Содержание
Введение
1. Доходы населения, их виды и источники формирования
1.1 Сущность доходов населения и их виды. Заработная платакак основной источник доходов населения
1.2 Источники формирования доходов и факторы, определяющиеих величину
1.3 Проблема неравенства и распределения доходов
1.4 Государственная политика перераспределения доходов
2. Доходы населения Республики Беларусь
2.1 Динамика доходов населения Республики Беларусь за последние годы
2.2 Государственная социальная политика Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценитьвозможности человека или семьи — это доход. Доход определяет степень удовлетворенияпотребностей человека, его политические убеждения.
Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных илиполученных в течение какого-либо периода (обычно за год).
При изучении вопроса об уровне жизни основной проблемой являетсяпроблема неравенства благосостояния, а также порождаемого ею социального напряженияв обществе. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8
- cite_note-lifest-6 Разрыв в уровне жизни зависит от различной ценности принадлежащихлюдям факторов производства и эффективности их использования. Работник фирмы, производящейдефицитный и высококачественный товар, может иметь более высокий заработок, чемего коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются струдом. Доходы зависят от объема факторов производства. Совершенно очевидно, владелецдвух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелецодной скважины.
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в современныхусловиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозудля политической и экономической стабильности в стране. Именно поэтому практическивсе развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различныхгрупп населения.
Более того, чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию иуслуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, потому чтовозникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность,выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране.Именно поэтому регулирование доходов, заработной платы является важной частью политикилюбого государства.
Таким образом, доходы населения и источники их формирования заслуживаютпристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют тщательного рассмотренияи решения.
Данная тема обретает актуальность и в связи с тем, что в РеспубликеБеларусь вопросы неравенства доходов являются актуальными на современном этапе.
Таким образом, целью данной курсовой работы — рассмотреть доходынаселения, их виды, источники формирования, а также провести анализ динамики ростадоходов в Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставленыследующие задачи:
1. Рассмотреть понятие доходов населения и их виды.
2. Определить источники формирования доходов населения.
3. Выявить факторы, определяющие величину доходов населения.
4. Рассмотреть причины и показатели неравенства доходов.
5. Рассмотреть особенности политики государства в области регулированияи перераспределения доходов.
6. Провести анализ состояния доходов населения Республики Беларусьза последние годы.
7. Рассмотреть особенности социальной политики государства вРеспублике Беларусь.
Объектом исследования являются население Республики Беларусь,а предметом исследования выступают доходы населения в мире и в Республике Беларусь.
При написании работы использовались метод сравнительного анализа,метод анализа экономической литературы, метод моделирования, метод обобщения и пр.
Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваютсятеоретические основы, понятие доходов населения, их основные виды, а также источникиих формирования. Во втором разделе рассматривается динамика доходов населения РеспубликиБеларусь за последние годы, а также государственную политику регулирования доходови социального развития Республики Беларусь.
1. Доходы населения, их виды и источники формирования1.1 Сущность доходов населения и их виды. Заработнаяплата как основной источник доходов населения
Доходы населения представляют собой сумму денежных средств иматериальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённыйпромежуток времени. [6, с.48] Их роль в жизнедеятельности человека определяетсятем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.
Доходы отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют начетыре группы [6, с.52]:
доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработнойплаты;
доход, получаемый за счет использования иных факторов производства:доход от владения капиталом — процент, доход от владения землёй — рента, предпринимательскийдоход;
трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительныепособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей и т.д.;
доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.
Доходы населения могут существовать в двух формах — денежнойи натуральной. В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальныхфондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах,и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в видеоплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий,стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов,ренты от продажи продукции сельского хозяйства, а также страховые возмещения, ссуды,доходы от продажи иностранной валюты и другие. [14, с.142]
Соотношение между денежными и натуральными доходами периодическименяется, но всё-таки, более распространённой формой доходов является денежная форма.
У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов.В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходовповышается.
Важное значение для характеристики благосостояния населения имеютсовокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходовпри неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населениядля удовлетворения своих потребностей.
Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств,который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услугииз общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильныедоходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондовпотребления. [15, с.350]
Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходовнезависимо от налогообложения и изменения цен.
Номинальные денежные доходы рассчитываются в ценах текущего периода.Они не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению присложившемся уровне доходов. К ним относятся: оплата труда всех категорий населения,доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, поступления от продажи сельскохозяйственныхпродуктов, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, страховыевозмещения, кредиты и ссуды, доходы от собственности в виде процентов по вкладам,ценным бумагам, дивидендов, доходы населения от продажи иностранной валюты; сальдо(деньги, полученные по переводам) и пр. [10, с.229]
Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетомналогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением напотребление и сбережения.
