/> Курсовая работаИнвестиционныйкризис в современной России
План
Введение
Инвестиции и накопление основного капитала
Финансово-инвестиционный комплекс
Системный подход к инвестированию
Особенности инвестиционной деятельности с точки зрениянормативно-законодательной базы
Участие государства в инвестиционном процессе
Налоговые льготы в России
Источники финансирования инвестиций
Вовлечение инвестиций домашних хозяйств
Роль лизинга
Место и роль иностранного капитала в экономике России
Заключение
Список использованных материалов
/>Введение
В любомобществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможностьсоздавать накопления и больше потребить в будущем. Важной макроэкономическойпропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннемпродукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется винвестиции в основной капитал для расширения производства.
Россия,являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих внем процессах, в том числе в международной миграции капитала, как его импортер(страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вывозящаякапитал).
Повопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуютдиаметрально противоположные точки зрения:
иностранныйкапитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьерыи ограничения;
иностранныеинвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику Россиитаят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед заней, возможно, и политической независимости.
Исходяиз положений второй точки зрения, делается вывод о том, что иностранныеинвестиции нужно привлекать в страну только в ситуациях инвестиционных кризисов(резкого спада инвестиций в экономику России).
Напрактике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит вследующем:
1)международнаямиграция капитала — это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страныв страну, «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мировогохозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миг рациикапитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать вэкономику страны;
2) однако,привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать ирегулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал внекоторые стратеги чески важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следуетзабывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, егоконкурентоспособности и др.).
/>Инвестиции и накопление основного капитала
В любомобществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможностьсоздавать накопления и больше потребить в будущем. Важной макроэкономическойпропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннемпродукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется винвестиции в основной капитал для расширения производства.
Норманакопления в российской экономике 1999—2001 гг. оставалась низкой. В 2001 г. она составила 17%, в дальнейшем предполагается рост валовых накоплений до 21% ВВП. Этоозначает, что экономический рост в среднесрочной перспективе долженсопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростоминвестиций в основной капитал.
Мировойопыт зарубежных стран, преодолевавших негативные последствия структурных ициклических кризисов, показывает, что в фазах оживления и подъема экономикинорма валового накопления в основной капитал достигала уровня 30—40% ВВП и выше(например, Германия и Япония в послевоенные десятилетия США в 50-60-е годы).
В СССР втечение многих десятилетий норма накопления была высокой (около 30% ВВП), ноэффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Таким образом, проблеманакоплений в российской экономике связана с необходимостью аккумуляциидостаточных объемов инвестиций и их эффективной отдачей.
Возможностинакопления основного капитала в стране зависит от размеров валовых национальныхсбережений государства, предприятий и населения. Однако для России в настоящеевремя характера разрыв в цепочке «сбережения — инвестиции», что являетсясерьезной. проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. валовые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление основногокапитала составило только 15% ВВП. Низкий уровень капитализации национальныхсбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов квложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленномэкономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемогокапитала.
Одной изнаиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в90-е годы XX в., явилось резкое сокращение инвестиций в реальный секторэкономики. За десятилетие инвестиции в основной капитал снизились в четырераза. Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом взаимосвязанных, ноимеющих и самостоятельное значение причин, повлекших за собой целый рядследствий:
·быстроесокращение абсолютных объемов накопления;
· существенноеснижение его доли в валовом внутреннем продукте;
·резкое сокращениебюджетных ассигнований и финансирование федеральных целевых и инвестиционныхпрограмм по остаточному принципу;
·уменьшение долиприбыли предприятий, направляемой на расширение производства.
Хроническоенедофинансирование инвестиций за последнее пятилетие подвело Россию к рубежу,за которым создается угроза массовых техногенных катастроф, вызванных износомосновных фондов./> Финансово-инвестиционный комплекс
Рыночнаямодель инвестиционного процесса в России имеет деформированный характер инедостаточно эффективна. Это проявляется в том, что слабо работает механизмнакопления на микроуровне (уровне предприятий), фондовый рынок и кредитнаясистема не играют заметной роли в аккумулировании сбережений и их трансформациив инвестиции.
Банковскаясистема России на протяжении 90-х годов XX в. была ориентирована навысокодоходные операции в финансовом секторе, в минимальной степени осуществляяинвестирование в реальный сектор экономики. Так, например, в 2000 г. российские банки предоставили кредиты на основной капитал в сумме 26 млрд руб., чтосоставляет 4% в общем объеме источников финансирования в основной капитал.Основными факторами, препятствующими активизации банковского инвестированияпроизводства, являются высокий уровень риска вложения в реальный секторпроизводства, краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков,несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов, Наметиласьтенденция роста свободных денежных средств банков, которые не вкладываются впроизводство. Проявляется и недостаточная восприимчивость реального сектора кинвестициям: при острейшей нужде в инвестициях и наличии в стране свободныхфинансовых ресурсов нет достаточных условий для их прибыльного использования.
