Реферат по предмету "Экономика"


Издержки производства в условиях неопределенности

Оглавление
Введение
1.Экономическая сущность издержек производства. Виды издержек производства
2. Тенденцииизменения издержек производства в условиях неопределенности
3. Путиповышения эффективности использования издержек производства в условияхнеопределенности
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
В одной и той же местности все выгоды и невыгоды различныхприменений труда и капитала должны быть совершенно равны или постоянноклониться к равенству. Если бы в данной местности нашлось такое применение длятруда и капитала, которое было бы очевидным образом более или менее выгодно,чем остальные, то туда нахлынуло бы в первом случае и оттуда схлынуло бы вовтором случае столько людей, что в скором времени его выгоды снова оказались бына одном уровне с другими занятиями. Рост неопределенности внешней среды,ужесточение конкурентной борьбы, значительное насыщение рынка, повышение требовательностисо стороны потребителей к создаваемым благам приводят производителя кнеобходимости финансирования затрат [2, c. 223]. Каждая отрасльимеет свои особенности, но в большинстве случаев злой рок неопределенностикое-что значит, хотя и не очень много: в ряде случаев, чтобы побудить человеказатратить известную сумму, нужна цена, несколько превышающая среднюю, еслипоследняя представляет собой среднюю от резко различающихся и неопределенныхрезультатов [10, c. 89]. Явное изложение неявных предпосылок теоретическихрассуждений означает объяснение проблемы издержек, отсутствие которых исоставляет главное различие между реально существующей экономической системой итой, что представлена в теоретических разработках. Феномен «неопределенность»,чье наличие или отсутствие оказывается наиболее важным фактором, определяющимфундаментальное различие между условиями, которые приходится принимать втеории, и теми, которые фактически имеют место.
Цельвыполненной курсовой работы заключается в развитии и углублении и согласованииразличных научных подходов и преодолении фрагментации научного знания в даннойобласти. В работе обоснуем, что в деятельности современного производителяпроизводственные издержки стали определяющим условием его жизнеобеспечения ифактором повышения конкурентоспособности.
Актуальностьданной темы связана с тем, что издержки ввергают производителя в окупаемыезатраты, что в условиях неопределенности создает крайне неблагоприятную экономическуюситуацию, так как восполнение финансовых потерь в данном случае может оказатьсявесьма отдаленным по времени, или вовсе невозможным. Актуальность,недостаточная разработанность, теоретическая и практическая значимость проблемыэкономических издержек производства в условиях неопределенности обусловили выбортемы, постановку цели нашей курсовой работы.

1.  Экономическая сущностьиздержек производства. Виды
издержек производства
Экономическая сущность издержек производства. Издержкипроизводства – выраженные в денежной форме совокупность затрат живого труда иматериальных средств на изготовление продукции или услуг [3].
Издержкипроизводства включают в себя затраты предприятия на:
— приобретение средств производства (сырья, материалов, комплектующих изделий,топлива, электроэнергии, оборудования и так далее), включающие в себяматериальные затраты;
— оплатутруда работников производства;
— проценты закраткосрочные кредиты для финансирования текущего оборота средств;
— амортизационные отчисления.
Издержкипроизводства – это затраты, обусловленные выпуском продукции. Экономическиеиздержки состоят из внешних (явных, бухгалтерских) и внутренних. Внешниеиздержки – это денежные расходы на оплату ресурсов, купленных у других фирм иотраженных в бухгалтерских книгах. Внутренние (неявные, скрытые) состоят из неоплаченныхзатрат фирмы из-за использования принадлежащих ей ресурсов, и нормальнойприбыли или факторного дохода предпринимательства [16].
Различают разные виды производственных издержек. Впроцессе производства издержки делятся на общие, постоянные, переменные,средние, предельные.
— Постоянныеиздержки – это издержки, величина которых прямо не зависит от изменения объемапроизводства (амортизация, зарплата администрации и так далее).
— Переменныеиздержки – это издержки, величина которых прямо зависит от изменения объемапроизводства (затраты сырья, материалов, зарплата производственных рабочих).
— дополнительныеиздержки – это внешние эффекты (экстерналии) или выгоды, не получившиеотражения в ценах; ситуация когда последствия деятельности двух участниковдоговора касаются третьих лиц. Объясним данные издержки на конкретном примере.Фабриканты, особенно в отраслях, связанных с производством мебели и готовогоплатья, а также розничные торговцы почти любыми товарами часто считают выгоднымиспользовать некоторые из своих товаров в целях рекламы других и делать напервые меньшие, а на вторые большие начисления, чем те, которые соответствовалибы их фактической доле в дополнительных издержках. К первой группе они относяттовары столь стандартные и столь широко потребляемые, что почти все покупателихорошо знают им цену, а ко второй категории — товары, приобретая которыепокупатели думают больше о том, чтобы удовлетворить свою прихоть, чем о том,чтобы купить по самой выгодной цене [2, c. 85].
— Общиеиздержки – это сумма постоянных и переменных издержек.
— Средниеиздержки – это общие издержки, которые приходятся на производство одной единицыпродукции.
— Предельныеиздержки (МС) – это издержки, которые приходятся на производство дополнительнойединицы продукции. В экономической теории предполагается, что действиягосударства являются следствием решений, принимаемых гражданами игосударственными служащими, которые учитывают свои предельные издержки ипредельные выгоды, связанные с альтернативными видами действий.
— Транcакционные издержки — затраты, возникающие в связи сзаключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки,сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Трансакционные издержкинашли свое отражение в теориях издержек неопределенности (внешнее производство)и издержек внутренней координации производственных процессов [13],специфических активов, несовершенных контрактов, прав собственности и других. Пределырасширения фирмы обосновываются институциональной теорией запретительным ростомиздержек управления и контроля. Когда фирма становится чрезмерно большой, еетрансакционные издержки равны нулю, зато резко возрастают внутрифирменныеиздержки. С позиции права собственности фирма трактуется как пучок правсобственности на набор материальных и нематериальных активов, причем владелец(собственник) обладает правом окончательного контроля над их использованием иопределяет варианты применения в случаях, не конфликтующих с контрактами.
Издержки какобоснование. При экономическом анализе особенно легко ошибиться человекунеподготовленному, так как у издержек обычно имеется не только экономический,но и этический, и политический аспекты. Многие люди, по-видимому, верят, чтопродавцы имеют право возместить свои издержки, не имеют права устанавливатьцену, существенно превышающую издержки, и почти наверняка преследуют какие-тонечестные цели, если устанавливают цену ниже издержек. Такая система взглядов,в которой издержки выполняют функцию обоснования, проникла даже в наши законы.Например, законодательный контроль над ценами обычно допускает увеличение ценыпри повышении издержек, но не разрешает никакого роста цен, который не был быобоснован более высокими издержками. Иностранные фирмы, продающие своюпродукцию в Соединенных Штатах, могут быть наказаны за «демпинг», еслигосударственное учреждение установит, что они продавали свою продукцию в этойстране по ценам «ниже издержек». В подобных обстоятельствах, когда издержкистановятся оправданием, а не подлинной причиной решения, все утвержденияотносительно издержек следует подвергать особой проверке. Увеличение спроса налюбое благо повысит затраты на приобретение этого блага лишь постольку,поскольку оно не вызовет роста величины предложения. Или, если взглянуть сдругой стороны, возросший спрос не повысит цену блага лишь в той мере, в какойреакция поставщиков сделает доступными большие количества этого блага. Реакцияпоставщиков будет зависеть от предельных затрат на переброску ресурсов из сферих нынешнего приложения в производство того блага, на которое увеличился спрос.
