Реферат по предмету "Экономика"


Дивидендная политика предприятия. Методика экономического анализа конечных результатов

ФГОУ ВПО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория экономического анализа
Факультет Экономический
Специальность 080109
Курс III Шифр 282
Студент Гаврилова Татьяна Андреевна
2010г.

Содержание
Раздел 1. Теоретическая часть
Анализ дивидендной политики по привилегированнымакциям
Взаимосвязь производственного и финансового анализа напредприятии
Методика экономического анализаконечных результатов интенсификации использования производственных и финансовыхресурсов
Определение и анализ фондоотдачи, материалоемкости,производительности труда
Раздел 2. Практическая часть
Список литературы
Раздел 1. Теоретическая частьАнализ дивидендной политики по привилегированным акциям
Дивидендная политика предприятия оказывает большое влияние нетолько на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность субъектахозяйствования. Если дивидендные выплаты достаточно высокие, то это один из признаковтого, что предприятие работает успешно и в него выгодно вкладывать капитал. Но еслипри этом малая доля прибыли направляется на обновление и расширение производства,то ситуация может измениться.
Одним из показателей, характеризующих дивидендную политику, являетсяуровень дивидендного выхода, т.е. удельный вес прибыли, направляемой на выплатудивидендов по обыкновенным акциям.
Существуют два различных подхода в теории дивидендной политики.Первый подход основывается на остаточном принципе: дивиденды выплачиваются послетого, как использованы все возможности эффективного реинвестирования прибыли, чтопредполагает рост их в перспективе. Второй подход вытекает из принципа минимизацииа, когда акционеры предпочитают невысокие дивиденды в текущий момент высоким в перспективе.
Источником выплаты дивидендов могут быть чистая прибыль отчетногопериода, нераспределенная прибыль прошлых лет и специальные резервные фонды, созданныедля выплаты дивидендов по привилегированным акциям на случай, если предприятие получитнедостаточную сумму прибыли или окажется в убытке. Поэтому могут быть случаи, когдадивидендные выплаты превышают сумму полученной прибыли.
Принятие решения о размере дивидендов — непростая задача. С однойстороны, в условиях рынка всегда имеются возможности для участия в новых инвестиционныхпроектах с целью получения дополнительной прибыли, а с другой — низкие дивидендыприводят к снижению курсовой стоимости акций. Которая определяется как отношениесуммы дивиденда на одну акцию к рыночной норме дохода (ставке банковского процентапо депозитам), что нежелательно для предприятия.
В мировой практике разработаны различные варианты дивидендныхвыплат по обыкновенным акциям:
· постоянного процентного распределения прибыли;
· фиксированных дивидендных выплат, независимо от дохода;
· выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов;
· выплаты дивидендов акциями.
Первый вариант предполагает неизменность коэффициента дивидендноговыхода, но уровень дивиденда может резко колебаться в зависимости от размера получаемойприбыли.
Политика фиксированных дивидендных выплат предусматривает регулярнуювыплату неизменного размера дивиденда на одну акцию.
Третий вариант гарантирует регулярные фиксированные дивиденды,а в случае успешной деятельности предприятия — экстра-дивиденды.
По четвертому варианту акционеры вместо дивидендов получают дополнительныйпакет акций, при этом общая валюта баланса не изменяется, а на одну акцию падает.В итоге акционеры практически не получают ничего, кроме возможности продать полученныеакции за наличные.
На анализируемом предприятии практикуется первый вариант дивидендныхвыплат в размере 20 % от чистой прибыли предприятия. Поэтому уровень дивиденда наодну акцию зависит только от факторов, формирующих чистую прибыль. Акционерный капиталпредприятия представлен 10 000 акций, номинальная стоимость каждой акции 1 млн.руб. Размер дивидендной выплаты на одну акцию в отчетном году составляет 253 тыс.руб. (2530 млн. руб./10 000). Норма дивиденда (отношение суммы дивиденда на однуакцию к ее номинальной стоимости) составляет 25,3% (253 000 / 1 000 000 х 100).
