Введение
Рассматриваемая в данной работе темаиздержек,- одна из наиболее актуальных на сегодняшних день и именно поэтомуэтот вопрос заслуживает детального рассмотрения. В работе тема издержекпроизводства, рассматривается как с теоретической, так и с практической точкизрения, делая акцент на сегодняшней ситуации в экономике Российской Федерации.
Сейчас, в условиях небывалого паденияпроизводства как никогда актуально оценка столь немаловажного фактора,влияющего как на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именноиздержки производствалежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередьдумает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержекпроизводства, а не вечный ли это вопрос: «Какувеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?» Все это говорит отом, что издержки производства одна из основных слагаемых процессапроизводства.
В работе использован научный опытученых, превративших закономерности рыночной экономики в экономические законы,в соответствии с которыми работает на протяжении многих лет не одно поколениетоваропроизводителей. Основываясь на опыте предыдущих поколений и руководствуясь экономическимизаконами, спроецированными на сегодняшнюю экономическую реальность, можноприйти к выводу о необходимости комплексного изучения фактора издержек производства как детерминанты положенной воснову прогрессивного развития экономики России.
Глава 1. Понятие, сущность и анализ издержек
1.1 Понятие издержек
Большую роль в рыночной экономикеиграют фирмы — производственные единицы, которые используют факторыпроизводства, чтобы создать товары и услуги, а затем продать их другим фирмам,домохозяйствам или государству.
Главным мотивом любого частногопредпринимательства является возможность получения прибыли, а основнымпринципом деятельности каждой фирмы служит достижение максимальной прибыли.Теория рыночной экономики строится на положении о том, что единственнымпобудительным мотивом деятельности фирмы является максимизация прибыли. Любоепредприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, нои сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первыйисточник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условийдеятельности предприятия, то второй — практически исключительно от самогопредприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производстваи последующей реализации произведенных товаров.
Многие экономисты внесли существенныйвклад в изучение издержек. Например, теория издержек К. Маркса основывается надвух принципиальных категориях — издержки производства и издержки обращения.Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы,сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производствапредставляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторыпредприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. Встоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух еечастей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.
Категория издержки обращения связанас процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержкина упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержекобращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара,увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажитоваров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения — издержки наторговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительскогоспроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистыеиздержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи изприбыли, созданной в процессе производства товаров.
Говоря об издержках производства иобращения, К. Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственнопо их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался отпроблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появиласьнеобходимость определить изменения издержек в зависимости от количествапроизводимой продукции.
Современные концепции издержек,разработанные экономистами Запада, во многом учитывают оба вышеотмеченныхмомента.
Издержки — это денежное выражениезатрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятиемсвоей производственной и реализационной деятельности. (11, с.355)
Мы говорим о том, что затраты производственныхфакторов исчисляются в деньгах, поскольку необходимо использовать общийкритерий для описания различных факторов: рабочее время, кг сырья, кВтэлектроэнергии и т.д. Однако и денежная их оценка имеет иной раз определенныетрудности.
Трудности могут возникать и приопределении объема затраченных в данный период производственных факторов. Внекоторых случаях практически невозможно рассчитать затраты с абсолютнойточностью. Как. например, определить, какая часть оборудования, купленного годназад и рассчитанного на несколько лет использования, будет затрачена(амортизирована) в данный определенный период времени?
Поэтому приходится констатировать,что при подсчете издержек предприятия существует известная степень неточности.Эта неточность может уменьшаться, если при выборе способа расчетов иметь в видуего конечную цель.
В заключение подпункта заметим, чтопод описанными здесь издержками понимаются затраты, в соответствие с чем речьидет о затратном методе, а поскольку издержки, включаемые в отчеты предприятия,рассчитываются по этому методу, то иногда о них говорят как о бухгалтерскихиздержках.
1.2Классификация и сущность издержек
В странах с развитыми рыночнымиотношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский иэкономический.
Бухгалтерские издержки представляютсобой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах ихприобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемыересурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).
Однако для принятия решений оцелесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должныучитывать экономические издержки.
Экономические издержки – этоколичество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться иликоторыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данногопродукта.
Для отечественной экономикихарактерен бухгалтерский подход к оценке издержек. Если принять это вовнимание, то термины «издержки» и «затраты» можно считать синонимами.
Для целей учета затратыклассифицируются по различным признакам.
По экономической роли в процессепроизводства затраты можно разделить на основные и накладные.
К основным относятся затраты,связанные непосредственно с технологическим процессом, а также с содержанием иэксплуатацией орудий труда.
Накладные – расходы на обслуживание иуправление производственным процессом, реализацию готовой продукции.
По методу отнесения затрат напроизводство конкретного продукта выделяют прямые и косвенные затраты .
Прямые – это затраты, связанные сизготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно насебестоимость данного вида продукции.
Косвенные затраты при наличиинескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один изних и подлежат распределению косвенным путем.
По отношению к объему производствапродукции затраты подразделяются на переменные и постоянные.
Переменные затраты это затраты, общаявеличина которых на данный период времени находится в непосредственнойзависимости от объема производства и реализации.
Под постоянными затратами понимаюттакие затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственноот объема и структуры производства и реализации.
К переменным обычно относят затратына сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовыхресурсов, т.е. те издержки, уровень которых изменяется с изменением объемапроизводства (рис. 1а).
издержка отдача явныйпредельный
/>
Однако, если рассмотреть средниепеременные издержки (издержки на единицу продукции), можно заметить, что ихуровень остается примерно одинаковым при различных объемах производства. Наединицу продукции расходуется примерно одинаковое количество сырья,электроэнергии и т.д. (рис. 1 б).
К постоянным издержкам относятсяотчисления на амортизацию, арендная плата, заработная плата управленческогоперсонала и прочие затраты, которые имеют место, даже если предприятие непроизводит продукцию. В определенном диапазоне выпуска общая сумма этихиздержек остается практически неизменной (рис. 2 а).
Что касается средних постоянныхиздержек (на единицу продукции), они снижаются с ростом объема производства иувеличиваются при его снижении (рис. 2 б).
/>
Сумма постоянных и переменныхиздержек составляет валовые издержки предприятия. С увеличением объемапроизводства и реализации продукции валовые издержки на единицу продукцииснижаются за счет снижения постоянных расходов.
/>
График безубыточности в различных егомодификациях широко используется в современной экономике. Несомненнымпреимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получитьдовольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия приизменении условий на рынке.
При построении графика безубыточностипредполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период,на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаютсянеизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки наединицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажиосуществляются достаточно равномерно.
При построении графика по горизонтальнойоси откладывается объем производства в единицах изделий или в процентахиспользования производственной мощности, а по вертикальной — затраты напроизводство и доход. Затраты откладываются с подразделением на постоянные(ПОИ) и переменные (ПИ). Кроме линий постоянных и переменных издержек, награфике отображаются валовые издержки (ВИ) и выручка от реализации продукции(ВР).
Точка пересечения линий выручки иваловых затрат представляет собой точку безубыточности (К). Эта точка интереснатем, что при соответствующем ей объеме производства и продаж (Вкр) упредприятия нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующийточке безубыточности носит название критического. При объеме производстваменьше критического предприятие своей выручкой не может покрыть затраты и,следовательно, результатом его деятельности являются убытки. Если объемпроизводства и продаж превышает критический, предприятие получает прибыль.
Точка безубыточности может бытьопределена и аналитическим методом.
Выручку от реализации продукцииопределяют по выражению
где ПОИ – постоянные издержки; ПИ –переменные издержки; П – прибыль.
Если учесть, что в точкебезубыточности прибыль равна нулю, то точку критического объема производстваможно найти по формуле
Выручка от реализации представляетсобой произведение объема продаж и цены продукции. Общая сумма переменныхиздержек может быть рассчитана как произведение переменных издержек на единицупродукции и объема производства, соответствующего объему продаж. Поскольку вточке безубыточности объем производства (продаж) равен критическому, предыдущаяформула принимает следующий вид:
где Ц – цена единицы продукции; СПИ –переменные расходы на единицу продукции; Вкр – критический выпуск.
Теперь можно рассчитать критическийвыпуск:
При помощи анализа безубыточностиможно не только рассчитать критический объем производства, но и объем, прикотором может быть получена запланированная (целевая) прибыль. Этот методпозволяет выбрать лучший вариант при сравнении нескольких технологий и т.д.
Преимущества разделения затрат напостоянную и переменную части используются многими современными предприятиями.Наряду с этим широко применяется учет затрат по полной себестоимости исоответствующая их группировка.
