Реферат по предмету "Экономика"


Денежно кредитная система: сущность, функции и проблемы развития

Московский государственныйуниверситет экономики статистики и информатики

Институт:экономики и управления
КафедраЭкономики

Курсовая работа
 
«Денежно кредитнаясистема: Сущность, функции и проблемы развития»

Москва
2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 2
Глава 1. Денежно-кредитная система.Сущность. Функции. 3
1.1. Структура современной кредитнойсистемы… 3
1.2. Опыт стран с рыночной и переходнойэкономикой. 6
1.3. Функции денежно-кредитной системы… 10
Глава 2. Трансмиссионный механизм иосновные каналы влияния денежно-кредитной политики нареальный сектор экономики. 11
2.1. Теоретические аспектытрансмиссионного механизма. 11
2.1. Теоретическая основа трансмиссии. 12
2.2. Каналы трансмиссионного механизма. 14
2.3. Финансовые системы… 20
Глава 3. Характеристика и проблемыразвития Денежно-кредитной системы России и стран ЦВЕ… 24
3.1  Проблемы денежно-кредитной системув России. 24
3.2. Проблемы развития денежно-кредитнойполитики в странах центральной и восточной Европы.26
3.3. Последствия введения евро. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИИСТОЧНИКОВ… 38
ВВЕДЕНИЕ
         На данный момент, в современных системах рыночной экономикибанковская система государства играет важнейшую роль в функционированииэкономического механизма. Банковская система представляет собой по сути“систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежноймассы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование иинвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов междуэкономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики инаселения. Сегодня очевидно, что медленный ход экономического реформированиястраны во многом объясняется нежеланием банковского капитала вкладывать деньгив промышленное инвестирование, в модернизацию товарного производства.Существующее положение дел таково, что краткосрочные спекулятивные операциибанкам выгоднее, чем долгосрочное инвестирование. Соответственно проценты заполученные кредиты (до 30% годовых) являются сдерживающим элементомреформирования производства. А инвестирование, производимое из средств бюджетовразных уровней, зачастую проистекает по пресловутому остаточному принципу, т.е.со значительным недофинансированием. Перечисленных выше факторов автор считаетдостаточным для определения выбранной темы как актуальной для рассмотрения, изученияи выявления некоторых ее особенностей.
         Даннаякурсовая работа состоит из трех глав. В первой главе  мы рассмотрим структуруденежно-кредитной системы, выясним в чем состоят ее сущность и в чем еефункциональное значение. Также обратим внимание на опыт стран с рыночной ипереходной экономикой. Во второй главе мы уделим внимание трансмиссионномумеханизму в аспекте денежно-кредитной политики, рассмотрим каналы влияния нареальный сектор экономики. Также в конце второй главы рассмотрим финансовыесистемы. В третьей главе мы подойдем к вопросу проблем денежно-кредитнойсистемы в России и странах Центральной и Восточной Европы. Отдельно остановимсяна вопросе последствий введения евро. В конце данной курсовой работы мыподведем некоторые итоги./>/>/>Глава 1. Денежно-кредитная система. Сущность. Функции1.1.Структура современной кредитной системы
         Современнаякредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования иперераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основныхзвеньев:
I.     Центральный банк,государственные и полугосударственные банки.
II. Банковский сектор: коммерческиебанки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки,специализированные торговые банки.
III. Специализированные небанковскиекредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды,инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательныеассоциации, кредитные союзы.
         Приведеннаятрехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной длябольшинства промышленно развитых стран, в частности США, стран Западной Европы,Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные странысущественно отличаются друг от друга. Наиболее развита кредитная система США,на нее ориентируются промышленно развитые страны при формировании своейкредитной системы. Тем не менее каждая страна имеет свои особенности.
         Так,в кредитной системе стран Западной Европы получили широкое развитие банковскийи страховой секторы. В Германии банковский сектор базируется в основном накоммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Причем институт ипотечныхбанков занимает в Германии большой удельный вес в кредитной системе и на рынкессудных капиталов. Для Франции характерно разделение банковского звена восновном на депозитные коммерческие банки, деловые банки, которые выполняютфункции инвестиционных, и сберегательные банки.
         Современнаякредитная система Японии имеет трехъярусную систему: центральный банк,банковский и специализированный секторы. При этом наиболее развит банковскийсектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках.
         Кредитныесистемы развивающихся стран в целом развиты слабо. В большинстве этих странсуществует двухъярусная система, представленная национальным центральным банкоми системой коммерческих банков.
Ряд азиатскихстран — Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Индонезия, Индия — имеютдовольно развитую трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню ккредитным системам стран Западной Европы. Трехъярусные кредитные системы имеети ряд стран Латинской Америки: Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Перу.
       Неподлежит сомнению тот факт, что государство должно активно вмешиваться вэкономику для проведения своей социально-экономической политики, а так жезамещение рыночного механизма там, где он дает сбой.
 Существует два основных способа:
· прямоеадминистративное вмешательство (установка цен, рационирование товаров),
· косвенноеэкономическое регулирование (выработка и осуществление государствомденежно-кредитной политики).
        Нормальноефункционирование экономики невозможно без денег. Переходя от одногоэкономического субъекта, деньги способствуют движению товара, и облегчаютрасчеты.
         Движениеденег обслуживающее реализацию товаров, а так же платежи расчеты в национальнойэкономике называется денежным обращением.
 Формаорганизации денежного обращения в стране, закрепленная законодательством, образуетденежную систему. Государство определяет следующие элементы денежной системы:
· национальнуюденежную единицу,
· масштаб цен,
· виды денежныхзнаков имеющих законное хождение,
· порядок эмиссии иобращения денег (обеспечение, выпуск, изъятие из обращения),
· формыбезналичного платежного оборота.
       Государственныйинститут, осуществляющий регулирование денежного обращения: Центробанк. Взависимости от того, какой материал выполняет функции денег, выделяют два типаденежных систем:
· металлическихденег
· и бумажных денег.
       Вслучае металлического денежного обращения, в качестве денег используют золотые,серебреные монеты. При обращении бумажных денег, платежным средством выступаютбанкноты, чеки, векселя. Деньги продаются и покупаются на денежном рынке.
Денежныйрынок — это одна изразновидностей товарного рынка, часть рынка ссудных капиталов.
         Агентамиденежного рынка являются в основном банки, а так же другие финансово — кредитные институты, как и на любом другом рынке, на денежном рынке основнымиэлементами механизма его функционирования является спрос и предложение.
Спрос наденьги это общееколичество денег, которое домохозяйства, предприятия и государство желают иметьв данный момент.
Денежноепредложение этоденежная масса в обращении.
 Предложениемденег обеспечивается центральным банком, который выпускает в обращениебанкноты, кроме того деньги создают и коммерческие банки, представляя кредитыпредприятиям и населению.1.2.Опыт стран с рыночной и переходной экономикой
         Прежде чем перейти к обзору работ,посвященных анализу характера и результатов проводимой денежно-кредитнойполитики в странах с переходной экономикой, необходимо отметить тот факт, чтокруг таких работ крайне узок. Большинство работ относятся к периоду до 1997года, когда сами результаты политики финансовой стабилизации во многих странахбыли еще не до конца известны. Это определяет во многих случаях сослагательныерассуждения втора об особенностях денежной политики в условиях переходной экономики.В то же время, круг относительно новых работ, которые содержат оценку иэмпирические свидетельства о реализованной политике денежных властей крайне мал(например, Jonas, Mishkin, 2003). В этой связи мы хотели бы оговориться, чтомногие из указанных ниже работ в настоящее время потеряли свою актуальность изаслуживают, на наш взгляд, упоминания лишь в связи с темой главы – опыт странс рыночной и переходной экономиками.
         Как известно, одной из ключевыхпроблем в денежно сфере в переходных экономик является контролирование(снижение) инфляции[1].Хотя инфляция на начальном этапе перехода к рынку движима главным образомрасширением денежного предложения и ликвидацией денежного навеса сдерживаниецен не гарантируется лишь усилиями денежных властей. Кроме обычного давления состороны спроса и затрат, авторы выделяют пять дополнительных источников влияния,которые являются проблемой при проведении денежной политики. Во-первых,либерализация цен в начале перехода выражается в поиске агентами равновесногоуровня цен и существенным изменениям относительных цен, поскольку при плановойэкономике цены на товары повседневного спроса были, как правило, занижены.Во-вторых, изменение относительных цен ведет к значительному перераспределениюресурсов внутри страны. Поскольку затраты предприятий на начальном этапенегибки (вследствие того, что предприятия неподготовлены к изменению структурыэкономики), уменьшаются фискальные доходы и растут дефициты государственногобюджета, которые вследствие слабой фискальной политики финансируются в основномза счет расширения денежного предложения. В-третьих, инерционность инфляции в условияхпадения спроса на товарных рынках и рынке труда приводило к постоянной умереннойинфляции (15-40% в год) во многих переходных экономиках[2].Поскольку инерционность темпов роста цен является следствием сформировавшихся инфляционныхожиданий, эта проблема может вносить довольно существенный вклад в формированиеинфляции в условиях переходной экономики. В-четвертых, с ростом дохода растетуровень цен в экономике на неторгуемые товары (в соответствие с эффектомБаласса-Самуэльсона), и при проведении стабилизационной политики денежнымвластям приходится определять, до какой степени инфляция является следствиемроста относительных цен на неторгуемые товары. Хотя для переходных экономикдоминирующим фактором роста цен являются факторы денежного предложения, а неэффект Баласса-Самуэльсона, последний может часто оказывается более значимымдля переходных и развивающихся экономик на втором этапе развития, следующим затрансформационным спадом. И последнее, приватизация, построение институтов исоздание конкурентных рынков занимает определенный период времени, при этомтемпы формирования рыночной конкуренции и повышения эффективности в частном секторемогут значительно влиять на темпы инфляции в переходных экономиках. Переходныеэкономики оказываются более чувствительными не только к шокам, как внутренним,так и внешним, но и к действиям властей, пытающихся эти шоки нейтрализовать.Несогласованные решения монетарной и фискальной политики могут обернутьсядолгим и болезненным процессом перехода к рынку. В развитых экономикахпервичные цели денежно-кредитной политики обычно направлены на увеличение ростаэкономики, уменьшение безработицы. В переходных же экономиках целиденежно-кредитной политики должны быть направлены на поддержание ценовой ифинансовой стабильности. Это необходимо для того, чтобы как можно более быстрои с наименьшими потерями осуществить переход к рынку. Помимо этого, денежныевласти должны определить стратегии и инструменты, с помощью которых планируетсядостижение первичных целей. Мишкин[3]в своей работе, подчеркнул, что отсутствие стабильности цен ведет к издержкамдля общества, которые значительны для экономик с высокими темпами инфляции и не исчезают при замедлении темповинфляции. К этим издержкам относятся:
