обеспечения успехапредприятие должно интегрировать различные этапы инновационного процесса вединую цепь, каждое звено которой выполняет важную задачу в достижении общейцели — получения нововведения, а затем нового изделия или технологии.
Здесь особую важностьприобретает стыковка звеньев, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамикувсего процесса, когда результат предшествующего этапа служит основой дляпоступательного движения на следующий. Эти процессы сопровождаются принятиеминновационных решений относительно приоритетных направлений инновационнойдеятельности предприятия. Причем объектом инновации в антикризисном управлениимогут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычнообращается основное внимание, но и новые рынки, новые методы управления, новыеорганизационные структуры и т.д.
В условиях общего ускорениянаучно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка,усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действияконкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши имикросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если неединственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями — важнейшейзадачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многомзависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находитьтакие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечитьдостижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Припринятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностейинновационного процесса, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал,ресурсные возможности предприятия.
Отправной точкой процессапринятия инновационного решения является формирование инновационной цели. Инновационнаяцель предприятия представляет собой желаемый результат его деятельности,который может быть достигнут в определенные сроки за счет повышенияинновационного потенциала предприятия. Инновационная цель зарождается на стадиифундаментальных разработок, где генерируются идеи, и уточняется в зависимостиот ресурсных возможностей предприятия, а затем реализуется в форме проектов илипрограмм.
Инновационная деятельностьсвязана с привлечением различных ресурсов, основными из которых являютсяинвестиции и затраты времени на НИОКР и технологическое освоение масштабногопроизводства новой продукции, особая роль здесь принадлежит управленческомуперсоналу, его способности разрабатывать и принимать инновационные решения.2. Инновационная политика на микроуровне
Процесс формирования эффективнойсистемы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциалапредприятия — его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализацияэтих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточновысокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышенияконкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемывыживания в целом.
Чем выше уровень инновационногопотенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций.Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами,так и управленческими. К ним относятся:
сложившийся ранее уровеньразвития производства;
состояние механизма и системыуправления;
тип и ориентация организационнойструктуры;
тенденции экономической иинновационной политики;
понимание потребности вразличного рода изменениях и готовность к ним персонала и т.д.
Все факторы, определяющиеуровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы:
факторы собственноинновационного процесса как самостоятельного объекта управления;
факторы внутренней среды;
факторы внешней среды.
Первая группа факторовпредставляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационногопроцесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первуюочередь выделяют такие элементы инновационного процесса, постановка целей,выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.
Состав второй группы складываетсяиз возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах егофинансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления,организационно-технического уровня коммуникационной системы и т.д. Инновационныйпотенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов какматериальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализмаи решительности управленческих кадров.
Перечислены причины,способствующие и затрудняющие разработку нововведений в организации,инновационные способности эрой определяются не только ее размерами, величинойкапитала, развитием производственной базы и др., но и уровнем научно-техническогои управленческого потенциала специалистов. Отличительными признаками инновационныхпредприятий (фирм) являются:
1) организация специальнойгруппы, отвечающей за создание новых идей;
2) поиск этой группойразнообразных источников информации, как внутри-, так и внефирменных;
3) использование разнообразнойсовременной практики стимулирования творческой активности работников;
4) поощрение и поддержкаменеджерами инновационной активности служащих на всех уровнях с помощьюспециальных бюджетных ассигнований;
5) поощрение принятия решений поотбору и внедрению нововведений на коллективной основе;
6) четкая стратегия управлениянововведениями.
Если первые пять признаковхарактеризуют организационную, направленность фирмы на работу с персоналом, тошестой отражает необходимость существования четко сформулированнойинновационной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необходимыеусловия для генерирования новых идей.
Инновационная стратегиятеснейшим образом связана с принципами предпринимательского управления, онатребует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма,предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важноеусловие управления в сложных системах — способность определения приоритетов. Ответственностьза инновационную стратегию, определяющую выживание предприятия, лежит на плечахуправляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобывыявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условийфункционирования организации, систематически просматривать свои внутренние«запасы» управленческих талантов, определять масштабы и целинеобходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.
В литературе различают дваосновных типа инновационной стратегии:
адаптивную, когда предприятиеиспользует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий вцелях сохранения своих позиций на рынке, т.е. в целях выживания;
конкурентную, когда нововведениеиспользуется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средстваполучения конкурентных преимуществ.