Себестоимость продукции представляетвыраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство иреализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции являетсякачественным показателем, так как она характеризует уровень использования всехресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.
Себестоимость продукции конкретногопредприятия определяется условиями, в которых оно действует. Такаясебестоимость называется индивидуальной.
Если на основе индивидуальнойсебестоимости предприятий определить средневзвешенную величину затрат поотрасли, такая себестоимость будет называться среднеотраслевой.Среднеотраслевая себестоимость ближе к общественно необходимым затратам труда.
Основным документом, которымруководствуются при формировании себестоимости продукции на предприятииявляется Положение о составе затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых приналогообложении прибыли.
При группировке затрат по элементамопределяются затраты предприятия в целом, без учета его внутренней структуры ибез выделения видов выпускаемой продукции. Документ, в котором представленызатраты по элементам, представляет собой смету затрат на производство. Сметазатрат составляется для расчета общей потребности предприятия в материальных иденежных ресурсах. Сумма затрат по каждому элементу определяется на основесчетов поставщиков, ведомостей начисления заработной платы и амортизации.
Элементы себестоимости – этооднородные по своему характеру затраты всех служб и цехов на производственные ихозяйственные нужды.
Затраты, образующие себестоимостьпродукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическимсодержанием по следующим элементам:
— материальные затраты (за вычетомстоимости возвратных отходов);
— затраты на оплату труда;
— отчисления на социальные нужды;
— амортизация основных средств;
— прочие затраты.
Материальные затраты отражаютстоимость приобретаемого со стороны сырья и материалов; стоимость покупныхматериалов; стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;стоимость работ и услуг производственного характера, выплачиваемых сторонниморганизациям; стоимость природного сырья; стоимость приобретаемого со сторонытоплива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видовэнергии, отопления зданий, транспортные работы; стоимость покупной энергии всехвидов, расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и прочиенужды.
Из затрат на материальные ресурсы,включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость реализуемыхотходов.
Под отходами производства понимаютсяостатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видовматериальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции,утративших полностью или частично потребительские качества исходного ресурса.Они реализуются по пониженной или полной цене материального ресурса взависимости от их использования.
Затраты на оплату труда отражаютзатраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включаяпремии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие икомпенсирующие выплаты.
Отчисления на социальные нужды донедавнего времени отражали обязательные отчисления от затрат на оплату трудаработников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Эти отчисленияпроизводили по установленным законодательством нормам органам государственногосоциального страхования, Пенсионного фонда, государственного фонда занятости имедицинского страхования.
Амортизация основных средств отражаетсумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств.
Прочие затраты – это налоги, сборы,отчисления во внебюджетные фонды, платежи по кредитам в пределах ставок,затраты на командировки, по подготовке и переподготовке кадров, плата зааренду, износ по нематериальным активам, ремонтный фонд, платежи пообязательному страхованию имущества и т.д.
Группировка затрат по экономическимэлементам не позволяет вести учет по отдельным подразделениям и видампродукции, для этого нужен учет по статьям калькуляции.
Калькуляция – это исчислениесебестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов. В отличие отэлементов сметы затрат, статьи калькуляции себестоимости объединяют затраты сучетом их конкретного целевого назначения и места образования.
Существует типовая номенклатуразатрат по статьям калькуляции, однако министерства и ведомства могут вносить внее изменения в зависимости от отраслевых особенностей.
Типовая номенклатура включаетследующие статьи:
- Сырье иматериалы.
- Возвратные отходы(вычитаются).
- Покупные изделия,полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий иорганизаций.
- Топливо и энергияна технологические цели.
- Заработная платапроизводственных рабочих.
- Отчисления насоциальные нужды.
- Расходы наподготовку и освоение производства.
- Общепроизводственныерасходы
- Общехозяйственныерасходы.
- Потери от брака.
- Прочиепроизводственные расходы.
- Коммерческиерасходы.
Итог первых 9 статей образует цеховуюсебестоимость, итог 11 статей – производственную себестоимость, итог всех 12статей – полную себестоимость.
Цеховая себестоимость представляетсобой затраты производственного подразделения предприятия на производствопродукции.
Производственная себестоимость помимозатрат цехов включает общие по предприятию затраты.
Полная себестоимость включает затратыи на производство и на реализацию продукции.
Общепроизводственные расходы – эторасходы на обслуживание и управление производством. В их состав входят расходына содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы.
Общехозяйственные расходы – эторасходы, связанные с управлением предприятием в целом:административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежии т.д.
В состав коммерческих расходоввключают расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку, затраты нарекламу, прочие расходы по сбыту.
Статьи затрат, входящие в составкалькуляции подразделяют на простые и комплексные. Простые состоят из одногоэкономического элемента (заработная плата). Комплексные статьи включают несколькоэлементов затрат и могут быть разложены на простые составляющие(общепроизводственные, общехозяйственные расходы…).
Учет затрат необходим для определенияфинансовых результатов деятельности предприятия.
Любое коммерческое предприятиеосновной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль являетсяодним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует оего успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы.В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет ростпотенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловойактивности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников,размеры дивидендов и других доходов. Прибыль используется также для расчетарентабельности собственных и заемных средств, основных средств, всегоавансированного капитала и каждой акции. Однако прибыль является не толькоосновной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшейэкономической категорией.
1.3 Издержки упущенных возможностей
Иногда бывает необходимо взглянуть наиздержки под другим углом зрения, и в этом случае их определяют как издержки утраченныхвозможностей. Под издержками утраченных возможностей понимают издержки и потеридохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора одномуиз способов осуществления хозяйственных операций при отказе от другоговозможного способа.
Поскольку издержки утраченныхвозможностей предполагают наличие выбора между двумя возможностями, то их такженазывают альтернативными издержками (или альтернативной стоимостью).
На стадии планирования хозяйственнойдеятельности фирмы часто возникает проблема выбора между двумя или большимколичеством возможностей. В этом случае приходится планировать те издержки,которые повлечет за собой отдача предпочтения каждому из этих способовосуществления хозяйственной деятельности, т.е. речь идет о будущих издержках.Отдавая предпочтение одному из возможных способов, фирма будет не только нестииздержки, связанные с этим способом, но также и утратит (откажется, потеряет)кое-что на том, что отказалась от альтернативной возможности. Поэтому приподсчете издержек в результате осуществления хозяйственной деятельностисоответствующим способом необходимо оценивать их и с точки зрения утраты другихвозможностей. Поясним наши рассуждения примером.
Значительная часть решений,принимаемых на предприятиях, состоит в выборе из альтернативных возможностей.Как следует из приведенного нами примера, при этом необходимо принимать вовнимание утраченные возможности. Утраченные возможности становятся определяющимфактором при прочих равных условиях. В этом заключается буквальный смысл такихтерминов, как «упущенная выгода», с точки зрения упущенных возможностей»,«издержки утраченных возможностей», «альтернативные издержки» и пр. (13,с.360-362) (10., с.109)
1.4 Явные и неявные издержки
Когда фирма тратит деньги «изсвоего кармана» (т.е. снимает деньги со своего счета в банке) на оплатуресурсов, она тратит ровно столько, сколько необходимо дня того, чтобы удержатьэтот ресурс в своем распоряжении. Подобного рода издержки упущеннойвозможности, которые связаны с оплатой ресурсов за счет денежных средств фирмы,называются явными издержками. Зачастую явные издержки делят на прямые икосвенные;
- прямые издержкинепосредственно связаны с объемом выпускаемой продукции и изменяются прирасширении или сокращении производства. К таким издержкам относятся расходы нанайм рабочей силы и закупку сырья, оплату электрической и тепловой энергии ит.д.;
- косвенныеиздержки не меняются в зависимости от объема производства. Косвенные издержкисоставляют накладные расходы, арендные платежи, оплату труда предпринимателя,отчисления на страхование и др.
Если фирма имеет в собственностикакой-то капитальный ресурс (например, грузовик), то она всегда располагаетальтернативой сдачи этого ресурса в наем другим фирмам. Наибольшая упущеннаявозможность предоставления капитального ресурса составит в этом случае издержкиупущенной возможности капитального ресурса (грузовика). Следовательно, еслифирма «Вега» имеет грузовик, дающий ей в течение года выручку 1 млн.руб., а на фирме «Орион» такой же грузовик приносит 1,1 млн. руб.выручки, то при использовании грузовика на фирме «Вега» упускаетсявозможность заработать 0,1 млн. руб. (Это можно было бы сделать, передавгрузовик d аренду фирме «Орион»). В этой связи 0,1 млн. руб.надо отнести к издержкам упущенных возможностей фирмы «Вега». (10,с.114)
Приведенный пример показывает, чтооценить истинные издержки упущенной возможности использования станка или иногокапитального оборудования, находящегося в собственности фирмы, может только сампредприниматель. Для этого он должен определить: была ли более выгодная альтернативаиспользования капитала, а также максимально возможную, с его точки зрения,«упущенную» отдачу капитала учесть как издержки упущеннойвозможности. Поскольку подобного рода издержки носят внутренний характер, онине связаны с выплатами денег со счета фирмы и не учитываются в бухгалтерскихотчетах, их называют неявными издержками.