Дляреформируемой экономики России характерно стало свертывание инвестиционногопроцесса. Причины этого коренятся в двух узких звеньях. На входе винвестиционное пространство — острый дефицит финансовых ресурсов дляинвестирования. При этом владельцы свободных денежных капиталов незаинтересованы инвестировать средства в реальный сектор экономики. На выходе изинвестиционного пространства — резкое сужение массового платежеспособногоспроса, что подрывает фундамент финансовой окупаемости инвестиций.
Решениеважнейшей задачи современной российской экономики — сочетание политикиэкономической стабилизации с политикой экономического роста — требуетстимулирования инвестиционной активности. Создание объективных предпосылокустойчивого подъема экономики России невозможно без реального инвестирования,обновления основного капитала, реструктуризации всей финансово-инвестиционнойсферы.
/>Системный подход к инвестированию
Добитьсяоживления инвестиционной активности и повышения эффективности капитальныхвложений можно лишь при системном подходе к решению проблемфинансово-инвестиционного комплекса в целом. Сущность действийфинансово-инвестиционного комплекса состоит:
а) винтеграции в единый комплекс финансовых и реальных инвестиционных процессов ипотоков;
б) вовзаимодействии того или иного вида или в слиянии экономических субъектовфинансирования и реального инвестирования;
в) вовзаимосвязи (взаимопроникновении) или объединении финансовых и реальныхинвестиционных ресурсов.
Такоепонимание финансово-инвестиционного комплекса включает одновременно и финансы вузком смысле слова (образование фондов денежных средств, как правило, набезвозвратной основе), и кредит. Роль государственного регулированияинвестиционного процессов рыночных условиях чрезвычайно высока./> Особенности инвестиционной деятельности сточки зрения нормативно-законодательной базы
Государствосформировало в 90-e годы систему нормативно-законодательных актов (более 30документов), регулирующих инвестиционную деятельность в России, В 1998—1999 гг.приняты законодательные акты, направленные на улучшение инвестиционного климатав стране для отечественных и иностранных инвесторов. Вступили в силу Федеральныезаконы «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой вформе капитальных вложений», «О бюджете развития Российской Федерации», «Олизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», изменения и дополнения к Закону«О соглашениях о разделе продукции», принятому в 1995 г./> Участие государства винвестиционном процессе
ВФедеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,осуществляемой в форме капитальных, вложений» определены разнообразные формы иметоды государственного участия в инвестиционной деятельности в России.
Во-первых,это создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности:совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизациииспользования амортизационных отчислений; проведение переоценки основных фондовв соответствии с темпами инфляции; защита интересов инвесторов и принятиеантимонопольных мер: предоставление льготных условий пользования землей идругими природными ресурсами; расширение возможностей использования залогов приосуществлении кредитования; развитие финансового лизинга; защита российскихорганизаций от поставок морально устаревших технологий и оборудования; созданиеи развитие сети информационно-аналитических центров и др.
Во-вторых,в законе предусмотрено прямое участие государства в инвестиционнойдеятельности. Формы этого участия следующие: разработка, утверждение ифинансирование инвестиционных проектов из средств государственного бюджета;формирование перечня строек и объектов технического перевооружения федеральногозначения и финансирование их из бюджета; размещение на конкурсной основесредств бюджета развития для финансирования и государственных гарантийинвестиционных проектов на основе возвратности, срочности, платности; выпускоблигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечение винвестиционный процесс законсервированных объектов; предоставление концессийроссийским и иностранным инвесторам но итогам аукционов, конкурсов и др.
Вопрос оместе и роли государства в переходной экономике в целом и в инвестиционномпроцессе в частности является предметом оживленной дискуссии среди российскихученых и практиков. Суть дискуссии сводится к поиску ответа на вопрос, каковадолжна быть роль государства в рыночной экономике. Следует признать, что кконцу 90-х годов в России, образно говоря, «маятник качнулся в другую сторону»;по сравнению с высокой степенью огосударствления советской экономики рольгосударства в экономических процессах неоправданно снизилась до критическихразмеров.
Своюглавную задачу в условиях либерализации экономической жизни государство видит всоздании благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности,стимулировании частных инвестиций при ограничении своей деятельности в качественепосредственного инвестора.