Курс акции, т.е. рыночная (текущая) ее цена, выше учетной (номинальной)цены в 1,265 раза.
В процессе анализа изучают динамику дивиденда, курса акций, чистойприбыли на одну акцию за ряд лет, определяют темпы их роста или снижения, а затемпроизводят факторный анализ изменения их величины.
Сумма выплаченных дивидендов зависит от изменения количествавыпущенных акций и уровня дивиденда на одну акцию, величину которого в свою очередьможно детализировать по факторам, формирующим величину чистой прибыли (22.9).
Кроме данных факторов, дивиденды по обыкновенным акциям зависятеще и от структуры ценных бумаг, выпущенных предприятием. При увеличении удельноговеса облигаций и привилегированных акций (более 50 %) снижения дохода на обыкновенныеакции растет, и наоборот.
Например, предприятие выпустило облигаций на сумму 10 000 млн.руб. из расчета 8 % годовых и привилегированных акций на сумму 5000 млн. руб. принорме дивиденда 10 %. Если прибыль предприятия после выплаты налогов и процентовза кредиты составила 1400 млн. руб., то после выплаты процентов по облигациям — 800 млн. руб. и дивидендов по привилегированным акциям — 500 млн. руб., на выплатудивидендов по обыкновенным акциям останется всего 100 млн. руб.
При увеличении прибыли на 10 % для выплаты дивидендов по обыкновеннымакциям останется 240 млн. руб., т.е. в 2,4 раза больше. Уменьшение прибыли на 10% не только не позволит выплатить дивиденды по обыкновенным акциям, но даже длявыплаты части дивидендов по привилегированным акциям придется использовать нераспределеннуюприбыль прошлого года или резервные фонды. Как видим, данная ситуация с высокимрычагом (высокой долей привилегированных ценных бумаг с фиксированной ставкой дохода)очень опасна для владельцев обыкновенных акций. На анализируемом предприятии этотрычаг равен нулю, так как выпуска облигаций и привилегированных акций не было.
В заключение разрабатывают мероприятия, направленные на повышениедивидендной отдачи акционерного капитала. Это в основном мероприятия, способствующиеувеличению чистой прибыли и рентабельности собственного капитала.Взаимосвязь производственного и финансового анализана предприятии
Приступая к проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности,рекомендуется прежде всего определить конкретные цели проведения каждой из процедур.Цели определяются с учетом интересов пользователей информации, которая будет полученапо результатам анализа.
Всех пользователей можно условно разделить на две группы — внешнихи внутренних. Интересы их различны, а часто и противоположны. Основной принцип,в соответствии с которым отдельные категории аналитиков и пользователей относятк той или иной группе, — это доступ к информационным потокам предприятия.
Внутренние пользователи, проводя анализ или контролируя его проведение,могут (в меру своей компетентности, разумеется) получать любую информацию, касающуюсятекущей деятельности и перспектив предприятия. Внешним пользователям приходитсядовольствоваться лишь сведениями из официальных источников (прежде всего из бухгалтерскойотчетности) и делать свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликоватьвнутренние пользователи.
Первыми среди внутренних пользователей аналитической информацииследует назвать руководство хозяйствующего субъекта. Для них анализ является необходимойосновой для принятия управленческих решений. К внутренним пользователям можно отнестии владельцев контрольных пакетов прав собственности на предприятиях (акций, паев,долей и т.п. в зависимости от формы собственности). На мелких предприятиях зачастуюсами владельцы осуществляют и оперативное управление, являясь, таким образом, нетолько собственниками, но и руководителями своих предприятий. В крупных же акционерныхобществах владельцы больших пакетов контролируют состав совета директоров и, следовательно,через управляющих тоже могут иметь доступ к максимальному объему информации, касающейсясуществующего положения и перспектив предприятия.
