Содержание
Введение
1.Специфика спроса и предложения на рынке земли
1.1Специфика рынка земли
1.2Цена земли и факторы, определяющие цену на землю
2.Характеристика видов ренты
2.1Понятие ренты в различных экономических учениях
2.2Виды рент
3.Состояние и перспективы рентных отношений в России
3.1Теория ренты и налогообложение
3.2Проблема рентных отношений
3.3Рынок земли в г. Кургане и перспективы
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Повсюду, где силыприроды могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему ихпромышленнику добавочную прибыль, – будет ли то водопад, или богатый рудник,или богатая рыбой вода, или хорошо расположенное строительственное место, – лицо,признаваемое в силу своего титула на часть земли собственником этих предметовприроды, улавливает у функционирующего капитала эту добавочную прибыль в формеренты. Экономисты по разному определяют сущность ренты. Одни рассматривают рентукак один из видов доходов на собственность, плата собственников за использованиеприродного ресурса. Другие рассматривают ренту как регулярный доход с капиталаили земельного участка, получаемый их владельцами без предпринимательскойдеятельности. Ренту определяют и как особый вид относительно устойчивогодохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью.
Анализ образования рентыи позволяет выяснить источники доходов этих двух субъектов арендных отношений,раскрыть влияние природного фактора и юридической формы собственности намеханизм возникновения ренты.
Определение рентынеразрывно связано с понятием земли. Внешне рента представляет собой плату запользование землей, которую ее собственник получает от арендатора. Очевидно,что она – часть стоимости продукта, полученного предпринимателем. Но природуее, источники и обстоятельства возникновения покажет теоретический анализ.Прежде всего, он предполагает выяснение двух главных обстоятельств,определяющих ее возникновение: это, во-первых, особенности ценообразования напродукцию сельского хозяйства, в котором природный ресурс имеет определяющеевлияние на производительность труда, во-вторых, специфику получения в этойотрасли сверхприбылей и причин устойчивости их воспроизводства. Указанные обстоятельствапорождены следующими особенностями, присущими природному фактору производства:1) земля и многие другие природные ресурсы не являются свободновоспроизводимыми условиями труда, подобно промышленным орудиям труда иматериалам; 2) ограниченности земель сельскохозяйственного назначения вообще, аземель лучшего и среднего качества тем более, обуславливает мизернуюэластичность предложения земель.
Но также следует иметьввиду, что термин «рента» имеет два значения: правовое и экономическое. Вюриспруденции рента – самостоятельное правоотношение, касающееся прямоговзаимоотношения между субъектами договора ренты, никак не связано с арендойимущества. Экономическое же отношение между получателем ренты и ее плательщикомнепосредственно связано с использованием кредитных средств или арендойимущества.
Целью этой работыявляется изучение земельной ренты как экономической категории. В связи с этим изадачи, преследуемые курсовой работой следующие: во-первых, проследить процессобразования земельной ренты; во-вторых, дать характеристику разным формамземельной ренты; в-третьих, проанализировать особенности рентных отношений.
1 Специфика спроса ипредложения на рынке земли
1.1 Специфика рынказемли
Рынок земли являетсянеотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля – важнейшийресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
Рынок земли обладаетцелым рядом специфических особенностей.
Во-первых, земляявляется бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональномхарактере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; сней связаны земельные арендные отношения.
Во-вторых, в зависимостиот тех или иных природно-климатических условий, а также местонахожденияучастков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основетакого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависитпродуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительныхвложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называетсяэкономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможнона любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известнымзаконом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработкиземли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшуюотдачу.
В-третьих, в следствиефиксированности площади земельных угодий природой, предложение землихарактеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя дляконкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладаетопределенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличитьимеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченностьпредложения земельных ресурсов усиливается закрепленностью земли в частную собственность.В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своихземельных участков, отдавая предпочтение сдаче земли в виде аренды они получаютправо получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный моментпродается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключаетсяпринципиальная особенность рынка земли.
Земельный рынокформирует условия стимулирующие эффективное использование земли и вынуждаетотдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка если он нефункционирует эффективно.
Однако рынок земли далекот совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатковрынка – важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередьсоздать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своихдоговорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельногофонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетанииинтересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственнаясистема управления должна базироваться на земельном кадастре – это официальносоставленный, систематизированный свод сведений, касающийся земельного фондастраны. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможноразрешение проблем аграрного сектора.
Под рынком земли следуетпонимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а также весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той илииной форме отношения собственности на землю.
1.2 Цена земли и факторы,определяющие цену на землю
В определении цены наземли, несомненно, последнее слово за спросом и предложением. Однако субъект,желающий приобрести земельный участок, рассматривает альтернативные варианты. Всамом деле, цена земли – это покупная цена не земли, а той земельной ренты,которую она приносит. В этом экономическом ее содержании ренту можнорассматривать как процент на капитал.
Земле в России никак неудается стать полноценным товаром. У одной земли есть цена, а для другойсуществует только арендная ставка. Например, землю в городском пригороде можнолегко продать или купить. А любая операция с землей сельскохозяйственнойобставлена огромным количеством законодательных «если» и «но», рассыпанных помножеству документов.
Сегодня, по даннымАграрного института Российской академии сельскохозяйственных наук, всобственности граждан находится более 60% сельхозугодий России. Конституциягарантирует этим гражданам все права настоящих собственников. Но если выспросите у собственника, сколько стоит его земля, он вряд ли сможет вамответить.
