Реферат
Доходынаселения, источники формирования доходов и динамика доходов в РеспубликеБеларусь: курсовая работа, 32 стр.,1 рис., 1 табл.
Цельработы – проанализировать источники доходов населения иих динамику в Республике Беларусь; выявить проблемы, найти пути их решения
Предмет исследования – рынок труда страны.
Объектом исследования является социальная политика государства.
Методы исследования – анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение,наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логическийметод, метод сочетания логического и исторического.
Исследованияи разработки: результатом написания данной курсовойработы стало классифицирование доходов населения, выявлены источник ихформирования, отражена динамика доходов населения в Республике Беларусь.
Автор работыподтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно иобъективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные излитературных и других источников теоретические, методологические и методическиеположения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение
Любое государство внезависимости от политического строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политикаявляется одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находитсяв сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня исовершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономическойстабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современногоцивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлениисистемы социально-экономических отношений, повышение качества человеческогопотенциала открывает новые перспективы для экономического развития и являетсяважнейшим фактором экономического роста. Доходы играют очень важную роль в жизникаждого человека, потому что являются непосредственным источникомудовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основнойисточник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самыхнеобходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость длягосударства регулировать заработную плату, а для населения искать другиеисточники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкимипо сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этимвозникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой такжеприходится заботиться государству.
Вместе с темулучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения иобразования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темповэкономического роста, повышения эффективности экономики какматериально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Для РеспубликиБеларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты,политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным.Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумеваетвысокие социальные расходы государства на нужды общества.
Цель данной работы – проанализироватьисточники доходов населения и их динамику в Республике Беларусь; выявитьпроблемы, найти пути их решения.
Задачами являются:
1. Выявить источники доходов населения.
2. Охарактеризовать мотивы сбережения населения
3. Отразить и проанализировать динамику доходов населения в РеспубликеБеларусь.
4. Выявить проблемы в политике доходов Республики Беларусь, предложитьпути их решения.
Объект исследования –государственная политика в области распределения доходов населения.
Предмет исследования– рынок труда страны.
Методы исследования – анализ, синтез, индукция, дедукция,аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативныйанализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического.
В работеиспользовались различные источники информации. Среди книжных источников следуетвыделить учебник Бондаря А.В., где весьма полно изучается политика вобласти распределения доходов. Среди официальных документов можно выделитьдоклад о социально-экономическом развития Республики Беларусь, где можнопроследить тенденции и перспективы в области распределения доходов. В сети Internet использовалисьматериалы официальных сайтов исполкомов, а также данные Министерства труда исоциальной защиты. Для получения статистики использовался сборник Белстата«Беларусь в цифрах 2009».
1. Денежныедоходы населения
Уровеньи качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения,поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно.Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется всоответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда,земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределениеназывается первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, илипервичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата,предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентныхусловий.
Предельнаяпроизводительность не является единственным критерием распределения вэкономике, поскольку оставляет «за бортом» тех индивидов, которые не владеют ниодним из факторов производства, в силу чего не могут получать факторных доходов(в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальныетрансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразныхвыплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являютсярезультатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределенияфункциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависятот проводимой государством социальной политики.
Источникамидоходов может также быть прибыль от личного подсобного хозяйства, участия втеневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и др.Отсюда вытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно большефакторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько источников.
Итак,доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме, получаемыедомохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы –это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другойпродукции в натуральной форме.
Денежные доходы населения– это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенныйпромежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целяхличного потребления. В целом денежная форма доходов распространена больше, чемнатуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходоввыше, чем у богатых. [3, с. 286]
Дляоценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого иреального доходов.
Номинальный доход –это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход –это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е.средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.
Реальный доход –это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемогодохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налоговна доходы и цен на потребительские товары. Реальные доходы населенияопределяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, которыйрассчитывается за каждый месяц и за год в целом:
РД= (НД – НП)/I (1.1)
гдеРД –реальные доходы, р.;
НД –номинальные доходы, р.;
НП – налогии обязательные платежи, р.;
I –индекс потребительских цен.
Иногдареальные доходы населения определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующийизменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту жесумму в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методикепредполагает, что качество товаров и соотношение цен внутри той или иной ихгруппы не изменяется, отсутствует дефицит товаров и государственноерегулирование цен. Если эти условия соблюдены, покупательная способностьденежной единицы определяется физическим объемом товаров, которые можно купитьна сумму среднедушевого дохода. Полученный результат достаточно точнохарактеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемыйпериод.
Взависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы подразделяются наполучаемые:
1)до участия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного возраста);
2)от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;
3)временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.);
4)после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).
Сюридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными).Ко вторым относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядкедеятельности; укрываемые от налогообложения или имеющие криминальноепроисхождение и т.п.
Вседоходы населения можно подразделить на две большие группы: заработная плата инеденежные доходы.
Заработная плата, или ставка заработной платы, – это цена,выплачиваемая за использование труда. Термин «труд» часто применяется экономистамив широком смысле, т.е. включает в себя оплату труда:
– рабочих и служащих самых разных профессий;
– разнопрофильных специалистов – юристов, врачей,стоматологов, преподавателей и т.д.
– владельцевмелких предприятий – парикмахеров, водопроводчиков, мастеров по ремонтутелевизоров и множество различных торговцев, предоставляющих услуги в процессехозяйственной деятельности. [7, с. 163]
Хотя на практике заработная плата может принимать различную формупремий, гонораров, комиссионных вознаграждений, месячных окладов, мы обозначимвсе это одним термином «заработная плата», который будет означать ставкизаработной платы в единицу времени – за час, день и т.д. Такое обозначениеимеет определенные преимущество, потому что напоминает о том, что ставка заработнойплаты – это цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда.
Необходимо также различать денежную, или номинальную, и реальнуюзаработную плату. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученнаяработником за определённый промежуток времени (час, день, неделю и т.д.). Располагаемаязаработная плата – это сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога иобязательных отчислений в ФСЗН. Реальная заработная плата – это количествотоваров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальнаязаработная плата – это покупательная способность номинальной заработной платы.Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платыи цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы впроцентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения вуровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так,повышение номинальной заработной платы на 9% при росте уровня цен на 5% даетприрост реальной заработной платы на 4%. Отметим также, что номинальная иреальная заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. Кпримеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработнаяплата в то же самое время – уменьшиться, если цены на товары растут быстрее,чем номинальная заработная плата.
Заработнаяплата выполняет насколько функций, самые главные из них – воспроизводственная,стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.
Воспроизводственнаяфункциясостоит в определении такого абсолютного размера заработной платы, которыйпозволяет осуществить нормальное воспроизводство рабочей силы. Поэтому этафункция выполняет определяющую роль по отношению к другим. Это стало особенноактуально в конце 90-х годов, когда все вопросы, касающиеся оплаты трудасводятся к возможностям обеспечения достойного уровня жизни. В случае, когдазаработная плата по основному месту работы не обеспечивает работнику и егосемье нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков.А они не всегда вызывают позитивные последствия. Дополнительная работа приводитк истощению трудового потенциала, снижению профессионализма, ухудшению трудовойи производственной дисциплины.