Располагаемые доходы домашних хозяйств являются суммой текущихдоходов, используемых домашними хозяйствами для финансирования конечного потреблениятоваров и услуг. Это показатель объема экономических ресурсов, поступающих в распоряжениенаселения для удовлетворения потребностей граждан (максимальная сумма, которая можетбыть израсходована населением на потребление при условии, что за данный период населениене привлекает накопленные финансовые и нефинансовые активы, не увеличивает обязательствпо финансовой части). Располагаемый денежный доход определяется путем вычета изноминальных денежных доходов обязательных платежей и взносов. [10, с.230]
При наличии />инфляции рост денежных доходовне всегда может свидетельствовать об улучшении уровня жизни населения, посколькуфактор изменения цен влияет на покупательную способность денег. С помощью корректировкина индекс потребительских цен располагаемые денежные доходы за исследуемый периодрассчитываются в реальном выражении.
Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётомизменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способностьноминальных доходов.
Показатель реального денежного дохода населения рассчитываетсяпутем деления располагаемого денежного дохода на индекс потребительских цен. [12,с.89]
Заработная плата, или ставка заработной платы, — это цена, выплачиваемаяза использование труда.
Необходимо различать денежную, или номинальную, и реальную заработнуюплату.
Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученнаяработником за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т.д.).
Располагаемая заработная плата — это сумма оплаты трудаза вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд.
Реальная заработная плата — это количество товаров и услуг,которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата- это покупательная способность номинальной заработной платы. [1, с.159]
Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальнойзаработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработнойплаты в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного измененияв уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате.
Заработная плата выполняет несколько функций, самые главные изних — воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.[1, с.162]
Воспроизводственная функция состоит в определении такого абсолютногоразмера заработной платы, который позволяет осуществить нормальное воспроизводстворабочей силы. Поэтому эта функция выполняет определяющую роль по отношению к другим.В случае, когда заработная плата по основному месту работы не обеспечивает работникуи его семье нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков.А они не всегда вызывают позитивные последствия. Дополнительная работа приводитк истощению трудового потенциала, снижению профессионализма, ухудшению трудовойи производственной дисциплины.
Статусная функция заработной платы предполагает соответствиестатуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Трудовойстатус — это место работника по отношению к другим работникам. Поэтому размер вознагражденияза труд является одним из главных показателей этого статуса, а его соответствиес трудовыми усилиями работника позволяет судить о справедливости размера его заработнойплаты. Статусная функция важна, прежде всего, для самих работников с точки зренияих притязаний на заработную плату и для своей реализации требует материальной базы.
Стимулирующая функция заработной платы предполагает побуждениеработника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективноститруда. Этой цели служит установление размера вознаграждения за труд в зависимостиот достигнутых работником результатов. Если же заработная плата не будет зависетьот личных усилий работника, то это приведёт к ослаблению стимулирующей функции и,следовательно, к снижению инициативы и трудовой активности. Реализация этой функцииосуществляется руководством фирмы посредством различных систем оплаты труда.
Регулирующая функция заработной платы воздействует на соотношениеспроса и предложения рабочей силы, на формирование персонала и степень его занятости.Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа реализациифункции — дифференциация в оплате труда по группам работников.
Производственно-долевая функция заработной платы определяет меруучастия живого труда в образовании цены товара, его долю в совокупных издержкахпроизводства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить величинустоимости рабочей силы, её конкурентоспособность на рынке труда. Эта функция важнане только для работодателя, но и для работника. Некоторые системы бестарифной оплатытруда и другие предполагают тесную связь заработной платы и фонда оплаты труда,личного вклада работника.
Основными источниками безденежных доходов населения являютсяобщественные фонды потребления и личные подсобные хозяйства.
Общественные фонды потребления представляют собой разновидностьколлективной формы потребления и образуют материальную базу для функционированиясферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы,поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счётбесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потреблениядля всех слоёв населения. [3, с.25]
Общественные фонды потребления отличаются от распределения доходовчерез оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личнуюсобственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека.Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно,увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.
В средствах фондов денежные выплаты составляют половину общейсуммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходына предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитаниюи образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья.Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для учреждений здравоохранения,просвещения, культуры.
Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономическихвозможностей регионов. Самыми распространёнными из них — бесплатный проезд для пенсионерови других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмахпредоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях,на проезд в общественном транспорте.
Неформальный сектор экономики оказывает заметное влияние на социально-экономическуюситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние рынка труда. Неформальный сектор- это фактически самостоятельный сегмент рынка труда со значительным числом занятых,определёнными сферами деятельности. [3, с.27]
В формировании рационального поведения людей очень важно правильноесоблюдение соотношений между видами дохода. Если трансфертные выплаты играют значительнуюроль в формировании доходов населения, то это снижает его активность, порождаетпсихологию иждивенчества. Увеличение доли трудовых доходов — стимул к активной,предприимчивой жизнедеятельности индивида. Поможет в таком стимулировании и налоговаяполитика, если она придерживается правила, что ставки налогов на трудовые доходыдолжны быть меньше, чем ставки налогов на доходы от капитала.1.2 Источники формирования доходов и факторы, определяющиеих величину
Основными источниками формирования доходовнаселения являются:
заработная плата и другие выплаты, которые работники получаютза свой труд (в денежной или натуральной форме);
доходы от собственности (например, платежи за использование финансовыхактивов, зданий, земли, авторских прав, патентов и т.д.);
доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальныхфондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни;
доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимостьчистой продукции). [5, с.128-129]
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все жеглавными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходыот предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.
