/>Занятость:прогнозы и реальность
малоепредпринимательство государственный поддержка
Формирование слоясобственников и предпринимателей, рост конкурентоспособного частного сектора впроизводстве товаров и услуг могут смягчить ситуацию, сложившуюся в связи скризисом крупного производства. Благоприятное воздействие предпринимательствана экономику и социальный фон, как отдельных территорий, так и страны в целомочевидно. Однако, завоевывая «место под солнцем», малые предприятиявынуждены преодолевать немалые трудности. допросам их становления и создания условийдля успешной деятельности был посвящен международный симпозиум «Развитиегородских сообществ через развитие малого предпринимательства», которыйсостоялся в начале октября в Москве по инициативе Министерства труда исоциального развития РФ, правительства Московской области, Московской областнойслужбы занятости и канадской компании «Уайт Рейнолдс Интернэшнл».Симпозиум вызвал большой интерес у представителей деловых и научных кругов,федеральных и региональных органов власти, зарубежных специалистов.
Пленарное заседаниеоткрыл глава Департамента федеральной государственной службы занятостинаселения по Московской области Николай Пашин, подчеркнувший, что поддержкапредпринимательства и самозанятости граждан — одно из основных направленийактивной политики занятости. В Подмосковье в особенно тяжелом положениинаходятся крупные предприятия машиностроения, оборонной и текстильнойпромышленности, наукограды. Многие квалифицированные специалисты, оставшись неу дел, стремятся найти себя в бизнесе, открыть собственное дело. По экспертнымоценкам, уже сегодня малое предпринимательство обеспечивает занятость примерно16% трудоспособного населения области. Только в первом полугодии 1997 г.открыть собственное дело изъявили желание 346 человек, что в 2,6 раза превышаетаналогичный показатель прошлого года.
Главные блоки комплекснойпрограммы поддержки и развития малого предпринимательства на 1997-1998 гг.,принятой областной Думой; создание соответствующей инфраструктуры; организацияспециального обучения безработных и повышение квалификации лиц, занимающихсямалым бизнесом; формирование системы финансовой поддержки МП на конкурснойоснове за счет средств ГФЗН с привлечением других инвесторов.
Немалую роль в развитиипредпринимательства играют социально-деловые центры (СДЦ), которых вПодмосковье II. Деятельность каждого из них сообразуется с актуальнымипотребностями района, где он расположен: например, Фрязинский СДЦ совместно сфирмой «Бурда Моден» реализует муниципальную программу занятостиженщин, Одинцовскии — ориентируется на решение проблем занятости молодежи, набазе СДЦ г. Юбилейного создан Центр социальной реабилитации офицеров иветеранов Вооруженных Сил и т.д. При поддержке службы занятости и СДЦ успешноработают несколько десятков малых предприятий, сложилась эффективная системанадомного труда.
В Московской областиродилась инициатива создания новых структур — социально-деловых центров адаптациинаселения к рынку труда (центров развития бизнеса). В реализации идеи, помимоработников службы занятости, приняли участие канадские специалисты. В основуработы центров положен проект «Будущее городских сообществ», успешноапробированный в Канаде, США, Великобритании, который направлен на повышениепредпринимательской активности граждан, а следовательно, и на преодолениебезработицы.
Результаты реализациироссийско-канадского проекта в Подмосковье высоко оценила и заместительминистра труда и социального развития РФ Марина Москвина, отметив, чтоадаптация зарубежного опыта способствует повышению эффективности преобразований,адекватных переходной экономике. Становление слояпредпринимателей-собственников и так называемого среднего класса — гарантиянеобратимости движения к рынку.
Статистикасвидетельствует о некотором сокращении официально регистрируемой безработицы,которая в настоящее время соответствует показателю конца 1995 г. Однакоположительная тенденция не может скрыть остроту проблемы: совершенно ясно, чтов значительной степени такая картина связана с ограниченными возможностямигосударства в сфере содействия занятости. Именно поэтому большие надежды понормализации положения возлагаются сегодня на развитие предпринимательства.
Малый бизнес не толькосоздает прямые и инициирует появление дополнительных рабочих мест, но ирасширяет поле деловой активности, вовлекая в трудовую деятельность и техграждан, которые не обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда.Кроме того, предложение рабочих мест в этом секторе экономики усиливаетконкуренцию между работодателями в области найма. Более гибкие условия труда,включая нестандартные режимы рабочего времени на малых предприятиях, делают ихпривлекательными для работников. Чутко реагируя на изменения рыночнойконъюнктуры, малые предприятия становятся участниками инновационного процесса,способствуют качественному улучшению рабочей силы, формируют рабочие места набазе новых технологий.
