1.Транс- и интернационализация
1.1 Процесс интернационализации:сущность, мотивы, методы, препятствия
Сфера международного маркетинга расширяется очень быстро.Наблюдается значительный рост торговли, иностранных инвестиций, усиливаетсяпроцесс обмена информацией. Поэтому для понимания развития современногомирового хозяйства необходимо более глубокое изучение процессаинтернационализации фирмы на международных рынках.
Существуют различные определения термина«интернационализация». Рассмотрим некоторые из них:
Интернационализация — это процесс все более глубокогововлечения в международные операции.
Интернационализация — это последовательный процесс, который всвою очередь является результатом взаимного воздействия двух отличных, но тесносвязанных процессов: процесса развития знаний и процесса вовлечения виностранный рынок .
Интернационализация представляет собой процесс развитияустойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основемеждународного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамкинационального хозяйства.
В данном исследовании интернационализация рассматривается какпроцесс выхода фирмы на зарубежные рынки и укрепления ее позиций на этихрынках. Степень интернационализации фирмы зависит от влияния различных внешнихи внутренних факторов. К внешним факторам относятся: объекты продаж, элементывнешней среды целевых рынков, метод ведения операций на зарубежном рынке. Квнутренним факторам относятся возможности данной фирмы: мотивыинтернационализации, организационная структура, финансы, персонал. Объектыпродаж представляют собой предложение со стороны фирмы товаров и услуг назарубежном рынке. Фирма может предлагать новый товар или услугу, существующийтовар или услугу без изменений, дополнительные услуги, «ноу-хау», технологии,а также их комбинации.
Существуют различные препятствия интернационализации фирмы — факторы внешней среды международного маркетинга: политические, экономические,правовые, культурные особенности различных стран, также как и географическоеположение.
К основным методам интернационализации относятся: экспорт иимпорт товаров и услуг, прямые иностранные инвестиции, совместноепредпринимательство, лицензирование, франчайзинг, контракт «подключ», управленческий контракт. Каждый способ выхода на зарубежный рынокимеет свои преимущества и недостатки. К мотивам интернационализации относятся:расширение сбыта, приобретение ресурсов, диверсификация источников снабжения исбыта. Однако без благоприятной окружающей среды на зарубежном рынке фирма несможет добиться успеха. Т.е. стимулы могут исходить и из внешней среды фирмы.
К факторам, стимулирующим процесс интернационализации, можноотнести: благоприятное отношение общественности к первым попыткам выхода назарубежный рынок из-за чувства национальной гордости, повышение компетентностиперсонала фирмы, поощрение работников фирмы.
Между степенью сложности рынка, выбором стратегии и методомвыхода на зарубежный рынок существует взаимосвязь. Рост международных операцийвсегда требует больших финансовых затрат для поддержания деятельности. Размеринвестиций в развитие бизнеса на зарубежных рынках является индикатором степениинтернационализации фирмы.
1.2 Масштабы транснационализации
В последнее время наблюдается постоянный рост масштабовтранснационализации – повышение доли международного движения капитала, труда ипрочих ресурсов. Транснационализация превратилась в многоканальный процесс.
Объем продаж, осуществленных ТНК в 1993 г., составил 5,2 трлн.долл., а в 1997 г. – около 7 трлн, что эквивалентно 114% мирового экспорта и22% валового мирового продукта. Причем начиная с 80-х годов по темпам ростаобъем их продаж примерно на 40% выше мирового производства и на 30 – мировогоэкспорта5. Что касается 100 крупнейших корпораций, то доля их зарубежных продажв общем объеме реализации составляет более 40%. Размеры зарубежногопроизводства американских ТНК в 4 раза превышают экспорт страны, английских –более чем в 2 раза.
Начиная с 80-х годов быстро прогрессировал процессинтернационализации капитала ТНК через рынок ценных бумаг. Вместе с темфактический контроль над корпорацией обычно сохраняется за странойпроисхождения. Заметным явлением стал рост числа совместных предприятий,учредителями которых выступают либо материнская и аффилированная компании либосами аффилированные компании, что порождает любопытные и многообразныевнутренние связи. В частности, примерно 46% аффилированных компанийамериканских ТНК владеют акциями других образований, входящих в систему.Распространение такой практики объясняется главным образом функциональнымипотребностями. Подобная структура собственности облегчает применениетрансфертных цен и иных способов манипулирования (скажем, с лицензиями,прибылями).
Степень интернационализации компаний, как и стран, можнорассчитать через соотношение внешней и внутренней хозяйственной деятельности(инвестиции, занятость, производство, продажи, НИОКР). Так, анализ динамикисоотношения между ПИИ (внешние активы) и ВВП показывает, что в целом у всехпромышленно развитых держав оно выросло с 6% в 1980 г. до 11,5% – в 1995 г., устран ЕС – с 6,3% до 14,6% соответственно (наибольший показатель пришелся наВеликобританию – 27,4% в 1995 г.), у США – с 8,1% до 9,8%, а у Японии – с 1,8%до 6%[1].Еще больше размеры данного показателя по отдельным корпорациям. Так, почти 2/3капиталовложений бельгийских, голландских и швейцарских ТНК направлялось заграницу. Для компаний Royal Dutch Shell и Philips иностранные инвестициисоставили 70% внутренних, американского концерна Exxon – 80%, IBM – 50%.
Это касается не только инвестиций, но и зарубежнойдеятельности в области НИОКР. Исключение из данной тенденции составляет сфераиспользования рабочей силы, где прирост был более медленным.
Главной формой интернационализации хозяйственной жизнидлительное время была международная торговля. На нынешнем этапе мировогоразвития международных экономических отношений основой глобализации сталаинтернационализация не обмена, а производства.
Под транснационализацией производства и капитала в данномслучае подразумеваются:
новые явления, качественные изменения, происходящие в мировойэкономике, а именно: рост числа и активности транснациональных корпораций (ТНК)и транснациональных банков (ТНБ);
новый этап процесса интернационализации мирового хозяйства,отличающийся от предыдущих: изменение самого характера вовлечения стран ипредприятий в международное разделение труда, что находит проявление винтернационализации научно-технического прогресса и процесса производства,когда мировой рынок фактически диктует стандарты качества итехнико-экономические показатели продукции, выпускаемой как материнскойкомпанией, так и ее филиалами и дочерними компаниями;
форма интернационализации хозяйственной жизни, результатом которойявляется развитие международного производства в рамках ТНК, включающего напредприятиях материнской компании, ее филиалов и дочерних компаний производствотех видов продукции, которые участвуют в международном внутрифирменномкооперировании;
новый более высокий уровень интернационализации производства икапитала, когда происходит его переход в новое качество;
процесс транснационализации, неразрывно связанный срасширением масштабов деятельности ТНК, с превращением ТНК в реальных субъектовмеждународных рыночных отношений;
новые формы организации хозяйственной жизни, которыеспособствуют ее интернационализации.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru