Николай Чувахин
Доопределенного момента человечество пребывало в глубочайшем неведенииотносительно всего, что связано с экономической жизнью. Вот, например, один извеличайших мудрецов средневековья — Фома Аквинский (1225-1274). В своей книге«Сумма теологии» Фома писал о необходимости «справедливыхцен» и «справедливой заработной платы», не давая никакойрасшифровки этих понятий. Фома также настаивал на том, что добрым католикам неподобает давать деньги взаймы под проценты. Поскольку Фома был большимавторитетом в католической церкви, к его мнению прислушались, и к занятиямбанковским делом в Западной Европе долгие столетия допускались только иудеи.
Первойпопыткой систематически изложить взгляды на экономическую жизнь и рольгосударства в ней стала идеология меркантилизма. Меркантилисты существовали вмире всегда (есть они и сейчас), однако только в XVI-XVIII веках меркантилистыгосподствовали в правительствах многих странах Европы. Виднейшим меркантилистомАнглии считается Томас Ман (1571-1641), известный английский публицист и одиниз самых богатых людей в Англии начала XVII века. Во Франции меркантилизмпришел к власти в лице Жана Кольбера (1619-1683), суперинтенданта финансовкороля Людовика XIV.
Вчем же состоит доктрина меркантилизма?
Кначалу XVI века европейцам стало окончательно ясно, что они живут на шаре,площадь которого велика, но конечна. Это означало, что в мире имеются конечныезапасы полезных ископаемых, в том числе золота и других драгоценных металлов.Цепочка рассуждений была очень простой:
Золотоесть благосостояние.
Запасзолота в мире ограничен.
Следовательно,благосостояние также ограничено.
Этоозначало, что государства должны накапливать золото, чтобы получить в своераспоряжение наибольшую возможную долю ограниченного мирового благосостояния.Как это можно сделать? Очень просто. Золото можно получить только в обмен натовары. Следовательно, нужно продавать как можно больше товаров за пределамистраны, чтобы получить в обмен как можно больше золота.
Вто же время нужно ограничить продажу иностранных товаров внутри страны, чтобытаким образом прекратить отток золота за границу. Как этого добиться? Прямойзапрет ничего не даст — не откажется же французская аристократия от английскогосукна, а английская — от французских вин! Поэтому все правители-меркантилистыустанавливали тарифы (таможенные пошлины) на импорт товаров.
Ксередине XVIII века стало ясно, что меркантилистская политика не работает.Ожидаемого увеличения благосостояния не происходит. Страны, накопившиенаибольшее количество золота — Испания и Португалия — оказались беднее всего.Немногим отставала от них и Франция. Могло ли получиться иначе? Вряд ли.Помните: проблемы с теориями начинаются с необоснованных допущений. Допущение умеркантилистов было всего одно. При первом взгляде оно кажется аксиомой — золото есть благосостояние. Так ли это? По здравом размышлении похоже, что нет.У Испании XVIII века было золото, но не было благосостояния. У Голландии XVIIIвека не было золота, но было благосостояние. Однако если благосостояние не взолоте, то в чем оно?
Придворныйврач короля Людовика XVI Франсуа Кенэ попытался предложить свою точку зрения наэтот вопрос. Он написал книгу «Экономическая таблица», в которойговорил о том, что все общество — лишь паразит на теле крестьянства, которое ипроизводит все необходимое для жизни путем обработки земли. Истинноеблагосостояние, говорил Кенэ, состоит в продуктах возделывания земли. Вознаграждениекаждого члена общества за его труд должно, по мнению Кенэ, быть пропорциональнотому, насколько этот труд необходим крестьянину. Попытки заставить крестьянпереплачивать за вещи, необходимые им для жизни и работы, путем введениятарифов неминуемо приведут к обнищанию крестьянства и упадку страны. Такиевоззрения получили название физиократии. Подобно меркантилистам, физиократысуществовали всегда. В эпоху развитой промышленности, однако, многие физиократыобожествляют не только сельскохозяйственное, но и промышленное производство.
Вернемся,однако, к Кенэ. Он представил свою книгу королю Людовику и умолял егопредпринять реформу экономической политики, чтобы таким образом уберечься отнеминуемого бунта голодных крестьян. Ответ короля было легко предугадать.«Врач? Так лечи. И не лезь не в свое дело!» Удивительно ли послеэтого, что Людовик XVI нашел бесславный конец на гильотине?
Темне менее, есть еще одна причина, по которой Кенэ и его учение важны для нассегодня. Именно Кенэ ввел в обиход термин, который стал лозунгом экономическойнауки. По мнению Кенэ, наилучшая экономическая политика определяется принципомlaissez faire (произносится «лэйзэ фэр»). В вольном переводе сфранцузского это выражение означает «оставьте как есть» или «немешайте». В экономической науке этот принцип принято понимать какневмешательство государства в коммерческую деятельность. Итак, все было готоводля появления классической политической экономии, включая лозунг. Иклассическая политэкономия появилась.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта globalconsulting.com.ua