Федеральное агентство по образованию
ФИЛИАЛ
Дальневосточного государственного технического университета
(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)
в г. Петропавловске-Камчатском
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Инвестиционный климат страны
Курсовая работа
Руководитель:__________________
___________________
(уч. степень, должность)
(Ф.И.О.)
Выполнила студентка группы ЭУД-06
_______________ Сократова А.И.
(подпись)
Дата сдачи на рецензирование
«_____»_______________ 2007г.
Работа защищена
«_____»____________ 2007г.
с оценкой_________ ________
(подпись)
г. Петропавловск-Камчатский, 2007г.
«Утверждаю»
Зав. кафедрой Экономики
____________ Морозова Ю.С.
«_____»_____________ 2007г.
ЗАДАНИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Студент группы _____________________________________________
(фамилия,имя, отчество)
1. Тема курсовой работы ______________________________________
_____________________________________________________________
2. План курсовой работы _______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечень рекомендуемой литературы __________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выдачи темы курсовой работы «10» сентября 2007г.
График выполнения курсовой работыНеделя Наименование работ Сроки исполнения 1-3 Выбор темы, изучение литературных источников, разработка задания 3-4 Сбор и обработка материалов по проблеме 5-10 Написание курсовой работы 11-13 Представление работы на кафедру для текущей проверки 14-15 Доработка курсовой работы 15 Представление на кафедру работы для рецензирования 16-17 Защита курсовой работы
Руководитель курсовой работы ________________________ _________
(уч.степень, должность, Ф.И.О.) (подпись)
Задание принял ______________________ ____________
(Ф.И.О.студента) (подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПОНЯТИЕИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5
1.1Определение понятия инвестиции. 5
1.2Классификация инвестиций. 6
1.3Роль инвестиций в функционировании экономики. 9
1.4Экономика и инвестиции в России. 11
2.ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ… 14
2.1Формирование инвестиционного климата. 14
2.2Инвестиционные риски. Меры по снижению инвестиционных рисков. 14
2.3Россия в мировом инвестиционном процессе. 18
2.4Законодательная среда для инвестиций. 21
3.ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ… 23
3.1Привлечение иностранных инвестиций. 23
3.2Объем накопленных инвестиций в России. 30
3.3Объем накопленных инвестиций за рубежом. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ… 34
ВВЕДЕНИЕ
Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики.Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие наобъем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике,развитие отраслей и сфер хозяйства.
Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала,инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результатыхозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться вэффективных формах, поскольку вложение средств в морально-устаревшие средствапроизводства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта.Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсови вследствие этого сокращение объемов производимой продукции. Таким образом,эффективность использования инвестиций имеет большое значение для экономики:увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня егоэффективности не ведет к стабильному экономическому росту.
Ряд развивающихся стран продемонстрировали миру высокие темпыэкономического роста за счет поддержки иностранных инвесторов. Больше всего вмире капитал вывозится из промышленно развитых стран – США, Япония и некоторыеевропейские страны. Капиталистическая система не предусматривает безвозмездноговложения капитала. Основная цель инвестора – извлечение прибыли. Существует рядпричин, из-за которых вывозить капитал значительно выгоднее, чем работать навнутреннем рынке. Это в основном налоговые льготы и внутренний рынок страны, вкоторую ввозится капитал. Если стране требуются инвестиции, ей необходимосоздать как можно больше привлекательных условий для вложения капитала. Большаячасть иностранных инвестиций это частные инвестиции. Как правило, этоприбыльные компании, для которых национальный рынок стал слишком тесен и они,стремясь к расширению, внедряются в рынки других стран. Естественно отсутствиеприбыли или убытки отпугивают такие компании. На практике инвесторов привлекаетсырьевая база нашей страны и некоторые не очень значительные отрасли (пищевая,фармацевтическая и т.д.). Самое главное – извлечь как можно больше выгоды длястраны, и как можно меньше утратить экономической самостоятельности.
На данный момент инвестиции в России растут рекордными темпами.Правительство преодолело совсем недавний кризис. Основное условие выхода Россиииз кризиса и создание достаточно устойчивого экономического роста былооживление инвестиционной деятельности.
В связи с этим цель работы заключается в исследованиигосударственной инвестиционной политики и оценке инвестиционной активности вРоссии.
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:
— дать общую характеристику понятию инвестиций и инвестиционнойдеятельности;
— раскрыть сущность инвестиционной деятельности;
— описать инвестиционную ситуацию в стране на сегодняшний день;
— определить роль иностранных инвестиций в инвестиционной политикеРоссии;
— рассмотреть перспективы российской инвестиционной активности.
1. ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.1.1 Определение понятия инвестиции.
Под инвестициями в экономической теории понимают совокупностьзатрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширениеили реконструкцию производства, повышение качества продукции и услуг, вобразование кадров и на научные исследования.
В масштабах национальной экономики инвестиции – это те экономическиересурсы, которые направлены на увеличение реального капитала общества, в томчисле и человеческого. [14; с.229]
В качестве инвестиций используются денежные средства, целевые банковскиевклады, паи, акции и другие ценные бумаги, кредиты, займы, залоги, технологии,земля, здания, сооружения, машины, оборудование, лицензии, в том числе и натоварные знаки, любое другое имущество или имущественные права,интеллектуальные ценности. [6; с.13]
К факторам, определяющим величину инвестиций, относятся:
· ожидаемые доходы от инвестиций;
· реальная ставка процента;
· налогообложение;
· экономические ожидания;
· изменения в технологии производства. [1; с.223]
Инвестиции – это все виды активов (средств), вкладываемыхв хозяйственную деятельность с целью получения прибыли. По экономическомусодержанию инвестиции (капиталовложения) – это расходы на создание, расширениеи техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этимизменения оборотного капитала.