Статуснаяфункциязаработной платы предполагает соответствие статуса, определяемого размеромзаработной платы, трудовому статусу работника. Трудовой статус – это местоработника по отношению к другим работникам. Поэтому размер вознаграждения затруд является одним из главных показателей этого статуса, а его соответствие струдовыми усилиями работника позволяет судить о справедливости размера егозаработной платы. Статусная функция важна, прежде всего, для самих работников сточки зрения их притязаний на заработную плату и для своей реализации требуетматериальной базы.
Стимулирующаяфункциязаработной платы предполагает побуждение работника к трудовой активности, кмаксимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служитустановление размера вознаграждения за труд в зависимости от достигнутых работникомрезультатов. Если же заработная плата не будет зависеть от личных усилийработника, то это приведёт к ослаблению стимулирующей функции и, следовательно,к снижению инициативы и трудовой активности. Реализация этой функцииосуществляется руководством фирмы посредством различных систем оплаты труда.
Регулирующаяфункция заработной платы воздействует на соотношение спроса и предложения рабочей силы, наформирование персонала и степень его занятости. Эта функция выступает балансоммежду работниками и работодателем. Основа реализации функции – дифференциация воплате труда по группам работников.
Производственно-долеваяфункция заработной платы определяет меру участия живого труда в образовании цены товара,его долю в совокупных издержках производства и издержках на рабочую силу. Этадоля позволяет установить величину стоимости рабочей силы, её конкурентноспособность на рынке труда. Эта функция важна не только для работодателя, но идля работника. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие предполагаюттесную связь заработной платы и фонда оплаты труда, личного вклада работника.
Основнымиисточниками безденежных доходов населения являются общественные фондыпотребления и личные подсобные хозяйства.
Общественныефонды потребления представляют собой разновидность коллективной формы потребления иобразуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживаниянаселения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы,колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатногопредставления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления длявсех слоёв населения.
Общественныефонды потребления отличаются от распределения доходов через оплату труда исобственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, необразуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти благаостаются объектами общественной собственности, используются совместно,увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения. [7, с. 179]
В средствахфондов денежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, анемного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставлениенаселению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованиюподрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья. Аналогичныевиды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для муниципальныхучреждений здравоохранения, просвещения, культуры. Разнообразие безденежныхвариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов. Самымираспространёнными из них – бесплатный проезд для пенсионеров и других группнаселения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмахпредоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительныхлагерях, на проезд в общественном транспорте.
Неформальный секторэкономики оказывает заметное влияние на социально-экономическую ситуацию вцелом, уровень жизни населения, состояние рынка труда. Неформальный сектор –это фактически самостоятельный сегмент рынка труда со значительным числомзанятых, определёнными сферами деятельности.
Границы между понятиямитеневой экономики и неформального её сектора достаточно условны.
Неформальныйсектор экономики рассматривается Международной организацией труда как совокупностьочень мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары иуслуги. Они состоят в основном из независимых, самостоятельно занятыхпроизводителей. Некоторые из них используют также труд членов своей семьи,нескольких наёмных работников. При этом хозяйственные единицы являютсяпредприятиями домашних хозяйств.
Теневая экономика – более широкое понятие.В неё включают всю экономическую деятельность, которая не регистрируетсяофициальной статистикой и не облагается налогами, то есть неформальный сектор инелегальные виды деятельности.
Предполагается, что предприятия «теневойэкономики» крупнее предприятий неформального сектора и не являютсяпредприятиями домашних хозяйств.
Итак, к неформальному сектору относится незарегистрированная экономическая деятельность, осуществляемая гражданами,самостоятельно или в рамках мелких производственных единиц за собственный счётили с использованием средств труда предприятий формального сектора.
В сумму неучтённых доходов наряду с доходами отнеформальной занятости входят и скрытая оплата труда в формальном секторе,доходы от «теневых» сделок, определить которые не представляется возможным. Посамым общим расчётам, на долю собственно неформального сектора приходится околотрёх четвертей всех неучтённых доходов населения.
Наиболее типичными видами неформальнойдеятельности являются: уличная торговля; услуги населению по строительству,ремонту, пошиву; частные услуги – уборка, приготовление пищи; репетиторство,частные уроки; а также брокерство и посредническая деятельность. Все эти видыдеятельности в большинстве случаев осуществляются без патентов, контрактов, недекларируются в налоговой инспекции.
Для большинства людей доходы от неформальнойзанятости являются вторичными. Прежде всего, это касается тех, кто работаетнеполную рабочую неделю или находится в административных отпусках; тех, ктозанят в отраслях с низким уровнем оплаты труда.
Можно предположить, что значительная часть людей,которые учитываются, как экономически неактивное население, на самом делезанята в неформальном секторе. Это вызвано либо сознательным переходом внеформальный сектор в поисках более высоких доходов, либо невозможностью найтиработу в формальном секторе.
В наибольшей степени в неформальный секторвовлечена молодёжь и в целом учащиеся. Имеющие дополнительный доход лицастарших возрастов, особенно пенсионеры, как правило, получают его отнеформальной занятости. Люди с высоким уровнем образования реже других имеютдополнительные доходы в неформальном секторе.
В неформальный сектор вовлечено значительнобольше людей с высокими доходами, чем с низкими. Но это свидетельствует не овысоком уровне доходов в данном секторе, а о более высоких доходах лиц, вообщеимеющих дополнительные заработки.
Встранах с развитой рыночной экономикой источником информации о доходахнаселения являются выборочные обследования домохозяйств; данные декларацийфизических лиц о их доходах, подаваемых в налоговые органы; показатели оплатытруда и расходов на конечное потребление домохозяйств в Системе Национальныхсчетов (СНС). В Республике Беларусь изучается доходы с опорой на Балансденежных доходов и расходов населения и выборочные обследования около 6 тыс. домохозяйств. [3, с. 289]
Процессреформирования белорусской экономики охарактеризуют существенные колебания реальныхдоходов населения в разные годы. В первой половине 90-х гг. XX в. онинеуклонно снижались, и в 1995 г. их уровень составил только 62% отпоказателей 1990 г. Начиная с 1996 г. падение доходов былоприостановлено, а затем начался их рост. Эта тенденция особенно ярко проявляетсяначиная с 2000 г. Рост реального ВВП, затухание инфляционных процессов,форсирование темпов роста заработной платы с целью достижения ее уровня в 100дол. США обусловили повышение реальных денежных доходов населения, которые, согласноБалансу доходов и расходов, устойчиво превышают уровень 1990 г.
Такимобразом, доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме,получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму.Когда мы говорим о денежных доходах, то следует учитывать их покупательнуюспособность, т.е. различать номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы –определенная денежная сумма с налогами и т.д., а реальные доходы – это сумма,которую можно обменять на товары и услуги./>2. Мотивыобразования сбережений населения
Органыгосударственной власти для стимулирования сбережений используют следующиеметоды и формы:
ü Совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизациии использования амортизационных отчислений;
ü Установление специальных налоговых режимов, которые не носятиндивидуального характера;
ü Защита интересов инвесторов;
ü Предоставление инвесторам льготных условий пользования землей идругими природными ресурсами
ü Расширение использования средств населения и иных источниковфинансирования;
ü Создание сети информационных центров, для регулярного проведениярейтингов и публикаций рейтинговых оценок субъектов инвестиционнойдеятельности;
ü Создание благоприятной налоговой базы;
ü Развитие финансовых рынков в стране.
