Федеральное агентство пообразованию
Волгоградскийгосударственный технический университет
Кафедра мировой экономикии экономической теории
«___»___________2008 г.
Семестровая работа
по дисциплине«Экономическая теория. Микроэкономика»
Проблема: «Могут лироссийские железные дороги увеличить свои доходы за счет снижения тарифов?»
Волгоград 2008 г.
Содержание
1. Фирмав условиях монополистической (несовершенной) конкуренции
2. Монополиякак форма монополистической конкуренции
3. Ценаи предельный доход при монополии
4. Эластичностьспроса при монополии
5. Ответ
6. Основныепонятия
7. Списокиспользуемой литературы
1. Фирма вусловиях монополистической (несовершенной) конкуренции
Монополистическаяконкуренция – это рыночная модель, для которой типично:
– относительнобольшое число производителей, которые производят похожую, но не идентичнуюпродукцию;
– дифференцированныйпродукт, выступающий в форме товаров, различающихся по своим физическим иликачественным параметрам и услуг, связанных с продажей продукта;
– контрольнад ценами.
В условияхмонополистической конкуренции господствует фирма – монополия.
2. Монополиякак форма монополистической конкуренции
Монополия (отгреч. monos – один, poleo – продаю) – исключительное право, принадлежащееодному лицу, группе лиц или государству на осуществление какой-либохозяйственной деятельности.
Монополия –это такая модель рынка, при которой число продавцов становится столь малым, чтокаждый продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, апотому и на цену продаваемого товара.
К основнымпризнакам монополии следует относить:
– Нарынке действует только одна фирма, производящая данный продукт, следовательно,поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отросли в целом.
– Монополистпроизводит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупаютего, либо обходятся без него.
– Фирма-монополиствоздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательныйнаклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль.Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену». Но это неозначает, что монополист может назначить сколь угодно высокую цену (например,если монопольный издатель какой-то книги устанавливает цену на нее, равную 1млн. руб., то просто никто ее не купит и издательство разорится).
/>
Принисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить его цену,манипулируя количеством предложенного товара, т.е. не имеет кривой предложения(только точку, соответствующую оптимальному для фирмы объему выпуска). Цельфирмы – максимизировать прибыль – достигается при условии МС=MR. Из рис. 1 видно,что MC>P.
Также из рис. 1видно, что фирма-монополист производит продукции меньше, чем в конкурентнойотрасли, и устанавливает цену выше конкурентной. Это говорит о том, чтообщество несет определенные потери. А монополист получает сверхприбыль,присваивая себе часть потребительского излишка (к тому же есть возможностьэкономить на рекламе).
– Вступлениев отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические,юридические и др. барьеры вступления в отрасль.
– Существуютограничения в доступности информации (например, фирма держит в секрететехнологию производства своей продукции).
Различаютследующие виды монополии:
•Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когдапроизводство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем егопроизводство двумя или более фирмами. Основная причина существованияестественной монополии – это экономия от масштаба производства. К естественныммонополиям такого типа в России относятся компания «Газпром», Единаяэнергетическая система России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта и т.д. Естественнаямонополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки вотрасли и даже получает положительную экономическую прибыль. С естественнымимонополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальнымиприродными ресурсами.
Основные характеристики рынкаестественной монополии заключаются в следующем:
– эффект масштаба выражается всущественном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мереувеличения объемов ее производства;
– неэластичный спрос. В обычныхэкономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спроспотребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е.при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям. Неэластичностьспроса можно проиллюстрировать на следующем примере: при существенномувеличении цены на сливочное масло потребители могут использовать заменительэтого товара – масло растительное. Это приведет к резкому падению спроса насливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребителимогут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем,что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.
•Закрытаямонополия. Правительства большинства стран в целях ускорениянаучно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временныемонополии путем выдачи патентов и лицензий.
/>•Открытая монополия. Ими часто являютсяфирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, «товаром-пионером». Но стечением времени часто на рынке появляются конкуренты и монополия превращаетсяв олигополию.
3. Цена ипредельный доход при монополии
В условияхнесовершенной конкуренции и, в частности, монополии, которая сталкивается субывающей кривой спроса (когда объем продаж можно увеличить только за счетснижения цены), предельный доход всегда ниже значения цены, кроме единичногообъема выпуска: если монополист увеличивает объем производства, то ценаснижается и по этой цене теперь продается вся продукция (и та, которая былавыпущена раньше). Следовательно, если производится одна дополнительная единицапродукции, то монополист получает прирост дохода в размере цены этой единицыпродукции за минусом того, что потеряет вследствие продажи ранее выпущеннойпродукции по этой более низкой цене.
