Вольчик В.В.
1. Понятие институциональной структуры
Институциональнаяструктура — это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицыэкономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов,которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственнойдеятельности.
Вэкономической литературе понятие «институциональная структура» имеет множествотрактовок. Часто не проводится различий между дефинициями «институциональнаяструктура» и «институциональная среда». Уильямсон приводит наиболее общее еёопределение: «Это основные политические, социальные и правовые нормы,являющиеся базой для производства, обмена и потребления»[1][1].Но наличие некоторых, присущих спонтанному рыночному порядку институтов еще неявляется достаточным условием для становления рыночной институциональнойструктуры. Например, создание правовой базы для частной собственности неозначает, что она действительно может функционировать в экономике как рыночныйинститут.
Очевидно,что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы –неформальные и формальные. Неформальные институты возникают из информации,передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев,являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальныеправила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когдаотношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами.Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику.Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческоговзаимодействия, неформальные ограничения являются:
1)продолжением, развитием и модификацией формальных правил;
2)социально санкционированными нормами поведения;
3)внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.[2][2]
Фактическироль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика или моральныепрактики, исследованиям которых посвящено значительное число научныхисследований[3][3]. Хозяйственнаяэтика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономическойкоординации рынка.
Еслисуществующие в обществе этические нормы позволяют субъектам экономикиосновываться в своих действиях больше на доверии, чем на возможностиосуществления определенных формальным правом санкций, то в таком обществесделки будут носить более регулярный и сложный характер. Это доказаноКоулменом, предложившим следующую формулу для сопоставления степени доверия ивозможных выгод и убытков от
/> ,
где/> - основанная на личном примере вероятность,что людям можно доверять; />-возможная потеря в случае невыполнения контракта; />-возможный выигрыш в случае выполнения контракта[4][4].
Формальныеограничения, правила и институты возникают, как правило, на базе ужесуществующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. Вструктуре формальных институтов выделяются:
1)политические институты;
2)экономические институты;
3)системы контрактации (способы и порядок заключения контрактов, регулируемыеправовыми нормами и законами).
Современнаяэкономическая наука уделяет много внимания изучению не только экономическихинститутов, поскольку политические институты определяют властную иерархическуюструктуру общества, способы принятия решений и контроля. Эволюция ифункционирование формальных политических институтов является предметом анализав рамках теории общественного выбора[5][5].
Формальныеэкономические институты в научной литературе рассматриваются чаще всего в одномконтексте с правами собственности, так как они «устанавливают правасобственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода отсобственности, и отчуждение других лиц от использования имущества или ресурсов»[6][6].
Институтыконтрактации определяют условия соглашения между покупателем и поставщиком,которые зависят от трех факторов: цены, специфичности активов игарантий[7][7]. Институтыконтрактации, наряду с правами собственности, являются базовыми институтамиинституциональной структуры любого экономического порядка (экономической системы).Для эффективного функционирования рыночной экономики свобода заключенияконтрактов имеет решающие значение. Отход от принципа свободы выбора агента длязаключения контракта к принципу «c¢est/>a prendre oua laisser» (хочешь — бери, не хочешь — тебе же хуже — фр.), является причиной усложнения процедуры контрактации, чтоснижает эффективность обмена[8][8].
Дляосуществления функций формальных институтов необходимы специально созданныеорганизации.
2. Иерархия правил и институтов
Правила- общепризнанных и защищенных предписаний, которые запрещают или разрешаютопределенные виды действий одного индивида (или группы людей) привзаимодействии их с другими людьми или группами.
Правила,конституирующие институт, имеют смысл только тогда, когда они применяются болеечем к одному человеку. С этой точки зрения любой институт — это наборопределенных правил, тогда как правила — не всегда институт. Вот почемуотделение одной категории от другой обосновано.
Правиламогут находиться в отношении соподчиненности, т.к. один тип правил изменитьпроще, чем другой.
Правила,непосредственно определяющие альтернативы для формулировки других правил иподдающиеся изменению с большими издержками, являются глобальными. Ониформируют институциональную среду. В свою очередь, глобальные правила состоятиз конституционных, или политических, и экономических. К локальным правиламотносятся двух- и многосторонние контракты, которые заключаются междуотдельными экономическими агентами.
1)Конституционные правила
Ониустанавливают иерархическую структуру государства, это в первую очередьотносится к конституционным правилам. Также данные правила определяют порядокпринятия решений, что существенно влияет на результат голосования. Такиеправила в явной форме фиксируют, как осуществляется контроль за перечнемвопросов, подлежащих обсуждению и разрешению.
2)Экономические правила
Экономическиминазываются правила, определяющие возможные формы организации хозяйственнойдеятельности, в рамках которой отдельные индивиды или группы кооперируются другс другом или вступают в конкурентные отношения. Например, к экономическимправилам может относиться запрет на слияние двух компаний, принадлежащих однойотрасли, если результатом будет превышение значения индекса концентрации заранееопределенной критической отметки. К аналогичного рода правилам может бытьотнесено установление предельных цен на продукты и ресурсы, определяющихсоответственно рамки обмена на конкретном рынке; введение ограничений на импорт(посредством квотирования, повышения таможенных пошлин, ужесточенияэкологических требований и т.п.); сроки действия патентов. Экономическимиправилами являются правила собственности и ответственности.
3)Контракты
Контрактыследует рассматривать как правила, структурирующие во времени и пространствеотношения между двумя (и более) экономическими агентами на основе спецификацииобмениваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между нимисоглашением. В принципе все правила могут быть интерпретированы как контракты.Но и в этом случае пришлось бы выделить несколько уровней, на которых онивозникают.
Такжев экономической литературе выделяют два типа институтов:
1)Внешние — устанавливающие в хозяйственной системе основные правила,определяющие в конечном итоге ее характер. Например, институт собственности.
2)Внутренние — которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степеньнеопределенности и риска и уменьшают трансакционные издержки (предприятия, видыдоговоров, платежные и кредитные средства, средства накопления).
3.Институциональная структура и институциональная среда
Институтыкак таковые по своей природе не однородны. Существуют институтысистемообразующие, определяющие тип экономического порядка и институты,составляющие ту или иную систему. Следовательно, в дальнейшем мы можемговорить об институтах первого (системообразующих) и второго (составляющихсистему) порядков.
Понятия«институциональная структура» и «институциональная среда»были заимствованы экономистами у социологов. Последние зачастую не различаютэти два понятия и используют их как синонимы.[9][9]
Исходяиз предпосылки, что институциональная среда не является простым наборомсоответствующих институтов, мы можем считать её особого рода институтом(матрицей развития) высшего порядка. Она определяет основное направлениеразвития системы, а также те ориентиры, на основе которых происходитформирование и отбор наиболее эффективных экономических и социальныхинститутов.
Институциональнаясреда не является простым набором соответствующих ее типу институтов. Онаопределяет направление и быстроту институциональных изменений. Поэтому мы можемсчитать ее особого рода институтом (вектором, определяющим направлениеразвития) высшего порядка.
Институциональнаяструктура является результатом метаконкуренции, институциональная среда создаетусловия и ориентиры отбора эффективных элементов институциональной структуры изальтернативных форм экономической координации.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ie.boom.ru/