1. Предложение. Законпредложения
Предложение –это количество товара, которое производители могут и хотят произвести ипредложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенногопериода.
Применительнок конкретной ситуации предложение можно представить в виде таблицы:
Предложениеиндивидуального производителя определенного вида продукта-товара (гипотетическиеданные)Варианты ситуации Цена единицы (долл.) Величина предложения в неделю (шт.) A 5 60 B 4 50 C 3 35 D 2 20 E 1 5
Как видно изтаблицы, если цена единицы товара составляет на рынке 5 долл., производительбудет готов произвести и поставить на рынок 60 единиц товара в неделю, если жецена составит 4 долл., производитель будет поставлять только 50 единиц товара.Дальнейшее падение продажной цены сопровождается еще большим падением объемапредложений.
Данныетаблицы свидетельствуют о том, что между ценой (при прочих равных условиях) иколичеством предлагаемого продукта существует прямая связь. С повышением ценсоответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращаетсятак же и предложение. Эта специфическая связь называется закономпредложения.
Сущностьзакона предложения стоит в прямой зависимости от цены товара и величиныпредложения. Это закон показывает, что производители хотят изготовить ипредложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем онихотели бы это делать по низкой цене.
Представимпонятие «предложение» в графическом изображении:
/>
P
Цена
Единицы
5
4
3
2
1
S />
/>/>
/>/>
/>/>/>
/>/>
/>
/>/>/>
/>/>
/>
/>
/>/>/>/>/>/>
10 20 30 40 50 60 Q
Величина предложения
Навертикальной оси отложим цену единицы товара, а на горизонтальной оси величинупредложения. Все пять возможных вариантов из таблицы изображенной вышеразместим на графике в виде точек A, B, C, D, E.
Плавносоединив все точки, мы получим на графике линию SS, которая называется кривойпредложения. Она показывает движение предложения товара по мере изменения цены.Для определения рыночного предложения необходимо вычислить общую величинупредложения всех производителях при всех возможных ценах.
Однако напредложение действует не только цена, но и другие неценовые факторы. Основныминеценовыми факторами являются:
– ценына производственные ресурсы;
– измененияв технологии производства;
– налогии субсидии;
– ценына другие товары;
– ожиданиепроизводителей;
– числопродавцов.
Изменениевеличины предложения означает передвижение с одной точки на другую (вверх иливниз) на постоянной кривой предложения. Оно происходит под воздействием измененияцен. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения, увеличениепредложения смещает кривую предложения вправо, уменьшение предложения – влево.Так происходит в случае изменения одного или нескольких неценовых факторов./> /> /> /> /> /> /> /> /> />
P />
/>/>/>/>/>
Предложениеможет быть эластичным или неэластичным. Понятие эластичности предложения товаровхарактеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемогок продаже. Интенсивность этих изменений различна, и поэтому на практике могутиметь место следующие ситуации:
– эластичногопредложения;
– предложениеединичной эластичности;
– неэластичногопредложения.
Предложениесчитается эластичным, если производители чувствительны к изменению цен. Этузависимость определяет коэффициент ценовой эластичности предложения (Кц.эл.предл.),который определяется по следующей формуле:/> /> /> /> />
Изменение величины предложения, %
Изменение цены, % />
Δ Q (%)
Δ P (%) />
/>/>Кц.эл.предл. = =
При единичнойэластичности предложения имеет место равновеликое изменение цен и количествопредлагаемых товаров.
В случаеэластичного предложения незначительное увеличение цены вызывает значительноеувеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Принеэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния наувеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Наэластичность предложения влияют следующее основные факторы:
– отсутствиетоваров – заменителей;
– уровеньтоварных запасов;
– резервыпроизводственных мощностей;
– экономическаяконкуренция;
– уровеньконкуренции;
– факторвремени.
2. Основныемакроэкономические показатели
предложение товар макроэкономический показатель
Экономика какэкономическая деятельность человека имеет два уровня: микро и макро.Макроэкономика исследует экономику в целом и ее основные составляющие (национальныйпродукт, национальный доход, инфляцию, занятость и др.).
Основнымимакроэкономическими показателями в большинстве стран является валовойнациональный продукт (ВНП) – совокупная стоимость конечных товаров и услуг,произведенных за определенный период, выраженный в рыночных ценах.
Существуетдва способа расчета ВНП – по расходам и по доходам – дают один и тот жерезультат, и в этом проявляется сущность балансового метода, применяемого такжев бухгалтерском учете и народнохозяйственном планировании.
Сбалансироватьрасходы и доходы, обеспечивающие реализацию ВНП, возможно только с учетомкосвенных налогов и амортизации.
Амортизацияне является доходом, однако она предполагает ежегодное обновление частиосновного капитала (основных производственных фондов) в натуре. Для этогонеобходимо производить и реализовать соответствующую часть ВНП. Амортизационныесредства – особая часть денег, находящаяся в распоряжении производителей,которая участвует общем потоке денежного обращения, обеспечивающего реализациюВНП.
Расчеты ВНП –по расходам и доходам ведутся в текущих, рыночных ценах. В результате этихрасчетов определяется величина номинального ВНП. Но поскольку существует инфляция,номинальный ВНП корректируется с учетом индекса цен. В итоге получают величинуреального ВНП:/>
Номинальный ВНП
Индекс цен
/>Реальный ВНП =.
В статистикеотдельных государств (в том числе и республике Беларусь) основным макроэкономическимпоказателем является ВВП (валовой внутренний продукт). Он рассчитывается наоснове территориального принципа, в соответствии с которым товары и услуги создаютсявнутренними факторами производства независимо от того, кто ими владеет. Такимобразом, валовой внутренний продукт – сумма добавленных стоимостей всехподразделений народного хозяйства.
Вовзаимосвязи с ВНП рассчитываются и другие важные макроэкономические показатели.Так, чтобы выяснить объем конечных продуктов, предназначенных для населения игосударства с учетом чистого экспорта, определяется чистый национальный продукт(ЧНП) по формуле:
ЧНП = ВНП –Амортизация.
Чтобыустановить совокупный объем доходов, получаемых владельцами факторов производства,– заработная плата (труд), прибыль и процент (капитал), рента (земля и недвижимость),– определяется величина национального дохода (НД) по формуле:
НД = ЧНП –Косвенные налоги.
Если из НДвычесть сумму всех взносов на социальное страхование, а также сумму нераспределенныхприбылей корпораций, то образуется величина личного дохода (ЛД). После уплатывсех индивидуальных налогов ЛД трансформируется в располагаемый личный доход(РЛД).
Литература
1. «Экономическая теория»Под общей редакцией проф. Л.Н. Давыденко Минск 2002 г.