Однаконегативная экономическая практика страны в прошедшее десятилетие показывает,что переходная экономика как система, выведенная из состояния равновесия, длястабилизации и перехода к экономическому росту требует более активной ролигосударства. Это касается не только создания институционально-правовой основыдеятельности частных инвесторов, но и прямого инвестирования в реальный сектордля осуществления необходимых структурных сдвигов. В переходной экономикенельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшегорычага модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительныхдиспропорций в народном хозяйстве.
Снижениегосударственного участия в поддержке и регулировании инвестиционного процессапроявляется в том, что в последние годы постоянно недовыполняются федеральныеинвестиционные программы и целевые программы развития регионов, отсутствуютчетко обозначенные приоритеты государственной инвестиционной политики.Сокращение доли государственных инвестиций не было компенсировано инвестициямииз других источников, в результате чего произошло резкое падение доли и объемоввсех инвестиций в экономику.
Онедооценке роли государственной поддержки инвестиционного процессасвидетельствует также то, что не получил развития такой инструментгосударственной инвестиционной политики, как бюджет развития. В соответствии сЗаконом о бюджете развития он формировался в составе федерального бюджетаРоссийской Федерации с 1998 г. Для стимулирования привлечения средств частныхинвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов,обеспечивающих структурную перестройку экономики. Общий объем средств бюджетаразвития в 1998 г. составил. 16,4 млрд руб, в 1999 г. — 20,8 млрд, в 2000 г. — 26 млрд руб.
Дляаккумулирования средств из внешних и внутренних источников и финансированияинвестиционных проектов в реальном секторе экономики в 1998г. создан Российскийбанк развития — агент правительства Российской Федерации по осуществлениюинвестиций, в том числе за счет средств бюджета развития. Основными принципами предоставленияинвестиционных ресурсов Банком развития являются срочность, возвратность иплатность выделяемых средств, приоритет государственных интересов надрезультатами коммерческой деятельности, а также приоритетность кредитованияпроектов, финансируемых на смешанной основе./> Налоговые льготы вРоссии
Внастоящее время в России осуществляется масштабная налоговая ре форма,направленная на упрощение налоговой системы, отмену части неэффективных налогови значительное снижение общей налоговой нагрузки на предприятия длястимулирования инвестиционной активности. Одной из ее задач являетсяформирование равных условий для законопослушных налогоплательщиков в результатеуменьшения количества и упорядочивания налоговых льгот. Сумма различных льгот вРФ оценивается в 200 млрд руб. в год, и зачастую они предоставляютсяпроизвольно, в зависимости от возможностей лоббирования их получателей.
Однакоизменения, происходившие в 2001—2002 гг. в российском налоговомзаконодательстве, напротив, могут привести к снижению возможностейинвестирования. С 1 января 2002 г. в России вступила в силу глава 25 «Налог наприбыль» Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующаяналогообложение прибыли (дохода) юридических лиц. Ставка налога на прибыль всоответствии с данной главой снижена с 35 до 24%. Данной главой НК РФ такжеотменены все налоговые льготы в том числе льгота по капитальным вложениям.
В частипервой НК РФ действовал ряд льгот, направленных на стимулированиеинвестиционного процесса (ст. 65—68). Предприятия могли получить инвестиционныйналоговый кредит по налогу на свою прибыль на срок от одного года до пяти лет впределах 50% суммы налога, подлежащего уплате за этот налоговый период. Впоследние годы Правительство России рассматривало возможность снятия 50%-ногоограничение на применение данной льготы для того, чтобы усилитьзаинтересованность предприятий в модернизации и расширении производства истимулировать их развитие. На практике произошло обратное: в части второй НК РФликвидируются немногочисленные налоговые рычаги, способствующие формированиюусловий для обеспечения нового качественного роста российской экономики.
Отмена вРоссии существовавших инвестиционных льгот принципиально не согласуется ссовременными тенденциями налогообложения развитых и успешно развивающихсястран. Можно приветствовать ликвидацию некоторых налоговых льгот отдельныморганизациям (ставшим коррумпированными и криминальными), но нельзя от льгототказаться в принципе, что подтверждает вся мировая практика государственногорегулирования. Льготное налогообложение (и даже освобождение от налогов)отраслей, в которые необходимо направить капитал, используется во всем мире иявляется механизмом межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов изкапиталодостаточных в капиталодефицитные сектора экономики. Отсутствиеналоговых льгот, отражающих приоритеты государства, свидетельствует обисключительно пассивной роли налоговой системы в решении экономических проблем.
Практическини в одной стране мира не существует налоговой системы, в которой несодержалась бы разветвленная система льгот, предоставляемых при налогообложенииприбыли для развития высокотехнологичных отраслей, реального содействиянаучно-техническому прогрессу. Для определения эффективности и действенностипредоставленных налоговых льгот государство использует следующие принципы:четко и конкретно сформулированный характер цели данных льгот; крайнеограниченный круг налогоплательщиков, подпадающих под льготный режим налогообложения;относительно небольшой срок (не более чем два-три года), на которыйпредоставляются льготы; мониторинг результативности льгот, их влияния наэкономику.
