Реферат по предмету "Экономика"


Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Беларуси

--PAGE_BREAK--3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь 3.1  Характеристика  денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Выработка и проведение денежно-кредитной политики Респуб­лики Беларусь является основной задачей Национального Банка Республики Беларусь (Центральный Банк). Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный Банк представляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления денежно-кре­дитной политики на очередной год. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать денежно-кредитную политику РБ, рассмотрим эволюцию денежно-кредитной политики  Беларуси за последнее десятилетие.

Первый этап. В период 1992 — 1995 гг. проводилась самая мягкая «сверхэкс­пансионистская» политика. Рублевая денежная масса за этот период возросла в 2150 раз (или почти на 17,3 % в среднем за месяц). Потребительские цены возрос­ли за этот период почти в 25 000 раз (или на 23,5 % в среднем за месяц), офи­циальный курс доллара — в 68 900 раз (на 21,6 % ежемесячно). В то же время ВВП и реальные доходы населения снизились соответственно на 33 и 38 %.  В 1995 г. предпринималась попытка финансовой стабилизации в Республике Беларусь. Для этого использовались три приема: фиксированный обменный курс, поддерживаемый с помощью интервенций Национального банка, ограниченный доступ на межбанковскую валютную биржу (МВБ) в конце года, стимулирование рублевых сбережений путем установления высоких процентных ставок и сжатие тем самым рублевой массы. Комплекс мероприятий, среди которых было введе­ние валютного контроля, остановил падение белорусского рубля и наметил рост реального курса валюты, что привело к падению конкурентоспособности отече­ственных товаров по сравнению с импортными.

Второй этап. Политику, проводимую в 1996—1999 гг., можно назвать уме­ренно мягкой. Она принесла определенные положительные результаты: темпы денежной эмиссии по сравнению с периодом 1992 — 1995 гг. снизились более чем в 2,5 раза, темпы инфляции и девальвации — в 3,8 и 3,5 раза.

В 1999 г. на общеэкономические и денежные показатели повлиял ряд негатив­ных факторов: влияние российского финансового кризиса 1998 г., неблагоприят­ные погодные условия, рост цен на нефть. Тем не менее, в 1999 г. удалось добиться поддержания положительных темпов экономического роста. Определенную роль в этом сыграла работа банковской системы, которая создала благоприятные усло­вия для развития реального сектора экономики. Доля кредитов в структуре банковских активов возросла до 54,2 % (на начало 1997 г. она составля­ла 48,8 %). Это значительно выше, чем, например, у российских банков (30,5 %). При этом удельный вес долгосрочных кредитов, являющихся важным источ­ником инвестиций, достиг 50,7 % (на начало 1997 г. — 30,8 %). Это более высо­кий показатель, чем в других странах СНГ: в России доля инвестиционных кре­дитов составляет 33,3 %, на Украине — около 20 %. Большое внимание в 1999 г. уделялось повышению качества кредитных портфелей банков. В результате про­деланной работы удельный вес безнадежных к погашению кредитов снизился с 9,3 до 7,5%.

Тем не менее, в 1999 г. не удалось решить проблему инфляции, в среднемесяч­ном исчислении составившую 11 %. Кроме упомянутых негативных факторов, можно назвать и экспансионистскую денежно-кредитную политику, связанную с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области АПК и жилищного строительства. Все это в сочетании с административным регу­лированием официального обменного курса белорусского рубля и множествен­ностью валютных курсов обусловило возникновение существенных деформаций на денежном и валютном рынках. Лимит кредитной эмиссии, предусмотренной в размере 35 трлн р., был превышен почти в 2,5 раза. В результате ежемесячный индекс потребительских цен находился в пределах 12 — 14 %. Таким образом, возникла необходимость трансформации денежно-кредитной политики, что и осуществлено в 2000 г.