Все внешние аналитики и пользователи информации, полученной врезультате анализа, преследуют весьма различные цели. Так, кредиторы (банки и финансовыеорганизации) и контрагенты (поставщики, покупатели, подрядчики, партнеры по совместнойдеятельности), проводя анализ финансово-хозяйственной деятельности экономическогосубъекта, хотят в первую очередь знать, можно ли с ним иметь дело, каковы его положениена рынке и перспективы дальнейшей деятельности, не грозит ли ему банкротство.
Государственные контролирующие органы (налоговые, таможенные,статистические) проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятийдля проверки выполнения ими требований законодательства в областях, относящихсяк их компетенции.
Специалисты по слияниям и поглощениям анализируют главным образомперспективы предприятий с точки зрения возможности и целесообразности осуществитьих реорганизацию, т.е. преследуют свои собственные интересы, иногда (в случае враждебныхпоглощений) противоположные интересам владельцев, руководства и персонала поглощаемойкомпании. Полный доступ к важной информации специалисты по слияниям и поглощениямимеют только в случае дружественных поглощений, но в любом случае эта группа аналитиковизучает перспективы предприятия весьма тщательно.
К внешним пользователям можно отнести и мелких собственниковпредприятий (владельцев мелких пакетов прав). Согласно российскому Закону об акционерныхобществах акционер имеет право получать информацию о деятельности общества, однакона деле речь идет лишь о доступе к официальной бухгалтерской отчетности, которуюони могут анализировать сами, чтобы составить некоторое представление о положениидел на предприятии. Поэтому с точки зрения доступности информационных потоков мелкиеакционеры считаются внешними.
Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованнозаинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. Каждый пользовательизучает информацию, исходя из своих интересов. Развитие рыночных отношений порождаетдифференциацию анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ.У финансового и управленческого анализа имеются принципиальные особенности в содержаниии организации. Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимсяна практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовыйучет и управленческий учет (таблица).Классификационные признаки Финансовый (внешний) анализ Управленческий (внутренний) анализ 1. Цель анализа Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли, прогнозирование доходов и потоков денежных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руководством предприятия. Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей. 2. Объект анализа Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение. Различные аспекты производственно финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта. 3. Субъекты анализа (исполнители) Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.) Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы). 4. Организация анализа (периодичность проведения) Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию — ежеквартально в статистическое управление — ежеквартально и т.д.) Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д. 5. Информационная база анализа Бухгалтерская отчетность (формы № 1, 2, 4,5). Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа. 6. Доступность информации Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности. Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления. 7.Потребители информации Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты, ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения. Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др. 8. Использование систем учета Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности. Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели. 9. Измерители информации Преимущественно стоимостные измерители. Любые измерители: стоимостные, натуральные" трудовые и условно-натуральные. 10. Использование методов анализа Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа. Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др. 11. Направленность анализа Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты. Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство. 12. Свобода выбора в проведении анализа Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности. Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий — пригодность, результативность. 13. Формы обобщения Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений. 14. Вид анализа Внешний, ретроспективный, тематический. Внутренний, оперативный, текущий, комплексный. 15. Степень надежности Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками. Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита. 16. Место принятия решений по результатам анализа За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющим отчетность для обнародования в целях избегания, например, чрезмерного налогообложения и т.п. Менеджерами и директорами предприятии, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием. Методика экономического анализа конечных результатовинтенсификации использования производственных и финансовых ресурсов
Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним изосновных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществлятьсякак на макро-, так и микроуровнях.
При проведении экономического анализа следует использовать системныйподход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целоми его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализдолжен быть комплексным, т.е. всесторонним.
Сущность метода экономического анализа заключается в том, чтоэкономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязьи влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяетраскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозном(плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленныхцелей.
Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий:постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информациидля анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендацийо возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатованализа.
Экономический анализ на макроуровне предполагает комплексноеизучение темпов развития экономики, сложившихся народнохозяйственных пропорций,структуры общественного производства. Должна даваться оценка использования трудового,природно-ресурсного потенциала, развития НТП. Особое значение необходимо придаватьвыявлению тенденций изменения важнейших показателей эффективности производства,характеризующих качество экономического роста: материало- и энергоемкости, фондоотдачи,производительности труда.