Вусловиях современной России не следует преувеличивать позитивные возможностивоздействия на инвестиционный процесс и такой меры, как снижение обшейналоговой ставки на прибыль (с 35 до 24%). Причина состоит в том, что напротяжении 90-х годов большая часть отечественных предприятий вообще не имеетприбыли по результатам своей хозяйственной деятельности (около 40% предприятийявляются убыточными) и не уплачивает налог на прибыль. Значительное числопредприятий получает прибыль, недостаточную для инвестирования.
Аляпредприятий всех отраслей российской экономики основное налоговое бремя формируюткосвенные налоги (так называемые оборотные налоги): налог на добавленнуюстоимость, единый социальный налог, налог с продаж, дорожный налог и др.,устанавливаемые в процентах к выручке от реализации продукции или фонду оплатытруда. Именно посредством этих налогов изымается основная часть финансовыхресурсов реального сектора, и именно эти налоги создают непосильное налоговыебремя. Механизм их взимания не учитывает финансовые результаты деятельностипредприятий. Эти налоги взимаются независимо от наличия или отсутствия прибыли,что при ухудшении экономической конъюнктуры нередко становится прямым факторомубыточности предприятий.
Такимобразом, России для восстановления инвестиционного процесса необходимоиспользовать мировой опыт налогового стимулирования инвестиций и внедрятьмеханизмы, которые США и страны Западной Европы начали использовать длямодернизации экономики еще в 60—70-е годы XX в./> Источникифинансирования инвестиций
/>/>/>Основным источником финансированиякапитальных вложений для российских предприятий являются их внутренниесредства: прибыль и амортизационные отчисления, составляющие около 70% общегообъема инвестиций. Большинству российских предприятий собственных средств дляинвестирования не хватает, так как объемы прибыли хотя и возросли за последниегоды, но их недостаточно для обновления и расширения основного капитала. В 2000 г. доля прибыли в ВВП составила 15%, в то время как в 1992 г. она достигала 30%. Свыше 40% российских предприятий продолжают оставаться убыточными, т.е. не имеют прибыли дляинвестирования. Внешними источниками финансирования инвестиций в рыночнойэкономике выступают средства бюджетов всех уровнен, а также сбережениянаселения, которые через различные финансовые институты (банки, рынок ценныхбумаг, инвестиционные и страховые компании, негосударственные пенсионные фондыи др.) направляются на инвестиции. Однако в России не удалось в полной мерезадействовать эти источники инвестиций. Российские предприятия в 1999—2000 гг.привлекли через выпуск акций всего 1% необходимых инвестиций. Неразвитыми инесовершенными за годы реформ остаются также системы страхования игарантирования инвестиций./> Вовлечение инвестицийдомашних хозяйств
Сбережениядомашних хозяйств в странах с рыночной экономикой выступают одним из значимыхисточников капиталообразующих инвестиций: до 70% валовых сбереженийсосредоточено в этом институциональном секторе. Однако в России, в отличие отмногих стран мира, только небольшая их часть (менее 10% общих сбереженийдомашних хозяйств) хранится в организованных формах (на счетах в банках; впенсионных фондах, страховых компаниях) и используется на цели накопления восновной капитал. Население не вкладывает деньги и в ценные бумаги в силунеразвитости рынка ценных бумаг, нестабильности рынка, плохойинформированности, ограниченности доступа и недоверия к существующиминституциональным посредникам (чековым и паевым инвестиционным фондам и др.).Важной задачей государства является восстановление доверия граждан корганизованным формам сбережения наличных денег в отечественной и иностраннойвалюте для вовлечения, их в инвестиционную сферу./> Роль лизинга
Важнаяроль в интенсификации инвестиционного процесса в условиях сложного положения вбанковской сфере и недостаточной готовности банков к расширению инвестиций впроизводство принадлежит лизингу, или аренде оборудования, особенно дляподдержки малых и средних предприятий. Лизинг в различных формах широкораспространен на Западе: в США инвестиции в форме лизинга составляют 30% ихобщего объема, в Чехии — 28%.
