Реферат по предмету "Экономика"


Государственное регулирование внешней торговли, понятие, методы регулирования. Внешнеторговая по

--PAGE_BREAK--
Экспортная субсидияпровоцирует продавцов завоевывать внешний рынок с помощью заниженной цены. На внешних рынках данный товар при введении экспортной субсидии дешевеет, что означает ухудшение условий торговли. Превышение выгод субсидирования над ущербом от ухудшения условий торговли является условием получения чистого выигрыша. Экспортные субсидии в мировой экономике обычно не превышают 1% стоимости экспорта обрабатывающей промышленности развитых стран.

Субсидирование в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО) считается формой нечестной конкуренции, что не мешает высокоразвитым странам субсидировать сельскохозяйственную продукцию.

Вернемся к анализу политики протекционизма. Зарубежные и отечественные экономисты выделяют несколько его форм:

·                         селективный протекционизм – против отдельных стран или товаров;

·                         отраслевой протекционизм – защита определенных отраслей;

·                         коллективный протекционизм – единая таможенная политика по отношению к третьим странам;

·                         скрытый протекционизм – во внутренней экономической политике;

·                         неопротекционизм – установление административных, финансовых, кредитных, технических и прочих барьеров.

Протекционистская политика носит конфликтный характер, ограничение импорта сдерживает развитие соседа, это политика «Разорения соседа».

Либерализация во внешнеторговой политике предполагает снятие барьеров на пути развития внешнеэкономических связей. Эта тенденция проявляется в различных союзах и интеграционных группировках.

На стремление к либерализации в мировом хозяйстве указывают все большая открытость экономик стран (растущие экспортная и импортная квоты), снижение уровня таможенных пошлин, отмена количественных ограничений на ряд товаров. Косвенным свидетельством служат объемы мирового товарооборота, увеличившиеся с 1950 года по 2000 в 11,6 раз. [4] В настоящий момент эта величина составляет 25108 млрд долларов США.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.

Содержание внешнеторговой политики заключается в регулировании эффективности направлений и объемов внешней торговли в целях поддержания внутреннего рынка страны, его сбалансированного и устойчивого роста. Для современной внешнеторговой политики характерен поворот к продвижению на внутренний рынок достижений научно-технического прогресса (НТП).

Более подробно мы рассмотрим методы регулирования потоков  внешней торговли в следующей части данной работы.


2       Государственное регулирование внешней торговли
2.1       Государственное тарифное регулирование внешней торговли
Секретариат Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) в качестве методов государственного регулирования внешней торговли рассматривает тарифные и нетарифные барьеры. Нетарифные барьеры были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли». Наиболее распространены тарифные барьеры, подразделяющиеся на таможенные пошлины (тарифы) и таможенные квоты. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно он содержит:

— названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами;

— ставки пошлин с указанием их метода исчисления;

— перечень товаров, пропускаемых беспошлинно. [19]

Кроме того, таможенные органы импортирующей страны с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара (например, для начисления соответствующей ставки импортной пошлины, в том числе, в случае предоставления товарам режима преференций) требуют сертификат происхождения товара (документ, подтверждающий страну происхождения товаров). [20]

Классификация тарифов по критерию объекта таможенного обложения.

Импортныепошлины – сборы, взимаемые с таможенной стоимости товаров при пересечении ими таможенной границы государства по  установленным ставкам. Стоимость их включается в продажную цену. [7]

Результаты введения импортных пошлин.

Защита отечественного производства и сохранение достигнутой занятости. Пошлина делает импортный товар дороже. Потребитель покупает более дешевый товар, поддерживая внутреннее производство.

Пополнение доходной части бюджета. Для правительств стран с низкими доходами таможенные сборы становятся инструментом решения макроэкономических внутренних проблем за счет мирового рынка.

Средство для балансирования платежного баланса и валютного курса страны. При пассивном платежном балансе иностранная валюта оказывается в дефиците, правительство увеличивает таможенный тариф на импорт, что вызывает сокращение выручки импортеров и оттоков иностранной валюты.

Защита национальных производителей от демпинга. При угрозе демпинга страна поднимает ставку тарифа, что ведет к удорожанию импорта и уравнивает его цену с национальным товаром.