1.5 Постоянные издержки
Под постоянными издержками понимаютсятакие издержки, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственноот величины и структуры производства и реализации.
Окладысотрудников 600 000 Аренда помещений 75 000 Разное 125000 Амортизация 200 000 Итого1000000
В указанный период запланированопроизвести и реализовать 10000 единиц данного товара.
Постоянные издержки могут бытьразделены на две группы: остаточные и стартовые.
К остаточным издержкам относится тачасть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на точто производство и реализация на какое-то время полностью остановлены.
К стартовым издержкам относится тачасть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства иреализации.
Между остаточными и стартовымииздержками не существует четкого разграничения. На то, относить ли данный видиздержек к той или иной группе, в основном влияет срок, на который остановленыпроизводство и реализация. Чем длительнее период остановки хозяйственнойдеятельности, тем меньше будут остаточные издержки, поскольку возрастаютвозможности освободиться от различных договоров (например, договоров о найме наработу и контрактов по аренде помещений).
Например, если постоянные издержкивеличиной 1500000 долл. делятся на остаточные — 1100000 и стартовые — 400 000долл., то соотношение это может быть графически проиллюстрировано так (рис. 2.1):
Различение издержек на остаточные истартовые может представлять интерес лишь в случае, когда рассматриваетсявопрос о целесообразности полного прекращения хозяйственной деятельности.
/>
Рис. 4 Остаточные и стартовыеиздержки
Определенная величина постоянныхиздержек является выражением того, что создан определенный потенциал,позволяющий достичь определенного объема производства и реализации. Если хозяйственнаядеятельность осуществляется в рамках данного объема, постоянные издержки будутнеизменными. Расширение потенциала, например, в форме увеличения машинногопарка, увеличения числа штатных сотрудников и расширения помещений, повлечет засобой рост постоянных издержек (на амортизацию, оклады и арендную плату). Этотрост произойдет в форме скачков, ибо перечисленные производственные факторымогут приобретаться лишь в определенных — неделимых — количествах.
Если речь идет, к примеру, осокращении штатов в связи со сворачиванием производства, то осуществить этобудет возможно по прошествии определенного времени, соответствующего в числепрочего сроку выдачи уведомлений об увольнении. Такие издержки — в нашем случаепо выплате окладов — будут называться обратимыми.
По иному обстоит дело с уменьшениемтой части постоянных издержек, которая связана с основными фондами предприятия,например амортизация машин и оборудования. Разумеется, можно продать частьмашинного парка. Однако часто бывает так, что, когда у одного предприятияданной отрасли имеются лишние производственные мощности, такие же мощности естьи у других фирм, которые явились бы в противном случае их потенциальнымипокупателями. Подобная ситуация приводит к тому, что цены оказываются весьманевысокими, и это влечет за собой большие потери для предприятия, продающегоих, в форме экстраординарных списаний (амортизации). Такие издержки — в данномслучае амортизация машин и пр. — называют (в общем и целом) необратимыми.
Если расширение потенциала фирмыприводит к росту необратимых издержек, то это гораздо более рискованно, чем втом случае, если бы эти издержки были обратимыми.
1.6Переменные издержки
Под переменными издержками понимаютсяиздержки, общая величина которых на данный период времени находится внепосредственной зависимости от объема производства и реализации, а также ихструктуры при производстве и реализации нескольких видов продукции.
Примерами переменных издержек напроизводственном предприятии являются издержки на приобретение сырья, рабочейсилы и энергии, необходимых в процессе производства.
На торговых предприятиях наиболеезначительными переменными издержками являются издержки на приобретение товаров.К прочим переменным издержкам могут относиться издержки на упаковку икомиссионные продавцам.
Под пропорциональными переменнымииздержками понимают переменные издержки, которые изменяются в относительно тойже пропорции, что и производство, и реализация.
Под дегрессивными переменнымииздержками понимают переменные издержки, которые изменяются в относительноменьшей пропорции, чем производство и реализация.
Под прогрессивными переменнымииздержками понимают переменные издержки, которые изменяются в относительнобольшей пропорции, чем производство и реализация.
Таблица 1
Прогрессивныепеременные издержки
Производство и реализация,
ед. Переменные издержки (ПИ), долл. Средние переменные издержки (СПИ), долл. -- 100 2000 20,0 200 4500 22,50 300 7500 25,00 400 11000 27,50 500 15000 30,00
Под валовыми издержками предприятияпонимается сумма его постоянных и переменных издержек. 1.7 Предельные издержки
На предприятиях часто встает вопрос,насколько может оправдать себя расширение или сокращение производства иреализации. При решении этих вопросов важно уметь рассчитать величину издержекприроста при расширении экономической деятельности и соответственно издержексокращения при ее сворачивании. Подобные издержки прироста и сокращениявыражаются общим понятием «собственно предельные издержки» (СПРИЗ).
Под собственно предельными издержкамипонимается изменение величины валовых издержек, происшедшее в результатеизменения величины производства и реализации на 1 единицу.
Часто изменения издержек планируютсяв соответствии с гораздо большими изменениями объемов производства иреализации. В таких случаях вычислить собственно предельные издержки непредставляется возможным. Тем не менее можно рассчитать величину,приближающуюся по значению к собственно предельным издержкам, — так называемые усредненныепредельные издержки (в дальнейшем — предельные издержки).
Под предельными издержками понимается средняявеличина издержек прироста или издержек сокращения на единицу продукции,возникших как следствие изменения объемов производства и реализации более чемна 1 единицу.
/>Глава 2. Влияниеразличных факторов на издержки/>/> 2.1Закон убывающей отдачи
Происходит с ежедневным уровнемпроизводства, измеренным в физических единицах (с совокупным физическимпродуктом) при изменении количества рабочих от 0 до 8. Если рабочих нет то ипроизводства нет, один рабочий тоже не в состоянии производить, так какнекоторые линии требуют как минимум двух рабочих. Выпуск растет сначала оченьбыстро — по мере того как к труду привлекается большее количество людей. Послетого как количество рабочих достигает семи человек, дальнейшее увеличениеколичества рабочих не дает увеличение объема выпуска. Причина такова: инструментыи оборудование заняты, поэтому дополнительным рабочим необходимо простаивать вожидании того, когда освободятся мощности. Но в диапазоне от 0 до 7 рабочих,выпуск растет. />/>/>/>2.2 Издержки производствав долгосрочном периоде
В предыдущей главе мы рассматривалииздержки в краткосрочном интервале, они относились к решениям, касающимсякраткосрочных изменений объема выпуска продукций при использовании заданногоколичества постоянных затрат. Сейчас мы будем рассматривать предприятие вдолгосрочном периоде, когда оно может изменить масштабы своих производственныхмощностей. Представьте себе, что небольшое предприятие легкой промышленностисначала развернуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаряуспешной экономической деятельности все больше и больше расширялось. Сначала,какое то время, увеличение мощностей будет сопровождаться снижением среднихобщих издержек. Однако, в конце концов все больший рост мощностей приведет кувеличению средних общих издержек. Строительство все более крупных предприятийбудет приводить к снижению минимальных издержек на единицу продукции.
/>
2.3Экономия, обусловленная масштабом производства
Для описания того, каким образомизменяются долговременные средние издержки с изменениями масштаба производства,используется специальная терминология. Если в какой либо точке выпускадолговременные средние издержки падают с ростом выпуска, то говорят, что фирмаимеет экономию обусловленную масштабом производства. Если же в какой либо точкевыпуска долговременные средние издержки растут, то говорят об ущербе нанесенномот роста масштабов производства и наконец, если в какой либо периоддолгосрочные средние издержки вообще не изменяются с ростом объемапроизводства, то говорят, что предприятие имеет постоянный эффект от ростамасштабов производства.
Так откуда же все-таки происходитэкономия, обусловленная ростом масштабов производства. Дело в том, что по мерероста, предприятие изменяет свои производственные технологии и методывнутренней организации, для того чтобы реализовать преимущества крупногопроизводства. В некоторой своей части экономия, обусловленная масштабом,проистекает из действия раннее упомянутого человеческого фактора. То есть речьидет о специализации и кооперации. Фирма может стать очень крупной пока онаисчерпает весь эффект специализаций и коопераций. Например, в мелкой фирмедиректор может заниматься маркетингом всего около одного часа в день, а вкрупной фирме создаются специальные отделы, в которых люди занимаютсямаркетингом все свое рабочее время.