Принятиев 1998 г. Федерального закона «О лизинге» активизировало создание лизинговыхкомпаний в России, число которых с 1994-го по 2000 г. выросло с 20 до 1500. Однако пока лизинг не приобрел значимой роли в российской экономике: в 2000 г. объемы договоров по лизингу составили 1,4 млрд дол. США, что составляет 4,4% общего объемаинвестиций. В целом мировой оборот лизинговых услуг в 2000 г. составил более 500 млрд дол. В ближайшие годы объемы лизинговых операций будут расширены втаких ключевых отраслях, как агропромышленный комплекс, авиа- и судостроение,горнодобывающая промышленность, металлургия, нефте- и газодобыча и переработка,телекоммуникации./> Место и роль иностранного капитала вэкономике России
В целом,как и для любой другой страны, для России актуальна проблема оптимальногосоотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны,если отечественные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост встране, то нет необходимости в иностранных инвестициях. С другой стороны, еслив стране неблагоприятен инвестиционный климат, то в нее «не придет» иностранныйкапитал и, более того, из нее будет «уходить» свой собственный, отечественныйкапитал. На практике соотношение объемов ввоза и вывоза капитала конкретно длякаждой страны с учетом ее специфики (политических, социально-экономических,финансовых и других условий) и тех задач, которые стоят перед данной страной внастоящий момент и на перспективу.
Несколькослов об истории привлечения иностранного капитала в Россию. По существу, первыйопыт в этой области относится еще к правлению Петра I. В последующем этаполитика с большей или меньшей степенью успешности сохранялась. Однако вплотьдо 80—90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основном в формегосударственных займов, получаемых у иностранных банков. Займы способствовалиразвитию промышленности, с их помощью решалась проблема бюджетного дефицита. Нопо ним надо было выплачивать большие проценты, для чего приходилось брать новыезаймы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым государственным займампревышали поступления по новым.
Стремясьрешить эти проблемы, граф С. Ю. Витте (министр финансов России в 1892 — 1903гг. и глава правительства в 1905 — 1906 гг.) вместо займов начал осуществлятьполитику привлечения прямых заграничных инвестиций в конкретные отраслипромышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечалсяактивный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную иэнергетическую промышленность, а также в строительство железных дорог.
Иностранныхинвесторов привлекали в России: богатые природные ресурсы; дешевая рабочаясила; достаточно устойчивый внутренний рынок; недостаток собственных капиталов(вследствие чего — не очень острая конкуренция); низкие налоговые ставки ивысокая доходность вложения капитала; достаточно развитое законодательство,обеспечивающее благоприятные условия функционирования иностранного капитала иодновременно защиту интересов экономики страны. Ввоз капитала давал возможностьиностранным инвесторам обойти высокие импортные пошлины, которые ограничиваливвоз в страну импортных товаров.
Врезультате политики привлечения иностранного капитала прямые иностранныеинвестиции в акционерные общества России составили к началу 1900 г. около 1/3 всего функционирующего в стране капитала. Приток почти половины этих инвестицийосуществляли филиалы иностранных компаний или обществ, специально учрежденныхза границей для деятельности в России. Приток иностранного капитала в этотпериод стал постоянным, неотъемлемым элементом экономического развития нашейстраны, выступая в качестве одного из существенных факторов формированияроссийского капитализма и одновременно включения России в общую систему мировыххозяйственных связей.
Тем неменее историки России дают неоднозначные оценки роли иностранного капитала вРоссии в дореволюционный (до 1917 г.) период. С одной стороны, иностранныйкапитал способствовал возникновению и развитию в России новых отраслейпромышленности, научно-технических разработок, использованию накопленного опытаорганизации производства, банковской системы и других рыночных институтов,росту занятости и конкуренции. С другой — в ряде случаев представителииностранного капитала тормозили производительное использование мощностей внекоторых отраслях промышленности, вывозили из страны значительные средства (иногдаони были существенно больше вложений иностранного капитала в России).Характерно, что и общественные деятели того периода по-разному оценивали местои роль иностранного капитала в экономике России. Так, премьер-министр С.Ю.Витте, выдающийся ученый и организатор промышленности Д.И. Менделеев в своихпрограммах промышленного развития России рассматривали иностранные инвестицииедва ли не как единственное средство подъема производительных сил страны.Однако Московский биржевой комитет в тот же период принял обращение кправительству, в котором говорилось о вреде и несоответствии интересовиностранного капитала национальным интересам России. Нетрудно убедиться в том,что подобная дискуссия продолжается до настоящего времени.
К 1913 г. в экономике России 40 % инвестиций составлял иностранный капитал. Главной формой иностранныхкапиталовложений стали прямые инвестиции в действующие в России акционерныеобщества. Во многом благодаря иностранному капиталу за 1890 — 1913 гг. промышленноепроизводство в стране увеличилось в 4 раза.
Послеоктября 1917 г. положение иностранных инвесторов в России существенноизменилось: в промышленности была проведена национализация, акциинационализированных компаний аннулированы. Правда, интерес к иностранномукапиталу советское правительство проявило сразу после прихода к власти: ужечерез два месяца после прихода к власти было сделано первое предложение оконцессиях американскому представителю в России.
