Оглавление:
Введение
Основная часть:
Глава 1. Понятие инвестиций:
1.1. Понятиеинвестиций
1.2. Факторы,определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций
Глава 2. Понятие инвестиционнойдеятельности:
2.1. Инвестиционный процесс и егоучастники
2.2. Характеристика инвестиционногорынка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования.
Современноепонимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса,существовавших во все времена и у всех народов, для экономики складывается ивозрастает с развитием рынка. После формирования национальных и международныхрынков инвестиции и инвестиционный процесс приобретают непреходящее значениедля национальной и мировой экономики. Другими словами, основу современной рыночнойэкономики всех стран и мировой экономики в целом составляют отношения,связанные с инвестированием в производство материальных и духовных ценностей.
Внешняяинвестиционная политика государства с правовой точки зрения представляет собойсоздание благоприятного правового климата для иностранных инвестиций, чтопредполагает использование национально-правового регулирования,национально-правовых форм и норм (законов и других нормативных актов), а такжесоответственно международно-правового регулирования, международно-правовых форми норм (двусторонних и многосторонних договоров и соглашений).
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в определенииинвестиций и инвестиционной деятельности.
Для достиженияпоставленной цели в реферате решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие инвестиций;
2. рассмотреть факторы, определяющиеобщие принципы и методы регулирования инвестиций;
3. рассмотреть инвестиционный процесс иего участников;
4. дать характеристику инвестиционногорынка.
Объектисследования –инвестиции и инвестиционная деятельность.
Предметомисследования являются общественные отношения, связанные с определением инвестиций иинвестиционной деятельности.
Основная часть
Глава 1. Понятиеинвестиций
1.1. Понятиеинвестиций
Под инвестицией следует понимать передачу денежныхсредств или иного имущества в денежной оценке одним лицом, именуемыминвестором, другому лицу — реципиенту инвестиций с целью извлечения прибыли.Инвестиции связаны с осуществлением инвестором своего вещного права. Одной изформ защиты вещного права является его регистрация. С регистрацией инвестицийсвязано признание статуса того или иного лица как инвестора. Российскоезаконодательство не содержит четких указаний, какие юридические действия лежатв основании признания у того или иного лица статуса инвестора и с какогомомента можно говорить о праве на защиту лица как инвестора[1].
Когда речь идет о прямых иностранных инвестициях,для иностранных инвесторов прямо оговаривается их право на возмещение убытков,причиненных им в результате незаконных действий (бездействия) государственныхорганов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствиис гражданским законодательством. Такое же положение действует и для российскихинвесторов, инвестиционная деятельность которых регулируется Федеральнымзаконом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности вРоссийской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (п. 1ст. 15)[2].
Механизм защиты прав иностранного лица,предусмотренный в международных договорах и в российском международном частномправе, обеспечивает предсказуемость судебных и арбитражных решений. Между тем вмеждународных договорах выделяется такая категория, как инвестиционный спор,под которым подразумевается спор, характеризующийся особым субъектным составом(спор с участием государства, органов государства и лица другого государства) ипредметом (инвестиции). Отсутствие же в российском законодательстве точногоопределения инвестиций как предмета инвестиционных отношений создаетпредпосылки для дискриминации российских инвесторов по отношению к иностранным[3].
1.2. Факторы,определяющие общие принципы и методы регулирования инвестиций
Основнуюроль в регулировании инвестиций играет национальное законодательство. При этомдля российского законодательства общим принципом правового регулированияинвестиций является их регулирование исключительно на федеральном уровне[4].
Регулированиеиностранных инвестиций на уровне субъектов Федерации, в частности регистрациякоммерческих предприятий с иностранным капиталом, противоречило основнымначалам регулирования инвестиций, закрепленным в действовавшем тогда Законе обиностранных инвестициях и в международных договорах. Согласно этим началамопределенные в договоре обязательства государства по предоставлению режима,регулированию и защите инвестиций возлагались на договаривающееся федеративноегосударство, а не на его административные подразделения. Такая практика несоответствовала также и положениям Конституции РФ о создании правовых основединого рынка (п. «ж» ст. 71) и о регулировании внешнеэкономическихотношений (п. «л» ст. 71 Конституции), предусматривавшимисключительную компетенцию Российской Федерации в этой области. Только федеральныйуровень регулирования мог обеспечить надлежащую защиту инвесторов в РоссийскойФедерации.