Государствовыступает экономическим субъектом, участвующим в накоплении денежного капитала.Государство занимает достаточно большую долю в общем объеме накопленияденежного капитала. Она зависит от развития не только самих сбереженийгосударства, но и от размера сбережений населения и предприятий. Проводимаяполитика по стимулированию сбережений приводила как к увеличению совокупныхсбережений, так и перераспределению доли сбережений между основными экономическимисубъектами в пользу населения и уменьшения доли государства. Основнымифакторами, определяющими накопление денежного капитала государства, являютсяхарактерные и для других субъектов факторы, такие как рост доходов, снижениерасходов, структура доходов и расходов, которые непосредственно влияют наразмеры денежного накопления. Важнейшим же фактором, в большей степенихарактерным для государства выступает несовпадение во времени получения доходови расходов. Именно этот фактор позволяет государству накапливать денежныйкапитал, несмотря на дефицит государственного бюджета. Поэтому, говоря онакоплении капитала государством, стоит отметить, что это, как правило,краткосрочный капитал, готовый быть предоставленным в виде краткосрочныхкредитов и займов. [14, с. 23]
В структурефинансовых активов государства можно выделить две особенности: во-первых, ихотносительно стабильное распределение по видам вложений в течение всегопослевоенного времени (исключая 1950 год) и, во-вторых, большую концентрациюэтих вложений в 2 статьях – вкладах в кредитной системе и требования квнутренним секторам экономики. Большую долю в активах государства занимаютвклады в банках, на долю которых приходится свыше 50% всех активов. В целом,говоря о накоплении денежного капитала государством, стоит отметить, что ононепосредственно связано с решением тех основных задач, которые стоят перед ним.В частности, одной из особенностей послевоенного развития ФРГ стало увеличениеучастия государства в накоплении капитала, его доля в совокупном накоплениибыла значительна и составляла 39%. В то же время государство не только самонакапливало денежные средства, но и поощряло участие населения в формировании денежногокапитала. Основной целью данного направления государственной деятельности былосоздание благоприятных условий для активизации процессов накопления реальногокапитала в частном секторе. Для выполнения этой задачи государство, с однойстороны, накапливало значительные суммы денежного капитала, используемого затемв интересах капитала, а с другой – поощряло участие населения в формированииденежного капитала. Таким образом, накопление денежного капитала не являетсясамоцелью в экономической политике государства, а выступает своеобразным этапомв ходе осуществления им главных направлений своей хозяйственной деятельности –политики экономического роста, структурной, и частично социальной политики.Таким образом, рассмотрение источников накопления позволило выявить такиетенденции в их развитии, как преобладание доли свободных денежных средствнаселения, зависимость накопления денежного капитала от таких факторов, какконъюнктура, ставка процента, доходы, а также от ряда дополнительных факторов,определяющих сбережения. Исследование показало, что объемы накопленияформируются под воздействием не только факторов, но и мотивов, которыеопределяют предпочтения экономических субъектов.
Накоплениеденежного капитала подвержено серьезному регулированию, прежде всегогосударственному, так как это помогает ему проводить структурную экономическуюполитику. Анализируются основные инструменты и методы регулирования денежногокапитала, показывается правовая база регулирования, делаются выводы об эффективностигосударственного регулирования.
В современныхусловиях, несмотря на преобладание рыночных рычагов регулирования накопленияденежного капитала, все-таки остается довольно значимым государственноерегулирование. Государство в Германии в полной мере выполняет возложенную нанего функцию по перераспределению и накоплению денежного капитала междуэкономическими субъектами. Необходимость и рамки государственного регулированияденежного капитала определяются, прежде всего, законодательно-правовыми актами,существующими в стране, к которым относятся общие законы, регулирующиебанковскую и кредитную систему в целом, так и специализированных законов,отражающих определенную сторону накопления денежного капитала. К первымотносятся закон о центральном банке, о кредитном деле, о пенсиях по старости,инвалидности, об иностранных пенсиях, о социальном страховании, об акционерныхобществах, об обязательном медицинском страховании, о рынке ценных бумаг и ряддругих. К специальным законам, в частности относятся законы о налогоблагоприятствованияхвкладов, о стимулировании накопления имущества у наемных работников, о выплатепремий по сбережениям на жилищное строительство и ряд других.
К основнымметодам регулирования накопления денежного капитала можно отнести, во-первых,стимулирование вложений в банки посредством предоставления определенных льгот,в том числе и налоговых, выплат премий, гарантирования вкладов, прежде всегосоздания системы страхования вкладов, что помогает расширить доверие вкладчиковк банкам и увеличивает тем самым приток сбережений в банки. Во-вторых, развитиерынка ценных бумаг, благодаря расширению и защите прав инвесторов, доступностьюкорпоративных ценных бумаг для широкого круга населения, в частности, снижениеноминала акций. В-третьих, развитие системы пенсионного страхования – переходот преимущественно распределительной системы к накопительной, и страхования, врезультате снижения доли социального страхования, в частности, уменьшениесоциальных пособий по безработице, больничных листов, что приводит, несомненно,к увеличению договоров страхования жизни, а, следовательно, к притоку долгосрочныхсбережений в страховые компании. Проведение названной системы мероприятийпозволяет государству не только увеличить объем денежного капитала, но искорректировать направление его размещения в те формы, которые на данный моментболее выгодны для экономики, позволяет трансформировать денежный капитал винвестиции для дальнейшего развития ВНП, увеличения доходов и благосостояниянаселения страны.
Былодоказано, что изменение методов регулирования зависит не только от цикличностиэкономики, но и политических, социальных, экономических факторов. Изменениепоследних привело, как было показано в работе, к сокращению роли государства врегулировании накопления денежного капитала. При этом особо отмечается, чтоГермания на протяжении почти 40 лет осуществляла регулирование денежногокапитала преимущественно путем прямого воздействия – выплат премий, которыестимулировали приток денежного капитала в строительные сберегательные кассы, насберегательные вклады в строительные кассы и банки. Начиная с 90-х годов ХХвека, политика государства начинает изменяться в пользу косвенных методов,таких как налоговое стимулирование, страхование вкладов, принятие определенныхзаконов, регламентирующих функционирование рынка ценных бумаг, проводясоответствующую социальную политику, направленную на сокращение государственныхпособий, пенсий, что увеличивает необходимость самостоятельного накопленияденежного капитала. Переход к преимущественно косвенному регулированию былобусловлен несколькими факторами:
– демографическими – старение населенияприводило к большим затратам государства на выплату пособий, пенсий, что неукладывалось в доходы государства и вынуждало снижать социальные расходы,переходя на накопительную систему, сокращая государственные расходы наздравоохранение.
– экономическим – снижение темпов роста экономикиконца ХХ начала ХХІ века привело к росту безработицы и вынудило государствопойти на непопулярную меру – снизить пособие по безработице и увеличитьналоговую нагрузку. [14, с. 27]
– политическими – вхождение в ЕС повлекло засобой необходимость следовать курсу, предполагающему снижение роли государствав экономике, что также привело к снижению прямого вмешательства. Примером можетсчитаться продажа государством с 2007 года государственных кредитных организаций– земельных банков и сберегательных касс.
