Содержание
Введение
1 Рынок труда
1.1 Рынок труда как объект государственногорегулирования
2. Занятость и безработица:понятие и классификация
2.1 Понятие и классификациязанятости
2.2 Безработица: понятие иклассификация
3. Мировой опыт развития рынкатруда и его использование в Беларуси
3.1 Статистика занятостинаселения на 2007 год
3.2 Государственноерегулирование занятостью
3.3 Социальная защита населения от безработицы
4. Пути преодоления безработицы вРеспублике Беларусь
4.1 Создание рабочих мест вмалых городах в 2006 году
Заключение
Приложение А
Приложение Б
Литература
Введение
Макроэкономика вотличии от микроэкономики сосредотачивает своё внимание на изучении экономики вцелом, т.е. экономического здоровья всей страны. Поэтому в этом курсе всепроцессы и явления рассматриваются в совокупном, агрегированном виде, иначеговоря, на уровне целого, а не частей.
Здороваямакроэкономика должна быть в состоянии равновесия, т.е. слаженности и устойчивости, базирующихся на совокупной пропорциональности,гармоничном взаимодействии составляющих ее процессов и явлений. Однако даже непосвященному очевидно, что такое равновесное состояние и развитиемакроэкономики является лишь теоретическим допущением, тем идеальным состоянием, которые мыслимо, желательно, но далеко от реальнойдействительности.
Реальность же макроэкономики такова, что ее, скорее, можно охарактеризовать понятиями неравновесие, нестабильность, непропорциональность, проявляющимися в то и дело происходящих нарушениях условий равновесия, отклонениях от равновесногосостояния.
Макронестабильностьэкономики – общее состояние данной национальной экономики, характеризующееся ее неравновесием и диспропорциональностью, которыепоявляются в экономических колебаниях и кризисах, в большей или меньшейинфляции и безработице.
В работе освещенывопросы, связанные с понятием и содержанием экономических категорийзанятости и безработицы, проведен анализ состояния рынков труда стран мира и нашей республики, а также рассмотрены пути повышения занятости исокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем.
1. Рынок труда
1.1 Рынок труда какобъект государственного регулирования
Формой существованиятоварного производства, т. е. Соединение рабочей силы и средств производства вусловиях товарно-денежных отношений, является рынок – систематический реальныйтоварно-денежный обмен. В зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений выделяют рынки потребительских товаров иуслуг, средств производства, фондов (капитала), ценных бумаг, научно-технических разработок, информации, а также рынок труда(рабочей силы). Рынок труда выполняет наиболее сложные функции производственныхотношений. В теоретическом и практическом плане проблемы рынка рабочей силы в нашей республике разработаны недостаточно. От их решения во многом зависит эффективность функционирования всей рыночной структуры.
Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственныхотношений между работниками (собственниками рабочей силы),предпринимателями(работодателями) и государством), во-первых, по поводуобмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств,необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых по поводуразмещения работников в системе общественного разделения труда всоответствии с законами товарного производства и обращения.
Для возникновения рынкатруда необходимы следующие условия:
* Личная свободапроизводителя и право распоряжаться своей способностью к труду. Человек должен обладать исключительным правом распоряжаться своими способностями ктруду и исходя из личной выгоды свободно выбирать сферы приложения труда,условия его оплаты и продолжительность рабочего времени;
* Прямое илиопосредованное отделение работника от средств производства, отчужденияспособности к труду на принципах “купли-продажи”;
* заинтересованностьвладельца средств производства в их максимальном использовании.
Компоненты рынка труда –цена, конкуренция, спрос и предложение рабочей силы. Цена выступает в видезаработной платы, спрос – в форме потребности той или иной отрасли, того илииного региона, предприятия в рабочей силе, а предложение – в формечисленности и структуры наличных трудовых ресурсов.
Рынок труда проявляется впостоянно меняющемся соотношении спроса на рабочие руки со стороныразнообразных нанимателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Соотношение спроса и предложения характеризуетконъюнктуру рынка труда. При совпадении спроса и предложения конъюнктурарынка будет равновесной при превышении спроса над предложением – трудодефицитной,при превышении предложения над спросом – трудноизбыточной. Как правило, в сфере обращения всегда имеется пределенный резерв рабочей силы, который сосуществует с вакантными рабочими местами. Этоследствие объемного или структурного несоответствия спроса и предложения нарынке труда.
