КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Диагностикасостояния АОЗТ
Предприятие«Южспецгидрокомплект»
Введение
Экономическаядиагностика – наука, изучающая методы и принципы, при помощи которых на основеизучения отдельных результатов, неполной информации, возможно выявить состояниеэкономического субъекта на период проведения исследования – установить диагнозсостояния экономического субъекта.
Цельэкономической диагностики – установление диагноза по состоянию предприятия дляпринятия обоснованных управленческих решений осуществления деятельности.
Предметэкономической диагностики – экономические результаты хозяйствования, какследствие экономических процессов: причины, вызывающие изменение результатовхозяйственной деятельности и этапы распознавания причин возникновениясложившихся ситуаций.
Объектомэкспертной системы диагностики является предприятие.
Экономическаядиагностика является достаточно новым направлением экономической науки, котороеимеет ряд проблемных аспектов. В современных публикациях украинских ученыхприсутствуют определения предметной области, характеристика методов и приемовданного направления экономической науки. Однако мнения разных авторовсвидетельствуют о неоднозначности трактовки понятия «экономическая диагностика».
В результатеанализа литературных источников можно сделать вывод, что в одних источникахпонятие «экономическая диагностика» вообще отождествляется с понятием «экономическийанализ», в других – отмечается различие между исследуемыми понятиями. Однакопри более детальном изучении и в этих источниках просматривается, что подход позадачам, решаемым в диагностике, практически совпадает с существующимитрактовками по экономическому анализу и не позволяет выявить отличия впроблематике двух наук.
Термин «диагностика»в переводе с греческого означает распознавание, определение признаков, знаниехарактеристик, распознавание явлений по их симптомам. А термин «анализ» впереводе с греческого означает расчленение, разделение исследуемого объекта начасти, отдельные элементы.
Борисов А.Б.определяет «экономическую диагностику предприятия» как»… комплексный анализ иоценку экономических показателей работы предприятия на основе изученияотдельных результатов, неполной информации с целью выявления возможныхперспектив его развития и последствий текущих управленческих решений. Как итогдиагностики на основе оценки состояния хозяйства и его эффективности делаютсявыводы, необходимые для принятия решений о целевом кредитовании, о покупке илипродаже предприятия, о его закрытии и т.п.».
Такимобразом, «экономическая диагностика» как процесс включает:
а) проведениеэкономического анализа;
б) получениена его основе оценки (количественного результата);
в)установление диагноза (т.е. форма, этап, уровень состояния объекта на датузавершения исследования; сравнение с другими объектами и с нормативнымипоказателями; установление наличия отклонений от нормы; определение степениотклонения и др.);
г) разработкамероприятий и рекомендаций по устранению симптомов отклонения от нормы иулучшению (стабилизации) состояния предприятия;
д) мониторингза поведением состояния объекта и выработка корректирующих решений.
При установлениидиагноза особо важную роль играет выявление причин, по которым и возниклиотклонения в работе предприятия. Проводя параллель с медициной, можно заметить,что повышение температуры у пациента может быть вызвано различными причинами(перебойной работой любого из органов всего организма человека). И взависимости от того, какова причина – будет выписан тот или иной рецепт. Так ина предприятии, снижение производительности труда может быть вызвано: а)сокращением объемов производства продукции; б) необоснованным увеличениемчисленности работающих; в) высокой степенью физического и морального износапарка оборудования и др. Поэтому организационно-технические мероприятия,направленные на улучшение или корректировку выявленного отклонения, должны бытьразработаны с учетом причин, вызвавших эти отклонения.
При этомважное значение имеет не только определение направленности отклонений(положительное или отрицательное), но и определение интенсивности (скорости)этих отклонений во времени. результатом таких исследований (оценок) станепрогноз состояния объекта через некоторый заданный интервал времени, т.е. насколько ухудшится состояние объекта и через какое время.
Этонеобходимо для того, чтобы руководство предприятия, получив результатыэкономической диагностики, имело представление о том, каким временныминтервалом оно располагает до появления первых симптомов дальнейшего ухудшениясостояния предприятия. Это также имеет значение при планированииорганизационно-технических мероприятий. Поскольку стадия их подготовки можетдлиться определенное время, то при сложившемся уровне состояния предприятия (порезультатам диагностики) это может обернуться для него непредвиденнымифинансовыми потерями и даже убытками. Это объясняется тем, что даже еслиорганизационно-технические мероприятия запланированы как результат проведениядиагностики на предприятии, их реализация может оказаться уже нецелесообразной,т. к. наступит очередной шаг ухудшения состояния объекта и понадобитсяразработка уже новых мероприятий. Поэтому достаточно актуальной являетсяпроблема качественной и количественной оценки именно интенсивности ухудшениясостояния предприятия, т.е. оценки скорости изменения состояния объектаисследования в динамике
1.Местонахождения предприятия
АОЗТПредприятие «Южспецгидрокомплект» находится по адресу: Автономная РеспубликаКрым, г. Симферополь, ул. Лизы Чайкиной, 5. Зарегистрировано 2 мая1998 года Симферопольским ГНИ.
