Реферат по предмету "Экономика"


Инвестиционный потенциал страны

Контрольная работа
 
Инвестиционныйпотенциал страны

Содержание
 
1. Понятие инвестиционногопотенциала
2. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь на современномэтапе: проблемы и тенденции
3. Практическое задание
Список литературы

1.Понятиеинвестиционного потенциала
 
Теориярыночной экономики опирается на исходный постулат: все субъектыпредпринимательства функционируют в условиях ограниченных ресурсов. Из этогоследует основополагающий методологический вывод, что каждый элементхозяйственной системы обладает определёнными видами преимуществ. При этихдопущениях под потенциалом понимается возможность и готовность субъектов рынкаспециализироваться в тех видах деятельности и производства, по которым в каждыймомент времени имеются абсолютные или сравнительные преимущества.
Абсолютныепреимущества складываются из геостратегических, географических,природно-климатических, демографических условий. Сравнительные преимущества,обусловлены инвестиционным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегииснижения издержки или дифференцировать выпуск. Снижение издержек имеетэкономический смысл только тогда, когда предельный спрос (потребительскийпотенциал) на «внешнем» рынке ниже “наших”текущих предельных издержек. Стратегия дифференциации возможно при развитомпроизводственном и научно-исследовательском потенциале.
Подкатегорией «инвестиционныйпотенциал» понимаетсясовокупная возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющихувеличивать капиталовооружённость труда и способность хозяйствующих субъектов,оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивыйэкономический доход. В данном определении непостоянный запас ресурсов,имеющихся в наличии на данный момент времени, позволяющий увеличиватьпроизводительность труда, образует производственный фактор “капитал”; «экономический доход» – это стоимостноевыражение потока предпринимательских услуг, порождённых этими запасами втечение определённого времени.
Инвестиционныйпотенциал страны — это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций встроительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкциюдействующих предприятий, в развитие человеческого потенциала, создание объектови учреждений производственной и социальной инфраструктуры.
Инвестиционныйпотенциал — объективно имеющаяся возможность реализации инвестиционных целей.Количественно измеряется суммой ликвидных активов предприятия, оцененных порыночной стоимости, умноженных на коэффициент мультипликации.
Ликвидныеактивы — стоимостное выражение активов, имеющих платежеспособный спрос.
Мультипликатор— это коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода и вызывающим этотприрост увеличением объема инвестиций. В нашем случае имеется в виду приростдоходов предприятия.
При этом темпприроста доходов должен опережать темп прироста инвестиций. В этом случаевозникает социально-экономический резонанс или резонансная синхронизация усилийучастников инвестиционного процесса, лежащая в основе ускорения развития
Уровеньразвития инвестиционного потенциала страны определяют объемы и структура капиталовложенийи строительно-монтажных работ, качество и технический уровень вводимых вэксплуатацию объектов, а также накопленные материальные и нематериальныеценности, квалификация рабочей силы.
Основнымисоставляющими инвестиционного потенциала являются проектно-изыскательские,строительно-монтажные организации и такие отрасли народного хозяйства ипромышленности, как строительство, промышленность строительных материалов,конструкций и деталей (строительный комплекс).
Строительныйкомплекс Республики Беларусь после распада СССР в основном сохранил свойпотенциал. В его составе функционируют около 4,3 тыс. строительных иремонтно-строительных организаций, свыше 1,4 тыс. предприятий и производствпромышленности строительных материалов различных форм собственности ихозяйствования. Комплекс обслуживает 17 научно-исследовательских институтов,350 проектно-изыскательских и конструкторско-технологических организаций.Создана мощная производственная инфраструктура. В стране производятсяотечественные материалы и изделия, позволяющие возводить здания и сооружения,не уступающие европейскому уровню.
Анализпоказал, наибольшее падение инвестиционной активности в стране (в 2,6 раза)произошло к 1995 г. В 2003г. объемы инвестиций в основной капитал не достиглиуровня 1990г. и составили 62,4%. Снижение инвестиционной активности привело ксокращению спроса на инвестиционные товары, недоиспользованию производственныхмощностей (до 30-50% к нормативу).
Длясохранения и развития инвестиционного потенциала страны на уровне европейскихстандартов требуется модернизация производственной базы строительногокомплекса. Основными целями его развития являются:
— техническоеперевооружение и модернизация действующих предприятий и на этой основе болееполное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства ввысокоэффективной строительной продукции;
— внедрениересурсосберегающих технологий, выпуск новых видов материалов, конструкций иизделий, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, 14000;
— совершенствованиепроектирования, внедрение прогрессивныхархитектурно-планировочно-конструктивных решений;
— совершенствование законодательно-нормативной и информационной базы,организационных структур управления строительным комплексом, адекватныхрыночным условиям;
— эффективнаяреализация долгосрочных программ и инвестиционных проектов, обеспечивающихснижение себестоимости продукции и работ;
— разработка новойгосударственной политики развития территорий и населенных пунктов с созданиемрациональной модели расселения, инженерной и транспортной инфраструктурой.
Длядостижения этих целей необходимо обеспечить реализацию системы мероприятий,включающих:
— совершенствование внутриотраслевой структуры строительного комплекса на основеприоритетного развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств,базирующихся на высоких и экологически чистых технологиях;
— создание новыхархитектурно-планировочных систем зданий и сооружений, возведение жилых иадминистративных зданий по современным эффективным проектам, обеспечивающимснижение уровня затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла;
— модернизациютехнологий строительства и производства строительных материалов до уровняпередовых европейских стран, постепенное поэтапное закрытие энергоемких и экологическивредных производств, требующих импорта дорогостоящего и экологически вредногосырья и перепрофилирования их на новые виды продукции;
— расширениемеждународного сотрудничества, прежде всего с Россией и другими странами СНГ,Евросоюза, направленного на привлечение иностранных инвестиций и кредитов вприоритетные подотрасли — цементную промышленность, промышленность стеновых итеплоизоляционных материалов;
— активизациюпроведения подрядных торгов на строительство объектов за пределами страны,поиск потенциальных потребителей строительных материалов и изделий;
— обеспечениеразвития территорий, моделей расселения, инженерно-транспортной инфраструктурыв соответствии с утвержденными генеральными планами.
Деятельностьнаучно-производственной составляющей инвестиционного потенциала необходимососредоточить на разработке и внедрении прогрессивных технологий,обеспечивающих новое качество возводимых объектов.
Встроительстве предусматривается решить проблемы ресурсосбережения как привозведении зданий и сооружений, так и при их эксплуатации на основе вновьсоздаваемых унифицированных конструктивных систем, существенной экономиистроительных материалов и энергоресурсов. В жилищном строительствепредполагается разработать схемы домов, возводимых в монолитном бетоне,сборно-монолитном варианте, максимально использовать существующую базукрупнопанельного домостроения. Намечается создание новых эффективных системэнергообеспечения зданий, легконесущих и ограждающих конструкций, материаловдля отделки фасадов зданий. Предусматривается создание комплекса строительнойтехники на базе отечественных машин для выполнения строительно-монтажных работ.Начата реализация таких научно-технических программ, как «Совершенствованиезаконодательной, нормативно-правовой и методической базы управления развитиемнаселенных пунктов и территорий в изменившихся социально-экономическихусловиях», «Совершенствование процесса градостроительного иархитектурно-строительного проектирования на основе компьютерных технологий»,«Создание условий для обеспечения устойчивого развития населенных пунктов итерриторий».
Дляпреодоления снижения объемов подрядных работ намечаются меры по активизацииинвестиционной деятельности, росту объемов работ, выполняемых за пределамистраны. Будут созданы условия для повышения эффективности капитальных вложенийза счет уменьшения незавершенного строительства, сокращения сроков возведениязданий и сооружений, ограничения строительства новых объектов, кроме жилья,возводимого за счет средств населения, предприятий и организаций.
Сцелью использования зарубежного опыта, технологий и инвестицийпредусматриваются расширение международного сотрудничества, активизация работпо организации совместных и иностранных предприятий, холдинговых и лизинговыхкомпаний, региональных финансово-строительных групп.
Вразвитии инвестиционного потенциала важную роль будет играть промышленностьстроительных материалов и конструкций. В этой отрасли к 2010 г. предполагаетсяосуществить ряд инвестиционных проектов — завершить строительство ОАО«Красносельскцемент» в Гродненской области, второй очереди Белорусскогоцементного завода в Костюковичах Могилевской области. Обеспечение потребностейстраны в гипсокартонных листах станет возможно благодаря строительству новогозавода гипса и гипсовых стройдеталей, работающего на техногенных отходах —фосфогипсе. Выпуск кровельных материалов будет осуществляться на болеедолговечной основе (стекло-холсте), а цементно-волокнистых листов (шифера) — наоснове волокон, альтернативных асбесту. Обеспечение потребностей страны ивнешнего рынка в железобетонных конструкциях, облицовочных материалах истеклоизделиях предусматривается за счет интенсификации действующихпроизводств.
Дляповышения эффективности строительного комплекса необходимо обеспечить реализациюмероприятий по оказанию государственной поддержки проектов создания (развития)приоритетных производств путем первоочередного их кредитования, предоставлениягосударственных преференций и гарантий; создать условия в виде налоговых идругих льгот для привлечения иностранных инвестиций, прежде всего вприоритетные подотрасли — производство цемента, стеновых и теплоизоляционныхматериалов.
Строительныйкомплекс Республики Беларусь располагает достаточным трудовым потенциалом. На1000 работающих здесь приходится 300 человек с высшим и средним специальнымобразованием, а доля рабочих с разрядом выше четвертого равна 23—26 %. Уровеньтрудовой активности, или удельный вес работников в возрасте 25—49 лет,составляет более 66 % .
Приведенныеданные свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития инвестиционногопотенциала страны и его возможности не только обеспечить потребностивнутреннего рынка, но и реализовать значительную часть продукции за пределамистраны.
2. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь на современномэтапе: проблемы и тенденции
В 2009 годупоступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики РеспубликиБеларусь составили 9 303,7 млн. долл. (по сравнению с аналогичным периодом 2008года объем инвестиций увеличился в 1,4 раза), в том числе:
— прямыхинвестиций – 4 821 млн. долларов;
— портфельныхинвестиций – 1,9 млн. долларов;
— прочихинвестиций – 4 480,8 млн. долларов.
Из странпребывания загранучреждений привлечено 8 627,3 млн. долларов или 92,7% отобщего объема поступлений иностранных инвестиций в экономику страны.
Доляинвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия,Украина) составила 65,4% от общего объема инвестиций. При этом доля Россия вобщем объеме привлеченных инвестиций составляет 65,3%.
Из стран внеСНГ поступило 34,6% от общего объема.
Срединаиболее крупных стран-инвесторов можно выделить:
— Россию (6076,6 млн. долларов; 65,3% от общего объема инвестиций);
— Австрию(931,7 млн. долларов; 10%);
— Кипр (536,5млн. долларов; 6,1%);
— Великобританию(467,7 млн. долларов; 5%);
— Швейцарию(371,2 млн. долларов; 4%).
Наибольшийобъем прямых иностранных инвестиций в 2009 году поступил из следующих стран:
— Россия (4026,5 млн. долларов; 82,5% от общего объема ПИИ);
— Швейцария(353,1 млн. долларов; 7,3%);
— Кипр (102млн. долларов; 2,2%);
— Германия(51,6 млн. долларов; 1,1%).
РеспубликаБеларусь обладает рядом преимуществ в сфере привлечения иностранных инвестиций.
Беларусьявляется восточной границей Европейского союза и может стать своего родаплацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективныхрынков стран СНГ. Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных ижелезнодорожных путей сообщения между странами ЕС и СНГ. А единое таможенноепространство с Россией обеспечивает потенциальному инвестору широкий доступ когромной емкости российской территории.
В Беларусиимеется развитое инвестиционное законодательство, направленное настимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, атакже защиту прав инвесторов на территории республики. В стране действуетКонсультативный Совет по иностранным инвестициям, возглавляемыйПремьер-министром. Работает шесть свободных экономических зон спреференциальными условиями деятельности.
Около третиобъема производства ВВП обеспечивает сегодня промышленный комплекс.Беларуськалий, МТЗ, МАЗ, БелАЗ, БМЗ, Гомсельмаш и другие крупные предприятия –символы национального промышленного прогресса, продукция которых известна вомногих странах мира.
Экономикареспублики по своей структуре, масштабам производства являетсяэкспортоориентированной. Беларусь, сегодня дает 30% мирового производствабольшегрузных автомобилей, 15% минеральных удобрений, 6% – тракторов.
Перспективысвоей экономики страна связывает с инновационным развитием и мобилизациейинформационных ресурсов. В Беларуси создается Парк высоких технологий дляразработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных и другихтехнологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики,привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций.
Стабильнаявнутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального илирелигиозного характера делают страну все более привлекательной для инвесторов.
В Беларусисформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Дляактивизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата вреспублике будут реализовываться меры по:
— подписаниюмеждународных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложенияи сохранности инвестиций;
— созданиюгарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющегогарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;
— расширениюинвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнегокапитала и средств домашних хозяйств;
— болееполному использованию возможностей свободных экономических зон, которыеоткрывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей.
Дляэффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционныхпроектов Республики Беларусь на период до 2010 г. Особое внимание государствабудет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств свысокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническомуперевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающейнаправленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производствесельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной,деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфересовременных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.
С цельюреализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формыинвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. Синвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставитдополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализациипроекта на белорусском рынке.
Новыйземельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшенияситуации в решении вопроса с землей. В частности кодекс создает основания дляразвития рынка недвижимого имущества посредством предоставления возможностиприобретения права собственности на землю, использования ее в качестве залога дляполучения банковского кредита.
В Беларусисформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Помнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализоминвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционноезаконодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших средистран СНГ.
Основополагающимдокументом, определяющим общие условия осуществления инвестиционнойдеятельности в Беларуси, является Инвестиционный кодекс, направленный настимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов натерритории республики.
В процессеосуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализацииинвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку ввиде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантийбелорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционныхпроектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвесторомможет быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаютсядополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту,оговоренные на период действия договора.
Наряду споддержкой, иностранные инвесторы получают в нашей стране целый ряд гарантийгосударства. Им гарантируется право собственности и иные вещные права, а такжеимущественные права, приобретенные законным способом. И, главное — независимоот формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякойдискриминации, защита прав и законных интересов.