В зарубежнойэкономической науке, в частности американской, существует несколькоконцептуальных подходов к анализу функционирования современного рынка труда.Дж.Перри, М.Фелдстайн, Р.Холл считают, что рынок труда действует на основеценового равновесия, где основным регулятором является цена рабочей силы спомощью заработной платы регулируются спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Рынок труда рассматривается как механизмсаморегуляции спроса на труд и предложение рабочей силы через свободноедвижение заработной платы и доходов.
Согласно другой точкезрения (Дж. Кейнс, Р. Гордон) цена рабочей силы представляется величинойжестко фиксированной, практически не меняющейся. В качестве регулятора рынкавыступает государство, которое увеличивает или уменьшает спрос на рабочую силу. По данной концепции рынок труда не регулирует непосредственнопроцесс купли- продажи рабочей силы, а лишь создает условия дляудовлетворения спроса и предложения.
Рынок труда, как идругое любое явление, обладает положительными и отрицательными сторонами.К недостаткам рынка труда относятся:
* стихийность, обостряющая проблемы трудоустройства населения и затрудняющая реализацию права на труд и доходы. Более жесткими становятся требования профессионализму, усиливается динамичность структурныхизменений в производстве, появляется безработица, происходит снижение жизненногоуровня у части населения. В результате возможно возникновение социальнойнапряженности;
* ослабление ориентациина высококвалифицированный труд, обеспечивающий стратегические задачисоциального, экономического и научно-технического развития;
* ориентация частинаселения на идеи товарно-денежного фетишизма;
* рынок трудаспособствует развитию личного, группового и коллективного эгоизма, когдаинтересы групповых и индивидуальных товаропроизводителей становятся вышеинтересов потребителей.
Преимущества рынка трудазаключаются в том, что он позволяет:
*ускорить и облегчить процесс согласования личных, коллективных и общественных интересовработников в системе общественного разделения труда;
* повысить эффективность занятости за счет рационального размещения работников по отраслям народного хозяйства и социальным сферам производства, стимулировать выделение в сферу обращения избыточных внутрипроизводственныхрезервов в рабочей силы;
* обеспечить на основеконкуренции экономию производственных и трудовых ресурсов вгосударственном секторе;
* осуществить болееобоснованный выбор профессии в соответствии со способностями и желаниямичеловека и с учетом общественных потребностей;
* учитывать действие объективного закона перемены труда, предусматривающегонеобходимость изменения форм трудовой деятельности человека с цельювсестороннего использования его творческого потенциала;
* повыситьэффективность производства в результате реализации совокупности функций рынкатруда.
Рынок труда выполняетследующие функции:
1. согласовываетэкономические интересы субъектов трудовых отношений;
2. обеспечивает пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса;
3. поддерживаетравновесие между спросом на труд и предложением рабочей силы;
4. формирует резервтрудовых ресурсов в сфере обращения для нормального хода процесса общественноговоспроизводства;
5. опосредуетраспределительные отношения и стимулирует труд;
6. содействует формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры;
7. воздействует наусловия реализации личного трудового потенциала.
На товарных рынкахисключения из допущения редки, несущественны, но на рынках рабочей силы ониочень часты и весьма важны. Когда рабочий опасается голода, его нужда в деньгах (их предельная полезность для него) очень велика, и, если уже с самого начала он заключает наихудший контракт и нанимается на работу снизкой заработной платой, его нужда остается острой, и он может продолжатьпродавать свой труд по низкой ставке. Это тем более вероятно, что, в товремя как на товарном рынке преимущества при заключении
сделки могут быть вполнеравномерно распределены между обеими сторонами, на рынке рабочей силыпреимущества чаще оказывается на стороне ее покупателей, а не продавцов. Другое отличие между рынком рабочей силы и товарным рынком проистекает из того факта, что каждый продавец рабочей силы может распорядитьсятолько одной ее единицей. Это лишь два факта из многих, в которых мы по мере дальнейшего исследования обнаружим объяснение значительной части того инстинктивного неприятия трудящимися классами привычки некоторыхэкономистов, особенно принадлежащих классу предпринимателей, рассматривать трудпросто как товар, а рынок рабочей силы как любой другой рынок; между тем вдействительности различия между этими двумя случаями, хотя с точки зрениятеории и не являющиеся коренными, все же четко обозначены и на практике частовесьма существенны.