Комплексный анализ состояния экономики страны в предшествующемпериоде должен завершаться общей оценкой уровня экономического развития и жизненногоуровня народа в сопоставлении с аналогичными показателями наиболее развитых в экономическомотношении стран и выработкой рекомендаций решения проблем по достижению целей эффективнымпутем.
На микроуровне в процессе экономического анализа акцент долженделаться на выявление резервов снижения издержек производства, определение эффективностииспользования производственных мощностей, финансовых и трудовых ресурсов. Необходимовыявлять факторы, сдерживающие развитие экспортного потенциала, осуществлять анализсоответствия выпускаемой продукции спросу на нее.
В процессе экономического анализа применяются приемы сравнения,группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативныйи экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа идр.). Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализав качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития,изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействияи выявить тенденции развития данной однородной группы экономических явлений и процессов.
Для определения влияния каждого фактора на изменение обобщающегопоказателя целесообразно использовать метод элиминирования. Влияние факторов определяетсяв установленной последовательности. При этом предполагается, что при определениивлияния данного фактора численные значения показателей других факторов остаютсянеизменными. В практике экономического анализа элиминирование известно как приемцепных подстановок.
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализав первую очередь на микроуровне — на уровне отдельных предприятий и их внутреннихструктурных подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности)составляют основу рыночной экономики. Но это не исключает, а скорее предполагаети необходимость возможного перехода анализа на макроуровне не «сверху вниз»,как складывалось при командно-административной системе с ее ярко выраженным централизмом,а «снизу вверх». Народнохозяйственные обобщения вовсе не противопоказаныкоммерческим отношениям, принципам и требованиям свободного рынка.
Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием,связанным с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, их коллективов,менеджеров, владельцев-собственников.
Конкретно: анализ обоснования и выполнения бизнес-планов; сравнительныйанализ маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление реального развития событийс ожидаемым за определенный отрезок времени; анализ возможностей производства исбыта, выяснение внутренних и общеэкономических ситуаций, влияющих на производствои сбыт; анализ деловых сценариев и их реального осуществления; анализ соотношенияспроса и предложения; анализ конкретных поставщиков сырья и комплектующих изделий;анализ конкретных потребителей и оценки последними качества выпускаемых товаров;анализ наполняемости «портфеля» фирмы; анализ затрат живого и овеществленноготруда с необходимой их детализацией; анализ конечных финансовых результатов производственной,сбытовой, маркетинговой деятельности (прибыль, убыток); анализ коммерческого рискас оказываемым на него влиянием политических, демографических, культурных, экологических,структурно-организационных и других факторов.Определение и анализ фондоотдачи, материалоемкости,производительности труда
Анализ бухгалтерской отчетности предполагает использование конкретныхприемов или методов, одним из которых является «чтение» баланса, или изучениеабсолютных величин.
«Чтение», или знакомство с содержанием, баланса позволяетустановить основные источники средств (собственные и заемные); основные направлениявложения средств; соотношение средств и источников и другие характеристики, позволяющиеоценить имущественное положение предприятия и его обеспеченность. Но информация,представленная в абсолютных величинах, не всегда позволяет точно определить динамикупоказателей и недостаточна для обоснования решений. Поэтому наряду с абсолютнымивеличинами при анализе бухгалтерской отчетности используются различные приемы анализа,предполагающие расчет и оценку относительных показателей. К ним относятся горизонтальный,вертикальный, трендовый, факторный анализ и расчет коэффициентов.
Устойчивость финансового положения предприятия в значительнойстепени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсовв активы. Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования предприятияи величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общеепредставление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и ихисточников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью горизонтальногои вертикального анализа отчетности.
Смысл горизонтального анализа заключается в построении однойили нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняютсяотносительными темпами роста (снижения). В частности, если проводится горизонтальныйанализ баланса, данные баланса на некоторую дату (база отчета) берутся за 100%;далее строятся динамические ряды статей и разделов баланса в процентах к их базиснымзначениям. Степень агрегированности определяется аналитиком. Как правило, берутсябазисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализироватьне только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.
