--PAGE_BREAK--
Основными принципами регулирования внешней торговли являются:
1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности;
4) единство таможенной территории Российской Федерации;
5) приоритет экономических мер государственного peryлирования внешнеторговой деятельности;
6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
8) исключение неоправданного вмешательства государств и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Расширение числа участников экспортно-импортных oneраций с начала 1992 г. существенно обострило проблему валютного регулирования и контроля, потребовало обеспечения необходимой правовой базы для деятельности государства в данной области. Базисным документом, определяющим основные принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, порядок и сферы применения валютных ценностей российскими предприятиями, организациями и гражданами, является Закон РФ «О валютном регулировании валютном контроле» (от 9 октября 1992г. № 3615-1). Валютное законодательство получило дальнейшее развитие связи с принятием Указов Президента РФ «О реализаци гражданам на территории Российской Федерации товаре (работ, услуг) за иностранную валюту» (от 27 октября 1992 № 1306), «О частичном изменении порядка обязательно продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» (от 14 июня 1992г. № 629), «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» (от 21 ноября 1995 г. № 1163).
В связи с тем, что все более важным фактором рыночных отношений в России является привлечение иностранного капитала, основное место в системе регулирования внешнеэкономической деятельности стало занимать создание законодательных правил по организации и функционированию предприятий с иностранными инвестициями. Основополагающим актом, регулирующим данную область внешнеэкономической деятельности, стал Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ). Он определяет основные формы и объекты иностранного инвестирования, организационно-правовые основы создания предприятий с участием иностранного капитала, виды и условия их деятельности, правовой режим предоставляемых для иностранных инвесторов гарантий.
Наряду с этим с целью улучшения действующего законодательства был принят Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» (от 27 сентября 1993 г. № 1466). В нем, в частности, предусматривается положение, согласно которому издаваемые нормативные акты, регламентирующие условия функционирования на территории России иностранных совместных предприятий, в случае, если они в какой-то области ухудшают условия действующих предприятий, могут вступать в действие применительно к этим предприятиям только через три года после их опубликования.
В связи с тем что значительная часть иностранных инвестиций направляется в добывающие отрасли хозяйства Российской Федерации, серьезным фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стало принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ), на основании которого была начата реализация крупнейших инвестиционных проектов. Данный Закон обеспечивает правовые основы отношений, возникающих в процессе инвестирования в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
Регулирование экспорта товаров и услуг
В соответствии с ныне действующим в сфере внешне торговли законодательством экспорт товаров из Росси освобожден от каких-либо количественных или тарифных ограничительных мер. Существующие ограничительные меры распространяются лишь на относительно небольшую группу товаров, экспорт которых осуществляется с использованием элементов государственного регулирования.
К категориям товаров, экспорт которых требует специального разрешения, хотя и не подпадает под количественные ограничения, относятся: оружие; товары и технологии двойного назначения, экспорт которых осуществляется особым порядком по соображениям национальной безопасности; специфические товары, экспорт которых может при определенных условиях нанести ущерб национальным интересам. Данные категории товаров экспортируются лишь с разрешения министерств или ведомств, курирующих соответствующую отрасль.
Министерство природных ресурсов России осуществляет экспортный контроль по вывозу редких животных и растений, а также совместно с Министерством здравоохранения экспорт сырья растительного и животного происхождения. Для экспорта товаров двойного назначения требуется разрешение Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. В случае, если на экспортный товар распространяются ограничения, право на вывоз должно подтверждаться экспортной лицензией. Лицензии выдаются компетентными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в первую очередь Минторгом РФ.
Действовавшая в течение определенного времени система квотирования экспорта была отменена Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1007, за исключением тех случаев, когда оно необходимо для выполнения международных обязательств России. Это – экспорт карбамида кремния, нитрата аммония, некоторых групп текстильной продукции, стального проката, трансформаторной стали, квота на ввоз которых устанавливается ЕС.
Система внешнеторговой информации
Необходимой составляющей складывающейся инфраструктуры поддержки экспорта следует назвать создаваемую на федеральном уровне систему внешнеторговой информации. Одним из приоритетных направлений в данной области становится создание и объединение информационных ресурсов* федеральных органов исполнительной власти, торговых представительств за рубежом и заинтересованных организаций в регионах (прежде всего местных администраций и аппаратов уполномоченных Минторга).
Наряду с этим составным элементом государственной поддержки экспорта является создание благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. С этой целью ведется работа по противодействию дискриминации российских экспортеров на внешнем рынке, устранению барьеров на пути российских товаров.