Адаптивную стратегию характеризуетконцентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшенияхсуществующих продуктов, рынков, технологий, зачастую идущих в руслесложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такаястратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новыепроизводственные и рыночные возможности, находить новые конкурентныепреимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой дляконкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которыезанимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться отпривычных подходов. В практике было много примеров, когда фирма относительноуспешно функционировала, но не развивалась. Между этими двумя процессамивозникает противоречие, которое в случае обострения может привести к кризису. Примеромтому может служить история развития таких компаний, как General Motors илиIВМ, которые не смогли избежать кризиса, хотяявлялись одними из преуспевающих. Одну из основных причин кризиса и возможностивыхода из него они увидели в управлении.
Адаптивные организации могутпродолжать свой привычный путь, приведший их в прошлом к успеху, лишь в тойстепени, в какой конкурентные условия остаются относительно статичными. Нокогда эти условия резко меняются, адаптивный подход не дает возможностикритически переоценивать методы решения проблем, в чем и состоит его опасность.
Конкурентная стратегия,основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связьпутем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторовинновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности,самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментированиев области способов анализа и решения проблем.
Примером постоянной иинтенсивной инновационной деятельности, ведущей к завоеванию рыночных позиций,может служить южнокорейский конгломерат Samsung, состоящийиз 25 фирм, выпускающих широкий ассортимент продукции: электронные компоненты,компьютеры, грузовые автомобили, строительное оборудование, суда и др. Созданный50 лет назад, Samsung напервых порах лишь копировал образцы, осваивал чужую продукцию по лицензиям и т.п.,теперь же имеет собственные передовые разработки в области электроники, идущиена экспорт.
Основу его стратегии составляютинтенсивные инвестиции в исследования и разработки, развитие производства,подготовку кадров.
На эти цели расходуется ежегодно2,5 млрд. дол. Один из аспектов стратегии Samsung — переводсборки простых изделий бытовой электроники в страны с более дешевой рабочейсилой и концентрация отечественных мощностей на разработке и производствепродукции высокой стоимости, в частности вкладываются большие средства впроизводства с перспективой роста (например, в аэрокосмическую промышленность).С целью освоения областей высокой технологии созданы 13 центров НИОКР в другихстранах.
Стратегия нововведений ужепривела к значительным успехам на рынке электроники. Дочерняя компания Samsung Electronics превращается из массового производителя дешевыхтелевизоров в новатора в некоторых областях мирового рынка продукцииэлектроники, в частности полупроводников, элементов памяти, телефоннойаппаратуры. На эти цели фирмой было затрачено более 3 млрд. дол. В исследованияи разработки в области бытовой электроники Samsung вкладывает около 10% объема продаж.
Samsung Havy Industries впервые в миреразработала новый тип танкера, затратила 900 млн. дол. на строительствоавтомобильного завода, планирует совместные с американскими компаниями работыпо созданию электромобиля. Samsung aerospace, начав в 1977 г. с производства электронных часови фотокамер, сейчас участвует в производстве вертолетов с Bell Canada, сотрудничает с Lockheed и Рratt & Wyttny, выпускаетмногие виды компонентов для самолетов, производимых во всем мире, планируетсамостоятельное производство самолетов и коммуникационного спутника. Еепроизводство еще не достигло уровня рентабельности, но, как считает президенткомпании, приобретение технологии намного важнее, чем высокие, показателитекущей прибыли.
Как видно из примера,инновационная деятельность крупных, компаний, успешно действующих на рынке,развивается, как правило, широким фронтом и распространяется на соответствующиеорганизационные подразделения.
Уровень инновационного потенциалапредприятия во многом зависит от всего предшествующего опыта, условийфункционирования подразделений НИОКР, уровня производства, маркетинга. Решающимфактором здесь является то, как усваивается управленческий опыт, какие урокиизвлекаются из прошлого. Специалисты выделяют четыре различных, новзаимосвязанных уровня организационного опыта.
1. Уровень внешнего окружения — условия,конкуренты, потребители и т.п.
2. Уровень собственных действийорганизации (менеджера) — инновационная стратегия, процедуры и методыуправления и т.д.
3. Уровень процессов и методоввыявления, определения и решения проблем, применяемых организацией (менеджером),например культура, уровень знаний, функциональная специализация;
4. Уровень организационногосознания, объединяющий первые три.