Цена рождается на рынке.«Открытие» цены, как говорят биржевые торговцы, происходит тогда, когдасходятся покупатель и продавец, спрос и предложение. Чтобы узнать, сколькостоит земля, ее нужно вытолкнуть из экономического небытия на свободный рынок.В России этот процесс идет, но крайне неравномерно. В нескольких, оченьнебольших, секторах уже давно идет бойкая торговля, и цена определяется рынком.Это в основном дачные участки, участки под жилищное строительство, отдельныетипы земельных участков в городах (например, земля под зданиямиприватизированных предприятий).
Но большая частьпотенциального земельного рынка у нас – именно сельскохозяйственные угодья,суммарная ценность которых, по оценке директора американского Институтасельского развития Роя Простермана, составляет 5 триллионов долларов. И этаземля практически находится вне рынка и, следовательно, рыночной цены не имеет.
Федеральный закон «Оплате за землю» 1991 года вводил понятие «нормативной цены», которой должныбыли оперировать при передаче земли в собственность, установленииколлективно-долевой собственности, при передаче по наследству, дарении иполучении банковского кредита. Нормативную цену следовало рассчитывать, исходяиз ставки налога на землю. Средние ставки налога по областям указывались всамом законе, а уточнять их в зависимости от качества земли, удаленностиучастков от областных центров и прочих показателей должны были уже местныеналоговые службы. Мартовское постановление 1997 года «О порядке определениянормативной цены земли» отменило обязательную привязку к налоговой ставке.Теперь местные власти могут повышать или понижать цену «по мере развития рынказемли» с условием, чтобы она «не превышала 75% уровня рыночной цены на типичныеземельные участки соответствующего целевого назначения». Получается, чтоориентиром для нормативной цены, которая по идее должна служить трамплином врынок, в свою очередь является цена рыночная, но откуда ей взяться, если рынкана фермерскую землю как не было, так и нет?
Однако трудностиначинаются гораздо раньше. Подавляющая часть сельскохозяйственных угодийнаходится в так называемой долевой собственности, то есть люди имеют неконкретный участок, а долю в общем массиве земель бывшего колхоза (совхоза).Чтобы продать или подарить ее, участок должны выделить «в натуре» с согласиявсего коллектива собственников. Но и потом собственнику земельной доли нетак-то просто ею распорядиться. Земля согласно Земельному кодексу должнаиспользоваться только по целевому назначению, поэтому ее нельзя продатькакой-нибудь фирме, скажем, под строительство завода. Вот и выходит, что сделкис долями заключаются пока, как правило, между родственниками в рамках села, даи то потому, что куплю-продажу оформить выгоднее с налоговой точки зрения, чемдарение.
В случаенепосредственной продажи земли ее цена находится в прямой зависимости отвеличины ренты, получаемой с продаваемого участка, и в обратной зависимости отпроцентной ставки.
В развитом рыночномхозяйстве земля является предметом купли и продажи. Однако невозделанная земляне имеет стоимости, но цену имеет. Что же лежит в основе «цены земли?» Земляпродается как носительница дохода. Продается ее способность приносить рентусвоему владельцу. Поэтому цена земли есть капитализированная рента. При продажеучастка его собственник заботится о том, чтобы не потерять рентный доход. Онсоглашается продать землю за такую сумму, которая будучи положена в банк или вценные бумаги, принесет ему доход, равный ренте. Покупатель земли, прежде чемстать ее собственником, тоже сравнивает приносимую участком ренту с процентом,который он может получить, если деньги положит в банк. У каждой стороны свойрасчет. Сравнение с банковским доходом происходит потому, что это наиболеегарантированное и спокойное помещение своего капитала, своей собственности.
2 Характеристикавидов ренты
2.1 Понятие ренты вразличных экономических учениях
С точки зрениямарксистской экономической теории рента является превращенной формойприбавочной стоимости наряду с прибылью, зарплатой и процентом. К. Марксписал: «Какова бы ни была специфическая форма ренты, всем ее типам общее тообстоятельство, что присвоение ренты есть экономическая форма, в которойреализуется земельная собственность, и что земельная рента, в свою очередь,предполагает земельную собственность…». На поверхности явления рента выступаеткак плата за землю, что создает впечатление, будто бы сама земля порождает этуренту. Однако трудовая теория стоимости это отрицает, так как стоимость можетсоздаваться только живым трудом. Источником ренты является неоплаченныйприбавочный труд наемных рабочих в сельском хозяйстве. Эта часть прибавочнойстоимости, которую получают предприниматели – арендаторы земельных участков,уплачивается ими земельным собственникам.
В трактовке теориифакторов производства и теории предельной производительности рента являетсявознаграждением, которое получает владелец природных ресурсов, в частностиземли, в соответствии с предельной производительностью этих факторов.
Суть одной из трактовокзаключается в том, что рента не является самостоятельной формой дохода, апредставляет собой ссудный процент на тот капитал, который вложен в землю.
В соответствии с теориейфизиократов рента – это чистый продукт природы, единственный доход, который реальнополучает общество.
Существует еще однатрактовка, которая считает ренту несправедливым паразитическим доходом. ВСоединенных Штатах критика в адрес рентных платежей приняла форму движения заединый налог, которое получило значительную поддержку в конце XIX века. Онобыло порождено нашумевшей книгой Генри Джорджа «Прогресс и бедность». Джорджсчитал, что существование ренты не справедливо, и что этот доход должнополучать общество в целом, а не собственники земли. Поэтому он предлагалобложить земельную ренту полным (100%) налогом и использовать на общественныенужды, а все другие налоги отменить
2.2 Виды рент
Экономическая рента
Экономическая рентаопределяется как любой доход, отнесенный к производственным затратам, которыйпревосходит его альтернативную стоимость. Классическая теория экономическойренты восходит к трудам экономистов XVIII века. Сторонники классической школырассматривали землю в рамках производственных возможностей и преимуществрасположения конкретных участков земли. Они считали, что предложение земли вэтом смысле совершенно неэластично. Однако нельзя не согласиться со следующимтезисом: как бы ни была высока цена земельной ренты, количество земли строгоопределено. С другой стороны, даже наинизшая рента не способна изменить физическоеколичество земли, находящейся в распоряжении общества.