Несомненные достоинствамалого бизнеса не должны затенять проблемы его дальнейшего развития. Особоговнимания требуют создание стабильной экономико-правовой среды, совершенствованиеинфраструктуры поддержки МП и т.д. Важно определить оптимальные для развитиячастной инициативы секторы экономики, направления и формы государственнойподдержки самозанятости, отработать принципы экономического стимулирования техработодателей, которые создают рабочие места.
Исполнительный директорроссийско-канадского проекта «Будущее городских сообществ Тед Треллерпрокомментировал итоги его реализации в г. Жуковском и дальнейшеераспространение в других городах Московской области (Мытищах, Пушкине,Боскресенске, Орехово-Зуеве). Используя канадскую модель, совместными усилиямиудалось выработать жизнеспособную систему мер, которая обеспечиваетсоциально-экономическое развитие местных сообществ, позволяет активно решатьпроблему занятости населения. Благодаря технической, методической и финансовой(на возвратной основе) поддержке городские сообщества разработали реальныепланы делового развития, меры для преодоления факторов, его сдерживающих. Ониоснованы на выявлении сильных и слабых сторон сообщества, учитывают егоспецифический ресурсный потенциал. На базе бизнес-центров предпринимателисовершенствуют профессиональные навыки, получают всестороннюю консультативнуюпомощь. Подготовка ведется по шести специальным программам, в число которыхвходят, например, „Оценка кредитов и рисков“, „Стратегическоепланирование“. Как показал опыт первых лет партнерства российских иканадских специалистов в рамках осуществления проекта, несмотря на неизбежныетрудности и ошибки, достигнуты ощутимые положительные результаты.
Заместитель председателяКомитета по управлению имуществом Московской области Виктор Лисин рассказал оцелях, задачах и приоритетах расширения малого предпринимательства вПодмосковье. В начале 1997 г. в области было зарегистрировано 27,7 тыс. предприятийэтой категории. Их позитивное влияние на экономику региона бесспорно, но пока,к сожалению, не очень существенно: доля малого бизнеса в формировании бюджетаобласти составляет не более 10%. На повышение его значимости для экономикиобласти направлена областная целевая программа поддержки и развития малогопредпринимательства. Способствуют этому и принятые областной Думой законы оподдержке малого предпринимательства и об упрощении системы налогообложениясубъектов малого предпринимательства.
Программные мероприятиянаправлены на обеспечение благоприятных условий для успешной деятельностидействующих и появления новых малых предприятий, что должно привести к созданиюрабочих мест, увеличению поступлений в бюджет, насыщению локальных рынковотечественными товарами.
Для координации иконтроля за выполнением мероприятий программы создан координационный советадминистрации области по малому предпринимательству, утверждена Московскаяобластная специализированная лизинговая компания, цель которой — развитие субъектовмалого предпринимательства, ориентированных на сферу производства. Достижениенамеченных целей требует немалых средств, которые бюджет выделить просто не всостоянии: необходимо привлечь дополнительные ассигнования. Банковскиеструктуры предпочитают для кредитования малого бизнеса лизинговые операции какнаибе лее надежные.
Для финансовой поддержкималого предпринимательства в Московской области создаются специальные инвестиционныйи гарантийный фонды.
Учреждено Московское региональноеагентство по поддержке малого и среднего предпринимательств на котороевозложены функции и формационного обеспечения этот сектора.
Предпринятые меры вконечно итоге позволят увеличить количеств новых престижных рабочих мест, дадутвозможность малым предприятиям на равных условиях с крупным участвовать вконкурсах на получен госзаказа. Пока же этот шанс, даны им федеральнымзaкoнoдaтeльcтвo практически не реализуется.
Подчеркнув важностьрешения вопроса о финансировании малого предпринимательства, старший бaнковский советникЕвропейского бaнка реконструкции и развития Эльвира Лефтинг рассказала опpoгpaмме предоставления малых и микрозаймов Российского фонда малого бизнеса(РФМБ). Фонд создан в России 1994 г. для „опеки“ малых и среди предприятий.В настоящее время эта программа охватывает 18 городов 14 банков-партнеров повсей Росси Финансовые средства могут получи все желающие МП, но предпочтеныотдается предпринимателям, действующим в сфере производства. Размер начальныхзаймов не имеют нижней границы, верхняя -125 тыс. долл., максимальный срок — два года — Процентные ставки и сроки погашения соответствуют нынешним условиям рынка.Займы можно использовать в качестве оборотного капитала, на покупкуоборудования или оплату других фиксированных активов.