1) Издержки от переинвестирования в финансовыйсектор. Эти издержки представляют собой потери от упущенной альтернативыинвестирования в реальный сектор. Отсутствие стабильности цен, как правило,сопровождается
завышенными процентами по финансовым активам,что приводит к перетеканию капитала из реального в финансовый сектор. Такимобразом, капитал работает не на увеличение роста и благосостояния экономики, ана раздувание финансового сектора. Результатом является падение инвестиций вреальный сектор и дальнейшее сокращение выпуска, т.е. уменьшение благосостоянияграждан;
2) Издержки неопределенности общего уровня цени относительных цен в экономике. Хотя в условиях гиперинфляции эти издержкимогут быть сравнительно малы, в переходных экономиках, не переходящих этугрань, потери от неопределенности могут оказаться значительными. Они выражаютсяв том, что агенты, не принимающие риск, будут отказываться от выгодныхинвестиционных проектов, что опять же приведет к снижению экономическойактивности и падению роста в экономике;
3) Издержки хранения денег в номинальной форме,возникающие вследствие падения реальной стоимости национальной валюты из-запостоянного роста цен. Поскольку в странах Восточной Европы и СНГ в основномнаблюдалась достаточно высокая инфляция, издержки хранения денег могли бытьзначительными;
4) Инфляция приводит к обесценению денежныхсбережений граждан, т.е. к уменьшению их благосостояния и покупательнойспособности, а значит, падению агрегированного спроса и сокращению выпуска;
5) Издержки от замедленной индексации налогов иналоговых вычетов, приводящие к недоинвестированию в реальный сектор инеоптимальному размещению ресурсов по отраслям. Издержки здесь возникаютвследствие того, что при подсчете налоговой базы амортизационный вычет неиндексируется на увеличение стоимости капитала, в то время как налогооблагаемаябаза растет в денежном выражении. Таким образом, если предположить, что вусловиях неразвитых финансовых рынков фирмы осуществляют инвестициипреимущественно за счет собственных средств (амортизационные отчисления ичистая прибыль), объем ресурсов для инвестирования сокращается. Такие издержкисущественны уже при умеренных темпах инфляции, а значит, могут создаватьпроблемы для роста переходной экономики на втором этапе перехода к рынку. Итак,издержки, возникающие в результате нестабильности цен, приводят к уменьшениюинвестиций, отклонению их распределения от оптимального, и, как следствие, кзамедлению роста выпуска. Кроме нестабильности цен, важным фактором,способствующим развитию кризиса, является нестабильность финансовых рынков.
         Долговые контракты в развивающихсястранах, в отличие от развитых, в основном краткосрочны и деноминированы виностранной валюте. Ожидание роста инфляции может привести к росту процентныхставок, что немедленно отрицательно отразится на движении денежной наличностифирм. Фирмы будут неспособны, платить проценты по долгам, при этом стоимостьактивов во внутренней валюте резко упадет вследствие ожиданий высокой инфляции.Если при этом финансовая система страны хрупкая, это может привести к сильномукризису финансовой системы и экономики.
 />/>1.3. Функции денежно-кредитной системы
 Развитиефункций денег как средства накопления и возможности не только сбереженияденежных средств, но и перераспределения их среди экономических субъектовиспытывающих в них потребность.
 Для удовлетворения многочисленных потребностей общества взаемных средствах, используется ссудный капитал. Движение этого капитала иназывается кредитом.
Кредит — это экономическая категория,выражающая отношения проявляющиеся в том, что различные хозяйствующиеорганизации или отдельные лица передают друг другу денежные средства, наусловиях возвратности, срочности, платности.
 Важнейшимисточником ссудного капитала служат свободные денежные средства кредитно-финансовыхучреждений; денежные накопления населения.
Коммерческийкредит — предоставляется предприятием в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.
Банковскийкредит — предоставляется владельцем денежных средств заемщикам в виде денежных ссуд
 Взависимости от сферы применения, различают собственно кредитные средства наприобретения оборотного капитала и ссуды — кредит на приобретение основногокапитала. По срокам предоставления кредиты делятся на:
· кратковременные,
· среднесрочные,
· долгосрочные.
 Кредитвыполняет ряд функций:
· распределительную;
· эмиссионную (наоснове кредита и в связи с кредитом происходит выпуск денежных знаков,безналичных платежных средств, ценных бумаг);
· контрольную (впроцессе совершения кредитных операций осуществляется контроль экономическойдеятельности предприятий и их финансовое состояние);
· регулирующую (спомощью различных мероприятий, таких как изменение процентных ставок,предоставления гарантий, государство может воздействовать на хозяйственныепроцессы в экономике).Глава 2. Трансмиссионный механизм и основные каналывлияния денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики    2.1. Теоретические аспекты трансмиссионного механизма
Что собой представляет механизмвоздействия денежно-кредитной политики на национальную экономику? В начале2000-х гг. поиском ответа на вопрос задалось большинство развитых стран мира.Интерес к механизму трансмиссии в Соединенных Штатах возрос в свете финансовыхинноваций, изменений на фондовом и ипотечном рынке, произошедших в начале XXI века. В Европецентральные банки озабочены поиском схожих структур трансмиссионного механизмастран еврозоны для проведения единой денежно-кредитной политики. В Япониипредпринимаются попытки манипулировать различными каналами трансмиссии длявыхода из экономической стагнации, длящейся уже более десятилетия. В Россииисследование трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики являетсяактуальным, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, макроэкономическаястабилизация, достигнутая после кризиса 1998 г. вызвала изменения внациональном хозяйстве, которые требуют пересмотра тактики денежно-кредитнойполитики. Перед Банком России возникли новые задачи — поддержания темповэкономического роста, устойчивого платежного баланса, курса рубля и пр.Во-вторых, хронические провалы в достижении целевых ориентиров денежногопредложения заставляют более пристально взглянуть на то, как денежно-кредитнаяполитика может и должна оказывать влияние на экономику.2.1.Теоретическая основа трансмиссии
Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политикивпервые появился в кейнсианском анализе. Трансмиссионным       или          передаточным    механизмом
(transmission mechanism of monetary policy) Кейнс назвал систему переменных, через которуюпредложение денег влияет на экономическую активность. Последователи Кейнсаизучают влияние денежного предложения на экономическую деятельность с помощьюструктурных моделей, отражающих функционирование экономики, в виде системыуравнений, которые описывают поведение фирм и потребителей в различных секторахнационального хозяйства. Эти уравнения характеризуют каналы, по которымосуществляется воздействие денежно-кредитной политики. В рамках монетаристскогоанализа исследователи не ставят себе задачу показать, посредством чего денежноепредложение влияет на экономику. Эффекты денежно-кредитной политики изучаютсяпутем проверки тесноты связи изменений предложения денег и валового выпуска(или совокупных расходов). Опираясь на сокращенный способ доказательства,монетаризм рассматривает экономику как «черный ящик», внутри которого проходятнеизвестные процессы. Таким образом, в монетаристской теории трансмиссионныймеханизм как таковой отсутствует. С течением времени экономисты пересталирассматривать денежное предложение в качестве главной детерминантымакроэкономических изменений, включая цены. Место денежного таргетированиястало постепенно занимать прямое таргетирование инфляции. По этой причине внастоящее время трансмиссия денежно-кредитной политики определяется какмеханизм, посредством которого применение инструментов центрального банкавлияет на экономику в целом и инфляцию в частности.
         Структуратрансмиссионного механизма состоит из каналов, которые представляют собойсвоеобразные цепочки макроэкономических переменных, по которым передаетсяимпульс изменений, генерируемый денежными властями посредством инструментовденежно-кредитной политики. В экономической литературе нет единства по поводуструктуры трансмиссионного механизма и набора входящих в него каналов. Тем неменее, можно выделить две характерные черты, присущие всем теориям трансмиссии.Первая черта касается способности центрального банка регулировать предложениефинансовых активов, по которым не существует субститутов, «внешних денег», каких иногда называют. Проводя операции на открытом рынке, денежные властиоказывают влияние на ликвидность банковской системы и процентные ставки, чтопозволяет контролировать цены на широкий спектр финансовых активов, каквнутренних, так и иностранных. Вторая общая черта теорий трансмиссии — номинальные жесткости в национальной экономике, которые препятствуютмоментальной корректировке цен. В качестве основных номинальных жесткостей выступают«липкие» товарные цены, негибкая заработная плата и несовершенства финансовогосектора, ограничивающие доступ домохозяйств на финансовые рынки страны.Главными причинами «липких» цен и негибкой заработной платы выступают неявные иявные контракты, «замедленные издержки» и «перегиб кривой спроса», а источникомнесовершенств финансового сектора — неспособность домохозяйств немедленнокорректировать структуру своих сбережений в ответ на экономические шоки.    2.2. Каналы трансмиссионного механизма
         Импульсизменений, передаваемых экономике денежно-кредитной политикой, проходит трифазы развития. На первой фазе инструмент центрального банка оказывает эффект нарыночные процентные ставки и валютный курс. Во второй фазе происходит коррекцияцен на финансовые активы, которая сказывается на расходах домохозяйств и фирм.Изменения, произошедшие в реальном секторе, возвращаются к финансовой системечерез изменения в структуре баланса заемщиков. Начинается второй раундкоррекции рыночных процентных ставок. Наконец, в течение третьей фазынаблюдается макроэкономическая адаптация: изменение темпов экономического ростаи безработицы, что индуцирует пересчет цен и заработной платы. Национальноехозяйство переходит к новому экономическому равновесию. Можно выделитьнесколько схем, по которым во второй фазе трансмиссии импульс денежно-кредитныхизменений влияет на совокупный спрос. Эти схемы и представляют собой каналытрансмиссионного механизма. Таких каналов в экономической теории выделяетсянесколько.
 