В общеэкономическомсмысле экономическая рента есть разница между реальной ценой ресурса и тойминимальной ценой, которую необходимо уплатить, чтобы побудить владельца этогоресурса его продавать. Минимальную цену предложения какого-либо ресурса наданном отраслевом рынке определяют альтернативные издержки продавцов ресурса.Если цена падает ниже минимальной цены, то владельцы ресурса предпочтут либопредлагать его на других рынках, либо вообще воздержаться от продажи. Таким образом,превышение получаемого дохода над альтернативными доходами образуетэкономическую ренту владельцев ресурсов.
Экономическую рентуможно рассмотреть на примере заработной платы работников. Квалифицированныеработники могут получать устойчивый избыточный доход, то есть экономическуюренту, которая аналогична понятию избытка производителя на рынке продукта.
Абсолютная рента
Абсолютная рентаявляется результатом монополии частной собственности на землю со стороныопределенного класса общества. В самом деле, собственник земли именно в этомсвоем качестве, зная, что земля необходима всем – для сельскохозяйственного ипромышленного производства, – заставит желающего пользоваться землей, платитьза нее арендную плату. И действительно, в английском языке слово «рента» означалопервоначально аренду или арендную плату, и эта категория проявляется со всейясностью и определенностью одновременно с возникновением капиталистического общества.В этой арендной плате заключены две части: одна соответствует проценту накапитал, уже вложенный в землю и неотделимый от нее (мелиорация, ирригация,постройки и т.д.); другая существует всегда и соответствует передаче правапользования землей, или, как говорил Риккардо, пользования исходными и неразрушимымисвойствами земли.
Образование абсолютнойренты связано с тем фактом, что по причине отсталости сельского хозяйства посравнению с промышленностью органическое строение капитала, вложенного всельское хозяйство, ниже органического строения капитала, вложенного впромышленность, и, следовательно, в сельском хозяйстве доля переменногокапитала (идущего на заработную плату) пропорционально выше, чем впромышленности. Отсюда следует, что прибавочная стоимость, создаваемая всельском хозяйстве, выше средней прибыли, и стоимость продуктов вышекапиталистической цены производства. Пропорциональному распределениюприбавочной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, препятствует земельнаясобственность, которая, представляя монополию, сама претендует постоянно начасть этой прибавочной стоимости и присваивает разницу между стоимостью и ценойпроизводства. Земельная собственность, таким образом, завышает цену сельскохозяйственныхпродуктов на сумму, которую она взимает в качестве абсолютной ренты, и которая представляет,следовательно, род налога, накладываемого на общество.
Следует подчеркнуть, чтоисторическая отсталость сельского хозяйства по сравнению с промышленностью,представляющая собой одно из главных проявлений закона неравномерностикапиталистического развития, проистекает не из природы земли, а из общественныхотношений. Частная земельная собственность, препятствующая вложению капиталов вземлю и присваивающая себе все возрастающую часть прибавочной стоимости,является одной из главных причин этой отсталости. Объяснение возникновения абсолютнойренты следует из факта более низкого органического состава капитала в сельскомхозяйстве по сравнению с промышленностью.
Дифференциальнаярента
Анализируя такоепонятие, как чистая экономическая рента, мы рассматривали землю и земельныеугодья, полностью абстрагируясь от способов их использования в практическойхозяйственной жизни. Естественно, что различные участки земли различаются поплодородности, климатическим особенностям, местоположению, и далеко не все изних пригодны к универсальному использованию. Земля в Краснодарском крае имеетмассу преимуществ для возделывания зерновых культур, а в Калининградскойобласти – для строительства лыжных курортов. По этой причине (здесь наблюдалосьпоразительное единодушие абсолютно всех экономистов начиная с Давида Риккардо)не все земельные угодья приносят равные доходы в виде земельной ренты на рынкахконкурирующих продавцов.
Дифференциальная рентаявляется наиболее распространенной формой земельной ренты. Это разница междуобщественной и индивидуальной стоимостью сельскохозяйственной продукции.Дифференциальная рента – это понятие, фигурирующее не только на рынкахземельных угодий и производства сельскохозяйственной продукции; она возникаеткак экономическая категория в случае использования любого рода ресурсов, неявляющихся полностью однородными в каждом их классе. Так, адвокаты в среднемзарабатывают больше, чем водители грузового автотранспорта, что сопрягается с соответствующимив этих случаях вложениями в человеческий капитал. Конечно, в каждом конкретномслучае существуют свои тонкости. Например, адвокат, обладающий особым даромубеждать присяжных заседателей и смягчать судейские сердца, получаетдифференциальную ренту, намного превосходящую альтернативную стоимостьполученного им образования.
Монопольная рента
В сельском хозяйствеесть еще одна разновидность ренты – монопольная рента. Исключительные природныеусловия порой создают возможности для производства редких сельскохозяйственныхпродуктов – особых сортов винограда, некоторых видов цитрусовых, чая и т.д.Такие товары продаются по монопольным ценам, верхний предел которых нередкоопределяется лишь уровнем платежеспособного спроса. В результате монопольныецены могут значительно превышать индивидуальную стоимость таких продуктов. Этои позволяет землевладельцам получать монопольную ренту.