Рассмотримспецифику снижения издержек на предприятиях (в организациях) России.Общепринятым сегодня является тезис о том, что автоматизация, помогая наладитьучет, способствует также снижению издержек. В общем случае это верно, как вернои то, что, помимо применения информационных технологий, имеется немало способовсократить нерациональные потери и уменьшить неоправданные убытки в периоднеопределенности.
Однако покадалеко не каждый руководитель задумывался о том, что, встав на этот путь, надоидти до конца, и даже использование информационных технологий может таить всебе «скрытые резервы», подлежащие оптимизации. Нет нужды говорить, чтоприменение информационных технологий в торговле сегодня практическинеотвратимо. Все знают и о том, что это недешевое «удовольствие»: помимосерьезных единовременных затрат на покупку техники и программного обеспечения,развертывание системы автоматизации, на предприятие ложится необходимость ееподдержки, сопровождения и развития. Если речь идет о торговой сети, пусть даженебольших магазинов, то, как правило, сложно обойтись здесь без целого штатасотрудников информационных технологий: несколько человек в центральном офисе ихотя бы по одному в каждой торговой точке. В обязанности такого сотрудника,если речь идет о продовольственном магазине, входит ежедневное обновлениепрайс-листов на кассовых терминалах, весах, отслеживание технических неполадоки прочие. Однако даже учитывая тот факт, что здесь требуется специалист среднейквалификации (с соответствующим окладом – около $300-350), эти затраты для сетимагазинов вырастают пропорционально их количеству в весьма заметную сумму.Кроме того, понятно, что отдача от технического сотрудника среднего уровнятакже будет средней – для устранения серьезных неполадок все равно придетсявызывать специалиста из центрального офиса или фирмы-поставщика. Не следуетзабывать и о том, что в подобных случаях обязательно возникает проблема смотивацией такого технического персонала – ведь работа на этой позиции весьмаоднообразна (сформировать и загрузить информацию в кассы, весы, принтеры,мобильные терминалы, выгрузить ее, при необходимости отослать в центральныйофис и тому подобное), перспектив карьерного роста, как правило, нет. Этоприводит либо к постоянной текучести кадров на этой позиции, нехватке такихсотрудников, либо к весьма низкому уровню квалификации. И то, и другое – прямыеубытки. Но даже наличие сотрудника нужного уровня от этого не гарантирует – вмагазинах небольших и средних размеров ему не удается обеспечить полную рабочуюнагрузку.
Говоря онепроизводительных затратах, нельзя забывать и о следующем: при обычныхтехнологиях работы загрузка информации, например, в весы, требует 5-10 минутвремени, в течение которого весы не работают. При наличии в магазине несколькихвесов такие ежедневные простои становятся весьма заметными (и, соответственно,затратными). Можно подсчитать также, сколько времени занимает формирование иснятие с каждого POS-терминала кассовых отчетов, их консолидация (если вмагазине несколько кассовых машин) и передача в центральный офис (для торговойсети).
Вот они,«скрытые резервы», которые таятся даже в технологиях автоматизации. Всехвышеперечисленных затрат сегодня можно избежать, и сделать это помогут те жеинформационные технологии, причем с одновременным улучшением качестваобслуживания оборудования – в первую очередь, за счет новых решений. Речь идето сетевых информационных технологиях, когда используются не только возможностилокальных сетей (объединяющих компьютеры в одном помещении), но и технологиидля удаленной работы в территориально распределенных точках (например, вторговых сетях), позволяющие передавать информацию и/или управлять работойоборудования на расстоянии. Высокая скорость прогресса в этой отрасли позволяетпроизводителям существенно снижать цены на соответствующие решения с сетевыминтерфейсом. За последние пять лет стоимость такого оборудования снизилась внесколько раз, и сейчас оно доступно даже средним российским предприятиям. Врезультате сегодня появляется экономическая целесообразность внедрения такихрешений, в частности, для сетей с торговыми предприятиями среднего и небольшогоразмера.
Что же мыполучаем в результате? Исключаются затраты на рабочее место, компьютер испециалиста для загрузки. Кроме того, сокращается время простоя оборудования,так как современные сетевые весы, терминалы и так далее обычно позволяютпроводить обмен информацией в фоновом режиме (то есть весы могут взвешивать вовремя считывания отчетов или загрузки в них новой информации).
Рассмотримвопрос о том, где и как целесообразно применять технологии удаленной работы.Разумеется, в первую очередь, это торговые сети с централизованным управлением,для которых характерна территориальная распределенность объектов. Однако дляразных типов сетей и разных форматов магазинов, в них входящих, технологииудаленного управления будут иметь свои особенности.
Так, для сетикрупных супермаркетов с большим ассортиментом и зачастую с самостоятельной длякаждого магазина ценовой политикой оперативный обмен информацией (ежедневнаязагрузка прайс-листов в весы, кассы, мобильные терминалы), как правило,производится на месте (в магазине), так как объем ее достаточно велик и частотаобновления такова, что есть возможность обеспечить полную рабочую нагрузкуспециального сотрудника. Однако здесь будут интересны и выгодныцентрализованные возможности удаленного сопровождения оборудования, егодиагностики, позволяющие планировать обслуживание и профилактический ремонттехники, оперативно реагировать на сбои и поломки. Кроме того, с помощьюдистанционных технологий здесь можно проводить каталогизацию оборудования – дляторговых сетей с большим количеством техники это тоже важная задача.
А вот длясети небольших магазинов или минимаркетов с 1-2 кассами, 3-4 весами исоответствующим ассортиментом разумнее использовать полный набор возможностейудаленного управления – и сопровождение, и дистанционный обмен информацией.Тогда здесь действительно можно обойтись без выделенных для этого в каждоммагазине компьютеров и сотрудников, а усилия команды квалифицированныхинженеров и программистов в центральном офисе направить на организацию удаленнойработы. Внедрение инноваций – очень распространенный способ снижения издержек,применяемый в различных отраслях промышленности.
2. Тенденцииизменения издержек производства в условиях
неопределенности
Рассмотримсначала психологические основы принятия решений в условиях неопределенности.При этом важно определить как человек, высший менеджер, принимает решение вусловиях неопределенности. Выбор альтернативы является своего рода вершиной впроцессе принятия решения. Многие не любят этот этап, пытаются избежать его илипереложить на другого, так как в ходе данного этапа принимающий решениевынужден брать на себя определённые обязательства.