Горизонтальный анализ дополняется вертикальным анализом изученияфинансовых показателей.
Вертикальный анализ баланса показывает структуру средств предприятияи их источников, когда суммы по отдельным статьям или разделам берутся в процентахк валюте.
Вертикальному анализу можно подвергать либо исходную отчетность,либо модифицированную отчетность (с укрупненной или трансформированной номенклатуройстатей). Этот вид анализа весьма полезен при рассмотрении структуры доходов и расходов.
Трендовый анализ (анализ тенденций развития) является разновидностьюгоризонтального анализа, ориентированного на перспективу. Трендовый анализ предполагаетизучение показателей за максимально возможный период времени, при этом каждая позицияотчетности сравнивается со значениями анализируемых показателей за ряд предшествующихпериодов и определяется тренд, т.е. основная повторяющаяся тенденция развития показателя,очищенная от влияния случайных факторов и индивидуальных особенностей периодов.
Трендовый анализ позволяет оценить качественные сдвиги в имущественномположении организации и предположить перспективу.
Для проведения факторного анализа изучаемый показатель выражаетсячерез формирующие его факторы, проводятся расчет и оценка влияния этих факторовна изменение показателя. Факторный анализ может быть прямым, т.е. показатель изучаетсяи раскладывается на составные части, и обратным (синтез) — отдельные элементы (составныечасти) соединяются в общий изучаемый (результативный) показатель.
Сравнительный (пространственный) анализ — это сравнение и оценкапоказателей деятельности организации с показателями организаций-конкурентов, сосреднеотраслевыми и средними хозяйственными данными, с нормативами и т.п.
Анализ коэффициентов (относительных показателей) предполагаетрасчет и оценку соотношений различных видов средств и источников, показателей эффективностииспользования ресурсов организации, видов рентабельности. Анализ относительных показателейпозволяет оценить взаимосвязь показателей и используется при изучении финансовойустойчивости, платежеспособности организации, ликвидности ее баланса, а также рентабельностьпредприятия.
Одновременное использование всех приемов (методов) дает возможностьнаиболее объективно оценить финансовое положение организации, ее надежность какделового партнера, перспективу развития.
Для принятия решений финансовому менеджеру необходимо иметь информациюо деятельности предприятия за прошлые периоды, позволяющую оценить потенциальныефинансовые возможности предприятия на предстоящие периоды.
Важнейшей характеристикой финансового состояния предприятия являетсяего стабильность функционирования в долгосрочной перспективе. Она связана с общейфинансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от внешних кредиторов.
Сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием,распределением и использованием финансовых ресурсов. Устойчивость предприятия — способность сохранять определенное состояние.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным)и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансироватьсвою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения иподдерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствуето его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладатьгибкой структурой капитала, уметь организовывать его движение таким образом, чтобыобеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособностии создания условий для самовоспроизводства.
Следовательно, финансовая устойчивость предприятия — это способностьсубъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своихактивов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее егопостоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимогоуровня риска.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильностьзависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительновлияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполненияплана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости,уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состоянияпредприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояниене является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всемкомплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительноевлияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимымиресурсами.
Поставщиков финансовых ресурсов можно сгруппировать следующимобразом: собственники, лендлеры, кредиторы. Они различаются величиной предоставляемыхсредств, их структурой, системой расчетов за предоставленные ресурсы, условиямивозврата и др.
Лендлеры и кредиторы предоставляют предприятию свом собственныесредства во временное пользование, однако природа сделок имеет принципиально различныйхарактер. Лендлеры предоставляют финансовые ресурсы на долгосрочной или краткосрочнойоснове и с условием возврата, получая за это проценты; целевое использование этихресурсов контролируется ими лишь в отдельных случаях и в определенных пределах.В случае с кредиторами привлечение средств осуществляется как естественный элементтекущего взаимодействия между предприятием и его контрагентами (поставщики сырья,бюджет, работники).
