Реферат по предмету "Экономика"


Задачи юриста на предприятии

Контрольная работа
по теме «Задачи юриста на предприятии»

План:

Введение

1. Юрист на предприятии: партнёр или наёмный работник?

2. Роль и функции юриста на предприятии

3. Задачи юриста на предприятии

Список используемой литературы


Введение

По прогнозам специалистов в ближайшем будущем найти работу молодым специалистам юридических факультетов будет сложнее, чем выпускникам каких-либо других учебных заведений – их сегодня слишком много на рынке труда. Тем не менее, спрос компаний на опытных, знающих юристов растет год от года приблизительно на 10—15%, и удовлетворить его уже сегодня довольно сложно.

Соблюдать Закон и неуклонно его выполнять – это одно из основных условий нормального функционирования предприятий всех форм собственности, организаций и учреждений. Этим и определяется значительная роль юридической службы.

1. Юрист на предприятии: партнёр или наёмный работник?

В крупных промышленных и финансовых организациях руководящие посты занимают в недавнем прошлом государственные чиновники, что обусловило определенную преемственность в методах управления (в частности, обязательно имеется штатное расписание, отлажена кадровая служба, делопроизводство). Статус юридической службы обычно закрепляется соответствующим положением, как это было принято и есть в настоящее время в министерствах и ведомствах.
Однако ввиду изменения условий хозяйствования изменились и характер деятельности, и задачи, стоящие перед юристами. Поэтому бывшие союзные нормативные акты, регулирующие их деятельность, применяются крайне редко, да и то лишь в качестве текстовой опоры.
Что касается предприятий малых форм, то в них на юриста могут быть возложены весьма разнообразные задачи, и закрепить их каким-либо образом не только нецелесообразно, но нередко просто невозможно. Кроме того, руководители этих организаций предпочитают действовать, не формализуя организационную структуру, не ограничивая себя и своих работников рамками всевозможных положений и инструкций, считая, что все это отрицательно сказывается на инициативе и предприимчивости.
Вообще болезнь «заинструктированности» — заразная болезнь. И она легко переносится из одной организации в другую людьми, привыкшими быть исполнителями, подчиняться определенным правилам. Однако совсем без правил тоже нельзя. И здесь роль юристов очень велика. Необходимо сбалансировать интересы бизнеса с требованиями закона, чтобы инициатива и предприимчивость не входили в противоречие с ним.


Но регулировать деятельность юристов предприятий по утверждению законности, по упреждению хозяйственных правонарушений, т.е. ту деятельность, которой они занимаются в силу не только своего образования, но и зачастую убеждения, значит, понапрасну отнимать время у законодателя.
Приходя в организацию, юрист в первую очередь инвентаризует договорную базу — с кем заключены договоры, как они исполняются, подписаны ли они уполномоченными лицами, соответствуют ли видам деятельности организации. Если вместо подписи директора на документе стоит подпись заместителя, то юриста не надо убеждать в том, что это незаконно. Он знает, что при отсутствии соответствующих полномочий у заместителя документ недействителен. А значит, нужно или издавать приказ директора по наделению заместителя необходимыми полномочиями, или утверждать положение о заместителе директора.
К сожалению, при заключении сделок бизнесмены нередко не интересуются полномочиями подписанта с другой стороны, что влечет невыгодные последствия в виде неисполнения договора или отказа от исполнения как раз по причине «заключения сделки неуполномоченным лицом».
Формально закрепить полномочия заместителей нередко бывает чрезвычайно трудно, поскольку директор рассматривает это как покушение на свое единоначалие. Даже одноразовая доверенность вызывает у него подозрения. От юриста требуется большое умение, большая сила убеждения, чтобы разъяснить руководителю последствия недействительности сделок, подписанных неуполномоченным лицом, доказать ему, что делегирование полномочий является неизбежным в условиях расширения и диверсификации деятельности организации.
В этой связи встает проблема, весьма актуальная для деятельности юристов на частных предприятиях, а именно — проблема доверия между юристом и руководителем. Имеются в виду отношения не между одним юристом и директором предприятия, а тип отношений «юрист — руководитель».
Положение юриста в организации зависит от многих факторов, в том числе от уровня общего образования руководителя, его кругозора, воспитания. Кто-то приглашает юриста для престижа (чтобы при случае обронить — «мой юрист рекомендовал» или «я пришлю своего юриста»), кто-то по действительной необходимости, кто-то для иных целей, например, чтобы было на кого при случае возложить ответственность, когда срывается сделка.