На каждом рынкесуществует цена спроса на каждый товар, т.е. цена, по которой отдельный товарспособен привлечь покупателей в течении одного дня, или недели, или года.Характер условий диктующих эту цену на каждый данный товар, в каждом случаеразличен, но во всех случаях чем больше количество товара предлагается нарынке к продаже, тем ниже цена, по которой он найдет себе покупателей.
Условия нормальногопредложения не столь определены. Цена предложения каждого количества товара втечение года (или любой другой единицы времени) проставляются противсоответствующего количества. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара, цена предложения может либо повышаться,либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать.
Поэтому, когда количествопродукции таково, что цена спроса выше цены предложения, продавцы получают более, чем достаточно, чтобы они сочли выгодным доставить указанноеколичество товара на рынок; при этом вступает в действие активная сила,стимулирующее увеличение предлагаемого к продаже количества товара. С другойстороны, когда количество произведенного товара таково, что цена спроса нижецены предложения, продавцы получают менее, чем достаточно, чтобы они сочливыгодным довести количество предлагаемого на рынке товара до этого уровня.Когда же цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо –равновесие.
Когда спрос и предложениепребывают в равновесии, количества товара, предлагаемого в единицу времени,можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается,равновесной ценой. Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена принекотором отклонении от него будет стремиться к возращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону отсвоей низшей точки; мы увидим, что характерной чертой устойчивых равновесий является то, что при них цена спроса превышает цену предложения на величину, несколько меньшую, чем величина равновесного количества, инаоборот. Ведь когда цена спроса выше цены предложения, количество предлагаемого товара имеет тенденцию возрастать. Поэтому, когда цена спроса превышает цену предложения на количество, лишь немногим меньше,чем равновесное количество, тогда при временном сокращении масштабов производства, несколько ниже равновесного количества продукции, возникнеттенденция к возращению к равновесному его уровню, а в результате равновесиесохраняет устойчивость против отклонений в эту сторону. Если цена больше цены предложения на такое количество товара, которое чуть меньшеравновесного, она наверняка окажется ниже цены предложения на чуть большее количество товара, а поэтому, если объем предложения превышает его равновесное состояние, он будет стремиться вернуться в прежнее положение, равновесие окажется устойчивым против отклонений также и вэтом направлении.
Когда спрос и предложение оказываются в положении устойчивого равновесия, то в случае, есличто-нибудь сдвинет объем производства с его равновесного состояния,немедленно начнут действовать силы, толкающие его к возврату в прежнееположение, точно также как если подвешенный на веревке камень сместить с его равновесного состояния, он немедленно устремится назад, в свое равновесное положение. Движение объема предложения относительно своей точки равновесия будет носить примерно такой же характер.
Рынок труда наиболеемассовых профессий по Республике Беларусь на 1 июня 2007г.
Наименование профессий
и специальностей
Спрос
(количество вакансий)
Предложение
(численность безработных, имеющих данную профессию)
Городская местность Водитель автомобиля
2118
808 Грузчик
921
637 Каменщик
1976
300 Кровельщик-жестянщик
411
72 Маляр
848
331 Машинист бульдозера, экскаватора
442
46 Наладчик оборудования
211
62 Облицовщик плиточник
653
104 Плотник
1080
309 Повар
537
556 Продавец непродовольственных товаров
239
724 Продавец продовольственных товаров
1757
1427 Слесарь МСР
391
173 Слесарь-ремонтник
657
306 Слесарь-сантехник
571
192 Столяр
632
269 Токарь
782
164 Тракторист
343
340 Фрезеровщик
295
51 Швея-мотористка
1564
742 Штукатур
1063
313 Электоромонтер
1249
275 Бухгалтер
338
830 Врач
923
19 Инженер-программист
146
17 Инженер строительного профиля
166
67 Электрогазосварщик
955
253 Экономист
176
655 Юрист
46
306
Сельская местность Агроном
132
120 Бухгалтер
128
244 Ветврач
234
21 Врач
74
8 Зоотехник
234
100 Экономист
65
113 Учитель, преподаватель
11
106
2. Занятость ибезработица как экономические явления
2.1. Понятие иклассификация занятости
В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость определяется как незапрещенная законом деятельность граждан, связанная с удовлетворением личныхи общественных потребностей, как правило, приносящая доход. С точки зрения экономических позиций общества занятость – это деятельностьтрудоспособного населения по созданию общественного продукта илинационального дохода. Как экономическая категория, занятость выражаетпроизводственные отношения по поводу включения работника (отдельнойсоциальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворенияспроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное населениеобеспечено рабочими местами.