В соответствиис белорусским законодательствам инвесторы могут самостоятельно осуществлять вседействия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами ирезультатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученнойот инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларусиили после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственнопереводить за пределы республики.
Немаловажнымявляется и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированыили реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полнойкомпенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и другихвызванных ими убытков.
Инвестиционнымкодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядкедействия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и ихакты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки.
Дополнительныегарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашенийРеспублики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией,Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе сИталией, Данией, Испанией, США, Канадой.
РеспубликаБеларусь является также участницей многосторонних договоров.
В рамкахгосударств-участниц ЕврАзЭС подписан проект Соглашения о поощрении и взаимнойзащите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества.Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантируетбезопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику.
Однакосуществует и ряд проблем в данной сфере.
Вкачестве наиболее значимых неблагоприятных факторов иностранные инвесторыотмечают зарегулированность хозяйственной деятельности, большое количествонормативных актов по одним и тем же вопросам, нестабильность законодательства,отсутствие гарантии собственности. Кроме того, инвесторы отметили политическиепроблемы с международными организациями, низкий уровень развития рыночныхотношений, нежелание государства терять контроль за главными промышленнымиобъектами.
Однойиз наиболее актуальных на сегодняшний день задач является перевод экономикиБеларуси на инновационный путь развития. В то же время долявысокотехнологичного экспорта в страны дальнего зарубежья невелика дляБеларуси, а основным рынком отечественных изделий остаётся внутренний рынокСНГ.Вероятно,корни нынешних проблем лежат в отсутствии системы быстрого и эффективногопревращения инновационной разработки в прибыльный коммерческий продукт.
Всёвыше перечисленное можно привести к ряду мер по повышению инвестиционнойпривлекательности экономики РБ.
— Государству и бизнесу надо совместно выработать правила игры,потому что предприниматель сегодня не может работать, не понимая требованийгосударства и порядка взаимоотношений с ним. По существу, эта проблема сводитсялишь к налоговым ставкам или налоговым стимулам.
— Нужно развиватьвсе сферы и отрасли экономики, больше внимания уделять инфраструктуре. Анализструктуры привлечённых иностранных инвестиций показывает их весьма узкуюотраслевую направленность. Основная их доля направляется либо в экспортно-ориентированныеотрасли (промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми срокамиокупаемости и незначительной фондоёмкостью (торговля и общественное питание,коммуникации, финансовые услуги).
— Одним из наиболееперспективных путей привлечения иностранных инвестиций является участиеинвесторов в процессе приватизации. Но не следует ей придавать лавинообразныйхарактер. Нужно рассматривать любые возможные, но взаимовыгодные предложения.
— Нужно усилитьработу Консультативного совета по иностранным инвестициям. Нужно сосредоточитьусилия на установлении равных условий для иностранных и национальныхинвесторов, на совершенствовании системы бухгалтерского учёта и переводу её наМеждународную систему, на разработке предложений в нормативно-правовых актах потаможенному законодательству, на совершенствовании мер государственнойподдержки малого предпринимательства.
— Крайне необходимосотрудничество с международными организациями. Нужно продолжитьпоследовательную работу по унификации таможенно-тарифных систем Беларуси иРоссии, либерализации внешнеторговых связей республики, связанной с вхождениемв ВТО. Факт принятия Республики Беларусь в ВТО, несомненно, повыситпривлекательность страны для иностранных компаний.
— Представляетсянеобходимым продолжение развития СЭЗ – как одну из самых приоритетных формпривлечения внешних инвестиций в республику.
— Беларусь имеетуникальное географическое положение: через её территорию проходят мировыетранспортные коридоры. Но при этом пока в Беларуси отсутствуют современныетранспортно-логистические центры, которые могли бы на высоком уровнеобслуживать транзитные потоки.
— Законодательнуюбазу нужно совершенствовать, развивать и принимать законы, реально отражающие целии задачи государственного развития общества. Необходимо исключить неоднозначноетолкование, противоречивость в применении законов.
— Нужно создаватьзарубежные представительства, проводить инвестиционные конференции, форумы,торги, выставки инвестиционных проектов.
3. Практическое задание
Задание
Что произойдет с ВВП, если правительство предложит инвалидам, досих пор получавшим пособие, два варианта на выбор: либо по-прежнему жить напособие, либо начать работать на специализированном предприятии сиспользованием труда инвалидов и получать фиксированную заработную плату,несколько превышающую пособие?
Решение:
Когдаинвалиды живут на пособие, они не создают никакого прибавочного продукта. Вданном случае происходит просто перераспределение уже созданной добавочнойстоимости.
В случае еслиони буду работать, они начтут своим трудом создавать прибавочный продукт вразмере их заработной платы. Таким образом в данном случае ВВП увеличится насумму заработной платы одного инвалида, умноженной на количество работающихинвалидов.