Следующим источником экономий, являются технологии. Вподавляющем своем большинстве, линии, способные сделать двойную работу посравнению с меньшей, дешевле двух менее производительных линий. Так один “Server“ стоит дешевле, чем два обыкновенныхкомпьютера. Мелкой фирме эффективней использовать менее внушительную технику,чем покупать дорогие, производительные линии, но по мере роста предприятиебудет все ощутимее испытывать снижение средних издержек за счет роста масштабовпроизводства.
Однако существуют и отрицательныестороны роста масштабов производства. С ростом предприятия начинает увеличиватьсяштат рабочих, в крупном предприятии становиться трудно управлять людьми.Рабочие перестают работать на цель всего предприятия, а начинают стремиться куспеху только своего отдела, не учитывая потребности и возможности остальныхотделов. Резко возрастают расходы на содержание крупного управленческогоаппарата. Еще один отрицательный момент, когда предприятие не учитывает вполной мере совокупный спрос и закупает оборудование больших масштабов, чем этонеобходимо, что ведет к существенным потерям.
Для достижения максимальной прибыли нужно определитьнеобходимый размер выпуска продукции. Инструментом экономического анализаслужит категория предельных издержек. Предельные издержки представляют собойдополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукциипо сравнению с данным объемом выпуска. Они рассчитываются вычитанием соседнихзначений валовых издержек. Другими словами, это приращение общих издержек,вызванное увеличением объема производства на одну единицу результата. Так как постоянныеиздержки не меняются, то предельные издержки фактически сводятся к увеличениюпеременных. Динамика предельных издержек является отражением и следствиемзакона убывающей производительности выражается в падении предельных издержек, аубывающая отдача – в их росте. Особенности изменения и взаимосвязи предельных исредних издержек, а убывающая отдача – в их росте. Особенности изменения ивзаимосвязи предельных и средних издержек обуславливают правило, в соответствиис которым предельные издержки равняются средним валовым и переменным в томслучае, когда величины средних издержек минимальны.
Концепция предельных издержек имеетдля фирмы стратегическое значение, так как позволяет контролироватьдополнительный расход (или экономию ресурсов) при увеличении или уменьшенииобъема производства на последнюю единицу.
Рассмотренная категория “предельныеиздержки” имеет принципиальное значение для определения приносящегомаксимальную прибыль объема производства и изучения эффективности распределенияресурсов. Пока в условиях совершенной конкуренции (множество мелкихпроизводителей, выпускающих идентичные товары, причем каждый из них не влияетна рыночную цену) доход от последней дополнительно проданной единицы товарапревышает предельные издержки этой единицы товара, прибыль предприятия будетвозрастать. Для любого предприятия наиболее прибыльным будет производство иреализация такого объема продукции, когда имеется равенство дополнительногодохода и предельных издержек. Последний произведенный и проданный товар будетвыравнивать предельные издержки и цену за единицу товара, поскольку продажадополнительного количества продукции не принесет дополнительной прибыли. Приэтом следует учитывать, что прирост суммы переменных издержек, связанных сувеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным, таккак динамика переменных издержек объективно ограничена действием законаубывающей производительности.
Предприятие будет стремиться кмаксимальной прибыли при производстве товаров, предельные издержки которых нижерыночной цены, и прекратит производство товаров, имеющих превышение предельныхиздержек над рыночной ценой.
Каждое общество стремится к эффективной экономике,позволяющей оптимально распределить имеющиеся ресурсы для производства широкогоспектра товаров (услуг), максимально удовлетворяющих потребности своимкачеством и количеством. Заметный вклад в изучение этой проблемы внес В. Парето.Согласно концепции Парето, при совершенной конкуренции для роста выгодностиодного предпринимателя, необходимо ухудшение дел у другого.
Соответствие между предельнойполезностью и предельными издержками в каждой отрасли необходимо для ростаэффективности и общественного благополучия. Эффективность распределенияресурсов достигается при выравнивании предельных издержек и рыночной цены(которой пропорциональна предельная полезность) в результате конкуренции.
В целом концепция эффективностираспределения позволяет любому обществу двигаться к возрастающему объемупродукции. В случае равенства предельных издержек и рыночных цен, продукциябудет производиться с минимальными валовыми издержками.
В реальной производственнойдеятельности необходимо учитывать не только фактические денежные издержки, но иальтернативные издержки. Последние возникают из-за возможности выбора междутеми или иными экономическими решениями. Например, владелец предприятия можетпотратить имеющиеся деньги различным способом: направит их на расширениепроизводства или израсходовать на личное потребление и т.д. Измерениеальтернативных издержек необходимо не только для рыночных отношений, но и дляобъектов, не являющихся товарами. На нерегулируемом рынке товаров,альтернативные издержки будут равны текущей установившейся на данный моментрыночной цене. Если на рынке существует несколько разных (обычно близких междусобой) цен, то альтернативные издержки продажи товара по, естественно,наивысшей из предложенных продавцу покупателями цен, будут равны наибольшей извсех оставшихся (кроме наивысшей) предложенных цен.
Концепция альтернативных издержекнеобходима и в непосредственной производственной деятельности. Предположим,машиностроительное предприятие изготавливает само одну из деталей для своегосборочного производства себестоимостью 5100 руб., причем переменные издержкиравны 3900 руб., а постоянные — 1200 руб. Какое решение примет предприятие,если другое предприятие предложит первому эту деталь по 4600 руб. Несмотря накажущуюся привлекательность, выгодность поступившего предложения, решениепроблемы сложно. Для принятия решения необходимо:
- сравнить неитоговые значения (5100 и 4600 руб.), а 3900 и 4600 руб., поскольку постоянныеиздержки первого предприятия не зависят от покупки на стороне или собственногопроизводства данной детали;
- определить,насколько прибыльным будет возможное использование высвобождающегосяпроизводственного оборудования первого предприятия для производства другихдеталей, если рассматриваемая деталь будет покупаться на стороне.
В первом сравнении припредпочтительности собственного производства альтернативные издержки использованияденежных средств предприятия на покупку единицы данной детали (по сравнению ссобственным производством) равны 4600 руб. Здесь не учитывается возможностьвторого сравнения. В случае второго сравнения, решение о переводепроизводственного оборудования на производство других деталей будет выгоднотолько в случае, если рост прибыли покроет суммарные потери от покупки даннойдетали на стороне — 700 руб.(4600-3900), умноженные на число преждепроизводившихся на собственном оборудовании деталей. При реальной выгодности,высокоприбыльности перевода оборудования на производство других деталей, ихобщие экономические издержки будут складываться из обычных издержекпроизводства (постоянные и переменные) и “суммарных потерь” (альтернативныеиздержки). В частном случае, при равной доле прибыли в цене и одинаковомколичестве производимых деталей “реальная выгодность” достигается, есливеличина переменных издержек “других деталей” менее 3200 руб.(3900-700 руб.).
Альтернативные издержки производстваявляются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессереализации своих возможностей максимизации прибыли. В число альтернативныхиздержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, атак же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с цельюпривлечь факторы производства, отвлекая их тем самым от альтернативныхвариантов применения и т.д. Эти издержки можно классифицировать множествомспособов:
- явные
- неявные издержки
Явные издержки — это альтернативныеиздержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторовпроизводства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата,выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговымфирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары заюридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.
Существуют также неявные издержки. Ких числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов,принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, какюридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательнымидля явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме).Обычно фирмы не отражают неявные издержки в своей бухгалтерской отчетности, ноот этого они не становятся менее реальными.
Однако, даже понятие «неявныезатраты» не дает полного представления об истинных затратах на производство.Это объясняется тем, что из множества возможных вариантов использованияресурсов мы осуществляем один определенный выбор.
Под «издержками упущенныхвозможностей» понимаются потери дохода, которые возникают при выборе одного извариантов производственной или реализационной деятельности, что означает отказот других возможных вариантов.
Первым экономистом, который построилтеорию издержек на основании этих соображений, был Визер. Закон издержек,названный его именем, можно сформулировать так: «Реальная стоимость какой-либовещи есть неполученные полезности других вещей, которые могли быть произведеныс помощью ресурсов, пошедших на производство данной вещи». По мнению Визера,издержки производства есть не что иное, как уточненные (в том числепотенциальные) полезности. «Тот, кто думает о «полезности», забывая об«издержках», просто думает о полезности лишь одного производства, забывая ополезности других». Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество,ставит границы расширению производства в каждой отрасли. В безграничнойадминистративно-командной экономике это проявляется в виде дефицита – перерасходресурсов в одном направлении вызывает нехватку их в другом. В рыночнойэкономике дефицит не возникает.