К занятому населениюотносятся, в первую очередь, работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей,занятых индивидуальной трудовой деятельностью и т.д.
Занятость в общественномпроизводстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учёба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход забольными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не понайму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.
В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный икачественный. По своему содержанию они соответствуют
понятиям полной иэффективной занятости. Предоставления всем желающим и способным трудитьсяв общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости. Эффективная же занятость означает такое распределение трудовыхресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность в каждый момент времениполучить наибольший прирост материальных и духовных благ, предполагаетэффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.
При полной и эффективнойзанятости решаются две задачи:
— создается достаточноеколичество рабочих мест;
— обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации;
Первая задача отражаетинтересы населения, проживающего на определенной территории, вторая – интересыотрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости – задача государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяетрациональную занятость.
Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферамприменения труда, по профессиям, специальностям и т.д.
Структурные видызанятости выделяют по следующим признакам:
1. По характерудеятельности:
. работа на предприятияхвсех видов и общественных организациях;
. служба в армии;
. индивидуальнаятрудовая деятельность;
. личное подсобноехозяйство и т.д.
2. По принадлежностизанятых к определенному классу и социальному слою:
. рабочие;
.инженерно-технические работники и служащие;
. управленческийперсонал;
. предприниматели;
. крестьяне.
3. С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении
трудовых ресурсов.
4. По территориальномупризнаку:
. по регионам;
. по областям;
. экономическимрайонам и т.д.
5. По уровню урбанизации.
6. По профессионально –квалификационному признаку:
. уровеньобразования;
. стаж работы;
. степеньмеханизации труда и т.д.
7. По половозрастномупризнаку.
8. По формам организациитруда:
. соотношение между занятыми, охваченными индивидуальной и коллективной формами организации труда.
9. По видамсобственности.
Формы занятостипредставляют собой организационно-правовые способы и условия использованиярабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающимися нормамирегулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (напредприятиях или на дому), статусом деятельности. Следовательно, формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков:
1) Формы организациирабочего времени:
. полная (работа наусловиях полного рабочего дня);
. неполная (работа наусловиях сокращенного дня, сокращенной рабочей недели или неполного рабочегодня при сокращенной рабочей неделе);
. надомная (когда лицатрудоспособного возраста по ряду причин не могут трудиться на производстве. Надомный труд организуется в домашних условиях).
2) Значимости длярабочего:
. первичная;
. вторичная.
3) Стабильности:
. постоянная (сотносительно стабильным местом работы);
. временная (с временным, эпизодическим или сезонным характером
работы).
4) Форм правовогорегулирования использования рабочей силы:
. основная(реализуется трудовым законодательством);
. специальная(нуждается в специальном трудовом регулировании,
например,занятость с режимом неполного рабочего дня, на условиях надомничества,гибкого рабочего времени, разновидности вторичной и временной занятости).
В условиях рыночных отношений рост занятости имеет объективно существующий экономический предел. Достижение полной занятости может являться стратегической цельюсоответствующей политики государства. Но при этом полная занятость в соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ), рассматривается не как всеобщая для трудоспособного населения в трудоспособномвозрасте, а как обеспеченность предложения рабочей силы в количественном икачественном отношении спросом на нее, т.е. каждый желающий работать и активно ищущий работу может удовлетворить свою потребность в рабочих местах (должностях). Следовательно, в этих условиях очевидна неизбежность такого явления, его объективность.
2.2. Безработица:понятие и класификация
Как известно, для любойработы нужен стимул. Он может быть позитивным и негативным. Позитивным стимулом называется расчет на материальное или моральное вознаграждение. Негативные стимулы можно условно подразделить на прямые и более “утончённые”, косвенные. К прямым негативным стимулам относятся,например, угроза голода, физическая расправа и т.д. Все чаще теперьиспользуется косвенное принуждение: работай как вздумается или как сумеешь,но если появиться человек, способный работать лучше, то уступи ему своёместо и иди в очередь, за пособием или за подаянием. Этот негативныйкосвенный стимул действует безотказно. Негативные косвенные стимулыособенно эффективны, когда сформирован и достаточно развит рынок труда.
