Содержание
Введение
Сущность диспропорций
Анализ диспропорций вэкономике России
Путиустранения диспропорций
Заключение
Списокисточников
Введение
В общемслучае под диспропорциями подразумевается несоответствие потенциалов или темповразвития отдельных частей некой системы, в результате чего часть общегопотенциала или продукта остаются не востребованными. В случае экономическойсистемы диспропорции ведут к непроизводительным потерям рабочего времени,материальных ресурсов и капиталов. Диспропорции (суть непропорциональноеразвитие) являются генетическим признаком классического капитализма,обусловленным институтом прибыли. Устранение диспропорций является объективнойпотребностью экономики и всего общества, одним из законов всякого развития иобеспечивающий рост интегрального показателя системы даже при неизменныхсостояниях.
В условиях переходногопериода в России значительно усилились нестабильность и изменчивостьсоциально-экономической среды, и одной из основных причин данного процессаявляется углубление различного рода воспроизводственных диспропорций. Ихопределение и учет относятся к числу основных предпосылок эффективногоуправления производством в новых условиях хозяйствования. Устранение или хотябы уменьшение негативных для социально-экономической системы последствийвоспроизводственных диспропорций позволит существенно улучшить еефункционирование. Поэтому использование органами управления информации о группеосновных воспроизводственных диспропорций – важное условие повышенияэффективности.
Общее развитие мировогохозяйства в XVIII – XXIвв. свидетельствует о том, что диспропорции могут либо вести к постояннымпотерям экономических ресурсов в период роста, либо приводить к резкимпатологическим последствия – кризисам. Анализ генезиса диспропорций позволяет взначительной степени снижать их негативное влияние на экономику в той части, вкакой диспропорции вызваны субъективными факторами.
I.Сущность диспропорций
Неравномерностьсоциально-экономического развития – объективная основа возникновения различногорода воспроизводственных диспропорций. К другим объективным факторам можноотнести различия в органическом строении капитала в разных отраслях (длямежотраслевых диспропорций), территориальные различия в обеспеченностиприродными и трудовыми ресурсами, природно-климатические особенности (длямежрегиональных диспропорций), циклические колебания, изменения в соотношенииспроса и предложения (для общеэкономических функциональных и элементныхдиспропорций). Наряду с объективными факторами можно выделить и субъективные –ошибки в экономической политике, в стратегии и тактике реформ, просчеты вэкономической политике на разных уровнях иерархической системы управления(народнохозяйственном, региональном, отраслевом).
Государственныевластные структуры, как правило, объективно, стремятся к достижениюкомплексности национального хозяйства, как в отраслевом, так и региональномаспектах. Однако, как показывает мировой опыт, такая комплексность являетсяскорее исключением, чем правилом. Важнейшая характерная черта любойнациональной экономики – неравномерность развития. Это относится и кстранам, комплексный характер хозяйства которых выражен слабо (такихбольшинство), и к государствам, сумевшим сформировать относительно целостные икомплексные экономики (США, ФРГ, Япония, ряд стран бывшего СССР), поскольку и вих истории преобладали периоды неравномерного развития отдельных экономическихзвеньев и элементов. Достаточно вспомнить послевоенную Японию, когда ставкаделалась на развитие лишь нескольких отраслей, социалистическуюиндустриализацию в СССР с преимущественным развитием тяжелой промышленности ит. д.
Даже в тех немногихстранах, хозяйство которых носит сравнительно комплексный характер,экономическая динамика свидетельствует о неравномерности развития отдельных сегментов,отраслей и регионов. Поэтому о комплексности можно говорить лишь с определеннойстепенью условности.
В качестве примеровможно привести примеры диспропорций в развитии таких европейских государств какБельгия (достаточно гипертрофированное противоречие между регионами Фландрия иВаллония уже в нашем веке приводили к ситуациям, грозившим политическомуединству страны – правительственный кризис 2006 г.); Италия, где имеется сходное с Бельгией противостояние Север – Юг, породившее во многомспецифическую политическую культуру данной страны, когда политики зачастуюспекулируют на региональных диспропорциях экономического и социального развития(С. Берлускони – яркий пример политика-северянина); Великобритания – где вотносительно слаборазвитой Шотландии, занимающей 1/3 территории, живет,примерно, 12,00% населения (здесь, правда, политический аспект выступает менееярко).
Кроме объективныхприродно-экономических различий, существенным фактором возникновениядиспропорций является цикличность экономического развития.
Вэкономической литературе циклы различной продолжительности получили названия поимени их исследователей. Так, циклы продолжительностью 3—4 года. именуются какциклы Китчика, 10-летние циклы — циклы Жугляра или циклы Маркса, 15—20-летниециклы — циклы Кузнеца, 40—60-летние циклы — циклы Кондратьева. Работы такихвыдающихся экономистов как Д. М. Кейнс и И. Шумпеттер также во многомбазируются на цикличности экономических процессов. На явлении цикличности и егопроявлении в формировании диспропорций необходимо остановиться подробнее.Основу экономического цикла составляют периодически возникающие экономическиекризисы. Движение производства от одного экономического кризиса до началадругого и называется экономическим циклом.
Экономический циклвключает четыре фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем. Главную фазуэкономического цикла составляет кризис. В нем заключены основные черты цикла.
Сним кончается один период развития и начинается новый. Без кризиса не было быцикла, а периодическое повторение кризиса придает рыночной экономикециклический характер.
Каждыйкризис созревает в фазах оживления и подъема. Это фазы устойчивого расширенияпроизводства. Рост потребительского спроса побуждает предпринимателей расширятьпроизводственные мощности и увеличивать капиталовложения. Следовательно, растетспрос на средства производства. Увеличение общего совокупного спроса начинаетопережать темпы роста общественного производства. Кругообороты индивидуальныхкапиталов протекают беспрепятственно, снижается острота конкурентной борьбы.Экономический кризис обнаруживает перенакопление капитала, которое выступает втрех формах: перепроизводство товарного капитала (рост нереализованнойпродукции), перенакопление производительного капитала (увеличение недогрузкипроизводственных мощностей, рост безработицы), перенакопление денежногокапитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство). Общимрезультатом перенакопления капитала становится рост издержек производства, падениецен и, следовательно, прибыли.
Цикличностьэкономического развития обуславливает развитие диспропорций в экономике вдинамике. Следует отметить, что цикличность, сама по себе, не вызываетдиспропорций в экономике, а только комплексным образом проявляет влияниесуществующих факторов, вызывающих диспропорции и кризисы. На некоторых,наиболее на наш взгляд важных, остановимся подробнее.