На начало 1998 г. ограничительные меры по отношению к России использовали 18 торговых партнеров (ЕС, США, Канада, Турция и др.) По оценке бывшего МВЭС, минимальный прямой ущерб от различных ограничений (а их сейчас более 50) составляет порядка 500 млн. дол. В целях обеспечения благоприятных условий для деловой активности за предшествующий период было урегулировано 7 торговых споров (без применения ограничительных мер), в 11 случаях ограничения были минимизированы. Подписаны соглашения с США и ЕС, обеспечивающие соблюдение интересов российских производителей по ряду видов металлопродукии.
На решение задачи защиты российских экспортеров, расширения доступа российских товаров на внешние рынки направлена работа по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это должно прежде всего обеспечить улучшение условий торговли для отечественных товаров и услуг, позволить преодолеть сохраняющиеся элементы дискриминации по отношению к России со стороны западных государств, не признающих за нашей страной статуса страны с рыночной экономикой, использовать механизмы международной правовой базы для защиты интересов национальных предпринимателей за рубежом.
Вместе с тем в ходе процесса вхождения в ВТО России предстоит принять на себя многие обязательства по обеспечению доступа на внутренний рынок иностранных товаров, услуг и капитала, а также касающиеся дисциплины поведения и разрешения коммерческих споров. При этом надо иметь в виду, что отношения между членами ВТО строятся на принципе взаимности и несоблюдение взятых обязательств может повлечь ответные меры.
Осуществление импортных операций в России участниками ВЭД, так же как и экспортные, полностью либерализовано. Исключением являются отдельные группы товаров, подлежащих лицензированию и квотированию.
Таможенный тариф
Основным инструментом регулирования импорта в Россию является таможенный тариф. Это систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы при ввозе товаров, т.е. таможенных пошлин. Современный импортный таможенный тариф действует в России с 1 июля 1995 г. Импортный тариф имеет три колонки, его средневзвешенная ставка составляет около 14%. Максимальная ставка – 30%.
В настоящее время в таможенном тарифе применяется несколько видов пошлин, которые связаны со способом их установления. В первую очередь это адвалорные пошлины, где плата устанавливается в процентном отношении к стоимости товара. Вместе с этим используются и специфические ставки пошлин, размер которых выражается в виде определенной стоимостной величины, взимаемой с объема или количества товара. Применяются также комбинированные ставки, когда одновременно устанавливаются и адвалорная, и специфическая пошлины по отношению к одному товару.
Эскалация тарифа
Таким образом, российский тариф основан на принципах построения импортных тарифов, применяемых в большинстве стран. Это, во-первых, эскалация тарифа, т.е. повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Во-вторых, эффективный тариф — установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития собственных производств, с высокой долей вновь созданной стоимости.
Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 190 «О принципах рационализации импортного таможенного тарифа» максимальные ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 30% таможенной стоимости товаров, а минимально значимые – 5%.
Что касается использования механизма тарифного регулирования в целях защиты российских производителей, то в 1996 г. было принято несколько постановлений Правительства Российской Федерации о повышении таможенных пошлин и введении комбинированных таможенных пошлин на ряд товаров, в том числе на мясо птицы, текстильные товары, обувь, контрольно-кассовые аппараты и др.
В Нижнем Новгороде прошло заседание совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России
30 октября 2009 года в гербовом зале Нижегородской ярмарки в рамках XIV Международного форума «Россия Единая» прошло заседание совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России. Главными темами совещания стали поддержка и развитие отечественного экспорта, совершенствование инструментов государственной поддержки экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, а также стимулирование внешнеэкономической и инвестиционной деятельности субъектов РФ.
Перед началом заседания в главном павильоне Нижегородской ярмарки губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и министр инвестиционной политики региона Дмитрий Сватковский провели для главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной презентацию проектов Приволжского федерального округа. В частности, Эльвира Набиуллина осмотрела стенды Нижегородской, Кировской областей, Республик Чувашии и Башкортостана, Пензенской области и Пермского края. Валерий Шанцев представил Эльвире Набиуллиной макет развития Нижнего Новгорода, моста в поселке Подновье, Северного и Южного обходов приволжской столицы. С экспозицией 2-го павильона Эльвиру Набиуллину ознакомил министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Василий Казаков.