Многолетнеесуществование системы поощрения личных сбережений в ФРГ неоднократно выдвигалозадачу оценки эффективности методов стимулирования. Политикастимулирования сбережений в первые послевоенные годы привела, как показано вработе, к серьезному увеличению инвестиций, высоким темпам роста ВНП, причемсоотношение собственных и иностранных инвестиций было в пользу первых.Подтверждением экономической эффективности политики регулирования сбереженийможет служить и дальнейшая деятельность государства в рамках проведенияполитики доходов. Однако в последние годы эффективность методов стимулированияденежного капитала не достаточно высока, так как в большей степениориентируется на мелкие сбережения, поэтому государственное стимулированиескорее вызывает перемещение сбережений населения из одних форм финансовыхактивов в другие, нежели их рост. Кроме того, проводимая последние годы политикаприводит к тому, что государство, не принимая законов об изменениях в сберегательнойдеятельности, но, стимулируя вывоз избыточных сбережений, позволяет регулироватьэкономику. Однако такое регулирование в большей степени носит косвенныйхарактер.
Такимобразом, однозначной оценки величины прироста сбережений населения в результатеиспользования системы мер по стимулированию сбережений в экономическойлитературе, как правило, не дается. Эмпирические же исследования поведениясберегателей с низкими и средними доходами – а именно по сбережениям этойгруппы населения начисляются премии – показали, что при небольшой величинесбережений на первый план выдвигаются соображения ликвидности сбережений (тоесть возможности быстрого изъятия), а не стремление получить более высокийпроцент. Вкладчики начинают реагировать на изменение доходности сбережений лишьпосле накопления определенной денежной суммы, выплаты процентов по которойстановятся источником дохода сберегателя, а до этого момента в отношениисбережений будут превалировать соображения ликвидности. На основе этогоположения делается вывод, что средства, вносимые на высокопроцентныепремиальные счета с длительными сроками их резервирования, представляют собойсбережения прошлых лет. Таким образом, государственное стимулирование скореевызывает перемещение сбережений населения из одних форм финансовых активов вдругие, нежели их рост, то есть эффект мероприятий государства был довольноограниченным.
В то же времявыявляется, что если домохозяйства в течение рабочего периода жизни действуютисключительно в соответствии с их предпочтениями, то они сберегут меньше, чемнеобходимо для поддержания прежнего уровня жизни после выхода на пенсию.Недостаток сбережений связан с менталитетом (а именно – с недостаткомсамоконтроля), что не позволяет людям достигать оптимального уровня сбережений.В свою очередь, если сбережения не поощряются, выплаты пособий по социальномуобеспечению позволяют домохозяйствам в большей степени полагаться на таковые, ане обеспечивать себя самостоятельно.3. Доходы населения Республики Беларусь, их динамика
Деятельностьгосударства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальныхденежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращениемалообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости исоциального напряжения в обществе.
Эффективностьданной политики проявляется не просто в улучшении жизненного уровня граждан(основной задачи экономики страны), но стабильности в обществе, недопущениисоциальной напряженности и т.д. Сводные данные по доходам населенияпредставлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 Доходы населения 2000 2003 2004 2005 2006 2007 Денежные доходы населения, млрд. руб. 5577 22795 29565 38622 48685 58987 Реальные денежные доходы населения, 1990 = 100% 99,2 137,5 151 178,8 210,6 241,6 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 58,9 250,7 347,5 463,7 582,2 701,1 Реальная начисленная заработная плата, 1990=100% 95 137 161 195 228 253 Средний размер назначенной пенсии, тыс. руб. 36,4 113,9 172,6 211 277,6 328,2 Реальный размер назначенной пенсии, 1990=100% 120 152 201 228 281 297
Наиболееважным показателем являются реальные денежные доходы населения. Как видно изтаблицы лишь в 2000 г. Беларусь достигла того уровня доходов, который былв 1990 г. еще в советское время. В последующие годы можно видеть резкийрост реальных доходов населения, а соответственно, пенсий.
Основнымиисточниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда,пенсии, пособия, стипендии. Их удельный вес в общей сумме денежных доходовнаселения в 2008 году составил 75,9% (в 2007 году – 77,4%).
Доходы отсобственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйствав настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежныхпоступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (преждевсего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательскаядеятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбереженийслужат весомым источником доходов для многих граждан.
В даннойсвязи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата и условийпредпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных ифермерских хозяйств.
Отличительнойчертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливоераспределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан,недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего вобществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политическойбезопасности.
В нашейстране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы10% наименее обеспеченного населения. Это ниже критически допустимого уровнядифференциации доходов, используемого в мировой практике (10 раз).
Длясравнения: в Германии, Австрии, Франции данный показатель составляет 5–7 раз,Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, в России – 16,8 раза.
В 1990-е –начале 2000-х годов первостепенной задачей политики доходов было преодолениемалообеспеченности в стране. Для ее решения государство осознанно шло нафорсированный рост основных доходов населения по сравнению с ростомпроизводства. [4]
Так, приросте в 2001–2008 гг. валового внутреннего продукта в 1,9 раза реальныеденежные доходы населения возросли в 2,7 раза, в том числе реальная заработнаяплата – в 2,9 реальный размер пенсии – в 2,7 раза.
Зааналогичный период реальные денежные доходы граждан в России выросли в 2,1раза, в Казахстане – в 2,3, в Украине – в 3 раза.
Высокие темпыроста доходов белорусских граждан в 2000-е годы позволили минимизироватьчисленность малообеспеченного населения в стране: если в 1999 году бедными былипочти половина жителей, то в 2008-м – только 6,1%.
В последниегоды повышение денежных доходов населения республики осуществляется в болеетесной увязке с ростом экономики, повышением ее эффективности.
В 2008 годуденежные доходы населения республики возросли на 29,4% при ростепотребительских цен на товары и услуги на 14,8%. В результате реальные доходыграждан (т.е. скорректированные на инфляцию) увеличились на 12,7%. В расчете надушу населения денежные доходы составили 657 тыс. руб. в месяц.
В 2008 годуреальные располагаемые денежные доходы населения выросли: в Азербайджане – на17,5%, России – на 2,7%, в Украине – на 10,3%.
Снижениетемпов роста денежных доходов населения, в том числе и заработной платы,является общемировой тенденцией. Так, по данным Международной организациитруда, в мире в период с 2001 по 2007 год увеличение реальной среднейзаработной платы составляло не более 1,9% в год. При этом в развитых странахзаработная плата возрастала в среднем на 0,9% в год, в странах ЛатинскойАмерики и Карибского бассейна – на 0,3%, Азии – на 1,7%.
В политикеденежных доходов населения государство руководствуется двумя основнымиподходами:
1. создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане моглисвоим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянноповышающиеся доходы для себя и своих семей;
2. обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособныхи тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянииобеспечить минимально допустимый уровень жизни.
Главнаясоставляющая доходов населения – заработная плата. Она призвана служитьнадежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическимфактором стимулирования трудовой активности работников.