Хорошийанализ альтернатив позволяет резко сузить рамки выбора. При выборе альтернативымогут использоваться три подхода: учет прошлого опыта, проведение эксперимента,исследование и анализ. Однако учёт прошлого опыта может помочь не всегда: опыт- прошлый, а ситуация – новая. Проведение эксперимента может обойтись оченьдорого. На его проведение скорее всего уйдёт довольно много времени и послеокончания эксперимента время для принятия решения может быть упущено. Крометого, в экономике проводить эксперименты довольно затруднительно вследствиеуникальности каждой ситуации.
Наиболееобщий и, возможно, наиболее эффективный метод – исследование и анализ. Онпредусматривает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между наиболеевозможными её переменными, ограничениями и основами, которые рассматриваются поотношению к поставленным целям. Метод также предусматривает разложение проблемына части и изучение каждой из них. Важным инструментом метода являетсяразработка и проигрывание различных моделей решений с использованиемколичественных методов и ЭВМ.
Процессвыбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). Напрактике эти этапы трудно разделить, так как они представляют собой разныеуровни одного процесса анализа, но используют разные методы. На первом этапестратегии создаются – нужно создать как можно больше стратегий. На втором –стратегии дорабатываются до уровня адекватности цели и формируется общаястратегия. На третьем – анализируются альтернативы в рамках общей стратегии,которая наполняется конкретным содержанием.
Анализ задачипринятия решений в условиях неопределённости требует от человека, принимающегорешение:
— должен бытьсписок доступных ему возможностей сбора информации, экспериментирования идействий;
— составитьсписок возможных событий;
— определитьв какой последовательности по времени располагаются события, в исходе которыхсодержится доступная ему информация, и те последовательные действия, которые онможет предпринять;
— решитьнасколько ему нравятся последствия различных доступных ему действий;
— оценитьшансы каждого конкретного неопределённого события.
Вообщеговоря, существуют две основные разновидности решений в зависимости от видапроблем. Рутинные или повторяющиеся проблемы относятся к категорииструктурированных, а возможности и кризис – к категории неструктурированных.Соответственно для структурированных проблем требуются программированныерешения, для неструктурированных – непрограммированные. Программированныерешения осуществляются средним и низшим уровнем менеджмента в условиях определенности,непрограммированные (фактически это стратегические решения) – высшимруководством в условиях неопределённости.
Готовностьчеловека действовать в условиях неопределённости проявляется там, где субъектотносительно свободен от планов и схем. При этом возможна инверсия личностной склонностик риску в показатель «рискованности/осторожности» стратегий многоэтапныхрешений: «рисковые» по личностному тесту субъекты могут проявлять самыеосторожные стратегии, усиливая самоконтроль в субъективно более неопределённойситуации. Причём, как ни странно, люди принимают во внимание только двепеременные: субъективную вероятность проигрыша и величину проигрыша. Затовеличина выигрыша не оказывает никакого влияния на восприятие неопределённости.
При принятиирешений в условиях неопределённости очень важно принять решение своевременно. Содной стороны, если затянуть с выбором, то можно пропустить момент и тогдафирма уже будет находиться за точкой стратегического воздействия. С другойстороны, при спешке с принятием решения возникает опасность необдуманностирешений.
Итак, припринятии решений в условиях неопределённости на первое место выходят неразумные обоснования, а интуиция и субъективные предпочтения. «В результатеопросов, проведённых в Германии в начале 90-х годов, выяснено, что 30%принимаемых решений менеджеры рационально обосновать не могут. Эффективностьэтих решений определяется зачастую опытом и интуицией». Не используется в этихслучаях и планирование: «Корпоративное планирование мертво и вскоре будетпохоронено,» – заявляет Барри Пирсон. Эндрю Гроув, топ-менеджер одной из ведущихмировых корпораций, вообще, по-видимому, принимает решения на основе паранои.
Тем не менееи в условиях неопределённости можно принять более-менее обоснованное решение.Для этого необходимо перевести ситуацию неопределённости в ситуациюсубъективного риска. «Если вам необходимо принять решение и перед вами личностоит некоторая конкретная задача, требующая практических действий, то своисубъективные ощущения относительно встречающихся в ней неопределённостей простонеобходимо сформулировать в терминах субъективных вероятностей и использоватьэти вероятности при анализе своей задачи и выборе действия, которое вамнеобходимо предпринять».
Переводситуации неопределённости в ситуацию субъективного риска можнопродемонстрировать на следующем примере. Пусть снова в одной комнате стоят двавида урн: одни урны только с чёрными шарами, другие – только с красными. Такимобразом, вероятность вытянуть из урны первого типа чёрный шар, а из урнывторого типа красный шар равна одному. На каждом уровне висит хорошо различимаяметка, указывающая тип урны. В другой комнате находится человек, не знающийколичества урн каждого типа в комнате. На некоторое время дверь в комнату сурнами приоткрывают, и человек может видеть урны с метками, но не может успетьпосчитать точное количество урн каждого типа. Таким образом, он не знаетвероятностей выноса урны того или другого типа и находится в условияхнеопределённости. Пусть ему предлагают сыграть: если человек вытягивает чёрныйшар, то он получает N рублей, в противном случае – платит. Когда ему выносят урну соторванной меткой, он знает вероятность вытащить чёрный шар из урны конкретноготипа (из первого типа – 1, из второго – 0), но не знает вероятности выноса урныпервого типа. Тогда этому человеку дают ещё одну урну (калибровочную), вкоторой находится один чёрный шар и 9 красных и предлагают тянуть шар на выбориз любой урны. Если человек предпочитает тянуть из первой урны, то ему предлагаютдругую калибровочную урну с 2 чёрными шарами и 8 красными и т.д. Предположим,когда в калибровочной урне находится 8 чёрных и 2 красных шара, человекпредпочитает тянуть шар из неё. Это будет означать, что он оцениваетвероятность выноса урны первого типа (с чёрными шарами) в 70-80%. При 8 чёрныхшарах в калибровочной урне для человека вероятность вытащить чёрный шарсравнивается с субъективной вероятностью выноса урны первого типа.
Такимобразом, хотя фактически человек находится в условиях неопределённости (он незнает настоящей вероятности выноса урны того или иного типа), он переводит её длясебя в ситуацию субъективного риска, присваивая некоторым событиям определённыевероятности на основе своих субъективных ощущений. А для ситуаций рискаразработаны более формализованные методики выбора среди конкурирующихальтернатив, что психологически для человека облегчает выбор, поскольку теперьон принимает решение не только на основе собственного усмотрения, но и наоснове каких-то научных разработок. Однако и в этом случае человек всё-такиопределяет исход принятия решения, так как именно он присваивает вероятностьнаступления определённых событий. И делает он это на основе своегосубъективного мнения. Поэтому при принятии решений в условиях неопределённостиключевое значение имеет опыт, квалификация и интуиция менеджера,осуществляющего выбор экономической стратегии фирмы.