Защита новых отраслей. Поддерживаются растущие отрасли, способные в перспективе укрепить внутренний рынок, включиться в процесс модернизации. Структура импортных тарифов защищает национальных производителей  готовой продукции и не препятствует ввозу сырья.

Экспортные пошлины. Ими облагаются вывозимые товары в целях:

· пополнения доходной части бюджета (фискальная функция);

· повышения цен мирового рынка. Такая мера используется странами-экспортерами, являющимися монополистами на мировом рынке;

· увеличения предложения на внутреннем рынке при дефиците облагаемой пошлиной продукции, ее чрезмерном экспорте.

В развитых странах экспортные пошлины как неэффективный рычаг экономической политики обычно не применяют. В отдельных развивающихся странах поступления от такого тарифа составляют до половины доходов.

После введения экспортного тарифа происходит:

· сокращение объемов экспорта;

· увеличение товарного предложения на внутреннем рынке;

· сокращение внутренних цен.

Транзитные пошлины. Взимаются с товаров, пересекающих территорию данной страны транзитом. В странах ЕС такие пошлины практически отсутствуют. Но, например, Латвия формирует около трети доходной части бюджета за счет транзита российских товаров на запад.

Классификация таможенных пошлин по способу взимания.

Адвалорная пошлина. Применяется к дифференцированному продукту. Устанавливается в процентах от величины стоимости импортируемых товаров.

Специфическая пошлина. Начисляется на единицу облагаемого товара. Чаще всего накладываются на стандартизированную продукцию. Она более объективна, чем адвалорная, но зависит от цен на облагаемые товары.

Комбинированные пошлины. Они сочетают в себе оба предыдущих вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не меньше 10 долларов за 1 тонну или штуку).

В международной практике существует два подхода в определении таможенной стоимости: американский и западноевропейский. В США для импортных товаров таможенная стоимость исчисляется по внутренней цене страны-продавца (или мирового рынка). Такой метод получил название ФОБ.

В Западной Европе используют метод СИФ (стоимость, страхование, фрахт). Дополнительные компоненты увеличивают размеры пошлины.

Рассмотрим влияние тарифа на экономику малой страны. [7]

Используется краткосрочная модель. Исходные позиции таковы: объемы спроса превысили величину предложения, недостающую товарную массу страна импортирует. После введения тарифа происходит:

·                         повышение внутренней цены товара;

·                         уменьшение объема импорта.

Население понесет потери: сократится объем потребления импорта, а плата за тот объем потребления, от которого не отказываются, возрастет.

Дополнительный доход производителей, занимающихся импортозамещением, оплатили покупатели. Тариф привел к перераспределению доходов.

Таможенные тарифы снижают уровень благосостояния страны: потребители теряют больше, чем выигрывают государство и производители.

На экономику большой страны импортный тариф в краткосрочном периоде влияет аналогично. Однако, уменьшение импорта в большой стране сокращает мировой спрос на эту продукцию. Большая страна представляет собой монопсонию,  сокращение покупок ею создает избыток импорта в мире. Безусловно, большая экономика, вводя тариф, повышает уровень экономического роста и общего благосостояния. Удешевление импорта наряду с улучшением условий торговли ведет к росту чистого товарного экспорта. Но для стран, которые являются экспортерами этого товара, условия торговли ухудшаются, экспорт дешевеет из-за тарифа. Преимущества большой страны происходят за счет ущемления интересов малой, происходит перераспределение доходов в пользу принимающей стороны. [7]
2.2       Нетарифные методы регулирования внешней торговли
Административные количественные ограничения объемов импорта и экспорта представляют форму нетарифного регулирования торгового оборота. Такие ограничения могут быть выставлены как по величине стоимости продукции, так и по ее физическому объему.

Нетарифные методы не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Другой причиной применения количественных ограничений является их относительная техническая легкость. Стратегию выхода на необходимый объем и структуру товарного импорта и экспорта с помощью тарифа осуществить гораздо сложнее.

Квота— количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара по стоимостному или количественному объему продукции за  определенный промежуток времени. Понятие контингента используется для обозначения квот сезонного характера.

По направленности действия квоты разделяются следующим образом.