Другимобщим принципом правового регулирования инвестиций является обеспечение равнойзащиты прав иностранным и российским инвесторам. Принцип равной защиты предполагаетнаряду с защитой прав инвесторов обеспечивать защиту государственных интересов,предоставлять защиту всем инвесторам в равной степени вне зависимости от формыосуществления инвестиций (имеются в виду корпоративные и договорные формыинвестиций) и их национальной принадлежности (иностранным и российскиминвесторам). В основе реализации принципа равной защиты прав инвесторов лежитрыночный характер экономики с его основным требованием предоставления равныхусловий конкуренции участникам рынка и правовое обеспечение этого требования:антимонопольное законодательство и метод антимонопольного регулирования.Антимонопольное законодательство определяет условия, при которых государствоможет воспрепятствовать совершению предпринимателем тех или иных действий, втом числе и действий по осуществлению инвестиций. Принятие мер антимонопольногорегулирования не может рассматриваться как ограничительная мера, носящаядискриминационный характер. Меры, принимаемые антимонопольным органом,направлены на защиту рынка и слабой стороны в рыночных отношениях. Винвестиционных отношениях такой слабой стороной является инвестор.
Третьимпринципом правового регулирования инвестиций является участие норммеждународных договоров в правовом регулировании инвестиций на национальномрынке. Нормы международных договоров воздействуют на национальноезаконодательство об инвестициях, и оно меняется. А нормы международныхсоглашений, как правило, на уровне органов исполнительной власти, становятсячастью национально-правового регулирования[5].
Нормымеждународных договоров применяются независимо от национальной принадлежностиинвестиций, то есть независимо от того, идет ли речь о национальных или обиностранных инвестициях. Так, инвестиции в условиях рыночных отношенийподчиняются действию норм соглашений ГАТТ/ВТО. Указанные соглашения обязываютгосударства-участники законодательным путем обеспечивать равные условияконкуренции на национальном рынке (включая рынок капиталов или рынок финансовыхуслуг), воздерживаться от принятия мер ограничительного характера не только дляиностранных, но также и для национальных предпринимателей. Под воздействиеммеждународных договоров одним из условий эффективного регулирования инвестицийстановится использование метода антимонопольного регулирования инвестиций[6].
Необходимопризнать большое значение в регулировании инвестиций международных договоров,разработанных Международным банком реконструкции и развития (Мировым банком) инаправленных на защиту прямых иностранных инвестиций. Это Вашингтонскаяконвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государствоми лицом другого государства и Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). Обе Конвенцииформируют единую систему международно-правовой защиты частных инвестиций.Однако отношение России к указанным Конвенциям сложилось неодинаковое.
Вашингтонскаяконвенция, в которой участвует более ста государств, как экспортеров, так иимпортеров капитала, не только обеспечивает защитой иностранных инвесторов в ихспорах с государством — реципиентом инвестиций; нормы этой Конвенции содержатединообразно понимаемые категории инвестиционного права, в частности категорииинвестиционных споров. Кроме того, Вашингтонская конвенция определяет способрешения конфликтов между инвестором и принимающим государством тогда, когда этиконфликты не могут быть погашены путем выплаты страховой премии Агентством,специализирующимся на страховании иностранных инвестиций.
УчастиеРоссии в Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантияминвестиций (ратифицирована Российской Федерацией в декабре 1992 г.) не обеспечивает иностранному инвестору возможность воспользоваться услугами международнойсистемы страхования иностранных инвестиций, хотя именно эта система позволяет снаибольшей прогнозируемостью и точностью определить сумму компенсации принаступлении некоммерческих рисков, то есть рисков, связанных с действиямигосударства (национализация, отказ в регистрации предприятия при уже вложенныхсредствах и т.п.). Участие Российской Федерации в МАГИ не дало желаемыхрезультатов по привлечению иностранных инвестиций в силу неадекватностимеханизма регулирования требованию Конвенции о признании (одобрении) государством,принимающим инвестиции, прав иностранного инвестора.