Формасобственностипредприятия – коллективная. Предприятие являетсяобособленной хозрасчетной организацией, имеет печать со своим наименованием,штамп, бланки, другие реквизиты. Уставный фонд сформирован за счет собственныхсредств.
Выбранноеместо расположения АОЗТ Предприятие «Южспецгидрокомплект» наиболее удобно,учитывая размер предприятия, данный район наиболее привлекателен тем, чтонепосредственно в этом районе присутствует большое количество потребителей, ипрактически отсутствуют конкуренты. В том числе выпускаемая продукция АОЗТПредприятие «Южспецгидрокомплект» имеет цену ниже, чем конкурирующиепредприятия, т. к. сырье приобретается крупным оптом у поставщиков,которые расположены на более близких расстояниях чем для конкурентов, т.о.затраты на доставку сырья невелики.
Предприятиезанимается торговлей электротехники и светотехники. Номенклатурный переченьтоваров включает более 500 наименований. Ассортимент постоянно расширяется всоответствии с потребностями клиентов и современными тенденциями развитияэлектротехники.
Приоритетнойпродукцией являются:
· всевиды и типы ламп: люминесцентные и энергосберегающие лампы, зеркальные,галогенные и металлогалогенные лампы, ДНаТ, ДРЛ, лампы накаливания;
· большойвыбор светильников: промышленные, уличные и пылевлагозащищённые светильники,прожекторы, настенные, настольные и настенно-настольные светильники, точечные,ландшафтные, полугерметичные и светильники наружного освещения;
· широкийспектр низковольтного оборудования: автоматические выключатели, УЗО,предохранители, пакетные выключатели, посты кнопочные, дифференциальныеавтоматические выключатели, трансформаторы, концевые выключатели, пускатели;
· впечатляющийассортимент электроустановочных изделий: выключатели и розетки, удлинители исетевые фильтры, вилки и разъёмы, электропатроны, блоки (выключатель+розетка),коробки монтажные, клемники и блоки зажимов, тройники и многое другое;
· электросиловоеоборудование: рубильники перекидные, шкафы вводно-распределительные, этажные,освещения, ящики ЯТП, боксы и щитки, рубильники вырубные;
· вентиляторы;
· электромонтажныеинструменты.
За2005 год уровень реализации продукции составил 130,2 млн. грн., а за 2006 годон составил 136,9 млн. грн. Следовательно, наблюдается положительная тенденцияреализации продукции, что также свидетельствует о повышении спроса на даннуюпродукцию предприятия. Эта продукция имеет огромную полезность и значимость дляпотенциальных и конечных потребителей.
Динамикаобъемов продукции в торговле за последние пять лет, штук.
В данномслучае, наблюдается стадия роста продукции в торговле, следовательно,необходимо увеличивать объем производимой продукции и его ассортимент.
2. Целидеятельности предприятия «Южспецгидрокомплект»
Миссия–это цель, объединяющая множество ролей организации.
Миссияпредприятия «Южспецгидрокомплект» – осуществление хозяйственной, коммерческой иблаготворительной деятельности, направленной на удовлетворение потребностейнародного хозяйства, социально – культурных интересов населения и полученияприбыли учредителями.
Целипредприятия:
1. получениеприбыли (30%)
2. расширениерынка сбыта продукции
3. удовлетворениепотребностей потребителя
4. занятьлидирующее положение на рынке сферы торговли района (25%)
5. ввестиновые виды товаров (еще около 100 видов товара)
6. проникнутьв новые сегменты рынка
7. усовершенствоватьорганизацию и повысить эффективность персонала
8. усовершенствоватьсистему мотивации
9. повыситьфинансовую устойчивость предприятия
10. снизитьиздержки предоставления услуг
Стратегическиецели:
1. расширениерынка сбыта продукции
2. удовлетворениепотребностей потребителя
3.занятьлидирующее положение на рынке сферы торговли района (25%)
Тактическиецели:
1. получениемаксимальной прибыли в долгосрочной перспективе
2. ввестиновые виды товаров (около 100 видов товара)
3. проникнуть в новыесегменты рынка
Оперативныецели:
1.усовершенствовать организацию и повысить эффективность персонала
2. усовершенствоватьсистему мотивации за счет материальных поощрений виде: премий, оплачиваемыхотпусков
3. повыситьфинансовую устойчивость предприятия
4. снизитьиздержки предоставления услуг
Задачи предприятия:
1. Достижениепоставленных целей.