Итак, монопольная рента– эта особая форма земляной ренты, которая появляется при монопольных ценах наисключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческиепродукты и полезные ископаемые.
Таким образом, всельском хозяйстве, как и в других отраслях, капиталисты-предпринимателиполучают равную прибыль на равновеликий капитал. Выплата ренты землевладельцамосуществляется не в нарушение закона стоимости, а в соответствии с ним. Однакопоскольку конкуренции не удается преодолеть барьер частной собственности наземлю, землевладельцы «перехватывают» у промышленных капиталистов значительнуючасть прибавочной стоимости в виде ренты.
Земельная рента
Особой формой рентыявляется земельная рента, связанная с аграрными отношениями. Земельная рентавыступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями,хозяйствующими на земле. Земельная рента – это определенная сумма, которуюземельный собственник получает от арендатора – предпринимателя, взявшегоземельный участок во временное пользование за арендную плату.
Земельная рентаобразуется не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственногопроизводства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуетсяпредпринимателями для постройки зданий и сооружений, разработки ее недр.Земельная рента выступает в двух основных формах – абсолютной идифференциальной, что обусловлено существованием двух видов монополий на землю:монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объектхозяйствования.
Строительная рента
Что касается земли,предназначаемой для строительственных целей, то А. Смит показал, какимобразом рента с этой земли, как и с других неземлевладельческих участков,регулируется в своей основе собственно землевладельческой рентой. Эта рентахарактеризуется, во-первых, тем преобладающим влиянием, которое здесь надифференциальную ренту оказывает местоположение (оно очень важно, например, привозделывании винограда и для строительных участков в больших городах);во-вторых, очевидной и полнейшей пассивностью собственника, активность которогозаключается (в особенности по отношению к рудникам) просто в эксплуатацииобщественного прогресса, в который собственник ничего не привносит и в котором онничем не рискует; и, наконец, преобладанием монопольной цены во многих случаях.Строительную ренту необходимо повышает не только рост населения и возрастающаявместе с ним потребность в жилищах, но и рост основного капитала, который илиприсоединяется к земле или размещен на ней, как все промышленные строения,железные дороги, товарные склады, доки и т.д. Смешение платы за наем, посколькуона представляет процент и амортизацию капитала, вложенного в дом, с рентойпросто за землю невозможно здесь, в особенности в тех случаях, когда в Англии,земельный собственник и строительный спекулянт суть совершенно разные лица. Вэтом случае следует принимать во внимание два момента: с одной стороны,эксплуатация земли в целях производства или добывающей промышленности, с другой– земля представляет собой пространство, которое необходимо как условие всякогопроизводства и всякой человеческой деятельности. И в том и в другом случаеземельная собственность требует своей дани. Спрос на строительные участкиповышает стоимость земли как пространства и основы, в то же время благодаряэтому возрастает спрос на элементы земли, которые служат строительнымматериалом.
Лесная рента
Земельная рента влесопользовании специфична. Лесные земли как объект лесопользования в экономическомсмысле ценны не сами по себе, а коммерческими ресурсами – древесиной на корню,продуктами побочного пользования, рекреацией. В этом принципиальное отличиемежду сельским и лесным хозяйствами и обусловлено оно единственной причиной – чрезвычайнойпродолжительностью воспроизводственного цикла лесных экосистем. Не случайно вроссийском лесном законодательстве земля и ресурсы рассматриваются в единстве,как нечто целое, объединяются общим понятием – лесной фонд. Платежи залесопользование зависят от плодородия почв опосредовано. Рентообразующимифакторами являются показатели качества и запаса лесных ресурсов. Поэтомуземельную ренту в лесопользовании правомерно называть лесной рентой. Леснаярента принадлежит собственнику лесного фонда. При государственной собственностина лесной фонд лесная рента, как правило, облагается налогом. Любые платежи залесопользование есть рентный налог. Рентный налог может быть меньше, равен илибольше ренты. Рентный налог устанавливается меньше ренты или не берется совсемв случаях:
1) наарендатора-лесопользователя возлагаются расходы по лесовосстановлению ивоспроизводству лесных ресурсов;
2) помимовоспроизводства лесных ресурсов арендатору-лесопользвателю доверяетсяинвестировать рентный доход как общественный ресурс в развитиелесопромышленного производства (из расчета, что предприниматели это сделаютуспешнее, чем госслужащие).
Рентный налогустанавливается равным ренте, если:
1) воспроизводстволесных ресурсов осуществляется государственными органами управления лесами засчет бюджетных средств;
2) часть лесной ренты,превышающая расходы на ведение лесного хозяйства, используется на социальные ииные общегосударственные цели.
Лесной налог превышаетренту, когда он устанавливается без обоснований и расчетов. Превышение лесногоналога над рентой может иметь только негативные последствия: снижениерентабельности лесозаготовок и заработной платы рабочих.
3 Состояние иперспективы рентных отношений в России
3.1 Теория ренты иналогообложение
В условиях глобализацииэкономики теория ренты приобретает новое звучание и с точки зрения появленияновых объектов для рентного налогообложения. Известно, что одной из причинвозникновения избыточного рентного дохода является ограниченность земли изапасов природного сырья. На заре промышленной революции Риккардо предупреждало том, что если бы такие общераспространенные естественные факторы, как «воздух,вода, упругость пара и давление атмосферы, были неоднородны по своим качествам,если бы они могли быть обращены в собственность и каждый разряд имелся вограниченном количестве, то и они, подобно земле, давали бы ренту по мереиспользования низших разрядов». Жизнь подтвердила правильность прогнозов Риккардо.Сегодня, по сравнению с его временем, число природных факторов и ресурсов, приносящихренту, выросло.