Инвестиции – относительно новый для нашейэкономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалосьтолько одно понятие “капитальные вложения”, под которым понимались все затратына воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Подинвестициями в широком смысле понимаются денежные средства, имущественные иинтеллектуальные ценности государства, юридические и физические лица,направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию итехническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций,облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или)иного положительного эффекта.
Инвестиции – это более широкое понятие, чем капитальные вложения.Инвестиции выступают вторым после потребления компонентом общих, или совокупныхрасходов. Инвестиции означают расходы на строительство заводов, станки иоборудование, изменение запасов. 1.2 Классификация инвестиций.
Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляютсяв различных формах, они очень многообразны и многофакторны. В соответствии сконкретными задачами, в целях учета, анализа, мониторинга и индикативногопланирования, инвестиционная деятельность может быть классифицирована последующим признакам (см. прил.1 рис.1).
1 По объектам вложений средств: реальные и финансовые инвестиции.
а) Реальные инвестиции – вложения средств в материальные (здания,сооружения, оборудование и т.п.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, «ноу-хау»,научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации,программные средства и т.п.).
б) Финансовые (портфельные) инвестиции – вложения средств в различныефинансовые инструменты – ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.
Граница между портфельными и прямыми инвестициями довольноусловна (обычно предполагается, что вложения на уровне менее 10-20 % акционерного(уставного) капитала предприятия являются портфельными, 10-20 % и выше –прямыми), т.к. цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами,различаются такое деление представляется вполне целесообразным.
Выделение реальных и финансовых инвестиций является однимиз основных признаков их классификации.
2 По характеру участия в инвестировании: прямые и непрямые инвестиции.
а) Прямые инвестиции – непосредственное участие инвестора в выбореобъектов инвестирования и вложения средств. При этом инвестор непосредственнововлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционныеисследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а такжепроизводство конечной продукции.
б) Непрямые инвестиции (косвенные) – инвестиции, осуществляемые черезразличного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании)аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образомфинансовые средства. [23]
3 По периоду инвестирования: краткосрочные и долгосрочные инвестиции.
а) Краткосрочные инвестиции – вложения капитала на период не более одногогода (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочныхсберегательных сертификатов и т.п.).
б) Долгосрочные инвестиции – инвестиции, используемые на капитальныевложения и создание, увеличение размеров, а также приобретение необоротныхактивов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных дляпродажи.
4 По формам собственности инвестиционных ресурсов: частные, государственныеи иностранные.
а) Частные инвестиции – вложения средств, осуществляемые гражданами, атакже субъектами хозяйствования негосударственных форм собственности.
б) Государственные инвестиции – вложения, осуществляемые федеральными,региональными и местными органами власти и управления за счет средств бюджетов,внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями иучреждениями за счет собственных и заемных средств. [6; с.17]
в) Иностранные инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальныхценностей, вкладываемых зарубежными инвесторами, а также зарубежными филиаламироссийских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видовдеятельности с целью получения прибыли.
5 По региональному признаку: инвестиции внутри страны и за рубежом.
а) Инвестиции внутри страны (внутренние инвестиции) – вложения средствв объекты инвестирования, размещенные в территориальных границах данной страны.
б) Инвестиции за рубежом (зарубежные инвестиции) – вложения средств вобъекты инвестирования, размещенные за пределами территориальных границ даннойстраны. [6; с.19]
6 По отраслевому признаку выделяют инвестиции в различные отраслиэкономики: промышленность (топливная, энергетическая, химическая, пищевая,легкая и т.д.), сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговляи питание и пр.
7 По рискам различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции.
а) Агрессивные инвестиции характеризуются высокой степенью риска. Онихарактеризуются высокой прибыльностью и низкой ликвидностью.
б) Умеренные инвестиции отличаются средней степенью риска при достаточнойприбыльности и ликвидности вложений.
в) Консервативные инвестиции представляют собой вложения пониженногориска, характеризующиеся надежностью и ликвидностью. [8; с.35]1.3 Роль инвестиций в функционировании экономики.
Инвестиции играют существенную роль в функционировании и развитииэкономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказываютвоздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвигив экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.
Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала,инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результатыхозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться вэффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средствапроизводства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта.Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсови вследствие этого сокращение объемов производимой продукции. Таким образом,эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики:увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня егоэффективности не ведет к стабильному экономическому росту.
Инвестиции находятся в определенной зависимости от фактора экономическогороста, для выяснения которой следует предварительно определить понятия валовыхи чистых инвестиций. [8; с.30]
Валовые инвестиции – это затраты на замещение старого оборудования(амортизация) плюс прирост инвестиций на расширение производства.
Чистые инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизацииосновного капитала. [1; с.173]
Динамика показателя чистых инвестиций является индикатором состоянияэкономики: величина чистых инвестиций показывает, в какой фазе развитиянаходится экономика страны. Если объем валовых инвестиций превышает объемамортизационных отчислений, то прирост производственного потенциалаобеспечивает расширенное воспроизводство, экономика находится в стадии подъема.
При равенстве валовых инвестиций и амортизационных отчислений, т.е.нулевом значении чистых инвестиций, в экономику в данном периоде поступаеттакое же количество инвестиционных средств, какое и потребляется, имеет местопростое воспроизводство общественного продукта, характеризующееся отсутствиемэкономического роста.
Если величина валовых инвестиций меньше суммы амортизационныхотчислений, показатель чистых инвестиций является отрицательной величиной.Сокращение инвестиций вызывает уменьшение производственного потенциала и, какследствие, экономический спад.
Изменение объема чистых инвестиций ведет к изменению доходов, происходящемув том же направлении, но в большей степени, чем исходные сдвиги винвестиционных расходах. [8; с.30-31]
Зависимость дохода и инвестиций выражается в мультипликаторе.