Величина потока доходов зависит в основном от владения факторамипроизводства и от того запаса материальных активов (дома, машины, земля и другаянедвижимость), финансовых ценностей (наличные деньги, сберегательные счета, ценныебумаги, драгоценные металлы) и человеческого капитала (престижное образование, профессиональныезнания, умения, опыт), которые в экономической теории определяют как богатство.Существует двусторонняя положительная связь между доходом (потоком) и запасом (богатством):чем больше поток доходов, тем больше пополняется запас богатства; чем больше запасбогатства, тем больше величина потока доходов [8, с 149].
Но поток доходов, поступающих в домашние хозяйства, зависит нетолько от предшествующего распределения богатства, зависящего в основном от функциональногораспределения факторных доходов, но и от того, как распределяется национальный доходв настоящий период времени между отдельными семьями и индивидами. Персональное распределениерационального дохода между индивидами связано с большим количеством объективныхи субъективных факторов, делающих практически невозможным точную и справедливуюоценку индивидуального вклада в общественное производство. А это в свою очередьобусловливает неравенство в рыночном распределении доходов [8, с 150].
/>/>/>Динамикареальных доходов, в свою очередь, определяется следующими показателями [10, с.207-208]:
1) уровнем заработной платы работников производственных фирмвсех форм собственности;
2) размером доходов от частнопредпринимательской деятельностии личного подсобного хозяйства;
3) величиной выплат и льгот из общественных (социальных) фондовпотребления всем слоям населения;
4) динамикой налогов и налоговой политикой государства;
5) тенденциями и конъюнктурой цен, уровнем инфляции.
Существует множество явлений, влияющих на уровень доходов [7,с.114]:
1. Различия физических, умственных и предпринимательских способностей.
Способности людей бесконечно разнообразны, поэтому одни люди,обладающие от природы хорошими способностями, имеют более высокую производительностьтруда и получают более высокие доходы, чем те, которые обделены этими способностями.Некоторые же способности людей являются уникальными и в силу этого ограниченными,что приносит их владельцам интеллектуальную ренту, подобно тому, как ограниченноенеэластичное предложение первоклассных участков земли приносит земельным собственникамрентные доходы.
2. Различия в доходности профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность обуславливается соотношением спросаи предложения на те или иные профессиональные услуги, затратами на получение образования.Исходя из этого можно говорить о том, что высокие доходы топ-менеджеров, адвокатов,программистов обуславливаются ограниченным неэластичным предложением их услуг вследствиеособых психологических и умственных данных, которые требуются для освоения этихпрофессий, а также высоких затрат времени, энергии и денежных средств на получениеобразования, и высоким спросом на их услуги, от которых напрямую зависит доходностьсовременного бизнеса.
3. Различия в производительности и интенсивности труда.
Неравенство в производительности труда, которое вызывает неравенстводоходов, может быть признано социально справедливым, если в конкурентную борьбуна рынке вступают работники с абсолютно одинаковыми физическими и умственными способностями.Очевидно, что люди, затрачивающие больше физической и умственной энергии для выполненияработы, имеют больше возможности для получения более высоких доходов, чем те, ктотрудится расслаблено. Однако прямой зависимости между интенсивностью труда и егодоходностью нет.
4. Проблема экономических возможностей.
Существует неравный доступ к образованию, профессиональной подготовке,высокооплачиваемой работе, другим общественным и частным благам, что создает неравныедля всех стартовые экономические условия. Поэтому, даже в высокоразвитой рыночнойэкономике шансы на получение образования распределены таким образом, что часть молодыхлюдей вынуждена отказаться от определенных профессий или совмещать учебу и работу,что непосредственно сказывается на уровне квалификации, перспективах трудоустройстваи получения доходов.
Однако, несмотря на существенное влияние вышеотмеченных факторовна неравенство доходов, все же общепризнанным является то, что «самые большиеразличия доходов обусловлены разницей в унаследованном и приобретенном богатстве»[7, с.114].
Неравномерное распределение национального богатства между собственникамикапитала и собственниками труда приводит к тому, что чем большей собственностьюобладают отдельные индивиды, тем большую долю национального дохода они присваивают.
5. Различия социально-экономических условий в регионах.
6. Различия в отношении к риску. На предприятиях с повышеннымриском для жизни человека более высокие доходы.
7. Дискриминация в трудовых отношениях.
8. Неформальные отношения и др.
Доходы используются на финансирование, потребительских расходови сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление илииспользоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества(дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.
Для измерения уровня и структуры доходов населения используетсяряд показателей, характеризующих их в различных аспектах. Одним из основных показателейявляется объем личных доходов населения — все виды доходов населения, полученныхв денежной форме или в натуре.
Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельныхдомохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих,ни реальных доходов населения.
Совокупные (общие) доходы населения определяются суммированиемличных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населениюуслуг за счет общественных фондов потребления.
Стоимость услуг определяется расчетным путем. [13, с.317]
Владельцы дохода могут в окончательном виде располагать лишьчастью номинального дохода, так как должны уплатить индивидуальные налоги и сделатьдругие обязательные отчисления.
Вычитая из личных номинальных доходов налоги, обязательные платежии взносы в общественные организации, находят личные располагаемые доходы населения- ту часть личных доходов, которую владельцы их направляют на потребление и сбережение.
Между номинальными и реальными величинами доходов могут бытьсущественные расхождения в связи с изменением покупательной способности денег — показателя, обратного уровню цен. [13, с.319]
Реальное значение показатели дохода приобретают, если для расчетовиспользуются постоянные цены либо их изменение учитывается (компенсируется) с помощьюиндексов покупательной способности денег (Iп. с. д.) или индексов ценна потребительские товары и услуги (Ip).
С поправкой на изменение потребительских цен рассчитывается величинареальных располагаемых доходов населения:
/> (1.1)
Аналогично рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения- как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную способность денег:
/> (1.2)
Для характеристики динамики этих показателей строятся соответствующиеиндексы, например индекс реальных располагаемых доходов [13, с.321]:
/> (1.3)
Отсюда следует, что скорость изменения реальных доходов зависитот трех факторов:
темпов роста номинальных доходов;
изменения ставок налоговых платежей;
изменения покупательной способности денег. [10, с.123]
Анализ доходов семьи (домохозяйства) начинается с вычисленияобщих их уровней, что уже представляет собой сложную экономическую задачу, включающуюнаряду с вычислительными операциями логическую увязку их результатов. Затем анализируютсяроль различных источников в формировании доходов, а также факторы, от которых зависятих уровень и структура. Сопоставляются доходы разных социальных групп населения,групп, различающихся по статусу в занятости, составу семей и т.д.
1.3 Проблема неравенства и распределения доходов
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятогоназываются дифференциацией доходов. Дифференциация доходов ведет к имущественнойдифференциации, к разному потребительскому старту.
При переходе от административно-командной к рыночной системерост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить вусловиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой,действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широкихслоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются [16, с.226].
Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коемслучае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов — обязательное условиеэффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенныемотивы к труду и инвестированию [16, с.227].
В то же самое время, неравенство доходов может достигать огромныхмасштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране,поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрывв доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишьпри умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействоватьна нее с помощью государственной политики.
Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов различныхгрупп населения, является построение «кривой Лоренца», которая позволяетопределить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютныхравенства и неравенства. Также кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравниватьраспределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различнымисоциальными группами. [8, с.89]
При построении кривой Лоренца (Рисунок 1) по оси абсцисс откладываютсядоли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по осиординат — доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).
/>
Рисунок 1 — Кривая Лоренца
Теоретическая возможность абсолютно равного распределения доходапредставлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семейполучает соответствующий процент дохода.
Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределениечисленности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате онапоказывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их поручателей.[9, с. 207]
Область между линией абсолютно равного распределения и кривойЛоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем большестепень неравенства доходов. Если фактическое распределение доходов было абсолютноравным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы [9, с. 207].
В соответствии с современной экономической теорией нежелательнокак абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизниразличных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует производительныйтруд, поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средствомпоощрения трудовой активности людей.
Но если же на долю 40 % населения приходится менее 12-13 % общейсуммы доходов страны, то такой перекос вызывает резкое недовольство малоимущих граждани может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями.
Основными инструментами, с помощью которых государство регулируетразличия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное налогообложение,налоги на имущество и наследство, а также система социальных выплат. [1, с.220]
При анализе кривой Лоренца необходимо иметь в виду, что она строитсяпо номинальным доходам. Выплата налогов сглаживает неравенство в доходах, спрямляеткривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства.
Для характеристики распределения населения по доходу рассчитываетсяряд показателей, среди которых коэффициент концентрации доходов Джинни (KL), характеризующий степень неравенства в распределениидоходов населения. Он рассчитывается по формуле:
/> (2.1)
где pi — доля населения, имеющего доход не выше, чем его максимальный уровень в i-й группе;
q1 долядоходов i-й группы в общей сумме доходов населения, исчисленнаянарастающим итогом; рассчитывается аналогично, но не для показателя численностинаселения, а для показателя денежного дохода.
Коэффициент Джинни изменяется в пределахот 0 до 1. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице,тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.
По кривой Лоренца (Рисунок 1) можнорассчитать коэффициент Джинни как отношение площади между линиями равномерного ифактического распределения к сумме площадей S1, и S2,которая равна 1/2:
/> (2.2)
Типичное значение индекса Джинни в развитых странах колеблетсямежду 0,2 (в скандинавских странах) и 0,35 (в США); для развивающихся стран он составляет0,4 — 0,5 [17, с.330]
Наряду с коэффициентом Джинни, для характеристики дифференциациидоходов в обществе используется квинтильный (децильный) коэффициент.
Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическоеразвитие страны и приводит к негативным последствиям [6, с.157]:
рост дифференциации доходов означает для экономики выманиваниесреднего класса, являющегося основным «производителем» спроса на товарыи услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводитк еще большим потерям спроса в экономике.
чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие,как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации,профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании,самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размываниючеловеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономическогороста.
высокая дифференциация доходов является одним из факторов усилениясоциальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательскиериски и препятствует устойчивому развитию экономики.
Таким образом, дифференциация выделяет не только высокодоходныеи низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация,а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).
1.4 Государственная политика перераспределения доходов
Значительное неравенство в распределении доходов является социальноопасным. Эффективным средством преодоления неравенства и бедности выступает государственнаяполитика доходов.
Она осуществляется по двум основным направлениям [7, с.211]:регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственныйбюджет.
Практика регулирования доходов предполагает [7, с.212]:
установление гарантированного минимума (или ставки) заработнойплаты, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированныерабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется какисходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различныхпремий и доплат;
регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальнойзаработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживанияинфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
защиту денежных доходов населения от инфляционного обесцененияпутем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен.Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм,будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированнов зависимости от величины доходов.
Политика перераспределения доходов включает [7, с.215]:
аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведениясоциальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;
предоставление населению социальных гарантий путем финансированиясистем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства ипр.
финансирование системы социальной защиты, включающей:
а) систему социального страхования;
б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечитьсебе доход.
Социальная защита населения предполагает выплату государствомтрансфертных, т.е. безвозвратных платежей.
Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансированияобязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могутосуществляться в натуральной и денежной формах. [12, с.86]
Вмешательство государства в перераспределительные процессы должноосуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современногообщества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективностиэкономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимуловк предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателейтрансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержаниебюрократического аппарата.
Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты,как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители.
Социальные стандарты являются средством обеспечения прав гражданв области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты- это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимальнодопустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основахза счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определенияфинансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов.На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре,здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования. [8, с.112]
Государственная политика доходов является составной частью социальнойполитики и направлена на решение двух главных задач:
оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения черезсистему социального обеспечения;
нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбереженийнаселения.
Государственная политика доходов заключается в перераспределенииих через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателейдохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходитот слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитыестраны мира создали системы социальной поддержки малоимущих граждан.
Социальные трансферты — это система денежных или натуральныхвыплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящеевремя или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношенийв обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.[5, с.79]
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов,решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия длянормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженностии т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можноизмерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального иместных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
2. Доходы населения Республики Беларусь2.1 Динамика доходов населения Республики Беларусь запоследние годы
Динамика доходов населения Республики Беларусь с 2000 по 2009гг. приведена в Таблице 1.
Таблица 1. Динамика доходов населения Республики Беларусь 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц
46,51) 96,2 143,5 192,4 250,8 329,3 416,9 503,9 648,2 753,6 Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 114,1 128,1 104,1 103,9 109,8 118,4 117,8 113,2 111,8 102,7 Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 113,8 128,1 104,0 100,7 109,3 118,1 115,9 113,1 111,8 103,7 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.
58,91) 123,0 189,2 250,7 347,5 463,7 582,2 694,0 868,2 981,6 Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году 112,0 129,6 107,9 103,2 117,4 120,9 117,3 110,0 109,0 100,1 Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб.
36,41) 65,0 89,6 113,9 172,6 211,0 277,6 328,2 389,4 429,5 Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году 143,2 122,1 102,3 101,4 132,4 113,2 123,4 105,4 104,7 100,2
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
Как видно из Таблицы 1, денежные доходы на душу населения в республикес 2000 года увеличились в 16 раз. И составили в 2009 году 753,6 тыс. рублей в месяц.В то же время Таблица 1 наглядно показывает, что реальные денежные и реальные располагаемыеденежные доходы населения Республики Беларусь демонстрируют прирост из года в год.Следует отметить, что темпы прироста данных показателей существенно замедлилисьв 2009 году и составили 102,7 и 103,7 процента соответственно. Это связано с последствиямимирового финансового кризиса.
В Таблице 1 также прослеживается динамика номинальной начисленнойсреднемесячной заработной платы одного работника с 2000 по 2009 года увеличиласьв 16 раз, и в 2009 году составила 981,6 тыс. рублей. В динамике реальной заработнойплаты наблюдается ежегодный рост в среднем 110-115%. Исключение составляет лишь2003 год (103,2%) и 2009, когда рост этого показателя составил лишь 100,1%.
Средний размер назначенной пенсии в республике в 2009 году составлял429,5 тыс. рублей, увеличившись почти в 12 раз с 2000 года.
Наибольший удельный вес в доходах населения во всем мире имеетзаработная плата, и наша страна не является исключением. Структура денежных доходовнаселения (в процентах к итогу) продемонстрирована на Рисунке 1.