2. Создатьусловия эффективной работы предприятия.
3. Рациональноорганизовать и спланировать деятельность.
3.Характеристика вида деятельности
Отрасль, в которойфункционирует предприятие – торговля. Сейчас наблюдается положительнаятенденция в торговле Украины, что говорит о внешнеторговых связях междустранами. С каждым годом на рынке появляются разнообразные, новые виды товаров,работ и услуг. Существует рынок цветных металлов, автомобилей, табачных и ликероводочныхизделий, рынок товаров народного потребления, ценных бумаг, рынок труда и т.д.Торговля занимает значительное место в экономической деятельности предприятий,так как постоянно происходит купля – продажа различных видов работ и услуг. ВУкраине существуют розничная и оптовая торговля. Происходит постоянныйкругообмен товаров, работ и услуг. Отрицательным в данной отрасли является то,что иностранные производители вытесняют отечественных производителей. Этообъясняется тем, что у нас низкое качество производства из-за отсутствияусовершенствованных технологий, нет необходимого оборудования ивысококвалифицированных, обученных кадров.
Следовательно,наибольший удельный вес занимает сельское и лесное хозяйство (22,5%), потомпромышленность (21,2%). Торговля занимает 6,5%. Наименьший удельный весзанимает финансирование, кредитование, страхование, жилищно-коммунальноехозяйство.
Приоритетнойпродукцией в данной отрасли являются:
· всевиды и типы ламп: люминесцентные и энергосберегающие лампы, зеркальные, галогенныеи металлогалогенные лампы, ДНаТ, ДРЛ, лампы накаливания;
· большойвыбор светильников: промышленные, уличные и пылевлагозащищённые светильники,прожекторы, настенные, настольные и настенно-настольные светильники, точечные,ландшафтные, полугерметичные и светильники наружного освещения;
· широкийспектр низковольтного оборудования: автоматические выключатели, УЗО,предохранители, пакетные выключатели, посты кнопочные, дифференциальныеавтоматические выключатели, трансформаторы, концевые выключатели, пускатели;
· впечатляющийассортимент электроустановочных изделий: выключатели и розетки, удлинители исетевые фильтры, вилки и разъёмы, электропатроны, блоки (выключатель+розетка),коробки монтажные, клемники и блоки зажимов, тройники и многое другое;
· счетчикиэлектроэнергии всех отечественных производителей.
· кабельно-проводниковаяпродукция: металлорукав, труба жёсткая ПВХ, гофротруба, кабель-каналы, кабельсиловой и аксессуары к ним;
· электросиловоеоборудование: рубильники перекидные, шкафы вводно-распределительные, этажные,освещения, ящики ЯТП, боксы и щитки, рубильники вырубные;
· обогреватели,масляные радиаторы и электропечи;
· вентиляторы;
· электромонтажныеинструменты.
Вданной отрасли участвует 10 предприятий.
Структураотраслевых издержек, %
Наибольшийудельный вес в торговле занимают затраты на оплату труда (35%), наименьшийудельный вес занимают затраты на амортизацию ОПФ (12%), следовательно даннаяотрасль трудоемкая.
Таблица 3.1. – Схема каналов распределения продукцииКанал сбыта Степень использования Преимущества Недостатки Собственные каналы да Меньшая наценка, прямой контроль нет Со склада производителя Да (поиндивидуальным заказам и по договору) Отдельные заказы не многочисленные Через сеть торговых точек, магазинов Да (сеть посредников и собственная продажа)
Товар распространяется по многим сетям.