Исходя изкритерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системыоплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равныйтруд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающейнормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковыйподход при формировании тарифных заработков работников с учетом ихквалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости ихтруда.
При этомпредприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная,сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда.Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размерыустанавливаются правительством.
Заработнаяплата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки,качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов,трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается. [4]
Государственноерегулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ееповышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ,услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигаетсядифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работниководинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отрасляхэкономики, в зависимости от результативности функционирования субъектахозяйствования.
Отличительнойособенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей странеявляется ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработнойплаты. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских иместных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, чтопрогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы ипоступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста вотраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня(сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).
В 2008 годусреднемесячная заработная плата в Республике Беларусь увеличилась на 26,2% припрогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб., в том числе в декабре она достигла 1млн. руб.
Реальнаязаработная плата выросла на 9,9% (прогноз – 8,5%).
Врегиональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда – в г. Минске (1178 тыс. руб.), самый низкий – в Брестской (775 тыс. руб.) и Могилевской (795тыс. руб.) областях.
Средиотраслей экономики наиболее высокий рост заработной платы наблюдался в сельскомхозяйстве (132,2%), строительстве (130,7%), торговле и общественном питании(130,7%), промышленности (128,4%). В меньшей степени зарплата выросла в сфереобразования (115,6%), социальном обеспечении (118,4%), здравоохранении (118,5%).
Опережающемуповышению заработной платы в сельском хозяйстве способствовала реализацияГосударственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг.
В результатенесколько сократилась разница в оплате труда по отраслям. Вместе с тем лидерамипо размеру заработной платы по-прежнему остаются работники финансово-банковскойсферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания,строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самые низкиезаработки сохраняются в сельском хозяйстве, социальном обеспечении,образовании.
Важныммеханизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата,представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низшийуровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачиватьзаработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных нормрабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорийработников.
Следуетотметить, что в республике в 2000-е годы рост минимальной заработной платызначительно опережал рост средней заработной платы. Это преследовало цельмаксимально подтянуть заработки низкооплачиваемых работников.
В странах СНГв декабре 2008 г. размер минимальной заработной платы в долларовомэквиваленте составлял: в Беларуси – 97 долл., Азербайджане – 91, Армении – 82,Казахстане – 100, Молдове – 39, России – 83, Украине – 90 долл. [4]
Заработнаяплата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При ростепотребительских цен на 5% и более она в установленном законодательством порядкеиндексируется пропорционально инфляции.
Среднемесячнаязаработная плата по Витебской области за 2008 год составила 782,0 тыс. рублей(365,9 долл. США) и увеличилась по сравнению с 2007 годом на 24,4 процента.
В бюджетнойсфере уровень среднемесячной заработной платы за 2008 год составил 660,1 тыс.рублей (308,9 долл. США), рост по сравнению с соответствующим периодом прошлогогода обеспечен на 16,2 процента.
Поорганизациям коммунальной формы собственности среднемесячная заработная платаза 2008 год составила 633,5 тыс. рублей, в долларовом эквиваленте – 320,5 долл.США (+ 26,9 процента).
Рост реальнойзаработной платы обеспечен в целом по области на 8,4 процента, по организациямкоммунальной формы собственности – на 12,0 процентов, в бюджетной сфере – на1,2 процента.
Задание поросту заработной платы, доведенное области на 2008 год в размере 784,0 тыс.рублей выполнено на 99,7 процента, в том числе по организациям бюджетной сферына – 97,5 процента, по организациям коммунальной формы собственности – на 102,5процента.
Предметомособой заботы государства является защита социально уязвимых категорийнаселения (пенсионеров, детей, инвалидов).
В РеспубликеБеларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, – пенсионеры. Изних более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс.– по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособнымгражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. Внастоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.
На выплатупенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – однииз самых высоких показателей среди государств – участников СНГ.
В области научете состоит 351,0 тыс. получателей пенсий и пособий, из них пенсионеров –344,2 тыс. чел.
За 2008 годфактические расходы на выплату пенсий, пособий и компенсаций составили 1554,7млрд. руб.
В Беларусиповышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетомроста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.
Так, в 2008году в связи с ростом средней заработной платы дважды пересматривался размертрудовых пенсий (с 1 февраля и 1 августа).
Кроме того, всвязи с увеличением бюджета прожиточного минимума трижды пересчитывалисьминимальные и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.
За 2008 годсреднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 25,2% (прогноз – 18,3%)и составил 382 тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту (с учетом инфляции)увеличился на 9,1% (прогноз – 8%).
В январе 2009года размеры пенсий составили:
· пенсия по возрасту – 408 тыс. руб.;
· минимальная по возрасту – 227 тыс. руб.;
· по инвалидности – 359 тыс. руб.;
· по случаю потери кормильца – 239 тыс. руб.;
· за выслугу лет – 539 тыс. руб.;
· за особые заслуги перед республикой – 600 тыс. руб.;
· социальная – 169 тыс. руб.
С 1 февраля2009 г. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума произведеныперерасчеты минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальныхпенсий.
Из общегочисла получателей пенсий в Витебской области:
· 1511 инвалида Великой Отечественной войны, средний размер пенсиикоторых 648,6 тыс. руб.;
· 6719 многодетных матерей, средний размер пенсии которых составил351,3 тыс. руб.;
· 287021 пенсионеров старше трудоспособного возраста (мужчины старше60 лет, женщины старше 55 лет), из них 80 – в возрасте 100 лет и старше (5 –мужчин, 75 – женщин);
· 2975 детей-инвалидов до 18 лет;
· 28662 получателя, размер пенсий у которых ниже действующего БПМ(185670 руб.) в среднем на душу населения (т.е. малообеспеченные пенсионеры).
Финансированиевыплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.
В последниегоды в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, еефинансовому укреплению:
· введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиковвзносов на социальное страхование;
· в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальныепредприниматели;
· принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионномстраховании».
Так, свведением в 2003 году системы персонифицированного учета в пенсионномобеспечении началось формирование комплексной электронной базы данных набудущих пенсионеров. Новацией явился учет фактически уплачиваемых страховыхотчислений в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, чтопозволяет исчислять пенсию в более тесной увязке с суммой уплаченных взносов.[4]
РеализацияЗакона о профессиональных пенсиях, вступившего в силу с начала 2009 года,обеспечит снижение затратности общей пенсионной системы за счет введениядополнительных страховых взносов от работодателей, чьи предприятия имеютрабочие места с вредными и опасными условиями труда. Дифференциация размеровэтих выплат будет стимулировать нанимателей улучшать условия труда.
В Беларусиобеспечивается своевременность выплаты населению заработной платы и пенсий.
По даннымМежгосударственного статистического комитета СНГ, на начало декабря 2008 г.задолженность по выплате заработной платы в России составила 4 млрд. руб., вУкраине – более 1 млрд. грн. По Беларуси задолженности не зафиксировано.
В нашейстране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми:
· пособия в связи с рождением и воспитанием детей;
· льготы на питание;
· материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.
Системойсоциальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).
В 2008 годуразмер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен с 60 до 80%бюджета прожиточного минимума, или на 46%. Среднемесячный размер пособия надетей старше 3-х лет вырос на 18%.