Страны Запада, исчерпавренту от сырых продуктов природы, переходят к наполнению бюджета за счетизъятия ренты от нетрадиционных ресурсов. Интересные сведения на этот счетприводятся английским экономистом Ф. Харрисоном, который пишет о том, чтов последние годы правительства некоторых европейских стран пришли к выводу, чтоони могут получить значительные бюджетные поступления от платы за ресурсы,которые еще не приватизированы. К таким ресурсам относятся, например, диапазонырадиоволн для третьего поколения мобильных телефонов, позволяющие выходить вИнтернет. От аукциона по продаже права использовать эти диапазоны в Германии в2000 году были получены доходы бюджета в расчете 615 евро на 1 жителя, а вВеликобритании 630 евро.
Правительства Индии,Великобритании и др. стран активно изучают возможности прокладки кабеля длятелекоммуникаций по полосам отчуждения вдоль железных дорог (учитываядополнительные ограничения в использовании этих земель – сервитуты). Этосоздает колоссальный рентный поток для решения социальных нужд.
Аналогичные возможностиподталкивают к инвестированию в инфраструктурное обновление полос британскихканалов (общая протяженность 3160 миль), обремененных сервитутами (например,право прохода), для прокладки оптико-волоконных кабелей. К 2000 году былопроложено примерно 800 км кабеля, что будет давать ежегодно рентный доходв размере 6–7 млн. фунтов стерлингов в год. Наличие аналогичных возможностей повзиманию рентных платежей связываются со скоростными автомобильными дорогами иаэропортами, где сходятся многие авиалинии. Правительство рассматриваетвозможность взимать полную рентную стоимость за использование ограниченныхпространственно-временных «щелей». Сейчас авиалинии, которые не полностьюиспользуют имеющиеся временные возможности, стремятся их скрыть или,уподобляясь земельным спекулянтам, продать на черном рынке другимавиакомпаниям.
Все это свидетельствуето том, что все капиталовложения в государственную инфраструктуру признаютсярентообразующими, т.е. должны оплачиваться при пользовании и приноситьгосударству рентный доход за счет более эффективного функционирования. Неплохобы, чтобы власти в России заимствовали именно эти примеры для подражания.
Кроме того, они обязаныучитывать в защите национальных интересов, что в условиях глобализации в основеформирования цен на некоторые природные ресурсы (в частности, нефть) лежит нерыночная конкуренция, а сговор транснациональных нефтяных корпораций ивсемирных банковских структур, тайные сделки сырьевых спекулянтов иполитические мотивы.
Подобные действия вносятбольшие «возмущения» в определение предельной производительности земельныхучастков и мест добычи иного сырья, что так важно для правильного исчислениярентных доходов.
Начав реформы,правительство России взяло на вооружение тезис, что рынок сам установитсправедливый паритет цен. Оно не позаботилось об обеспечении равных стартовыхвозможностей для эволюционного становления рыночных отношений во всех сырьевыхотраслях. Однако стихийное сближение цен внутреннего и мирового рынка с помощьюэквивалентного выравнивания цен на все товары через цены на энергоносители итопливо привело к неоправданному росту цен в других сырьевых отраслях (рыболовство,лесозаготовки, сельское хозяйство), снижению их конкурентоспособности исвертыванию объемов производства. Получение явных финансовых преимуществ однихза счет других сократило внутренние ресурсы для перестройки экономики напринципах устойчивого развития. Такие принципы формирования цен вошли впротиворечие и с задачами охраны природы, поскольку цены на товары сегодня невключают полновесную экологическую компоненту.
Одной из важнейших задачзащиты национальных интересов и восстановления российской экономики должностать исключение межотраслевого диспаритета цен на природное сырье внутристраны.
По этому поводу имеетсмысл напомнить, что экономисты классической школы для определения рентныхдоходов в качестве универсального измерителя принимали цены на зерно. Риккардовел исчисление ренты с ориентацией на цены хлебного рынка. Вопрос о единомизмерителе для расчета природно-ресурсной ренты в теории возникал и возникает сзавидным постоянством. Представляется, что в решении этой проблемы в мире, гдене устранена угроза смерти от голода, нельзя равнодушно созерцать то, каксудьбу голодных людей и живой природы решают нефтяные короли.
Так почему бы сырьевымстранам с разнообразным природно-ресурсным потенциалом не поменять векторрыночных приоритетов и не принять взамен энергоносителей другие ориентиры длявыравнивания цен на товары? Иными словами, почему бы не сделать хлеб, лес,ресурсы флоры и фауны, генетические ресурсы, запасы пресной воды и, наконец,саму землю существительными, а газ и нефть прилагательными? Такой подход болеевсего соответствует формуле финансового обеспечения проблемы наполненияпродовольственной, социальной и экологической «корзин» в устойчивой экономике,поиском которой занято мировое сообщество.
3.2 Проблема рентныхотношений
Спецификой РоссийскойФедерации является наличие на ее территории регионов, богатых природнымиресурсами федеральной и мировой значимости («сырьевых регионов»). Все этирегионы имеют, как правило, большую протяженность и расположены в севернойчасти страны. Сочетание факторов исключительной ценности и народнохозяйственнойзначимости добываемых в них ресурсов и сложных условий их добычи иэксплуатации, а также условий жизни населения ставят неординарную задачугосударственного регулирования развития сырьевых территорий и формированияадекватной системы недропользования с учетом особенностей федеративногогосударственного устройства России. А также существует проблема государственнойподдержки коренных народов Севера, на территории компактного проживания которыхорганизуется крупномасштабная добыча природных ресурсов.