Затем в Гербовом зале Эльвира Набиуллина открыла заседание Совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития РФ. Главной задачей состоявшегося в Нижнем Новгороде первого выездного заседания Совета по внешнеэкономической деятельности было «услышать нужды регионов, поддержать региональные проекты». Министр отметила, что это сейчас очень важно, потому что страна переживает новый этап. «Внешнеэкономическая политика — это во многом инструмент решения внутренних задач диверсификации нашей экономики, фактор, который повысит конкурентоспособность», — подчеркнула г-жа Набиуллина. Она заверила участников Совета, что все конкретные предложения — как поддержать экспорт малых и средних предприятий, особенно тех, кто работает в инновационных сферах, — будут услышаны.
Эльвира Набиуллина напомнила, что данный Совет был создан год назад и в настоящее время является «одной из основных площадок для диалога бизнеса и власти».
Нынешняя экономическая ситуация требует развития партнерских отношений между государством и бизнесом для решения задач внешнеэкономической деятельности. Сегодня наряду с антикризисными мерами важен перевод экономики на инновационный путь развития, важна модернизация экономики в целом, — отметила министр. Она также добавила, что объем экспорта в России начинает восстанавливаться после резкого спада в конце 2008 года. И именно сейчас важно менять структуру экономики, структуру экспорта и импорта, прежде всего промышленного. А также следует «совершенствовать структуру внешнеэкономических связей, которые позволяют обеспечить модернизацию нашей экономики», — отметила она.
Так же г-жа Набиуллина рассказала, что российский экспорт начинает все сильнее ощущать влияние мировой конкуренции, пояснив, что «это происходит под воздействием жесткого протекционизма, который используют многие страны и который затрагивает продукцию наших предприятий». Кроме того, новыми внешними факторами являются усиление глобальной конкуренции, в том числе на традиционных рынках сбыта российской экспортной продукции, рост внешнеторговых рисков, а также принципиально новые условия принятия решений в связи с делегированием части национальных полномочий Комиссии таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Поэтому, одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики будет поддержка внешнеэкономической деятельности российских компаний, создание финансовых и организационных условий для продвижения отечественных товаров на экспорт для завоевания новых рынков, подытожила министр.
Эта работа достаточно сложна и масштабна, требует четкой последовательности и продуманности. По оценке Минэкономразвития РФ, уже существуют методы расширения экспортного потенциала, которые работают достаточно эффективно. Если брать финансовые механизмы, то это может быть субсидирование процентных ставок по кредитам. Эльвира Набиуллина напомнила, что в 2008 году на субсидирование процентных ставок по кредитам всего было потрачено 3 млрд. рублей, а за текущий период 2009 года уже израсходовано более 6 млрд. рублей. По ее словам, при обсуждении системы субсидирования экспорта предприятий, предприниматели высказались очень определенно. По мнению представителей бизнеса, система субсидирования экспорта направлена на поддержку самих предприятий производителей. Но поддержка нужна и тем, кто продвигает экспорт на рынки других стран. Среди таких конкретных предложений она отметила идею о необходимости создания более оперативной информационной системы, которая дает больше информации российским компаниям о потребностях внешних рынков и облегчает выход на эти рынки. Также по ее словам, речь должна идти об инвестиционной политике, о поддержке предприятий через систему госгарантий с тем, чтобы этот механизм работал более эффективно, чем сейчас.
Кроме того, хорошо рекомендовали себя механизмы работы межправительственных комиссий и деловых советов, численность которых уже превышает 50. В настоящее время к этому процессу активно привлекается бизнес, с его помощью можно услышать проблемы предпринимательства «изнутри» и выработать конкретные решения, хотя мы признаем, что не все деловые советы работают эффективно, — отметила Эльвира Набиуллина.
Расширение экспортного потенциала должно быть неразрывно связано с инновационной продукцией, мерами по привлечению инвестиций и поддержке малого и среднего бизнеса. «На наш взгляд, в каждом российском регионе должен быть сформирован минимальный набор инвестиционных инструментов. Под минимальным набором инвестиционных инструментов подразумевается непосредственно наличие инвестиционного паспорта региона, в том числе конкретные инвестиционные предложения и инфраструктурные площадки, работа с инвесторами по принципу «единого окна» (минимизация административных издержек), а также служба поддержки инвесторов — консалтинговый сервис для облегчения реализации инвестпроектов», — сказала министр экономического развития РФ.