Диспропорции цен спросаи предложениявыражаются в том, что при действующихценах имеется дефицит товара или, напротив, его избыток относительно спроса.Возможность существования такого рода диспропорций в экономике России после10 лет реформ кажется неправдоподобной. Ведь именно эти диспропорции наначальном этапе реформ должна была устранить “невидимая рука” Адама Смита. Однаков экономике России до сих пор сохраняется тенденция их воспроизводства,вызывающая инфляцию спроса как в открытой, так и в скрытой форме. Напомним, чтов открытой форме инфляция спроса проявляется в повышении уровня цен на товары,а в скрытой – в невозможности купить товары по действующим ценам. В обоихслучаях причина инфляции – дефицит товара относительно платежеспособногоспроса. Принято считать, что скрытая инфляция характерна дляадминистративно-командной, но не рыночной экономики. Вместе с тем вмодифицированном виде эта форма инфляции имеет место и в рыночной экономике,если доходы определенных слоев потребителей недостаточны для покупки подействующим ценам необходимых товаров. Дефицит таких товаров существует вскрытой форме. Рост доходов малообеспеченных слоев переводит этот дефицит воткрытую форму и вызывает открытую инфляцию. По этой причине, в частности, вомногих странах отказались от индексации пропорционально темпам инфляцииденежных социальных выплат малообеспеченным категориям граждан. Потенциалскрытой инфляции в рыночной экономике тем выше, чем обширнее малообеспеченныеслои населения и настоятельнее их потребности в приобретении необходимыхтоваров.
Инфляциявзаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается прежде всегона изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклическиезакономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) сценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими ростцен), вызывая межотраслевые диспропорции цен.
Межотраслевыедиспропорции ценвыражаются в том, чтоцены на продукцию отдельных отраслевых производств не покрываютпроизводственных издержек. В векторно-матричной форме стандартная модельмежотраслевой зависимости цен имеет вид:
/>,
где P –вектор-строка цен; A – матрица коэффициентов технологических затрат; R– вектор-строка добавленных стоимостей [5].
Что в общем случае не влюбых экономиках могут быть установлены цены, обеспечивающие расширенное илихотя бы простое воспроизводство во всех отраслях, независимо от того, устанавливаетли эти цены рынок или административный орган (рисунок 1).
/>
Рис. 1.Продуктивнаяэкономика
Прямыми L1,L2 отображены предельно допустимые отраслями 1и 2значения цен P1, P2. На прямой L1находятся значения цен, обеспечивающие простое воспроизводство в отрасли 1, наL2 – в отрасли 2. Область D содержит значения цен,обеспечивающие расширенное воспроизводство в обеих отраслях, а область N – вводящиеих в режим “проедания” основного капитала. Пусть значения цен, “доставшиеся внаследство” от командной экономики, находятся в области N. Тогда дляперехода в режим простого воспроизводства необходимо поднять цены до уровня P1',P2' (точка межотраслевого равновесия цен). В условияхлиберализации цен именно это и произойдет. “Ценовая война завершится в точкеравновесия P1', P2'. Причем по мереприближения к этой точке инфляция будет затухать. Достигнув точки равновесия,инфляция устранит породившую ее причину – межотраслевую диспропорциональностьцен. Дальнейший рост цен будет обусловливаться другими причинами, в том числепереходом к экономическому росту и причинами монетарного характера. Рассмотримнепродуктивную экономику (рисунок2).
/>
Рис. 2.Непродуктивнаяэкономика
Прямые L1,L2 пересекаются в области отрицательных значений цен.Положительных цен, обеспечивающих хотя бы простое воспроизводство в обеихотраслях, не существует. На установление отраслью 2 цены P2',отрасль 1ответит как минимум ценой P1'. Это вызоветнеобходимость повышения цены P2, по крайней мере, до уровня P2'',что в свою очередь приведет к повышению цены P1 до уровня P1''и т. д. Здесь, как и в продуктивной экономике, наблюдаются инфляционная спиральи те же негативные экономические явления: высокая инфляция, инвестиционныйкризис, выбытие производственных мощностей, сокращение объемов производства,негэластичность товарного предложения. Однако финал инфляционной спирали непродуктивнойэкономики – не переход к рынку, а ликвидация обеих отраслей. Инфляционнаяспираль непродуктивной экономики является опасной институциональной ловушкой –устойчивым институтом саморазрушения экономики. Устойчивость институциональнойловушки обычно объясняется заинтересованностью экономических агентов вследовании устанавливаемым ею неэффективным нормам поведения [6].
Рынок жесток кнеплатежеспособным потребителям и экономическим банкротам. И те, и другиедолжны позаботиться о собственном выживании самостоятельно. Однако что же имделать, если выживание невозможно без осуществления рыночных трансакций?Обсудим этот вопрос, воспользовавшись простейшей моделью. Пусть имеется рынокнекоторого товара, и объемы поставок товара на рынок ограничены сверху производственноймощностью N.
Обозначим Q– –минимально необходимый для выживания потребителей физический объем товара.Отличительная черта этого параметра – его инвариантность относительно ценытовара. Будем считать, что N > Q–, и продажа товара вобъеме Q– для продавцов экономически выгодна. Пусть товаржизненно необходим для всех потребителей, и все потребители однородны, т. е.имеют равные финансовые возможности, и за каждую дополнительную единицу товаракаждый из них склонен заплатить одинаковую цену. При введенных условияхрассмотрим графическую модель рынка (рисунок 4).
Линия предложениятовара продавцами – S, линия спроса потребителей – D. Диапазонварьирования цен на рынке C – от минимальной цены предложения P/> домаксимальной цены спроса P/>. Физические объемы продажограничиваются диапазоном от потребительского минимума Q– дообъема равновесных продаж QE. Пусть рынок находится вравновесном состоянии. Тогда продажа товара ведется по цене PE,а постоянный товарный запас поддерживается на уровне QE.
/>
Рис.4.Рынок сграничными условиями
Если Q– QE, то никаких особых проблем с рыночным обеспечениемпотребителей товаром не возникает. Рынок не замечает, что этот товар жизненнонеобходим. Вместе с тем надежность обеспечения напрямую зависит от степениблизости товарного запаса QE к потребительскому минимуму Q–:чем эти значения ближе, тем ниже надежность. При Q– >QEпроисходит крах рынка (рисунок 5).
/>
Рис. 5. Квазирынок
Для ликвидации дефицитатовара в размере Q– – QE необходимоповысить цену как минимум до уровня P/>. Однако это приведет кдефициту финансовых средств у потребителей в размере P/>– P/>, и в силуоднородности потребителей ни один из них не сумеет купить товар в объемежизненно необходимого минимума. За этим последует исчезновение на рынкепокупателей товаров, а следовательно, и исчезновение продавцов. Рынок“схлопнется”*.