Адаптивные организациирассматривают в каждый данный момент явления одного уровня, ограничивая темсвое развитие, имеют при этом лишь краткосрочный финансовый успех, но неполучают конкурентного преимущества.
Организации, нацеленные наиспользование всех уровней организационного опыта, отличаются способностьюэкспериментировать, анализировать успехи и неудачи, делать выводы из практики. Воснове их деятельности — системное мышление, открывающее возможности длятворчества.
Творчество имеет два важныхаспекта. Один из них — личная гибкость, т.е. способность изменить собственноеповедение под воздействием реальности. Менеджеры должны быть способныотказаться от укоренившихся привычек и рутины, расширять возможности своегоповедения, проникая в неисследованные области. Другой аспект — желаниепринимать риск. Придать менеджменту творческий характер значит освободить егоот страха потерпеть неудачу. В этом контексте результаты действий,положительные или отрицательные, рассматриваются не как успех или неудача, акак информация, используемая для выработки дальнейших действий.
Таким образом, инновационныйпотенциал организации, помимо качеств НИОКР и технологическогопроизводственного уровня развития организации, зависит от уровняорганизационного сознания управленческого персонала.3. Макроуровень инновационной антикризиснойполитики
Инновационный потенциалорганизации складывается из факторов, дающих оценку состояния ее внутреннейсреды, характеризующих ее конкурентоспособность и конкурентные преимущества, ииз факторов внешней среды, которые как бы определяют привлекательностьинновационного рынка для организации. И здесь инновационные возможности,предоставляемые организации ее внешней средой, во многом зависят отинновационной политики государства. Огромные затраты на НИОКР, риск при ихпроведении, необходимость определения приоритетных направлений развития,формирование инфраструктуры для инновационной деятельности, координациядеятельности государственного и частного сектора, разработка новых и пересмотрдействующих законодательных актов, способствующих активизации инновационногопроцесса, — все это требует государственных гарантий, финансирования,организационной и информационной помощи. Государство является одним из важнейшихвнешних факторов, от которого во многом зависят инновационные возможностиорганизации.
Ситуация, сложившаяся сейчас вроссийской инновационной сфере, однозначно определяется как кризисная. С однойстороны, она характеризуется наличием проблем инфраструктурного обеспеченияинновационных процессов с учетом новой экономической ситуации, а с другой — отсутствиеммеханизма стимулирования высокой активности участников инновационных процессов,инновационной восприимчивости товаропроизводителей, прежде всего ведущихотраслей промышленности, формирования рынка инновационных продуктов,государственных гарантий стабильности в сфере интеллектуального труда ипроизводства.
Инновационный кризис протекает вусловиях общего кризиса, т.е. в условиях принципиальных изменений характерапроизводственных отношений, изменений мотивации к труду, все это усугубляетсясоциально-экономической и политической нестабильностью в обществе. Единственныйвыход из сложившейся ситуации — структурная перестройка промышленногопроизводства, основанная на передовых технологиях и смешанных формахсобственности.
В настоящее время отраслевуюструктуру экономики России западные специалисты характеризуют как типичную дляразвивающейся (а не экономически зрелой) страны. Основным признаком отсталостисчитается высокий удельный вес тяжелой промышленности и низкий удельный вессферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и др.
Устаревшие производственныемощности, огромные монополизированные государственные предприятия — все этопорождает трудности для структурной перестройки. Она должна быть направлена навнедрение передовой технологии в области использования: новых материалов,предназначенных для замены традиционных (синтезированные металлопластики,керамика и т.д.); передовой биотехнологии, основанной на широком использованиимикроорганизмов; агрономии и биоагрокультуры; оптической технологии (оптроники);телематики (электронная почта при сохранении конфиденциальности); микроэлектроникии создания искусственного интеллекта.
Успехов в этом направлении вРоссии можно достичь только на уровне государственной антикризиснойинновационной политики, поскольку предприятия не способны добиться такихизменений самостоятельно.
Изучение опыта экономическиразвитых стран по созданию механизма государственного регулированиянаучно-технического развития является позитивным фактором в преодоленииинновационного кризиса в нашей стране.
Осуществление научно-техническойполитики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основнымирычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупныхмежведомственных органа — Американский научный фонд, координирующий направленияфундаментальных исследований, и Американский научный совет, представляющийинтересы промышленности и университетов в научно-технической политике. Важнейшуюроль в осуществлении государственных исследовательских программ играютМинистерство обороны и Национальное управление по аэронавтике и исследованиюкосмического пространства (НАСА). Другие министерства и государственныеорганизации (Министерство энергетики, Национальный институт здравоохранения,Национальное бюро стандартов и др.) также оказывают содействие в стимулированииНИОКР, но только в пределах отраслевых программ.