Экспортные. Водятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, либо правительством страны;

Импортные. Вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса; в ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

Так же как импортный тариф, импортная квота:

· уменьшает объем импорта;

· позволяет расширить производство отечественным фирмам;

· ведет к потерям потребителей из-за повышения цен на импорт.

Различия эффектов введения квот  и тарифов:

· квотирование не приносит государству доход;

· квота повышает внутренние цены с опозданием – этот факт учитывается в антиинфляционной политике;

· повышение спроса на импорт ведет к росту цен;

· импортная квота строго фиксирует импорт.

По охвату квоты делятся на следующие категории:

· глобальные. Устанавливаются на импорт или экспорт товара вне зависимости от того, откуда он импортируется, или куда  экспортируется;

· индивидуальные.Устанавливаются на основе соглашений, которые дают преимущества в экспорте или импорте товара странам, с которыми имеются взаимные политические, экономические и иные интересы.

Другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности называется лицензированием.

Лицензирование— регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения на экспорт или импорт товара в установленных количествах за промежуток времени. Осуществляется селекция участников торговли, которым разрешают внешнеторговые операции в рамках установленных квот, а также предполагается плата за внешнеторговые операции.

Механизм распределения лицензий предполагает:

· аукцион. Конкурсная продажа лицензий в пределах установленной квоты считается при большом рынке весьма доходным источником для казны.

· систему административных предпочтений определенным фирмам. Недостатком такого метода является возможность коррупционных сделок.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Во втором случае оно приобретает ряд конкретных форм:

·                         разовая лицензия — разрешение сроком до 1 года, выдаваемое конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

·                         генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

·                         глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти товар в любую страну за промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

·                         автоматическая лицензия — выдается немедленно после получения от экспортера (импортера) заявки, которую не может отклонить госорган.

Лицензирование используется развивающимися странами для целей государственного регулирования импорта. Развитые используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках квоты.

Количественное ограничение импорта может быть достигнуто в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках добровольных ограничений экспорта (ДОЭ). ДОЭ представляет собой соглашение между импортирующей и экспортирующей страной, заключенное по инициативе импортирующей страны. На основании этого соглашения экспортирующая страна ограничивает вывоз определенных товаров.

Среди количественных ограничений внешнеторговой деятельности особое место занимают скрытые методы торговой политики или методы скрытого протекционизма. Они могут носить технический характер: требования к упаковке, сертификациям качества, маркировке изделия, соблюдению санитарно-экономических норм. Многие из таких требований выдвигаются из не связанных с внешней торговлей соображений. Они обуславливаются общими стандартами страны к качеству товаров и ее природоохранными интересами, но всё же тормозят расширение потока внешнеторговых операций.

В связи с преобладанием в последнее время модели фритредерства большое значение приобретает регулирование внешнеторговых отношений и интересов различных государств, обеспечиваемое в рамках многосторонних соглашений. Наиболее значимым среди них является Соглашение об учреждении ВТО, о принципах функционирования которого пойдет речь в следующем подразделе.
2.3       Правовой механизм ВТО по регулированию внешней торговли
Особую роль в регулировании международной торговли занимала организация ГАТТ, которая действовала с 1947 по 1994 г. Членами этой международной организации являлось большинство стран мира: в 1999 г. в ней на разных уровнях состояли 160 стран. Сфера деятельности ГАТТ охватывала более 4/5 мировой торговли. [4]

Ее заменила ВТО, родившаяся в результате хрупкого компромисса в последние недели Уругвайского раунда 15 апреля 1994 года. На данный момент насчитывается 153 страны-участницы ВТО. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн долл.

Соглашение об учреждении ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО должны провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и услугами. Перечни  конкретных обязательств составляют несколько десятков томов. [4]

Соглашение о ВТО, включает следующие основные документы:

· Соглашения, создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие в новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений;

· Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС);

· Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

·   Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей  (ТРИМС). Фактически, оно отражает интересы ТНК, стремящихся к расширению инвестиций за границей и укреплению позиций на рынке.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет в составе представителей членов ВТО, отвечающий за выполнение текущей работы. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Главныезадачи ВТО — либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Правила ВТО касаются следующих категорий международной торговли.

Товары. Ключевые принципы ВТО, касающиеся торговли товарами,  были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Два фундаментальных принципа – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.