Канал процентной ставки (interest rate channel) традиционно считаетсяглавным каналом трансмиссионного механизма. Большинство макроэкономическихмоделей денежно-кредитной политики описывает влияние центрального банка наэкономику через регулирование процентных ставок. Канал процентной ставкихарактеризуется классической IS-кривой в кейнсианской модели или «опережающей» IS-кривой в неокейнсианскоймодели. Исходная идея канала процентной ставки достаточно проста: при данномуровне жесткости цен увеличение номинальной процентной ставки ведет к ростуреальной ставки и издержек привлечения финансовых ресурсов. Удорожаниересурсов, в свою очередь, сказывается сокращением потребления и инвестиций. Иногдаканал процентной ставки разбивается на два канала: «канал замещения» (substitution-effect-in-consumptionchannel) и «канал дохода ипотока наличных поступлений» (income and cash-flow channel). В первом случаеизменение процентной ставки запускает механизм межвременного арбитража. Ростставки снижает стимулы экономических агентов расходовать свои средства втекущий период времени. Расходы переносятся во времени на более поздний период.Как следствие, сокращается внутренние кредитование, номинальные денежныеостатки и реальный совокупный спрос. Канал будет работать, если в экономикешироко распространены потребительские кредиты, кредитные карты и прочиерозничные финансовые услуги, предназначенные для потребителей товаров и услуг.Во втором случае (канал дохода и потока наличных поступлений) изменение процентнойставки оказывает влияние на доходы экономических агентов. Рост ставкиперераспределяет доходы от заемщиков, таких как правительство или молодоепоколение, к сберегателям, например, пенсионным фондам. Это увеличиваетпокупательную способность накопителей, но сокращает ее у заемщиков. В связи стем, что накопители менее склоны тратить сбережения, чем заемщики, тосовокупные расходы снижаются.
 