Большой обхват рынка Нет Оптом Да Да Нет В розницу Да Качественное обслуживание Остатки готовой продукции Заказы по телефону Да Очень удобно Нет личного контакта по почте Нет Нет Нет через e-mail Нет Нет Нет высоких технологий через Интернет Нет Нет Нет высоких технологий
Естьнесколько методик оценки привлекательности отрасли:
– методикаХаррисона
– методикаТомпсона
– методикаотечественных ученых
– методикаГарвардской школы
– методикаБостонской Консалтинговой Группы
Таблица 3.2 –Методика Харрисона Удельный вес Рейтинг Влияние поставщиков 0,1 3 Влияние потребителей 0,1 5 Влияние товара-заменителя 0,03 4 Тяжесть барьеров входа 0,1 3 Уровень конкуренции 0,15 5 Скорость нововведений 0,03 4 Отношение финансовых организаций 0,09 1 Темпы роста 0,04 5 Доходность 0,1 5 ВСЕГО: 36
Таблица 3.3 –Методика Томпсона Удельный вес Рейтинг Размеры рынка 0,15 4 Прогнозируемый темп роста 0,2 4 Уровень конкуренции 0,2 5 Возможные угрозы и шансы 0,15 2 Влияние сезонного и циклического фактора 0,05 5 ВСЕГО: 20 /> /> /> />
Таблица 3.4 –Методика анализа отрасли Оборской, Шерстневой Балл Прибыльность отрасли 5 Значение продукции для отрасли 5 Характер конструкции и число предприятий в отрасли 5 Темпы роста/ снижения самой отрасли (барьеры, главные факторы технической, экономической и социальной фазы жизни товара) 4 Мощности (нехватка/ излишек) 4 Уровень технологий 5 Конкурентоспособность технологии по отношению к мировой 3 Требуемый уровень качества для обеспечения конкурентоспособности товара 5 Стандартность продукции (отсутствие дифференциации) 5 Структура затрат на рабочую силу, материалы, сырье 4 Организационно – управленческие особенности процветающих предприятий отрасли (длительность производственного цикла, специализация, кооперация, концентрация, централизация) 3 Каналы распределения 5 Финансовые системы (особенности оборота, источники финансирования) 2 Экологические ограничения 1 ВСЕГО: 56
По методикеХаррисона –36 баллов по рейтингу, по методике Томпсона –20 баллов по рейтингу,по методике Оборской, Шерстневой – 56 баллов по рейтингу. Следовательно, отсюдаможно сделать вывод, что методика Оборской, Шерстневой является наиболееэффективной в оценке привлекательности отрасли.
Дальнейшаяперспектива разнообразить ассортимент, качество продаваемой продукции.Предприятие работает на внутреннем рынке – 35,5% (рынок Украины).
4.Диагностика рынка сбыта и тактика реализации продукции
Потенциальнымипотребителями продукции являются непосредственно магазины, строительныекомпании, расположенные на территории Украины.
Конечнымипотребителями продукции являются население, уровень дохода которых составляетот 800 до 1500 грн.
Наибольшимспросом пользуется такая продукция как: электролампы, лампочки, розетки,выключатели, кабельно-проводниковая продукция, удлинители, люстры.
Рассмотримсегментацию рынка, если потребители – предприятия.
Сегментацияпо географическому критерию
Даннаяпродукция потребляется в АРК и в центральной части Украины, а именно городамиКиевом, Кировоградом и Днепропетровском.
Сегментациярынка по размерам предприятий
/>
Основнымипотребителями являются малые предприятия
/>
Основнымипотребителями продукции являются предприятия с частной формой собственностью.
Рассмотримсегментацию рынка, если потребители – население.
Конечнымипотребителями данной продукцией является население, проживающие непосредственнона территории Украины. Основном это люди в возрасте от 18 лет до 65 лет, таккак это продукт народного потребления. Примерно один человек потребляет 2–3электроламп, 7–10 лампочек, 2–10 розеток, 2–3 люстры в год.
Таблица 4.1. –Схема каналов распространения товаровКанал сбыта Степень использования Преимущества Недостатки Со склада производителя 45% Более дешевый товар Большому числу людей не известны адреса складов Через торговые точки 35% Быстрая распространяемость среди населения и удобство при заказе для клиентов Торговая надбавка Заказы по телефону 20% Налаживание связей с клиентами Клиент не видит товар, не может оценить его характеристики
Основнойканал сбыта – оптовики, с которыми установлены многолетние партнерскиеотношения. Поставки производятся по договорам поставок, в договоре указывается,к какому сроку и в каком объеме требуется произвести поставку посуды. Взависимости от заключенного договора оплата варьируется от 100% предоплаты дооплаты по факту поставки.
Послепродажныйсервис предусматривает лишь работы по гарантийному обслуживанию (доставка;устранение, вызванное транспортировкой брака). Послегарантийное обслуживание непредусмотрено.
5.Диагностика конкурентной среды и конкурентного преимущества предприятия «Южспецгидрокомплект»
Непосредственнымиконкурентами предприятия являются: харьковский «Электротяжмаш», киевский ОАО «Искра»,ООО «Завод газоразрядных ламп», «Электротяжмаш», а также ОАО «Селми»,ОАО «Меридиан», ООО «Электротехник».