Мультипликатор (лат. multiplico - умножаю)– это коэффициент, показывающий связь между изменением инвестиций и изменениемвеличины дохода.
При росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большемразмере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот множительный, нарастающийэффект в размере ВНП и называют мультипликационным эффектом.
Мультипликатор (m) – это числовойкоэффициент, который показывает размеры роста ВНП при увеличении объемаинвестиций.
Приращенный ВНП ∆ ВНП
/>/>m = = ,
Приращенные инвестиции ∆ I
∆ ВНП = m * ∆I,
т.е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показываетприращение ВНП.
Выводы:
1. Чем больше дополнительные расходы населения на потребление, тембольше будет величина мультипликатора, а, следовательно, приращение ВНП приданном объеме приращения инвестиций.
2. Чем больше дополнительные сбережения населения, тем меньшевеличина мультипликатора, а, следовательно, приращение ВНП при данном объемеприращения инвестиций.
3. Чтобы выразить воздействие прироста дохода на приростинвестиций, применяется акселератор.
Акселератор (лат. accelero –ускоритель) — это коэффициент, указывающий на количественное отношение приростаинвестиций данного года к приросту национального дохода прошлого года.
Он выражает воздействие прироста дохода на прирост инвестиций. [1; с.175]
1.4 Экономика и инвестиции в России.
Активы государственных инвестиционных фондов (суверенных фондов) вовсем мире уже вдвое превышают совокупные активы индустрии хедж-фондов и к 2012году могут увеличиться с $3,2 трлн. до $5 трлн., а затем удвоиться. Суверенныефонды становятся крупнейшими игроками мировых финансовых рынков, и именно этимобъясняется политическое противодействие их активности и в США, и в ЕС, и вдругих странах мира.
Суммарные активы государственных инвестиционных фондов, илисуверенных фондов (аналогов российского стабилизационного фонда), составляют неменее $3,2 трлн. За ближайшие пять лет они могут вырасти до $5 трлн, а задесять — до $10 трлн. Во многих регионах мира, включая Россию, США, Китай, ЕС,принимаются или обсуждаются законодательные инициативы, в разных формахограничивающие возможности корпораций, контролируемых иностраннымиправительствами, инвестировать в стратегические отрасли экономики. Суверенныефонды стали вторым после хедж-фондов объектом критики со стороны политиков.
В распоряжении правительств преимущественно развивающихся стран,констатируется в исследовании, находятся инвестиционные ресурсы, более чемвдвое превышающие суммарный объем хедж-фондов ($1,4 трлн.). Через несколько летинвестиции суверенных фондов станут сравнимы с суммарными резервами страховыхкомпаний мира ($16 трлн.) и инвестфондов ($17,9 трлн.). Впрочем, даже сейчасактивы суверенных фондов составляют около 7% капитализации мирового фондовогорынка и около 5% активов мировой банковской системы.
Расширение активности суверенных фондов неизбежно. После азиатскогокризиса 1997 года и российского — 1998-го развивающиеся страны ведутзначительно более осмотрительную финансовую политику. В результате мировыевалютные резервы (без учета золота) уже превысили $4,2 трлн. По расчетамэкспертов, типичная модель инвестиционного портфеля Центробанка в среднем запоследние 60 лет обеспечивала доходность менее 1% годовых. Типичная же модельпортфеля пенсионного фонда (комбинирующая вложения в акции и более рискованныеоблигации) давала 5,75% годовых.
Примеры суверенных фондов, успешно функционирующих на рынках какинститут, рассчитанный на долговременную работу, существуют. Организованный ещев 1956 году госфонд островного государства Кирибати за эти годы аккумулировалсредства, эквивалентные девяти ВВП этой страны ($600 млн.), и обеспечиваетинвестиционный доход в 33% ВВП. А при создании российского стабфондаправительство приводило в пример норвежский опыт: $322 млрд. его активовуправляются по типичной модели пенсионного фонда. Первый год инвестированияроссийского стабфонда в Минфине тоже считают удачным: удалось добитьсядоходности около 9% годовых. На 1 сентября 2007 года в стабфонде было накоплено3,4 трлн руб.
Анализ Стефена Керна указывает на то, что большая часть госфондоввсе же инвестируется из коммерческих, а не прочих соображений, следовательно,опасения ущерба стратегическим интересам стран — получателей инвестицийпреувеличены. Россию в этом смысле можно было бы приводить в пример открытости.Правила инвестирования стабфонда были утверждены правительством РФ, аинвестстратегия периодически обсуждается публично управляющими. В большинствестран мира деятельность суверенных фондов является менее публичной, а стратегиявложений обсуждается гораздо более кулуарно. [5;c.11-15]
2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ
2.1 Формирование инвестиционного климата.
Инвестиционный климат – совокупность социально-экономических, политическихи финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционногорынка и величину инвестиционного риска.
Инвестиционный климат включает объективные возможности страны илирегиона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора(инвестиционный риск).
Инвестиционный потенциал складывается как сумма объективных предпосылокдля инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектовинвестирования, так и от их экономического «здоровья».
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций идохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать вданное предприятие, отрасль, регион, страну. Риск – характеристикакачественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической,социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. [23]
«Если инвестиционный риск высок, то показатели потенциала рынка иресурсной обеспеченности экономики в качестве стимулов инвестиций и характеристикинвестиционного климата выходят на второй план». [11; с.36] 2.2 Инвестиционные риски. Меры по снижению инвестиционныхрисков.
Инвестиционная деятельность неразрывно связана с рисками. Риски инвестицийзаключаются в полной или частичной потере ожидаемого эффекта откапиталовложений, что может выражаться: в полной или частичной утрате инвестиционныхтоваров на разных стадиях инвестиционного процесса; срыве или замедлении сроковстроительно-монтажных работ; невозможности обеспечить окупаемость вложенныхсредств; потере дохода вследствие непредсказуемого увеличения сроков оборотаавансируемого капитала. [18]
Повышение коммерческой привлекательности и увеличение объема прямыхвложений в экономику неразрывно связано со снижением инвестиционных рисков.
Если же структура инвестиций внутри страны оказывается несбалансированной,т.е. какие-то сектора экономики остаются практически без инвестиций, то, скореевсего, это связано с недостаточным инфраструктурным обеспечением конкретноговида бизнеса и может быть изменено с помощью мер, не носящих глобальныйхарактер.
Создание более устойчивой, предсказуемой и упорядоченной ситуациина мезо-уровне напрямую зависит от создания адекватной инфраструктуры, котораяпри стремлении к эффективности для потребителя всегда должна быть адресной и определятьсяисключительно запросами бизнеса. Так, если в США венчурный капитал был исходноориентирован на финансирование перехода от идеи (в основном технической) к еепромышленной реализации (технологическая инновация), то в странах с так называемойпереходной экономикой венчур в основном концентрируется на заполнении илисоздании новых рынков, т.е. рынков товаров и услуг, которые стали возможнымипосле создания качественных политических изменений в этих странах. [19]
К работе по созданию инновационныхтехнологических центров (ИТЦ) на разных стадиях подключались различныемеждународные организации. Их интерес к проекту был вызван в значительнойстепени схожестью подходов с тем, что имеет место в наиболее индустриальноразвитых странах. Помимо технической помощи (консультации, стажировкименеджеров ИТЦ и т.д.) иностранные партнеры участвовали в созданииинформационных систем, а также различных сервисных структур, обеспечивая, такимобразом, эффективный интерфейс между российскими и зарубежными компаниями.Федеральные и региональные власти поддержали программу построения в Россиисистемы ИТЦ, увидев в ней, в первую очередь, один из возможных путейреструктуризации крупной постсоветской промышленности.
Наибольший же интерес к проекту проявили малыепредприятия (МП), которые в максимальной степени былизаинтересованы в получении надежной и предсказуемой технологической инфраструктуры, включающей высококачественное сервисное обслуживание. При этом с самого началаорганизаторы ИТЦ стремились разместить у себя производственные компании, свободные илиосвобождающиеся от бюджетной зависимости и с высоким потенциалом роста.
Таким образом, в создание технологической инфраструктуры были вовлечены практически всеперечисленные выше потенциальные участники. Совместные усилия позволили получитьработоспособную инфраструктуру. Заметно увеличилисьобороты и налоговые выплаты этих фирм. Помимо создания новыхвысококвалифицированных рабочих мест на малых предприятиях удалось сохранить многиерабочие места в крупной промышленности,принявшей к производству новые инновационные продукты, разработанные МП.
На сегодня в России видятся, не считая МП, две наиболее заинтересованные стороны созданиягарантийных фондов - государство и банки. Для государства возникновение гарантийныхинститутов означает возможность привлечения дополнительных внебюджетных средств винновационную сферу. В свою очередь банки, имея систему обеспечения, смогут снизить объем средств, отвлекаемыхЦентральным Банком для резервирования необеспеченных кредитов, что позволит им вовлечь в сферу своей деятельности новую перспективную группу клиентов. При этом МП получают доступ к существенным финансовым ресурсам.
Основной риск инвестора в любой стране и любом виде бизнеса связан с неадекватнымменеджментом. Минимизация этого риска достигается повышением управленческой ипредпринимательской культуры, качественным обучением и переподготовкой менеджеров всехуровней, обеспечением их необходимой поддержкой (консалтинговой и информационной). [19]
Одной из важных составных частей деятельности ФСБявляется осуществление мероприятий по привлечению инвестиций в экономикуРоссийской Федерации, содействие формированию благоприятного инвестиционного климатана территории нашей страны.
С учетом особой значимости этого направления, вструктуре органов ФСБ России созданы подразделения, в функции которых, наряду с защитой государственных интересов на каналевнешнеэкономического сотрудничества, входит и оказание содействия западным инвесторамвплоть до их непосредственной защиты от противоправных посягательств.
Необходимо отметить, что в отличие от органов МВД это подразделение в силу своейчисленности и специфики поставленных перед ним задач не стремилось решить все проблемывсех иностранцев, ведущих свой бизнес. К числу основных задач былиотнесены:
• Ведение аналитической работы по оценке состояния и тенденций развития процессапривлечения западных инвестиций в экономику.
• Выявление и обобщение конкретных фактов негативного опыта деятельности западныхинвесторов, анализ причин происшедшего.
Россия занимает одно из первых мест в мире по своей территории,имеет 88 субъектов Федерации, в том числе и национальные образования. Все этоне может не отразиться на социально-экономическом положении ее регионов, путейих развития и особенностях расположенного в них производства. В силутерриториальных и климатических условий России, идеологии размещенияпроизводственных мощностей Россия имеет определенную особенность дляинвестирования, когда происходит не миграция населения к производству, амиграция производства к населению. Эта особенность значительно увеличиваетвлияние региональных факторов на развитие экономики России, в отличие от другихстран. Отсюда огромные проблемы, связанныес отсутствием возможности сплошного освоения территорий, что приводит к значительнымтранспортным издержкам, затратам на дорожное строительство, создание систем телекоммуникаций.[16] 2.3 Россия в мировом инвестиционном процессе.
Согласно статистическим данным и прогнозам экспертов МВФ, среднемировоеотношение валового накопления к ВВП (норма валового накопления) в последние двадесятилетия ХХ в. находилось на уровне примерно 23-24% и в нынешнем десятилетииостается примерно таким же. В развитых странах этот показатель был ниже на1-2%, в 2005-2008 гг. он, по прогнозам, достигнет 20% (в США, где этотпоказатель традиционно еще меньше, — 18,5%, в зоне евро – 21, в Японии иостальных развитых странах Азии – 24%). В развивающихся странах норма валовогонакопления была, остается и прогнозируется на достаточно высоком уровне – 29%(прежде всего за счет восточной Азии, включая Китай и Вьетнам). В странах спереходной экономикой (без Китая и Вьетнама) норма валового накопления в первыегоды ХХI в. составляла 22-23%, специалистыпрогнозируют ее повышение до 24%. [3; с.75] Сопоставление нынешних и советскихобъемов инвестиций и ВВП показывает, что инвестиции в современной Россиивосстанавливаются после кризиса 1990-х годов намного медленнее, чем ВВП.[12; с.52]
Россия – страна догоняющего развития, поэтому с одной стороны онадолжна форсировать экономический рост за счет резкого увеличения инвестиций вслаборазвитую инфраструктуру, отсталое сельское хозяйство и недостаточноразвитую промышленность. С другой стороны, сворачивание военного производства,недоиспользование накопленных с советского времени производственных мощностей,наличие элементов «новой экономики» позволяют предположить, что для этогопотребуется меньшая, чем раньше, норма валового накопления.
Инвестиции финансируются прежде всего из национальных сбережений. Вцелом в мире объем сбережений по отношению к ВВП составлял в последнюю четвертьХХ в. такую же величину, что и норма валового накопления, — 23-24%, причем нижев развитых странах и выше в развивающихся. Выше всего уровень сбережения вЯпонии (от 32% в 1980-е годы до 27% в 2000-е годы), новых развитых странах Азии(около 29-30% в 2000-е годы) и Китае (близок к 40%), ниже всего – в Африке(18-20% в 2000-е годы) и Латинской Америке (17-19%). [3; с.77]
Таким образом, если судить по норме сбережения, Россия не испытываетбольшой нужды в притоке внешнего капитала: она расходует на сбережение третьсвоего ВВП. Но это не говорит об отсутствии необходимости в иностранныхинвестициях, они нужны нашей стране как дополнительный источник такихэкономических факторов, как знания и предпринимательство.
В любой стране разница между сбережениями и инвестициями покрываетсячистой разницей между вывозом и ввозом капитала. В странах с отставанием нормысбережения от нормы валового накопления это обычно ведет к нетто-ввозу капиталаизвне (например, в США, Китае и большинстве развивающихся стран). В другихстранах это обуславливает нетто-вывоз капитала (например, в развитых странахАзии и Европы, а также в некоторых развивающихся странах).
В 2006 году объем инвестиций в России превысил 3 млрд евро, что на2 млрд евро больше по сравнению с 2004 годом. Основной тенденциеймеждународного рынка инвестиций стал повышенный интерес инвесторов кразвивающимся странам и в первую очередь к России, считают эксперты. Ониобъясняют это устойчивым ростом инвестиционной активности внутри страны. 1,9млрд евро составил объем инвестиций на рынке коммерческой недвижимости России впервые шесть месяцев 2006 года. Это превышает показатель 2005 года на 0,7 млрдевро.
Иностранные инвестиции — все более существенное дополнение квнутренним, которые, несмотря на их ускорившийся рост, все еще явно находятсяна уровне, недостаточном для решения накопившихся за «переходныйпериод» структурных проблем. Отношение поступивших в страну иностранныхинвестиций к вложениям в основной капитал с 2002 по 2006 год выросло с 34 до 53процентов, в том числе прямых (ПИИ) — с 7 до 15 процентов. И хотя этипоказатели не вполне корректно сопоставлять напрямую (иностранные инвестициивключают в себя и приобретение долей в собственности, и кредиты, которые необязательно превращаются затем в основные фонды), тем не менее очевидно, чтороль притока средств из-за рубежа в инвестиционном процессе в последние годызаметно растет.
В составе секторов, притягивающих иностранные вложения, произошлизаметные сдвиги на первый взгляд именно в тех направлениях, которые принятосчитать желательными для экономики России. Первое место в накопленныхиностранных инвестициях прочно заняли обрабатывающие производства, заметнопотеснившие в последнее время прежнего лидера — оптовую и розничную торговлю.Быстро увеличивался также накопленный иностранный капитал в добыче полезныхископаемых, в финансовой деятельности и во вложениях в недвижимость (приложение2, рис.2). Еще одно традиционно считающееся позитивным изменение — опережающийрост ПИИ в общем объеме иностранных вложений. Их прирост за 9 месяцев составил55,5 процента, и, по прогнозам, в этом году ПИИ в Россию могут выйти на вполнедостойный по мировым меркам уровень в 15-17 миллиардов долларов, что средистран с развивающимися рынками заметно уступает пока только показателям Китая иГонконга( приложение 2, рис.3).
Однако направление основной массы прямых иностранных вложений в2006 году остается вполне традиционным для России — по итогам 9 месяцевпо-прежнему доминируют инвестиции в добычу топливно-энергетических полезныхископаемых (41,7 процента). Это следствие крупных вложений, сделанныхкомпаниями — операторами сахалинских проектов, а также увеличения долей западныхстратегических партнеров в российских нефтяных компаниях.
Что же касается структуры вложений в обрабатывающие производства,то здесь сохраняется прежняя четверка лидеров — металлургия, нефтехимия ихимия, а также пищевая промышленность. На эти сектора, развитие которых, вобщем-то, не выводит страну за рамки ее традиционной внешнеторговой ориентациина сырье и полупродукты, приходится более 70 процентов иностранных инвестиций,абсорбированных обрабатывающей промышленностью с начала 2006 года. При этомдоля прямых вложений из-за рубежа во все указанные виды экономическойдеятельности, за исключением разве что производства продуктов питания, крайненизка. Из-за сохраняющихся формальных и неформальных ограничений крайне слабприток инвестиций и в те сферы, где все острее ощущается потребность в них:электроэнергетику, газодобычу, ЖКХ.2.4 Законодательная среда для инвестиций.
В России нет пока четкой государственной программы привлеченияиностранных инвестиций, предусматривающей приоритетность развития тех или иныхотраслей экономики или территорий. В то же время законодательство многих странбывшего Союза уже содержит перечень отраслей и видов производства, приоритетныхдля привлечения иностранного капитала, где инвесторы получают дополнительныеили первоочередные льготы.
По условиям обеспечения общей устойчивости правовой среды длядеятельности иностранных инвесторов Россия проигрывает Латвии, Украине,Таджикистану, где приняты положения о том, что в случае появления более позднихзаконодательных актов, ухудшающих условия инвестиций, к иностранным инвестициямв течение десяти лет применяются те законодательные акты, которые были в силе вмомент внесения инвестиций.
Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько строгостьзаконодательных актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия.Это связано с тем, что многие неудобные для инвестора положения в условиях ихстабильности поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированыпосредством страхования, повышения цены и другими способами, тогда как рискнеопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудомподдается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность законодательныхактов – необходимое условие для притока иностранных инвестиций.
Другим моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановкунеопределенности, являются большое количество ведомственных актов, «уточняющих»положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняютсяраспоряжения центрального правительства на местах. По мнению западныхинвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали быреализацию реформ и выполнение законов. Барьером на пути достаточныхкапиталовложений выступают недостатки российской деловой инфраструктуры, т.е.сети услуг которая позволяет функционировать рыночной экономике.
По показателю законодательной среды для инвестиций Россия не имеетзначительных преимуществ перед другими государствами бывшего Союза, а по некоторымпозициям даже проигрывает им.
3. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ
3.1 Привлечение иностранных инвестиций.
Для активизации притока иностранных инвестиций вроссийскую экономику необходимы восстановление доверия иностранных инвесторов кРоссии, улучшение ее положения на мировых рынках капитала, созданиеблагоприятного инвестиционного климата, развитие системы стимулирования иностранныхинвесторов, осуществляющих инвестирование в реальный сектор экономики, устранениебарьеров на пути иностранных инвестиций и принятие общепризнанных стандартов всфере международного инвестиционного сотрудничества.
Создание благоприятного инвестиционного климата взначительной мере решается путем развития нормативно-правовых основ государственногорегулирования иностранных инвестиций. Оно осуществляется по двум направлениям:совершенствования российского законодательства в сфере международного инвестиционногосотрудничества и заключения международных договоров о поощрении и взаимной защитекапиталовложений и об избежании двойного налогообложения.
В России осуществлен ряд мероприятий по развитиюзаконодательства и информационного обеспечения иностранных инвесторов,улучшению налогового, таможенного и валютного регулирования, правовому обеспечениюучастия страны в международном инвестиционном сотрудничестве.
В июне 1999г. введен в действие Федеральный закон«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», направленный на созданиеблагоприятного инвестиционного климата, привлечение и эффективное использованиеиностранных инвестиций. Он, в частности, предусматривает предоставлениеиностранным инвесторам гарантии стабильности условий осуществленияинвестиционных проектов вне зависимости от неблагоприятных измененийзаконодательства Российской Федерации. [7; с.726]
Осуществляется переговорный процесс по заключениюРоссией международных соглашений о поощрении и взаимной защитекапиталовложений. В настоящее время Россия имеет 53 соглашения о поощрении ивзаимной защите капиталовложений, в которых предусмотрены: полная и безусловнаязащита прав и интересов иностранного инвестора; право иностранного инвестора навозмещение убытков, причиненных ему незаконными действиями (бездействием)государственных органов и должностных лиц; гарантии иностранному инвесторуосуществлять капиталовложения в любых формах, не запрещенных законодательством,и гарантии перехода прав (суброгация); порядок выплаты компенсации заэкспроприируемое, а также национализируемое имущество и ряд других мер.
Завершено формирование законодательной базы,регулирующей привлечение иностранных инвестиций в форме соглашения о разделепродукции.
Реализация соглашений о разделе продукциинаправлена на обеспечение притока иностранных инвестиций в сферу добычиминеральных ресурсов и создание правовой основы, регулирующей отношения междугосударством — собственником недр и частным иностранным инвестором, в формегражданского договора, а также она позволит получить дополнительные накоплениядля освоения месторождений минерального сырья, находящихся в сложныхприродно-климатических и горно-геологических условиях, сохранить рабочие места иобеспечить заказами на оборудование и материалы отечественные предприятия.
В соответствии с соглашением о разделе продукцииРоссийская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности навозмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск,разведку, добычу минерального сырья на участке недр, определенном в соглашении,и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить указанныеработы за свой счет и на свой риск.
Характерные особенности соглашения о разделепродукции заключаются в следующем:
• определении прав инвестора на принадлежащую емупродукцию на основе права собственности на продукцию, которая может быть вывезенас таможенной территории Российской Федерации без каких-либо ограниченийэкспорта, в том числе квотирования и лицензирования, а также без обязательныхтребований к инвестору относительно реализации этого сырья через определенныекоммерческие и некоммерческие организации;
· особом порядке налогообложения, при котором уплата налогов и сборовзаменяется разделом продукции между государством, субъектом РоссийскойФедерации и инвестором, за исключением налога на прибыль и платежей за пользованиенедрами;
· предоставлении государственных гарантий стабильности условийхозяйственной деятельности инвесторов на весь период действия соглашения оразделе продукции независимо от изменения российского законодательства.