Канал благосостояния (wealth channel) впервые описывается вгипотезе сбережений в процессе жизненного цикла, разработанной Франко Модильянии Альбертом Эндо. Благосостояние домохозяйств (сбережения) в гипотезе выступаетглавной детерминантой потребительских расходов. В связи с тем, что изменениепроцентной ставки оказывает влияние на ценность долгосрочных финансовыхактивов, в которых размещаются сбережения (акции, облигации, недвижимость,драгметаллы), её рост ведет к снижению благосостояния и падению потребления.
 
В широком каналекредитования (broadcreditchannel) или балансовомканале (balance sheet channel) также присутствуют финансовые активы, но вотличие от предыдущего канала здесь они играют главную роль. В модели,разработанной Бенждамином Бернэнком и Марком Гертлером, активы служатобеспечением кредитов, выдаваемых как фирмам, так и домохозяйствам. Если кредитныйрынок лишен недостатков (т.е. эффективен), снижение ценности обеспечения никакне сказывается на инвестиционных решениях. Однако при наличии информационных иагентских издержек паление цен на финансовые активы ведет к росту процентнойпремии, выплачиваемой заемщиками за внешнее финансирование, что, в своюочередь, провоцирует снижение объема потребления и инвестиций. Нередкобалансовый канал называют «каналом финансового акселератора» (financial accelerator channel).
 
В узком канале кредитования (narrow credit channel) или каналеиздержек привлечения капитала (cost-of-capital channel) основное место занимаетбанковское кредитование. Идея канала банковского кредитования впервые былавыдвинута Робертом Руза в 1951 г., а затем подробно проанализированаБенждамином Бернэнком и Аланом Блайндером в 1988 г. Её суть заключается в том,что центральный банк, уменьшая объем резервов, находящихся в распоряжениикоммерческих банков, тем самым вынуждает их сократить предложение кредитов.Фирмам и домохозяйствам, в значительной степени зависящим от банковскихкредитов и не имеющих им альтернатив, ничего не остается, как урезать своирасходы.
 
Канал валютного курса (exchange rate channel) является ключевымэлементом моделей денежно-кредитной политики в открытой экономике. В его работезадействован непокрытый паритет процентных ставок. Поднимая внутреннююпроцентную ставку по отношению к иностранной, центральный банк провоцирует ростфорвардного валютного курса. Укрепление местной валюты неизбежно приводит ксокращению чистого экспорта и совокупного спроса. В некоторых странах, гденациональное хозяйство во многом является самодостаточным, и его модель близкак закрытой экономике, канал валютного курса зачастую не принимается во внимание
 
