РоссийскийЭкономический Университет им. Г.В. Плеханова
/>/>/>/>/>/>/>/>InternationalBusiness School
/>/>/>/>/>/>/>/>
Эссе:ДжонКеннет Гелбрейт
Выполнил:Воробьев Андрей
НаучныйРуководитель: М.А. Аверченко
Штаер-2011
Оглавление
Биография
Расхожее Мнение
Эффект Зависимости
Теория Фирмы
Теория Социального Баланса
Критика
Заключение
Библиография
Биография
Джон КеннетГелбрейт (1908-2006гг.) родился в Канаде и прошел обучение в университетахТоронто и Калифорнии. В списке занимаемых им должностей есть пост главногоэкономиста в Бюро Американской Федерации Фермеров, высшие позиции вправительстве США во время Второй Мировой Войны, членство в совете редакторовжурнала «Fortune», работа послом в Индии во времяправления Кеннеди, пост профессора экономики в Гарварде и председателя партии«Американцы за демократию». Он также являлся романистом и экспертом подальневосточному искусству. Был советником президента Билла Клинтона. С 27 декабря 1988 г.иностранный член РАН поОтделению проблем мировой экономики и международных отношений. В 1993 г.награждён золотой медалью им.М. В. Ломоносова за выдающиеся достижения в областиэкономических и социальных наук. Дважды кавалер Президентской медали Свободы: в1946 г. вручена президентом США Г.Трумэном, и в 2000 г. врученапрезидентом США Клинтоном. В целом, основные роботы Джона Гелбрейта состоят изатак на неоклассическую экономическую мысль и анализа современного капитализма.Почти все характеристики институционального учения применимы к основным егоработам.
Расхожее мнение
Гелбрейт –критик неоклассического «расхожего мнения»: ряда идей, знакомых всем, широкопринятых, но более не уместных. Его эволюционный подход исследует изменяющиесяусловия и проверяет необходимость перестроения наших идеей для соответствия новымситуациям. В высказывании, сходном с тем, что произнес Веблен, Гелбрейт сказал:«Идеи от природы консервативны. Они уступают не атакам других идей, а массивнымнападениям обстоятельств, с которыми они не в силах спорить». Он торопитсяотметить, что его атака направлена на расхожее мнение, а не на тех, ктоизначально объяснял некие идеи.
Как же этиустаревшие неоклассические идеи сумели выжить? Гелбрейт отвечает следующимобразом: «Неоклассическая система многим обязана традициям – онанеправдоподобна, как описание некогда существовавшего общества. К тому же, этодоступная доктрина. Приходят студенты; их надо учить, — существуетнеоклассическая модель. В дополнение, у нее есть еще одна сильная сторона. Онаподвержена постоянной теоретической обработке. С увеличивающейся сложностьюпоявляется впечатление, что скрупулезность и точность возрастают. И сразвеянной неясностью приходит впечатление понимания».
Внутри полнойтеории современного капитализма Гелбрейта можно найти несколько определенныхтеорий, ставящих под вопрос ортодоксальную экономику. Две теории, имеющиеособое значение — это его понятие «эффекта зависимости» и теория поведенияфирмы.
Эффект Зависимости
СогласноГелбрейту, во главе современного капитализма стоят крупные предприятия,характеризуемые изобилием надуманных потребностей и являющиеся продуктомкорпоративного планирования и массовой рекламы: В то время, как обществостановится все более богатым, нужды создаются тем же процессом, который их удовлетворяет.Следовательно, нужды зависят от производительности. Говоря техническимитерминами, невозможно более предполагать, что благосостояние выше на болеевысоком уровне производства, чем на более низком. Более высокий уровеньпроизводства всего лишь провоцирует большее количество появившихся нужд, дляудовлетворения которых требуется больше ресурсов. Часто важно принимать вовнимание, каким образом нужды зависят от процесса их удовлетворения.Убедительно будет назвать это Эффектом Зависимости.
Здесь, помоему мнению, будет уместно включить определения понятий, о которых пойдетречь.