С 1 февраля2009 г. среднемесячный размер государственного пособия семьям,воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, установлен в размере 188 тыс. руб.Размер пособия на детей старше 3-х лет повышен до 70 тыс. руб.
Значительноевнимание уделяется обеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.
В 2008 годуэтот вид помощи получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.
В 2008 г.право на бесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупногодохода при рождении тройни и более детей. Эти семьи могут пользоватьсябесплатными услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услугапредоставлялась до исполнения детям двух лет).
Материальнаяподдержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видовгосударственных стипендий. В течение 2008 года их размеры пересматривалисьдважды.
В настоящеевремя в зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузовварьируется от 98 тыс. до 156 тыс. руб.; учащихся и учрежденийпрофтехобразования – от 82 тыс. до 131 тыс. руб.
Размерсоциальной стипендии студентов вузов составляет 77 тыс. руб., учащихся иучреждений профтехобразования – 63 тыс. руб.
Повышениюуровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставлениегосударственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Сначала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видовгосударственной поддержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват однойи другой формой помощи нуждающихся граждан.
Дляназначения ежемесячного социального пособия «планка дохода» поднята с 60 до 100%бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60 до120%. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) приусловии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услугив пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителейгорода и 15% – для жителей села.
В 2008 годугосударственную адресную социальную помощь (ГАСП) получил каждый третийнуждающийся (в 2007 году – каждый 12-й).
Числополучателей ГАСП увеличилось в 5 раз и составило 286 тыс. человек. Суммасредств на ее предоставление возросла почти в 10 раз. Средний размер помощи врасчете на одну семью составил 350 тыс. руб.
Безналичныежилищные субсидии в 2008 году были предоставлены 60,1 тыс. семей, среднийразмер субсидии составил 38 тыс. руб. (в 2007 году – 31 тыс. руб.).
В настоящеевремя на социально-экономическое развитие страны влияют последствия мировогофинансово-экономического кризиса.
Вместе с темв начале 2009 г. в Беларуси в отличие от других государств не допущенозаметного снижения денежных доходов населения, хотя их рост временнозамедлился.
В январе 2009 г.в республике номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению сянварем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабремона уменьшилась на 8%.
Реальнаяначисленная заработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г.возросла на 5,5%. [4]
Напромышленных предприятиях средняя заработная плата в январе 2009 г.составила 1 млн. 40 тыс. руб., в строительных организациях – 1 млн. 161 тыс.руб., на предприятиях транспорта – 1 млн. 49 тыс. руб., в организациях сельскогохозяйства – 583 тыс. руб., торговли и общественного питания – 816 тыс. руб.
В учрежденияхздравоохранения она была 701 тыс. руб., в том числе врачей – 1 млн. 203 тыс.руб., среднего медицинского персонала – 680 тыс. руб., младшего медицинскогоперсонала – 425 тыс. руб.
В учрежденияхобразования зарплата составила 638 тыс. руб., в том числе педагогическихработников – 707 тыс. руб., учителей – 753 тыс. руб., профессорско-преподавательскогосостава – 1 млн. 351 тыс. руб.
Финансовыепотрясения заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы корганизации и управлению производством, оптимизировать численность персонала,пересматривать условия оплаты труда.
В 2009 годусокращение заработной платы по причине кризиса может коснуться сотен миллионовработников во всем мире. По заявлению гендиректора Международной организациитруда Х. Сомавиа, «для 1,5 млрд. наемных работников в мире наступают трудныевремена. Замедленные или отрицательные темпы экономического роста в сочетании скрайней нестабильностью цен приведут к снижению реальной заработной платы».
По оценкеэкспертов, реальная заработная плата в мире в 2009 году возрастет в лучшемслучае на 1,1%, а во многих государствах, включая промышленно развитые, этотпоказатель может снизиться. По прогнозам, рост зарплаты в промышленно развитыхстранах сократится с 0,8% в 2008 году до 0,5% в 2009 году.
В России вянваре 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. произошло снижениереальной заработной платы на 3,2%.
Министрздравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. Голикова винтервью газете «Труд» от 3 марта 2009 г. сообщила, что численностьофициально зарегистрированных безработных в стране достигла 1,893 млн. человек,в то время как, по прогнозной оценке, она не должна была превысить 1,6 млн.человек. По информации Росстата, не имеют доходного занятия и активно его ищут5,8 млн. человек. А к концу года общая безработица может составить около 7 млн.человек.
Министрвысказалась против массовых увольнений (локаутов) и подчеркнула, что всложившейся ситуации наиболее целесообразной является тактика неполнойзанятости при сохранении работникам двух третей заработной платы.
В Украинеснижение реального размера зарплаты произошло еще в прошлом году. В декабре2008 г. при номинальном ее росте на 19,5%, с учетом темпов инфляции науровне 22,3%, реальная заработная плата снизилась (впервые с 1998 года) на 2,8%.
В сложившихсяусловиях ощутимое влияние на доходы населения оказывает инфляция. В январе 2009 г.в Беларуси она составила 4,1%.
Министерствомэкономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроляпроведены проверки экономической обоснованности значительного повышения цен у375 субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей. В 214 случаяхустановлены факты завышения цен от 5% до 95% – на продовольственные товары(рыбу, подсолнечное масло, цитрусовые, чай, кофе, детское питание и др.) инепродовольственные (обои, паркет, газовые плиты, электротехника).
Принятые мерыпозволили сбить волну спекулятивного роста цен, пресечь массовые случаиценового беспредела.
В целяхнедопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение оежемесячном мониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.
Учитываязамедление темпов роста заработной платы, Совет Министров постановилосуществлять повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2009 годупоэтапно: с 1 января и с 1 мая 2009 г.
С 1 января нынешнегогода тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличены в среднем на 14,8%. Попредварительным расчетам, уровень возмещения за 2009 год прогнозируемых затратна оказание жилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составит около29% (при задании 32%).
УказомПрезидента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. №100 расширенывозможности для строительства жилья гражданами, состоящими на учете нуждающихсяв улучшении жилищных условий и ранее не имевшими права на льготноекредитование. Организации застройщиков будут формироваться из числа состоящихна учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, безучета их права на государственную поддержку (льготные кредиты).
При этомсмягчен критерий для получения льготного жилищного кредита: если раньшесреднедушевой доход не должен был превышать двух минимальных потребительскихбюджетов, то сейчас – трех (не более 1 089 тыс. руб.).
В настоящеевремя в республике принимаются меры по развитию внутреннего рынка. УтвержденаСистема мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси вусловиях мирового финансового кризиса. Глава государства поставил задачу передПравительством и местными органами власти проводить более активную работу сподотраслями, детально изучать состояние каждого предприятия.
Созданырабочие группы в Совмине, в министерствах, на предприятиях, разработанысоответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторингситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятияв банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики. Особоевнимание уделено обеспечению стабильной работы валообразующих предприятий. [4]
Начата работапо реализации плана совместных действий с Россией по минимизации последствийфинансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованиюусловий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.
Аналогичныйплан совместных действий планируется подписать и с Украиной. Это будетспособствовать активизации товарооборота между странами.