Однако крутые развороты предпринимательской практики вынуждают бизнесменов искать у юристов действенной поддержки, реальных, толковых советов. И не только юридических, но и политических.
В целом существуют всего два варианта привлечения юристов к работе в организации: заключить договор на абонентское обслуживание с адвокатской конторой или юридическим бюро или пригласить юриста в штат. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.
В первом случае фирма приобретает поддержку целого мозгового треста. Ведь в адвокатских конторах обычно имеется большая команда квалифицированных юристов, каждый из которых к тому же является специалистом в той или иной отдельной области права, что позволяет решать практически любые задачи на очень высоком профессиональном уровне. Но это стоит дорого, а кроме того, адвокат имеет и другие конторские поручения, он не находится на фирме целый день, а приходит на несколько часов в день, иногда не каждый день.
Во втором варианте фирма приобретает постоянного работника, расходы по оплате его труда, конечно, могут быть также достаточно высоки, но все же меньше, чем в первом случае. Притом же свой юрист всегда под рукой, его не надо ждать. Но он не может объять необъятного, и даже при очень высокой квалификации вряд ли может тягаться с адвокатской или юридической конторой. И все же юрист, работающий на постоянной основе, может стать более полезным для организации, чем «приходящий». Каким бы широким ни был спектр юридической работы на фирме, он все равно имеет определенные границы, которые в первую очередь определяются видами деятельности предприятия, сферой его интересов.
В процессе юридического сопровождения деятельности фирмы у юрисконсульта постепенно нарабатываются модели поведения, связи и варианты решения привычных для фирмы проблем. Юрисконсульт вникает в ежедневную финансовую, коммерческую деятельность фирмы, налоговые проблемы, взаимоотношения с партнерами и контрагентами, благо, что юридическое образование позволяет разобраться практически с любыми вопросами деятельности коммерческой организации и принять обоснованное и законное решение.
Конечно, слишком глубокое погружение в предпринимательство может привести к утрате некоторых юридических навыков, в частности и, особенно по арбитражной работе, но предприниматель с юридическим образованием — это качественно иной уровень понимания рынка, другой тип отношения к партнерам, к обязательствам, к своим работникам.
В идеальном случае юрист на фирме — это человек команды. Он знает проблемы фирмы, ее беды и радости, характер и возможности руководителя. Он участвует в делах фирмы и несет ответственность за нее. От заинтересованности юриста во многом может зависеть успех дела. Естественно, это предполагает высокую степень доверия между работниками и руководством. Своего рода партнерство.
Если же юрист ощущает себя только наемным работником — это плохо. В этом случае отсутствует заинтересованность и переживание за конечный результат, преобладает формальный подход: объяснил правовую сторону вопроса, а дальше дело руководителя.
Конечно, такой стиль работы может объясняться и характером самого юриста, но чаще поведением руководителя. Если юриста не подключают к разработке проекта на его начальной стадии, если от него держат в секрете полную информацию о сделке, если от него требуют лишь ответа — так можно? так нельзя?, а на дополнительные вопросы отвечают: «Не твое дело», — еще и напоминая про конфиденциальность информации, то результат не замедлит проявиться. А именно — охлаждение к проблемам фирмы, к ее руководству, дальше — общее ухудшение отношений. А поскольку в такой атмосфере работать психологически сложно — увольнение по собственному желанию. В такой организации работники обычно не задерживаются.
Если считать юриста как партнера, то имеется в виду, прежде всего то, что юрист является доверенным лицом руководителя, он всегда в курсе практически всех дел фирмы, он ежедневно бывает у директора, с ним советуются по всем сделкам, без его визы не подписываются контракты, с ним всегда можно связаться. Это, конечно, достаточно хлопотно для любого работника, в том числе и для юриста. Но только в этом случае ему не придется тушить «пожары», связанные с просроченными претензиями, исками, заявлениями, непоставками и т.д.