Раздел 2. Практическая часть
Задача .
Сделайте вывод о выполнении плана по прибыли и её структуре,исходя из данных, приведённых в годовом отчёте аграрного формирования, справке №1 и бизнес-плана.
Решение:
Показатели прибыли за три года рассчитаны в таблице.
 
Показатели прибыли организацииПоказатели
2006 год,
тыс. руб.
2007 год,
тыс. руб.
2008 год,
тыс. руб. 1) Валовая прибыль 8773 8105 13392
2) Прибыль от
продажи продукции 8773 8105 13392
3) Прибыль до
налогообложения 9489 12779 13404 4) Чистая прибыль 9315 12431 13386
При расчете показателей прибыли предприятия видно, что валоваяприбыль и прибыль от продажи продукции не изменяются, это говорит о том, что у предприятияотсутствуют коммерческие и управленческие расходы. Чистая прибыль предприятия скаждым годом возрастает.
Так как предприятие перешло на уплату ЕСН, то проценты к уплатене очень велики и мало снижают показатель чистой прибыли.
Как показывают данные отчётности, наибольшую долю в составе прибылиза 2008 год занимает прибыль от продажи товарной продукции. Прибыль от продаж непревышает прибыль до налогообложения, это говорит о том, что предприятие способнопогасить проценты по кредитам, не понижая при этом прибыль до налогообложения засчет высокой прибыли от обычной деятельности. Если сумма процентов и растет, тоона мало влияет на положение предприятия. В 2006 году проценты к уплате составили701 тыс. руб., в 2007 году сумма увеличилась до 3 607 тыс. руб. в год и в 2008 годупроценты к уплате повысились в два раза по сравнению с 2007 годом.
Чистая прибыль за 2006 год увеличилась по сравнению с 2005 годоми составила:
(9315 — 8105) / 100 = 12,1%;
Чистая прибыль за 2007 год увеличилась по сравнению с 2006 годоми составила:
(12431 — 9315) / 100 = 31,16%;
Чистая прибыль за 2008 год увеличилась по сравнению с 2007 годоми составила:
(13386 — 12431) / 100 = 9,55%.
 
Исходные данные для факторного анализа прибыли, тыс. руб.Показатель 2006 год, тыс. руб.
Данные 2006 года, пересчитанные на объем
продаж 2005 года
2007 год,
тыс. руб. Данные 2007 года, пересчитанные на объем продаж 2006 года 2008 год Выручка от продажи 36282 53311 57816 54177 59806 себестоимость продукции 27084 39795 45051 42216 46438 Прибыль (П) 9198 13516 12765 11960 13368
Используя данные таблицы, рассчитаем влияние данных факторов,способом цепной подстановки, последовательно заменяя базовую величину каждого факторафактической в отчетном периоде и анализируем выполнение плана по прибыли.
Анализ прибыли за 2008 год:
В = ∑ (VPПi2 Цi2) = (70361 0,85) = 59806 тыс. руб.
З = ∑ (VPПi2 Ci2) = (70361 0,66) = 46438 тыс. руб.
На данном предприятии индекс объема продаж составляет:
IРП= ∑ (VPПi1 Ci0) / ∑ (VPПi0 Ci0) = (39795) / (27084) = 1,46;
IРП1= ∑ (VPПi2 Ci1) / ∑ (VPПi1 Ci1) = (42216) / (45051) = 0,93.
Если бы величина других факторов не изменялась, то сумма прибылив 2007 году должна была бы увеличиться на 1,5 % и составить 13429 тыс. руб. (91981,46).
Сумма прибыли в 2008 году должна была бы уменьшиться 0,93% исоставила бы 11871 тыс. руб. (12765 0,93).
∑ (VPПi2 Цi2) — ∑ (VPПi2 Ci1) = (59806) — (42216) = 17590
Сумма прибыли, которую предприятие могло бы получить при объемереализации, структуре и ценах 2008 года, но при себестоимости 2007 года намноговыше, чем прибыль 2008 года, что говорит о хорошей выручке 2008 года и низком уровнесебестоимости 2007 года.