Такимобразом, решение проблемы защиты прав иностранного инвестора и защита правинвесторов на российском рынке полностью зависят от двух факторов: от состояниянационально-правового регулирования и от точности исполнения Россией своихмеждународных обязательств. Государство должно создать условия для развитиясобственных инвестиций и систему защиты прав национальных инвесторов, чтобыучаствовать в
Глава2. Понятие инвестиционной деятельности
2.1. Инвестиционныйпроцесс и его участники
Субъектами инвестиционнойдеятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов:
· инвесторы;
· заказчики;
· исполнителиработ;
· пользователиобъектов инвестиционной деятельности;
· поставщики;
· банковские,страховые и посреднические организации;
· инвестиционныекомпании, биржи;
· и т.д.
Инвесторы – это субъектыинвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заёмных ипривлечённых средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевоеиспользование.
В качестве инвесторовмогут выступать:
· правительствостраны и правительство субъекта федерации;
· органы местногосамоуправления, муниципалитеты;
· отечественныепредприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица,наделённые их уставами необходимыми правами;
· совместныероссийско-зарубежные предприятия и организации;
· зарубежныепредприятия и организации;
· отечественные изарубежные физические лица;
· иностранныегосударства;
· международныеорганизации[7].
Институциональныеинвесторы: страховые компании; инвестиционные компании; не пенсионныегосударственные фонды; паевые инвестиционные фонды.
Функциональное назначениеэтих организаций состоит в привлечении свободных средств у населения, различныххозяйствующих субъектов и направление их на цели инвестирования[8].
Инвестиционный проект –это совокупность соединенных воедино намерений и практических действий поосуществлению инвестиционных вложений с целью достижения заданных конкретныхфинансово-экономических производственных и социальных результатов.
Существует следующая классификацияинвестиционных проектов (ИП):
1. Производственные ИП – вложениесредств в создание новых, расширение, модернизацию основных фондов;
2. Научно-технические ИП – направлениесредств на разработку и создание новой высоко эффективной продукции с новымисвойствами, новых технологий и технологических проектов;
3. Коммерческие ИП – получение прибылина осуществляемые инвестиционные вложения в результате закупки продажи иперепродажи какой-либо продукции, товаров, услуг;
4. Финансовые ИП – связаны сприобретением, формированием портфеля ценных бумаг, а также их реализацией ивыпуском ценных бумаг;
5. Экологические ИП – вложения средств вприродоохранные объекты, в разработку технологий экологического характера;
6. Социально-экономические ИП – вложениесредств в улучшение состояния здравоохранения, образования и культуры.
2.2. Характеристикаинвестиционного рынка
Инвестиционный рыноквключает в себя рынки инвестиционных ресурсов (земельный; финансовых средств;патентов и изобретений), рынки инвестиционных услуг (строительно-монтажных работ;проектных работ и проектной продукции; услуг по инженерным, геологическим иэкономическим изысканиям), рынок недвижимости и основных фондов, который являетсярынком конечной продукции инвестиционной деятельности по вложению средств вкапиталообразующие инвестиции, рынок ценных бумаг или фондовый рынок, которыйвключает в себя процесс покупки и продажи акций акционерных предприятий, атакже рынок прочих объектов реального инвестирования, куда попадают ресурсы,которые не попадают на другие рынки[9].
Состояние инвестиционногорынка характеризуется такими элементами как: спрос, предложение, цена спроса ицены предложений на инвестиционные услуги и ресурсы. Продукцию инвестиционнойдеятельности. Все перечисленные элементы образуют конъюнктуру инвестиционногорынка. Конъюнктура анализируется и прогнозируется.