Стабилизацииэкономической ситуации в республике как основы поддержания доходов населениябудет способствовать либерализация условий хозяйственной деятельности, включаялиберализацию политики оплаты труда. Целью данной меры является прежде всегоснятие ограничений для поощрения работников и специалистов за эффективнуюработу.
ДекретомПрезидента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. №2 «О стимулированииработников организаций отраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесенияна себестоимость стимулирующих выплат работникам организаций независимо отформы собственности в пределах 80% тарифной части заработной платы поорганизации в целом.
Организации,которые по итогам предыдущего года выполнили установленные задания по уровнюрентабельности реализованной продукции, смогут включать в себестоимость все 100%стимулирующих выплат. При этом наниматель может самостоятельно определятьприоритетность видов стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам,внесшим наибольший вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственнойдеятельности организации.
УказомПрезидента Республик Беларусь от 23 января 2009 г. №49 «О некоторыхвопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009году» закреплено право руководителей коммерческих организаций независимо отформы собственности ежемесячно выплачивать вознаграждение работникам,обеспечивающим реализацию продукции и снижение запасов готовой продукции.Руководителям и специалистам структурных подразделений, обеспечивающимпоступление валютной выручки, могут устанавливаться персональные условия оплатыих труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующегохарактера (надбавки, премии).
ПостановлениемСовета Министров от 28 января 2009 г. №103 сняты ограничения по включениютарифной части заработной платы в затраты по производству и реализациипродукции, товаров (работ, услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается взатраты, исходя из тарифной ставки, действующей в данной организации.
Дальнейшийрост оплаты труда будет обеспечиваться результативностью работы всех звеньевэкономики, прежде всего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности долженбыть сделан на повышении эффективности, выпуске конкурентоспособнойинновационной продукции, поиске выгодных партнерских связей, удержаниитрадиционных и завоевании новых рынков сбыта. Таким образом, необходимымусловием дальнейшего роста заработной платы является проявление инициативы ипредприимчивости на предприятиях.
В областисоциальной политики (в частности, политики доходов населения) основнымизадачами на сегодняшний день остаются сохранение рабочих мест и недопущениеснижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.
Несмотря нанегативные влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса,государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. В странепринимаются целенаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работыпредприятий и сохранению занятости, обеспечению сбалансированного ростадоходов, социальной защите наиболее уязвимых категорий населения.
И все жепроблемы, несмотря на социальную направленность государства, в области политикираспределения доходов существуют. Основная проблема – это тарифная сетка. Из-заэтого возникает основная проблема производства – повышение производительноститруда. С одной стороны в рамках тарифной сетки существует поощрение: черезповышение квалификации предполагается повышение производительности и повышениекоэффициента заработной платы через тарифную сетку. Однако это является всеадминистративной мерой стимулирования. Более правильным для предприятия будетиспользование своей собственной системы распределения доходов в зависимости отпроизводительности труда. Конечно, не стоит забывать о социальной сфере. Здесьвсе же без тарифной сетки не обойтись. Лучшим выходом из сложившейся сегодняполитики доходов будет добровольное сохранение или отказ от тарифной сетки дляпредприятий, и сохранение и оптимизация сетки для социальной сферы.
В этих условияхсистема социальной защиты работает с напряжением. Вполне вероятно, что впоследующие годы условия функционирования белорусской экономики будут болеежесткими. Эксперты Всемирного банка ожидают снижения цен на нефть. Цены на газдля Беларуси возросли уже в 2007 г. В 2005 г. отмечен значительныйрост прямых иностранных инвестиций в Россию, что ускорит вытеснение белорусскихтоваров с российского рынка. Еще больше возрастет технологическое отставаниебелорусских предприятий и т.д.
Такимобразом, уже происходит или в ближайшие годы произойдет пересечение двухтенденций: прирост доходов страны от экспорта сырьевых ресурсов (за счетстабилизации цен мирового рынка на нефтепродукты и прекращения роста российскихдотаций через поставки дешевых энергоносителей) станет меньше абсолютнойвеличины падения экспортных доходов, вызванных снижением конкурентоспособноститоваров обрабатывающей промышленности.
Тогда, весьмавероятно сектор производства товаров не сможет обеспечить даже уже достигнутый,сравнительно невысокий, уровень зарплат и социальной защиты населения.
В последнеедесятилетие правительство обеспечивало рост доходов населения и сдерживало ростбезработицы за счет снижения конкурентоспособности промышленности. Теперьмаятник должен качнуться в другую сторону. Но это не означает неизбежностьпонижения уровня социальной защищенности населения. Есть альтернативапроведения рыночных реформ и модернизации производства при одновременномповышении доходов населения.
Последствияэкономического кризиса проявились в Беларуси еще далеко не в полной мере.Однако на сегодняшний день наблюдаются достаточно четко выраженные тенденции.[14]
Во-первых,уже имеет место сокращение доходов государственного бюджета. Это означаетуменьшение прямого финансирования (субсидирования) сокращение прямыхвозможностей финансирования общественных благ, предоставляемых наемнымработникам, а также ограничение государственной поддержки реального сектораэкономики, что порождает ряд дополнительных проблем, в частности, на рынкетруда.
По состояниюна 1 июня 2009 г. уровень безработицы составлял 0,9% к численностиэкономически активного населения. Число занятых в экономике республики вянваре-мае 2009 г. составило 4 578 900 человек.
Во-вторых,падает занятость экономически активного населения, т.е. растет безработица(скрытая или официально зарегистрированная). Правительство предпочитаетограничивать зарплату, но сохранять занятость. Однако даже при нынешней глубинекризиса это удается делать только благодаря непрерывным внешним заимствованиями производству «на склад».
В-третьих,наблюдаются проблемы с работой у временных трудовых мигрантов, являющихсягражданами Беларуси. Часть этих людей не могут найти работу за границей ипытаются сделать это на белорусском рынке труда. Таким образом, даже сферастроительства в скором времени, возможно, перестанет объявлять о вакансиях, какэто было до сих пор. Многие вернувшиеся из России белорусы работали там именнов строительных организациях.
Количествовакансий в сравнении с январем 2009 г. снизилось и на 1 июля 2009 г.составило 45 500 (66,2% к уровню прошлого года). Рынок труда в основномориентирован на рабочие профессии, которые составляют 73,4% от общегоколичества вакансий.
В-четвертых,возможна макроэкономическая нестабильность, сопровождаемая значительнойдевальвацией и / или инфляцией. А в условиях ограничения номинальнойзарплаты это приведет к падению реальных доходов. А, соответственно, исокращению объема доступных благ.
В-пятых,высока вероятность повышения тарифов на услуги ЖКХ. И работники с низкимуровнем дохода, в потребительской корзине которых высока доля продуктов питанияи оплат услуг ЖКХ, окажутся более чувствительными к росту цен, нежели работникис более высокими доходами.
Белорусы,осознавая возможные последствия кризиса, озабочены финансовым вопросом. Впервой десятке рейтинга восприятия населением Беларуси основных проблем страны,девять – проблемы материального плана. Вопросы низких доходов, недоступностижилья, бедности, безработицы и нестабильности национальной валюты видятся белорусамболее актуальными, чем проблемы преступности, экологии, плохих отношений сдругими странами.