Практическииностранные капиталовложения стали поступать в народное хозяйство послеперехода в 1921 г. к НЭПу (новой экономической политике). Иностранный капиталпривлекался главным образом в форме концессий (от лат. concessio — разрешение,уступка). Концессия представляет собой договор о передаче в эксплуатациюиностранным инвесторам на определенный срок месторождений минеральных ресурсов,предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. Приэтом использовались формы так называемых чистых концессий, где капитал былполностью иностранным, и смешанных обществ — акционерных обществ, гдегосударству принадлежала определенная часть.
Привлечениеиностранного капитала в СССР в 20 —30-е гг. не дало большого эффекта. Вопределенной мере это объясняется факторами политического характера, а такжеобщим тяжелым состоянием народного хозяйства страны. Низкая производительностьтруда, отсутствие необходимых сырья и полуфабрикатов соответствующего качестваи их дороговизна, значительные общие расходы по оплате труда иностранныхспециалистов, сложности в обеспечении транспортных перевозок, завышение курсасоветской валюты, высокие таможенные тарифы и т. п. — все это затруднялодеятельность иностранных инвесторов. Основная масса концессий прекратиласуществование в 1937 г., перестала функционировать и подавляющая частьсмешанных обществ несмотря на острую потребность в дополнительных финансовыхресурсах, получаемых в виде иностранных инвестиций. В дальнейшем смешанныепредприятия с участием отечественного капитала создавались исключительно зарубежом.
Впослевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны началоактивизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени — со второйполовины 60-х гг. Начиная с этого момента иностранный капитал поступал в странув виде целевых кредитов, которые шли на приобретение оборудования, технологий,лицензий и т.п., а также кредитов в рамках компенсационных соглашений.Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков косуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однакоожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи техническогоперевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой промышленности,ускоренного развития новейших производств и технологий.
Привлечениеиностранного капитала в виде прямых инвестиций в экономику СССР длительноевремя считалось нецелесообразным. Этому препятствовали как существовавшие в тотпериод объективные причины — нерыночный механизм хозяйствования, так исубъективные — некоторые идеологические догмы, переоценка собственныхнаучно-технических и технологических возможностей.
Определенныйпересмотр подходов к привлечению и использованию иностранных инвестиций началпроисходить уже в конце 80-х гг. (это было связано, например, с первымипопытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кардинальныесдвиги в отношении иностранных инвестиций произошли в начале 90-х гг., в периодуже самостоятельного развития экономики России после распада СССР.
В целомдля этого периода был характерен по существу обвальный экономический спад (пообъемам ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д., но веще большей степени — инвестиционной сфере). И только в 1999 г. проявились первые признаки повышения активности в инвестиционной сфере, когда общиеинвестиции в основной капитал выросли на 4,5 %. В 2000 г. этот показатель составил уже 17,7 %. В 2001 — 2003 гг. инвестиционная активность в Россиипродолжала возрастать.
Что жепроисходило в 90-е гг. с процессом привлечения в нашу страну иностранногокапитала?
Усовременной России имеется целый ряд факторов, способствующих «приходу» встрану иностранного капитала:
· огромные запасыприродных ресурсов;
· еще сохранившийсянаучно-технический и производственный потенциал (прежде всего у предприятийоборонно-промышленного комплекса);
· кадровыйпотенциал;
· потенциалперспективного роста внутреннего рынка страны;
· отсутствиесерьезной конкуренции со стороны российского бизнеса;
· перспективыэкономического роста, связанные с реформированием экономики России.
Однакоимеют место и факторы, сдерживающие приток иностранного капитала в Россию:
· неразвитостьинфраструктур транспорта и связи;
· устаревший (созначительным физическим и моральным износом) производственный аппарат во многихотраслях экономики;
· «утяжеленность»структуры экономики, где высок удельный вес отраслей добывающей и тяжелойпромышленности при относительной неразвитости современных отраслейперерабатывающей промышленности;
· сохраняющийся современ СССР высокий удельный вес оборонно-промышленного комплекса в структуреэкономики страны;
· низкий уровеньразвития сельскохозяйственного производства;
высокийуровень коррупции и криминализации экономики.
Соотношениеуказанных позитивных и негативных факторов (учитывая, что влияние негативныхфакторов было велико) выразилось в том, что доля РФ в общем объеме мировыхпрямых иностранных инвестиций составляла в конце 90-х гг. лишь около 0,5%.
В 90-егг. можно выделить три основных этапа привлечения иностранных инвестиций вРоссию (на примере прямых иностранных инвестиций).