Услуги.Принципы более свободного экспорта и импорта услуг были впервые документально закреплены в ГАТС. Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, отмена количественных квот применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны.

Интеллектуальная собственность. ТРИПС представляет собой свод правил, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы, топологии микросхем и торговые секреты.

Разрешение споров.Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций.

Обзор политики.Политика стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО.

За несоблюдение вышеперечисленных правил ВТО вправе применить штрафные санкции. Также торговые штрафные санкции применяются как мера наказания за невыполнение или нарушение взятых на себя страной обязательств в определенной сфере торговли. Примеры санкций: импортные и экспортные квоты, приостановка деятельности уступок и обязательств другими странами-участницами ВТО в отношении данной страны. 

ВТО поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего выигрывают потребители. За счет происходящего товарообмена происходит увеличение рынка товаров и услуг в каждой стране. В результате более активного товарообмена развиваются новые технологии.

Все эти факторы приводят к повышению как государственных, так и личных доходов, развитие торговли в свою очередь ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики, позволяют повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров.

В следующей, последней части данной работы мы рассмотрим меры, которые предпринимают страны для содействия развитию внешнеторговой деятельности в рамках ГАТТ, а также потенциальные и реализуемые на практике стратегии России по  оптимизации внешнеторговой политики.

--PAGE_BREAK--
Задачи ГАТТ: либерализация доступа на рынки, предсказуемость деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентация действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. В основе Генерального соглашения лежит ряд принципов и норм:

· недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, РНБ, а с другой — национального режима;

· использование тарифных ограничений, а не количественных;

· прогрессивное снижение таможенных тарифов;

· взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

· разрешение торговых споров путем проведения переговоров, или  путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах.

Остановимся на статьях ГАТТ, закрепляющих изложенные принципы.

Режим наибольшего благоприятствования(РНБ). Статья I оговаривает, что в отношении ввозных и вывозных пошлин, методов их взимания любое преимущество или льгота, предоставляемые договаривающейся стороной товару, происходящему из (предназначенному для) другой страны, должны предоставляться аналогичному товару, происходящему из (предназначенному для) других стран-участниц. [3]

Национальный режим.Статья III ГАТТ требует от стран-участниц предоставления товарам иностранного происхождения того же режима, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, регулирующих внутреннюю торговлю. [3]

Таможенно-тарифное регулирование.Статья XIпредполагает, что  инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц будут таможенно-тарифные средства, а количественные ограничения выйдут из употребления. [3]

Антидемпинговые и компенсационные пошлины.Статья VI ГАТТ определяет демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости этих товаров. Смысл данной статьи заключается в создании юридических оснований для принятия странами-участницами защитных мер против “нечестной практики” компаний или правительств стран-экспортеров.      Таможенная оценка. Статья VII касается оценки товаров для взимания таможенных пошлин. Таможенная стоимость товара должна основываться на его фактической стоимости и не может определяться на базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественного происхождения.

Количественные ограничения. В соответствии со Статьей XI ГАТТ общим правилом является отказ от применения “любых запретов или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов”. Это общее правило, однако, сопровождается целым рядом исключений и оговорок.

Субсидии.ГАТТ в принципе отвергает практику субсидирования как производства, так и экспорта. Хотя в Соглашении не содержится прямого запрета на применение субсидий, оно увязывается с определенными требованиями. Несмотря на то, что за неправомочное применение субсидий ГАТТ предусматривает определенные санкции, вопросы субсидирования являются наиболее острыми в переговорной практике участников Соглашения. [18]

Итак, мы рассмотрели принципы ГАТТ, на которых основывается правовой механизм регулирования международной торговой деятельности. В следующем подразделе будут рассмотрены меры, уже предпринимаемы правительство Российской Федерации (РФ) для повышения эффективности экспорта.
3.2       Государственная поддержка экспорта на примере мероприятий, осуществляемых в Российской Федерации
Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.

Была разработана и одобрена распоряжением Правительством  РФ от 14 октября 2003 г. Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в РФ, которая определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Предусмотрены следующие механизмы:

· гарантийная поддержка (государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций);

· возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам;

· долгосрочное экспортное кредитование (не используется).