Монетаристский канал (monetarist channel) был предложенсовременным апологетом монетаризма Аланом Мелтцером в 1995 г. Канал являетсямонетаристским в том понимании, что им описывается прямой эффект, оказываемыйденежным предложением на цены активов. Согласно Мелтцеру из-за того, что портфельныеактивы не выступают совершенными субститутами, применение инструментовденежно-кредитной политики ведет к корректировке структуры накопленных активови относительных цен на них, что, в конечном счете, затрагивает реальный секторэкономики. В монетаристском канале процентная ставка не играет особой роли,денежно-кредитный импульс изменений передается через денежную базу. Хотямонетаристский канал на уровне макроэкономических моделей и не признанполноценным, его можно использовать в специфическом анализе, как, например, вслучае нулевых процентных ставок в Японии конца 1990-х гг.
В таблице №1 перечислены каналытрансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, входящие в моделицентральных банков стран Европы. Канал валютного курса присутствует абсолютново всех моделях. В уравнении канала учитываются такие ценовые переменные какцены на нефтепродукты, экспортные и импортные товары и услуги. Изменениеторгового баланса приводит к коррекции внутренних цен и заработной платы.Валютный курс оказывает влияние на конкурентоспособность и реальную заработнуюплату, по меньшей мере, в краткосрочном и среднесрочном периоде.
         Канал замещения также существуетво всех моделях. В моделях Центрального Банка Ирландии и ЕвропейскогоЦентрального Банка реальные краткосрочные процентные ставки влияют на текущеепотребление. Почти такой же эффект процентных ставок на потребление описываетсяв моделях Банка Португалии и Банка Греции. В моделях немецкого Бундесбанка иНационального Банка Бельгии на величину потребления на душу населения влияют некраткосрочные, а долгосрочные процентные ставки. В Италии, Австрии и Финляндиипотребительские расходы зависят от банковских кредитных ставок.
         Несмотря на то, что канализдержек привлечения капитала входит в большинство моделей центральных банков,механизмы работы этого канала значительно разнятся. В ряде моделей (например,Банка Финляндии и Европейского Центрального Банка) на частные инвестицииоказывает эффект краткосрочные ставки, в других моделях на инвестиции влияютдолгосрочные ставки (Центрального Банка Ирландии, Банка Испании, немецкогоБундесбанка). Существует также вариант с комбинацией обеих ставок (БанкФранции, Центральный Банк Люксембурга, Национальный Банк Бельгии, БанкПортугалии).
         Совмещенный канал дохода и потоканаличных поступлений исключен из моделей Банков Греции и Ирландии, в связи стем, что в этих странах финансовые портфели домохозяйств и фирм не играютзначительной роли в экономике. В модели Национального Банка Бельгии каналдохода и потока наличных поступлений учитывает также эффект перераспределенияпортфеля домохозяйств и фирм.
         Канал благосостояния вызываетнаибольшие дискуссии среди экономистов центральных банков. Он не входит вмодели Германии, Греции, Испании, Франции и Португалии. В тех моделях, где онприсутствует, причиной изменения благосостоянии является  колебание  цен  на финансовые  активы  (МЗ,   облигации,   акции  и  чистые иностранные активы). Вмодели Центрального Банка Австрии курс акций является эндогенной переменной.Такую же природу имеют цены на недвижимость в модели Банка Финляндии истоимость финансового портфеля, состоящего из недвижимости, акций и облигаций,в модели Национального Банка Бельгии. Кроме того, в моделях Банка Финляндии иНационального Банка Бельгии благосостояние влияет не только на потребление, нои на жилищные инвестиции через цены на недвижимость.
         Кроме перечисленных каналовкаждый центральный банк разработал свои собственные специфические каналы,учитывающие национальные особенности экономики. Например, инфляционный канал (inflation channel), объясняет динамикупотребления во Франции с точки зрения эффекта Пигу. В немецкую модель входитмонетаристский канал, передающий импульсы изменений через процентную ставку.Она, в свою очередь, оказывает влияние на инфляцию через ценовой гэп,представляющий собой отклонение текущего уровня цен от равновесного уровня ценсогласно модели «Р-star». Монетаристский канал, учитывающийся также в модели ЕвропейскогоЦентрального Банка, предполагает, что инфляция в долгосрочной перспективеявляется денежным феноменом. Снижение процентной ставки в модели немецкогоБундесбанка приводит к сжатию агрегата МЗ, что вызывает падение цен вкраткосрочном периоде. В итальянской модели существуют также два дополнительныхканала: канал ожиданий (expectations channel), характеризующийвлияние изменений в денежно-кредитной политике на инфляционные ожидания, атакже портфельный канал (portfolio channel), описывающий эффектперераспределения портфелей домохозяйств и фирм. Последний канал также входит вмодель Национального Банка Бельгии, однако там он совмещается с каналом доходаи потока наличных поступлений.[4]
Таблица 1. «Каналытрансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в моделях ведущих центральныхбанков»
Источник: van Els P., Locarno A.,Morgan J. and Villetelle J.-P. Monetary policy transmission inthe euro area: What do aggregate and national structural models tell us?
ECB Working Paper №94, December 2001.
Центральный банк Канал валютного курса Канал замещения Узкий канал кредитования Канал дохода и потока наличных поступлений Канал благосостояния Национальный Банк Бельгии
+ *
+ *
+ Немецкий Бундесбанк
+ +
+
+
- Банк Греции
+ +
+
-
- Банк Испании
+ +
*
+
- Банк Франции
+ +
*
+
- Центральный Банк Ирландии
+ +
*
-
+ Банк Италии
+ +
+
+
+ Центральный Банк Люксембурга
+ +
+
-
+ Банк Нидерландов
+ +
+
*
* Центральный Банк Австрии
+ +
+
+
* Банк Португалии
+ +
+
+
- Банк Финляндии
+ +
+
+
* Европейский Центральный Банк
+ +
+
+
+
«+» — канал входит в модель, «-»специфические особенности.
    2.3.Финансовые системы
В зависимости от типа национальнойфинансовой системы денежно-кредитные импульсы могут проходить по тем либо инымканалам трансмиссионного механизма. В зарубежной экономической литературеразличаются две финансовые системы — антагонисты. В первой, банковскойфинансовой системе (bank-based system or bank-oriented system), финансовые ресурсыраспределяются преимущественно через банковский сектор экономики. Во второй, рыночнойфинансовой системе (market-based system or market-oriented system), финансированиереального сектора экономики осуществляется через рынок ценных бумаг. Наиболееяркими представителями обоих типов систем выступают Соединенные Штаты иГермания (см. табл. 2). В США финансовая система целенаправленно стоилась супором на развитие рыночной конкуренции и диверсификации рисков. На протяжениидесятилетий кропотливо велась работа по совершенствованию рынка ценных бумаг.Его основы были заложены после финансового кризиса и Великой Депрессии: в 1927г. был принят Закон МакФэддена, запрещавший создание отделений банков в другихштатах, в 1933 г. — Закон Гласса-Стигола, разделивший банки на коммерческие иинвестиционные, и т.д. В Германии после Второй мировой войны перед властямистояла сложнейшая задача воссоздания финансовой системы и подъема экономики изруин. Хотя в период оккупации Германии союзниками предполагалось на немецкуюпочву перенести англосаксонскую модель финансовой системы, тем не менее, в ходепослевоенного развития произошла концентрация финансовых ресурсов в рукахбанковского сектора. На авансцену выдвинулись крупные банки, которыесосредоточили в своей собственности большую часть промышленных предприятий. Врезультате финансовые ресурсы стали перераспределяться не через фондовый рынок,а через банковские институты. В настоящее время рыночная финансовая системанаиболее ярко представлена кроме США в Великобритании и Канаде, а банковскаяфинансовая система — кроме Германии в Австрии и Японии. Как правило, банковскиесистемы больше присущи развивающимся странам, в то время как рыночные системы — развитым странам (см. табл. 3)[5].Хотя в 1990-е гг. во всем мире наблюдается дрейф национальных финансовых системв сторону рыночной системы, четкое разделение обоих типов систем продолжаетсохраняться.
Таблица 2.Структура национальных финансовых активов и пассивов
трехкрупнейшихмировыхэкономик
 
Источник: Baba N. and Hisada T. Japan'sFinancial System: Its Perspective and the Authorities' Roles in Redesigning andAdministrating the System. IMES Discussion Paper №02-E-l, 2002.[6]
СТАТЬЯ БАЛАНСА
США
ЯПОНИЯ
ГЕРМАНИЯ
Структура пассивов нефинансового сектора Кредиты в национальной валюте 12,1% 38,8% 33,3% Долговые ценные бумаги 8,2%
9,3%
1,3% Акции и паи 66,6% 33,8% 54,3% Торговые и валютные кредиты 13,0% 18,1% 11,0%
Структура финансовых активов домохозяйств Наличные денежные средства и депозиты 9,6% 54,0% 35,2% Долговые ценные бумаги 9,5%
5,3% 10,1% Инвестиционный траст 10,9%
2,3% 10,5% Акции и паи 37,3%
8,1% 16,8% Страхование и пенсионные резервы 30,5% 26,4% 26,4% Прочие финансовые активы 2,2%
3,9%
1,1%
 