4. Эластичностьспроса при монополии
Эластичностьспроса по цене – это мера чувствительности спроса к изменениям цены.Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентовизменился спрос при изменении цены на один процент. Причем, если кривая спроса эластична,т.е. коэффициент эластичности больше единицы, то снижение цены настолькоувеличивает объем спроса, что совокупный доход возрастает. Если спроснеэластичен, т.е. коэффициент эластичности спроса меньше единицы, то снижениецены увеличивает объем спроса на такую малую величину, что совокупный доходуменьшается.
Когдасовокупный доход увеличивается, кривая спроса эластична, т.е. когда предельныйдоход положителен; когда совокупный доход уменьшается, кривая спросанеэластична, т.е. когда предельный доход отрицателен; в точке где предельныйдоход максимален, коэффициент эластичности спроса по цене равен единице, т.е.предельный доход равен нулю:
Очевидно, чтомонополист будет выбирать оптимальный объем производства, максимизирующийприбыль, на эластичном участке кривой спроса (где совокупный доходувеличивается) и будет избегать неэластичного отрезка кривой спроса. Тогда небольшоеснижение цены приведет к существенному увеличению объема продаж, и совокупныеприбыли будут увеличиваться.
/>
5. Железнодорожныйтранспорт – это ключевое звено в экономике страны. Развитие инфраструктуры вэтой области остается важнейшим направлением курса реформ, проводимымПрезидентом и Правительством РФ.
Тарифы нажелезных дорогах представляют собой цены плат и сборов, взимаемые за перевозкигрузов, пассажиров, почты, грузобагажа и другие услуги транспорта. Расходы железных дорог итранспортные издержки отраслей народного хозяйства и предприятий различных формсобственности покрываются тарифными поступлениями, составляющими доходытранспорта.
Грузовые железнодорожные перевозки относятся к естественномонопольной сфере деятельности и в соответствии с Федеральным законом «Оестественных монополиях» подлежат государственному регулированию. Органамирегулирования естественных монополий на основании Федерального закона
«О естественных монополиях» ценовое регулирование осуществляетсяпосредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченнымосуществлять регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки вовнутригосударственном и международном (кроме транзитных) сообщениях, являетсяФедеральная служба по тарифам, положение о которой утверждено постановлениемПравительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №332.
Основную прибыль РЖД получают за счет грузовых перевозок. Так в 2007 г.основной доход пришелся именно на этот вид перевозок:
/>
754.9млрд. руб. – грузовыеперевозки;
91.2млрд. руб. –прочие видыдеятельности;
109.4млрд. руб. –пассажирскиеперевозкивдальнемследовании;
20.1млрд. руб. –пассажирскиеперевозкивпригородномсообщении.
Так как РЖД относятся к естественной монополии и обладаютнеэластичным спросом, то, к примеру, при снижении тарифов на грузовыеперевозки, их объем (спрос) незначительно изменится, а это неизбежно приведет куменьшению доходов. Рассмотрим другой пример: снижение тарифов на перевозкипассажиров, может привести к увеличению числа людей, пользующихся этим видомтранспорта. Поток пассажиров увеличится, и билетов будет продаваться больше, нопри этом пассажирские перевозки составляют примерно 1/6 от грузовых и поэтомуснижение тарифов, в общем случае, мало отразится на доходах РЖД.
6. Основные понятия
Издержки – расходы фирмы по производству и реализации продукции.
Спрос – количество товара, которое хотят и могут приобрестипокупатели за определенный период времени при всех возможных ценах.
Эластичность – степень реакции одной экономической величины наизменение другой.
Эластичность спроса по цене, показывает насколько изменится впроцентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на одинпроцент.
Предельный доход – прирост дохода, связанный с выпуском каждойдополнительной единицы продукции.
Прибыль – в широком смысле слова разница между полученной выгодойи понесенными при этом затратами; в узком смысле – доход от реального капитала.
Цена – количество денег, за которое продается и покупаетсяэкономическое благо.
Коэффициент ценовой эластичности спроса – отношение процентногоизменения в спросе к процентному изменению цены.
Список используемой литературы
1. Камаев В.Д.и др. Экономическая теория: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 640 с.
2. Курсэкономической теории: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. /Под ред. М.Н. Чепурина,Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 1999. – 752 с.
3. Экономика:Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.С. Булатова. – М.:ЭКОНОМИСТЪ, 2006. – 831 с.
4. Годовойотчет ОАО «Российские железные дороги» 2007 г.
5. www.expert.ru