Таблица 5.1. –Анализ и оценка конкурентов№
Характеристика
конкурентов. АОЗТ Предприятие «Южспецгидрокомплект» ОАО «Искра» ООО «Завод газоразрядных ламп» «Электротяжмаш» 1 Объем продаж, натур, показ, млн. грн. (за год) 136,9 584,2 130,1 74,9 2 Занимаемая доля рынка, % 21,0 49,4 16,8 11,0 3 Уровень цены средний высокий высокий низкий 4 Финансовое положение (рентабельность) 25,0 27,4 24,6 13,8 5 Уровень технологии среднее высокий средний низкий 6 Качество продукции среднее высокое среднее низкое 7 Расходы на рекламу низкие средние низкие низкие 8 Привлекательность имиджа средняя высокая средняя низкая
9
Время деятельности предприятия, лет
5
11
7
6
Таблица 5.2. –Бальная оценка конкурентов
№ п/п
Факторы АОЗТ Предприятие «Южспецгидрокомплект»
Конкуренты «Электротяжмаш» ООО «Завод газоразрядных ламп» ОАО «Искра» 1 Объем продаж, натур. показатели 5 4 4 5 2 Занимаемая доля рынка, % 3 2 4 5 3 Уровень цены за 1 тыс. шт. 5 4 4 4 4 Финансовое положение (рентабельность), % 1 3 4 5 5 Уровень технологии 5 4 5 5 6 Качество продукции 4 4 5 5 7 Расходы на рекламу 5 1 4 3 8 Привлекательность имиджа 2 2 4 4 9 Время деятельности предприятия, лет 4 1 4 5 ИТОГО: 34 30 38 41 Примечание. Оценка произведена по пятибалльной шкале.
Построениепрофиля требований осуществлено для анализируемого предприятия – АОЗТПредприятие «Южспецгидрокомплект и наиболее сильного конкурента – ОАО «Искра».
Таблица 5.3. –Профиль требований
Наименование требований
Балльная оценка
1
2
/>3
4
/>5 Объем продаж Занимаемая доля рынка
/>
/>
Уровень
цены
/>
/> Финансовое положение
/>
/> Уровень технологии
/>
Качество
продукции
/>
/>
Расходы
на рекламу
/>
/> Привлекательность имиджа
/>
/> Время деятельности предприятия
/>/>Обозначения: АОЗТ Предприятие «Южспецгидрокомплект» ОАО «Искра»
Таблица5.2. – Слабые и сильные стороны предприятияФакторы, характеризующие предприятие Преимущества Недостатки Менеджмент предприятия Создана система мотивации: моральная, материальная. Узкая специализация кадров, проблематичность в подборе. Маркетинг Выгодное месторасположение, использование рекламы. Специфичность технологии услуги не позволяет резко увеличивать объемы предоставления услуг, что препятствует охвату новых рынков. Продукт не является предметом первой необходимости. Финансы Наличие необходимых средств для функционирования предприятия. Кадры Внедрение в практику деятельности предприятия комплексных методик работы с персоналом предприятия и внешними специалистами. Высокие издержки по подготовке кадров и повышению и квалификации
Таблица 5.3. –Возможности и угрозы внешней средыХарактеристики внешней среды Возможности Угрозы Экономическая среда
Расширение предоставления услуг
Расширение рынка сбыта
Увеличение номенклатуры выпускаемых услуг
Отсутствие качественных услуг
Появление ценовых конкурентов
Увеличение уровня инфляции
Рост цен на услуги Политическая среда
Установление оптимальной системы налогообложения
Подъем экономики, увеличение спроса
Принятие новых стандартов
Нестабильность обстановки
Повышение налоговых ставок Социально-культурная среда Повышение покупательной способности Риск при оценке платежеспособности потребителей Технологическая среда Возможность по средствам внедрения инноваций создавать новые конкурентные преимущества Появление новой технологии позволяющей снижение временных затрат на производство Демографическая среда Расширение сегмента рынка, в которых реализуется продукция Уменьшение числа покупателей данного вида
6.Диагностика организационно-производственного аспекта
Таблица 6.1. –Основные показатели состояния организационно-производственного аспекта на 2003–2004 гг.Показатели Отчетный / Базисный Положение Темп снижения потерь рабочего времени производства 1,05 Растущее Уровень управленческого персонала в соответствии с организационной структурой 2 чел. управленческого персонала из 13 всех работников Устойчивое Темп изменения рентабельности продаж 1,01 Растушее Темп изменения уровня спроса Предложение превышает спрос Критическое Темп изменения доли рынка 0,98 Критическое Темп изменения затрат на маркетинг 0,65 Критическое
Проанализировавданные таблицы, можно сделать вывод, что организационная деятельность находитсяв состоянии развития, а производственная – в критическом, за счет низкихпоказателей уровня спроса, затрат на маркетинг, доли рынка.
7.Диагностика ресурсов предприятия «Южспецгидрокомплект»
Трудовыересурсы предприятия.