Таким образом, рыночнымисвойствами обладают только продуктивные экономики, и только они могутэффективно функционировать по правилам рынка, рекомендуемым либеральнойэкономической доктриной. Непродуктивные же экономики по своим технологическимхарактеристикам не совместимы с рынком. Неэффективность монетаристских мер попреодолению инфляции не удивительна, поскольку, как было отмечено выше, вэкономике России действует механизм постоянного воспроизводства инициирующихинфляцию ценовых диспропорций. Существуют две альтернативные концепции,объясняющие причины действия этого механизма: концепция акад. Ю.В. Яременко илиберальная экономическая концепция.
Согласно первойконцепции между технологической структурой производства и структурой ценсуществует тесная зависимость. Нельзя трансформировать систему цен вне связи сосдвигами в технологиях, эффективности и издержках. Структурно-технологическиехарактеристики экономики России изначально не обладали рыночными свойствами,что исключало возможность автоматического запуска механизмов рыночногосаморегулирования. Именно поэтому до сих пор не решена главная задача ценовойполитики – установление равновесной системы цен. Продвижение экономики России крынку без глубоких структурно-технологических преобразований принципиально невозможно.Формирование адекватного рынку производственно-технологического пространства –столь же важная и необходимая компонента экономических реформ, как иинституциональное строительство [2].
Согласно второйконцепции для переходной экономики характерна так называемая негэластичностьсовокупного товарного предложения. Она означает, что в условиях недостаточноразвитых конкуренции и инфраструктуры рынка рост цен приводит не к увеличениюпредложения товаров, а, наоборот, к его снижению, что вызывает очередное повышениецен. Высокая инфляция и развитие рыночных институтов постепенно избавляютпереходную экономику от “плохой наследственности” командной экономики и по мереосвобождения включается главный рыночный механизм саморегулирования: рост ценвызывает увеличение предложения товаров, что в свою очередь приводит к снижениюцен или остановке их роста. Инфляция утихает, и ее сдерживание традиционнымимонетаристскими приемами становится возможным [3].
Негэластичностьтоварного предложения в российской экономике на протяжении всего периода реформочевидна: при непрерывном росте цен объемы физического производства во всехотраслях экономики вплоть до 1999 г. не росли, а падали. Рост объемовпроизводства в 1999-2008 гг., хотя и был обусловлен ростом цен, однако рублевыхна импортируемые и долларовых на экспортируемые Россией товары. Вместе с тем изфакта негэластичности товарного предложения не следует, что оздоровлениероссийской экономики произойдет за счет высокой инфляции, развития конкуренциии инфраструктуры рынка. Для этого необходимо, чтобы проводимые преобразованияпривели к слому механизма воспроизводства инициирующих инфляцию ценовыхдиспропорций, к которым относятся межотраслевые диспропорции цен, диспропорциицен спроса и предложения. Первая группа диспропорций инициирует инфляциюиздержек, вторая – инфляцию спроса. Исследования показывают, что каждая из этихгрупп определяет около половины суммарного прироста потребительских цен [4].
Характерными чертаминепродуктивной экономики наряду с незатухающей инфляцией и инвестиционнымкризисом являются:
– длительноесуществование большого количества убыточных производств и повторяющиесяизменения их отраслевого состава;
– постоянныекорректировки цен на продукцию убыточных отраслей в сторону повышения с цельювыхода на рентабельный уровень производства;
– периодическоевоспроизводство одних и тех же отраслевых ценовых пропорций на более высокомуровне.
Перечисленные чертыприсущи и экономике современной России. По состоянию на 1 декабря 2000 г. удельный вес прибыльных организаций в экономике составил всего 61% их общего числа, в томчисле в промышленности – 60,8, в строительстве – 62,2, на транспорте – 53,7%[7]. Другими словами, около 40% всех предприятий убыточны. Доля предприятий,функционирующих в режиме “проедания” основного капитала, значительно выше. Поданным [8] в 1999 г. она превышала 70%, что объясняется нецелевымиспользованием амортизационных отчислений. Последнее не удивительно, посколькув условиях высокой инфляции не только амортизация, но и прибыль направляется наликвидацию дефицита оборотных средств.
С целью вывода нарентабельный уровень производства ежегодно повышаются цены на продукцию иуслуги отраслей – естественных монополий. Так, по указанной причине за январь –декабрь 2000 г. тарифы на электроэнергию, отпущенную промышленным потребителям,в среднем по России возросли на 38,7%, на тепловую энергию – на 35,4, тарифы нажелезнодорожные перевозки – на 69,3, оптовые цены на газ – на 21% [7]. В 2001 г. повышение цен и тарифов продолжилось. Причина та же – убыточность вследствие роста цен нафакторы производства. Энергетическая стратегия России до 2020 г. предусматривает рост цен на газ как минимум втрое и удорожание электричества более чем вдвоепо сравнению с 1999 г.
Проанализируемповторяемость отраслевых ценовых пропорций в 1992-2000 гг. Исследованияпоказывают, что с точки зрения специфики воспроизводственных процессов этотпериод целесообразно расчленить на три этапа: трансформационный спад –1992-1994 гг.; депрессивная стабилизация – 1995-1998 гг.; экономическоеоживление – 1999-2000 гг. [9]. Оценим удельные доли отраслевых индексов ростацен с 1991 г. на конец каждого этапа по отношению к их сумме. Расчетпоказывает, что если пропорции цен взвешивать по этими показателям, то следуетсчитать, что на конец 1994 г. и 1998 г. они были примерно одинаковыми, и вобоих случаях экономика находилась в стадии глубокого кризиса и “ценовой войны”(см. рис. 3, показатели рассчитаны по [9]). Для возврата к прежним ценовымпропорциям российской экономике потребовалось 4 года. На начало 2001 г. ценовые пропорции существенно изменились лишь в трех отраслях. Резко возросли относительныецены в топливной промышленности и соответственно упали в электроэнергетике и нагрузовом транспорте. Для возврата к уже дважды повторенным ценовым пропорциямпотребовалось увеличить тарифы в электроэнергетике и на грузовом транспорте изатормозить рост цен в топливной промышленности. В первой половине 2001 г. именно это и произошло. Тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки повысились. Ценына энергосырьевые ресурсы не росли, а на моторное топливо и топочный мазут даженесколько снизились.
Диспропорциив развитии финансово — кредитной системы и деформации финансово — кредитнойполитики. Диспропорциинашли свое выражение, прежде всего, в гипертрофированном развитии финансовогосектора в ущерб реальному. Банки занимали привилегированное положение враспоряжении финансовыми ресурсами и получали сверхвысокие доходы. В то жевремя в целом народное хозяйство, и особенно реальный сектор испытывали оструюнехватку предложения денег для обеспечения нормального экономического оборота.Дороговизна банковского кредита, который является важнейшим источникомформирования оборотных средств предприятий, имела следствием демонетизациюоборота, то есть сокращение его обеспеченности денежными средствами. Врезультате банковский кредит замещается коммерческим, деньги вытесняются израсчетов денежными суррогатами.