1. Эмуляция –желание не отстать, или находиться во главе группы сверстников, происходящее измотивации, косвенно созданной производством. Любая попытка увеличитьпроизводство для насыщения нужды приведет к подъему общего уровня потребления,что автоматически увеличит нужду.
2. Реклама – прямоевоздействие рекламы и умения продавать создает новые нужды, прежде не присущиепотребителю. Каждый бизнес студент в наши дни видит маркетинг таким жефундаментальным элементом бизнеса, как и производство. Любая нужда, котораяможет быть сформирована рекламой, скорее всего не ощущалась бы так остро приотсутствии этой рекламы – реклама не способна убедить человека в том, что онголоден или же не голоден.
Непотребители являются суверенами в современной индустриальной системе, ногигантские фирмы, которые производят рыночные блага и услуги. В «обратнойпоследовательности» Гелбрейта производители решают, что должно быть создано, азатем формируют вкусы потребителей таким образом, что те покупают данныйпродукт. Ортодоксальная экономика поддерживает инициативу потребителей,покупающих рыночные товары и услуги в ответ на личные желания и нужды.Неоклассические теории потребительского выбора принимают желания как данность.Чтобы сказать, что покупатели максимизируют свою выгоду, утверждает Гилбрейт,нужно уделить внимание вопросу формулировки потребителями тех нужд, которыестоят для них на первом месте. А также, если нужды должны быть созданы путемрекламы, насколько они могут быть срочными? В продолжение, неоклассическаятеория потребительского спроса с упором на покупательскую независимостьпредполагает, что рынок диктует оптимальное сочетание производительности ираспределения ресурсов. Эта точка зрения, по словам Гилбрейта, наделена малымсмыслом: «Невозможно оправдать производство как средство для удовлетворения нужд,если оно эти нужды создает».
Теорияпотребительского спроса Гелбрейта имеет важное политическое применение:произойдет недостаточное распределение ресурсов относительно общественных благ.Он называет это обстоятельство «социальным дисбалансом». Создание искусственныхнужд посредством рекламы и склонности к эмуляции смещает ресурсы в сторонучастного сектора, удаляя их от общественных благ, изначально имеющих большуюценность. Новые автомобили считаются важнее, чем новые дороги; пылесосы в домахнужны больше, чем уборщики улиц. Алкоголь, комиксы, зубные щетки в сумместановятся важнее школ, судов и муниципальных бассейнов. Один из путей сгладитьэтот дисбаланс, по словам Гилбрейта, лежит в установлении налога на продажипотребительских товаров и услуг, в то же время облегчая доступ к общественномусектору.
ТеорияФирмы
Неоклассическаятеория фирмы гласит, что корпоративное поведение и КПД могут быть лучше понятыесли предположить, что деятельность фирмы направлена на получение максимальнойприбыли. Следуя этому учению, такая ситуация возможна в рыночном секторе, гдевладельцы маленьких фирм активно управляют своими предприятиями, однако она необъясняет гораздо более важный плановый сектор – в пределах 2000 крупнейшихфирм, дающих более половины объема общественного производства. В плановомсекторе право собственности и контроль разъединены. Владельцы гигантских фирм –это миллионы акционеров, не имеющих реального контроля над операциями компании.Вместо этого, управление осуществляется техноструктурой – профессиональнойэлитой руководства, менеджеров, инженеров, ученых, планировщиков продукта,исследователей рынка, персоналом маркетинга и так далее.
Недовольныйакционер, которого не устраивает деятельность конкретной фирмы, не имеетвозможности уволить менеджмент. Стандартная линия поведения в этом случае –продать акции данной компании, и купить акции другой. По мнению Гелбрейта,наивно полагать, что техноструктура имеет целью добиться максимальной отдачидля миллионов анонимных держателей акций. Она преследует гораздо более сложныецели, которые он разделил на защитные и утвердительные.
Главнаязащитная цель фирмы – выживание, что может быть перефразировано в необходимостьполучать прибыль, достаточную, чтобы сохранять большинство акционеровсравнительно счастливыми и иметь необходимую для инвестиций и ростанераспределенную прибыль. Один из способов достичь этот меньше чем максимальныйуровень прибыли – это установка цены вне границ конкуренции. Это действие можетпринять форму прямого фиксирования цены или неформального укрепления ценывнутри индустрии. Целью фиксирования цены не является ограничениепроизводительности или максимизация совместной прибыли, как предполагает неоклассическаямодель. Напротив, цель в том, чтобы конкуренты зарабатывали удовлетворительнуюприбыль, тем самым позволяя им достичь из защитных задач и преследовать ихутвердительные цели.
Основнаяутвердительная цель фирмы – корпоративный рост. Увеличение производительности,продаж и доходов создают большую стабильность персонала и финансовую отдачу длятехноструктуры. В ортодоксальной теории фирмы, фирмы в условиях олигополииограничивают свое производство с целью подстегнуть свои цены и увеличить прибыль:«Ничто так не приемлется неоклассической теорией, как то, что при монополиицена выше, а производство меньше, чем идеальное для социума. Общество – жертва.Вследствие этой эксплуатации, олигополия ослабляется». В теории Гелбрейта,участники олигополии фиксируют цены на низком уровне, позволяющем получатьминимальную прибыль и увеличивать общий объем производства и продаж. Огромныерекламные издержки, кампании, позволяющие получить долю рынка, нерентабельныеслияния между конкурентными и неконкурентными фирмами, и т.д., все преисполненосмыслом, если цель — рост. Гелбрейт говорил: «Неоклассическая модель описываетболезнь, которой не существует (высокие цены и ограниченное производство приолигополии), так как она предполагает цели, которые не преследуются (максимизацияприбыли)».
Должно лиобщество в таком случае придерживаться политики невмешательства в надежде нато, что экономика сама создаст социальные блага? Джон Гелбрейт звучно отвечает:«Нет». В предисловии к его книге «Экономика и Общественная Цель» он написал: «Вэтой книге нет заключения яснее этого: предоставленные сами себе, экономическиесилы не работают во благо лучшего кроме, возможно, силы».
Хотяэксплуатация потребителей не является проблемой современного капитализма, естьдругие нешуточные сложности, которые возникают из осуществления власти системойпланирования. Общественность, через правительство, должна вырвать контроль надсектором планирования экономики у техноструктуры, чтобы удостовериться в егослужении общественной цели. Этот контроль должен принимать различные формы.Например, постоянная общественная стоимость и агентство зарплат должныконтролировать цены на товары крупнейших фирм в экономике и быть уверенными,что доход от заработной платы в главных коллективных договорах не превышаетрост национальной производительности. Необходимо утвердить орган власти пообщественному планированию для объединения с крупнейшими корпорациями исоюзами, чтобы планировать и координировать экономическую деятельность. Этоторган планирования будет также обязан координировать экономическоесотрудничество с другими индустриальными державами.
Наряду сэтими реформами, Гелбрейт призвал к государственному перераспределению прибыличерез общественный контроль за зарплатой, прогрессивное налогообложение, увеличениеминимального возраста для найма и отрицательный план подоходного налога. Фирмыв секторе рынка должны быть стимулированы к слиянию, чтобы они моглиэффективнее конкурировать с фирмами в секторе планирования. Как Веблен и Митчелдо него, Гелбрейт видит необходимость в мощном расширении роли правительства всовременной экономике.
гелбрейт потребитель зависимость массовый
ТеорияСоциального Баланса
Заключительнаяпроблема богатого общества – это баланс благ, которые оно производит. Частныетовары: телевизоры, машины, сигареты, наркотики и алкоголь производятся вчрезмерных количествах. Общественные блага: образование, медицина, полиция,парковки, общественный транспорт и вывоз мусора – производятся в недостаточномколичестве. Последствия для благосостояния социума могут быть крайне суровыми.Баланс между частным и общественным потреблением я буду в дальнейшем именовать«социальным балансом». Основная причина для дисбаланса довольно прямолинейна.Силы, увеличивающие спрос по мере роста производства (эмуляции и рекламы),всецело действуют в частном секторе. Можно утверждать, что эмуляция в некоторойстепени распространяется и на общественные услуги: новая школа в одном районеможет оказать положительное влияние на соседние области, однако этот эффектсравнительно незначителен.