Цели программы малых имикрозаймов — увеличить поток инвестиций в малый бизнес и обеспечить егофинансирование банковским сектором. Банкам-партнерам РФМБ оказываетсятехническая помощь, в их подразделениях организуются секторы малого бизнеса,работники которых получают возможность пройти подготовку по вопросамкредитования МП. РФМБ убедительно демонстрирует банкам-партнерам, что этовыгодная область бизнеса.
С начала деятельностиРФМБ профинансировано более 8 тыс. российских частных предприятии различногопрофиля, выдано более 1 тыс. займов в иностранной валюте и в рублях на общуюсумму свыше 120 млн. долл. США.
Широкомасштабнуюпрограмму подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки малогопредпринимательства — Морозовский проект — с 1992 г. реализует Академия менеджментаи рынка. За этот период в стране создано 65 учебно-деловых центров (УДЦ), 19 изних открыли свои филиалы в 52 малых российских городах. Центры сотрудничают сместными администрациями и центрами занятости, региональными и муниципальнымифондами поддержки малого предпринимательства. Ежегодно их клиентами становятсяне менее 50 тыс. предпринимателей и специалистов. Начав с подготовки кадров,большинство УДЦ перешло к комплексной поддержке малого предпринимательства,включая консалтинговое сопровождение и содействие в привлечении инвестиций.»Развитая инфраструктура поддержки частного бизнеса в регионах, — подчеркнул директор Института предпринимательства и инвестиций, входящего всостав Академии, Вениамин Каганов, — важнейшее условие его процветания, а значит,и стабильности в государстве". Структуры, которые непосредственноконтактируют с МП, оказывают им юридические, аудиторские, маркетинговые, консалтинговые,офисные услуги; содействуют в подготовке, переподготовке и повышенииквалификации кадров, получении инвестиций и кредитов; предоставляют в аренду(на льготных условиях) помещения для офиса и производства, оборудование влизинг; организовывают рекламу продукции; обеспечивают безопасность.
Академия менеджмента ирынка по заказам центров занятости обучает безработных граждан, желающихоткрыть собственное дело, готовит преподавателей и консультантов в сфере малогобизнеса, разрабатывает методики реализации инвестиционных программ. Основнаязадача проекта -создать в России «критическую массу» предпринимателейи управляющих, способных эффективно работать в условиях становления рыночныхотношений. Ежегодно в рамках Морозовского проекта проходят подготовку иконсультирование не менее 40 тыс. менеджеров и предпринимателей. Академияприглашает к сотрудничеству регионы и готова содействовать им в открытии УДЦ,решении задач в сфере предпринимательства.
Еще на одно важноеусловие успешного развития малого предпринимательства в России указалсобравшимся ректор Московского института международного бизнеса Евгений Ищенко.В его выступлении речь шла о необходимости формирования благоприятногоотношения общества к этому виду бизнеса. Многое зависит от культуры исубкультуры — это те факторы, которые создают реальные предпосылки для развитияпредпринимательства. И если культура — категория относительно сложившаяся, тосубкультура очень податлива к внешнему воздействию и формировать ее надо всоответствующем ключе главным образом силами семьи, школы. Болезнь незанятостилегче предотвратить, чем лечить. У подростков следует воспитывать здоровоечестолюбие, заставляющее человека постоянно двигаться вперед, реализовывая себяв деле. Ярчайший пример тому — активность представителей американского бизнеса.Возможно, их способность к риску, самостоятельному делу, подчиненную желаниюдобиться успеха, предопределяла сама история страны. Конечно, для России этамодель не может быть эталоном. Наше бытие в большей степени определяетсядуховностью и чувством коллективизма, нежели стремлением к личным победам вчастном бизнесе. Тем не менее, нельзя упускать из вида это важное звено в цепипредпринимательского успеха.
Заместитель председателяГосударственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательстваАлександр Прилепин затронул тему государственной поддержки малого бизнеса.Комитет создан два года назад. Главный положительный итог заключается визменении отношения к этой структуре со стороны административного корпусарегионов и территорий. В 70 регионах действуют фонды поддержки МП,обеспечивающие им возможность получения финансовой помощи.
О важностигосударственной поддержки малого бизнеса говорит опыт ряда азиатских стран.Реализация огромных по своим масштабам государственных программ поддержки этогосектора экономики в немалой степени обусловила прогресс, достигнутый, например,Китаем, Тайванем, Гонконгом. В настоящее время темпы прироста ВВП в этихстранах достигают 7%, тогда как в Европе — лишь 2%.