Первыйэтап (с 1991 г. до финансового кризиса августа 1998 г., когда произошла девальвация отечественной валюты, — рубль «упал» по отношению к доллару втечении одного месяца в 4 раза).
В этотпериод объемы прямых иностранных инвестиций в РФ возрастали. Если за три года (1991—1993гг.) они составили 2,9 млрд долл. (т. е. менее 1 млрд долл. в год), а в 1994 г. -— 1,05 млрд долл., то в 1997 г. — уже 5,3 млрд долл. К концу 1997 г. в России было зарегистрировано 25,7 тыс. предприятий с иностранными инвестициями, в том числеи предприятия со 100%-ным участием иностранного капитала.
Второйэтап характеризовался спадом прямых иностранных инвестиций в связи с негативнымипоследствиями финансового кризиса августа 1998 г. В 1998 г. прямые иностранные инвестиции составили 3,5 млрд. долл.
Длятретьего этапа, начавшегося в 1999 г., характерен постепенный рост объемовпрямых иностранных инвестиций: 1999 г. — 4,26 млрд. долл., 2000 г. — 4,43 млрд. долл. В 2001—2002 гг. ежегодные прямые иностранные инвестиции в Россиистабилизировались на уровне 4 млрд. долл.
К концу90-х гг. в России было зарегистрировано свыше 27 тыс. предприятий синостранными инвестициями. Несмотря на то что фактически из них работала толькополовина предприятий (другие же по существу сохраняли свое присутствие вРоссии), их удельный вес в основных макроэкономических показателях РФ былдостаточно высок. Доля предприятий с иностранными инвестициями в ВВП России в 1999 г. составляла 9,6 %, в промышленном производстве — 11,4%, в инвестициях в основной капитал —10,2% (при этом в пищевой промышленности и в сфере услуг связи — по 24%), вобщей численности занятых в экономике РФ — 1,4 %. Производительность труда напредприятиях с иностранными инвестициями была в 2 раза, а заработная плата в1,5 раза выше, чем в среднем по промышленным предприятиям России.
Поимеющимся оценкам, общий объем накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2003 г. составлял 43,0 млрд долл., в том числе прямых инвестиций — 20,5 млрд долл.
В целомже приток иностранных инвестиций в Россию к концу 2003 г. оставался на относительно низком уровне и не соответствовал реальным возможностям привлеченияиностранного капитала в нашу страну.
Как жеизменялось соотношение между прямыми, портфельными и прочими иностраннымивалютными инвестициями в 90-е начале 2000 гг.? Об этом свидетельствуют данныетабл. 1.
Таблица1
Структурапоступивших в 1991 – 2005 гг. в Российскую Федерацию иностранных валютных инвестиций (%)Инвестиции 1991 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Всего
В том числе: 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 прямые 87,9 67,1 21,9 44,6 40,4 27,9 20,2 22,8 23,3 24,4 портфельные 2,4 1,1 1,6 0,3 1,3 3,2 2,4 1,4 0,8 0,8 Прочие* 9,7 31,8 76,5 55,1 58,3 68,9 77,4 75,8 75,9 74,8
* Относятсякредиты (в том числе и торговые) и банковские вклады.
Анализданных табл. 1 позволяет выделить следующие характерные тенденции в соотношениипрямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций:
· снижение (по 1998 г. включительно) заинтересованности иностранных инвесторов к прямым инвестициям, а затем рост ихудельного веса в 1999 г.;
· уменьшениеудельного веса портфельных иностранных инвестиций (при небольшом росте в1995—1998 гг.);
· существенный ростдо 1998 г., а затем снижение в 1999 г. доли прочих иностранных инвестиций(причины — замораживание кредитов МВФ, замораживание и приостановлениеправительственных, в том числе торговых, кредитов, банковских вкладов);
· начиная с 1999 г. по 2002 г. — снова существенное сокращение удельного веса прямых иностранных инвестиций изначительный рост прочих инвестиций при сохраняющемся относительно небольшимудельном весе портфельных иностранных инвестиций.
· С 2002 г. По 2005 г. – наблюдается равномерное небыстрое увеличение прямых инвестиций. Портфельныеинвестиции вносят совсем незначительный вклад.
Отраслеваяструктура иностранных валютных инвестиций в России в 2005 г. выглядела следующим образом: в промышленность РФ были направлены 33,5% всех иностранныхинвестиций в 2005 г. При этом самыми привлекательными для иностранныхинвесторов были металлургическое производство — 6,4 % всех иностранныхинвестиций, производство кокса и нефтепродуктов — 15,1 %, производство пищевыхпродуктов — 2,2 %.
Традиционнобольшие иностранные инвестиции направляются в общую коммерческую деятельностьпо обслуживанию рынка, а также в транспорт (1,1 %) и связь (6,1 %).Существенной проблемой является привлечение и использование иностранныхинвестиций в техно- и наукоемких отраслях промышленности, в том числе иэкспортно-ориентированных, а также в аграрно-промышленном комплексе страны.