Наличие в России крупныхместорождений полезных ископаемых, с одной стороны, «спровоцировало» кризисныеявления в экономике, «посадив страну на иглу нефтедолларов» и сформировав «уродливую»отраслевую структуру экономики, с другой – позволило все-таки выстоять в исключительносложных кризисных условиях.
Новые российскиесырьевые компании, ориентируясь на мировую конъюнктуру цен, сумели существеннонарастить производство и стать реальными инвесторами, что было уже недостижимов условиях плановой централизованной экономики. В то же время этот ростсопровождался формированием беспрецедентных финансовых потоков и личногосостояния новых российских олигархов, проходящих вне государственной казны, врезультате чего российский бюджет в огромной мере стал зависеть от успехов развитиясырьевого сектора экономики.
После прихода к власти В.В. Путинапроизошли серьезные изменения в восстановлении функций государственногорегулирования экономики при декларируемом соблюдении интересов и прав частногобизнеса. Эти реформы не могли не затронуть важнейший сегмент РоссийскойФедерации и ее экономики – сырьевой сектор и сырьевые регионы, и имеющиесяздесь изменения были весьма существенны. Эти изменения коснулись как процедурконтроля за добычей природных ресурсов, так и четко обозначенных стремленийфедерального Центра к централизации сверхприбылей («ренты»), возникающих внефтегазовом секторе.
До сих пор всоответствие с Конституцией Российской Федерации и с федеральнымзаконодательством в контроле за недрами действовало правило «двойного ключа»,когда при выдаче лицензий на разработку полезных ископаемых решение должно бытьодобрено как Министерством природных ресурсов Российской Федерации, так ируководством соответствующего субъекта Федерации. Рекомендации Комиссии Д.Козака и очередная редакция нового закона о недрах фактически ликвидируют этупрактику и предполагается, что в ближайшее время весь контроль залицензированием и налогообложением ценных полезных ископаемых целиком перейдетв руки федерального Центра. В ведении регионов останутся лишь природные ресурсыместного значения (песок, щебень и т.д.). Вместо совместного с федеральнымЦентром пользования и контроля за природными ресурсами, регионам делегируетсялишь процедурное право «согласования» фактически принятых решений.
Тем самым регионы и ихнаселение фактически исключаются не только из участия в реальном процессесовместного владения государственным фондом недр, но также в формировании путейи направлений решения принципиальных проблем социально-экономического развитияданных регионов».
Существует еще однаважная проблема в сфере управления недропользованием, связанная с изъятиемсверхприбылей у крупных компаний, эксплуатирующих топливно-энергетические идругие природные ресурсы на основе тезиса «справедливого перераспределенияприродной ренты».
Крупныересурсодобывающие компании действительно сосредоточили в своих рукахколоссальные «сверхдоходы», которые систематически выводятся из налогообложенияи уходят, как правило, за рубеж. Поэтому для решения важных народнохозяйственныхзадач, целесообразно часть этих сверхдоходов изъять в пользу государства.
Во-первых, наиболееважным представляется не вопрос, «изымать или не изымать доходы рентногохарактера», а то, каков будет механизм этого изъятия: или эти доходы напрямуюбудут поступать в федеральный бюджет и будут «растворены» в нем, создаваяопределенный «запас прочности» федеральному правительству, или эти доходыдолжны иметь строго целевой характер их использования с ориентацией, в томчисле, на поддержку сырьевых, северных и восточных регионов страны.
Во-вторых, с однойстороны, действительно, учет рентной составляющей в цене на продукциютопливно-энергетических и других сырьевых отраслей нуждается в серьезномсовершенствовании, с другой, целесообразно увеличить долю рентных доходов,остающихся на территории. Исходя из практики федеративных государств, рентныйдоход должен делиться между федеральным Центром, субъектами Федерации икомпаниями – недропользователями, причем, как правило, почти в равнойпропорции.
3.3 Рынок земли в г. Курганеи перспективы
В Кургане рынок земли восновном представлен землей предоставляемой под строительство. Отвод земельныхучастков под строительство жилья сегодня осуществляется в городе по двумнаправлениям: строительство многоквартирных домов и индивидуальное жилищноестроительство.
Так в 2006 г. вКургане возникла необходимость провести аукционы по продаже права аренды наземельные участки под строительство в городе многоквартирных жилых домов общейплощадью не менее 300 тыс. кв. м и отвода на территории города не менее 200земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
По информацииДепартамента развития городского хозяйства к настоящему времени проведены торгина право аренды земельного участка под комплексную застройку 4 микрорайонапоселке Заозерный. Площадь жилья, которое там планируется построить, составляетпримерно 200 тыс. кв. м. Подготовлены к аукционам по продаже права аренды подстроительство земельные участки в районе улиц Кирова-Станционная,Гагарина-Парижской коммуны, ул. 9 Мая. На этих площадках будет возведено 10,3тыс. кв. м жилья. Готовятся документы для проведения аукционов по продаже правааренды на земельные участки в 3 и 5 микрорайонах поселке Заозерный и на бульвареСолнечный общей площадью 106 тыс. кв. м. На очереди, как сообщил директор ДРГХАлександр Якушев, проработка вопроса застройки 7 микрорайона поселке Заозерный.
В 2007 году в Курганебыло проведено 50 аукционов по продаже земельных под индивидуальную жилуюзастройку.