Рынок сам регулирует распределениерегулирует распределение ресурсов. Абстрагируемое здесь от фактора спроса и отубывающей предельной полезности. При этих условиях попытка чрезмерногорасширения производства в одной отрасли неизбежно вызовет возрастание ценыпредложения и стоимости (цены равновесия между спросом и предложением).Во-первых, на начальном этапе расширения («краткосрочный срез» Маршалла) впроизводстве надо будет пустить в ход дополнительные, менее эффективные чем ужеимеющиеся, производственные мощности и ресурсы. Во-вторых, хотя на последующихэтапах эти издержки можно будет снизить путем нового строительства,переквалификации и перелива ресурсов, начнут страдать интересы производства вдругих отраслях. Общественные издержки производства продукции в данной отрасливозрастут.
Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходитсявыбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого. В итогеэкономические издержки – это оплата поставщику, осуществляемая фирмой, илидоходы поставщика ресурсов, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсыбыли применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства.
Выделяются внешние и внутренние издержки. Первые связаны стем, что фирма оплачивает труд работников, топливо, комплектующие изделия, т.е.всё то, что она не производит сама для создания данного изделия. В зависимостиот специализации величина внешних издержек для производства одной и той жепродукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних издержекбольше.
Внутренние издержки: владелец собственного предприятия илимагазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы заздание, в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства вторговлю, то не получает тех процентов, которые он бы имел, положив их в банк.Но владелец данной фирмы получает нормальную прибыль. В противном случае он небудет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная) составляетэлемент издержек. Принято выделять чистую, или экономическую прибыль, котораяравна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая инормальную прибыль. В отличие от экономической прибыли бухгалтерская прибыльравна общей выручке минус внешние издержки.
В конкретной практике применения расчета издержек для анализадеятельности предприятий в России и в западных странах имеются как сходства,так и различия. В России широко используется категория себестоимость,представляющая собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции.
Говоря об издержках и осебестоимости, необходимо различать их значение для всего объема продукции,выпускаемой предприятием за определенный период, и в расчете на единицу этойпродукции. Более представительны для оценки деятельности предприятия издержки(себестоимость) в расчете на единицу производимой продукции. Так что когдаговорят «себестоимость производства автомобиля», то обычно имеют в виду затратына производство одного автомобиля.
Издержки производства исчисляются вденежном выражении.
Теоретически в себестоимость должнывходить нормативные производственные затраты, но на практике к ней относятсверхнормативный расход сырья, материалов и т.д. Себестоимость определяют наоснове сложения экономических элементов (однородных по экономическомуназначению затрат) или путем суммирования статей калькуляции, характеризующихнепосредственные направления тех или иных расходов. Как в СНГ, так и в западныхстранах, для калькулирования себестоимости, применяется классификация прямых икосвенных затрат (расходов). Прямые затраты — это затраты, непосредственносвязанные с созданием единицы товара. Косвенные затраты необходимы для общегоосуществления производственного процесса данного вида продукции на предприятии.Общий подход не исключает различий по конкретной классификации некоторыхстатей.
При расчете и учете издержекпроизводства их принято делить на виды в зависимости от природы ипредназначения расходов. К ним относятся: материальные затраты, заработнаяплата, амортизационные отчисления, дополнительные (накладные) расходы.
Отнесение издержек производства иобращения к той или иной позиции в известной степени условно и потомурегулируется всякого рода инструкциями финансовых органов. Однако опытныйбухгалтер всегда находит возможность отнести любые затраты к той или иной графеиздержек. При этом зачастую в издержки производства данного вида продукциипопадают затраты, не связанные ни с ее производством, ни с обращением. Делаетсяэто не только для «списания» расходов на производство, но и для «занижения»прибыли, которая в отличие от производственных издержек облагается налогом наприбыль.
Валовая прибыль – важнейшийпоказатель хозяйственной деятельности предприятий. Разность между ценой продажитовара и его себестоимостью и есть валовая прибыль.
Относительную прибыль называютрентабельностью. Рентабельность исчисляется как отношение валовой прибыли киздержкам производства.
Кроме валовой прибыли известенпоказатель чистой прибыли, которая равна валовой за вычетом налога на прибыль.Чистую прибыль принято также называть прибылью, остающейся в распоряжениипредприятия (остаточной).2.4 Стратегия повышения эффективности издержекпроизводства фирмы
В современномменеджменте проблема издержек производства вызывает повышенное внимание. Этообъясняется ролью, которую играют издержки в рыночных позициях фирмы. Всебольшее число компаний, в том числе российских, пересматривают свое отношение киздержкам, рассматривая их как фактор стратегического развития.
Политикафирмы в отношении издержек, как правило, сводится к их снижению. В связи с этимговорится о факторах, резервах, значении сокращения издержек. Прихарактеристике конкурентных стратегий называется стратегия сниженияпроизводственных издержек. Конечно, издержки важно снижать, добиваясь за счётэтого более высоких результатов. Однако такой подход, на наш взгляд, упрощаетпроблему издержек и является односторонним. Во-первых, низкие издержки не могутбыть самоцелью, поскольку способны принести не только пользу, но и вредпредлагаемому фирмой продукту из-за ослабления его конкурентоспособности.Последнее может произойти ввиду снижения качественных характеристик, которыеценит покупатель. Во-вторых, устойчивое экономическое развитие и рост фирмы сточки зрения издержек не обязательно связаны со снижением самих издержек.Развитие может обеспечиваться на определённом этапе за счет роста издержек.Постольку поскольку динамика издержек производства может быть различной, болееобоснованно, по нашему мнению, говорить не только и не столько о снижении,сколько об эффективности издержек производства. Хотя снижение издержекпроизводства является ключевым моментом в этом процессе, эффективность — болеемногогранное явление.
Эффективностьиздержек учитывает как величину расходов, которые несёт фирма, так и влияниерасходов на результаты работы. Результаты выражаются прежде всего в стоимоститоваров и услуг, которые могут быть произведены из данных ресурсов в других,наиболее выгодных и доступных сферах. К результатам следует отнести также объёмпроизводимой продукции, номенклатуру с учетом спроса, качествопоставляемых на рынок товаров. Эффективность издержек является одной изсоставляющих экономической эффективности. Традиционный подход к экономическойэффективности и её росту (минимум затрат — максимум результатов) при болеевнимательном рассмотрении нуждается в конкретизации. В самом деле, что значит«минимум затрат»? Следует учитывать не только количественную сторону, но идругие моменты. В частности, чтобы общие и средние издержки в будущем былименьше, необходимы определенные вложения в новую технологию, подготовкуперсонала, стимулирование работников. Любая стратегия ресурсосбережения в этомотношении может обходиться дешевле или дороже. Фирма ищет наиболее дешёвуюкомбинацию факторов («комбинация минимальных издержек»). Большие вложения вуменьшение издержек могут быть связаны с риском потери преимуществнизкостоимостного производства. Дело не только в размере прибыли, падающейввиду дополнительных затрат. Стремление снижать издержки любой ценой можетпомешать фирме увидеть растущее «иное предпочтение».
Минимизациязатрат непосредственным образом выходит на понятие эффективности затрат. Как илюбая другая экономическая эффективность, эффективность издержек производствапоказывает соотношение величины снижения издержек производства (результат) кразмеру средств, обеспечивших это снижение (затраты). Для определенияколичественного значения данного показателя на уровне фирмы рекомендуем способрасчёта (2.1):
/> (2.1)
где Эи.п— эффективность издержек производства;
Э — экономияресурсов на производство единицы продукции;
П — количествоединиц продукции, произведенной за определенный период времени;
З— величина затрат, обеспечившая экономию ресурсов.
Покажемрасчёт эффективности издержек производства на условном примере. Предприятиепланирует закупить новую технологию, затратив на нее 17,0 млн рублей. Её использование,по имеющимся расчётам, обеспечит экономию средств на единицу продукции вразмере 6,0 тыс. рублей. Количество производимой продукции в течение года — 2,8тыс. штук. В этом случае эффективность издержек равна:
/>
Дляопределения эффективности издержек производства необходимо учитывать всюсовокупность факторов, которые прямо или косвенно влияют на издержки. Взарубежной практике не случайно получили широкое распространение концепции, вкоторых максимально реализуется требование учёта сравнительной величины затрат.К их числу можно отнести концепцию добавленной стоимости. В рамках концепциисоставляющие затрат учитываются и сравниваются на всех стадиях добавленнойстоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализациейпродукции (услуг). Ключевым моментом такого подхода является максимизацияразницы между закупками и реализацией. Другая, не менее известная, концепцияальтернативности затрат основывается на том, что любое финансовое решениепринимается в результате сравнения альтернативных затрат. Практическаяреализация управленческого решения в этом случае связана с отказом отальтернативного варианта.
