БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ ИРАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«ЗАО «РОСТЭМ», ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА ИАНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Минск, 2008
Общая характеристика предприятия
Закрытое акционерное общество «РОСТЭМ» расположено в г. Минске.
ЗАО «РОСТЭМ» зарегистрировано решением Минского областного исполнительногокомитета №99 от 1 января 1996 г.
Предприятие является самостоятельным юридическим лицом, имеет печать сосвоим наименованием, самостоятельный баланс и расчетный счет.
Цель предприятия – создание средств телекоммуникаций, вычислительнойтехники и систем на их базе.
Основными видами деятельности являются:
1. Производство автоматических электронных станций.
2. Производство средств вычислительной техники и систем управления на ихбазе.
3. Производство электронных кассовых аппаратов различных модификаций.
4. Производство приборов контроля, учета и регулирования расхода воды итепловой энергии.
5. Производство плат печатного монтажа.
6. Производство продукции медицинского назначения.
7. Производство товаров народного потребления.
8. Сервисное обслуживание выпускаемой продукции.
11. Фирменная торговля выпускаемой продукцией.
Основой стратегии ЗАО «РОСТЭМ»является финансово – экономическое оздоровление предприятия за счет сохраненияи расширения рынков сбыта продукции предприятия в странах СНГ на основе освоенияпроизводства конкурентоспособных изделий средств телекоммуникации, средств вычислительнойтехники, выработки и проведения эффективной маркетинговой политики, проведениереконструктуризации производства, высвобождения и диверсификации излишнихпроизводственных мощностей.
Основными задачами ЗАО »РОСТЭМ» наближайшую перспективу являются:
— повышение конкурентоспособностивыпускаемой продукции;
— расширение объема продаж продукциив странах СНГ за счет развития дилерской сети;
— снижение производственных издержекза счет оптимизации использования и модернизации производственных мощностей,внедрения нового прогрессивного оборудования;
— реструктуризация производства исоздание механизма экономической заинтересованности структурных подразделений вконечных результатах работы, их эффективный контроль и экономическоеуправление;
— сохранение рабочих мест дляработников предприятия;
— расширение выпускаимпортозамещающей продукции (кассы, теплосчетчики), увеличение экспортногопотенциала (средств телекоммуникации, приборов энергосбережения и товаровпотребления).
Характеристика выпускаемой продукции
В ближайшие годы предполагается, что номенклатура планируемой кпроизводству продукции не претерпит существенных изменений и будет включать всебя традиционные для предприятия изделия. Вся номенклатура изделий по своемутехническому уровню и качественным показателям удовлетворяет как потребностямнаселения, так и требованиям отраслей народного хозяйства Республики Беларусь истран СНГ, где предполагается ее использование. Выпускаемая предприятиемпродукция проходит обязательную сертификацию и гигиеническую регламентацию всоответствии с действующими в РБ нормативными документами.
Номенклатуру продукции предприятия можно представить по следующимосновным направлениям:
1. Средства телекоммуникации и связи.
2. Средства вычислительной техники.
3. Изделия народнохозяйственного назначения.
4. Товары народного потребления и хозяйственно – бытового назначения.
5. Платы печатного монтажа, твердосплавные сверла и фрезы.
Анализ производственно – хозяйственной деятельности
Финансовый анализ производственно – хозяйственной деятельностипредприятия лучше всего проводить в форме таблиц. Для этого рассмотрим следующиетаблицы: финансовый баланс предприятия и анализ финансового состоянияпредприятия, а так же таблицы, содержащие сведения по структуре себестоимости изатрат на производство продукции (табл. 1, табл. 2).
Таблица 1 Финансовый баланс предприятия за 2008 г.Актив 2008г., млн. р.
2007г.,
млн. р. Пассив
2008г.,
млн. р.
2007г.,
млн. р. 1 2 3 4 5 6 Основные средства Собственные средства Материальные активы 9 516 4 445 864 Уставной фонд 288 361,6 288 361,6 Нематериальные активы 12,8 12,8 Резервы и фонды специального назначения 1 263 244,8 4 303 442,4 Использование прибыли с учетом убытков прошлых лет 1 636,8 6 544,87 Итого 1 526 678 4 445 876,8 Итого 1 553 243,2 4 591 804 Собственные оборотные средства Заемные средства Запасы 386 402,4 431 458,4
Краткосрочные
обязательства 16000
Неоплаченные средства
клиентов 39 375,2 40 000 Долгосрочные кредиты 20 589,6 14 189,6
Денежные
средства 13 336,8 15 431,2 Расчеты с кредиторами 375 960 326 772,8 Итого 439 114,4 486 889,6 Итого 412 549,6 340 962,4 Баланс 1 965 793 4 932 766,4 Баланс 1 965 792,8 4 932 766,4
Таблица 2
Анализ финансового состоянияпредприятия за 2008 г., тыс. р.Наименование 1.01.05 01.07.06 01.01.07
1 2 3 4
Общая стоимость имущества 1 900 087,2 1 241 837,6 1 965 780
В т.ч. долгосрочные материальные
и нематериальные активы 1 592 613,6 866 175,2 1 526 665,6
В % к общей стоимости имущества 83,8 69,7 77,7
Из них долгосрочные финансовые
вложения 292,8 292,8 292,8
В % к долгосрочным материальным
и нематериальным активам 0,02 0,03 0,02
Текущие активы или оборотные
средства 307 473,6 375 662,4 439 114,4
В % к общей стоимости имущества 16,2 30,3 22,3
Из них материальные запасы и затраты 147 957,6 200 584,8 275 473,6
В % к текущим активам 48,1 53,4 62,7
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения 9 769,6 5 761,6 13 336,8
В % к текущим активам 3,2 1,5 3,0
Средства в расчетах и оборотных
активах 149 746,4 169 316 150 304
В % к текущим активам 48,7 45,1 34,2
Материальные затраты 1 740 262,4 1 066 467,2 1 801 846,4
В % к общей стоимости имущества 91,6 85,9 91,7
Собственные средства предприятия 1 641 648,8 922 321,6 1 553 243,2
Отношение их к итогу баланса или
коэффициента автономии 0,86 0,74 0,79
Собственные оборотные средства 49 035,2 56 146,4 26 577,6
В % к собственным средствам 3,0 6,1 1,7
Заемные средства 258 438,4 319 527,2 412 549,6
Отношение их к итогу баланса или коэффициента финансовой напряженности 0,14 0,26 0,21
Долгосрочные финансовые средства 19 505,6 18 400 20 589,6
В % к заемным средствам 7,5 5,8 5,0
Краткосрочные кредиты и займы 9 789,6 15 789,6 16 000 Коэффициент абсолютной ликвидности, % 0,04 0,02 0,03
Коэффициент промежуточной
ликвидности 0,14 0,15 0,13 Коэффициент общей ликвидности, % 1,29 1,25 1,12 Превышение текущих активов над краткосрочными обязательствами 68 540,8 74 535,2 47 154,4 Коэффициент финансовой неустойчивости (если = 1, то критическое состояние) 0,16 0,35 0,27 Коэффициент привлечения долгосрочных заемных средств 0,012 0,02 0,013
Удельный вес СОС в формировании
текущих запасов и затрат 0,33 0,28 0,1
Собственные средства от финансово-хозяйственной деятельности в %
к уставному фонду 17 19,5 9,2 Коэффициент банкротства (если = 0,5, то критическое состояние) 0,14 0,26 0,2 Коэффициент изношенности ОФ 64,6 64,8 64,9 Балансовая прибыль / убытки 46 994,4 10 994,4 57 740 /> /> /> /> /> />
Данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что в общей стоимостиимущества достаточно большой удельный вес занимают долгосрочные и нематериальныеактивы (83,8%), что говорит о развитой материально-технической базепредприятия. Как негативный фактор нельзя не отметить низкий удельный весденежных средств и краткосрочных финансовых вложений в текущих активах (3,2%).В дальнейшем это может привести к трудностям при выплате кредиторскойзадолженности. Следует отметить и очень низкий коэффициент общей ликвидности(1,29%), определяемый как отношение денежных средств к текущим активам. Этоговорит о низкой платежеспособности предприятия. Теоретически данный показательсчитается достаточным, если его величина более 20-25%. Высока также ивероятность банкротства объединения – коэффициент банкротства составляет 0,2%.Предприятию необходимо увеличивать удельный вес денежных средств и краткосрочныхфинансовых вложений в текущие активы, что в свою очередь увеличит коэффициент общейликвидности и платёжеспособность предприятия. Так же предприятию нужноразработать более действенную для него стратегию, чтобы понизить коэффициентбанкротства и увеличить эффективность его функционирования на рынке.
Далее проведём анализ затрат на продукцию и определим роль маркетинговыхзатрат. При этом рассмотрим две таблицы: табл. 3 – смета затрат на производствои табл. 4 – расчет себестоимости реализованной продукции.
Таблица 3 Смета затрат на производство, тыс. р.Элементы затрат 2007 г. 2008 г.
1 2 3
Материальные затраты 5 404 300,0 6 042 966,4
— сырье и основные материалы за вычетом отходов 1 293 900,0 1 527 219,2
— вспомогательные материалы 63 600,0 76 000,0
— покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты 3 832 360,0 4 220 378,4
— топливно-энергетические ресурсы 214 320,0 219 248,0
— экологический налог 120,0 120,0
Затраты на оплату труда 596 064,0 667 600,0
Отчисления на социальное страхование 243 793,6 273 531,2
Амортизационные отчисления 84 672,0 84 000,0
Чрезвычайный налог 27 862,4 31 260,8
Земельный налог 2 680,0 2 680,0
Отчисления в фонд занятости 6 965,6 7 815,2
Отчисления на содержание ДДУ 27 862,4 31 260,8
Отчисления средств пользователями автомобильных дорог 82 080,0 95 200,0
Отчисления в инновационный фонд 203 448,0 227 925,6
Прочие расходы 124 000,0 150 400,0
Итого затраты на производство 6 803 728,0 7 614 640,0
Коммерческие расходы 17 120,0 20 400,0
1 2 3
Полная себестоимость товарной продукции 6 820 848,0 7 635 040,0
Товарная продукция в оптовых ценах 8 208 000,0 9 520 000,0
Затраты на 1 р. товарной продукции 83,10 80,20 /> /> /> /> /> /> />
Таблица 4 Расчет себестоимости реализованнойпродукции, тыс. р.Статьи затрат 2008 г Сырье и основные материалы 69 692 Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты 229 857,6 Заработная плата производственных рабочих 24 094,4 Общепроизводственные расходы 127 750,4 Общехозяйственные расходы 115 269,6 Износ инструмента и спецоснастки 2 442,4 Прочие расходы 36 907,2 Полная производственная себестоимость 606 013,6 Прямые и накладные маркетинговые расходы 2 842,4 Себестоимость реализованной продукции 608 856 Доля переменных затрат 328 928,8
Так же себестоимость реализованной продукции можно показать с помощьюдиаграммы (рис. 1.)
/>
Рис. 1. Себестоимость реализованной продукции
Величины рассчитанных показателей финансового состояния предприятия, даютвозможность сделать вывод, что на протяжении первых лет работы в условияхакционирования, можно рассчитывать на положительные результаты впроизводственно-хозяйственной деятельности, хотя для этого и потребуютсязначительные объемы инвестиций. Так, в 2008 г. в производство для освоения технически сложных изделий, увеличения объема экспортных поставок, снижениясебестоимости реализованной продукции было вложено 54555 млн. р. Под реализациюинвестиционной программы и пополнение средств предусматривается привлечениезаемных средств в размере 65158 млн. р. В целом показатели свидетельствуют, чтоЗАО «РОСТЭМ» является платежеспособным; ситуацию, сложившуюся на предприятии,можно оценить как достаточно стабильную.