Эльвира Набиуллина также напомнила участникам заседания о том, что государственное регулирование внешней торговли уже со следующего года будет реализовываться в новых условиях, когда существенная часть полномочий по внешней торговле будет делегировано на наднациональный уровень — таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана. «Таможенный союз — это первый шаг к созданию единого экономического пространства государств-участников. Поэтому мы должны исходить из интересов формирующегося общего рынка наших стран. Нам необходимо это учитывать при подготовке наших предложений», — отметила министр.
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев согласился с точкой зрения г-жи Набиуллиной и отметил, что «мы никогда не выйдем на необходимый объем экспорта, если не будем заниматься модернизацией экономики». «Сегодня одно из главных направлений — это развитие инвестиционной политики и создание позитивного пространства для инвесторов», — считает он.
В свою очередь, заместитель полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Алексей Кубрин отметил, что внешнеторговый оборот ПФО — весьма недостаточен и составляет всего 10% от всего внешнеторгового оборота России. И, к сожалению, преобладающая часть экспорта — это сырьевые ресурсы. Лидерами внешнеторгового оборота являются Республика Татарстан, Самарская и Нижегородская области, а основными партнерами — Германия, Украина и Казахстан. Одним из предложений Алексея Кубрина стало создание экспертного совета по развитию ВЭД, где участники смогут получить необходимые рекомендации для того, чтобы преодолеть в регионах существующую проблему с подготовкой квалифицированных кадров для ведения внешнеэкономической деятельности. «Нам нужно также изменить направление деятельности малых и средних предприятий в сторону выпуска и реализации именно высокотехнологичной продукции, — подчеркнул Алексей Кубрин.
С докладом «О государственной поддержке внешнеэкономической деятельности российских предприятий на федеральном и региональном уровнях» выступил заместитель министра экономического развития РФ Андрей Слепнев. Развитие и поддержка предприятий-экспортеров сегодня становится одной из ключевых задач кризисного общества. Экономика будущего должна складываться на принципиально новых началах. «На наш взгляд, только работая и развиваясь на международном рынке, можно будет добиться результатов в соревновательной среде и не отстать от конкурентов», — сказал он.
Андрей Слепнев представил участникам заседания совета приоритетные направления внешнеэкономической политики РФ до 2020 года, которые поделены на 3 группы:
1. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере;
2. Применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий;
3. Создание институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики.
По словам Андрея Слепнева, в настоящее время кризис диктует нам дополнительные вызовы, среди которых усиление глобальной конкуренции. В этой связи разумным представляется создание таможенного союза. Известно, что зона свободной торговли между Россией, Казахстаном и Белоруссией будет полностью освобождена от таможенных платежей. Сейчас страны определяются с единым таможенным тарифом и проектом Таможенного кодекса. Пока подготовлено около 30 соглашений, которые регулируют торговые и экономические аспекты. Организация начнет действовать с 1 января 2010 года.
Андрей Слепнев также затронул тему экспортной деятельности малых предприятий, которая в настоящее время крайне незначительна и не превышает более 3%, в то время как в Китае доля малого бизнеса в экспорте 22%, Южной Корее — 38%, а в Швейцарии — более 70%. Среднемировой показатель доли МСП в экспорте – 15%. Что касается среднего бизнеса, то его в настоящее время можно рассматривать как «точку роста» в промышленности. Однако только 20-25% российских средних предприятий можно назвать конкурентоспособными.
В качестве конкретных мер поддержки экспортных предприятий г-н Слепнев назвал:
организацию деятельности Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций;
формирование института развития в сфере содействия внешнеэкономической деятельности предприятий;
совершенствование финансовых механизмов поддержки экспорта;
стимулирование региональных программ, в том числе по поддержке экспортно-ориентированных малых и средних предприятий;
создание единого Портала внешнеэкономической информации, включающего в себя также и региональные информационные ресурсы во внешнеэкономической сфере;
создание постоянно действующего совещания представителей регионов на площадке Совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития РФ.