В 2000 г. денежно-кредитная политика основывалась на концепции перехода к политике "скользящей фиксации" обменного курса белорусского рубля, которая близка к системе "валютного совета", однако, в отличие от нее, допускает возмож­ность ограниченной кредитной эмиссии. Предполагалось, что последняя будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета, а рефинан­сироваться банковская система будет на рыночной основе. Одним из критериев сте­пени жесткости денежно-кредитной политики является уровень и соотношение про­центной ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам и ставки рефи­нансирования Национального банка. На протяжении 1999 г. и в первом квартале 2000 г. ставка по однодневным рублевым межбанковским кредитам была ниже став­ки рефинансирования и темпа инфляции, но, начиная с апреля 2000 г., это соотно­шение изменилось. При этом, начиная с февраля 2000 г., был обеспечен положи­тельный уровень в реальном выражении процентных ставок по основным рублевым операциям, включая ставки по кредитам и депозитам. В дальнейшем размер ставок постепенно снижался, но оставался выше текущих темпов инфляции.

Положительным моментом стало и то, что в течение всего 2000 г. Нацбанк Республики Беларусь гибко сочетал меры по поддержке ликвидности банков пу­тем использования всего комплекса инструментов, включая ломбардный кредит, сделки репо, свопы, покупку и продажу валюты. Кредит обеспечивали ресурсами в основном на безэмиссионной основе.

Определенный прогресс был достигнут в области повышения надежности бан­ковской системы: в Национальном банке Республики Беларусь усовершенствова­ли систему нормативов, которая приближена к международным стандартам, реко­мендуемым Базельским комитетом, и к нормативам, действующим в России. Ужесточение денежно-кредитной политики явилось важным фактором того, что, начиная с апреля 2000 г., произошла стабилизация рыночных котировок белорус­ского рубля, среднемесячные темпы девальвации которых не превышали 2 %.Наиболее важным и положительным результатом денежно-кредитной полити­ки 2000 г. явилось осуществление перехода к единому валютному курсу. Ликвидация системы множественности курсов и расши­рение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле создали более благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. Практически, начиная с 2000 г., обеспечивалась высокая стабиль­ность рыночных котировок белорусского рубля, что сделало валютный рынок предсказуемым, а также позволило снизить издержки на проведение валютных и внешнеторговых операций.

Однако этот процесс оказал на экономику и негативное влияние: уменьшились оборотные средства субъектов хозяйствования, выросли неплатежи. Все это выз­вало повышение цен на белорусскую продукцию. Как следствие — высокий темп инфляции — 6,3 % (прогноз — 4,5 — 5,5 %). Это самый высокий показатель по странам СНГ. [14, с.27-29]

      В 2001 г. приоритет отдавался плавной предсказуемой динамике единого кур­са белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка. В условиях малой открытой экономики стабильный валютный курс обеспечивает наиболее благоприятные условия для динамичного развития внешнеэкономических связей и на этой основе — интеграции экономики в систему глобальных экономических процессов. Динамика валютного курса в условиях нестабильной эко­номики — более четкий ориентир и показатель эффективности политики цент­рального банка по сравнению с динамикой различных денежных агрегатов. Обеспечение стабильного валютного курса само по себе предполагает проведение жесткой денежно-кредитной политики, что является залогом достиже­ния других ее целей.

     Политика обеспечения стабильности белорусского рубля осуществляется уже четвертый год, и можно говорить, что в настоя­щее время количественные результаты переходят в качественные. Так, темп девальвации за три года был снижен в 2,8 раза (с 33,9 процента за 2001 год до 12,3 процента в 2003 году), а в текущем году курс белорус­ского рубля практически стабилен. К доллару США он укрепился на 0,3 процента, к российскому рублю снизился на 3,1 процента, к евро — укрепился на 2,6 процента. Показатели курсообразования находятся в пределах прогнозных значений. И очень важно, что это достигнуто не за счет ин­тервенций. Наоборот, сумма чистой по­купки валюты Национальным банком составила за три месяца 2004 года около 96 миллионов долларов США, а чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования возросли бо­лее чем на 100 миллионов (с 601,3 до 703,2 миллиона долларов США). [16, с. 43-44]
    продолжение
--PAGE_BREAK--    Укрепление белорусского рубля отра­зилось не только в темпах девальвации, но и в других показателях, свидетельст­вующих о росте доверия к нему как пол­ноценной национальной валюте, и о си­туации в валютной сфере в целом.
   Таким образом, начиная с 2000 г. денежно-кредитная политика в республике становится жестче, что согласуется с объективными социально-экономическими условиями, а также базируется на опыте (зарубежном и собственном) рыночных преобразований и достижения макроэкономической стабилизации. Цели и методы денежно-кредитной политики могут и должны корректироваться в процессе изме­нения общей макроэкономической ситуации в стране, направлений экономичес­ких реформ, а также внешнеэкономических факторов, которые становятся опре­деляющими в условиях малой открытой экономики Республики Беларусь.