Напредприятии работают только высококвалифицированные работники со стажем работытри года, в возрасте от 23 до 45 лет. Генеральный директор осуществляетруководство работой предприятия, решает все финансовые вопросы, связанные спостоянной работой предприятия. Осуществляет организацию работы всехсотрудников предприятия.
Бухгалтерведет Бухгалтерский учет предприятия, снимает кассу, подготавливает финансовыеотчеты, осуществляет выплату зарплаты.
Напредприятии разработана система материального стимулирования для болееэффективной работы персонала.
Таблица 7.1. –Штатное расписание работников предприятияКатегория работников Количество работников Должностной оклад в месяц, грн. Общая сумма з/п, грн Управленческий персонал: Директор 1 1500 1500 Служащие: Бухгалтер 1 1100 1100 Рабочие 10 800 8000 Младший обслуживающий персонал: Уборщица 1 350 350 Итого ФОТ: 13 - 10950
Вывод: поданным в таблице видно, что на предприятии работают всего 13 человек, из нихдиректор – 1, должностной оклад которого составляет 1500 грн., бухгалтер – 1,
должностнойоклад, которого составляет 1100 грн., рабочие – 10 человек, з/п, которыхсоставляет 800 грн. и уборщица – 350 грн. Общая сумма ФОТ составила 10950 грн.
Таблица 7.3. –Структура отчислений от фонда оплаты трудаОтчисления от ФОТ Размер отчислений, % Сумма, грн. Пенсионный фонд 32,3 3536,85 Фонд соц. Страхования 2,9 317,55 Фонд безработицы 1,9 208,05 Фонд от несч. Случая на пр-ве 0,2 21,9 Итого начислено 37,3 4084,35
Вывод: всегоразмер отчислений составил 37,3%, а сумма отчислений от фонда оплаты трудавсего составил 4084,35 грн.
Таблица 7.4. –Динамика движения рабочей силыКатегория работников 2005 г. 2006 г. уволенные принятые уволенные принятые Управленческий персонал: Директор Служащие: Бухгалтер Рабочие 2 1 1 2 Младший обслуживающий персонал: Уборщица 1 1 Итого: 2 1 2 3
Рассчитаемосновные показатели динамики изменения численного состава работников:коэффициент увольнения, коэффициент принятия, коэффициент текучести,коэффициент общего оборота.
Кув.2005 =количество уволенных / среднесписочную численность = 2/13 = 0,154
Кпр.2005 =количество принятых / среднесписочную численность = 1/13 = 0,077
Ктек.2005 =количество уволенных по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины /среднесписочную численность = 2/13 = 0,154
К общ. об. 2005= количество принятых и уволенных / среднесписочную численность = =3/13 = 0,231
Кув.2006 =количество уволенных / среднесписочную численность = 2/13 = 0,154
Кпр.2006 =количество принятых / среднесписочную численность = 3/13 = 0,231
Ктек.2006 =количество уволенных по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины /среднесписочную численность = 2/13 = 0,154
К общ. об. 2006= количество принятых и уволенных / среднесписочную численность = =5/13 = 0,385
Вывод: такимобразом, в 2005 году было уволено всего 2 человека, а принят на работу был 1человек, в 2006 году по сравнению с 2005 годом было уволено также 2 человека, априято на работу 3 человека. Динамика численного состава работниковнезначительная, также не наблюдается увольнение работников за нарушениетрудовой дисциплины.
Материальныересурсы предприятия.
Предприятиезанимается торговлей электротехники и светотехники. Номенклатурный переченьтоваров включает более 500 наименований. Ассортимент постоянно расширяется всоответствии с потребностями клиентов и современными тенденциями развитияэлектротехники.
Приоритетнойпродукцией являются:
· всевиды и типы ламп: люминесцентные и энергосберегающие лампы, зеркальные,галогенные и металлогалогенные лампы, ДНаТ, ДРЛ, лампы накаливания;
· большойвыбор светильников: промышленные, уличные и пылевлагозащищённые светильники,прожекторы, настенные, настольные и настенно-настольные светильники, точечные,ландшафтные, полугерметичные и светильники наружного освещения;
· широкийспектр низковольтного оборудования: автоматические выключатели, УЗО,предохранители, пакетные выключатели, посты кнопочные, дифференциальныеавтоматические выключатели, трансформаторы, концевые выключатели, пускатели;
· впечатляющийассортимент электроустановочных изделий: выключатели и розетки, удлинители исетевые фильтры, вилки и разъёмы, электропатроны, блоки (выключатель+розетка),коробки монтажные, клемники и блоки зажимов, тройники и многое другое;
· электросиловоеоборудование: рубильники перекидные, шкафы вводно-распределительные, этажные,освещения, ящики ЯТП, боксы и щитки, рубильники вырубные;
· вентиляторы;
· электромонтажныеинструменты.