Он также сообщил, что создаваемое правительством РФ агентство по страхованию экспортных кредитов может начать работу уже в 2010 году. «На следующей неделе в Минфине будет совещание по вопросу создания агентства, потом в аппарате Правительства и в Белом доме. Надеюсь, до конца года решение будет принято», — сказал Андрей Слепнев. По его словам, изменения в законодательные правовые акты, необходимые для создания агентства по страхованию экспортных кредитов, будут внесены оперативно. «Я думаю, мы найдем способ, который позволит быстро перейти к практическим действиям и в 2010 году организация сможет начать свою работу», — пояснил он. В концепции создания агентства предусмотрено, что при условии капитализации этой организации в размере 1 миллиард долларов, общий объем застрахованных ей кредитов составит 7,65 миллиардов долларов. По словам г-на Слепнева, создание агентства позволит открыть доступ к экспорту широкому кругу российских предприятий. Агентство по страхованию экспортных кредитов будет создано для страхования коммерческих и политических российских экспортеров, привлекающих заемные средства для своей деятельности, что должно способствовать развитию их внешнеэкономической деятельности. Агентство также предполагает страховать риски банков, предоставляющих кредиты предприятиям-экспортерам. Работа агентства должна способствовать увеличению российского экспорта.
В свою очередь г-жа Набиуллина пояснила, что поддержка ВЭД необходима для того, чтобы укреплять позиции российской экономики в условиях возрастающего протекционизма на традиционных рынках сбыта российской продукции, а также в условиях вхождения на рынки Китая, стран Средней Азии и Латинской Америки.
Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев отметил, что кризис четко показал какую экономику мы имеем — сырьевую и конъюнктурную, сильно зависящую от внешних проявлений. Понимание этого заставляет нас сегодня переосмыслить приоритеты, в том числе и в области внешнеэкономической политики. На встречах с промышленниками и предпринимателями ощущаются тревожные настроения, постоянно поднимается одна и та же проблема — недоступность кредитных ресурсов. «Кредиты под госгарантии могут получить только предприятия оборонного комплекса, а сами госгарантии работают в ручном управлении», — сказал Александр Мурычев. Он также озвучил предложения союза, которые сводятся к освобождению новых промышленных предприятий, работающих с инновационным оборудованием, от 100% налогов на пять лет. Г-н Мурычев подчеркнул, что РСПП полностью поддерживает инициативу МЭР по созданию агентства по страхованию экспортных кредитов. продолжение
--PAGE_BREAK--
Доклад вице-президента ТПП РФ Георгия Петрова начался с вручения огромного букета цветов ко дню рождения г-же Набиуллиной, а также с предложения о совместной работе над реализацией проекта ТПП РФ и Европалаты «Интернационализация малых и средних предприятий через систему торгово-промышленных палат». По его словам, в рамках проекта осуществляется взаимная поддержка внешнеэкономических интересов малого и среднего предпринимательства (МСП) стран-участников. Проект позволяет решить проблемы, с которыми сталкиваются МСП при выходе на зарубежные рынки, использовать сложившуюся сеть торгово-промышленных палат как инструмент МСП стран-участников и для продвижения их интересов на внешних рынках. Пилотный этап проекта (январь-июнь 2008 г.) охватывал в ЕС, в частности, Испанию, Францию, Бельгию, Великобританию, Словению, а в РФ — Республику Татарстан, Нижегородскую, Псковскую, Ростовскую, Саратовскую области и ряд других регионов. ТПП РФ придает проекту большое значение, т.к. он соединил в себе три важных направления деятельности палаты: продвижение внешнеэкономических интересов российского предпринимательства; поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе экспортно-ориентированного; развитие прямых связей.
Георгий Петров подчеркнул в своем выступлении, что развитие всесторонних контактов малого и среднего бизнеса России и Евросоюза, а именно это и подразумевается под термином «интернационализация», выгодно всем. Если российский рынок станет более интернациональным, а европейский – более доступным для малого бизнеса России, то это будет полезно для нас всех. Он высказал пожелание придать этой работе системный характер, особенно если речь идет об экспортно ориентированных малых предприятиях. России нужна национальная стратегия развития экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; большую роль в ее разработке должна сыграть именно система ТПП.
Эльвира Набиуллина ответила, что эту программу необходимо внимательно изучить и проанализировать. По ее мнению, она должна быть полезной для бизнеса и, главное, практически ориентированной, чтобы ею воспользовалось большое количество субъектов внешнеэкономической деятельности.
Заместитель Председателя Правительства Пермского края Юрий Уткин поделился опытом реализации внешнеэкономической и инвестиционной деятельности на территории региона. По его словам, в Пермском крае действует целый ряд мер по поддержке экспортоориентированных предприятий. За 2008 год предприятия малого бизнеса, работающие на экспорт, получили около 5 млн. руб. В 2009 году из краевого и федерального бюджетов оказана поддержка 12 малым предприятиям на сумму 4,6 млн. руб. В Пермском крае с 2007 года осуществляется поддержка предприятий, производящих и реализующих товары на экспорт по пяти направлениям: возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, по выполнению обязательных требований законодательства РФ и законодательства страны-импортера, с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, по разработке фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров, предназначенных для экспорта, а также регистрацией и правовой охраной за рубежом изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности.