В 33 случаях площадкибыли переданы в собственность покупателя, в 17 – на землю заключен договораренды. Финансовая «отдача» от торгов составила 7 миллионов 199,2 тысячирублей. В ходе аукционов участники значительно увеличивали стартовую стоимостьлотов. Например, цена квадратного метра участка в поселке Теплый Стан с 76рублей подскочила до 256, а в Рябково – с 84 до 335 рублей. Стоит отметить, чтов 2006 году в столице Зауралья прошло 26 аукционов, принесших организаторам 2,1миллиона рублей.
Данные представим в видетаблицы и построим график, по которому сможем визуально судить о варьированиицены на участки.
Таблица 1 – Стоимостьземли на проведенных торгах в Кургане (2007 г.)Наименование района Цена за квадратный метр, р. начальная конечная Теплый Стан 76,0 256,0 Рябково 84,0 335,0
/>
Рисунок 1 – Гистограммастартовой и конечной цены на участки
Благодаряпредставленному рисунку, мы видим, что в результате проведенных аукционов ценана землю увеличилась в 3–4 раза от начальной стоимости лота. Исходя из этого,можно сделать вывод, что цену на землю очень тяжело определить теоретически, восновном только на практике выявляется ее истинная стоимость.
По данным Федеральнойслужбы государственной статистики РФ, доля малоэтажного (индивидуального)строительства в Российской Федерации лишь в первом квартале 2007 года достигла49%. По словам заместителя министра регионального развития России ЮрияТыртышова, в 1990е годы доля малоэтажного строительства составляла от 4 до 6%общего объема вводимого в стране жилья, тогда как за весь 2006 год эта долясоставила 40%.
Активное развитиемалоэтажного строительства в регионах Уральского федерального округаобусловлено растущим спросом на коттеджное жилье. В 2006 году в УрФО былопостроено 4 млн. 177 тыс. м2 жилья, в том числе 1 млн. 375тыс. м2 индивидуальных домов. Развитию индивидуального и малоэтажногодомостроения в регионах УрФО уделяется особое внимание. Правительством РФ ивластями регионов УрФО индивидуальная застройка отнесена к приоритетамжилищного строительства. В первом квартале 2007 года в регионах округа введенов эксплуатацию 1009,9 тыс. м2 жилья, что на 30,6% больше, чемза тот же период 2006 года. За четыре месяца текущего года построено 11437квартир, что на 22,8% превышает прошлогодний показатель. Причем, индивидуальныезастройщики возвели 527,1 тыс. м2 жилых площадей – по отношениюк аналогичному периоду 2006 года рост составил 68,6%.
В Курганской области в2006 году был разработан проект долгосрочной программы развития пригороднойзоны Кургана до 2015 года, где предполагается строительство большого количествамалоэтажных домов. В администрации Кургана создано муниципальное учреждение«Городская инспекция по земельным отношениям и охране окружающей среды»,которое занимается оформлением и согласованием разрешительной документации длямалоэтажного строительства.
В настоящее времямалоэтажное строительство в Кургане осуществляется на территориях поселковКерамзитовый (площадь 20 га; 180 участков), Чистое Поле (площадь 70 га, 500участков), Левашово (площадь 54 га. 365 участков), Радужный (13 га, 86участков), «Теплый Стан» (площадь 130 га, 520 участков). При средней площадиодного коттеджа 150 м2 ожидаемый ввод индивидуального жильясоставит более 247 тыс. м2.
Данные по участкамсведем в таблицу 2 и построим круговую гистограмму.
Таблица 2 – Участки подмалоэтажное строительство в КурганеНаименование района Площадь, га Количество участков Теплый Стан 130 520 Чистое Поле 70 500 Левашово 54 365 Керамзитовый 20 180 Радужный 13 86
/>
Рисунок 2 – Участки подмалоэтажное строительство в Кургане
По данным таблицы ирисунку хорошо видно, что наибольшим спросом под малоэтажное строительствопользуются участки поселка Теплый Стан 45%, а так же участки поселков Чистоеполе (24%) и Левашово (19%).
В Министерстворегионального развития РФ направлены материалы для участия Курганской области вреализации «пилотного» проекта массового строительства быстровозводимогомалоэтажного жилья в рамках национального проекта «Доступное и комфортноежилье – гражданам России».
В качестве «пилотных»предложены три земельных участка: Заозерный планировочный район, микрорайон поул. Галкинская города Кургана и микрорайон в пос. КГСХА Кетовского района.Планируемый ввод жилья может составить примерно 200 тыс. м2.Только в Заозерном планировочном районе на площади 122 га можно разместить доодной тысячи жилых домов коттеджного типа. При себестоимости одного кв. м жилья18 тыс. руб. ориентировочная стоимость строительства в Заозерном планировочномрайоне составит 2700 тыс. руб. Для обеспечения данного района инженерной инфраструктуройнеобходимо около 800 млн. руб. (30% от общей стоимости строительства).
Отсутствиеинженернотехнического обеспечения земельных участков и социальнойинфраструктуры власти Зауралья считают основной причиной, сдерживающей развитиемалоэтажного строительства в регионе. В рамках Областной целевой программы«Развитие ипотечного жилищного кредитования на территории Курганской области в2004–2010 годах и на перспективу» предоставляются льготные ипотечные кредиты настроительство индивидуальных жилых домов и приобретение квартир в строящихсядомах. Согласно программе, преимущественным правом на получение кредита пользуютсяграждане, нуждающиеся в жилье в соответствии с действующим законодательством.На 1 января 2007 года в районах области было выдано 105 жилищных кредитов, изних 57 кредитов – на строительство индивидуальных жилых домов. В бюджетерегиона предусмотрены расходы на обеспечение жильем молодых семей в размере 8млн. руб. и на строительство жилья в сельской местности в рамках программы«Социальное развитие села до 2010 года». В первоочередном порядке ипотечныекредиты предоставляются на завершение строительства жилых домов.