Участниками соглашения о разделе продукцииявляются: государство, от имени которого выступает Правительство РоссийскойФедерации; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, натерритории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр;инвесторы — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридическиелица (российские и иностранные), объединение юридических лиц.
В процессе хозяйственной деятельности инвесторуплачивает налог на прибыль, платежи за пользование недрами и другие платежи.[7; с.727]
В настоящее время на условиях соглашенийразрабатываются и подготавливаются к разработке 22 месторождения и участканедр. Крупными проектами, определяющими приток инвестиций на основе соглашенийо разделе продукции, являются три крупномасштабных проекта: «Сахалин-1»,«Сахалин-2» и разработка Харьягинского месторождения нефти. Одной изэффективных форм привлечения крупномасштабных иностранных инвестиций является инвестиционноесоглашение, которое заключается между Министерством экономического развития иторговли России и иностранной компанией, осуществившей вклад в уставной капиталроссийской коммерческой организации.Работа иностранных инвесторов по реализацииинвестиционных соглашений регулируется положением о порядке заключения иреализации инвестиционных соглашений и приложениями к нему.
Для заключения инвестиционного соглашенияиностранный инвестор представляет проект инвестиционного соглашения и основныеэкономические показатели, выполненные на основе технико-экономическогообоснования, прошедшего независимую экспертизу. Кроме того, иностранныйинвестор извещает о начале реализации инвестиционного соглашения спредставлением плана-графика выполнения работ и финансового обеспечения на весьпериод осуществления инвестиционного проекта. [7; с.728]
В инвестиционном соглашении устанавливаются:объемы, направления и сроки осуществления инвестиций; номенклатура, объемы,сроки и порядок реализации на территории России иностранных товаров;ответственность сторон за нарушение инвестиционного соглашения и порядок егодосрочного расторжения.
Значительные возможности для привлеченияиностранных инвестиций предоставляют свободные экономические зоны (СЭЗ),представляющие собой ограниченные участки таможенной территории страны, впределах которой устанавливается особый режим предпринимательской деятельности.
Создание СЭЗ способствует развитиюэкспортноориентированных производств, увеличению валютных поступлений вфедеральный и местный бюджеты, привлечению частных отечественных и иностранныхинвестиций, созданию дополнительных условий для развития экономикирегионов.[7; с.728]
К свободным экономическим зонам относятся зоныэкспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торговоготипов. В исключительных случаях может быть создана особая экономическая зона.
Зона экспортного производства представляетсобой ограниченный участок национальной территории, в пределах которогоустанавливается особый режим предпринимательской деятельности для техсубъектов, которые зарегистрированы в этой зоне, проводят техническое перевооружениесобственного производства, создают новые или совершенствуют применяемыетехнологии, производят новые виды готовой продукции, полуфабрикатов или сырья.Обычно для субъектов предпринимательской деятельности в зоне экспортного производстваустанавливается норма вывоза с ее территории за пределы таможенной территориистраны товаров собственного производства, или отвечающих критериямпроисхождения с территории указанной зоны.
Зона экспортного производства предусматриваеттакже льготы по налогообложению, платежам по ресурсам и услугам, валютномуконтролю.
Импортные товары, предназначенные дляпроизводственных целей в зоне экспортного производства, могут освобождаться оттаможенных пошлин. Беспошлинно также осуществляется экспорт продукции,произведенной на территории зоны. Следующей льготой является предоставлениепредприятиям в зоне экспортного производства кредитных средств под умеренныепроценты.
Среди других льгот, предоставляемых в зонеэкспортного производства, следует выделить снижение арендной платы за землю,здания, сооружения и другие объекты, ускоренную амортизацию основныхпроизводственных фондов. [7; с.729]
Свободная таможенная зона такжепредставляет собой ограниченный участок таможенной территории, в пределахкоторой устанавливается особый режим предпринимательской деятельности.Свободная таможенная зона является беспошлинной территорией, где товарыиностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без уплатытаможенных пошлин и налогов.
Свободные таможенные зоны производственного типа создаютсяна участках территорий, имеющих развитую производственную и транспортнуюинфраструктуру и другие условия для предпринимательской деятельности. Вуказанной зоне разрешается осуществление производственных операций.
Свободные таможенные зоны торгового типа создаютсяв портах, железнодорожных узлах, аэропортах, пограничных пунктах и другихучастках. Территория такой зоны используется для проведения выставок,доработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых товаров для последующегоих вывоза за пределы территории страны или на остальную часть ее территории запределами зоны.
Свободные таможенные зоны освобождаются от уплатыналогов, таможенной пошлины, налогов на импорт и других видов контроля заимпортом, обычно устанавливаемых таможенным законодательством принимающейстраны. Кроме того, может иметь место освобождение от налогов деятельности,разрешенной в свободной экономической зоне.
Для привлечения иностранных инвестиций впоследние годы в России реализован ряд мер по облегчению налогового бремени,введен ряд, освобождений от уплаты НДС, таможенных пошлин и налога на прибыль.Так, освобождаются от уплаты НДС: товары (за исключением подакцизных), ввозимыев счет погашения государственных кредитов; товары (за исключением подакцизных),предназначенные для включения в состав основных производственных фондов,ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный)капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями; товары (заисключением подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия).[7; с.730]
Другая льгота, которая предоставляетсяиностранным инвесторам, — освобождение от налога на прибыль. От налога наприбыль освобождаются средства: направленные предприятиями отраслей сферыматериального производства на финансирование капитальных вложенийпроизводственного назначения; направленные предприятиями всех отраслейнародного хозяйства на финансирование жилищного строительства.
От обложения таможенными пошлинами освобождаютсятовары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качествевклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, при условии,что эти товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственнымфондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами дляформирования уставного (складочного) капитала.