Так какиздержки производства — многофакторный процесс, их эффективность можетрассматриваться как общая и частная. В последнем случае речь идёт обэффективности отдельных видов затрат. Меняя их количественную величину икачественный состав, можно воздействовать на общую эффективность издержек, ачерез неё — на эффективность производства.
Для ощутимоговоздействия издержек на устойчивость фирмы на рынке издержками необходимоуправлять. Важнейшим компонентом этой работы является разработка и реализациястратегии, обеспечивающей рост эффективности издержек производства. Несмотря наважное значение этой проблемы, она ещё не получила должного теоретическогоосвещения. Видимо, трудность в том, что проблема находится на стыке несколькихэкономических наук.
Стратегияэффективности издержек производства, независимо от сферы применения, базируетсяна определённых концептуальных положениях. В качестве основополагающих мывыделяем принципы разработки, содержание, результат применения.
Принципыопределяют требования (правила), которых необходимо придерживаться приразработке стратегии. Они таковы:
- реалистичность.Данный принцип исходит из предпосылки, что для осуществления стратегии имеютсянеобходимые внутренние и внешние условия. Первые — наличие необходимыхматериальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов для решения даннойзадачи. Внешние условия включают в себя предпосылки за пределами фирмы, которыеоказывают воздействие на её развитие (уровень конкуренции на рынке, спрос ипредложение, налоги и т. п.). Реалистичность во многом зависит от степениобоснованности стратегии, что обеспечивается действием другого принципа;
- научность. Чтобыразработать политику фирмы в области издержек производства, важно использоватьимеющиеся исследования в этой области. Это позволяет учесть закономерности,полученные на основе научных изысканий, а также использовать имеющийся опыт.Существенным подспорьем служат методические рекомендации, применяемые с учётомспецифики предприятия;
- конкретность.Зачастую работа по снижению издержек организуется на основе общих призывов.Исполнители не всегда понимают своё место в процессе. Поэтому важно, чтобыкаждый член коллектива имел определённые задания по вопросам эффективногоиспользования ресурсов. Роль руководителей сводится к координации действийподчиненных в данной области. Одновременно необходимо информировать персонал орезультатах работы по воздействию на издержки;
- заинтересованность.Поскольку стратегию реализуют работники фирмы, у них должно быть достаточностимулов. Выполнение данного правила обеспечивается не только действеннойсистемой материального стимулирования за ресурсосбережение, но и осознаниемзначимости своих усилий для развития фирмы. Важно, чтобы степень участия вразработке и реализации стратегии влияла на профессиональный рост работников.
На основеописанных принципов осуществляется разработка и реализация стратегии фирмы.
2.5 Роль издержек встратегии лидерства на рынке
ВXX столетия профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер, позднее — самыймолодой из пожизненных профессоров этой школы, изучил ряд наиболее продвинутыхдля того времени подходов к стратегии конкурентной борьбы и осталсянеудовлетворенным. Он знал, что стратегия конкурентной борьбы — сферапервоочередного внимания менеджеров, поскольку она затрагивает фундаментальныевопросы, на которые приходится давать ответы всем руководителям бизнеса,например такие:
- Чтодвижет конкуренцией в моей отрасли или в отраслях, в которых я предполагаюразвернуть деятельность?
- Каковывероятные действия моих конкурентов и как лучше всего реагировать на этидействия?
- Какбудет развиваться моя отрасль?
- Какуюпозицию может занять моя фирма, чтобы вести долгосрочную конкуренцию?
Несмотряна важность этих вопросов, Портер обнаружил, что крупнейшие в то время экспертыв области стратегии предлагают очень мало методов анализа конкуренции, которыемогли бы использовать менеджеры для поиска ответов на подобные вопросы, либосовсем не разрабатывают их. Вместо подлинно аналитических приемов гурурекомендовали то, что Портер счел слабыми и примитивными моделями, лишеннымишироты и полноты охвата. Особые сомнения у Портера вызывала ценность наиболеепопулярной в то время матрицы «рост/доля рынка». (таблица 2)
Таблица 2
Матрица «рост/доля рынка», разработанная Бостонской консалтинговой группой Темп роста в отрасли Высокая Низкая Высокий «Звезды» «Вопросительные знаки» Низкий «Дойные коровы» «Собаки»
Матрицу«рост/доля рынка» разработала и разрекламировала Бостонскаяконсалтинговая группа в 1960-х гг. Эта матрица отличалась просто той,элегантностью, была количественной, просчитываемой, яркой и, самое главное,делала ненужными догадки и домыслы. И, конечно же, она принесла Бостонскойгруппе кучу денег.
Чтобыопределить свою стратегию с помощью матрицы «рост/доля рынка»,менеджер должен был всего-навсего оценить позиции, занимаемые подразделениямиего фирмы, по двум параметрам — темп роста отрасли и относительная доля рынка.Как только подразделения расставлены по клеткам матрицы, можно легко приниматьрешения и соответственно распределять ограниченные ресурсы.
Подразделения,попадающие в верхний левый квадрат матрицы, обозначены термином«звезды». Они владеют большой долей быстрорастущих рынков. Этиподразделения нуждаются в финансировании для дальнейшего развития, но,поскольку они занимают сильные позиции в конкурентной борьбе, можнопредполагать, что у них высокие прибыли и они генерируют значительные денежныесредства. Ожидается, что «звезды» будут сами обеспечивать своифинансовые потребности. Но если им требуются средства, их необходимопредоставить, т.к. отдача от капиталовложений обещает быть высокой. При прочихравных условиях ни в коем случае нельзя откачивать деньги из такихподразделений, поскольку это обязательно причинит им вред.
«Дойныекоровы», оказавшиеся в нижнем левом квадрате, — это подразделения,занимающие очень сильные конкурентные позиции и владеющие большими долямимедленно развивающихся рынков. Ожидается, что «дойные коровы»генерируют значительные суммы денег, но сами имеют очень скромные потребности. Изних можно выдаивать деньги, чтобы направлять на помощь другим подразделениямкомпании или на финансирование НИОКР.
«Вопросительныезнаки» — подразделения, находящиеся в верхнем правом квадрате матрицы, — поистине «трудные дети». Они нуждаются в огромных средствах, посколькуим надо финансировать свой рост, однако маловероятно, что эти подразделениябудут генерировать большие капиталы, т.к. они стремятся завладеть долей рынка ипока не получают выгод от экономии, достигнутой благодаря производствен номуопыту (так называемой кривой обучения). «Вопросительные знаки»создают проблемы, потому что в будущем, по мере достижения рынком зрелости, онимогут стать либо «звездами», либо «собаками», вечномучимыми денежным голодом. В общем, модель предполагает, что многообещающим«вопросительным знакам» следует сделать кратковременную денежнуюнакачку и поглядеть, смогут ли они превратиться в «звезды». Однакоесли подобные предприятия становятся «собаками», за ними нужен глазда глаз.
«Собаки»- это подразделения, работающие в убыток и иногда даже превращающиеся вфинансовые капканы. К ним относятся предприятия, удерживающие малые долимедленнорастущих рынков. Можно ожидать, что прибыли у них незначительны иливообще отсутствуют. «Собакам» мало чем можно помочь.
Естьнекоторая, хотя и не очень большая возможность переориентировать«собаку» на маленькую рыночную нишу и каким-то образом преобразоватьее в «звезду» или в «дойную корову» на измененном рынке. Вцелом маловероятно, что подобные попытки чудесных превращений окажутся успешными.Их следует избегать. Согласно модели бостонских консультантов, лучше всего некормить «собак» деньгами и дать им умереть. Еще лучше продать илиликвидировать убыточные предприятия.
Таковбыл анализ, и таковы были рекомендации того времени. Все просто, аккуратно,легко и логично. Как только вы определяете, что у вас на руках — «звезда», «дойная корова», «вопросительный знак»или «собака», вы совершенно точно знаете, что надо делать. Выпонимаете, каким предприятиям давать средства, какие можно доить, а какие — бросать на произвол судьбы. Впрочем, говорит Портер, есть одна проблема. Хотя свиду все замечательно, в реальности матрица «рост/доля рынка»совершенно бесполезна.