Таблица 3.
Классификация стран по типу финансовойсистемы в соответствии со сводным индексом финансовой структуры.
Источник: Demirguc-Kunt Asli and LevineRoss. Bank-based and Market-based Financial Cross-Country Comparisons.Unpublish Manuscript. University of Minnesota, June 1999.
Место
Банковская финансовая система
Рыночная финансовая система
Банковская финансовая система
Рыночная финансовая система
Финансово развитые страны
Финансово неразвитые страны 1 Панама Нидерланды Бангладеш Дания 2 Тунис Таиланд Непал Перу 3 Кипр Канада Египет Чили 4 Португалия Австралия Коста-Рика Ямайка 5 Австрия ЮАР Барбадос Бразилия 6 Бельгия Южная Корея Гондурас Мексика 7 Италия Швеция Тринидад и Тобаго Филиппины 8 Финляндия Великобритания О-в Маврикий Турция 9 Норвегия Сингапур Кения - 10 Новая Зеландия США Эквадор -
Если достоинство рыночной финансовойсистем заключается в эффективности распределения ресурсов, то главный «плюс»банковской системы состоит в её высокой стабильности. В рыночной системе оценкаинвестиционных проектов (кредитоспособности заемщика) производится на основеобщедоступной информации. В банковской системе, наоборот, в связи с тем, чтокредитные учреждения налаживают тесные контакты со своими заемщиками иорганизуют мониторинг их рисков, информация, необходимая для анализа, носитчастный закрытый характер. Вследствие информационной асимметрии эффективностьраспределения ресурсов в обеих финансовых системах зависит от разных факторов.В рыночной системе она определяется качеством общедоступных сведений и зависит отусловий работы инвесторов и управляющих. Необходимо, чтобы инвесторы былиобеспечены достаточным объемом высоко точной информации, позволяющей имсамостоятельно принимать адекватные решения.    Корпоративные управляющие, всвою очередь, должны придерживаться строгих дисциплинирующих правил воизбежание риска недобросовестного поведения. В конечном итоге эффективностьрыночной системы задается правовыми нормами, прежде всего, антимонопольнымзаконодательством и стандартами раскрытия информации; системами налогообложенияи отчетности; депозитарно-клиринговой инфраструктурой и другимиинституциональными факторами. В банковской системе эффективность распределенияресурсов достигается благодаря высокому качеству риск-менеджмента в банковскихинститутах. В случае чрезмерной информационной асимметрии, прежде всего, прикредитовании малого бизнеса, мониторинг, проводимый ссудодателем, обладает лишьчастичной эффективностью. По этой причине банковская финансовая система большеприсуща странам, где сложилась олигополия в реальном секторе.
В рыночной системе главную опасность длядомохозяйств и фирм представляют колебания цен на финансовые активы,случающиеся вследствие экзогенных шоков. Из-за того, что экономические агентырасполагают большими портфелями фондовых активов, они становятсячувствительными к волатильности финансовых рынков. Основной задачейцентрального банка в рыночной системе является снижение волатильностифинансовых рынков, что ведет к росту стабильности всей системы. В банковскойфинансовой системе домохозяйства и фирмы мало чувствительны к колебаниям цен нафинансовые активы. Временные шоки, включая изменения в денежно-кредитнойполитике, не оказывают на них напрямую влияние, поскольку шоки поглощаютсябанковским сектором. Стабильность банковской системы достигается за счетдолгосрочных связей между банками, корпорациями и домохозяйствами. Совместноони способны достигнуть больших экономических выгод, чем в одиночку. отсутствиепостоянных шоков или структурных изменений, способных разрушить долгосрочные связимежду тремя группами агентов. В рыночной финансовой системе, напротив, каждыйэкономический агент действует самостоятельно на свой страх и риск, в результатечего он максимизирует выгоды только в краткосрочной перспективе.
         Особенностиструктуры национальной финансовой системы определяют специфику работытрансмиссионного механизма. В частности, характеристики национальных банковскихструктур определяют ответную реакцию банковского кредитования на изменения вденежно-кредитной политике. Рассмотрим наиболее важные характеристикибанковской системы, влияющие на трансмиссию.Глава 3. Характеристика и проблемы развитияДенежно-кредитной системы России и стран ЦВЕ3.1 Проблемы денежно-кредитной систему в России
         Вближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпыэкономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизнинаселения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля,формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и,соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений,инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика,направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад вусиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.Таким образом, по мнению автора, следует остановиться на некоторых проблемах денежно-кредитнойполитики по подробней[7].Итак:
1. В настоящее время Россия как странас открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степенизависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеетвозможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. Поканалам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валютыустойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовымиинструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовыхпотоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран,необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, преждевсего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.
2. В настоящее время российскаяэкономика в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала взначительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок.В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политикиучитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом.В условиях, когда денежное предложение формируется в основном черезприобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, рольпроцентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политикиявляется ограниченной. Тем не менее в настоящее время формируются условия дляповышения роли процентной ставки при проведении денежно-кредитной политики.В предстоящий период в условиях функционирования Стабилизационного фондаРоссийской Федерации, обеспечивающего кроме долгосрочной стабильностигосударственного бюджета стерилизацию избыточной ликвидности в экономике, БанкРоссии будет по мере необходимости расширять объемы рефинансирования кредитныхорганизаций.
3.В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи междуденежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы приростаденежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежноймассы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политикиБанка России. Тем не менее характеристики денежной массы остаются важнымориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционныхожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуетсячерез составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг еепоказателей.
4.Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры ипродолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержкуденежно-кредитной политики Банка России действиями ПравительстваРоссийской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной исоциальной политики. В связи с этим меры по формированиюСтабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемыхцен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы,осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частьюантиинфляционной политики в России.3.2.Проблемы развития денежно-кредитной политики в странах центральной и восточнойЕвропы.
         Сконца 80-х – начала 90-х годов страны Восточной Европы и республики бывшегоСССР прошли длинный путь реформирования своих экономик. На начальных стадияхэтого пути большинству из них пришлось столкнуться с экономическим  спадом ивысокой инфляцией. Естественно, глубина спада и дестабилизация сферы денежногообращения сильно различалась по странам. Тем не менее, к концу 90-х годовбольшинство стран завершило глубокие институциональные преобразования и пришлов XXI век с экономикой, начавшей рост, и снижающейся инфляцией. Более четкоспецифицировать стадии перехода мы не будем, но, вполне очевидно, что передорганами государственного регулирования, в том числе и денежно-кредитного,встали качественно новые задачи и проблемы. Российская Федерация вышла на этустадию экономической трансформации к 2000 году после известного кризиса августа1998 года. Эмпирический опыт показывает, что стабилизационная программа,заключающаяся в выводе годовых показателей инфляции на уровень близкий к одномузнаку, может быть успешной при использовании различных якорей денежно-кредитнойполитики. При этом должны соблюдаться определенные условия: высокий уровеньпокрытия денежной базы валютными резервами при режиме фиксированного курса иотсутствие обязательств центрального банка по достижению иных целей, способныхвступить в конфликт с основной, в частности, по эмиссионному финансированиюдефицита государственного бюджета. Последнее имеет решающее значение приосуществлении программы, основанной на таргетировании денежного предложения.
         Что касается непосредственно самих проблем и перспектив развитияденежно-кредитных систем, то впоследние годы широко обсуждается вопрос опоследствиях вступления стран Восточной Европы в Европейский союз, исследуютсяпреимущества и недостатки такого экономического и политического шага длястран-кандидатов[8].Одним из самых важных моментов в этом процессе нам представляется возможноевступление этих стран в зону евро, т.е. принятие ими евро в качествеофициального платежного средства и отказ от национальной валюты. В связи с этимбудет интересно рассмотреть такой режим валютной политики как полная долларизация(fulldollarization), то есть введение валюты другой страны на своейтерритории в качестве законного средства обращения[9],что фактически и будет иметь место в странах Восточной Европе в случае ихвступления в зону евро. В данном разделе мы рассмотрим достоинства и недостаткиполной долларизации на основе имеющегося опыта ряда стран по ее применению(прежде всего, это страны, вводившие американский доллар в качестве законногосредства обращения). Необходимо отметить, что термин «полная долларизация»применяется при введение в качестве национальной валюты не только доллара США,но и любой другой стабильной валюты (например, евро). Cледует также заметить,что существуют значительные различия в анализе последствий неформальной иполной долларизации, связанные с переходом от неформальной к формальной полнойдолларизации. В данной работе анализируются результаты именно формальной полнойдолларизации. Иными словами, власти страны законодатлеьно принимают решение оконвертации всех частных и государственных счетов и долгов в доллары, принятиедоллара в качестве законного платежного средства (в большинстве случаев –единственного) платежа на территории страны.
Опыт стран, принявших режим полнойдолларизации
         Одним из исторически первых примероввалютного режима, аналогичного полной долларизации, является политика странзоны франка КФА в западной и центральной Африке. Эта зона включала в себя 14стран региона, валюты которых были привязаны кфранцузскому франку в 1948–1994годах на условиях режима фиксированного валютного курса (валютного комитета)[10].Во второй половине 1980-х годов и начале90-х годов XX века в этих странахнаблюдалась стагнация производства, связанная с ростом курса франка поотношению к доллару США. Реальная стоимость национальных валют также увеличивалась,ухудшая условия торговли, что привело к отрицательным последствиям для экономикстран региона. В 1994 году все 14 странрешились на 50%-ую девальвацию,фактически, отказавшись от франка КФА, при ряд во многих случаях наблюдалсярост инвестиций и подъем национальной экономики. Необходимо отметить, чтовнутренняя стабильность, которая является последствием полной долларизации,относительна, так как она основана прежде всего на стабильности той валюты,которая вводится страной в качестве законного средства обращения. В то жевремя, после распада Бреттон-Вудской системы относительные колебания курсовосновных мировых валют были порой довольно значительными. В 1990-х годах темпыинфляции в индустриально развитых странах мира уменьшилась, а мобильность капитала,а также масштаб капитальных потоков значительно увеличились. Устремившиеся вразвивающиеся страны инвестиции создали новую угрозу – спекулятивные атаки вслучае, если национальная валюта имеет признаки неустойчивости. Обычно жертвытаких валютных кризисов применяли тот или иной вид режима фиксированноговалютного курса. Популярным становится тезис о том, что в мире с высокоймобильностью капитала привязка валютного курса сама по себе притягиваетспекулятивные атаки, и что приемлемыми в такой ситуации являются только крайниерешения, такие как свободно плавающий обменный курс или валютный комитет.Сторонники полной долларизации отвергают обе эти альтернативы. Они утверждают,что свободное плавание валюты недоступно большинству развивающихся стран в связис большими рисками колебания обменного курса[11].В связи с этим только крупнейшие развивающиеся страны, такие как Корея, Бразилияи Мексика, могут применять режим плавающего обменного курса. Однако и в этихстранах такая система работала с отдельными срывами. Режимы фиксированногообменного курса, как правило, подвергались многочисленным спекулятивным атакам.Аргентина и Гонконг, успешно используя режим валютного комитета, тем не менееиспытывали значительное увеличение процентных ставок и рецессию в последнеевремя в связи со спекулятивными атаками, докатывающимися до них из других стран[12].Относительно недавно Аргентина была вынуждена фактически отказаться от режимавалютного комитета, девальвировав национальную валюту, вследствие долговогокризиса. Учитывая все эти факты, в начале 2000 года Эквадор в условияхглубокого экономического и политического кризиса решил ввести американскийдоллар в качестве законного средства платежа. Вскоре его примеру последовал иСальвадор. Экономисты начали обсуждать возможность введения полной долларизациивсеми развивающимися странами[13].Ободренные примером европейских стран, отказывающихся от национальных валют впользу евро, стали звучать предложения Канаде ввести американский доллар помере дальнейшего развития Северо- Американской Ассоциации Свободной Торговли(НАФТА)[14].В таблице «Независимые страны осуществившие полную долларизацию»  приведеннаиболее полный список стран, осуществлявших полную долларизацию, со второйполовины XX века.