За2005 год уровень реализации продукции составил 130,2 млн. грн., а за 2006 годон составил 136,9 млн. грн. Следовательно, наблюдается положительная тенденцияреализации продукции, что также свидетельствует о повышении спроса на даннуюпродукцию предприятия. Эта продукция имеет огромную полезность и значимость дляпотенциальных и конечных потребителей.
Таблица7.5. – Наличие ОПФ на предприятииВиды ОПФ 2005 г. 2006 г. Стоимость, грн. Удельный вес, % Стоимость, грн. Удельный вес, % Компьютер (2) 8000 35,556 8000 35,556 Принтер (1) 700 3,111 700 3,111 Стол(3) 600 2,667 600 2,667 Стулья (5) 200 0,889 200 0,889 Транспортные средства (1) 12000 53,333 12000 53,333 МБП 1000 4,444 1000 4,444 Итого: 22500 100,000 22500 100,000
Вывод: поданным в таблице, мы видим, что не происходит движение ОПФ, они остаютсянеизменными.
8.Диагностика финансового состояния предприятия«Южспецгидрокомплект»
Таблица 8.1. –Анализ ликвидности предприятия№ Наименование показателя Значение показателя Изменение показателя 2005 г. 2006 г. Абсолютное (+,–) Относительное, % 1 2 3 4=3–2 5=3/2*100% 1. Коэффициент текущей ликвидности 1,9646 1,8846 -0,08 95,93% 2. Коэффициент быстрой ликвидности 1,0529 1,1714 0,1185 111,25% 3. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,0003 0,0151 0,0148 119,82%
Вывод:коэффициент текущей ликвидности составил 1,9646 и 1,8846 в 2005 и 2006 годахсоответственно, что свидетельствует о своевременном погашении своих долговпредприятием. Состояние предприятия по данному показателю можно назвать какрастущее.
Коэффициентбыстрой ликвидности составил 1,0529 и 1,1714 в 2005 и 2006 годах, чтосвидетельствует о способности предприятием частично в 2005 году и практическиполностью в 2006 году покрывать текущую задолженность за счет наиболееликвидных активов. Состояние растущее.
Коэффициентабсолютной ликвидности, характеризующий немедленную способность предприятияпогашать свою задолженность за счет наиболее ликвидных активов, приблизился кнулю и составил 0,0003 и 0,0151 в 2005 и 2006 годах соответственно, что меньше0,2, следовательно, предприятие можно считать неплатежеспособным. Состояниекритическое.
Таблица 8.2. Анализпоказателей финансовой устойчивости предприятия за 2005–2006 гг.№ Наименование показателя Значение показателя Изменение показателя 2005 г. 2006 г. Абсолютное (+, -) Относительное, % 1 2 3 4=3–2 5=3/2*100% Коэффициенты капитализации 1. Коэффициент концентрации собственного капитала 0,5030 0,4655 -0,0375 0,9254 2. Коэффициент концентрации привлеченного капитала 0,4969 0,5647 0,0678 1,1364 3. Коэффициент финансовой зависимости 1,9880 2,1481 0,1601 1,0805 4. Коэффициент соотношения привлеченного и собственного капитала 0,9880 1,2131 0,2251 1,2278 5. Коэффициент маневренности собственного капитала 0,9530 0,8933 -0,0597 0,9374 6. Коэффициент обеспеченности по кредитам (коэффициент покрытия процента) 1,0219 1,0179 -0,0040 0,9961 Коэффициенты покрытия 7. Коэффициент структуры покрытия долгосрочных вложений - 0,6086 0,6086 - 8. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств - 0,0609 0,0609 - 9. Коэффициент финансовой независимости капитализированных источников 1,000 0,9390 -0,0610 93,90%
Вывод: в 2006году доля собственного капитала в пассивах сократилась с 0,5030 до 0,4650, чтохарактеризует снижение способности предприятия выполнять свои внешниеобязательства за счет использования собственных средств. Доля заемных средств впассивах предприятия, напротив возросли с 0,4969 до 0,5647 и превысило норму,что повлияло на соотношение привлеченного и собственного капитала. Отношениевеличины привлеченного капитала к величине собственного дает наиболее общуюоценку финансовой устойчивости предприятия. Доля собственных оборотных средствв собственном капитале составила в 2005 году 0,9530 и достигает минимальнойнормы 0,5, а в 2006 году наблюдается уменьшение собственных оборотных средствна 0,0597 и составила 0,8933. Доля необоротных активов, профинансированная засчет внешних источников, возросла от 0 до 0,6086, что является негативнойтенденцией. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств возрос в 2006году по сравнению с 2005 годом с 0 до 0,0609 (меньше нормы в 0,5),следовательно, предприятие несильно зависит от внешних инвесторов. Коэффициентфинансовой независимости капитализированных источников сократился с 1 до0,9390, что больше нормы 0,6, такое изменение коэффициентов свидетельствует отом, что с позиции долгосрочной перспективы предприятие все меньше зависит отвнешних инвесторов. Состояние критическое.