Структурныедиспропорции в экономикеоказываютсущественное влияние на криминогенный потенциал экономики. Для российскойэкономики переходного периода характерно наличие унаследованных от прежнейсистемы и вновь возникших диспропорций. Среди важнейших можно отметитьдиспропорции в отраслевой, производственной структуре экономики и враспределении доходов.
Деформация отраслевойструктуры народного хозяйства. За годы реформгипертрофированное развитие получил спекулятивный (финансово-посреднический)сектор экономики, обеспечивающий несопоставимый с реальным производствомуровень.
II.Анализ диспропорций в экономике России
Специфика нынешнейроссийской экономики такова, что ее материальная основа в подавляющей частиунаследована от старой советской экономики, а вся система отношенийхозяйствующих субъектов друг с другом и с органами госрегулирования кардинальноизменилась. Причем материальная основа — это не только устаревшие морально ифизически основные фонды. Это еще и советская традиция построениятехнологических систем с огромным резервированием по мощности, по нагрузкам, посрокам службы, что сегодня нам очень помогает жить. Не надо забывать, чтоосновные фонды, созданные в советские годы, продолжают кормить Россию. Конечно,в них вкладываются деньги, что позволяет им работать. Однако, применяемыетехнологии, а отсюда и конкурентоспособность товаров остаются практически настаром уровне. По этой причине не стоит удивляться сырьевой направленностироссийского экспорта.
По расчетам специалистов,в большинстве отраслей российской промышленности в середине 90-х годов удельные(на единицу продукции) издержки производства были выше, чем в Японии, в 2,8раза, США – 2,7, Франции, Германии и Италии – 2,3, Великобритании – в 2 раза.По сравнению с развитыми странами промышленное производство в России болеематериало- и трудоемкое [10]. Считать, что в 2000-е годы произошел существенныйсдвиг в сторону улучшения неправомерно, т. к. не произошло заметного обновленияОПФ, которые, и определяют производственную культуру.
Общеизвестным фактомявляется очень высокая (едва ли не самая высокая в мире) энергоемкостьроссийского ВВП. В большинстве стран, как развитых, так и развивающихся, этотпоказатель в 3 — 4 раза ниже. Основные причины повышенной энергоемкости –северное расположение страны, утяжеленная структура хозяйства (высокая долядобывающих отраслей и тяжелого машиностроения), большие затраты на транспорт иэнергорасточительные технологии производства
Высокие транспортныеиздержки обусловлены большой территорией и недостаточным по мировым стандартамразвитием транспортных коммуникаций. Например, расстояние транспортировки угляот шахты до потребителя, составляющее в среднем около 1 тыс. км, колеблется от 50 км до 4 тыс. км. Транспортная компонента в цене угля “франко-потребитель” превышает расходы на егодобычу. Осуществлявшиеся МПС скачкообразные повышения грузовых тарифов водночасье сделали неэффективной угледобычу в важнейших бассейнах, таких,например, как Кузбасс [12]. Транспортные расходы в России на единицупроизводимойпродукции по сравнению со странами, сопоставимыми с ней по размерам территории,выше, чем в США, в 6 раз, чем в Китае – в 4,5 раза
Особенностьюнародного хозяйства России является ее длительное развитие фактически визоляции от мирового хозяйства. Одним из важнейших следствий автаркичногоразвития является существенное отличие структуры внутренних и мировых цен.Внутренние оптовые цены на сырьевые и топливно-энергетические ресурсызначительно ниже, а на готовую продукцию — существенно выше мировых.Форсированная либерализация внешнеэкономической деятельности в этих условияхпри низкой эффективности государственного контроля стала одной из наиболеезначимых факторов криминального накопления капитала. Значительные различия вуровне внутренних и мировых цен обеспечивают возможность с минимальнымииздержками и в кратчайший срок получать значительный спекулятивный доход.Особенно велика была разница цен в первые годы либерализациивнешнеэкономических отношений — в конце 80-х — начале 90-х годов. Совершаемые вэтой сфере преступления были связаны с контрабандой стратегически важныхсырьевых товаров, коррумпированием должностных лиц, обладающих правомпредоставления лицензий на экспорт и предоставления экспортных квот, незаконнымвывозом капитала за рубеж.
Высокие транспортныеиздержки обусловлены большой территорией и недостаточным по мировым стандартамразвитием транспортных коммуникаций. Например, расстояние транспортировки угляот шахты до потребителя, составляющее в среднем около 1 тыс. км, колеблется от 50 км до 4 тыс. км. Транспортная компонента в цене угля “франко-потребитель” превышает расходы на егодобычу. Осуществлявшиеся МПС скачкообразные повышения грузовых тарифов водночасье сделали неэффективной угледобычу в важнейших бассейнах, таких,например, как Кузбасс [12]. Транспортные расходы в России на единицупроизводимойпродукции по сравнению со странами, сопоставимыми с ней по размерам территории,выше, чем в США, в 6 раз, чем в Китае – в 4,5 раза [13].
Таким образом, перваяпричина непродуктивности экономики – повышенные технологические издержки – всегодняшней России имеет место. В основе этого, прежде всего, лежатструктурно-технологические особенности российской экономики. Важнейшая из нихсостоит в том, что высокая энерго- и материалоемкость народного хозяйства,высокий удельный вес энергосырьевых отраслей – были в дореформенный период,наряду с низкими технологиями, необходимыми элементами механизма поддержанияэкономики в равновесии. Без больших объемов энергосырьевого производствазначительная часть экономики не могла бы существовать [2]. Вместе с темповышенные технологические издержки объективно обусловлены специфическимиприродно-климатическими условиями хозяйствования в России – суровым климатом ибольшой протяженностью территорий [14].
Вторая причинанепродуктивной экономики – необходимость сохранения убыточных секторовжизнеобеспечения. В условиях сурового климата (95% территории Россиинаходится в северных широтах) таким сектором следует, прежде всего, считатьсовокупность отраслей, которые обеспечивают заготовку топлива летом и подачутепла зимой: топливную промышленность, железнодорожный транспорт,электроэнергетику и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Необходимостьсохранения этого сектора очевидна. Между тем в топливной промышленностиубыточность около 50% угольных шахт и разрезов покрывается за счет дотаций изгосударственного бюджета. Убытки поставок газа для отдельных групп потребителейна внутреннем рынке компенсируются за счет повышенных цен на газ дляпромышленных потребителей и потребителей, расположенных вблизи мест добычигаза, а также – за счет экспорта газа. Убыточные пассажирские перевозки нажелезной дороге покрываются за счет повышенных тарифов на грузовые перевозки,налоговых льгот и прямых субсидий из бюджетов субъектов РФ (до 1999 г. и из федерального бюджета). В электроэнергетике убыточны около 30% региональных энергосистем,поставки теплоэлектроэнергии населению и сельскому хозяйству. Убыткипокрываются за счет повышенных энерготарифов для промышленных предприятий. ВЖКХ около 70% предприятий дотируются из местных бюджетов (до 1999 г. и из федерального бюджета).