Издержки производствав условиях неопределенности
Киздержкам, принимаемым в условиях риска, относятся такие издержки, результатыкоторых не являются определенными, но вероятность каждого возможного результатаможно определить. Вероятность определяется в промежутке от 0 до 1 ипредставляет собой степень возможности совершения данного события. Суммавероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.
Риск– это действие рыночного субъекта в условиях выбора при неопределённости(измеримой и неизмеримой) конечных результатов, когда событие недостоверно.
Рискиздержек производства может быть различным. В экономике различают несколькотипов риска: страховой, валютный, кредитный и другие. В зависимости от типариска, вероятность его можно определить математическими и статистическимиметодами.
Наиболеежелательный способ определения вероятности - объективность. Вероятностьобъективна, когда ее можно определить математическими методами или путемстатистического анализа накопленного опыта. Вероятность может быть объективноопределена, если поступит достаточно релевантной информации для того, чтобыпрогноз оказался статистически достоверным. Во многих случаях организация нерасполагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности. В такомслучае часто руководители используют суждения о возможности совершенияальтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью.
Современныекомпании не сталкиваются с одним каким-то самым значимым риском в своейдеятельности, утверждают специалисты Protivity Inc., мирового лидера впостановке системы управления рисками на предприятиях. Спектр негативныхсобытий, угрожающих не только прибыльности, но и самому существованию компании,очень широк. «Для любого крупного предприятия возможные потери от этих рисковсоставляют несколько сотен тысяч или даже миллионы долларов. Наступлениенекоторых из рисковых событий вообще может привести к прекращению деятельностипредприятия», — утверждает Андрей Степанов, старший менеджер отдела управлениярисками предприятий (ERS) компании Deloitte. Но неопределенность, с однойстороны, таит в себе риск, а с другой — открывает новые возможности. Она можетпривести как к снижению, так и к увеличению стоимости предприятия. Выявлениешансов и угроз (будущих или имеющих место сегодня) — главная задача системыуправления рисками.
Как бы ни была построена эта система,ответственность за ее функционирование и принятие соответствующих решений налюбом предприятии является компетенцией менеджмента.
— Неопределенность– под воздействием множества случайных факторов, фактические условия в которыхдействуют на предприятия, могут сильно отличаться от предполагавшихся, поэтому,чтобы оценить степень воздействия таких изменений и скорректировать действияпредприятия необходим специальный механизм.
— Предупреждение возникновения кризисных ситуаций – для деятельности фирмынеобходим механизм отслеживания и своевременного предупреждения негативныхтенденций в окружающей среде, позволяющий своевременно фиксировать ошибки впланировании и прогнозировании затрат и исправить их прежде, чем они помешаютдостижению поставленных целей.
— Поддержаниеуспеха – контроль издержек способен оценить не только негативные, но ипозитивные тенденции. В результате руководитель может избрать наиболееэффективные и перспективные направления деятельности и скорректировать планы сучетом использования благоприятных возможностей.
Изменение издержек производства в условияхнеопределенности.
Неопределенность- это сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзяопределить насколько существенно они повлияют на итоговые показателидеятельности. Данный фактор часто вообще не учитывается при оценке рисков, ноего влияние на результаты деятельности может быть довольно значительным [22, c. 64].
В качествепримера можно привести ситуацию, сложившуюся зимой в порту Санкт-Петербурга,когда сильные морозы довольно долгое время не позволяли судам войти в порт.Неотправленные контейнеры, недополученное сырье, издержки, убытки,остановленные производства. Конечно, менеджерам и логистам организаций,получающим или отправляющим грузы в порту Санкт-Петербурга, известно, что зимойв России холодно и ледовая обстановка в Финском заливе может быть сложной, ночтобы настолько. Для одной из московских кондитерских компаний в этом случаевлияние неопределенности погодных условий, то есть пребывание в порт морских судовс грузом в момент морозов усилилось фактором неопределенности — отсутствиемстраховых запасов сырья на производственных складах Москвы.
Очевидно, чтоналичие неопределенностей в рыночной среде является фактом обыденной жизни. Врыночной экономике существует множество разнообразных неопределенностей.Наличие неопределенности изменения цены товара вытекает из самой сути рынка.Чем больше амплитуда колебаний цен на сырьевой товар и чем менее онапредсказуема, тем выше возможность крупных потерь или выигрышей при продаже илипокупке товара в будущем. Чем большую долю в прибыли предприятия или виздержках производства составляет выручка/затраты на сырье, тем выше риск,которому подвергается предприятие.
Сами затратына осуществление стратегии хеджирования также могут быть весьма значительными.Какая часть производства, торговли, потребления хеджируется зависит, восновном, от уровня дохода, который предприятие хочет гарантировать себе. Крометого, размер этой части зависит от того, насколько представляются надежнымиимеющиеся в распоряжении средства оценки уровня риска (фундаментальноесоотношение спроса и предложения, технический анализ и «психологические»факторы); а также от того, каковы взаимоотношения с торговыми партнерами икаково положение самих партнеров; и еще от ряда особых условий (например,структура сбыта для данного вида сырья; приемлемый уровень цены; затраты,связанные с использованием инструментов управления риском; эластичностьпроизводства или потребления).
На рынкахсырья, материалов и комплектующих существуют различные методы управлениянеопределенностями, а именно:
— стабилизационные программы и фонды (на национальном уровне или уровне отдельныхкомпаний);
— маркетинговые стратегии, определяющие сроки продаж и закупок;
— долгосрочные контракты с фиксированными ценами;
— форвардныеконтракты;
— использование биржевых и внебиржевых фьючерсов и опционов для хеджирования;
— операции«своп», а также кредиты и облигации, «привязанные» к ценам на сырье.
Использованиеразличных инструментов управления не является взаимоисключающим риском: какиеконкретно инструменты выбрать и как их сочетать будет зависеть от избраннойстратегии.
Следуетпредставлять себе затраты и риски как две переменные в континууме: уменьшениеодной составляющей часто происходит за счет увеличения другой. Компания можетувеличить свои риски, пытаясь снизить затраты, потому что в системе малоальтернативных вариантов, но это вовсе не означает, что риски увеличились врезультате неосмотрительности. Если, конечно, перед тем, как сделать этот шаг,управленческой командой компании не была проанализированапроизводственно-логистическая цепочка. По мнению многих специалистов по оценкерисков, производственно-логистическая цепочка становится более нестабильной,если компания фокусирует свое внимание лишь на уменьшении издержек. Так, вситуации с поиском дешевой рабочей силы по всему миру, компания не оцениваетмножество рисков, которые могут возникнуть в результате такого подхода.