Особенностью американской структурыуправления научно-техническим прогрессом является тесное взаимодействиегосударства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных,финансируемых за счет государственных и частных источников, организаций. Срединих — Национальный центр промышленных исследований, Национальная академия наук,Национальная техническая академия и Американская ассоциация содействия развитиюнауки, основная задача которых заключается в поисках путей повышениянаучно-технического и экономического потенциала страны. Одно из направленийреализации этой задачи — эффективное использование уже накопленного арсеналадостижений, изобретений и нововведений, полученных входе выполнения федеральныхпрограмм и контрактов, и передача их для внедрения в частный сектор.
Особое внимание в США е конца80-х и начала 90-х годов уделяется передаче федеральных технологий — технологическомутрансферту. Заинтересованность федерального правительства и частного сектора втрансферте огромна, так как проведенные в США исследования показали, что одиндоллар, потраченный на фундаментальные исследования, дает отдачу в размере двухдолларов через шесть-семь лет, а от передачи технологии можно получитьэкономический эффект в соотношении 20: 1 и выше и результаты могут бытьдостигнуты иногда уже в течение нескольких дней.
Технологический трансфертспособствует расширению объема продаж и рынков сбыта; созданию новой, болеесовершенной техники и технологии; сокращению стоимости производства; стимулированиютеоретических и прикладных исследований, которые ранее считались практически невыполнимыми; сокращению сроков проведения НИОКР и внедрения новой техники; повышениюпроизводительности труда; сокращению издержек производства; повышению качестваи расширению границ применения полученной ранее техники и технологии; улучшениюорганизации производства; повышению квалификации кадров.
В США действует Закон о передачефедеральной технологии, принятый в 1986 г., который в 90-е годы был подкрепленрядом законодательных актов по стимулированию такой передачи, где были,пересмотрены положения по охране авторских прав на федеральную технологию,расширены масштабы лицензирования, разработаны мероприятия, направленные наповышение материальной заинтересованности ученых и инженеров от внедрениятехнологии.
В Японии вопросами инновационнойполитики государства занимаются высшие государственные органы власти. Премьер-министрЯпонии возглавляет Совет по делам науки. В его состав входят руководители рядаминистерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Советпо делам и формулирует стратегическую линию научно-технического развития страныи определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета. Управлениепо науке и технике осуществляет разработку и реализацию наиболее крупныхнациональных программ (космические исследования, разработка аппаратуры дляядерных реакторов и др.). В его рамках функционирует Японская корпорацияразвития исследований, занимающаяся поддержкой новых наукоемких фирм.
Министерство внешней торговли ипромышленности (МВТП) играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и ихвнедрении. Контроль за выполнением конкретных направлений работ осуществляетсяУправлением по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциацияпромышленной технологи, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Управлениенациональной обороны стимулирует некоторые исследования в ракето- иавиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так игражданское применение. Механизм, с помощью которого японское государствореализует свою инновационную политику, достаточно прост. После определения приоритетногонаправления исследований МВТП предлагает сем крупным корпорациям с соответствующимпроизводственным профилем принять участие в реализации программы. Министерстводоставляет корпорациям свои научные лаборатории, «подключает» исследованиямведущих учёных и специалистов из университетов, однако не оказываетсколько-нибудь существенной финансовой поддержки. Основные же затраты,связанные с проведением НИОКР, коллективно осуществляют корпорации-участницы. Результатыисследований и разработок, а также ноу-хау сообщаются всем заинтересованнымкомпаниям. Японское правительство не выделяет значительных средств нафинансирование промышленных НИОКР, равно как и не гарантирует компаниям рынковсбыта для новой продукции, но оно принимает протекционистские меры для защитырационального рынка и тем самым помогает корпорациям «встать на ноги»на передовых направлениях НТП. Поэтому японские производители наукоемкойпродукции на внутреннем рынке практически не испытывают давления со стороныиностранных конкурентов.
Самым серьезным изменением,происшедшим в концепции государственного регулирования НТП Японии в 80-е годы,было намерение правительства этой страны уже в ближайшее десятилетие вывести еев мировые лидеры в новейших, еще окончательно не сформированных отраслях ипроизводствах (новые материалы, микроэлектроника, биотехнология, оптроника).