В целомраспределение иностранных инвестиций между основными отраслями (сферами)экономики России в период с начала 90-х гг. по 2005 г. выглядит неудовлетворительно, поскольку крайне незначительна в их структуре доля реальногосектора экономики. Но эта структура иностранных инвестиций сложилась не тольков результате политики иностранных инвесторов, но и определеннойнепоследовательности (а нередко и ошибочности) экономической политики в самойРоссии. В настоящее время в нее вносятся необходимые коррективы.
Объеминвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2005 г., по основным странам-инвесторам см. в табл. 2.
Таблица2. Объем инвестиций по основным странам-инвесторам В процентах к итогу Всего инвестиций 100 из них из стран: /> Люксембург 25,8 Нидерланды 16,6 Великобритания 16,0 Кипр 9,5 Германия 5,6 Швейцария 3,8 США 2,9 Франция 2,7 Виргинские острова (Брит.) 2,3 Австрия 2,0
Кипр,Виргинские острова, Люксембург не относятся к разряду ведущих стран с рыночнойэкономикой, но в течение продолжительного времени выступают как наиболееизвестные оффшорные центры или зоны.
Анализпоказывает, что в данном случае мы имеем дело в значительной мере с российскимкапиталом, ранее ушедшим в указанные оффшорные центры, а теперь возвращающимсяв Россию уже под маркой иностранных инвестиций. Причины этого связаны как сулучшением инвестиционного климата в самой России, повышением выгодностивложений капитала и снижением риска этих вложений, так и повышениемпрозрачности финансовых отношений в некоторых из указанных стран (в частности,на Кипре) и формированием в них более жесткого налогового режима.
Из странСНГ значительные рублевые инвестиции в России приходились на Казахстан (44 %),Украину (14 %) и Беларусь (26,9 %). Развитие инвестиционного сотрудничестваявляется одной из наиболее актуальных проблем хозяйственного взаимодействиястран СНГ.
/>Заключение
Впоследние годы обсуждается вопрос о том, нужны ли России иностранныеинвестиции, если не в полной мере осваиваются внутренние финансовые ресурсы?Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, конечно, не решают главнойпроблемы восстановления инвестиционного процесса. Без значительныхотечественных инвестиций невозможно перейти к экономическому росту. Ноиностранные инвестиции нужны российской экономике, так как помимо финансовыхвложений они привносят новые технологии, опыт маркетинга и менеджмента, создаютнеобходимую конкурентную среду. В начале XXI в. преобладающее число стран мираучаствует в процессах международного инвестирования в качестве импортеров иэкспортеров капитала, обмениваясь новейшей технологией, повышая,производительность труда и уровень своего развития.
Серьезнымнедостатком инвестиционной политики России, как показали 90-е годы, являетсяотсутствие целенаправленной, последовательной стратегии привлечения иностранныхинвестиций, что привело к тому, что структура поступившего в странуиностранного капитала сформировалась в основном стихийно. Многие крупнейшиетранснациональные корпорации занимают выжидательные позиции, осуществив вРоссию небольшие «пробные» инвестиции.
Надежды,которые возлагались на иностранные инвестиции как источник притока в странупередовых технологий, опыта маркетинга и менеджмента, в 90-е годы оправдались внезначительной степени. Главная причина этого связана с неблагоприятныминвестиционным климатом страны не только для иностранных, но и отечественныхинвесторов, приводящим к оттоку из страны значительных объемов российскогокапитала. Только переход к экономическому росту в сочетании со стабильностьюэкономической и политической ситуации могут обеспечить необходимые объемыпрямых зарубежных инвестиций для модернизации российской экономики.
Такимобразом, восстановление инвестиционной деятельности в стране и переход кэкономическому росту — сложная, многоплановая проблема, требующая объединенияусилий всех участников этого процесса во главе с государством.
/>Список использованных материалов
I. Нормативно-правовыеакты
1. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации. КонсультантПлюс: Версия Проф, 2006 г.
II. Книги
1. Внешнеэкономическая деятельность:Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Б. М. Смитиенко, В. К.Поспелов, С. В. Карпова и др.; Под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова. – 2-еизд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
2. Макроэкономика. Теория и российскаяпрактика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. Г. Грязновой и Н.Н. Думной, — М.: КНОРУС, 2006. – 688 с.
3. Экономические и финансовые риски.Оценка, управление, портфель инвестиций: Монография. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2003, — 544с.: ил.
III. Интернет-ресурсы
1. Федеральная служба государственнойстатистики 1999-2006 – www.gks.ru