Одной из наиболееизученных разновидностей воспроизводственных диспропорций являются региональные,которые присущи практически всем (в том числе малым) странам. По проблеметерриториального неравенства существуют две точки зрения. В соответствии спервой для нормального развития народнохозяйственного комплекса любогогосударства социально-экономические различия между регионами не должны бытьслишком велики. Согласно второму подходу региональное неравенство не тольконеизбежно, но является стимулом для отстающих территорий, поэтомумногочисленные контрасты (например, «центр-периферия») представляют собой нестолько «дефект» развития, сколько закономерный процесс.
Вторая точка зрения, нанаш взгляд, достаточно точно отражает территориальный аспект инновационногоразвития: в отдельных центрах сосредоточиваются новейшие технологии, творческаяи наиболее подготовленная часть трудового потенциала; постепенно эти центрыстановятся «полюсами роста», так как техногенное влияние и скачок эффективностираспространяются вширь, на периферию, что в конечном счете ведет к ослаблениюконтрастов.
Вместе с тем и перваяточка зрения, по существу, верна, так как значительные социально-экономическиеразличия между районами могут крайне негативно повлиять на нормальноефункционирование экономики страны.
Скрытый потенциал ростацен на потребительские товары первой необходимости обусловлен, прежде всего,численностью живущих за чертой бедности. К этой категории, по даннымГоскомстата, относится 26,4% населения России. В отдельных регионах численностьэтого контингента значительно больше – 70-90% [16]. В частности, вНовосибирской области за чертой бедности, по официальным данным, находится 50%населения. Скрытый потенциал роста цен на продукцию производственногоназначения формируется предприятиями, функционирующими в режиме “проедания”основного капитала, к которым, как отмечалось выше, относятся до 70% российскихпредприятий.
Имеется несколькоподходов к классификации регионов. В зависимости от состояния иусловий функционирования они подразделяются на процветающие; устойчивогоразвития; стагнирующие; пионерные, или регионы нового освоения; кризисные;регионы с чрезвычайной ситуацией. Исходя из места в инновационном процессеразличают креативные и инновативные регионы, где зарождаются и апробируютсябазисные нововведения; адаптивные территории, способные широко внедрятьинновации на стадии их массового распространения; консервативные регионы, неприемлющие многие инновации. В соответствии с классификацией регионовосуществляется дифференцированный подход к формированию социально-экономическойполитики на территориальном уровне (нередко для каждого вида регионаразрабатывается свой тип политики). Так, например, Липецкая область являетсяярко выраженным адаптивным регионом. Обладая скромным научно-исследовательскимпотенциалом, регион активно развивает отрасли промышленности, использующиепередовые технологические разработки (металлургия, производство бытовойтехники, пищевая промышленность, создание Особой экономической зоны)
Обычно выделяютследующие основные устойчивые «патологии» регионального развития в бывшем СССР:значительные бюджетные трансферты и резкое разделение регионов на доноров иреципиентов; деформация инвестиционных потоков (капитал двигался от регионов,где он мог быть использован с максимальной отдачей, в регионы, где ониспользовался менее эффективно); отсутствие связи между притоком капитала иинфраструктурной обустроенностью территории, сдвиг производства в неосвоенныерегионы; деформация инвестиционных циклов, искусственная депрессия в регионах сблагоприятной рыночной конъюнктурой и неисчерпанным ресурсным потенциаломвследствие постоянного изъятия финансовых ресурсов; формирование регионов сотраслевой диверсификацией — ТПК; консервация отсталой отраслевой структуры врегионах и препятствия на пути совершенствования структуры в направлении отпервичных и вторичных видов деятельности к третичным и четвертичным;диспропорции между уровнем развития отраслей специализации и обслуживающегокомплекса, а также ряд других.
К примеру, подавляющеебольшинство топливно- и энергоемких производств размещено в европейской частиРоссии, в то время как энергетические ресурсы концентрировались преимущественнона востоке.
Проблеманепродуктивности экономики серьезно усугубляется необходимостью концентрациибольших финансовых и производственных ресурсов в весенне-летний период насоздании огромных запасов топлива для сжигания в осенне-зимний период.Дальность перевозок, ограниченные пропускные способности транспортныхкоммуникаций, использование отдельными ТЭС и котельными углей определенныхмарок, сжатые сроки подготовки к зиме вызывают необходимость координированноговзаимодействия большого количества хозяйствующих субъектов и органов власти.Срыв кампании по подготовке страны к отопительному сезону чреваткатастрофическими последствиями. Сложности проведения такой кампании в условияхперехода к рынку и угрозы ее срыва особенно отчетливо проявились в 2000 — 2001гг.
Хотя в конечном итогеправительственный план подготовки к отопительному сезону 2001-2002 гг. удалосьвыполнить, риск перебоев в подаче тепла во многие регионы сохранился, посколькуРАО “ЕЭС России” производит всего 33% тепловой энергии в стране, а остальные67% – предприятия ЖКХ, находящиеся в ведении местных властей. Запасы угля вкоммунальной энергетике, по данным Минэнерго РФ, к 1 октября 2001 г. составили 67% норматива, мазута – менее 40%. Подготовка коммунальных котельных и тепловыхсетей к зиме также полностью не удалась: план ремонта котельных был выполнен на71%, а тепловых сетей – всего на 40%. Вместе с тем износ коммунальных котельныхи теплотрасс, по данным Госстроя РФ, превышает 60%, а 29 тыс. км коммунальныхтепловых сетей находятся в аварийном состоянии. По оценке МЧС, большинствосубъектов РФ к началу октября 2001 г. оказалось неготовым к отопительномусезону. Ситуация в Амурской, Сахалинской, Камчатской областях, Приморском иХабаровском краях была расценена как критическая.
В 56 городах,являющихся важнейшими промышленными центрами России, отмечается перенасыщениевредными производствами, и загрязнение окружающей среды там в несколько разпревышает предельно допустимые нормы, что приводит к повышенной заболеваемостии смертности населения.
При позитивнойэкономической динамике не наметился выход России из демографического кризиса.Он имеет для нашей страны два измерения. С одной стороны, сокращение всегонаселения, с другой — достаточно быстрый отток людей из важнейших вэкономическом отношении регионов России — Сибири, Забайкалья и ДальнегоВостока. В 1991 году в границах современного Сибирского федерального округапроживало около 22 млн. человек, а сейчас лишь 19 миллионов. К концу 2025 года,по прогнозу Росстата, в Сибири останется чуть-чуть больше, чем 17,5 млн., тоесть по сравнению с 1991 годом население сократится почти на 20%. Сибирскийфедеральный округ — это около трети территорий России, и дело не только в том,что эта треть мало населена. Население там проживает крайне неравномерно. Еслициркулем провести круг радиусом в 300 км вокруг Новосибирска, то окажется, что из ныне проживающих в Сибири 19 млн. — 12 млн. сосредоточены в этом круге.Еще более тяжелая демографическая ситуация складывается на Дальнем Востоке, гдеза последние пятнадцать лет число жителей уже сократилось больше, чем на 16процентов. Для решения демографической проблемы, что является важнейшейнациональной задачей, должен быть выдвинут системный, комплексный план развитияэтих регионов.