3.2 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики в Республики Беларусь

 Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет  многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономическо­го развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностя­ми банковского сектора («кровеносной сис­темы экономики»), который должен обеспе­чивать сохранность и эффективное размеще­ние активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного про­цесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете опре­деляется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения раз­личных, порой «разнонаправленных» мероп­риятий.

В условиях экономики переходного пе­риода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы эко­номического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банков­ская система не обладает существенным фи­нансовым и организационно-технологичес­ким потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отноше­ний между различными социальными груп­пами также в значительной степени опреде­ляют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности.

Стратегической целью белорусского государ­ства является обеспечение социально-эконо­мической стабильности в республике, про­ведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремитель­ный рост безработицы, «революционная лом­ка» производственных структур, сложивших­ся в рамках индуст­риального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупней­ших предприятий не должны по­вториться в Беларуси.

 Не­смотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составля­ют наукоем­кие отрасли обрабатывающей промышлен­ности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом техно­логическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, тру­довых, а также финансовых ресурсов. Мо­дернизация такой структуры требует времени и значительных инвестиций. При этом ей соответствуют определенные ценовые соот­ношения, резкое изменение которых неиз­бежно приведет к шоковым потрясениям в экономике. С другой стороны, функциони­рование такой технологической структуры сопряжено с системой перекрестного суб­сидирования, поддержания низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяй­ственную продукцию, услуги жилищно-ком­мунального хозяйства и рядом других отрас­лей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса яв­ляется «составным элементом» сложившей­ся структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учи­тывая это, денежно-кредитная и валютная полити­ка, а также необходимые меры по перестройке системы социальной защиты населения, це­нообразования и налогово-бюджетная поли­тика должны осуществляться в комплексе и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.

 Экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики» (МОЭ). МОЭ тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. Она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной и валютной политики. Все множество возможных состояний МОЭ можно отобразить линией  а. [Рис. П. 2. 4]. Вусловиях МОЭ для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необхо­димо определенное ужесточение денежно-кредитной политики.

     Что касается политики Национального банка, тоденежно-кредитная полити­ка должна обеспечивать формирование не­обходимых условий для достижения финан­сово-экономической стабильности (т.е. при­емлемых темпов роста цен и девальвации) и защиту от инфляции денежных активов в национальной валюте. Это означает, что уро­вень денежного предложения, который оп­ределяется политикой Нацбанка, должен возрастать умеренными темпами, а процент­ные ставки по операциям в национальной валюте — обеспечивать нормальный уровень «цены денег»; по крайней мере, их значение должно быть не ниже темпа инфляции.

      Следует обеспечить надеж­ность функционирования и достаточный уровень ликвидности банковской системы в целом и каждого банка в отдельности. Это вытекает из специфики деятельности банков, которые работают с денежными средствамипредприятий и граждан и должны обеспечи­вать их эффективное и безопасное размеще­ние. Как правило, размер собственных средств не превышает 15% от всей суммы ресурсов, с которыми работают банки. Кро­ме того, для Беларуси, как и для большин­ства других европейских стран с переходной экономикой, характерен определенный раз­рыв между уровнем индустриализации и концентрации производственного комплек­са и размером финансового потенциала бан­ковской системы. Некоторые страны «реша­ют» эту проблему путем «деиндустриализа­ции» экономики. Еще одним «простым» спо­собом ее решения является эмиссионная «накачка» банковской системы деньгами.