Лидеромрейтинга является рост цен. Интересно, что в 2006 г. только около половиныреспондентов включали ее в список пяти ключевых проблем, в 2007 г. – около70%, а в 2009 г. – уже более 80%. Данная проблема приобретает все большуюзначимость в связи с увеличением темпов инфляции в последние годы. [14]
Все этипроблемы взаимосвязаны, поскольку рост цен свидетельствует об ухудшении «качества»национальной валюты и снижении покупательной способности, необходимости тратитьбольше на оплату коммунальных услуг, что ведет к обеднению наемных работников иделает для них жилье еще более недоступным.
Проблемынациональной культуры и языка, а также образования практически не волнуютнаемных работников – хотя последнее играет важную роль в приобретенииработниками тех или иных навыков, которые определяют их «ликвидность» на рынкетруда.
Таким образом, Республика Беларусь имеет свои особенности вобласти распределения доходов. С одной стороны РБ имеет социальную направленность,что естественно предполагает большое количество льгот, низкий уровеньсоциального расслоения и т.д. Однако методы, которые используются сегодня невсегда приемлемы в существующих рыночных условиях. Как отмечалось выше –основная проблема для рынка труда РБ – наличие тарифной сетки, что с точкизрения социальной справедливости не так уж оптимально.
Заключение
В результате написания данной курсовой работы можно сделать следующиевыводы:
Доходы населения – это все средства в натуральной и денежнойформе, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежнуюформу. Когда мы говорим о денежных доходах, то следует учитывать их покупательнуюспособность, т.е. различать номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы –определенная денежная сумма с налогами и т.д., а реальные доходы – это сумма,которую можно обменять на товары и услуги. Некоторое место в доходахнаселения занимают общественные фонда потребления, в основном для бюджетнойсферы, а также доходы от личных подсобных хозяйств, для безработных,пенсионеров, частично занятых.
Вседоходы населения можно подразделить на две большие группы: заработная плата инеденежные доходы. Заработная плата, или ставка заработной платы, – это цена,выплачиваемая за использование труда. Различают денежную, или номинальную, иреальную заработную плату. Номинальная заработная плата-это сумма денег,полученная работником за определённый промежуток времени (час, день, неделю ит.д.). Располагаемая заработная плата – это сумма оплаты труда за вычетомподоходного налога и обязательных отчислений в ФСЗН. Заработная плата выполняетнасколько функций, самые главные из них – воспроизводственная, стимулирующая,статусная, регулирующая, производственно-долевая.
Основнымиисточниками безденежных доходов населения являются общественные фондыпотребления и личные подсобные хозяйства.
Общественныефонды потребления представляют собой разновидность коллективной формы потребления иобразуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживаниянаселения. Общественные фонды потребления отличаются от распределения доходовчерез оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят вличную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова длякаждого человека.
В средствах фондовденежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, а немногоменьше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению набесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованиюподрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья.
Неформальныйсектор экономики достаточно хорошо развит во многих странах, доходы от этогосектора нигде не регистрируются и, следовательно, не облагаются налогами.Дифференциация заработной платы выше, чем в развитых странах, хотя без определённойразницы в доходах не обойтись. Эту цену платит общество за ускорение повышениясвоего благосостояния. Государство осуществляет регулирование доходов населениядля снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения,с целью улучшения уровня жизни населения.
В РеспубликеБеларусь рост заработных плат и пенсий на сегодняшний день является одной изпервостепенных задач. По крайней мере это касается государственных предприятий.Сегодня в рамках сотрудничества с МВФ власть не может поднимать заработныеплаты, что обусловлено условиями данной международной организации, условиекоторой нулевой или профицитный бюджет. Дальнейший рост оплаты труда будетобеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, прежде всегопредприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан на повышенииэффективности, выпуске конкурентоспособной инновационной продукции, поискевыгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новых рынковсбыта. В последнее десятилетие правительство обеспечивало рост доходов населенияи сдерживало рост безработицы за счет снижения конкурентоспособностипромышленности. Последствия экономического кризиса проявились в Беларуси ещедалеко не в полной мере. Однако на сегодняшний день наблюдаются достаточночетко выраженные тенденции. Во-первых, уже имеет место сокращение доходовгосударственного бюджета. Это означает уменьшение прямого финансирования(субсидирования) сокращение прямых возможностей финансирования общественныхблаг, предоставляемых наемным работникам.
Во-вторых,падает занятость экономически активного населения, т.е. растет безработица(скрытая или официально зарегистрированная). В-третьих, наблюдаются проблемы сработой у временных трудовых мигрантов, являющихся гражданами Беларуси. Частьэтих людей не могут найти работу за границей и пытаются сделать это набелорусском рынке труда. В-четвертых, возможна макроэкономическая нестабильность,сопровождаемая значительной девальвацией и / или инфляцией. В-пятых,высока вероятность повышения тарифов на услуги ЖКХ.
Несмотря нанегативные влияния последствий мирового финансово-экономического кризиса,государство не отказалось от социальной поддержки своих граждан. Поэтомунесмотря на некоторую бессмысленность продолжения функционирования некоторыхпредприятий, предприятия не останавливаются, работники не увольняются.
Список источников
1. Аналитический доклад«О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состояниигосударственных финансов» – 2009
2. Воробьев В.А., Бондарь А.В. Макроэкономика:учебное пособие – Минск: 2006. – 543 с.
3. «Государственнаяполитика в области формирования и регулирования доходов граждан» – 2009
4. Долан Э.Дж.,Линдсей Д. Макроэкономика – С-Пб.: АОЗТ «Литература плюс» 1994 г. – 412 с.
5. ДорнбушРудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд.дом «Инфра-М», 1997. – 783 с.
6. Лемешевский И.М. Макроэкономика:социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономическихспециальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ,2007. – 543 с.
7. Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика – М: Инфра-М, 1999 г.– 974 с.
8. Макроэкономика:Учеб. пособие для студентов специальностей «Гос. упр. и экономика», «Мироваяэкономика» /Под редакцией П.Г. Никитенко и др. – Мн.: Равноденствие, 2004.– 295 с.
9. Макроэкономика:учебное пособие для экономических специальностей / Под редакцией Н.И. Базылева,С.П. Гурко, М.Н. Базылевой. – Москва: Инфра-М, 2004. – 188 с.
10. Мэнкью Н. Грегори.Принципы макроэкономики: перевод с английского – Санкт-Петербург [и др.]:Питер: Питер принт, 2004. – 573 с.
11. Тарасевич Л.С. Макроэкономика:Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников,А.И. Леусский. – М.: Юрайт-издат, 2003. – 652 с.
12. Статистический ежегодник[Республики Беларусь] / Национальный статистический комитет РеспубликиБеларусь, Министерство статистики и анализа. – Минск: [б. и.], 2009.
13. Влияние кризиса на рыноктруда – 2009. – Режим доступа:mojazarplata.by/main/news/in-country/vlijanie-krizisa-na-rynok-truda-i-problemy-belorusovДата доступа: 06.01.2010
14. Стародубцева Е.Б. Государственноестимулирование сбережений (на примере Германии) // Банковские услуги. –2006. – №7