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008-2010 годы» предусмотрено ежегодное выделение следующих средств на 2 первых механизма поддержки экспорта: 2 млрд долларов США на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции; 3 млрд рублей на цели субсидирования части процентных ставок. [14]

В 2010 году 2 млрд рублей направлено на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим или реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта. [15]

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства от 14.01.2009 № 24 выделено дополнительно 6 млрд рублей на субсидирование экспортерам высокотехнологичной продукции и 2,5 млрд рублей на возмещение части затрат российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 — 2009 годах. [14]

Гарантийная поддержкаэкспорта представляет собой важнейшее направление экономической политики Российской Федерации, способствующее динамичному развитию экспорта и повышению конкурентоспособности российской продукции. Так, ЗАО «Росэксимбанк» предоставляет средне- и долгосрочные кредиты для финансирования экспортных проектов российских компаний, в том числе за счет или с участием средств федерального бюджета, выдает банковские гарантии, покрывающие обязательства российских экспортеров при проведении внешнеторговых операций. 100% акций ЗАО «Росэксимбанк» принадлежат государственной корпорации «Внешэкономбанк». В 2009 году выдача сумм по государственным гарантиям составила 2 млрд долларов США. [14]

Возмещение части процентных ставок

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено выделение средств в размере 3 млрд рублей для реализации механизма возмещения части процентных ставок по кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями российским экспортерам промышленной продукции. [14]

Функция государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности возложена на Минэкономразвития России. Такая деятельность способствует привлечению новых технологий и иностранного капитала, импортозамещению, расширению межрегиональных связей, развитию экономики в целом. За последние четыре года таких мероприятий было организовано 62. При этом общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составил 8,5 миллионов долларов США.

Российская Федерация представляла свои экспозиции в странах Европы (Германия, Италия, Швейцария, Венгрия, Хорватия, Бельгия), Северной Америки (Канада), Латинской Америки (Перу, Панама, Бразилия, Куба), Юго-Восточной Азии (Китай, Таиланд, Вьетнам), Ближнего Востока (Ирак, Египет, Сирия, ОАЭ); а также в Панаме, Канаде, Италии. Китае, Словакии; в странах СНГ: Украине, Казахстане. Белоруссии, Армении, Узбекистане, Азербайджане. [14]

Особым спросом пользуются российские научные разработки, ноу-хау, программное обеспечение, передовые технологии и изготовленное на их основе промышленное оборудование. По данным предприятий участие в выставочных мероприятиях позволило российским экспонентам заключить экспортные контракты на сумму свыше 200 млн долл. США. [14]

Информационно-консультационное содействиеэкспорту осуществляется через информационно-поисковая систему «Экспортные возможности России». Информационное наполнение Системы производят структурные подразделения Минэкономразвития.

Торговые представительства Российской Федерации.

Основными функциями Торгового представительства являются:

· оказание содействия российским участникам внешнеторговой деятельности в проведении ярмарок, выставок, конференций и семинаров;

· выявление и устранение случаев дискриминации государством пребывания в отношении российских экспортеров и импортеров, товаров;

· выявление и содействие в преодолении барьеров для осуществления в государстве пребывания экспорта российских товаров и услуг;

· участие в урегулировании споров, связанных с нарушением государством пребывания торгово-экономических договоров с РФ и применением законодательства, дискриминирующего участников внешнеэкономической деятельности РФ;

· анализ состояния и перспектив развития экономики государства пребывания, конъюнктуры рынков и оказание информационной, организационной и консультационной поддержки российским участникам внешнеэкономической деятельности;

· оказание содействия российским участникам внешнеэкономической деятельности в подборе партнеров для реализации совместных проектов.

3.3       Проблемы и перспективы развития российской внешнеэкономической деятельности
Увеличение удельного веса возобновляемых ресурсов в национальном экспорте.

В 2007 году около 80% экспорта составило промышленное сырье, включая полуфабрикаты, причем, 75% из этой массы были невозобновляемые природные ресурсы: нефть и нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, базовые металлы. Данные по экспорту РФ в Приложении Б.

Россия входит в группу «самодостаточных» в экономических аспектах стран (США, Китай, Индия, Бразилия, РФ). Запасы полезных ископаемых по самым сдержанным оценкам Международного банка реконструкции и развития (МБРР) оцениваются в 10 трлн долларов США по сравнению с 3,3 трлн долларов в Бразилии, 662 млрд долларов в Китае. Россия располагает 64% мировых запасов апатитов, 35,4% природного газа, 13% нефти.