Такимобразом, частный спрос искусственно завышен, чего нельзя сказать обобщественном спросе, и избиратель-потребитель решает, как разделить свой доходмежду ними: неизбежно выходит, что расходы на общественные нужды представленыкрайне слабо.
Критика
Атака ДжонаГелбрейта на традиционную экономику породила множество возражений. К примеру,критики заметили, что он, кажется, отрицает, что у потребителя есть свободнаяволя, способность определять его собственные интересы и действоватьсоответственно. Ортодоксальные экономисты отвергают эту точку зрения и ееприменение, которое гласит, что некая посторонняя покупателям организация можетлучше определить, в чем их истинный интерес.
Другимпримером может послужить утверждение критиков, что фирма, не способнаямаксимизировать прибыль в долгосрочной перспективе, подвергается опасностистать объектом корпоративного поглощения. Цена акций целевой компании, которыеотражают обесцененный поток ее ожидаемого будущего дохода, будет ниже у фирмы,не стремящейся к максимизации прибыли, чем могла бы быть. Предлагая акционерамцену, которая выше рыночной цены за их акции, фирма-покупатель может получитьконтроль над целевой компанией, заменить менеджеров, поднять прибыль иприбавить капитал к своим первичным накоплениям.
В заключениевышеизложенного, залпы Гелбрейта в экономической ортодоксальности, как и егопредшественника Велбена, можно сказать, заставили неоклассицистов остановить ихмарш, потребовать, чтобы они признали и даже приняли оппозицию. Гелбрейт испытална себе много ответного огня. Тот факт, что он не мог быть простопроигнорирован, является подтверждением силы его интеллекта, остроумия и пера.Однако ортодоксальная экономика не столкнулась с большими потерями иперебежчиками. Для того, чтобы институционализм вновь стал основной движущейсилы экономической мысли, ему необходимо завоевать умы будущего поколенияэкономистов. Наибольшую надежду на это может дать разработка объединенногонабора теорий, держащихся на осторожном интеллектуальном и статистическомисследовании таким образом, чтобы их можно было понять и преподать. Насегодняшний день, как говорят противники институционализма, это условие невыполнено.
Заключение
По моемумнению, не существует экономической теории, способной полноценно отразить всеграни рыночной экономики на разных стадиях ее развития. Это следствие не толькобезграничного количества факторов, которые необходимо учесть в процессеисследования и построения теории, но, в большей степени, непрекращающейсядинамики и развития этой сферы общественной жизни. Ведь основной движущей силойв экономике в конечном итоге остается непредсказуемый и нестабильныйчеловеческий фактор.
В то жевремя, мне импонируют основные аспекты идеи Джона Кеннета Гелбрейта, так какего взгляд на проблему смещения ресурсов в частный сектор и зависимостьпотребителей от средств массовой информации и пропаганды отражает реальноеположение вещей. Достаточно вспомнить период после падения Железного Занавеса,когда в СССР хлынул дикий, необузданный капитализм, к которому ни рынок, нипотребители, по сути, не были готовы. Хотя невозможно утверждать, что до этогомомента на рынке присутствовало все, что было необходимо, но люди вполнесправлялись без Кока-Колы и гамбургеров. Поэтому, я склонен согласиться сутверждением, что производство в некотором роде стимулирует новые нужды, темсамым провоцируя непомерный аппетит в потреблении. Учитывая это, думаю, что дляздорового развития экономики и нации в целом необходимо уделять значительнобольше внимания общественному сектору, причем на всех социальных уровнях.
Библиография
1. http://economistsview.typepad.com/economistsview/2006/04/john_kenneth_ga.html“Economist View”, April 30, 2006
2. http://blog.granneman.com/2010/08/13/a-summary-of-galbraiths-the-affluent-society/ “GRANNEBLOG”, From asummary of John Kenneth Galbraith’s The Affluent Society (Abridge Me: 1 June2010)
3. UnconventionalWisdom: Essays on Economics in Honor of John Kenneth Galbraith, 1989