Инновационная политиказападноевропейских стран базируется на стимулировании «национальныхчемпионов» — небольшого числа крупных корпораций, способных конкурироватьс ведущими фирмами США и Японии. Им достается основная часть государственныхсредств на промышленные НИОКР. Так, в Великобритании более 80% государственныхдотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилосьна пять фирм. Однако концентрация финансовых ресурсов на проведение НИОКР и«банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, помнению С. Вудса, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей изатормозила распространение передовых технологий и разработок в другие отраслиэкономики. Результатом такой политики явилось явное отставаниезападноевропейских производителей от передовых корпораций США и Японии.
Одной из главных особенностейзападноевропейской научно-технической политики начиная с 80-х годов сталогосударственное регулирование крупномасштабных программ на международном (преимущественномежевропейском) уровне. Совет ЕС стал играть все более заметную роль вкоординации научно-технического развития стран, входящих в ЕС, особенно вновейших отраслях.
Здесь выделяются три основныепричины переноса западноевропейской инновационной политики на общеевропейскийуровень. Во-первых, к началу 80-х годов национальный научный и финансовыйпотенциал в значительной степени оказался исчерпанным. Для мобилизациидополнительных ресурсов и получения ноу-хау необходимо было развиватьмеждународную кооперацию. Во-вторых, принятые программы на национальном уровнеоказались неэффективными из-за небольших размеров рынка. В-третьих,конкурентные позиции европейской промышленности (особенно в микроэлектронике) ещеболее ухудшились.
Обобщение мирового опыта даетвозможность сформулировать основные задачи антикризисной инновационной политикигосударства:
активизация деятельностигосударственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур поиспользованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целяхэффективного внедрения в экономику государства изобретений и другихнововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы постимулированию инновационной деятельности;
создание общегосударственногоцентра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии сНациональным институтом стандартов Министерства торговли США);
разработка программ поиспользованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующемуведомству, тесно связанному с проблемами конверсии;
формирование инновационнойинфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия,университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решенияопределенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженерыучастников сторон, представленных в данном консорциуме;
выпуск специальных изданий,регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях идостижениях, представляющих интерес для российской экономики.4. Выход из кризиса путем использованияинновационных инфраструктур
Создание новых инновационных структур- одна из основных задач экономической политики как экономически развитых, таки развивающихся стран. Эти структуры позволяют стабилизировать экономическуюситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются впериод экономического спада, структурной перестройки, сопровождающихсясокращением рабочих мест, уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научноеразвитие, а также в условиях значительного накопления научно-техническогопотенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся |идей до конкретногопотребителя и достижения коммерческого успеха.
Инновационные структуры новоготипа в ряде случаев возникли как условие выхода из кризисной ситуации.
Эффективное управлениеинновационным процессом требует специальных организационно-экономическихмеханизмов. Это, в первую очередь, связано с условиями неопределенности,которые характерны для инновационной деятельности. Неопределенность охватываетпрактически все фазы: от научно-исследовательских работ до продажинаучно-технической продукции на рынке. Всегда существует опасность того, чтостоимость полученных инновационных решений может оказаться слишком высока илиновая продукция; потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятностьнеэффективности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха. |Этапроблема может быть решена путем формирования специальной инфраструктуры,поддерживающей инновационный процесс.
Инновационная инфраструктурапредставляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную,информационную базу для создания условий, способствующих эффективномураспределению средств и оказанию услуг для развития инновационной Деятельности,технологического трансферта, коммерциализации (научно-технической продукции.
Создание инновационной инфраструктурызависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики.В странах, имеющих развитую производственную инфраструктуру, наблюдаетсяпроцесс софтизации, характеризующийся повышением роли невещественных,нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизацияпереплетается с сервизацией — опережающим развитием сферы услуг. Таким образом,формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых,сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационныхпроцессов.
В условиях трансформирующегосяобщества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки врыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтомуее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры.
При формировании рыночныхотношений инновационная инфраструктура является средой, способной снизитьнеопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности.В этом качестве она выступает в отношении как отдельно хозяйствующего субъекта(предприятия, фирмы), так и целого региона.
Инновационная инфраструктурааккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационныхпроцессов. Она объединяет капиталы институциональных инвесторов, при этом нетолько финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и беретсяплата за риск, т.е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи.