По данным переписи населения 2002 года, 73 % россиян — городские жители,27 % — сельские. Таким же было это соотношение по данным предыдущей переписинаселения 1989 года. Одна из основных особенностей демографической ситуациипоследних десятилетий в стране — концентрация городского населения в небольшомколичестве густонаселённых центров. Более 60 процентов населения Россиисосредоточено в трёх федеральных округах — Центральном (26 %), Приволжском (22 %)и Южном (16 %). Самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ— 4,6 % населения. Треть жителей России сосредоточена в крупнейших городах —«миллионерах» (13 городов): в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге,Нижнем Новгороде, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде,Перми. Москва входит в число 20 самых крупных городов мира. Параметрырождаемости городского и сельского населения сближаются. Перепись зафиксировалапревышение числа пожилых людей над числом детей.
Перепись 2002 года зафиксировала характерное для населения Россиизначительное превышение численности женщин по сравнению с численностью мужчин,которое составило 10 млн. человек против 9,6 млн. в 1989. Соотношение мужчин иженщин по переписи 2002 года было более благоприятным в сельском населении —52,4 % женщин, против 53,8 % — в городском (53,4 % женщин во всем населении).Заметим, что доля женщин в населении в 1989 была чуть меньше (53,3 %).
В целом,демографическая ситуация в стране находится в состоянии затяжного кризиса. Ростнаселения в стране прекратился с 1991 (рождаемость в РСФСР упала ниже уровняпростого замещения поколений ещё в 1960-е годы). Смертность в 1,5 разапревышает рождаемость.
Еще одна диспропорция.Развитие нашей экономики в 2000-х гг. году привело к достаточно высокойдинамике потребления. Это очень хорошо. Но рост потребления происходит присохранении низкой конкурентоспособности продукции российской промышленности.Такой дисбаланс стимулирует дальнейший рост импорта, который значительнопревышает темпы роста отечественной промышленности. Вклад оптовой и розничнойторговли в ВВП составил в прошлом году более 35 процентов. При этом произошлоснижение в ВВП доли промышленности. Речь, естественно, не идет о том, чтобыснизить внимание к развитию торговли и сферы услуг, чем грешила экономика всоветский период, или поставить преграду для импорта. Этого делать нельзя. Ноеще острее становится вопрос конкурентоспособности отечественного производства.При существенном сокращении числа людей, живущих за чертой бедности, сохраняетсяи даже увеличивается разрыв между 10 процентами населения, имеющими самыебольшие доходы, и 10 процентами, которые получают самые низкие доходы. Поданным Росстата, растет объем денежных доходов у этих наиболее обеспеченныхграждан при неизменности объема доходов у менее обеспеченных. Значит, основнуювыгоду от экономического роста получают именно богатые. Известно, что вразвитых странах бедность, по сути, локализуется среди безработных, мигрантов,многодетных семей, а у нас в России 35 процентов лиц, находящихся ниже илирядом с чертой прожиточного минимума, составляют семьи работающих с одним илидвумя детьми. Основная масса бедных в России — это работающие по найму илипенсионеры. Достаточно сказать, что в сельском хозяйстве зарплату ниже прожиточногоминимума получают более двух третей работников, а в сфере культуры и искусстваболее половины. Дешевизна рабочей силы помимо всего прочего создаетнезаинтересованность в технико-технологическом прогрессе.
Еще одной крупнойдиспропорцией является тот факт, что при развитии федерализма у нассохраняется, по сути, финансовая система унитарного государства. Причем еслиеще несколько лет назад можно было это оправдать или объяснить стремлениемсохранить территориальную целостность страны, использовать финансовые потоки изцентра в регионы как средство укрепления единого государства, то после того,как была выстроена политическая вертикаль путем назначения губернаторов, такоеобъяснение теряет смысл. Тем более что во всех федеративных государствах политическаяцентрализация подкрепляется ростом экономической самостоятельности субъектовфедерации [15]. Нельзя говорить о росте экономической самостоятельности, еслиих преобладающая часть направляет в центр большую часть собранных на местеналогов, а сами полностью зависят от трансфертов и субвенций из федеральногоцентра. Такая практика часто объясняется необходимостью выровнятьсоциально-экономическую ситуацию по всей стране. Действительно это необходимо,но не методами, которые не устраивают ни субъекты-реципиенты, нисубъекты-доноры.
Среди другихсущественных диспропорций можно выделить:
— замедление темповроста экспорта нефти и других видов сырья не компенсируется наращиваниемэкспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости;
— при необходимости обеспечитьвысокий и устойчивый экономический рост отсутствует система долгосрочногокредитования под приемлемый процент;
— рост иностранныхинвестиций ограничивается сравнительно узкой областью — сырьевой;
— одна из самых богатыхстран по энергоносителям в разы отстает по эффективности использования энергии;
— отсутствует механизм,надежно защищающий от монопольного ценообразования;
— высокийинтеллектуальный потенциал несопоставим с его крайне небольшой отдачей, котораясоставляет лишь половину процента наукоемкой продукции и новейших технологий намировом рынке;
— наконец проявляютсясерьезные недостатки механизма принятия решений — правительство заранее знаетоб автоматической поддержке парламентским большинством всех внесенных им вГосдуму законопроектов. Самый яркий пример этого — закон о монетизации льгот,серьезные недоработки которого негативно сказывались и в 2006 году, особенно пообеспечению льготников лекарствами.
Есть и гораздо болееприземленные, но от этого не менее важные вещи. Например, деятельностьгосударства в области технических регламентов и технической экспертизыинвестпроектов [22].
В тех же либеральныхШтатах процедура экспертизы инвестпроектов очень серьезная. Допустим, язастройщик, я хочу построить мост или дорогу, к примеру. Нарисовал рабочийпроект. Дальше я иду в специальный экспертный госорган, где сертифицированныеэксперты проверяют каждый лист моих рабочих чертежей, изучая, как, из какихматериалов, в расчете на какую нагрузку делается объект, принесет он ущербокружающей среде или нет. Если все в порядке, каждый лист визируется. Послетого как начинается стройка, эксперты приходят на место с экземпляромутвержденных чертежей и проверяют соответствие им возводимого объекта, а такжесоответствие материалов, из которых он строится, заявленным. Если бы у нас быланалажена такая экспертиза строительных проектов, думаю, Трансвааль-парк, скореевсего, не рухнул бы.