Такие варианты сегодня не приемлемы для Беларуси, поэтому необ­ходимо посредством применения системы регулирующих нормативов и требований сформировать структуру баланса и распре­деления различных операций банка, обеспе­чивающих платежеспособность, ликвидность и ограничение рисков, что является важней­шим условием для наращивания банками своего финансового потенциала. В обратном случае банк может стать неплатежеспособ­ным, даже несмотря не возможные показа­тели высокой рентабельности, а быстрый рост финансового потенциала — вызвать «пере­напряжение баланса». Все это чревато утра­той активов сотен и тысяч клиентов.

Следует обеспечить нормаль­ный ход платежного процесса. Ежедневные обороты платежей, проходящих через бан­ковскую систему, сопоставимы с объемом ВВП за месяц. И кратковременный сбой в платежной системе может привести к тому, что сработает «принцип домино» и совокуп­ные убытки банковской системы, предприя­тий-клиентов и граждан-получателей или отправителей платежей вследствие наруше­ния нормального платежного процесса бу­дут огромными.

Все эти проблемы одинаково важны, и   учитываются при разработке денежно-кредитной политики

 В свя­зи с этим в середине 1999 г. Национальным банком была создана рабочая группа, в со­став которой вошли специалисты заинтере­сованных министерств, ученые по разработ­ке Концепции валютной и денежно-кредит­ной политики на 1999-2000 гг. Раз­работчики Концепции проанализировали разные варианты валютной политики, вклю­чая самые «крайние»: от ужесточения адми­нистративного регулирования валютного рынка до перехода к «свободному» курсообразованию на основе спроса и предложения. По мнению экспертов, вариант ужесто­чения административных методов регулирования, предусматривающий 100%-ю обяза­тельную продажу валютной выручки субъек­тами хозяйствования по официальному курсу, государственную монополию на рас­пределение валютных ресурсов, предельное усиление административного регулирования рынка наличной иностранной валюты и дру­гие ограничительные меры административ­ного характера, приведет к обострению су­ществующих в валютной сфере негативных тенденций и дисбалансов и не обеспечит реального достижения единого курса бело­русского рубля, стабилизации инфляционно-девальвационной ситуации, решения дру­гих задач социально-экономического разви­тия республики

Неприемлем также и вариант «полнос­тью свободного» курсообразования под вли­янием только рыночных сил. Такой режим в чистом виде если и применялся в каких-либо странах, то в течение очень непродолжитель­ного времени, так как после перехода к нему выяснялось, что валютный курс не стабилен и слабо предсказуем, а его «свободные» ко­лебания отнюдь не всегда способствуют со­зданию благоприятных условий для дости­жения благоприятного состояния экономи­ки.

Особое внимание  уделялось варианту политики «валютно­го управления», который применяется во многих странах с переходной экономикой, в частности в Прибалтийских государствах. Данный вариант предполагает:

·        жесткую фиксацию курса националь­ной валюты к одной из твердых валют;

·        осуществление денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной
валюты. При этом операции Национального банка по покупке и продаже валюты долж­ны осуществляться строго на рыночной ос­нове.

·        полный отказ от финансирования бюджетного дефицита как через предоставление прямых кредитов Национального бан­ка, так и путем покупки ценных бумаг Пра­вительства по «фиксированной» процентной ставке;

·        резкое сокращение возможностей На­ционального банка по поддержанию ликвид­ности банковской системы, а также практи­чески полный отказ от активной процент­ной политики (норма процента формирует­ся под влиянием рыночных сил).

Данный вариант привлека­телен для многих стран с переходной эконо­микой еще и тем, что он обеспечивает мак­симальную транспарентность, простоту и стабильность механизмов денежно-кредитно­го и валютного регулирования, а также су­щественно повышает вероятность достиже­ния соглашения с МВФ и получения его кредитов.