Как сообщил г-н Уткин, внешнеторговый оборот Пермского края за 2008 год составил $7,7 млрд., увеличившись в сравнении с прошлым годом на 87%. Экспорт достиг $6,9 млрд. и повысился на 92,7%, а импорт в наш регион вырос на 50% — $780 млн. Торговыми партнерами Пермского края в прошлом году стали 116 стран мира. Основная доля в товарообороте принадлежит странам дальнего зарубежья — 86,6%.
В ходе совещания также выступили ответственный секретарь Совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Павел Сигал, а также руководители нижегородских предприятий – генеральный директор ЗАО «БиоТехнологии» Вадим Фролов, генеральный директор ЗАО «Ноосфера» Анатолий Хозин, генеральный директор ООО «КБ Метиз» Вячеслав Коробов, заместитель генерального директора ООО «Современные Экологические системы» Александр Медведев и другие.
Подводя итоги заседания Совета, Эльвира Набиуллина подчеркнула, что «нам необходимо отходить от практики экспорта только своих природных ресурсов и перестать быть сырьевой экономикой, предлагая глобальному рынку высокотехнологичную продукцию. Она отметила, что Россия может конкурировать на многих рынках, предлагая кроме сырья и другую продукцию. По ее словам, в Нижнем Новгороде на форуме «Россия Единая» она увидела такую продукцию. И пусть пока она реализуется в небольших нишах, но необходимо предпринимать усилия для расширения экспортного потенциала России за счет предложения на глобальный рынок наукоемкой высокотехнологичной продукции, изготовленной российскими производителями.
По итогам заседания было принято решение о создании постоянно действующего совещания представителей регионов на площадке Совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России. Следующее заседание пройдет в Санкт-Петербурге в июне 2010 года.
В октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.
К работе над проектом Внешнеэкономической стратегии, которая фактически началась в сентябре 2004 года, на предварительном этапе были привлечены крупные научные институты и аналитические центры, эксперты ведомств в области внешнеэкономических связей и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.
В рамках подготовки проекта документа впервые в современной практике состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Минэкономразвития России и Коллегии МИД России по данному вопросу (13 октября 2008 г.) при участии Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Аппарата Правительства Российской Федерации.
Необходимость разработки этого документа обусловлена как вышеперечисленными проблемами внешнеэкономического комплекса России, так и тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.
Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов.
Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития.
Долговременной целью внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны, как одной из ведущих мировых экономических держав XXI века. В этой связи Внешнеэкономическая стратегия базируется на ключевых положениях КДР-2020, в том числе раздела 6 «Внешнеэкономическая политика», где зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления и географическая диверсификация внешнеэкономических связей России.
Таможенно-тарифное регулирование
Данный раздел освещает вопросы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, основными задачами которого в настоящее время являются:
поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке;
повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики;
поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;
повышение конкурентоспособности российского экспорта;
интеграция в единую систему таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза.
Решение указанных задач обеспечивается корректировкой ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, внесением изменений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, применением различных таможенных режимов и т.д.
В разделе Вы можете найти следующую информацию:
Процедура принятия решений по корректировке ставок пошлин
Положение о Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
Регламент работы Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
Состав Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
Образцы документов, необходимых для представления в Подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
Информация об обращениях организаций в Подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
Анонсы о предстоящих заседаниях Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, и рабочей группы Подкомиссии
Решения Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
Решения Комиссии таможенного союза по вопросам, входящим в компетенцию Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
Форма подачи заявлений в Подкомиссию по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции
Исчез сзчес
Внешнеэкономическая деятельность
В 2010 году внешнеторговые операции осуществлялись с партнерами из 105 стран дальнего и ближнего зарубежья. Экспортно-импортные операции оформили около 1,8 тысяч участников внешнеэкономической деятельности, зарегистрированных в Новосибирской области.
В число крупнейших участников в 2010 году вошли такие предприятия, как: ОАО «Новосибирский завод химконцентратов», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ЗАО «Сибирский антрацит», ФГУП «Государственное научно-производственное предприятие «Сплав», ООО «Сибирский завод «Металл профиль», ЗАО «ЭПМ – Новосибирский электродный завод», Институт «Международный томографический центр» СО РАН, ОАО «Катод», ООО «Сибирьтранс Глобал», ООО «Евросиб-терминал-Новосибирск», которые обеспечили в стоимостном выражении 61% объема внешнеторгового оборота.