Инновационная инфраструктурараспределяет риск по следующим направлениям:
между участниками венчура;
по фазам инновационного процесса;
между институциональнымиинвесторами и государством;
снижает риск инвестирования вданном регионе.
В рамках инфраструктуры получаютзначительное развитие такие инновационные структуры, как научно-техническиепарки, бизнес-инкубаторы, технополисы, центры высоких технологий и т.п. Все этиструктуры, вне зависимости от названия и внутренней организации, имеют общиецели: формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности;поддержка создания и развития венчурных фирм, представляющих собой рисковоепредприятие небольшого размера, занятое разработкой научных идей ипревращениемих в новые технологии и продукты; селекция и поддержка перспективных научныхпроектов; успешная коммерциализация результатов научных исследований инаучно-технических разработок. В их недрах формируются качественно новыеподходы к организации труда ученых университетов и молодых исследователей,обучению студентов. Технопарки решают важнейшие проблемы региона: дают новыерабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционныхпроизводств на новые технологии, поэтому участие властей всех уровней вразвитии технопарка имеет большое значение.
В зависимости от ориентации наопределенную фазу инновационного цикла технопарки можно разделить наисследовательские (научные), технологические и промышленные. Исследовательские паркиобеспечивают условия для эффективного проведения научных разработок. Технологическиепарки способствуют организации малых наукоемких производств, ориентированных натрансферт высоких технологий, коммерциализацию результатов научно-техническихразработок. Промышленные парки занимаются размещением малых наукоемкихпроизводств на определенной замкнутой территории, созданием производственныхпомещений и рабочих мест.
Структура технопарков может бытьразличной, но все они имеют следующие функциональные элементы: коммерческийцентр, включая консалтинговые, инжиниринговые, аудиторские фирмы, венчурныйфонд, инкубатор малых наукоемких фирм, бизнес-центр. С развитием и становлениемпарка его структурные элементы могут меняться, это гибкая организация. Одной изважнейших задач, стоящих перед технопарком, является доведение результатовнаучно-технических разработок до потребителя.
Бизнес-инкубаторы четко нацеленына «выращивание» малых наукоемких предприятий. Старт — очень труднаяпора для начинающих предпринимателей. Только одна из 10-12 научных разработокдостигает коммерческого успеха, из вновь образуемых в США фирм только 24% даютположительные результаты в первый год, а высокой эффективности достигают лишь4,9% их общего числа. Фирмы же, которые вышли из инкубатора, в большинствеслучаев (от 87 до 93%) успешно справляются с трудностями рынка. После того какфирма встала на ноги, она выходит из инкубатора и может работать или втехнопарке, или самостоятельно, или войти в другую компанию. Одним изпозитивных факторов развития инновационных структур является созданиепредприятий малого и среднего бизнеса, что помогает решать проблему занятости исоциальной стабильности общества и целом способствует решению задачинновационной политики в рамках антикризисного управления.
5. Использование инновационных проектов, как основыдля ведения антикризисной политики
Инновационные структуры типатехнопарка, бизнес-инкубатора, техноцентра, инновационного фонда и др. приформировании стратегии своего развития, как правило, определяют, в какой ролиони будут выступать: адаптера, инноватора или реципиента (или выбирают ихэффективное сочетание). В зависимости от избранной стратегии формируютсякритерии отбора инновационных проектов.
Инновационные проектыхарактеризуются:
высокой степеньюнеопределенности получаемых научно-технических результатов;
длительностью периода разработкии доведения продукта до конечного потребителя;
высокой степенью рискадостижения коммерческого успеха;
значительным объемом необходимыхинвестиций;
в случае успеха — высокойдоходностью;
цикличностью развитияинновационных процессов.
Отбор проектов может происходитьв три этапа.
Первый этап заключается вформулировке задач, стоящих перед данной инновационной структурой, здесьопределяются приоритетные направления научно-технического развития с учетомэкономических задач, стоящих перед регионом.
На втором этапе формируетсяисходное множество проектов.
На третьем этапе проводитсяэкспертиза проектов, т.е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многомопределяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов.
После получения оценки всехпроектов необходимо выбрать проекты с максимальными оценками и расположить их впорядке убывания оценок, при этом суммарная стоимость проектов не должнапревышать суммы выделяемых ресурсов.