    Вместе с тем, переход к политике «ва­лютного управления» (ПВУ) может иметь в краткосрочном плане (1-2 месяца) негатив­ные последствия, которые будут носить «шо­ковый» характер и выразятся в резком росте рублевых процентных ставок, снижении лик­видности банковской системы. При этом Национальный банк сможет поддерживать ликвидность конкретных банков только пу­тем покупки у них иностранной валюты.

Негативные долгосрочные последствия могут проявиться, прежде всего, в ухудше­нии внешнеторгового баланса, которое мо­жет быть смягчено в том случае, если будут созданы необходимые условия для притока иностранных инвестиций. При этом обеспе­чение на практике единого валютного курса создаст благоприятные условия для деятель­ности всех предприятий, в том числе экспортоориентированных.

В результате проделанного анализа раз­работчики пришли к выводу о том, что при­менявшиеся в зарубежной практике систе­мы валютного регулирования в «чистом виде» не могут быть реализованы в конк­ретных социально-экономических условиях Беларуси, так как будут иметь довольно су­щественные негативные последствия. Поэто­му разработчики Концепции предложили оригинальную систему «скользящей фикса­ции» валютного курса, которая сочетает положительные стороны политики «валют­ного управления» и обеспечивает миними­зацию ее негативных аспектов, а также на­метили комплекс мероприятий общеэконо­мического характера с целью достижения системности предлагаемой программы, вклю­чающих меры в области приватизации, со­циальной, ценовой, налогово-бюджетной и структурной политики. ПСФ по своей «идеологии» во многом аналогична политике «валютного управле­ния». Обе системы предполагают создание гарантий беспрепятственной конвертации национальной валюты в СКВ за счет дове­дения размеров золотовалютных резервов до уровня, полностью покрывающего сумму денежной базы. Это позволяет добиться стабильности и высокой степени конверти­руемости национальной денежной единицы. К сравнительным преимуществам ПСФ, по сравнению с ПВУ, относится то, что, во-первых, Национальный банк может осуще­ствлять некоторую кредитную эмиссию, что должно обеспечить определенную «защиту» экономики от шоковых потрясений, неизбеж­ных при переходе к очень жесткой, полнос­тью безэмиссионной денежной политике. Во-вторых, обменный курс национальной валю­ты — не «застывший», а плавно понижается. Это позволяет стимулировать конкурентос­пособность экспортеров, что в условиях Бе­ларуси является важнейшим фактором под­держания положительных темпов роста ВВП. В третьих, темп девальвации при переходе к ПСФ задается на уровне постоянной вели­чины. График девальвации может быть даже объявлен заранее. То есть в том, что касает­ся предсказуемости валютного курса (а это важнейшее преимущество ПВУ), ПСФ прак­тически не уступает. Наконец, в-четвертых, возможность продолжения Национальным банком самостоятельной процентной поли­тики, активных операций на финансовом рынке также является преимуществом как в плане оперативного и гибкого регулирова­ния банковской системы, предупреждения сбоев в работе платежной системы, так и с  макроэкономической точки зрения, посколь­ку, как подчеркивалось выше, уровень про­центных ставок в условиях «малой откры­той экономики» — важнейший регулятор общеэкономической стабильности.

    Основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики Беларуси на 2001 — 2010 гг. и деятельности Национального банка Рес­публики Беларусь являются:

·         защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности, и курса по отношению к иностранным валютам;

·         развитие и укрепление банковской системы;

·         осуществление эффективного, надежного и безопасного функционирования
платежной системы.

Обеспечение покупательной способности белорусского рубля инструментами де­нежно-кредитной политики предполагает недопущение роста цен за счет монетарных факторов свыше намечаемых параметров. В целях формирования в Беларуси макро­экономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств, яв­ляющихся основными торговыми партнерами республики, индекс потребительских цен должен составлять к 2005 г. не более 15—17 % и к 2010 г. — не более 5 %.