Таблица «Независимые страны осуществившие полную долларизацию» 
/>3.3.Последствия введения евро
ЕС являетсяглавным торговым партнером России, на долю которого приходится 40 % еевнешнеторгового оборота и иностранных инвестиций и еще большая доля внешнейзадолженности[15].В связи с этим введение евро прямо затрагивает российские экономическиеинтересы, по крайней мере, по шести основным направлениям:
1) уженачалась реденоминация в евро всех российских активов и пассивов за рубежом,выраженных в западноевропейских валютах, включая государственный внешний долг,прочие обязательства, гарантированные государством, собственность, акционерныйкапитал российских (смешанных) предприятий, а также прочие ценные бумаги,депозиты и иные инструменты, принадлежащие в «зоне евро» российскимюридическим и физическим лицам;
2) назреваетпересмотр валютных условий российских внешнеторговых контрактов со странами«зоны евро». До сих пор значительная их часть заключается в долларах,особенно при поставках сырьевых товаров;
3) предстоиттакже пересчет в евро всех активов и пассивов в заменяемых валютах, размещенныхв России. Это прежде всего вклады иностранных партнеров в совместныепредприятия, иностранные ценные бумаги в российском финансовом обороте,депозиты и т. д.;
4) очевидно,в изменяющихся условиях Центральному банку Российской Федерации предстоитскорректировать корзину своих валютных резервов, а также решить вопрос, займетли в ней евро лишь суммарную долю заменяемых валют или же большую часть.Правительству России предстоит решить вопрос о допуске евро на внутреннийвалютный рынок и об условиях такого допуска;
5) экономияна золотовалютных резервах ЭВС может привести к частичному сбросу золотацентральными банками его стран-членов, что может сбить рыночные цены на золото.Соответственно следует тщательно отслеживать возможности такого сброса с цельюоптимизации ценовых условий российских золотых продаж;
6) так какособенностью России является наличие на руках у населения значительной массыиностранных валют, заменяемых евро, можно ожидать их ажиотажного обмена исвязанного с этим произвола банков. Во избежание этого нужно заранее заказать вЕЦБ необходимую для обмена сумму банкнот евро.
Евро вполнеможет сыграть для России еще одну специфическую роль — выступить припрофессиональном ведении дела инструментом дедолларизации российской экономики.
21 апреля1998 г. Комиссия ЕС подготовила для первой сессии Комитета сотрудничестваРоссия — ЕС специальный аналитический документ под названием ДокументГенерального директората II Комиссии ЕС, который содержит некоторые соображенияпо поводу того, в какой степени российские власти могли бы рассмотреть коррекциюдоллара как денежного эквивалента в экономике России в пользу болеесбалансированного подхода, который мог бы подразумевать привязку российскогорубля к корзине валют с существенной ролью евро в ее наборе.
15 февраля1999 г. на Конференции Брюссельского центра по изучению европейской политики(БЦИЕП) бывший посол ЕС в Москве М. Эмерсон, ныне занимающийсяисследовательской работой в БЦИЕП и Лондонской школе экономики, изложилконцепцию «евроизации» российской экономики. По его мнению, в видестабильной евро под российскую экономику будет подведена прочная база, дающаянадежду на избавление от долларизации и дефолта.
ДолларизацияРоссии исторически сложилась потому, что именно в долларах деноминировано до2/3 ее внешнего долга и платежей по нему; долларовый рынок является наиболееемким для частных заимствований; в основном только в долларах оформляютсяконтракты на экспорт сырья.
         Такаядолларизация с самого начала противоречила не только национальным интересам, нои характеру внешнеэкономических связей страны; сейчас она приходит встолкновение и с ведущими тенденциями мировой валютной конъюнктуры. В мире идетпостепенный отказ от доллара, а его гипертрофия в мировой валютной системеоборачивается нестабильностью для его держателей, ибо: доля доллара в обслуживании43 % мирового хозяйственного оборота никак не соответствует реальной доли США в20 % ВВП и 15 % оборота мировой торговли. Поэтому она постепенно и объективноснижается;  доля США во внешней торговле самой России составляет не более 5 %,то есть рубль оказывается на 2/3 привязанным к наиболее экономически удаленнойот него валюте и к экономике страны, с которой у народного хозяйства Россиисуществует минимум взаимоотношений. Это противоречит хозяйственным критериямдобровольного вхождения любой страны в определенную валютную зону и делает дляРоссии долларизацию скорее психологическим, чем экономически оправданнымфеноменом, то есть объективно ставит формирование обменного курса рубля на базуне реальных экономических сопоставлений, а спекулятивных ожиданий. Какследствие, рубль не раз оказывался недооцененным по отношению к доллару даже нев кризисное время, что вело к утере части национального богатства России притоварообмене и к занижению реальной стоимости ее активов, приобретаемыхиностранными инвесторами при капиталовложениях в ее экономику и приприватизации. Таким образом, доходы нерезидентов при покупке российскихГосударственных краткосрочных облигаций (ГКО) оказывались намного выше, чемказначейские обязательства других государств.
         Характерно,что в этих условиях уже и российский финансовый рынок начал демонстрироватьотказ от доллара. За последние пять лет доля внешней задолженности России,деноминированная в европейских валютах, возросла, по оценкам экспертов ЕС, с1/4 до 1/3 и продолжает увеличиваться, в том числе из-за размещения евробондов.
По оценкамспециалистов, новая валютная единица евро снимает ряд прежде уникальныхпреимуществ доллара, а именно:
1) с цельюэкономии на накладных расходах и валютных рисках многие европейские трейдерыпереходят на евро как валюту контрактов даже в торговле сырьевыми товарами;
2)объединенный рынок капитала, заменяющий на базе евро прежде узкие иразрозненные рынки стран ее «зоны», станет со временем не менее емкими ликвидным, чем американский;
3) наконец,страны «зоны евро» имеют в МВФ блок в 30 % голосов против 18 % у США,а это немаловажно при известных особых отношениях МВФ и России.
В этихусловиях объективно складываются предпосылки для отказа от неоправданнойпривязки рубля исключительно к доллару и перехода на его привязку к корзинемеждународных валют, где немалую роль будет играть евро, которая опирается наколлективные золотовалютные резервы стран ее «зоны» и ихупорядоченные государственные финансы (подчиняющиеся общим критериям стабилизациии)и которая, очевидно, будет более стабильной в курсовом смысле, чем доллар.Перед нею открыты перспективы доминирующего применения в странах Центральной иВосточной Европы, Прибалтики, присоединяющихся к ЕС, которые являютсятрадиционными внешними рынками России. Наконец, существующее Соглашение опартнерстве и сотрудничестве Российской Федерации и ЕС создает определеннуюбазу для взаимодействия компетентных российских финансовых органов инаднациональных валютных органов ЕС, управляющих «зоной евро», что,естественно, отсутствует между Россией и Федеральной резервной системой США.
К тому же самдопуск евро во внутрироссийский валютный оборот вполне может предполагатьвстречные торгово-политические уступки со стороны ЕС.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
         Подводяитоги изложенному, можно следующим образом определить спрос на деньги: этоспрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения,внешнеэкономических сделок для осуществления финансовых операции по приобретениюгосударственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос на деньги оказываетдинамика физического объема продукции, а также цены. Базовой основой спроса наденьги являются денежные остатки средства на счетах субъектов рынка исклонность субъектов рынка к сбережениям, доверие к национальной денежнойединице и к кредитной политике Центрального банка.
         Изобретениекредита вслед за деньгами является гениальным открытием человечества. Благодарякредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личныхпотребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительного привлечения ресурсовполучило возможность их преумножить, расширить хозяйство, ускорить достижениепроизводственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получаютвозможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своегодела либо приблизить достижение своих потребительских целей, скорее получить всвое распоряжение вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, онимогли бы владеть лишь в будущем.
         Кредитво многом является условием и предпосылкой развития современной экономики,неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупныепредприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные иторговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так иотдельные граждане.
         Нашаэкономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это периододновременно и ломки старой государственной системы управления, и созданиягосударством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтовконтроля, налоговых сборов и т. п.), без чего рынок превращается в «дикоеполе» разбоя. А кроме того, переходная экономика требует проведенияактивной структурной политики. Знание теории и опыта развитых стран, пониманиеусловий, в которых дает эффект та или иная мера экономической политики,способны и помочь, и уберечь от ошибок.
         Денежно-кредитнаяполитика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенныйвклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структурыэкономики. Являясь основой для обеспечения устойчивости рубля, низкая инфляцияспособствует формированию позитивных ожиданий экономических агентов, снижениярисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений,инвестиций и потребительских расходов.
         Несмотря на проблемы рассмотренные втретьей главе, на примерах стран ЦВЕ, таких как, нестабильностьденежно-кредитной системы, разрыв межгосударственных связей,«закредитованность» стран,  долларизация, по мнению автора применительно кнашей стране не мнение важной проблемой является зависимость денежно-кредитнойсистемы страны от ярко выраженной сырьевой составляющей структуры экономикистраны и зависимость от внешне экономической конъюнктуры. В связи с этим добавим,что совокупные производственные мощности нашей страны имеют неудовлетворительное состояние, и в ближайшем будущем будут не в состоянииобеспечивать запросы современного российского, потребителя не говоря уже озарубежных. Это, безусловно, является последствиями неправильнойденежно-кредитной системы. В первой главе нами был рассмотрен опыт и некоторыепроблемы, с которыми сталкивались зарубежные страны с переходными и рыночнымиэкономиками. На наш взгляд, необходимо использовать оставленный этими странамиопыт и применяя дифференцируемые методики внедрения такого опыта, в условияхособенностей национальной экономики существует реальная возможность пройтисхожий период эволюции российской экономики с минимальными потерями.
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ
 