Вообще, проблема безработицы присуща рыночной экономике. Если в середине XIX века западные идеологи объясняли наличие безработных
“плохим поведением” самихрабочих, то в новых условиях они заговорили о
“несовершенствах” и этимобъясняли возникновение и существования
“избыточного” населения. Так появилась теория “фрикционной” безработицы, выставлявшая вкачестве причин этого порока капитализма “фрикции” ( в перев. трения,неполадки) на рынке труда. Возникновение и существование такой безработицы объяснялись несоответствием между изменившимися потребностями в рабочей силе исложившимся ее распределением по отдельным отраслям и районам, а также недостаточной мобильностью рабочих, привязанных к определенным местамжительства и специальностям. Помимо нее развивалась теория “добровольной” безработицы, согласно которой в безработицы будто бы повинны самирабочие, так как они требуют повышения заработной платы и не хотят работатьза плату, соответствующую предельной производительности. В месте с темистория данной проблемы показывает, что люди добровольно лишают себя заработков и безработные возникают и существуют только из-за “неполадок” на рынке.
В такой обстановке появляется теория, объясняющая безработицу недостатком совокупного спросана товары и услуги. Ее автор Джон Мейранд Кейнс показал, что помимо “добровольной” и “фрикционной” безработицы существует “недобровольная” или “вынужденная”.
Незанятость определенной части населения является результатом действия объективных процессов:
* неравномерного развитияпроизводственных сил;
* противоречивогохарактера НТП;
* высоких темповмодернизации производства.
Кейнс утверждал, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характераэкономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
По закону РБ “О занятостинаселения “ от 30 мая 1991 г. “безработными считаются трудоспособныеграждане в трудоспособном возрасте (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60), постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные вгосударственной службе занятости.
Согласно определениюмеждународных организаций – Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), безработные– это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель
Так, например, в СШАбезработными, считаются гражданские лица, которые:
. не имели занятостив течении недели обследования;
. предпринималиусилия найти работу в течении предыдущих 4-х недель (обращаясьнепосредственно к нанимателю, к услугам государственной службы занятостиили к друзьям);
. лица, временно уволенные или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе втечение 30 дней.
В Японии безработнымсчитается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа,в Великобритании – кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица, проживающие в застойных районах, где нет и не предвидится свободных рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и предпринимали поиски работы, онибыстро разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориямнаселения, как впервые ищущие работу и возвращаются на работу после длительного перерыва. К первой группе относится прежде всего молодежь, ковторой – женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей. Основной же массив безработных – это лица, уволенные спредприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике ипроизводстве, закрытия предприятий и учреждений, модернизациипроизводства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них людиразличных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальностина других предприятиях, пройти переподготовку и повысить своюквалификацию.
Безработица может существовать в разнообразных формах. Основными являются:
1. фрикционная –временная добровольная незанятость, связанная с переходом с одной работы надругую. Она возникает из-за несовершенства в техническом функционировании рынка труда, отсутствие информации о наличии рабочих мест, стремление граждан лучше применить свои способности и носиткраткосрочный характер;
2. структурная – вид вынужденной безработицы, вызываемой структурной перестройкой экономики,ликвидация устаревших отраслей, что изменяет, в свою очередь, структуру общего спроса на рабочую силу в профессиональном или региональномразрезе;
3. циклическая – безработица, вызванная спадом производства. Когда совокупный спрос натовары и услуги уменьшается, а безработица растет;
4. скрытая – излишнееколичество работников, занятых в производстве, хотя производственный процесстребует меньшего числа работающих;
5. “конверсионная” – безработица, связанная с сокращением численности армии и занятых вотраслях ВПК;
6. молодёжнаябезработица;
7. остаточная - безработица, вызванная ограничением работающих по состоянию здоровья, по возрасту, более низкой производительностью мобильностью, отсутствием стремления к повышению квалификаций у пожилых.
Кроме того, существуют сезонная, технологическая, региональная, застойная и другие видыбезработицы.
Монетаристы (М… Фридмен, К.Викселль) выделяют естественную и вынужденную безработицу. Кестественной относят фрикционную и структурную. В этом случае ещё говорят о естественной норме безработицы или уровне безработицы при полнойзанятости. В настоящее время экономисты считают, что естественный уровеньбезработицы равен примерно 5-6%. Если текущая безработица значительно превышает естественную норму, то это свидетельствует о вынужденной безработице.