Тем не менее, расширение поставок продукции топливно-сырьевого сектора сталкивается с исчерпанием невозобновляемых природных ресурсов. По оценке зарубежных экспертов при современных объемах добычи нефти (250 млн тонн в год) подтвержденных запасов России хватит только на 19 лет. Запасов природного газа хватит на 83 года. [8]

Не исключена возможность постепенного возрождения производства в обрабатывающих отраслях российской промышленности, что приведет к росту потребления энергоносителей. С учетом этого, российские экономисты рассчитали, что исчерпание экспортных возможностей может наступить через 13 лет, и Россия трансформируется в нетто-импортера энергоносителей. [8]

Вполне оправдано создание чрезвычайной программы по переходу на экспорт, в основном, возобновляемых природных и иных ресурсов. [8]

Весьма перспективным направлением пополнения экспортных ресурсов следует считать также сектор профессиональных услуг с высокой удельной стоимостью. Услуги транспортные, строительные, инжиниринговые, образовательные имеют высокий спрос на мировых рынках, и Россия займет в этой нише место при определенных вложениях в перечисленные отрасли. [8]

Имеется опыт Советского Союза, во второй половине ХХ века экспортировавшего значительные объемы профессиональных услуг по проектированию, строительству и эксплуатации построенных объектов производственной сферы, инфраструктуры, энергетики в страны Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы. Всего за указанные годы было осуществлено около 2,7 тысяч проектов в различных отраслях производства: крупные предприятия черной и цветной металлургии, электростанции, обустройство месторождений полезных ископаемых и т.д. [8]

Такая торговля инициирует увеличение товарного экспорта. В ее рамках в 1970-х годах поставлялось около 20% общего стоимостного объема экспорта советских машин и оборудования.

Укрепление финансовой поддержки национального экспорта.

Процесс осуществления экспортной операции сопряжен со значительными затратами, которые закладываются в экспортную цену товара. Эти затраты включают банковские расходы в случае рассрочки платежа, которая используется при поставках продукции с высокой удельной стоимостью и длительными сроками использования (комплектное производственное оборудование, авиационная техника, суда). Экспортер прибегает к банковским кредитам для пополнения оборотных средств и процент выступает фактором конкурентоспособности экспортной продукции.

В нынешней ситуации, когда ставка рефинансирования ЦБ РФ находится на уровне 13%, а стоимость заимствования в коммерческих банках, обслуживающих производственный сектор 20-25%, такие условия становятся серьезными барьерами  на пути российского экспорта. [8]

Очевидно, что диверсификация товарной структуры национального экспорта, базируясь на технологическом перевооружении отечественного производства, должна сопровождаться на стадии осуществления экспортной операции системой финансовых механизмов, содействующих повышению конкурентоспособности российского оборудования и наукоемкой продукции. 

Среди этих механизмов следует назвать, кроме рассмотренных банковских (кредитов на выгодных условиях), льготные транспортные и страховые тарифы, льготное финансирование НИОКР и опытного производства. [8]

При всем разнообразии рекомендуемых мер основным направлением в решении указанной задачи является технологическое перевооружение производства почти всех отраслей перерабатывающего сектора. Экспортная политика может быть эффективной только при условии базирования на реальных возможностях национальной экономики. На этом этапе развития российской экономики внутренние параметры экспортной политики должны быть приоритетными. Среди них: инвестиционные преимущества для обрабатывающих отраслей производства, налоговые поощрения для них, льготные транспортные и страховые тарифы, преференциальное сырьевое и кадровое обеспечение, оперативное регулирование таможенных тарифов. [8]

Меры по оптимизации количественных и структурных (товарных) параметров импорта.

Любое оправданное снижение стоимостных объемов импорта, следовательно, улучшение торгового баланса укрепляет экономическую безопасность. Одним из факторов, определяющих содержание российской  импортной политики, является острейшая необходимость исправления дефицитного баланса внутреннего производства по ряду важных товарных позиций.