А теперь омеждународном контексте, в котором развивается ныне Россия. С окончанием«холодной войны» произошел отход от двухполярной системы и начатосоздание многополярного мироустройства. Быстро развиваются Китай, Индия,обладающие огромным людским потенциалом. Эти две страны по общему объему ВВП в2006 году обогнали Соединенные Штаты. Учитывая, что экономический рост в Китаеи Индии в 2,5 раза превосходит этот показатель в США, становится очевидно, чтоименно эти две страны обеспечивают наибольший вклад в рост мировой экономики.Доля Европейского Союза в мировом ВВП в 2006 году тоже превзошла долю США [5].Превращаются в постиндустриальные страны Бразилия, Аргентина. Перспективенинтеграционный процесс в Латинской Америке. Однако существуют субъективныепрепятствия для становления многополярного мироустройства. Это политикаСоединенных Штатов. В нынешних условиях это самая развитая в экономическомотношении, самая сильная в военном и самая передовая в научно-технологическомплане страна мира. На этом фоне усилилось влияние тех, кто пытается сохранитьгегемонистские позиции за Соединенными Штатами и на период складывания многополярногомироустройства.
III.Пути устранения диспропорций
Главная проблема — человеческий капитал и сферы, его обеспечивающие: образование, здравоохранение,ЖКХ. Эти реформы сами по себе не существуют, они существуют как способ умножитьнаселение — в количественном и качественном смысле.
Ведь, если подуматьсерьезно, надо вообще определиться: мы смирились с тем, что население нашейстраны уменьшается ежегодно на несколько сотен тысяч человек. Происходитфактическая и притом прогрессирующая депопуляция России. Если не смирились, токонечная цель государственной политики, в том числе и экономической, должнабыть направлена на преодоление этого процесса.
За последние годы вРоссии был совершен ряд шагов, направленный на сглаживание диспропорций: созданыс финансированием из бюджета инвестиционный фонд, венчурный фонд, особыеэкономические зоны, планируется образование государственной корпорацииразвития, которая будет специализироваться на финансировании долгосрочныхинвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации. Вместе с темпроявляется — и на это не следует закрывать глаза — незначительный масштабиспользования созданных инструментов для инновационной активности. В России,например, создаются всего четыре технико-внедренческие зоны. В Китае — длясравнения — 57 зон такого профиля.
ДляРоссии существуют два варианта экономического роста. Первый связан сориентацией на внешний рынок сырьевых ресурсов как наиболее устойчивый,надежный и доступный для нашей промышленности. В этом случае внутренниеинвестиции будут направляться на добычу сырья и в непроизводственную сферу, аосновные производственные инвестиции — за границу. При этом спрос будетформироваться развитыми странами, которые хотят покупать сырье подешевле. Заграницей будут формироваться и факторы производства — труд и капитал. Наиболеезаинтересованными в таком типе роста будут отрасли топливно-энергетическогокомплекса и добывающей промышленности.
Второй вариант связан соживлением внутреннего рынка. Однако это потребует реорганизации производства,роста эффективности на отдельных предприятиях. Через межотраслевые связипроцесс технологического роста будет воспроизводиться. Главным условиемвыздоровления является снижение неэффективных издержек в экономике.Инновационный путь развития становится для России остро необходимым и в связи стяжелой демографической ситуацией. Она приводит к сокращению предложениятрудовых ресурсов, а это может преодолеваться лишь за счет интенсификациитруда, повышения его производительности, что невозможно безтехнико-технологического прогресса.
Безусловнымприоритетом, увязанным с реформированием естественных монополий, а также среформой ЖКХ, будет программа снижения энергоемкости производства и повышенияэффективности использования энергоресурсов во всех секторах экономики.
Попытки преодоленияубыточности за счет повышения цен не приносят успеха. Вслед за повышением ценна топливо следует повышение энерготарифов, что вызывает рост железнодорожных ижилищно-коммунальных тарифов. Последнее необходимо требует повсеместногоповышения заработной платы и социальных пособий. Таким образом возникаетмультипликативный общий рост цен, который вновь приводит секторжизнеобеспечения к исходной ситуации убыточности. Так, в Новосибирске в 2000 г. тарифы на жилищно-коммунальные услуги были увеличены в 2,2 раза. Жильцы стали оплачивать 50%стоимости этих услуг. Однако уже через год к октябрю 2001 г. в результате повышения энерготарифов доля населения в оплате жилищно-коммунальных услугсоставила всего 28%, и вновь возникла необходимость повышения жилищных тарифовкак минимум в 2 раза.
Свои особенности имеетхозяйственная политика в депрессивных регионах (комплекс мероприятий,направленных на стимулирование их промышленного развития, можно разделить наметоды общего характера и методы финансового характера), а также в «промежуточных»районах. Таким образом, наряду с методами управления экономикой в условияхнеопределенности внешней среды существует немало подходов для принятияуправленческих решений, в основе которых лежит учет многообразия региональныхдиспропорций. В совокупности эти методы и составят блок в структуреуправленческой системы, основанный на учете воспроизводственных диспропорций.
Представляет интересопыт развитых стран по решению проблемы смягчения территориального неравенства(региональных диспропорций). Государство активно вмешивается в вопросы,связанные с форсированным освоением новых районов. В послевоенный периодядром программ их развития, принятых правительствами США, Канады, Австралии,Швеции, Норвегии, Дании, стало создание инфраструктуры, в первую очередьтранспортной, где значение государственной помощи особенно велико в связи свысокой капиталоемкостью и низкой прибыльностью проектов.
Современноегосударство располагает целым набором экономических инструментов, способныхсдержать «перегрев» экономики или придать ускоряющие импульсы на фазедепрессии, стимулировать структутрную перестройку экономики. В этих целях гибкоиспользуется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль(на добавленную стоимость), государство стимулирует (или, наоборот, сдерживает)деловую активность в определенных сферах деятельности. А используя системульгот, можно осуществлять целенаправленное воздействие на конкретные группыпредприятий.
Втех же целях используется кредитная политика — понижая или повышая учетнуюставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала илисводить их на нет.
Большой вклад вразвитие производства и сглаживание цикличности вносит бюджетная политикагосударства. Так, финансирование за счет бюджета крупных программ развития(например, производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки дляразвития бизнеса в необходимых обществу сферах деятельности. Пример СШАпоказывает, какое влияние на экономику оказала осуществлявшаяся здесь в 60-егоды крупномасштабная программа дорожного строительства, давшая толчок развитиюмногих связанных с этим отраслей, — автомобилестроению, металлургии, машиностроению(с полным основанием и законной гордостью американцы изображают на рекламныхплакатах дороги с катящимся по ним долларом — как символ высокой прибыльности иэкономического прогресса[14]).