Подходящимспособом работы с издержками можно назвать тот, при котором издержки не были бывсе время в центре внимания. Таким образом, идея состоит не в том, чтобыуменьшать резервы до минимальных объемов. Запасы предоставляют защиту отнепредвиденных событий. Держать незначительное количество запасов на складеможно только в том случае, если менеджеры компании умеют делать хорошиепрогнозы и умело управлять процессом. Некоторые компании уменьшают запасы внезависимости от их способностей прогнозировать или управлять. Результатомотсутствия опыта прогнозирования становится значительное увеличениекорпоративных рисков. Нельзя игнорировать риски только потому, что дать имколичественную оценку невозможно. Например, каковы издержки нарушений в цепочкепроизводства и доставки товаров, приведших к полному израсходованию запасов?Это не только потеря в объемах продаж, которые можно без труда подсчитать, этотакже потеря клиентов. Без преувеличения можно сказать, что риск появленияразочарованных клиентов является вопросом жизни и смерти для компании.
3.  Пути повышенияэффективности использования издержек
производства в условиях неопределенности
Этот вопрос можно показать на примере ОАО«Татнефть» и его дочерних обществ, являющейся одной из крупнейших вертикальноинтегрированных нефтяных компаний России по показателям добычи нефти и объемамдоказанных нефтяных запасов. Компания является открытым акционерным обществом,образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Головнойофис расположен в городе Альметьевске республики Татарстан. Основными видамидеятельности Группы являются: исследование и разработка нефтяных месторождений,добыча нефти, производство нефтепродуктов и дальнейшая реализация нефти инефтепродуктов. Группа также расширяет деятельность в сфере переработки нефти,производства нефтепродуктов и продуктов нефтехимии.
На динамику и результат деятельности Группы оказали влияниеразличные факторы, анализ которых приведен ниже.
— Цены на нефть и нефтепродукты.
Цена, по которой данной компанией продается нефть и нефтепродукты,является основным фактором, определяющим выручку.
Рост цен в первом полугодии 2008г. происходил на фоне растущеговлияния геополитических факторов, что дополнительно усиливалось спекулятивныминастроениями на финансовых рынках. Продолжающиеся колебания курса американскогодоллара и опасения падения предложения на рынке нефти также способствовалиросту цен. Во втором полугодии 2008г. отмечались существенные колебания цен нанефть: цена достигала как своего минимального (144,2 долл./барр. в началеиюля), так и своего максимального значения. В конце декабря 2008г. на рынкенефти наблюдались самые резкие колебания котировок за всю историю торгов.Мировой финансовый кризис отбросил стоимость нефти до минимального значения задвенадцать месяцев (33,6 долл./барр. в конце декабря).
В России не существует независимых или унифицированных рыночныхцен на нефть, в основном вследствие того, что значительная часть сырой нефти,предназначенная для продажи в России, производится вертикально интегрированнымироссийскими нефтяными компаниями и перерабатывается этими же компаниями. Нефть,которая не экспортируется из России, не перерабатывается производителями и небыла продана на других рынках, предлагается для продажи на внутреннем рынке поценам, определяемым на основе отдельных соглашений.
Из этого можно сделать вывод, что для даннойкомпании издержкой являются внешние факторы, определяющие цену на нефть исоответственно доходы Группы. А также на этот фактор влияют условия рынка.
— Транспортировка сырой нефти и нефтепродуктов.
Так как основные регионы нефтедобычи в России удалены от основныхрынков сбыта нефти и нефтепродуктов, нефтяные компании зависят от степениразвитости транспортной инфраструктуры, а также от возможности доступа к ней. Всвязи с этим стоимость транспортировки нефти и нефтепродуктов является важнымфактором, влияющим на операционные и финансовые результаты Татнефти. Группатранспортирует значительную часть сырой нефти, которую продает на экспорт ивнутренний рынок, по системе магистральных трубопроводов в России,принадлежащих компании «Транснефть».
Транспортировка сырой нефти основана на контрактах с «Транснефть»и ее дочерними структурами, в которых сформулированы основные обязательствамежду сторонами, включая право «Транснефть» смешивать или замещать нефтьКомпании нефтью других производителей. Сырая нефть, принадлежащая Группе,смешивается в трубопроводе «Транснефть» с сырой нефтью различного качествадругих производителей для получения экспортной марки, известной как «Юралс».Группа выигрывает от данного смешивания, так как качество нефти Группы в целомниже качества нефти, производимой другими нефтяными компаниями, из-заотносительно высокого содержания серы.
Значительная часть нефти и нефтепродуктов, транспортируемая понефтепроводу, доставляется к морским портам для дальнейшей транспортировкиморем. Российские нефтяные морские терминалы имеют существенные ограничения,связанные с географическим положением, погодными условиями, или пропускной способностьюпортов. Однако, правительство, а также частные инвесторы выделяют денежныесредства для улучшения портовых устройств и оборудования.
«Транснефть» устанавливает тарифы и получает оплату на условияхпредоплаты за внутренние поставки в рублях и за экспортные поставки в долларахСША. Федеральная служба по тарифам («ФСТ») уполномочена периодическипересматривать и устанавливать тарифные ставки, применяемые для каждого участкатрубопровода. Величина тарифа зависит от направления транспортировки, объемапоставки, расстояния до пункта назначения, а также некоторых других факторов.ФСТ пересматривает тарифы не реже одного раза в год.
Из сказанного выше следует, что темпы инфляции и измененияобменного курса иностранной валюты являются условиями неопределенности дляданной компании. Значительную долю доходов, Группа получает в долларах США отпродаж нефти и нефтепродуктов на экспорт. Операционные затраты Группы, восновном, производятся в рублях. Соответственно, относительные колебаниярублевой инфляции и обменного курса рубля к доллару США могут в значительнойстепени влиять на результаты деятельности Группы. Например, на операционнуюмаржу в большинстве случаев негативно влияет укрепление рубля относительнодоллара США, так как это приводит к большему росту затрат относительно доходов.Исторически сложилось, что Группа не использует финансовые инструменты дляхеджирования изменений обменного курса иностранной валюты.
В настоящее время рубль не является конвертируемой валютой запределами Содружества Независимых Государств. Ограничения и контроль надоперациями, связанными с конвертацией рубля в другие валюты, существуют до сихпор.
Налогообложение
Группа выплачивает различные виды налогов, которые значительновлияют на результаты ее деятельности. Российская налоговая система подвергаетсяпостоянным изменениям и различным интерпретациям. Дополнительно к налогу наприбыль Группа выплачивает следующие виды налогов:
— налог на добычу полезных ископаемых;
— экспортные пошлины;
— акцизы на нефтепродукты;
— налог на добавленную стоимость;
— налог на имущество;
— земельный налог;
— транспортный налог;
— прочие местные налоги и сборы;
— штрафы и проценты по налогам.
Кроме этого, Группа начисляет расходы по налогам по заработнойплате, которые учтены как расходы по заработной плате.
В 2008г. ставки налогов, применяемых для налогообложения нефтяныхкомпаний, значительно увеличились по сравнению с предыдущим годом. Налог надобычу полезных ископаемых увеличился на 35%, средняя ставка экспортной пошлинына сырую нефть — на 72%, средняя ставка экспортной пошлины на нефтепродукты –на 66%.