В чем состоят обычно обязанности юриста как штатного, так и нештатного? Выше уже отмечалось про инвентаризацию дел при вступлении в должность. Если говорить о текущей работе, то это, прежде всего, подготовка текстов договоров своей организации, анализ договоров, представляемых контрагентами, внесение и регистрация необходимых изменений в учредительные документы фирмы, обеспечение необходимого пакета учредительных документов для работы с банками, страховыми компаниями, работа с нотариусом, претензионная работа, подготовка различных справок для руководства, участие в переговорах.
Юрисконсульт обычно не принимает участия в принятии «политических» решений, т.е. с кем заключить договор, с кем не заключать, какой договор, сумма сделки и пр. Однако он обязан убедиться в правоспособности другой стороны, полномочиях ее представителей. Участие юриста в переговорах придает вес его организации, показывает серьезность ее намерений. Обоснованное сомнение юриста в «чистоте» сделки, в реальности существования контрагента может предопределить ее судьбу.
Для успешной работы юриста в организации большое значение имеет его техническая оснащенность. На фирме обязательно должна быть хотя бы одна из известных справочных баз данных — «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» в различных их разделах — законодательство, зарубежное, банковское, налоговое, бухгалтерское. Наличие специальных разделов, например, для финансовой компании — по ценным бумагам, фондовому рынку, инвестиционным фондам — намного облегчает и ускоряет поиск информации, позволяет быстро сориентироваться в изменениях законодательства, «поднять» необходимый для принятия правильного решения материал.
Кроме того, большое значение имеет наличие подписки на периодические издания. Обычно рабочий перечень подписных изданий для юриста включает 8-9 изданий: «Российская юстиция», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Хозяйство и право», «Закон», «Российская газета», «Экономика и жизнь», реже «Государство и право», «Домашний адвокат». Кроме того, юристу коммерческой организации нелишне знакомиться с материалами «Коммерсанта», «Денег», «Эксперта», «Коммерсанта Дейли» и другие.
В зависимости от вида деятельности фирмы юристу необходимо обрабатывать информацию из профессиональных изданий и источников, например, «Рынок ценных бумаг», «Финансовый маркетинг», «Финансовая газета», «Банки и бизнес», «Панорама приватизации», «Нефть и капитал» и т.д.
Работа бизнес-юриста — работа достаточно сложная, требующая не только профессиональных знаний, но и знания людей, умения убеждать, находить компромиссы. Не последнее место занимают экономические знания, ибо чтобы хорошо знать, как регулируется предмет, надо знать сам предмет. Не случайно на столах у юристов появились книги по экономической теории, маркетингу, менеджменту, рекламе, управлению персоналом.
Совершенно очевидно, что когда политические и экономические процессы в России стабилизируются, когда исчезнут возможности получать сверхприбыли, когда начнется борьба за каждый процент рентабельности, и все это в рамках закона и порядка, на первое место выйдет вопрос о профессиональной пригодности персонала предприятий.
Это будет время тех, кто умнее, дальновиднее, кто сделал ставку на профессионалов, а не на случай, везение или собственную хитрость.


И в приближение этого времени, в становлении цивилизованного рынка не последнее место принадлежит практическим юристам — хозяйственникам, или, как теперь говорят, бизнес — юристам, бизнес — адвокатам. Именно они кропотливым повседневным трудом внедряют в предпринимательскую деятельность элементы права, способствуют ликвидации вопиющей юридической неграмотности наиболее активной части населения, к которой, несомненно, относятся предприниматели, позитивно влияют на процесс формирования у них правосознания.


Не случайно профессия юриста является ныне одной из наиболее востребованных. Это характерная примета времени.

2. Роль и функции юриста на предприятии

Итак, уже отмечалось, несмотря на заполненный юристами рынок труда, спрос компаний на опытных, знающих юристов продолжает расти.

«Юрист, который всегда под рукой» — многие крупные и средние компании отдают предпочтение штатным юристам и создают юридические отделы. Правда, большинство компаний интересуют юристы со стажем не менее 2-3 лет, а часто и свыше 4 лет. Существует острый дефицит опытных юристов, специализирующихся на той или иной отрасли, особенно в области строительства и недвижимости, банковского дела, в сфере договорного права. Весьма популярная специализация — юрист по корпоративному праву, решающий задачи взаимодействия с госорганами. Зарплаты для позиций корпоративных юристов в крупных компаниях достигают 5000 долл. и выше. Юрист является наиболее востребованной профессией, наравне с бухгалтером и финансовым менеджером, в иностранных компаниях.

Штатного юриста лучше использовать при решении текущих задач, которые для компании являются регулярными. Это: составление и контроль исполнения заключаемых фирмой договоров, ведение внутренней документации, сопровождение сделок, получение лицензий, ведение типовых судебных процессов (например, по возмещению НДС, по неисполнению обязательств по договору). Плюсами при работе со штатным юристом является и то, что, он в пределах своих должностных обязанностей, обязан выполнять все порученное, в то время как юридическая фирма может, при определенных обстоятельствах, не взять на себя выполнение поручения, например, при конфликте интересов или наличия у клиента принципиально иной позиции по решению задачи.