Внешнеторговый оборот в 2010 году составил около 3023,0 млн. долл. США и превысил уровень 2009 года в 1,6 раза.
В товарной структуре экспорта области в 2010 году наибольший удельный вес (70,5%) занимала машиностроительная продукция. Поставки химической продукции заняли 7,5% от общего объема экспорта, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 5,2%.
В импорте Новосибирской области преобладает продукция машино-строительного комплекса, ее доля в 2010 году составила 44,7%. Импорт тек-стильных изделий и обуви занял 22,9%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 8,8%.
В 2010 году товарооборот с субъектами Российской Федерации составил 136,4 млрд.рублей.
В 2010 году подписаны Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве c администрацией Томской области и акиматом Восточно
Казахстанской области (Республика Казахстан); Меморандум о взаимном сотрудничестве с Народным правительством Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР; Протокол намерений о сотрудничестве в области здравоохранения с Министерством социального обеспечения и защиты прав потребителей земли Саксония (ФРГ); Протокол о намерениях с компанией «Goodbaby Group» по созданию производственного предприятия в Промышленно-Логистическом Парке (ПЛП) Новосибирской области; Протокол о намерениях установления породненных отношений между городом Искитимом Новосибирской области Российской Федерации и городом Карамаем Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики а также Протоколы по результатам встречи между Правительством Новосибирской области (Российская Федерация) и Херсонской областной государственной администрацией (Украина) и визита Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова в Новосибирскую область.
В настоящее время действуют 17 Соглашений о сотрудничестве Новосибирской области с административно-территориальными образованиями стран дальнего зарубежья, с 8 административно-территориальными образованиями государств СНГ и с 25 субъектами Российской Федерации.
Важными для развития внешнеторговых связей области стали визиты официальных делегаций и работа деловых кругов из Германии, США, Китая, Финляндии, Польши, Швейцарии, Италии, Австрийской Республики, Королевств Дании, Бельгии и Таиланд, Республик Кореи и Индонезии, Вьетнама, Индии, Ирана, Израиля, а также стран СНГ и регионов РФ.
В 2010 году состоялась международная конференция, посвященная доступу новосибирских компаний к мировым рынкам капиталов и международным инвесторам. Одним из центральных событий мероприятия стало подписание Меморандума о взаимопонимании между администрацией Новосибирской области и Франкфуртской фондовой биржей с целью повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний Новосибирской области.
Значимым событием для региона стало участие официальной делегации и деловых кругов Новосибирской области во Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в г. Шанхай (КНР) с целью экспозиции области и проведения презентации инвестиционных возможностей.
По предварительным данным в 2010 году в экономику области привлечены иностранные инвестиции в размере 567 млн. долл. США.
В рамках проведения II Международного молодежного инновационного форума «Интерра-2010» Новосибирскую область посетили 7 крупных иностранных делегаций, в общей сложности представители 35 стран, в период «Интерры» проведены мероприятия под названием «Дом Франции» и «Дом Китая», приуроченные к «Году Франции в России и России во Франции» и «Году китайского языка» в России.
На прошедшей в сентябре 2010 года Сибирско-датской конференции по энергетике и энергосбережению налажен обмен опытом по управлению энергопотреблением между новосибирскими участниками и представителями Датского совета по теплофикации, занимающимися производством оборудования в сфере теплоснабжения и энергосбережения.
На территории четырех районов области – Баганском, Купинском, Карасукском, Чистоозерном – осуществляется приграничное сотрудничество Новосибирской области с Республикой Казахстан. Приняты и начали действовать: Технологическая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушном пункте пропуска «Новосибирск (Толмачево)» и Технологическая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в МАПП «Павловка».
В 2011 году будет продолжена работа по развитию международного и межрегионального сотрудничества, презентации торгово-экономического, научно-технического и культурно-образовательного потенциала Новосибирской области за рубежом и в субъектах Российской Федерации, наращиванию объемов внешнеторгового оборота.
Импорт России товаров из стран дальнего зарубежья
за февраль 2011 года
По предварительным данным таможенной статистики, в январе-феврале 2011 года импорт товаров из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил 28 542,4 млн. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличился на 42,9 процента.
В феврале 2011 года стоимостной объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья составил 16 800 млн. долларов США и по сравнению с январем 2011 года увеличился на 43,1 процента или на 5 057,6 млн. долларов США.