Список литературы
 
1. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы.Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления:Учеб.пособие / Под общ.ред.В.Н.Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 431 с.
2. Национальный инвестиционный сайт РеспубликиБеларусь – 17 марта 2010. – Режим доступа: www.invest.belarus.by
3. Официальный Интернет портал ПрезидентаРеспублики Беларусь — 15 марта 2010. – Режим доступа: www.president.gov.by/press29505


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие методологии реинжиниринга: моделирование приоритетных бизнес-процессов региональных компаний сотовой связи
Реферат Биоминерализация
Реферат Золотой век Венецианской республики
Реферат Сравнительно правовой анализ источников административного права Германии и России
Реферат Володимир Винниченко – видатний діяч української Центральної Ради
Реферат Роль кредита в организации оборотных средств предприятия
Реферат 1. Монголо-татарское иго и его последствия для Руси
Реферат Международная классификация болезней, 10-й пересмотр, неврология (методичка)
Реферат 2 Современные тенденции развития российской индустрии строительных металлических конструкций
Реферат Gatsby Essay Research Paper Similarities between Characters
Реферат Sterotyping Essay Research Paper I belong to
Реферат Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. Валентин
Реферат Посредничество в разрешении конфликтов Внутренние конфликты работников и их влияние на эффективность
Реферат Рыночный социализм Л. Абалкина
Реферат Христианство: католицизм