 
Расчет влиянияфакторов первого уровня на изменение суммы прибыли
Показатель
прибыли Факторы
Порядок
расчета Прибыль, тыс. руб. Объем продаж Структура продаж Цены Себестоимость П0 В0 — З0  9198 Пусл1 1 П0 Iрп 13429 Пусл2 1 1 Вусл — Зусл 13516 Пусл3 1 1 1 В1 — Зусл 18021 П1 1 1 1 1 В1 — З1 12765 Пусл1 1 П1 Iрп1 11871 Пусл2 1 1 Вусл1 — Зусл1 11965 Пусл3 1 1 1 В2 — Зусл1 17590 П2 1 1 1 1 В2 — З2 13368
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции
∆ПVРП = Пусл1 — П0= 13429 — 9198 = + 4231 тыс. руб.
∆ПVРП1 =Пусл1 — П1 = 11871 — 12765 = — 894 тыс. руб.
структуры товарной продукции
∆ПСТР = Пусл2 — Пусл1= 13516 — 13429 = + 87 тыс. руб.
∆ПСТР1 = Пусл2 — Пусл1= 11965 — 11871 = + 94 тыс. руб.
средних цен реализации
∆ПЦ = Пусл3 — Пусл2= 18021 — 13516 = + 4505 тыс. руб.
∆ПЦ1 = Пусл3 — Пусл2= 17590 — 11965 = + 5625 тыс. руб.
себестоимость реализованной продукции
∆ПС = П1 — Пусл3 =12765 — 18021 = — 5256 тыс. руб.
∆ПС1 = П2 — Пусл3 =13368 — 17590 = — 4222 тыс. руб.
Следовательно, план по прибыли недовыполнен на 4,9 %.
Задача:
Используя данные пояснительной записки к годовому отчёту, установитестепень выполнения планов производства и реализации сельскохозяйственной продукцииза последний отчётный год
Решение: Имеются данные о величине прибыли за 12 месяцев 2008года.
 
Динамика прибыли за 2008 годПериод Сумма прибыли, тысяч рублей Период Сумма прибыли, тысяч рублей Январь 1,56 Июль 0,563 Февраль 2,07 Август 1,65 Март 0,789 Сентябрь 1,56 Апрель 0,657 Октябрь 1,637 Май 0,754 Ноябрь 0,856 Июнь 0,869 Декабрь 0,421
Таким образом, совершенно очевидно, что средняя прибыль предприятия,вычисленная по формуле средней арифметической, будет равна 1,115 тысяч рублей.
Также нетрудно сделать вывод о том, что показатели прибыльностипринимают волнообразный характер и не поддаются прогнозированию, поскольку финансовоесостояние предприятия оставляет желать лучшего.
При построении модели особое значение в финансовом анализе имеетпрогнозирование прибыли и её использование как одно из основных направлений перспективногоанализа. Оценить параметры большинства кривых роста можно с помощью стандартныхстатистических пакетов.
Как правило, в статистических пакетах предусмотрена возможностьсохранения остатков для дальнейшего анализа. Построение линии тренда в программеExcel проводят с помощью средстваМастер диаграмм.
Выделив данные, которые будут изображенына рисунке, построим график временного ряда, используя средства Мастер диаграмм.
/>
Сопоставление плановых и структурных показателей
Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод об адекватностистепени выполнения планов.
Список литературы
1. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивости предприятия: Учебно-практическоепособие. — М.: Дело и Сервис, 2008. — 315 с.;
2. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности.М.: Дело и сервис, 2007. — 256 с.;
3. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.:БГЭУ, 2007. — 210 с.;
4. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Экономист,2007. — 317 с.;
5. Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учебник. — М.: Юристъ, 2009. — 316 с.;
6. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.М.: ЮНИТИ, 2006. — 536 с.;
7. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельностипредприятия: Учебное пособие для вузов — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2006. — 365 с.;
8. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. и др. Экономический анализ хозяйственнойдеятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 312 с.;
9. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2008.- 420 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.