А вот сложные дела в арбитражных судах, как правило, лучше поручать все-таки внешним юристам-профессионалам. Однако, корпоративный юрист, обладающий высокой квалификацией, также может отстаивать интересы фирмы перед налоговой инспекцией и контролирующими органами.

Решением вопросов предприятия в юридической фирме занимаются разносторонне подготовленные специалисты, практики. Но они, к сожалению, не могут знать всех особенностей работы предприятия, поэтому при решении вопросов некоторые нюансы зачастую упускаются. Если же юридическая фирма серьезно подходит к работе со своими клиентами, то на ознакомление со спецификой предприятия уходит время, что отодвигает решение некоторых вопросов. Именно поэтому штатный юрист имеет возможность во всех тонкостях, изнутри, знать состояние дел на предприятии, разбираться в особенностях деятельности фирмы. Его деятельность оперативна, руководитель предприятия может полностью контролировать его работу. Также его немаловажное достоинство – конфиденциальность.

Но есть и минусы. К сожалению, штатный юрист в подавляющем большинстве случаев не может быть специалистом во всех областях права. Для поддержания квалификации юристу нужна обширная практика, а на стабильном предприятии ему приходится 80% рабочего времени посвящать рутинной, зачастую однотипной работе, что не способствует повышению профессионального уровня. Профессионал нужен для особо важных поручений

Современный рынок труда для юристов ограничен в основном работой в частных компаниях в составе юридической службы или специализированных фирмах, причем, интерес бизнеса к последним за последние годы сильно вырос. Мелким организациям и значительной части средних коммерческих предприятий, невыгодно иметь штатных юристов. В небольших компаниях может не быть для него постоянного объема работ, но практически в любой фирме периодически возникают требующие юридического вмешательства задачи. При этом абонентское юридическое обслуживание в сторонней юридической компании может обойтись раза в два дешевле, чем зарплата хорошего юриста.

Использование специалистов юридической фирмы оправдано при решении новой задачи, т.к. компетенции юридической фирмы, специализирующейся на конкретных вопросах, как правило, выше, чем штатного юриста-«универсала». Кроме того, юристы юридической фирмы приняты на работу и протестированы юристами, что снижает риск профессиональной непригодности. Также внешние профессионалы востребованы в том случае, когда необходимо получить независимое юридическое заключение. Юридическая фирма совмещает в себе специалистов различного профиля, что позволяет решать каждую задачу клиента тем специалистом, который наиболее подготовлен в этом вопросе. Другое преимущество: при работе с юридической фирмой нет затрат на заработную плату юриста, налоговые отчисления, рабочее место, наем, оформление трудовых отношений, правовое оснащение юриста.

Думаю, что сотрудничество с юридической фирмой больше страхует клиента от некомпетентности. В случае совершения сотрудником юридической фирмы профессиональной ошибки, клиент право возместить убытки от ее деятельности со страховой компании, если ее профессиональная ответственность застрахована. Взыскать убытки с юриста, работающего по трудовому договору, можно только в размере среднего месячного заработка (ст. 241 Трудового кодекса РФ). По разным причинам компании обращаются к юридическим фирмам.

Например, компания заключила договоры на комплексное обслуживание с российской юридической компанией и германским адвокатским бюро. Поскольку эта фирма немецкая (100% иностранный капитал), то необходимы консультации, касающиеся международного права, а также опыт юристов в области взаимодействия российских и германских компаний. Поэтому, фирмой было принято решение в пользу юридической фирмы, а не штатного юриста в связи с тем, что знаний одного юриста (даже очень опытного и грамотного) не всегда достаточно для полноценного ведения бизнеса. Юридические компании, как правило, держат в штате юристов, узко специализирующихся в разных областях права, что немаловажно. Поэтому для работы по обслуживанию больших фирм, юристы должны иметь достаточно опыта по сотрудничеству с иностранными концернами, знать специфику управления в таких компаниях, хорошо ориентироваться в международном и российском праве, иметь хорошую информационную базу для оперативного реагирования на все изменения в законодательствах (немецком и российском). Но бывает и так, что найти фирму, полностью отвечающую требованиям большой фирмы, так и не удается. Поэтому приходится заключать договора с несколькими юридическими компаниями.