В России реализациягосударственной политики поддержки предпринимательства сковывается нехваткойбюджетных средств. Так, в 1997 г. Комитету удалось получить лишь 40%запланированной суммы — 386 млрд. руб. Они были распределены в соответствии срегиональными программами поддержки малого бизнеса, которые формировалисьнепосредственно на местах. Недавнее Всероссийское совещание в Чебоксарах, накоторое собрались представители 71 региона, показало, что такой подходоправдан; он позволяет выделить реальные «точки роста» и избежатьраспыления средств. В основе политики Комитета — создание условий дляконструктивного диалога менаду отдельными звеньями, вошедшими в инфраструктуруподдержки малого бизнеса. На локальном уровне — в городах, поселках — делаобстоят пока гораздо хуже, нежели на федеральном. Широкое распространение опытароссийско-канадского проекта «Будущее городских сообществ» можетсущественно улучшить ситуацию.
Доцент ГосударственнойАкадемии управления имени С. Орджоникидзе Валерий Масленников предложилрассмотреть возможности совершенствования поддержки предпринимательства,осуществляемой государственной службой занятости. В последние два года затратына осуществление пассивных мер значительно превышают расходы на активнуюполитику в области занятости. По мнению выступающего, во многом это объясняетсятем, что служба занятости недооценивает важность поиска новых современныхорганизационно-экономических механизмов финансирования социально значимыхпроектов. В частности, недостаточное внимание уделяется организации возвратаденежных средств. Между тем существует ряд форм финансовой поддержки, которыемогут минимизировать риск потери (невозврата) средств. К ним можно отнестилизинговое финансирование, использование франчайзинга, реинжинирингмалорентабельных предприятий и т.п. Названные формы финансирования требуютхорошей методической основы, апробации на практике, переобучения специалистовслужбы занятости. Такая подготовка может дать существенное улучшениепоказателей эффективности использования средств службы занятости, направляемыхна поддержку предпринимательства.
Перспективы малогобизнеса в аспекте политики занятости проанализировала заведующая отделомИнститута труда Министерства труда и социального развития РФ ИринаБезгребельная. Наметившееся за последние полтора года снижение темпов ростабезработицы в стране нельзя считать признаком стабилизации и началом посткризисногоразвития.
Занятость на крупных исредних предприятиях сокращается неадекватно снижению объемов производства; какследствие увеличивается скрытая безработица (на начало 1997 г. она составила неменее 12 % численности работников). В результате потребность официальнойэкономики в рабочей силе снижается.
За последние два годаувеличилась экономическая активность населения. Падение реальных доходовграждан, задержки с выплатами заработной платы, пенсий, стипендий привели кувеличению числа граждан, испытывающих острую потребность заработать любымвозможным способом. Именно вследствие массового обращения к нелегальным формамсамозанятости безработица приостановила свой рост. Стихия неформальнойэкономики стала в России практически единственным источником получения доходовдля большого количества граждан. Численность экономически активного населения сучетом всех факторов и оценок возрастет, по расчетам, к началу следующегостолетия по сравнению с 1996 г. на 1,5 млн. человек. Вместе с тем, попрогнозам, к 2000 г. занятость на крупных и средних предприятиях сократится на 5млн. человек (на 10%).
Очевидно, что преодолениенегативных тенденций на рынке труда возможно только при расширении занятости вофициальной экономике и, главным образом, в секторе малого предпринимательства.(Занятость на крупных и средних предприятиях будет снижаться при любом сценарииэкономического развития.) в противном случае либо будет расти безработица, либозначительно расширится сектор нелегальной экономики, ограничителем которого станетлишь платежеспособный спрос населения. Что' бы не произошло ни того, ни другогов секторе малого предпринимательства необходимо создать дополнительно какминимум 6,5 млн. рабочих мест другими словами, увеличить занятости в нем болеечем в 1,6 раза.
В ближайшие годы секторофициального малого предпринимательств; станет единственной альтернативойнормализации ситуации в области занятости населения, предотвращении ростабезработицы и нелегальны? форм самозанятости. Для его развития нужны не только нормативныеакты, регламентирующие поддержку предпринимательства, но и федеральный закон опринципах взаимодействия государства и частных предпринимательских структур. Врамках Ж1 политики занятости необходимо про думать различные варианты и способысубсидирования занятости в малом бизнесе.