Рисунок 1. Структура денежных доходов населения (в процентахк итогу)
/>
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
Если рассмотреть структуру денежных доходов населения, приведеннуюна Рисунке 1, то видно, что оплата труда является наибольшим источником дохода населенияРеспублики Беларусь (57,1% в 2009 году, 58,0% в 2005 году), за ним следуют трансфертынаселению и прочие доходы (19,7% и 20,4% соответственно в 2009 году), наименьшийисточник дохода (2,8% в 2009 году) — это доходы населения от собственности.
Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежныхдоходов населения с 2000по 2009 гг., а также потребление основных продуктов питанияв 2009 году приведено в Таблице 2.
Таблица 2. Покупательнаяспособность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Хлеб пшеничный 150 189 236 254 228 257 294 346 378 380 Картофель 351 498 304 332 670 618 498 655 743 736 Капуста свежая 334 304 214 242 569 352 477 455 451 688 Морковь 226 233 188 217 454 350 383 469 404 587 Яблоки 104 122 159 107 131 149 163 162 145 235 Сахар-песок 107 133 159 135 166 209 214 260 317 332 Масло растительное 45 67 58 57 70 88 109 124 101 149 Говядина 36 45 41 47 46 48 55 62 68 64 Свинина 27 33 37 45 45 45 53 63 70 70 Рыба 26 34 38 43 51 66 80 84 97 105 Молоко, л 294 310 284 306 317 377 439 496 498 491 Масло животное 25 36 31 31 32 40 46 55 54 55 Яйца, шт. 874 1058 1072 1177 1293 1480 1774 2122 2399 2405
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
Из Таблицы 2 видно, что покупательская способность среднедушевыхдоходов населения начиная основных товаров с 2000 года увеличивается ежегодно, иуже к 2009 году удваивается.
Мировой финансово-экономический кризис, безусловно, оказал влияниена доходы населения Республики Беларусь. Однако, меры, принятые государством позволилиминимизировать его негативные последствия для нашей страны. Так, в январе-августе 2010 г. в экономике республики было занято 4644,51 тыс. человек, что на 0,1% больше,чем в январе-августе 2009 г. В общей численности населения, занятого в экономике,3467,2 тыс. человек, или 74,7% составляли работники организаций (кроме субъектовмалого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, наусловиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организацияхпривлекалось 143,7 тыс. человек. [18]
В январе-августе текущего года 139,4 тыс. работников организаций(4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости(в январе-августе 2009 г. — 8,5%). В августе 2010 г. по сравнению с июлем 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочейнеделей (днем), уменьшилась в 1,4 раза и составила 11,4 тыс. человек, численностьработников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшиласьв 1,2 раза и составила 7,8 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платыв августе 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 5,1 тыс. человек,или 64,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска. [18]
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,занятости и социальной защите, на конец сентября 2010 г. составила 35,9 тыс. человек, что на 14,9% меньше, чем в сентябре 2009 г. и на 7% меньше, чем в августе текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентябрятекущего года составил 0,8% от экономически активного населения (на конец сентября 2009 г. — 0,9%). [17]
В январе-сентябре 2010 г. на учет было поставлено 260,1 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными159 тыс. человек, или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-сентябретекущего года 159,1 тыс. человек, в том числе 103,8 тыс. безработных, или 65,2%от числа всех трудоустроенных. [17]
На оплачиваемые общественные работы в январе-сентябре 2010 г. было привлечено 75,6 тыс. человек, из них 39 тыс. безработных, или 51,6% от числа привлеченных.На конец сентября 2010 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальнойзащите вакансию условно приходилось 0,6 безработных (на конец сентября 2009 г. — 1 безработный). Из общего числа вакансий 80,3% предназначены для трудоустройства рабочих. [17]
Средний размер пособия на одного безработного в сентябре 2010 г. составил 49,5 тыс. рублей, или 17,9% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.[18]
В январе-августе 2010 г. объем денежных доходов населения составил 67,2 трлн. рублей и по сравнению с январем-августом 2009 г. увеличился на 18,2% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 6,7%. Врезультате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) увеличилисьна 10,8%. [18]
Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-августе 2010 г. увеличились по сравнению с январем-августом 2009 г. в реальном выражении на 11%. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с минимальнымпотребительским бюджетом составило 2 раза, с бюджетом прожиточного минимума — 3,3раза. [18]
Как уже было упомянуто, основными источниками формирования денежныхдоходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособияи стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе-августе 2010 г. составил 76,3%.