Например, до поры до времени сотрудники компании, в которой я работаю, самостоятельно решали возникающие юридические вопросы. В условиях рыночной экономики и слишком переменчивого законодательства возникающие споры стало решать все трудней, и потребовался юрист. Сначала это был штатный юрист – совместитель, т.к. при существующих объемах правовой работы иметь работника на полной ставке было нецелесообразно. На этой должности сменили друг друга три специалиста, и все они не устраивали уровнем своих знаний. Некоторое время наша компания пыталась снова решать юридические вопросы самостоятельно, но это не принесло желаемого эффекта. Тогда решили попробовать сотрудничать с юридической фирмой по договору, получая от них консультации и выполнение конкретных работ или проектов. Результаты работы с такой фирмой нас удовлетворили.

Вообще, юридические компании, чувствуя рост интереса к ним со стороны компаний, склонны предъявлять завышенные требования к кандидатам, например, наличие у них собственной клиентской базы или связи в госструктурах, или готовы платить начинающим специалистам только небольшие деньги. Однако, главное конкурентное преимущество профессионала – это знания и опыт, поэтому молодые специалисты — претенденты на стартовые позиции, для которых опыт важнее, чем зарплата, выигрывают гораздо больше, и их профессиональный рост, и, соответственно, рост доходов, происходит быстрее, чем специалистов, которые во главу угла изначально ставят зарплату. При этом, на первых порах, опыт старших коллег незаменим. Поэтому, стартовать лучше в профессиональной среде, – не имеет значение в юридической фирме или в юр. отделе организации.

Задачи юриста на предприятии

Анализируя вышесказанное, определим основные задачи, которые возлагаются на юридическую службу:

а) укрепление законности и предупреждение правонарушений в деятельности предприятия;

б) активное участие в решении вопросов правового обеспечения мероприятий по ускорению социально – экономического развития;

в) обеспечение правовыми средствами сохранности имущества предприятия, укрепления трудовой дисциплины, повышения качества продукции, строгого соблюдения договорной дисциплины;

г) защита прав и законных интересов предприятия, трудящихся;

д) правовое воспитание трудящихся.

Основные направления деятельности (обязанности) юридической службы:

1. Проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений, других документов правового характера;

2. Осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства приказов, распоряжений и других актов, издаваемых руководителями структурных подразделений предприятия, и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства;

3. Подготовка совместно с другими службами предприятия предложений об изменении действующих или фактически устаревших, утративших силу приказов и других актов правового характера, изданных на предприятии;

4. Участие в подготовке и заключении коллективных договоров, а также разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины;

5. Организация совместно с другими службами работы по заключению хозяйственных договоров;

6. Организация и ведение претензионно – исковой работы;

7. участие в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими службами мер к ликвидации этой задолженности;

8. Осуществление контроля за соблюдением на предприятии установленного действующим законодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству;

9. Представительство и защита интересов предприятия в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов;

10. Обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел, претензий, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров, представление руководителю предприятия предложений по устранению выявленных недостатков;

11.Участие в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв предприятию;

12. Консультирование, подготовка заключений, справок по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия;

13. Участие в разработке предложений по итогам работы комиссии по рассмотрению результатов финансово – хозяйственной деятельности предприятия;

14. Подготовка с участием других служб материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной (нестандартной, некачественной) продукции и иных правонарушениях для передачи следственным органам и товарищеским судам, а также принятие мер к возмещению ущерба, причиненного предприятию;

15. Организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие и издаваемых им нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к правовой работе.

Важной гарантией качественного выполнения работниками юридической службы своих обязанностей является то, что они могут быть назначены из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. Лишь в виде исключения юрисконсультами могут стать лица, не имеющие такого образования, но при условии, что у них есть стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Допускается назначение на должности юрисконсультов лиц, обучающихся на последних курсах юридических вузов.


Список используемой литературы:
1. Айзин С.М., Тихомиров М.Ю. Юридическая служба на предприятии: настольная книга юристконсульта. –М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006 г.

2. «Экономика и жизнь», статья Б. Завидова «Какой быть юридической службе»., № 4

3. Гримм Д.К вопросу о понятии и источниках обязательности юридических норм. СПб., 2001, С.36

4. Реутов В.П. Юридическая практика и развитие законодательства: Дис. на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. Свердловск, 2002 г.

5.Столяренко А.М. Проблемы и пути развития юридической психологии // Психологический журнал. 2004, № 5

6. Юристы и психологи «за круглым столом» // Психологический журнал. Т. 4. № 4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.