1. Вестник БанкаРоссии, Центральный банк РФ. — 16 декабря 2004. —      №   70
2. М. Капустин,Журнал «Международного права и международных отношений», №4, 2004
3. Общая теорияденег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ, 2003.
4. Драбазнина Л. А.,Окунева Л. П., Андросова Л. Д. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. –М.: ЮНИТИ, 2000.
5. Трошин А. Н.,Фомкина В. И. Финансы, денежное обращение и  кредит. – М., 2000.
6. Финансы, денежноеобращение, кредит./Под ред. Сенчалова В. К., Архипова А. Н. – М.: Проспект,2000.
7. Mishkin,F. (1996) “What Monetary Policy Can and Can not Do”, Osterreichische NationalBank, Viena;
8. Aslund,A., P. Boone, S. Johnson (1996) “How to Stabilize: Lessons from PostcommunistCountries”, Brookings Papers on Economic Activity, 1, pp. 217–291.
9. Bruno,M., W. Easterly (1996) “Inflation Crises and Long-Run Growth”, mimeo.Washington: World Bank.
10. vanEls P., Locarno A., Morgan J. and Villetelle J.-P. Monetary policy transmissionin the euro area: What do aggregate and national structural models tell us? ECBWorking Paper №94, December 2001.
11. Demirguc-KuntAsli and Levine Ross. Bank-based and Market-based Financial Cross-CountryComparisons. Unpublish Manuscript. University of Minnesota, June 1999.
12. CalvoG., C. Reinhart (2000) “Reflections on Dollarization” in Currency Unions. Stanford:Hoover Institute Press.
13. Goldfajn,I., G. Olivares (2001) “Full Dollarization: The Case of Panama”, Economia,2.
14. Hanke,S., K. Schuler (1999) «A Monetary Constitution for Argentina: Rules for Dollarization»,Cato Journal, 18, pp. 405–419
15. Williamson,J. (2000) «Exchange Rate Regimes for Emerging Markets».
Washington DC: Institutefor International Economics.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.