/>Глава 3. Издержки всовременном производстве/> 3.1Современные концепции снижения затрат
Как известно, производство продукцииповышенного качества требует более высокого уровня издержек производства.Однако в конце 70-х — начале 80-х годов этот постулат был практическиопровергнут японскими машиностроительными компаниями. Оказалось, чтопроизводящие продукцию высокого качества предприятия имеют повышеннуюпроизводительность труда и пониженные издержки производства. Передовыепредприятия автомобильной и электронной промышленности Японии попроизводительности труда превышают показатели предприятий тех же отраслей в СШАв 2-2,5 раза. Японские фирмы обычно тратят на 1600 долл. меньше, чемамериканские фирмы на производство малолитражного легкового автомобиля.Изучение конкретных издержек японских автомобилестроителей показало, что этаразница возникает преимущественно из-за организации производства по методу“точно вовремя”.
Метод “точно вовремя” являетсясердцевиной системы управления производством японской автомобильной фирмы“Тойота”. Главная цель этой системы — сокращение издержек. Система способствуетросту эффективности производственной деятельности, увеличивает оборачиваемостькапитала (отношение объема продаж к общей стоимости основного капитала). Новаясистема управления развивает лучшие черты прежних систем научного управления Ф.Тейлора и конвейерной системы Г. Форда.
Для снижения издержек необходимоприспособление системы к ежедневным колебаниям спроса путем непрерывногорегулирования номенклатуры и объема производимой продукции, обеспечениевысококачественными комплектующими деталями, нужен рост заинтересованности,активности работников. Главные принципы системы “точно вовремя” — автономизацияи гибкое использование персонала. Этот метод требует производства необходимоготипа продукции в необходимое время и в необходимом количестве. Автономизацияозначает самостоятельность контроля за браком. Невозможно поступление дефектныхизделий на дальнейшую обработку. Под гибким использованием персоналаподразумеваются колебания количества рабочих из-за происходящего время отвремени изменения спроса на продукцию, а также поощрение творчества ивоплощения идей.
В системе “Тойота” производственныйучасток отправляет предшествующему карточку под названием “канбан”. Накарточках двух типов указывается либо количество деталей, которое нужно забратьна предшествующем участке, либо то количество деталей, которое нужно изготовитьна предшествующем участке. Часто смешивают три понятия: система фирмы “Тойота”,система “точно вовремя” и система “канбан”. Система “Тойота” — это методорганизации производства продукции. Система “точно вовремя” — принциппроизводства необходимого количества деталей в необходимое время. Система“канбан” — средство реализации системы “точно вовремя”, информационная системабыстрого регулирования объема продукции на разных ступенях производственногопроцесса. “Канбан” — одно из условий функционирования системы “точно вовремя”.
Система “Тойота” предусматриваетвозможность изменения объема ежедневно выпускаемой продукции, причемсоответственно меньше или больше (за счет сверхурочного времени) будетпроизведено в этот день комплектующих деталей. Используется и метод “точнойнастройки” производственного процесса, выравнивания объема продукции путемпостоянного приспособления к спросу с помощью поэтапного колебания частотыпроизводимых партий продукции принеизменном размере партий.
При продолжительном использованииодного и того же штампа, происходит сокращение средних издержек производства.
В целом, система “Тойота” нацелена нарост прибыли через сокращение издержек на излишние рабочую силу и запасы. Идетснижение как издержек производства, так и издержек обращения, благодаряпостоянному вниманию к колебаниям рыночного спроса./>3.2 Направленияснижения издержек в современном производстве
Снижениесебестоимости продукции имеет большое значение для повышения эффективностипроизводства.
Так как себестоимость продукциисостоит из разных групп (или статей), то соответственно существуют различныенаправления снижения себестоимости. К ним относятся: повышениепроизводительности труда, улучшение использования сырья основных ивспомогательных материалов, топлива, энергии на единицу продукции, сокращениепотерь .
Резервы снижения себестоимостинеобходимо рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях: по видам затрат ихарактеру их использования.
По видам затрат резервыподразделяются на группы, связанные с экономией материальных ценностей заработнойплаты на единицу продукции, снижением и устранением брака; расходов наобслуживание и управление производством на единицу продукции.
По характеру использования резервысвязаны с совершенствованием технологии производства, обновлением и модернизациейоборудования, улучшением организации производства, труда и управления.
Поиск резервов снижения себестоимостинаиболее эффективен с позиции системного подхода. Комплексный системный подходисследования затрат на производство продукции означает: анализ уровня идинамики изменения основных видов расходов и себестоимости в целом, определениесостава, характера и степени влияния на рассматриваемые показатели главныхтехнико-экономических факторов. Резервы снижения себестоимости продукции могутбыть реализованы через определённые мероприятия, обуславливающие это снижение.
В настоящее время главными факторамиснижения себестоимости продукции являются:
— повышение технического уровняпроизводства
— улучшение организации труда ипроизводства
— изменение объёма и структурыпроизводственной продукции.
Возможными источниками сниженияуровня себестоимости являются технический прогресс и совершенствованиеорганизации труда и управления. Мероприятия по этим направлениям обеспечиваютрост производительности труда, повышение степени использования основных фондов,более экономное расходование материальных и денежных ресурсов.
В принятии управленческих решенийзначительный упор делается на снижение себестоимости продуктов, выпускаемыхпредприятием. Выработка путей сокращения издержек и повышения эффективностипроисходит на всех стадиях производственного процесса — от закупки материалов,их переработки, до контроля на стадии выпуска готового продукта и доставки егопотребителю. Изменения могут относиться к производству, обработке, сборке,упаковке.
Основные концепции снижениясебестоимости продуктов базируются на разных подходах.
Первая концепция — косвенныеиздержки. Условия: труд вспомогательных рабочих, работа по обслуживанию иремонту оборудования, вторичное сырье, поставки должны быть оценены как живойтруд; использование методов гибкого планирования, когда изменяются цели илипересматривается основа расчета накладных расходов; применение стимулирующихконтрольных планов сокращения накладных расходов, разработанных для всех производственныхи непроизводственных отделов; регулирование материально-техническогообслуживания на основе пересмотра нормативов времени вследствие повышенияквалификации, приобретения трудовых навыков и т. п.; расчет регулирующихкоэффициентов, позволяющих наладить процедуры контроля за издержками.
Процедуры разработки мероприятий поснижению косвенных (накладных) расходов включают:
- косвенные иливторичные отклонения затрат. Систематизация информации о производственномплане, об использовании производственных мощностей, о стандартах живого труда ианализ отклонений при благоприятных и неблагоприятных ситуациях поиспользованию производственных мощностей; утилизации оборудования; введенииновой базы расчета нормативов накладных расходов;
- гибкое планированиеи анализ нормативов для отделов и служб обслуживания. Анализируют жесткие иизмененные цели, поставленные перед каждым производственным инепроизводственным отделом предприятия; определяют уровень регулируемых инерегулируемых расходов; степень, полноту и соответствие распределяемыхнакладных расходов объема работ, выполняемых отделами и службами предприятия;
- анализ нормативовматериально-технического обслуживания при принятии решения проводят внескольких аспектах исходя из основной задачи — увеличить объем производства,обеспечить максимальную производительность и качество.
Вторая концепция — основные (прямые)издержки. Условия: подсчитанные цены и издержки, базирующиеся на точнойинформации об объеме производства, виде сырья и материалов, эффективностиметодов закупок; нормативы по рабочей силе, рассчитанные исходя из применяемойтехнологии, методов обработки, имеющегося оборудования, системы стимулирования;накладные производственные расходы, основывающиеся на заранее определенных илиплановых стандартах.
Процедуры разработки мероприятий поснижению основных (прямых) издержек включают:
- прямые отклонениязатрат по материалам и живому труду. Систематизация информации и анализотклонений при закупке материалов относительно объемов и рыночной ситуации,методов и стоимости собственного производства; решение вопроса закупать илипро--изводить; регулирование стоимости рабочей силы; решение вопросаэффективности труда. Издержки могут быть сокращены благодаря улучшениюхранения, переработки сырья, минимизации потерь при транспортировке,складировании и отходов при производстве;
- анализ нормативовзатрат живого труда. Систематизация нормативно-справочной информации проводитсяс позиций полноты охвата производственных затрат труда; установленных и оптимальныхметодов производства и обработки; условий производства как имеющихся, так истандартных; частичного или полного использования принципа «движение — время —измерение»;
- анализ стоимостипродукта. Каждый вырабатываемый или планируемый к выпуску продуктрассматривается с точки зрения его общей стоимости и конкурентоспособности.Стоимость служит оценочным показателем конструкции отдельного продукта всопоставлении с его внешним видом и спросом на него. Оценка стоимости можетбыть использована при выборе альтернативных вариантов по производству новыхпродуктов, реконструированию старых. Стоимостной анализ позволяетпроанализировать выводы, прежде чем они сделаны, сравнить результатыальтернативных вариантов, ориентируясь на максимальную прибыль. — Большинствопредложений по новым продуктам включает определенную долю стандартныхорганизационных частей, поэтому в стоимостной анализ входит рассмотрениестоимости новых составляющих. Целью такого анализа выступает выявлениефакторов, влияющих на политику предприятия относительно отдельных продуктов:выбор альтернативных моделей, маркетинговые исследования, реклама, специальнаяупаковка и др.