Безработица, в особенности вынужденная, - это нечто большее, чем экономическоебедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит кбездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, самоубийствам,социальной напряжённости. История убедительно показывает, что массоваябезработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к власти).Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопаситьсебя и общество от социальных взрывов и потрясений.
3. Мировой опытразвития рынка труда и его использование в Беларуси
3.1 Статистиказанятости населения на 2006 год В 2007году в Республике Беларусь наблюдаются положительные тенденции вобласти занятости населения. За январь-сентябрь 2007 года прием работниковвосполнил их выбытие на 101,9 процента, принято работников на 12,7 тысячбольше, чем уволено. Оборот рабочей силы составил 1363,4 тысячи человекили 38,6 процента от среднесписочной численности работающих (в аналогичном периоде2006 г. 38,4 процента). В связи с высвобождением уволено 8,1 тысяччеловек, что составило 82,4 процента к уровню 2006 года. Сократились масштабывынужденной неполной занятости и составили 107,2 тысячи человек или 75,3процента к соответствующему периоду 2006 года. Численностьработавших в режиме неполного рабочего времени сократилась на 20,2 процента,численность находившихся в отпусках по инициативе нанимателя – на 30,0процентов. За январь-сентябрь 2007 года в органы государственнойслужбы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 251,8 тысячичеловек (106,1 процента к уровню 2006 года), из которых 149,9 тысячи всоответствии с законодательством признаны безработными. Включая граждан,состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 324,2 тысячичеловек, в том числе 201,9 тысячи безработных. С начала годатрудоустроено 153,1 тысячи человек, в том числе 95,9 тысячи безработных.Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышениеквалификации 17,2 тысячи безработных. Приняли участие в оплачиваемыхобщественных работах 75,8 тысячи человек, в том числе 42,4 тысячи безработных.Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия, 208 семейбезработных с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда социальнойзащиты населения. На 1.10.2007 на учете в органах государственной службызанятости состояло 46,5 тысячи безработных (82,4 процента к уровню 2006 года),из них 53,5 процента получали пособие по безработице. Среднийразмер пособия в сентябре составил 45,4 тысячи рублей на одного безработного. Увеличился спрос на рабочую силу: на 1.10.2007 в органы государственной службызанятости поступили сведения о наличии 55,8 тыс. вакансий, что составило 106,5 % к уровню 2006 года. Если в 2006 году предложение рабочей силыпревышало спрос в 1,1 раза, то на 1.10.2007 количествовакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем,по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса ипредложения рабочей силы. Постепенно снижается женская и молодежнаябезработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 65,7процента на 1.10.2006 до 64,4 процента на 1.10.2007. Доля молодежив возрасте 16 – 29 лет за этот период уменьшилась с 45,4 процента до 43,2процента. Уровень регистрируемой безработицы к экономически активномунаселению снизился с 1,3 процента на 1.10.2006 до 1,0 процента на1.10.2007.
3.2. Мероприятия порегулированию спроса на рабочую силу
Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условиезанятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ееактивности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом нарынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силыэффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученнойспециальности и квалификации свободные рабочие места.
В различных странахразрабатываются специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости и увеличениючисла рабочих мест в государственном секторе созданы сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число безработных, снизить уровень безработицы. Создание рабочих мест вразвитых странах отмечается даже при резком сокращении темповэкономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новыерабочие места начинали создаваться при достижении среднегодового ростаВВП в 2% (в Европе – 4,3%), то теперь – при росте 0,6% (в Европе – 2,0%).
Стимулированиеинвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочихмест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решатьи другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целяхповышения инвестиционной активности необходимо:
1. Расширение источниковинвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферусбережений населения.
2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятийпо созданию и сохранению рабочих мест.
3. Совершенствованиеналоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.
Особо полезен для нашейстраны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию исохранению рабочих мест на 2002 – 2006 годы.
Программа ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.
В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки программы мер по созданию исохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня иструктуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала вперспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решитьследующие задачи:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различныхотраслях экономики;
— регулирование рынкатруда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;
— развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
— повышения качествасоздаваемых рабочих мест;
— предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.