Увеличение налога на добычу полезных ископаемых в 2008г.объясняется увеличением средней цены на нефть марки «Юралс» на 35%, частичнокомпенсированное уменьшением среднего обменного курса доллара США к рублю на 3%за год, закончившийся 31 декабря 2008г. по сравнению с годом, закончившимся 31декабря 2007г. Величина акцизов на нефтепродукты осталась на том же уровне, чтои в 2007г.
Расходы и прочие вычеты
Операционные расходы. Операционные расходы включают в себяследующие виды расходов:
— расходы на добычу нефти;
— расходы на производство продуктов нефтехимии;
— прочие операционные расходы.
Основные виды операционных расходов включают в себя следующиеосновные категории: извлечение нефти из пластов, затраты по очистке ипереработке нефти, себестоимость производства продуктов нефтехимии, расходы наматериалы кроме нефти и газа и прочие прямые расходы.
Расходы на добычу нефти. Расходы Группы на добычу состоят израсходов на добычу нефти и газа, понесенные подразделениями и дочернимипредприятиями Компании, добывающими нефть и газ. Они включают в себя расходы натекущий ремонт добывающего оборудования, заработную плату, расходы наискусственную стимуляцию пластов, затраты на топливо и электричество, товары иматериалы, используемые при производстве нефти и газа и прочие подобныерасходы.
Затраты подразделений и дочерних предприятий Компании, связанные среализацией товаров и услуг (таких как электричество, отопление, и так далее),которые не имеют отношения к основному виду деятельности. Начисленные обязательства,связанные с окончанием срока использования активов, и изменение запасов нефти инефтепродуктов были исключены из состава затрат на добычу нефти и вошли всостав прочих операционных расходов.
Расходы на добычу нефти составили 155 руб./барр. в 2008г., по сравнениюс 120 руб./барр. в 2007г. Увеличение на 29,1% обусловлено преимущественно повышениемстоимости услуг по эксплуатации оборудования, ремонта и тарифов наэлектричество.
Затраты на производство продуктов нефтехимии. Затраты напроизводство продуктов нефтехимии преимущественно состоят из затрат наматериалы, заработную плату, текущий ремонт и электричество, потребляемое впроцессе производства продуктов нефтехимии. Затраты на производство продуктовнефтехимии увеличились на 0,7 % и составили 18 415 млн. руб. в 2008г., чтосвязано с ростом тарифов на электричество, заработной платы и затрат на ремонт.Данное увеличение было относительно незначительным в связи с более низкимобъемом производства шин и прочих продуктов нефтехимии в 2008г. по сравнению спрошлым годом.
Прочие операционные расходы включают в себя начисленныеобязательства, связанные с окончанием срока использования активов, изменениезапасов нефти и нефтепродуктов, а также себестоимость прочих услуг, товаров иматериалов, не связанных с производством нефти и газа. Прочие операционныерасходы уменьшились до 18 763 млн. руб., или на 2,1% по сравнению с 2007г. засчет снижения затрат на прочие услуги. Также, прочие операционные расходы в2008г. включали часть переоценки пенсионных обязательств Группы своимсотрудникам на сумму 855 млн. руб.
Затраты на геологоразведочные работы состоят из затрат напоисково-разведочное бурение, геологических и геофизических затрат, и затрат насодержание и сохранение неразработанных месторождений. Затраты нагеологоразведочные работы увеличились до 3 770 млн. руб. в 2008г. по сравнениюс 1 577 млн. руб. в 2007г., в результате первичной консолидации разведочныхкомпаний в соответствии с положениями FIN 46R. В результате их деятельностипока не обнаружены запасы сырой нефти или газа. Инвестиции в данные компанииранее учитывались методом долевого участия. Накопленные убытки данных компанийбыли отражены в финансовой отчетности Группы за 2008г. в сумме 1 455 млн. руб.
Транспортные расходы. Транспортные расходы связаны с доставкойнефти собственно Компанией и покупной нефти и нефтепродуктов, возникающие, восновном, при транспортировке нефти покупателям через нефтепроводы Транснефти.В 2008г. транспортные расходы увеличились на 37,1% и составили 11 556 млн. руб.по сравнению с 8 431 млн. руб. в 2007г. в результате увеличения транспортныхтарифов.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы.Некоторые категории коммерческих, общехозяйственных и административных расходовявляются фиксированными и не связаны непосредственно с производством. К нимотносятся расходы на заработную плату, общие производственные расходы,страхование, расходы на рекламу, расходы по опционам, расходы на юридические,аудиторские, консультационные услуги, расходы на благотворительность и прочиерасходы, включая резерв по сомнительным долгам. В 2008г. коммерческие,общехозяйственные и административные расходы увеличились на 14 222 млн. руб. исоставили 36 571 млн. руб. по сравнению с 2007г., что связано с отражениемрезерва по сомнительным долгам, созданного на дебиторскую задолженность,относящуюся к продажам сырой нефти в Украину до октября 2007г. на сумму 10 786млн. руб. Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы в 2008г.включали часть переоценки пенсионных обязательств Группы своему руководству насумму 803 млн. руб.
Убытки от выбытия и снижения стоимости основных средств ифинансовых вложений. Убытки от выбытия и снижения стоимости основных средств ифинансовых вложений в 2008г. составили 1 684 млн. руб. по сравнению с 5 253млн. руб. в 2007г.
В 2008г. убытки включали следующие разовые корректировки:
— снижение стоимости в сумме 2 587 млн. руб, в соответствии сположениями стандарта SFAS 144 ОПБУ США, долгосрочных активов ОАО ЛДС-1000,владельца и оператора хоккейной арены в городе Казань, приобретенного в апреле2006г.;
— резерв под обесцененивание, связанный с косвенными инвестициямив ЗАО «Укртатнафта» в сумме 2 004 млн. руб.;
— списание невозвратного долга не связанной с Группой компании,находящейся в процессе ликвидации в сумме 960 млн. руб.;
— накопленные убытки компании в нефтехимическом сегменте, первичноконсолидированной в отчетность Группы, в сумме 689 млн. руб.
Налоги, кроме налога на прибыль. В 2008г. налоги, кроме налога наприбыль увеличились на 48,5% и составили 217 271 млн. руб. по сравнению с 146299 млн. руб. в 2007г. Увеличение обусловлено повышением экспортных пошлин и налогана добычу полезных ископаемых, которые привязаны к рыночной цене на нефть, чтобыло частично компенсировано введением дифференцированной ставки налога надобычу полезных ископаемых. В 2008г. по сравнению с 2007г. экспортные пошлиныувеличились на 60%, в то время как увеличение установленной ставки экспортнойпошлины произошло на 72%. Налог на добычу полезных ископаемых Группы увеличилсяна 33,1%, в то время как установленная ставка налога на добычу полезных ископаемыхувеличилась на 35%. Расходы на акцизы увеличились до 328 млн. руб. по сравнениюс 300 млн. руб. в соответствующем периоде 2007г., что произошло в результатеувеличения производства и продажи на внутреннем рынке налогооблагаемых видовнефтепродуктов (преимущественно дизельного топлива и бензина). Прочие налоги включаютземельный налог и невозмещаемый НДС.