Основная особенность обоснованияи оценки инновационных проектов заключается в том, что разработчики и авторынаучной идеи, как правило, не имеют должной квалификации по оценке рынка иориентированы в большей степени на научную и техническую новизну проекта. Ноосновное правило оценки инновационных проектов заключается в том, что потребительне выбирает продукт, руководствуясь его новизной, а исходит из его способностиудовлетворить потребности лучше, чем другие виды товаров и технологии. Совокупностьпредставленных критериев и конкретных показателей позволяет учесть это правило.При этом не обязательно использовать все показатели, хотя каждый из них даетдополнительную информацию о проекте. Так, практически не используется в нашейэкономике показатель — стоимость одного килограмма экспортируемой продукции. Вто время как он четко характеризует эффективность экспорта: 1 кг техническипростой продукции стоит несколько долларов, технически сложной продукции — несколькосот, а наукоемкой продукции — тысячи долларов. При этом необходимо учитыватьвозможность «эрозии продаж», которая происходит при появлении нарынке нового товара, похожего на уже функционирующий на рынке, что приводит ксокращению объема реализации ранее выпускаемой продукции.
Прибыльность реализации новыхвысокотехнологичных проектов во многом определяется способностью распределятьзначительные затраты на НИОКР на объем реализованной продукции: высокиеиздержки на научные исследования при небольшом выпуске продукции существенноповышают цену изделия, тем самым снижая ее конкурентоспособность по ценовомупризнаку. Больший объем продаж высокотехнологичной продукции приводит кувеличению объема затрат на производство и снижению удельных затрат на НИОКР наединицу изделия. При этом меньшие затраты на разработку обеспечивают состояниеравновесия при меньшем объеме продаж. Но с ростом объема продаж, например, припроизводстве компьютеров в два раза удельные затраты на разработку, какправило, снижаются практически в два раза, а удельные издержки на производство- на 10-15%.
Метод оценки движения денежныхпотоков дает возможность, оценить «приток» денежных средств за счетвсех возможных источников и «отток» по всем предполагаемымнаправлениям.
Заключение
В заключении можно отметить, что
1. Особенностью кризисныхорганизаций является высокая изменчивость их внутренней среды и обусловленнаяэтим сильная податливость внешним и внутренним воздействиям. Это требует оттоп-менеджмента повышенного внимания к изменениям и интенсивных усилий поприданию им управляемого характера.
2. Ключевым методом управленияпроцессами изменений в кризисной промышленной фирме выступает стратегическийподход. При этом, исходя из специфики промышленного производства (особенномашиностроения), наибольшую привлекательность для антикризисного управленияпредставляют стратегии инноваций, реструктуризации и конверсии.
3. В условиях ускоряющегосянаучно-технического прогресса возрастает значение морального и материальногоизноса основных производственных фондов как факторов возникновения кризисов впромышленных фирмах. Осуществление мониторинга этих процессов и превентивныхмер позволяет минимизировать экономические потери и предупреждать их кризисныепоследствия.
4. Амортизация различным образомсоотносится с материальным и моральным износом основных производственных фондов.Это предполагает различные подходы к учету этого процесса в политике обновленияпроизводственного аппарата.
5. В организациях, находящихся вкризисном состоянии, формы сопротивления изменения имеют специфику, причем вопределенных ситуациях сопротивление может сменяться активной поддержкойноваций.
6. Управление процессомизменений в кризисной организации по своей сути представляет собойорганизационное развитие. Результатом такого процесса становится переходорганизации в новое, позитивное качественное состояние.
Литература
1.        Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М,2002.
2.        Антикризисное управление: Учебник/Р.А. Попов. — М.: Высш. шк., 2005.
3.        Инновационная деятельность зарубежных фирм: Реф. сб. РАН Ц ИНИОН. М., 1993.
4.        Инновационная и конкурентная стратегия корпораций: Научно-аналитическийобзор. РАН ИНИОН. М., 1994.
5.        Инновационный процесс в странах развитого капитализма / Под ред. И.Е. Рудаковой.М.: Изд-во МГУ, 1991.
6.        Инновационные центры Беларуси: общие подходы, текущая ситуация иперспектива развития: Материалы международной научно-практической конференции. Могилев,1995.
7.        Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996.
8.        Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦЛО«Мегаполис-Контакт», 1993.
9.        ТвиссБ. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика,1989.
10.     Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под ред. С.Г. Беляеваи В.И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.9.
11.     Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.