Стоимостная оценка может поощрятьпроизводство или сигнализировать о его сокращении и полном прекращении.
Одно из главных условий повышенияэффективности работы предприятия — снижение себестоимости продукции (работ,услуг).
К факторам, обеспечивающим снижениесебестоимости, относятся применение новейших технологий, экономия сырья,топлива, электроэнергии, повышение производительности труда, снижение потерь отбрака и простоев, улучшение использования основных производственных фондов,сокращение расходов по сбыту продукции, упорядочение затрат на аппаратуправления, изменения структуры производственной программы в результате ассортиментныхсдвигов и др. Себестоимость изделия может снижаться и за счет сокращенияусловно-постоянных расходов в результате роста объемов производства иреализации.
Во избежание возникновения серьезныхперерасходов средств предприятия могут использовать различные нормы и нормативызатрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов — отраслевые (стандарты)или самостоятельно разработанные предприятиями.
Управление текущими затратамиподразумевает разработку и контроль за исполнением сметы затрат на производство- внутреннего документа, позволяющего не только контролировать общий уровеньзатрат и их динамику, но и сопоставлять их величину по структурнымподразделениям и филиалам. Смета затрат позволяет определить уровеньсамоокупаемости по предприятию в целом и его отдельным подразделениям.
При разработке смет затратопределяется себестоимость единицы продукции, создается база для расчетаоптовых цен, устанавливается возможность снижения затрат на производство иреализацию продукции за счет внедрения новых технологий, рационализациитовародвижения, закладывается основа для получения прибыли. Сметы используютсятакже для определения потребностей предприятия в оборотных средствах, объемовреализации продукции и размеров возможной прибыли.
Систематическоеснижение издержек — основное средство повышения прибыльности функционированияфирмы. В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержка убыточныхпредприятий является не правилом, а исключением, как это было приадминистративно-командной системе, исследование проблем уменьшения издержекпроизводства, разработка рекомендаций в этой области — один из краеугольныхкамней всей экономической теории.
Можно выделить следующие основныенаправления снижения издержек производства:
- использование достижений НТП;
- совершенствование организациипроизводства и труда.
Прежде чемрассматривать основные направления экономии издержек, необходимо сделать односущественное замечание. Дело в том что сама деятельность предприятия пообеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затраттруда, капитала и финансов. Затраты по экономии издержек тогда эффективны,когда рост полезного эффекта (в самых разнообразных формах) превысит затраты наобеспечение экономии. Естественно, что возможен и пограничный вариант, когдауменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств,но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условияхтипичным является не сохранение потребительских качеств, а экономия наиздержках в расчете на единицу полезного эффекта или других важных дляпотребителя характеристик.
На практикеэто часто принимает такие формы, как, например, снижение стоимости единицыпроизводственной мощности металлообрабатывающего станка. Реализация достиженийНТП заключается, с одной стороны, в более полном использовании производственныхмощностей, сырья и материалов, в том числе и топливно-энергетических ресурсов,а с другой — в создании новых эффективных машин, оборудования, новыхтехнологических процессов.
Наиболее характернаячерта НТП второй половины XX столетия — переход к принципиально новомутехнологическому способу производства.
Егопреимущество не только в более высокой экономической эффективности, но и ввозможности производить качественно новые материальные блага, которыесущественно изменяют уклад жизни.
Заключение
Издержки — это денежное выражениезатрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятиемсвоей производственной и реализационной деятельности.
В странах с развитыми рыночнымиотношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский иэкономический.
Бухгалтерские издержки представляютсобой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах ихприобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемыересурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).
Экономические издержки – этоколичество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться иликоторыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данногопродукта.
Когда фирма тратит деньги «изсвоего кармана» (т.е. снимает деньги со своего счета в банке) на оплатуресурсов, она тратит ровно столько, сколько необходимо дня того, чтобы удержатьэтот ресурс в своем распоряжении. Подобного рода издержки упущеннойвозможности, которые связаны с оплатой ресурсов за счет денежных средств фирмы,называются явными издержками. Зачастую явные издержки делят на прямые икосвенные;
- прямые издержкинепосредственно связаны с объемом выпускаемой продукции и изменяются прирасширении или сокращении производства. К таким издержкам относятся расходы нанайм рабочей силы и закупку сырья, оплату электрической и тепловой энергии ит.д.;
- косвенныеиздержки не меняются в зависимости от объема производства. Косвенные издержкисоставляют накладные расходы, арендные платежи, оплату труда предпринимателя,отчисления на страхование и др.
Под постоянными издержками понимаютсятакие издержки, сумма которых в данный период времени не зависитнепосредственно от величины и структуры производства и реализации.
Под переменными издержками понимаютсяиздержки, общая величина которых на данный период времени находится внепосредственной зависимости от объема производства и реализации, а также ихструктуры при производстве и реализации нескольких видов продукции.
В реальнойпроизводственной деятельности необходимо учитывать не только фактическиеденежные издержки, но и альтернативные издержки.
Альтернативные издержки использованияресурсов – это стоимость используемых ресурсов в лучшем из других худшихальтернативных вариантов их применения. Альтернативная стоимость рабочеговремени, которое затрачивает предприниматель, управляя своим предприятием, — это заработная плата, от которой он отказался, не продав свою рабочую силу другому,не своему предприятию, или стоимость свободного времени, которым пожертвовалпредприниматель – в зависимости от того, что больше.
Альтернативные издержки возникают вмире ограниченных ресурсов при существовании различных конкурирующих междусобой способов их применения для удовлетворения разнообразных потребностей ипредставляют собой ценность наилучшей из упущенных возможностей альтернативногоиспользования ресурсов (средств производства), потраченных на создание данныхтоваров и услуг.
Таким образом, наиболее общее понятиеиздержек производства фирм у зарубежных авторов определяется как затраты навводимые факторы или экономические ресурсы. Все издержки принимаются какальтернативные (или вмененные), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранногодля производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Этоодин из важнейших принципов рыночной экономики.
Формирование состава издержек производства и их учет важныдля любой организации, малый бизнес особенно нуждается в таком формировании.
Явные издержки — это альтернативныеиздержки принимающие форму прямых (денежных) платежей за факторы производства.Учет альтернативных издержек может помочь его владельцу определитьцелесообразность дальнейшей работы в выбранной им отрасли.
Библиографический список литературы
1. Борисов Е.Ф.Основы экономической теории М.: Новая волна. — 2005. — 516 с.
2. Вейс Г. Введениев общую экономику и организацию производства. Красноярск. – 2006. — 374 с.
3. Ворст И. Экономикафирмы. М.: Высшая школа. — 2005. — 362 с.
4. Гальперин В.М.Микроэкономика: СПб Экон. Школа. — 2004. — 512 с.
5. Грузинов В.Экономика предприятия и предпринимательство. М.: Софит. – 2004. — 296 с.
6. Гуськова Н.Д.,Макаркин И.П., Шичкин П.В. Микроэкономика. С.: 2003 — 216 с.
7. Долан Э. Дж.,Линдсей Д. Е. Микроэкономика / Под общей редакцией Лисовика Б. С. СПб; ЛитераПлюс. — 2006. — — 446 с.
8. Денисон Э.Исследования различий в темпах экономического роста. Пер Кадацкий В.П.Прогнозирование прибыли // Финансы № 2. — 2007. — с. 19 — 21
9. Лоскутов В.И.Наиболее одиозные концепции экономикс. – М.: Экономика. – 2005.
10. Любимов Л.Л.,Н.А. Раннева “Основы экономических знаний.” М.: Вита-пресс, 2005. – 496 с.
11. Максимова В.Ф.Микроэкономика / Московский государственный университет экономики, статистики иинформатики. – М., 2005. –60 с.
12. Портфельконкуренции и управления финансами (Книга финансового менеджера) / отв. Ред.Рубин Ю.Б. –М.:”Соминтэк”,2003. – с. 363 – 365.
13. Современнаямикроэкономика/ под ред. Н.Д. Хайман. — М.: 2005.
14. Экономикапредприятия в условиях рынка под ред. А.И. Руденко М.: 2006.