От уплаты таможенной пошлины освобождаются такжетовары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, в том числеввозимые по лизингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции всоответствии с программой таких работ и со сметой затрат, утвержденными вустановленном указанным соглашением порядке, или вывозимые с данной территориив соответствии с условиями указанного соглашения.
Предприятия, полностью принадлежащие иностранныминвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранныеинвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий импортировать продукциюдля собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими натерритории Российской Федерации международными договорами. [7; с.730]
Большое значение для привлечения иностранныхинвестиции имеет благоприятный инвестиционный климат на уровне регионов. Практикаподтверждает, что иностранные инвестиции концентрируются в регионах с развитойрыночной инфраструктурой и высокой платежеспособностью населения, а такжеобладающих значительными сырьевыми запасами.
Определяющим фактором для иностранных инвесторовявляется наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций,прежде всего в части гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования,которые направляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация беретна себя функцию основного гаранта по проектам регионального значения.
Федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим проведение единой государственной политики в сферемеждународного инвестиционного сотрудничества, является Министерствоэкономического развития и торговли, которое организует разработку иобеспечивает реализацию государственной политики по привлечению иностранныхинвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом, координируетсотрудничество с международными финансовыми организациями в инвестиционнойсфере, осуществляет экспертизу предложений в области международного инвестиционногосотрудничества. [7; с.731]
На ближайшие годы предусматривается комплекс мерпо дальнейшему Улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятныхусловий для иностранных инвесторов, способствующих притоку иностранныхинвестиций в экономику России. [7; с.731]3.2 Объем накопленных инвестиций в России.
Основные страны-инвесторы в 2006 г. – Кипр, Великобритания, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Виргинские (Британские) острова, Швейцария,США. На долю этих стран приходилось 84,8 % от общего объема накопленныхиностранных инвестиций, в т.ч. на долю прямых – 85,8 % от общего объеманакопленных прямых иностранных инвестиций.
В 2006 г. в экономику России поступило 55,1 млрд. долларовиностранных инвестиций, что на 2,7% больше, чем в 2005 году (приложение 3,таблица 1).3.3 Объем накопленных инвестиций за рубежом.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2006 г. составил 14,3 млрд. долларов. В 2006 г. из России за рубеж направлено 52,0 млрд. долларовиностранных инвестиций, или на 67,0 % больше, чем в 2005 году.
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж,составил 45,2 млрд. долларов, или на 44,5 % больше, чем в 2005 году (приложение3, таблица 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранныхинвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические целисоздания в России цивилизованного, социально ориентированного общества,характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежитсмешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективноефункционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынкатоваров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россиюдостижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтомувключение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала-необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечениеиностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чемполучение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнемурастрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.
Таким образом, оценка инвестиционнойпривлекательности РФ характеризует процесс вложения капитала в экономику страныкак высоко рисковый, что обуславливает повышенные требования к его доходности.Однако оценки большой группы факторов, определяющих возможности веденияэффективного бизнеса в РФ, политическую ситуацию, защиту собственности икоррумпированность, характеризуют инвестиционный климат в России какнеблагоприятный относительно большинства других стран мира. Поэтому пока встране не будут созданы благоприятные, реально привлекательные условия длявложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли и регионы,зарубежный капитал по-прежнему будет отдавать предпочтение рынкам развивающихсястран, предлагающих более выгодные условия.
Таким образом, активизация инвестиционногопроцесса в России и увеличение объемов капитальных вложений, в том числе засчет притока иностранного капитала, для обеспечения роста конкурентоспособностистраны предполагает: выравнивание норм рентабельности между сырьевыми иперерабатывающими секторами экономики; снижение налоговой нагрузки на главныеотрасли экономики, способные повысить рейтинговые позиции России среди мировыхконкурентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маковикова Г.А.Экономическая теория. – СПб: Питер, 2001. – 480с.
2. Булатов А. Капиталообразование в России//Вопросы экономики. — 2005. — №9. – с.7.
3. Булатов А. Россия в мировом инвестиционномпроцессе// Вопросы экономики. – 2006. — №11. – с.74-84.
4. Вахрин В.И. Инвестиции: Учебник – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 384с.
5. Шишкин М. Суверенные инвестфонды// Коммерсант– 11.09.2007. – с.11-15.
6. Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. – М.:Финансы и статистика, 2001. – 424с.
7. Курс экономической теории: Учебное пособие/Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 832с.
8. Журавлев С. Инвестиции поднялись нарасходах//Российская Бизнес-газета 2007 — №583 – с.16-22
9. Мельникова Н. Иностранные инвестиции вэкономике России// Экономист. – 2005. — №4. – с.39-44.
10. Мырынюк А. Ключевые задачи и целигосударственной инвестиционной политики в России// Еженедельная газета«Стройка». – 2006. — №36.
11. Розанова Ю.М. Формирование инвестиционногоклимата в экономике России// Вестник московского университета. Серия 6.Экономика. – 2000. — №4. – с.30-45.
12. Российская экономика: тенденции иперспективы. Сентябрь, 2005. – М.: ИЭПП, 2005.
13. Россия в цифрах. 2006.
14. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П.Николаевой. – М.: Проспет, 2001. – 448с.
Интернет- сайты:
15. Базина Г. Иностранные инвестиции – этодополнение к внутренним источникам. www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.
16. Нещадин А. Инвестиционные риски российскихрегионов. www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.
17. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
18. Федорова А. Страхование инвестиционныхрисков: состояние и перспективы. www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.
19. Фурсенко А. Роль инфраструктуры в сниженииинвестиционных рисков. www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.
20. www.km.ru. Пути и меры попривлечению инвестиций.
21. www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?fils=lip_rf.htm.
22. www.cbr.ru/statistics/credit_statistics.
23. www.bank_referatov.ru.