Таблица 8.3. –Показатели деловой активности№ Наименование показателя 2005 г. 2006 г. Темп изменения (роста / спада) 1 Оборачиваемость оборотных средств (в днях) 315 115 0,36 2 Оборачиваемость дебиторской задолженности (в днях) 146 572 3,92 3 Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) 103 548 5,32 4 Оборачиваемость производственных запасов (в днях) 112 85 0,76
Вывод: в 2006 г.наблюдается ухудшение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей.Данную ситуацию можно оценить как кризисное. Оборот производственных запасов иоборотных средств составляет 85 и 115 дней в 2004 г. Такое состояние можнорасценивать как растущее.
Таблица 8.4. –Показатели рентабельности капитала№ Наименование показателя 2005 г. 2006 г. Темп изменения (роста / спада) 1 Рентабельность совокупного капитала (0,11) (0,13) (1,18) 2 Рентабельность собственного капитала (0,13) (0,24) (1,85) 3 Рентабельность основных средств (0,23) (0,32) (1,39)
Вывод: 0,11грн. в 2005 г. и 0,13 грн. в 2006 г. убытка приносит каждая грн., вложенногокапитала в имущество предприятия. Следовательно, состояние предприятия можнорассматривать как кризисное; 0,13 грн. в 2005 г. и 0,24 грн. в 2006 г.убытка приносит каждая грн. вложенного капитала. Состояние кризисное; 0,23 грн.в 2005 г. и 0,32 грн. в 2006 г. убытка приносит каждая грн.,вложенная в основные средства. Состояние кризисное.
9.Оценка состояния предприятия «Южспецгидрокомплект»
Таблица 9.1. –Диагностирование состояния предприятия
/>Диагнозы
Аспекты Растущее Устойчивое Критическое Кризисное Конкурентная позиция + Организационно-производственный + Ресурсный + Финансовый +
Проведядиагностику «Южспецгидрокомплект» с помощью следующих аспектов:организационно-производственный, ресурсный, финансовый и конкурентная позиция,можно сделать вывод, что анализируемое предприятие имеет критическое состояние.
Критическоесостояние наступило при существовании недостатка источников, формирующихкапитал.
При этомсостоянии наблюдаются тенденции к текучести кадров, к снижениюпроизводительности труда и объемов производства. Загрузка предприятияосуществляется не полностью, происходит сворачивание дополнительныхпроизводств, происходит нарушение принципов организации производственногопроцесса.
Финансовыепоказатели имеют тенденцию к падению, наблюдаются тенденции к снижениюрентабельности продаж, а также капитала. Следовательно, ухудшается егорепутация.
Заключение
В данной работе была произведена диагностика деятельности предприятия «Южспецгидрокомплект».Данная диагностика включила в себя анализ следующих экономических аспектов,наиболее эффективно характеризующих состояние предприятия:организационно-производственный, ресурсный, финансовый и конкурентная позиция.Таким образом, все рассматриваемые аспекты взаимосвязаны и экономическуюэффективность их применения можно, рассчитать в комплексе.
Диагностикапоказала, что предприятие не имеет четко выраженного состояния. Показатели,применяемые для расчетов каждого аспекта варьировались от кризисного состояниядо устойчивого. Следовательно, «золотая середина» – это критическое состояние.
Для егопреодоления необходимо воспользоваться составленным SWOT-анализом, т.е.максимально преобразовать недостатки предприятия в его преимущества. Крометого, необходимо реализовать поставленные цели.
Применяяданные рычаги, «Южспецгидрокомплект» увеличит в 2 раза объемы производства, чтопозволит насытить существующий рынок сбыта продукцией предприятия, а такжезавоевать новые рынки сбыта. При этом увеличиться прибыль как за счет увеличенияобъемов производства, так и за счет снижения производственных издержек.
Списокиспользуемой литературы
1. Вартанов А.С. Экономическаядиагностика деятельности предприятия: организация и методология. – М.: Финансыи статистика, 1991
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теорияэкономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999
3. Опорный конспектлекций по курсу «Экономическая диагностика» для студентов всех форм обучения /Сост. Ветрова Н.М., Кузьмина Н.В. – Симферополь, НАПКС, 2006
4. Кононенко О. Анализфинансовой отчетности. – Харьков, Фактор, 2002