Достигнутое, фактическое обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса создает необходимую основу для ини­циирования процедуры присоединения к статье VIIIСтатей соглашения МВФ, что предусматривает недопущение каких-либо ограничений конвертируемости на­циональной валюты по текущему счету. Введение любого ограничения по этим операциям влечет за собой снижение репутации страны.

Среди основных каналов наращивания денежного предложения на долгосроч­ный период выделяются: покупка иностранной валюты и рефинансирование бан­ков на рыночных принципах, а в качестве главного средства регулирования теку­щей ликвидности банков предполагается проведение операций с ценными бумага­ми правительства и с иностранной валютой. Валютные резервы правительства Бе­ларуси будут формироваться также на основе использования рыночных инстру­ментов: за счет увеличения валютных депозитов правительства в центральном банке, получения внешних займов, направления валютных доходов от приватиза­ции государственной собственности [15, с.11 — 12].

       В заключение можно отметить, что приступив  к реализации намеченного комплекса мероприятий денежно-кредитной и валютной политики, Национальному бан­ку удалось добиться определенного прогрес­са. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля от­носительно стабильны, проводятся необхо­димые мероприятия по наращиванию золо­товалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выво­ды об эффективности проводимой полити­ки, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной эко­номикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность за­дач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической на­правленности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сказать, что проблема денег продолжает занимать лучшие умы человечества. Интерес к ней особенно усилился в связи с уходом золота из сферы денежного обращения, поскольку с прекращением функционирования золотых монет исчезли многие догмы и существующие постулаты. К тому же экономическая наука не была готова к объяснению возникших денежных феноменов. Поэтому, несмотря на то, что в этой области много сделано и делается, основная работа еще впереди.

В полной мере это относится и к монетарной политике. Наличие целого ряда проблем функционирования денежно-кредитных систем свидетельствует о проведении огромной работы по наведению в ней порядка и приданию динамичности в ее развитие. Соответственно только после укрепления и реформирования банковских систем можно приступить к решению задач  по стабилизации денежно- кредитной сферы, включающих снижение темпов инфляции при одновременном росте денежной массы и замедлении скорости обращения денег. При этом мировой опыт свидетельствует, что целесообразно проводить не разрозненные методы по стабилизации монетарной сферы, а увязанные в единый блок с бюджетно-финансовой и ценовой политикой государства.

       В настоящее время Национальным Банком Республики Беларусь проводится политика процентных ставок, которая обеспечивает привлекательную доходность по срочным депозитам в национальной валюте. Основными целями этой политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

       Также в Республике Беларусь проводятся мероприятия по оптимизации выбора между стимулированием экономического роста, используется кредитная экспансия: дешевый и доступный кредит, низкие процентные ставки, а для сдерживания инфляции — кредитная рестрикция, общее ограничение денежной массы.

       Таким образом, эффективность денежно- кредитной политики в Республике Беларусь будет зависеть от того насколько гибко денежно- кредитное регулирование будет составляться с бюджетной и налоговой политикой

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат How To Et A Computer To Write
Реферат Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Финляндии в лесном секторе
Реферат Aandp 2 Essay Research Paper In John
Реферат Значення води, її охорона та економне використання
Реферат 07. 09 за №1511-vі, рекомендацій колегії Міністерства з питань житлово-комунального господарства України, яка відбулася 06. 08
Реферат Педагогічний аналіз уроку в системі внутрішньошкільного контролю
Реферат Аспирантка каф. Уголовного права Современное состояние уголовной политики и уголовного права. Проблемные ситуации модернизации уголовного права
Реферат Ценообразование на новый товар
Реферат Сложение в XVII-XVIII вв единого комплекса предметов материальной культуры коренного и русского населения
Реферат Use Of Symbolism In The Lord Of
Реферат HertzsprungRussell Diagram Essay Research Paper The HertzsprungRussell
Реферат Beowulf Vs Grendel Essay Research Paper Since
Реферат Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями)
Реферат Контроль динамических параметров ЦАП
Реферат Расчет кремового соединения