Председатель КомитетаГосдумь по труду и социальной политик РФ Сергей Калашников подверг резкойкритике проводимую в стране социальную политику. По его мнению прежде всегонеобходимо обратит] внимание на регулирование оплаты труда, ликвидировать хаосв этой сфере. Возникла парадоксальная ситуация: индекс цен на отечественныетовары составляет 1,2 по отношению мировым,а уровень средней зарплата примерно в 10 раз ниже, чем в среднеблагополучнойстране. Причина подобной диспропорции очевидна: совершенно не оправдан высокийпредпринимательский доход, а заработная плата непомерно низка. Необходимо взаконодательном порядке ввести ограничение нормы прибыли на уровня 30%,согласуя этот показатель с мировой практикой, и обязать работодателя установитьдолю ФОТ в цене продукта в размере не менее 40%. Поддерживая предпринимателя,нельзя допустить бесконтрольного увеличения его прибыли за счет эксплуатациинаемного работника. Трудовой доход граждан должен стать основным в общей суммеих доходов.
Существенную роль всоциальной защите населения призвана сыграть пенсионная реформа, переход отгосударственного (распределительного) пенсионного обеспечения к смешаннойсистеме, основанной на принципах социального страхования. Было быцелесообразно, упразднив всю совокупность нынешних социальных льгот (посколькуони не выполняют своего предназначения), ввести единое пособие по бедности,размер которого устанавливался бы, исходя из величины прожиточного минимума.
Бюджетные средстваследовало бы направлять только на те производства, которые обеспечиваютсамоинвестирование (т.е. внутреннее инвестирование в рамках отечественнойэкономики через оплату труда своих же наемных работников). Никакой внешний заемне возродит нашу промышленность. Отрасль, которая может дать быстрыйэкономический эффект, — жилищное строительство. Расчеты показывают, что однорабочее место в строительстве инициирует создание еще 37 в сопряженныхотраслях.
Актуальной и вполневыполнимой задачей является возврат к существовавшей долгие годы в странеполной занятости. Необходимо обеспечить нуждающихся в работе дешевыми рабочимиместами с заниженными социальными характеристиками. Создание рабочих мест сминимальной оплатой труда, пожалуй, меньшее зло, чем выплата пособий побезработице, которые в условиях процветающей нелегальной вторичной занятоститеряют смысл.
Эффективный путь,позволяющий государственным средствам дойти до адресата, — созданиепромежуточных общественно-рыночных структур между государством и реальнымисоздателями рабочих мест — местными сообществами. Проект «Будущеегородских сообществ' заслуживает в этом смысле пристального внимания. Егорациональным зерном можно считать и то, что социально значимые мероприятияпланируются и осуществляются на местах, а не в центре, максимально приближены кпотребностям человека. Важно и то, что программы поддержки самозанятости ималого бизнеса, создания рабочих мест увязаны с реальным планом и прогнознымиоценками экономического развития региона.
Участники симпозиумазаинтересованно восприняли также выступления руководителя Гилфордскогообразовательного центра (Великобритания) Джона Твайнинга, заведующей отделомобучения Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса НатальиПетровой, директора Орехово-Зуевского СДЦ Игоря Ерышева, начальникаДепартамента ФГСЗН по Калужской области Виктора Сафронова.
Обстоятельно обсудивпроблемы развития городских сообществ через развитие малогопредпринимательства, ознакомившись с опытом работы Департамента федеральнойгосударственной службы занятости населения по Московской области и канадскойкомпании „Уайт Рейнолдс Интернэшнл“ по практическому решению этихпроблем в городах и районах Московской области, участники симпозиума принялирешение предложить Министерству труда и социального развития РФ:
одобрить на официальномуровне опыт совместной работы Московской областной службы занятости и компании»Уайт Рейнолдс Интернэшнл";
создать на базеДепартамента ФГСЗН по Московской области экспериментальную площадку поотработке методов и технологий содействия развитию и поддержке самозанятости,малого и среднего бизнеса как важнейшего условия реализации активной политикина рынке труда:
поручить ДепартаментуФГСЗН по Московской области обеспечить передачу, внедрение и сопровождениеформ, методов и технологий содействия развитию и поддержке самозанятости,малого предпринимательства, создания инфраструктуры адаптации населения к рынкутруда другим регионам России;
рекомендоватьрегиональным органам службы занятости населения РФ рассмотреть материалы настоящегомеждународного симпозиума, разработать соответствующие программы с привлечениемк их реализации органов местного самоуправления, предпринимательских структур,инвесторов. Предусмотреть данные направления в региональных программахзанятости населения;
обратиться кправительству и деловым кругам Канады с просьбой содействовать распространениюи реализации проекта «Будущее городских сообществ» на территорииМосковской области и в других регионах России.