В 2007 году импортными поставками удовлетворялась уже половина внутренних потребностей в продовольственных товарах, почти ¾ в легковых автомобилях. Доля продукции российской легкой промышленности на внутреннем рынке колеблется в пределах 10-15%, продовольственная продукция и сельхозсырье составляет 14%, химическая промышленность – 13,8%. Данные по импорту РФ в Приложении Б. Таблице Б.4. 

Первоочередной задачей следует признать формирование стратегии импортозамещения через возрождение на современном технологическом уровне отечественного станкостроения, авиакосмической промышленности, сельскохозяйственного производства, легкой промышленности. [8]

Некоторые отечественные экономисты предлагают сосредоточить инновационную перестройку на отраслях и направлениях, которые имеют определенный технический задел – ВПК, аэрокосмический комплекс.

В современных геополитических условиях такая узкая специализация приведет к полной потере экономической независимости. Диверсификация национального производства должна ориентироваться на удовлетворение потребностей национального хозяйства (производственного сектора, социальных вопросов, обороноспособности страны, домохозяйств). Целью оптимизации импорта должно стать отыскание предпосылок для экономии общественно необходимых затрат и реализации политики импортозамещения.

Говоря о перспективах развития внешнеэкономической деятельности России нельзя обойти вниманием возможное вступление РФ в ВТО. Формирование рыночной экономики открытого типа предполагает участие нашей страны в международных экономических отношениях. Вступление РФ в ВТО — логический шаг по дальнейшей интеграции в мировое хозяйство. [10]

На переговорах российская сторона отстаивает интересы российских предпринимателей. Позиция неизменности тарифов на момент присоединения РФ к ВТО является правильной и должна обеспечивать уверенное прохождение переходного периода большинством русских предприятий. [10]

Из многообразия оценок эффектов этого шага являются наиболее достоверными выводы группы специалистов Российской Академии Наук (РАН), согласно которым присоединение РФ к ВТО «в целом, не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства в большинстве отраслей промышленности» и потому «не принесет каких-либо фатальных негативных последствий для отечественной экономики». Предполагается либо дополнительный прирост ВВП на 1%, либо его падение на ту же величину, что зависит от того, будет ли расти или снижаться объем российского ВВП.

К негативным последствиям можно отнести потери доли внутреннего рынка российскими предприятиями вследствие высокой иностранной конкуренции. Предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию с большой добавленной стоимостью не выдерживают иностранную конкуренцию. Позитивными последствиями можно назвать выгоды фирм от возможности защиты своих интересов от несправедливых антидемпинговых ограничений. По оценкам Минэкономразвития потери РФ вследствие таких количественных ограничений составляют около 2 млрд долларов в год.

Инновационное развитие экономики РФ проходит в 2 этапа. Первый этап (2008-2012 гг.) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в сферах энергетики, транспорта, переработке природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

Второй этап (2012 – 2020 гг.) – рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

На данный момент особых улучшений во внешнеторговой деятельности России не видно. Экспорт сырья остается решающим доходным фактором, РФ продолжает идти по экстенсивному пути развития. Доходы от торговли ресурсами не используются на реальное внедрение инноваций, постройку новых производственных мощностей, больших предприятий, обеспечение конкурентоспособности российской продукции. Четких результатов, выработки государственного курса на создание в нашей стране конкурентоспособной промышленности, сельского хозяйства не наблюдается.



--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Определение параметров транспортного потока на регулируемом перекрестке
Реферат Физическая культура в обеспечении здоровья Здоровый образ жизни студентов
Реферат Тесты по дисциплине: «Основы оценки стоимости недвижимости»
Реферат Законодательные и нормативные акты по составлению и оформлению документов
Реферат Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки школьников 5-11 классы гуманитарно-лингвистической
Реферат Первая медицинская помощь в походе
Реферат Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения 3
Реферат Организация самостоятельной работы средних классах общеобразовательной школы
Реферат Электрическое оборудование локомотивов
Реферат Производство муки
Реферат Проблемы инновационной деятельности в сельском хозяйстве
Реферат Судебно-медицинская экспертиза живых людей подозреваемых, потерпевших, обвиняемых и др. лиц
Реферат Идея человека эпохи возрождения
Реферат Політика США в умовах боротьби за українську державність в 1917-1923 роках
Реферат Производственно финансовый план Полоцкого лесничества