Программа предполагаетопределение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективностииспользования имеющихся мощностей,
формирование механизма финансированиясоздания рабочих мест.
Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная схема создания рабочих мест,отражающая общие потребности населения в рабочих местах, структуруимеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема позволит обеспечить координацию усилийгосударственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных,так и в качественных аспектах. Важнейшим условием обеспечения занятости населения, повышение конкурентоспособности граждан является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразованияэкономики приводят к существенным изменениям в профессионально-квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы ивозникновению структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической,безработные должны представлять мобильный резерв рабочей силы.
Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляетсяцелесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть илипоявится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульнаясистема обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах
Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимоусвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиямирабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:
* достаточно быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности вработниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимогоуровня квалификации;
* возможность обучениялиц, различных по уровню знаний и подготовке;
* возможностьсамостоятельного индивидуального обучения;
* ориентация на конечныйрезультат.
Проект внедрениямодульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработанМеждународным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его цель - укрепление учебно- методической,технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурныхизменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий вквалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.
Реализацияактивных мер политики занятости населения
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006 Обратилось в службу занятости за содействием в трудоустройстве – всего (тыс.чел.) 231,7 299,8 271,4 308,5 284,2 299,1 307,5 332,1 321,2 289,0 297,7 309,3 Трудоустроено – всего (тыс.чел.)_ 118,8 150,4 207,7 241,1 223,1 224,1 221,8 213,0 208,2 191,9 187,1 187,9
из них безработных (тыс.чел.) 81,5 110,8 147,2 159,4 160,9 147,6 139,4 128,6 139,8 151,9 144,4 134,3 Направлено на профобучение (тыс.чел.) 15,6 20,6 26,8 27,1 28,8 27,5 27,6 28,8 29,6 28,2 27,7 26,5 Прошли профобучение (тыс.чел.) 14,1 18,0 22,8 26,1 25,3 26,7 26,7 26,5 27,7 26,8 26,1 25,0 Создано новых рабочих мест (тыс. чел.) 920 1132 5234 8160 5865 4955 5723 4625 3517 4289 4400 3332 Выдано ссуд и субсидий безработным для открытия своего дела (чел) 211 332 1226 1575 761 1572 1793 1861 1907 2247 2446 2823 Направлено на общественные работы (тыс. чел.) 57,7 74,6 132,0 148,4 125,4 120,8 116,5 122,9 131,3 123,4 112,9 110,4 Число безработных на 1 вакансию 12 12 4 4 2,5
3 3 5 4 2 2 1 Уровень безработицы к экономически активному населению, %
2,9
4,0
2,8
2,3
2,1
2,1
2,3
3,0
3,1
1,9
1,5
1,2
3.3 Социальная защита населения от безработицы
Социальная защита безработных и членов их семей основана на
Конституции, Кодексе законов о труде, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” идругих нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательствомгосударство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам,высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии впериод профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьибезработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность длятрудоустройства.
Вместе с тем социальная защита безработных имеет и существенные недостатки. К нимотносятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного ичленов его семьи. Средний размер пособия по безработице покрывает всего около 13% прожиточного минимума. Низкие пособия по безработице иотсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому,что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, чтослужба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовкенезанятого населения.
Таким образом, в страненазрела необходимость увеличение пособий по безработице до социально оправданного уровня, соответствующего общепринятым международным нормамгарантий социальной защищенности граждан (от 10 до 60% величины минимальногопотребительского бюджета, в зависимости от категории безработных).
Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации системы государственного обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальнойпомощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не только кполучению высокого пособия по безработице, но и к быстрому нахождениюподходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальнойзащиты.
Учитывая опыт другихстран, система государственного страхования от безработицы должнаохватывать лиц наемного труда и финансироваться работодателями иработниками в соответствии со специальной шкалой: чем ниже заработок работника, тем большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система предполагает, что гарантии получения определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляютсякак милость. Принципиально важно становится одно – имеет ли человек право напособие по безработице, то есть, участвовал ли он в период своейзанятости в формировании страхового фонда.
Таким образом, длясмягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда.
Учитывая опыт развитыхстран, следует отметить, что для преодоления негативных последствийбезработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включитьвременно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственноерегулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.