Строительных мощностейдля того, чтобы увеличить объемы жилищного строительства в ближайшие годы, вКурганской области достаточно. Однако без солидных финансовых вливаний областьс большим трудом может справиться с программой увеличения ввода жилья в семьраз.
Челябинский строительныйхолдинг «Монолит» инвестирует до 2011 года более 4 млрд. рублей в реализациюпроектов комплексной жилищной застройки в Кургане.
Проекты будутреализованы в рамках заключенного с губернатором Курганской области ОлегомБогомоловым договора «О социально-экономическом развитии Курганской области напериод с 2008 по 2010 год», который предусматривает строительство компаниямигруппы «Монолит» 150 тыс. кв. метров жилья в Кургане, сооружение объектовсоциального назначения, реконструкцию дорог и других объектов инфраструктуры.
По данным экспертаШалагинова, стоимость таких земельных участков за последний месяц текущего годаувеличилась примерно на 5%. «Это связано с небольшим сокращением спроса, атакже с тем, что теперь жители Зауралья получили возможность прописаться наэтих участках. Кроме того к участкам были проведены коммуникации».
В Кургане коттеджноестроительство не очень развито. Есть всего четыре-пять поселков с типовойзастройкой. В поселке Увал стоимость сотки земли составляет от 60 тыс. руб.,рядом есть газопровод, электроэнергия. В Теплом стане – 50–70 тыс. руб. засотку, в Лесном – от 80 тыс. Дома в поселке Увал стоят от 500 тыс. руб. – этобревенчатый дом, построенный около 40 лет назад, но пригодный для жилья. Самыйдорогой дом, выставленный на продажу в Кургане, стоит 24 млн руб. В нем четыреэтажа, общая площадь 600 кв. м. с баней и гаражом.
О перспективе продажиземли на ближайшее будущее в настоящее время говорить тяжело. Это связано свозникновением мирового экономического кризиса. Многое будет решать финансоваяподдержка государства как строительных компаний, так и физических лицрешившихся на застройку земельного участка, а так же на приобретение готовогожилья.
Заключение
Главная особенностьэкономических отношений, связанных с использованием земли какневоспроизводимого, ограниченного природного фактора является существованиеземельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцыполучают за это определенную плату – ренту.
Рента, которая возникаетвследствие разности плодородия земельных участков (или разности местоположенияучастков по отношению к рынку), называется дифференциальной рентой первойформы.
Вторая формадифференциальной ренты проистекает из различной производительностипоследовательных вложений капитала на одном и том же участке ввидуограниченности фактора земли.
Абсолютная рентаявляется результатом монополии частной собственности на землю со стороныопределенного класса общества.
В сельском хозяйствеесть еще одна разновидность ренты – монопольная рента: это особая формаземельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительноредкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезныеископаемые.
Земля является предметомне только аренды, но и купли – продажи, и она имеет иррациональную цену,основанную не на стоимости, а на доходе, который приносит использование земливладельцу. Цена земли – это капитализированная рента.
Крестьяне, являющиесясобственниками своего участка, в качестве хозяйствующих субъектов получатдифференциальную ренту, а в качестве собственников земли они ее присваивают.Абсолютной ренты в крестьянском хозяйстве нет.
Повсюду, где силыприроды могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему ихпромышленнику добавочную прибыль, – будет ли то водопад, или богатый рудник,или богатая рыбой вода, или хорошо расположенное строительное место, – лицо,признаваемое собственником этих предметов природы, улавливает у функционирующегокапитала эту добавочную прибыль в форме ренты.
Перед Россией стоитсложная задача завершения реформирования земельных отношений и созданияроссийской национальной системы землепользования, которая позволила бысоединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальнуюсправедливость при распределении земли.
Целью введения рентныхплатежей не должно быть аккумулирование в бюджете дополнительных средств, онидолжны выступать в роли эффективного экономического инструмента развития ТЭКРоссии.
Список использованныхисточников
1. Курс экономической теории/ под ред. Е.А. Киселевой, М.Н. Чепурина. – Киров: «АСА», 2006. – 832 с.
2. Основы экономическойтеории / под ред. С.И. Иванова. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: ВитаПресс, 1999. – 336 с.
3. Основы экономическойтеории / под ред. С.И. Иванова. – В 2-х книгах. Книга 2. – М.: Вита Пресс,2005. – 352 с.
4. Основы экономическойтеории / под ред. Т.Г. Тальнишних. – М.: «Академия», 2003. – 288 с.
5. Практикум по основамэкономической теории /под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита Пресс, 1999. – 272 с.
6.Попов, Н.А. Экономика сельского хозяйства / Н.А. Попов. — М.: Дело исервис, 2003. – 402 с.
7. Серяков С.Г. Экономическаятеория: Микроэкономика. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Юристъ, 2001. –318 с.
8.Сидорович, А.В. Курс экономической теории / А.В. Сидорович. — М.:ДИС, 2001. – 398 с.
9. Современная экономика /под ред. О.Ю. Мамедова. – Р/нД., 2004.
10. Экономическая теория /под ред. С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 520 с.
www.paulsyard.ru/market/? uid=348
www.uralstroyinfo.ru/? id=62&doc=244
region45.1rre.ru/news/doc/12422/
www.kvartira45.ru/news/ceni_na_zemlu_v_kurgane.html