Для конъюнктурыинвестиционного рынка в целом, а также в отраслевом и территориальном разрезах,характерны следующие стадии:
1. Подъём инвестиционной активности;
2. Инвестиционный бум – это фаза высшегоподъёма инвестиционной активности;
3. Падение инвестиционной активности.Как правило, связано с общим спадом всей экономике. Снижение цен на продукцию реальногоинвестирования;
4. Фаза глубокого спада – инвестиционныйупадок.
Предметом анализа иизучения инвестиционного рынка является его текущее состояние, а также динамикасостояния в прошлом.
Задачами анализаинвестиционного рынка являются:
· Определениевозможных «точек роста» — мест будущего оживления в экономике и связанной сэтим инвестиционной активности;
· Подготовка данныхдля прогнозирования состояния инвестиционного рынка;
· Подготовка данныхдля определения инвестиционной политики и обоснование принятия решений понаправлениям инвестиционных вложений по конкретным программам и проектам[10].
Заключение
Итак, мы дали понятиеинвестиций, рассмотрели факторы, определяющие общие принципы и методырегулирования инвестиций, рассмотрели инвестиционный процесс и его участников,а также дали характеристику инвестиционного рынка.
Извсего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Самымважным фактором для успешной деятельности иностранных инвесторов в любой странеявляется реальное обеспечение государством и его властными органамизаконодательно гарантированных прав инвесторов и стабильности принятых нормативныхактов. Но, к сожалению, практика привлечения зарубежных капиталовложений вотечественную экономику в 90-е годы 20 века сопровождалась частымизаконодательными изменениями, а также бездействием вступивших в юридическуюсилу нормативно-правовых актов и усеченной правоприменительной практикой. Вобщем, у иностранных бизнесменов не было уверенности в том, что любые измененияв законодательстве не ухудшат коммерческих результатов его деятельности натерритории Российской Федерации как инвестора, на достижение которых онрассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в определенный проектили по какому-то конкретному соглашению.
ПринятиеФедерального закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации» положило начало новому этапу в развитии российскогоинвестиционного законодательства.
Вцелях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестицийнеобходимо упорядочить систему государственного контроля деятельностипредприятий. Прежде всего, ограничить полномочия и пересмотреть функции органовисполнительной власти, правомочных проводить проверки предприятий, организацийи применять меры административного воздействия, за исключением налоговых ифинансовых органов.
Осуществлениекомплекса мер по улучшению инвестиционного климата позволит активизироватьинвестиционный процесс и получить дополнительные инвестиции для осуществленияэкономического роста.
Экономическийпотенциал России, богатые природные ресурсы, относительно емкий национальныйрынок, высокий научный потенциал позволяют реализовать значительно большиеобъемы иностранных инвестиций.
Список использованной литературы:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993г.Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Федеральныйзакон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторовна рынке ценных бумаг» (ред. от 06.12.2007) // СЗ РФ, 08.03.1999, № 10, ст.1163.
3. Федеральныйзакон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»(ред. от 29.04.2008) // СЗ РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3493.
Литература:
1. Антипова О. К вопросу о понятиитермина «инвестиции»: семасиологический и экономический аспект //Юридический мир. 2005. №9.
2. Антипова О. Инвестиции: Правовоесодержание понятия // Юридический мир. 2005. № 12.
3. БолюхА. Я., Шахов А. О., Силкин В. В. Правовой режим иностранных инвестиций в России.М., 2006. С. 264.
4. ВоропаевА.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России //Право и политика. 2006. № 3.
5. Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционноеправо. М., 2009. С. 624.
6. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства// Журнал российского права. 2005. № 9.
7. Жилинский С.С. Понятие«инвестиции» в современном российском законодательстве // Законодательство.2005. № 3.
8. Зубченко Л. А. Иностранные инвестиции.М., 2008. С. 160.
9. Фархутдинов И. З. Международноеинвестиционное право: теория и практика применения. М., 2007. С. 432.
10. Фархутдинов И.З., Трапезников В. А. Инвестиционное право. М., 2005. С. 418.
11. Шаблинский И. Правоваяподдержка иностранных инвестиций. М., 2006. С. 128.