4. Пути преодолениябезработицы в Республике Беларусь
4.1 Создание рабочихмест в малых городах в 2006 году
Особоевнимание в 2006 году уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочейсилы в малых, средних городах, поселках и регионах с устойчиво высоким уровнембезработицы. По каждому из 42 регионов, включенных в областные иГосударственную программы, реализовывался конкретный комплекс мер,разработанных с учетом специфики территории и направленных на обеспечениезанятости населения и снижение уровня безработицы.
Справочно. В Государственную программу включены мероприятия пообеспечению занятости в 22 малых и средних городах и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы (Брестская область –Ганцевичский район, гг. Микашевичи Лунинецкого района и Белоозерск Березовскогорайона; Витебская область – Поставский район, гг. Поставы, Новолукомль, г.п.Воропаево Поставского района; Гомельская область - Октябрьский и Речицкий районы, г. Речица, г. Василевичи и г.п.Заречье Речицкого района, г.п. Октябрьский, г.п. Комарин Брагинскогорайона; Гродненская область – г. Скидель; Минская область — г.п.Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. УречьеЛюбанского района; Могилевская область - р.п. Глуша Бобруйского района,г.п. Краснополье, г.п. Хотимск, г.п. Глуск).
Крометого, в областные программы занятости населения включены еще 20регионов, требующих первостепенного решения проблем обеспечения занятостипроживающего в них населения (г.п. Ореховск и Копысь Оршанскогорайона, г. Солигорск, д. Раевка Молодечненского района, г.п.Белыничи и др.).
Мероприятиямигосударственной и областных программ занятости населения на 2006 г.предусматривалось создание в данных проблемных регионах 7,4 тыс.новых рабочих мест. За 2006 год республиканскими и местными органамигосударственного управления обеспечено создание в малых и среднихгородских поселениях новых рабочих мест, на которыетрудоустроено 8440 человек (113,5 процента кгодовому заданию), в том числе по областям: Брестская область – 1804 рабочихместа (114,8 процента к заданию), Витебская область – 1325 рабочих мест (139,3процента), Гомельская - 1574 рабочих места (101,9 процента), Гродненская - 1422 рабочихместа (101,2 процента), Минская – 1527 рабочихмест (107,3 процента), Могилевская – 788 рабочих мест (145,4 процента). Реализация мер по обеспечению занятости в 42 регионах,включенных в Государственную и областные программы занятости населения,позволила улучшить ситуацию на рынках рабочей силы в 38 и стабилизировать ее в4 малых и средних городских поселениях. Справочно. Обеспечено снижениеуровня регистрируемой безработицы в Ганцевичском районе с 7 процентов на1.01.2006 до 4,2 процента на 1.01.2007, Дрогичинскомрайоне — с 2,8 до 2,3, Ивановском районе – с 3,5 до 3,2 и др.) атакже уменьшение количества безработных, состоящих на учете в органахгосударственной службы занятости на конец отчетного периода в г. Белоозерске со141 на начало 2006 г. до 117 на 1.01.2007 г., Поставском районе – с 795до 569, Речицком районе – с 1282 до 948,, в г.п. Заречье Речицкого района – с47 до 27, г. Скиделе – со 143 до 130, г.п. Белыничи – со 107 до 84, г.п.Хотимск – со 110 до 83, г.п. Бобр Крупского района – с19 до 7, г.п. УречьеЛюбанского района – с 44 до 32 и т.д.В 2007 году будет продолженаработа по решению проблем региональных рынков труда и созданию вэтих целях рабочих мест.
Заключение
Категория занятости ибезработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так иобщества в целом. Существует множество видов безработицы, которыеобъединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную,циклическую.
В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпаденияспроса и предложения на рынке труда. В Беларуси основными типами безработицы основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет.
В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицынаиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация,расширение сферы услуг и надомного производства.
В Беларуси в силуспецифики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы немогут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулированиеделовой активности, технологическое перевооружение и обеспечениесамозанятости населения.
/>Приложение А
/> Приложение Б
Литература:
1. Сайт Министерства труда исоциальной защиты Республики Беларусь
www.mintrud.gov.by
2. Рынок труда / под ред. Буланова,Волгина 2000г.
3. “Числобезработных увеличилось”/НЭГ № 20, 16.03.2001г
4.Боровик Л.С.Политика занятости: направления развития /БЭЖ, 1999г.№1
5. Сайт Министерства экономикиРеспублики Беларусь
www.economy.gov.by