В России наблюдаетсясильная диспропорция в развитии регионов. В настоящее время доходыаккумулируются в федеральном бюджете, а затем раздаются регионам. Но такойподход не стимулирует тех, кто развивает на своей территории налогооблагаемуюбазу за счет создания новых производств.
Невозможно говорить обукреплении муниципальных органов власти, что безусловно правильно вдемократическом обществе, а бюджетную систему устроить так, что она непозволяет им зарабатывать средства, необходимые для реализации переданных имполномочий. Это лишает муниципальные власти инициативы, в том числе и попривлечению частных инвестиций. Муниципальные власти должны просить деньги урегиональных властей, те — у федеральных. Порочен психологический остов такойсистемы: она ориентирует на умение просить, а не на умение зарабатывать [14].
К северным регионам,где добывается большая часть российской нефти и газа нужен особый подход.«Здесь суровые климатические условия, поэтому людей нужно стимулировать. Впоследние годы компании передают жилье и объекты социальной инфраструктуры набаланс муниципалитетов, а у тех зачастую нет средств для поддержания этогохозяйства в должном виде. В результате уровень жизни в том же Ханты-Мансийскомавтономном округе (ХМАО) не отвечает всем современным требованиям. Очевидно,что в региональный бюджет должно попадать больше денег от налогов нанедропользование.
При этом дляфедерального бюджета это будут не потерянные средства – они вернутся сприбылью, когда Минприроды выставит на аукцион обнаруженные ресурсы полезныхископаемых, — отметил директор Института национальной энергетики.
Диспропорции в развитиитерриторий можно преодолеть за счет особого внимания к уральским, сибирским идальневосточным территориям. Сейчас у компаний нет стимулов кгеологоразведочным работам. А государство на этом давно и упорно экономит.
К организациигеологоразведки нужно подключать сами регионы, для чего требуется, в том числе,смена политики в недропользовании, создание стимулирующей фискальной политики.
Отмечается росттретичного сектора хозяйства, ориентированного на потребности конкретногочеловека, розничного покупателя. Ведь советская экономика имела огромный флюс — избыточное развитие промежуточных отраслей либо конечных производствнепотребительского назначения, прежде всего военной продукции. Этот перекоссейчас в значительной степени ликвидирован, и дорога развитию потребительскихотраслей хозяйства открыта.
Законотворческаядеятельность государства является важнейшим инструментом измененияинституциональной (в т. ч. правовой среды) хозяйственной деятельности.
Заключение
Подытоживая изложенное,подчеркнем, что непродуктивность российской экономики проявляется в убыточностикомплекса ее жизнеобеспечивающих отраслей – топливной промышленности,железнодорожного транспорта, электроэнергетики и ЖКХ. Попытки сделать этиотрасли рентабельными наталкиваются на отсутствие равновесных ценинституциональные проблемы (последние, правда, медленно государство пытаетсярешать, например, стимулируя развитее ТСЖ [1]), что требует их перманентногоповышения, вызывающего мультипликативный рост издержек во всей экономике.Вместе с тем ликвидировать убыточные отрасли, как того требует рынок,невозможно в силу их жизненной необходимости.
На наш взгляд, вструктуре общей системы управления необходимо выделить блок управленческихрешений, принимаемых на основе выявленных диспропорций в общественномвоспроизводстве, причем не исключено, что этот блок станет ключевым.
Конечно,воспроизведение старой системы управления экономикой неуместно и просто вредно- субъект управления стал совсем иным. Но система регулирования нужна.Например, выстроенная вокруг индикативного планирования развития экономики сопределением в нем места и роли крупнейших корпораций [7]. Это не командованиекорпорациями, а их ориентация в отношении национальных целей и возможностиучаствовать в их решении. Горизонт индикативного плана должен быть, по моемумнению, не менее десяти лет.
Разумная политикагосударства должна состоять в том, чтобы дать возможность каждому человеку,желающему работать, не только зарабатывать на достойную жизнь, но и гордитьсясвоей сопричастностью к решению задач, стоящих перед страной.
Диспропорцииэкономические могут быть результатом проводимой в обществесоциально-экономической политики, быть следствием стихийных бедствий,неурожаев, возникать в связи с недостатком определенных ресурсов и т.д.
Списокисточников
1. Федеральныйзакон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированиюжилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями от 13 мая, 22 июля, 1, 30декабря 2008 г.).
2.Бессонов B.А. Об эволюции ценовых пропорций в процессе российских экономическихреформ // Экономический журнал ВШЭ. 1999. Т. 3. № 1.
3.Яременко Ю.В. Приоритеты структурной политики и опыт реформ. Избр. труды в трехкнигах. Кн. 3. М.: Наука, 1999.
4.Смирнов А.Д. Лекции по макроэкономическому моделированию. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
5.Белоусов А. Некуда бежать // Эксперт. 2001. № 36.
6.Гранберг А.Г. Математические модели социалистической экономики. М.: Экономика,1978.
7.Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. М.: ЦЭМИ РАНи РЭШ. 1999. http:// www.cemi.rssi.ru.
8.Отчет за 2000 г. Министерства экономического развития и торговли РоссийскойФедерации. www.economy.gov.ru/god2000.html.
9.Ясин Е.Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня. 2-яМеждународная научная конференция “Модернизация экономики России”. Москва, 3-5апреля 2001 г. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
10.Белоусов А.Р. Этапы становления российской модели воспроизводства // Проблемыпрогнозирования. 2001. № 2.
11.Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мироваяэкономика и международные отношения. 2000. № 3.
12.Волконский В.А., Кузовкин А.И. Цены на топливо и энергию. Инвестиции. Бюджет //Экономика и математические методы. 2001. том 37. № 2.
13.Астахов А.С. Опыт и уроки реструктуризации угольной отрасли России //Экономическая наука современной России. 2001. № 1.
14.Оболенский В.П. Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях:проблемы конкурентоспособности // Проблемы прогнозирования. 2001. № 4.
15.Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост – 9Д, ФОРУМ, 2001.
16.Теплая встреча зимы // Российская газета. 26 октября 2001.
17.Феномен новых бедных // Российская газета. 27 октября 2001.
18.Сальников В.А. Финансовые ресурсы отраслей промышленности: формирование,использование, межотраслевое перераспределение // Проблемы прогнозирования.2000. № 3.
19.Да здравствует коммунальная революция! // Российская газета. 22 августа 2001.
20.Обзор экономической политики в России за 2000 год // Бюро экономическогоанализа. М.: ТЕИС, 2001.
21.Налоговый раздел нефтяного пирога. Интервью с советником министра энергетики Е.Рыбиным // Российская газета. 26 июля 2001.
22.Российская экономика в 2000 г. Тенденции и перспективы. М.: Институт экономикипереходного периода, 2001. www.iet.ru.