С 1 января 2007 года расчет базовой ставки по налогу на добычуполезных ископаемых был пересмотрен в сторону предоставления льготы дляместорождений, у которых коэффициент выработанности составляет 80% и более, какопределено по Российской классификации запасов и ресурсов. По новым правиламКомпания получает льготу в размере 3,5% на месторождение за каждый процентвыработанности, превышающий 80%. Поскольку, Ромашкинское месторождение самоебольшое месторождение Компании, вместе с некоторыми другими месторождениями,истощено более чем на 80%, Компания получила льготу по налогу на добычу полезныхископаемых за 2008г. в размере 8,3 млрд. руб.
С апреля 2008г., Компания применила нулевую ставку по налогу надобычу полезных ископаемых для сверхвязкой нефти, добытой на Ашальчинском иМордово-Кармальском месторождениях, в результате чего в 2008 году налоговыельготы составили приблизительно 57 млн. руб.
Расходы на содержание социальной инфраструктуры и передачуобъектов социальной сферы. Расходы на содержание социальной инфраструктурысвязаны со строительством и содержанием жилья, школ, объектовкультурно-оздоровительного назначения Республики Татарстан. В 2008г. расходы насодержание социальной инфраструктуры и передачу объектов социальной сферывыросли до 4 258 млн. руб. по сравнению с 2 340 млн. руб. в 2007г., что связанос выбытием медицинского актива Группы, относящегося к социальной сфере, насумму 1 379 млн. руб.
Прочие убытки. Группа понесла убытки от финансовых вложений, учитываемыхпо методу долевого участия, которые составили 9 556 млн. руб. в 2008г. посравнению с 5 789 млн. руб. доходов в 2007г., в результате увеличения доли в убыткахIPCG Фонда в размере 9 470 млн. руб. в 2008г. по сравнению с долей в прибыли вразмере 4 545 млн. руб. в 2007 году.
В 2008г. убыток по курсовым разницам увеличился до 6 135 млн. руб.по сравнению с 2 623 млн. руб. в 2007г., что связано со снижением среднегообменного курса российского рубля по отношению к доллару США в 2008г. посравнению с 2007 г. Данный убыток в основном был понесен в результате убытка покурсовым разницам в сумме 6 582 млн. руб. по банковскому займу,деноминированному в долларах США, в соответствии с долгосрочным соглашением настроительство ТАНЕКО комплекса нефтеперерабатывающего и нефтехимическогозаводов.
Прочие убытки, нетто, в 2008г. составили 3 531 млн. руб. посравнению с 4 млн. руб. прочих убытков, нетто в 2007г., что преимущественносвязано с реализованными убытками по операциям с торговыми ценными бумагами.
Количественные и качественные данные о риске на рынке
Компания подвержена рыночному риску, связанному с изменениями какобменного курса иностранных валют, так и процентных ставок; валютному риску – всвязи с тем, что расходы номинированы в иностранной валюте, а также риску,связанному с изменениями процентных ставок, которые могут затронуть стоимостьфинансирования. Не используются финансовые инструменты (такие как форвардныевалютные контракты, валютные опционы, процентные свопы и соглашения о будущейпроцентной ставке) для управления этими рыночными рисками. Кроме того, компанияне владеет и не выпускает производные и другие финансовые инструменты для целейторговли на фондовом рынке.
Риск изменения ставки процента
Группа подвержена процентному риску в отношении задолженности, накоторую проценты начисляются по плавающей ставке и в меньшей степени назадолженность по фиксированной ставке. По состоянию на 31декабря 2008г. задолженностьпо кредитам составляла примерно 50 624 млн. руб., из которых примерно на 3 819млн. руб. проценты начислялись по фиксированной ставке, а на 46 805 млн. руб.проценты начислялись по плавающей ставке, определяемой исходя из ЛИБОР длядепозитов в долларах США.
Компания производит заимствования для поддержания корпоративныхцелей, включая капитальные затраты и потребность в оборотных средствах.Повышение плавающей ставки приводит к увеличению стоимости новых заимствованийи процентной ставки по непогашенным заимствованиям с переменной ставкой.Изменения процентной ставки могут также привести к значительным изменениямрыночной стоимости долговых обязательств. Однако, зависимость от уменьшенияразмера процентных ставок и соответствующего увеличения рыночной стоимостидолгового портфеля, оказала бы неблагоприятное воздействие на результаты тольков той мере в какой Группа решила бы выкупить или каким-то иным образом погаситьвесь или часть портфеля долгов с фиксированной ставкой по ценам выше балансовойстоимости.
Валютный риск
Основной валютный риск связан с изменениями стоимости рубля поотношению к доллару США. На 31 декабря 2008г. задолженность примерно на сумму49 825 млн. руб. была деноминирована в долларах США (из общей суммы нашейзадолженности в размере около 50 624 млн. руб. по состоянию на указанную дату).Обесценение стоимости рубля по отношению к доллару США приводит к увеличениюрублевого эквивалента расходов и издержек, номинированных в иностранной валюте,а также стоимость обязательств по обслуживанию задолженности, выраженной виностранной валюте. Обесценивание рубля по отношению к доллару США такжеприводит к курсовым убыткам в связи с ростом рублевого эквивалента валютнойзадолженности. По мнению Компании, риски, связанные с валютной позицией,уменьшаются в связи с тем, что значительная часть выручки деноминирована вдолларах США, а потому в большей степени соответствует валютным издержкам иобязательствам по обслуживанию задолженности. Кроме того, сумма дебиторскойзадолженности по состоянию на 31 декабря 2008г., составляющая 10 913 млн. руб.,также была выражена в долларах США и способствовала снижению зависимости отколебаний курсов иностранных валют. По состоянию на 31 декабря 2008г. стоимостьрубля по отношению к доллару США увеличилась примерно на 19,7% с 31 декабря2007г. В 2008г. Группа отразила чистый убыток по курсовым разницам, в размере 6135 млн. рублей[25].
Риск, связанный с товарными ценами
Практически вся нефть и нефтепродукты реализуются на спотовомрынке или в соответствии с краткосрочными контрактами по ценам, отражающимконъюнктуру рынка. Рыночные цены при экспортной реализации нефти инефтепродуктов зависят от динамики сделок на рынке товарных фьючерсов. Средниецены продаж могут отличаться от рыночных цен в результате неравномерногораспределения объемов в течение всего периода, различий в качестве, условий поставки,отличающихся от справочных цен, различных условиях на местных рынках и другихфакторов. Цены внутреннего рынка в целом следуют за динамикой цен мировогорынка, но отличаются изменчивостью, обусловленной характером российского рынка.Компания не применяет каких-либо производных финансовых инструментов дляхеджирования своего производства в целях уменьшения своей подверженностиценовому риску.