Однако удивляет тот факт, что расходы на маркетинг очень малы. С однойстороны это плюс, так как и себестоимость продукции не увеличивается, но сдругой стороны, это свидетельствует о маленьких вложениях денежных средств врекламу, в создание каналов сбыта, в исследования новых рынков. Это приводит ктому, что потребитель не осведомлён о продукции данного предприятия, а,следовательно, он не станет её покупать, продукция не будет реализована и непринесёт прибыли. Необходимо перераспределить затраты на маркетинг, чтобы ониприносили наибольшую прибыль. Для этого нужно уменьшить вложения в статьирасходов, связанные с излишними затратами рабочего времени и простоямикомпьютерного оборудования и увеличить вложения в рекламу и продвижение товарана рынки сбыта.
Анализ прибыли
Анализ прибыли занимает центральное место в стратегическом управлениипредприятием. Проведем анализ прибыли и рентабельности по ЗАО «РОСТЭМ». В ходеанализа прибыли и рентабельности изучим динамику изменения балансовой прибыли,уровня рентабельности, факторы их определяющие. ЗАО «РОСТЭМ» имеет следующиеданные по прибыли табл. 5.
Таблица 5 Исходные данные прибыли ЗАО «РОСТЭМ» (млн. р.)Показатели 2007 2008
Изменение
(+/-) 2008 в % к 2007 1 Валовой доход Сумма 785,44 1 505 719,56 191,61 Уровень в % к обороту 15,22 17 1,78 111,67 2 Издержки обращения Сумма 802,42 896 93,5 111,66 % к обороту 15,55 10,12 -5,43 65,06 3 Прибыль от реализации товаров Сумма -17 121 104 -711,76
4 Прибыль (убыток) от
операционных доходов и расходов - 18 -7,8 64,22 5 Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов 21,8 — 29 — 7,2 133,02 6 Балансовая прибыль Сумма 4,8 110 105,2 2291,66
По сравнению с прошлым годом прибыль возросла на 105,2 млн. р. Наповышение прибыли положительно повлияло снижение уровня издержек обращения на5,43 %, увеличение валового дохода на 719,56 млн. р.
Анализ рентабельности
После анализа выполнения прибыли необходимо приступить к анализурентабельности. В процессе анализа установим динамику экономическойрентабельности. Анализ и оценка влияния на нее основных фондов, а именноизменение суммы производственных фондов, изменение суммы балансовой прибыли наэкономическую рентабельность производственных фондов т.е. сумма ОС, сумманормированных и ненормированных ОС, а так же эффективность использованияосновных фондов (фондоотдачи) и оборотных средств (коэффициент оборачиваемостиоборотных средств) табл. 6.
Таблица 6 Анализ рентабельности ЗАО «РОСТЭМ»Показатели 2007 2008 +/- Балансовой прибыли 4,8 110 +105,2 Среднегодовой стоимости ПФ 920 1126 +206
В том числе
Оборотные средства 711 900 +189
Экономическую
рентабельность ПФ 0,52 9,77 +9,25 Фондоотдача ОС 24,69 39,18 + 14,49 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 7,26 9,84 +2,58
Рассматривая рентабельность производства в динамике можно сделатьследующие выводы: в 2007 г. уровень рентабельности был 0,52%. В 2008 г. уровень рентабельности производства составил 9,77%. То есть динамика показателейположительна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев, М. Н. Маркетинг:стратегия и практика фирмы / М. Н. Афанасьев. – М.: Финстатинформ, 2007.
2. Беляевский, И. К. Маркетинговоеисследование: информация, анализ, прогноз / И. К. Беляевский. – М.: Финансы истатистика, 2001.
3. Благаев, В. А. Маркетинг вопределениях и примерах / В. А. Благаев. – М.: 1999.
4. Болт, Г. А. Руководство поуправлению сбытом / Г. А. Болт. – М.: Экономика, 2006.
5. Ковалев, А. И. Маркетинг в системеуправления предприятием. Развитие предприятия и конкурентоспособность / А.И.Ковалев, В. В. Войленко. – М., 2006.
6. Ковалев, А. И. Маркетинговыйанализ. / А.И. Ковалев, В.В. Войленко. – М., 2006.
7. Козлов, В. А. Реклама в системемаркетинга. / В. А. Козлов. – М., 2005.
8. Котлер, Ф. А. Основы маркетинга. /Ф. А. Котлер. – М.: Прогресс, 2007.