Денежные расходы и сбережения населения в январе-августе 2010 г. составили 67,4 трлн. рублей, из них на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало53,4 трлн. рублей (79,2% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения),на оплату налогов, взносов и прочие расходы — 13,9 трлн. рублей (20,7%), на сбережения- 3,7 трлн. рублей (5,5%). [18]
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работниковреспублики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности)в январе-августе 2010 г. составила 1149,6 тыс. рублей, в том числе в августе −1286,9 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с июлем 2010 г. на 0,3%, или на 4,1 тыс. рублей. [18]
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетомроста потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2010 г. по сравнению с январем-августом 2009 г. увеличилась на 10%, в августе 2010 г. по сравнению с июлем 2010 г. — уменьшилась на 0,3%. [18]
В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячнаязаработная плата в январе-августе 2010 г. составила 882,7 тыс. рублей, в том числе в августе — 947,8 тыс. рублей и по сравнению с июлем 2010 г. уменьшилась на 45,7 тыс. рублей, или на 4,6%. [18]
Реальная заработная плата работников бюджетных организаций вянваре-августе 2010 г. по сравнению с январем-августом 2009 г. увеличилась на 7,6%, в августе 2010 г. по сравнению с июлем 2010 г. — уменьшилась на 5,2%. [18]
На промышленных предприятиях средняя заработная плата в августе 2010 г. составила 1422,2 тыс. рублей, что на 10,5% выше средне — республиканскогоуровня оплаты труда. Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился на предприятияхнефтеперерабатывающей промышленности — 2274,9 тыс. рублей, химической промышленности− 2160,3 тыс., черной металлургии — 1975,6 тыс. рублей, что в 1,6-1,4 разавыше, чем в среднем по промышленности. На предприятиях швейной промышленности средняязаработная плата составила 840,2 тыс. рублей, текстильной — 911,6 тыс., лесозаготовительной- 919,6 тыс., кожевенной, меховой, обувной — 1067,7 тыс., деревообрабатывающей- 1086,9 тыс. рублей, или на 41-24% ниже, чем в среднем по промышленности. [18]
В строительных организациях в августе 2010 г. средняя заработная плата составила 1786,9 тыс. рублей, или на 38,9% выше, чем в среднем по республике.[18]
В организациях транспорта средняя заработная плата в августе 2010 г. сложилась в размере 1551,9 тыс. рублей, в том числе трубопроводного — 2228,3тыс., авиационного — 1868,2 тыс., железнодорожного — 1742,1 тыс., автомобильного- 1285,9 тыс. рублей. [18]
В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работниковв августе 2010 г. составила 925,5 тыс. рублей, что на 28,1% ниже, чем в среднемпо республике. [18]
В организациях, занятых банковской деятельностью, средняя заработнаяплата в августе 2010 г. составила 2199,2 тыс. рублей, в организациях страхования− 1651,4 тыс. рублей. [18]
В учреждениях здравоохранения заработная плата сложилась в размере979,2 тыс. рублей, в том числе врачей — 1614,4 тыс., среднего медицинского персонала- 950 тыс.; образования — 802,8 тыс., в том числе учителей — 896,6 тыс., профессорско-преподавательскогосостава — 1528,2 тыс. рублей; культуры и искусства — 874,8 тыс.; в организацияхнауки и научного обслуживания — 1731,4 тыс. рублей, в том числе в учреждениях, ведущихнаучно-исследовательские работы − 1682,5 тыс. рублей (из них в НАН Беларуси− 1481,4 тыс. рублей). [18]
В органах по труду, занятости и социальной защите в сентябре 2010 г. на учете состояло 2459 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных импенсий составил 530,3 тыс. рублей, что в 2,2 раза превышает бюджет прожиточногоминимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 555 тыс. рублей,по инвалидности — 483,4 тыс. рублей, по случаю потери кормильца — 325,6 тыс. рублей,социальных пенсий — 205,9 тыс. рублей. [17]
Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетомизменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в сентябре 2010 г. по сравнению с сентябрем 2009 г. увеличился на 23,9%, по сравнению с августом 2010 г. уменьшился на 1,6%. [18]
2.2 Государственная социальная политика Республики Беларусь
Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуациии долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальнойполитики на перспективу является обеспечение системы мер по улучшению условий жизнии труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенстваи негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровнявсего населения. [2, с.12]
Для решения проблем, существующий на данный момент, государствопредпринимает попытки обеспечить рациональную занятость населения, восстановитьроль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимуларазвития производства и повышения трудовой активности работников.
Предпринимаются также попытки реформировать систему оплаты труда,формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства рабочей силы, позволяющейработнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребностии создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала. [2.с.13]
В перспективе предусмотрен ряд мер, которые позволят пересмотретьпорядок налогообложения, в том числе и заработной платы, используя прогрессивнуюшкалу налогообложения сверхвысоких доходов, а также налог на недвижимость; стимулироватьиспользование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов отсобственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленныхна формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинскогообслуживания, образования и др.
Важным направлением социальной политики государства в нашей странеявляется обеспечение перехода на более эффективное оказание социальной помощи, преждевсего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат, а такжеповышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты при утратезаработка в случае безработицы, других рисков. [4, с. 20]
Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальноеповышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудомподдерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной,стимулирующей и социальной функций заработной платы.
Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять сучетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальнойсферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственногобюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. [4, с.22]
Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы будетосуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличениеразличий в оплате труда между высококвалифицированными и низкоквалифицированнымиработниками, упорядочение структуры заработной платы путем включения в основнуюзаработную плату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которыев большинстве случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечаетсяобеспечить за счет:
среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения на уровне- 5-6% в год; реальной заработной платы — 6-7%;
повышения доли оплаты труда в ВВП — в 2010 г. — 60%. [4, с.25]
Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметьдостаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и другихи оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.
Основная цель социальной защиты — поддержка тех групп и слоевнаселения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своимисилами улучшить собственное положение. [11, с.38]
Совершенствование пенсионного обеспечения будет осуществлятьсяв соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, которая предусматриваеткомплекс мер по повышению гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, созданиюпредпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорцийв пенсионном обеспечении различных категорий граждан.
Предполагается создать комбинированную пенсионную систему, построеннуюна реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составятсоциальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которыене приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного)страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование(выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов).Третий уровень — дополнительные профессиональные пенсионные системы — будет формироватьсяна накопительных принципах. [2, с.18]
Важной задачей является создание эффективной системы социальнойпомощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированныйгосударством уровень социальной защиты. Предполагается дальнейшее совершенствованиепорядка предоставления выплат и льгот и их дифференциация в зависимости от видальгот, категории граждан, среднедушевого дохода, состава семьи.
Заключение
Доходы населения представляют собой сумму денежных средств иматериальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённыйпромежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровеньи структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.
Доходы населения могут существовать в двух формах — денежнойи натуральной. Более распространённой формой доходов является денежная форма. Убедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшенияэкономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.
Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальныедоходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и измененияцен. Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательныхплатежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальныедоходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов,представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.
Основными источниками формирования доходовнаселения являютсязаработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд; доходыот собственности; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготыиз общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованиюжизни; доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все жеглавными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходыот предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.
Таким образом, заработная плата является основным источникомдоходов населения. Ставка заработной платы — это цена, выплачиваемая за использованиетруда. Заработная плата выполняет насколько функций, самые главные из них — воспроизводственная,стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятогоназываются дифференциацией доходов. Дифференциация доходов ведет к имущественнойдифференциации, к разному потребительскому старту.
Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коемслучае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов — обязательное условиеэффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенныемотивы к труду и инвестированию
В то же самое время, неравенство доходов может достигать огромныхмасштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране,поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрывв доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишьпри умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействоватьна нее с помощью государственной политики.
Эффективным средством преодоления неравенства и бедности выступаетгосударственная политика доходов. Государство, организуя через бюджет перераспределениедоходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условиядля нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальнойнапряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределениядоходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центральногои местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Мировой финансово-экономический кризис, безусловно, оказал влияниена доходы населения Республики Беларусь. Однако, меры, принятые государством позволилиминимизировать его негативные последствия для нашей страны. Исходя из оценки складывающейсясоциально-экономической ситуации Республики Беларусь, основной целью социальнойполитики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всехслоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативныхявлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.
Список использованных источников
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / подобщ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, Издательство «Дело и сервис», 2002.- 447 с.
2. Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения национальнойстратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020года // Белорусский экономический журнал. 2004. №3. С.4-19.
3. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономическийбюллетень. 2010. №9. С.23 — 27.
4. Кобрина Т.Р. Уровень жизни населения растет // НЭГ, № 9.2007.С.20-28
5. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. М.: Финансы истатистика, 1998. — 368 с.
6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3):учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский.Минск: ООО «ФУАинформ», 2004 — 389 c.
7. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебникдля эк. вузов. В 2 т. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. пер. с англ. Москва: ИНФРА-М.Т.1.2000. С.387 с.
8. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г.Муталимов и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. М.: Новое знание, 2002. — 462 с.
9. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутоухина[и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г — 400 с.
10. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н.Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007. — 415 с.
11. Национальная экономика Беларуси // Под. ред.В.Н. Шимова.2-е изд.,перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2006.751 с.
12. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред.В.Л.Клюни, Н.В. Черченко. Мн.: Выш. шк., 2005. — 408 с.
13. Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич,Н.В. Черченко и др.; Под ред.В.Л. Клюни. Мн., ИП «Экоперспектива», 1997.- 336 с.
14. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б.Ларрен, пер с англ. Москва: Дело, 1999. — 447 с.
15. Самуэльсон, П. Экономика: /П. Самуэжльсон, В. Нордхаус. Москва:«Лаборатория Базовых Знаний», 2000.674 с.
16. Суриков А.Е. Статистика доходов населения. М.: Финстатинформ, 2001.- 239 с.
17. mintrud.gov. by Официальный сайт Министерства труда и социальнойзащиты — Минск, режим доступа: mintrud.gov. by — дата доступа 10/11/2010г.
18. belstat.gov. by Официальный сайт Национального статистическогокомитета Республики Беларусь — Минск, режим доступа: belstat.gov. by — датадоступа 06/11/2010 г.