Рост импорта из стран дальнего зарубежья наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Так, импорт машиностроительной продукции увеличился на 43,3 процента и составил 7 611,8 млн. долларов США, химической продукции – на 60,8 процента (2 850,0 млн. долларов США), продовольственных товаров и сырья для их производства – на 23,7 процента (2 600,0 млн. долларов США), текстильных изделий и обуви – на 44,6 процента (1 210,0 млн. долларов США).
В группе продовольственных товаров и сырья для их производства возрос импорт зерновых культур в 1,9 раза, мяса и субпродуктов – на 62,3 процента, табака – на 42,8 процента, алкогольной и безалкогольной продукции – на 41,2 процента, молочных продуктов – на 32,1 процента, овощей – на 20,1 процента, рыбы – на 17,5 процента, а закупки фруктов в феврале текущего года остались практически на уровне предыдущего месяца. При этом импорт сахара сократился в 2,6 раза, а масла растительного – на 22,0 процента.
Среди товаров химической промышленности увеличился ввоз фармацевтической продукции в 2,0 раза, парфюмерно-косметических товаров – на 64,8 процента, мыла и синтетических моющих средств – на 58,9 процента, полимеров и каучука – на 48,9 процента, продуктов органической и неорганической химии – на 20,8 процента.
Импорт текстильных изделий и обуви увеличился за счет роста закупок трикотажного полотна на 58,2 процента, трикотажной одежды – на 54,0 процента, текстильной одежды – на 48,8 процента, текстильных материалов – на 44,5 процента, химических нитей – на 41,9 процента, готовых текстильных изделий – на 39,8 процента, обуви – на 38,4 процента, хлопка – на 27,4 процента, химических волокон – на 25,2 процента.
В импорте машиностроительной продукции возросли закупки механического оборудования на 60,3 процента, инструментов и аппаратов оптических – на 53,1 процента, средств наземного транспорта – на 36,3 процента, электрооборудования – на 33,9 процента.
В феврале 2011 года относительно февраля 2010 года импорт из стран дальнего зарубежья увеличился на 41,1 процента.
В феврале 2011 года по сравнению с февралем 2010 года наблюдался рост закупок продукции машиностроения на 54,4 процента, химической продукции – на 29,1 процента, текстильных изделий и обуви – на 27,1 процента, продовольственных товаров – на 23,4 процента.
В импорте продовольственных товаров возросли закупки зерновых культур в 2,1 раза, овощей – 2,0 раза, алкогольной и безалкогольной продукции – на 51,5 процента, растительного масла – на 37,3 процента, молочных продуктов – на 30,0 процентов, фруктов – на 21,2 процента, мяса и субпродуктов – на 20,1 процента, табака – на 11,4 процента, рыбы – на 2,0 процента, тогда как стоимостной объем ввоза сахара в феврале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился в 3,1 раза.
Среди товаров химической промышленности увеличился импорт полимеров и каучука на 42,7 процента, фармацевтической продукции – на 33,8 процента, мыла и синтетических моющих средств – на 18,0 процентов, парфюмерно-косметических товаров – на 6,4 процента, продуктов органической и неорганической химии – на 5,6 процента.
В группе текстильных изделий и обуви возросли закупки трикотажной одежды на 66,5 процента, хлопка – на 49,9 процента, текстильной одежды – на 42,8 процента, химических волокон – на 34,6 процента, текстильных материалов – на 21,8 процента, готовых текстильных изделий – на 13,6 процента, химических нитей – на 10.7 процента, обуви – на 9,4 процента, при этом закупки трикотажного полотна сократились на 5,8 процента.
Импорт машиностроительной продукции увеличился за счет роста закупок средств наземного транспорта в 1,9 раза, механического оборудования – на 52,7 процента, электрооборудования – на 49,3 процента, инструментов и аппаратов оптических – на 21,4 процента.
Наименование товарной группы 2011 год Темп роста в %, февраль 2011г. к январю 2011 г. Справочно
январь февраль февраль 2010 г. Темп роста в %, февраль 2011г. к февралю 2010г.
млн. долл. США % к итогу млн. долл. США % к итогу млн. долл. США % к итогу
ВСЕГО 11742,4 100,0 16800,0 100,0 143,1 11906,0 100,0 141,1
из них:
Продовольственные товары
и сырье для их производства 2101,017,9 2600,0 продолжение
--PAGE_BREAK--