Таким образом, основными путями повышения эффективностииспользования издержек производства в условиях неопределенности можно считатьследующее:
— Осуществление дальнейшего интегрирования Группы с другимипроизводителями нефти в рамках проекта «Юралс», что будет способствоватьповышению качества сырой нефти Группы «Татнефть» за счет понижения в ней содержаниясеры.
— Привлечение к использованию ранее неиспользуемых финансовых инструментов дляуправления рыночными рисками.
— Повышение объема использования средств информационных технологийдля интенсификации Группы «Татнефть».
Указанное выше будет способствовать успешному преодолению Группой ситуациинеопределенности и кризисных явлений в отечественной и мировой экономике.

Заключение
Уточнены понятия «неопределенность» и «риск».Дано авторское определение риска. Риск – это действие рыночного субъекта вусловиях выбора при неопределённости конечных результатов, когда событиенедостоверно.
Нынешняянестабильная экономическая ситуация делает тему рисков особенно актуальной дляруководителей производственных предприятий, сталкивающихся сегодня с целым«букетом» негативных факторов — нестабильностью поставок, неплатежами клиентов,сложностями с привлечением кредитных ресурсов и так далее. Аспекты управлениярисками на производственных предприятиях нами рассмотрены.
Ключевая рольв принятии решений в условиях неопределённости принадлежит человеку – высшемуменеджеру. В процессе выбора он должен учитывать психологические особенностипринятия решений в условиях неопределённости.
Ввиду особойважности выбора экономической стратегии фирмы и особой сложности принятиярешений в условиях неопределённости менеджер должен обладать высокойквалификацией, опытом и интуицией и максимально их использовать при принятиистратегических решений в условиях неопределённости. Следует представлять себезатраты и риски как две переменные в континууме: уменьшение одной составляющейчасто происходит за счет увеличения другой.
Специалистыотмечают, что из-за того, что сегодня, когда в сложных экономических условияхкомпании стараются применять принципы бережливого производства, ущерб отпроблем в цепочках становится более ощутимым. «Резерв» в цепочке производства ираспределения в первую очередь относится к непроданным товарам и запасам сырьяи материалов.
Конечно, большая часть положений данной работы носитконцептуальный и дискуссионный характер. Однако, по моему мнению, проблемаиздержек производства в условиях неопределенности имеет столь важное научное ипрактическое значение, что заслуживает более глубокого и детальногоисследования для решения задач устойчивого развития российской экономики и еехозяйствующих субъектов. Теоретические положения, рассмотренные в работеполучили широкое развитие в различных прикладных науках по теориям организациии управления производством и предприятиями, в которых проблемы издержекзанимают видное место как фактор, обеспечивающий конкурентоспособность,устойчивость и выживаемость фирм в нестабильной рыночной среде. Данной проблемев современный период посвящается большое число публикаций и научныхисследований, в том числе дискуссионного характера, что свидетельствует обактуальности и важности выбранной темы.

Список использованной литературы
1. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия. – М.:«Экономика». 1999. – 1055с.
2. Адам Смит. Исследование о природе и причинахбогатства народов. – М.: Наука, 1992. – 572 с.
3. Борисов А.Б. Большойэкономический словарь. – М.: Книжный мир, 1999. – 895 с.
4. Валитов Ш.М. Анализконкурентоспособности промышленности РТ и оценка перспектив ее развития //Экономический вестник РТ. – 2009. – №15. Beчкaнoв Г.C. Издержки производства// Центр креативныхтехнологий. – 2008. – 5 с.
6. Врублевский Н.Д. Управленческий учет издержекпроизводства: теория и практика Издательство: Финансы и статистика, 2002. – 352с.
7. Журавлева Г.П. Экономическая теория.Микроэкономика-1,2 Издательство: Дашков и Ко, 2009. – 936 с.
8. Колодняя Г.В. Рольтрансакционных издержек в деятельности современной фирмы // Экономическиенауки. – 2008. № 3 (40)
9. ЛозовскийЛ.Ш. Словарь аудитора и бухгалтера. – М., 2003
10. Маршал А. Принципыэкономической науки., том II. Перевод с английского. – М., Издательскаягруппа «Прогресс», 1993. – 312 с.
11. Маматказин А.Р.Издержки управления и эффективность организаций Вестник УГТУ-УПИ, 2008, № 1. –с. 12-17
12. Мескон М. Основыменеджмента / М.: Дело, 2002. – 648 с.
13. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль /Перевод с английского – М.: Дело, 2003. – с. 360.
14. НельсонР. Эволюционная экономическая теория/ Уинтер. – М.: Дело, 2001. – 536 с.
15. РайзбергБ.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е издание,переработанное и дополненное – М., 2006, 512 с.
16. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия.-М.:ИНФРА-М, 2008. – 826 с.
17. Хангин Г.И. Обзор экономического положенияРоссии в I квартале 2009 г. // ЭКО. – 2009. – №7 (421)
18. Хасанов М.Ф. Методикаоценки регионального предпринимательского риска // Экономический вестник РТ. –2009. – №2
19. />Чангли Д.Ф., Хисматуллин Д.И. Об управлении производственнымизатратами на предприятии.// Бухгалтерский учет № 2, 2008
20. Черемушкин С.В.Отрицательные денежные потоки и премия за риск // Финансы и кредит. – 2009. –№28 (364)
21. Шарапов А.Р.Исследование инвестиционного потенциала региональной экономической системы вусловиях неопределенности // Экономический вестник РТ. – 2008. – №5
22. Шкалаберда Я.Л. Неопределённость, риск и асимметрия информациив рыночной экономике // Экономические науки. – 2008. – № 8 (45).
23. Шишкин А.Ф. Экономика:учебник для вузов. — М.: Академический Проект, 2007. – 767 с.
24. «Учет материально-производственных запасов»,утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (ПБУ 5/01).
25. OAO ТАТНЕФТЬ: Анализруководством финансового состояния и результатов деятельности за годы,закончившиеся 31 декабря 2008 и 2007 гг. / Мониторинг компании.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Выполнение расчетов, разработка баз данных и оформление технической документации с использование
Реферат Професійна діяльність шкільних психологів
Реферат Научно-инновационное обеспечение модернизации украинской промышленности
Реферат Ано «Оргкомитет «Сочи 2014» к ф-м н
Реферат Деятельностный подход к анализу психического развития детей
Реферат Консолидированный бюджет в Российской Федерации
Реферат Журнал Крылова и Клушина Санкт - Петербургский меркурий
Реферат Расчет проекта сети на основе коаксиального кабеля
Реферат Диалектический метод Гегеля
Реферат Сравнительный анализ стихотворений «Silentium» Тютчева и Мандельштама
Реферат Ролевые игры на уроках английского языка
Реферат Використання компютера на уроках навчання грамоти
Реферат Политическая наука в XIX-ХХ вв.
Реферат Виды рекламы в метро
Реферат Definitions Essay Research Paper Human Growth and