Реферат по предмету "Экономика"


Денежно-кредитная политика государства, её цели, направления и механизм реализации

--PAGE_BREAK--2 Виды денежно-кредитной политики и механизмы их реализации.
Виды денежно-кредитной политики различаются в зависи­мости от того, какие цели ставит перед собой централь­ный банк. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная мас­са. Проблема в том, что центральный банк должен выб­рать одну из них. Он не в состоянии одновременно дос­тичь двух автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного рынка, каж­дой ставке процента соответствует определенная де­нежная масса и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: став­ку процента или объем денежной массы.

Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге – на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм.

Существуют разные точки зрения по этому поводу: кейнсианская и монетаристская (рис. 2.1).


Рис. 2.1 Кeйнсианский и монетаристский передаточные механизмы денежно-кредитной политики [7, с. 143, рис. 5.2]
Дж.М. Кейнс, разработавший основы денежно-кредит­ного регулирования, утверждал, что передаточный ме­ханизм денежно-кредитной политики следующий:

— центральный банк изменяет резервы коммерчес­ких банков, влияя тем самым в нужном направлении на предложение денег;

— изменения в предложении денег вызывают пони­жение или повышение ставки процента;

— изменения процентной ставки приводят к расши­рению или сокращению плановых инвестиций;

— изменения плановых инвестиций, в свою очередь, повышают или понижают уровень номинального на­ционального дохода [6].

Таким образом, главным объектом денежно-кре­дитного регулирования Кейнс считал процентную ставку.

Согласно монетаристской концепции, передаточ­ный механизм денежно-кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:

— центральный банк изменяет резервы коммерчес­ких банков, воздействуя на предложение денег, уве­личивая или сокращая его;

— изменения денежного предложения вызывают рас­ширение или сокращение совокупного спроса;

— изменения совокупного спроса приводят к увели­чению или к уменьшению уровня национального до­хода.

Следовательно, монетаристы доказывали, что цен­тральный банк должен регулировать предложение де­нег.

Рассмотрим, как осуществляется выбор промежу­точной цели денежно-кредитного регулирования и ка­ковы его последствия. Предположим, центральный банк избирает фиксацию ставки процента на уровне i0 (гибкая денежно-кредитная                 Рис.2.2Гибкая денежно-кредитная                  

                                                                                            политика   [3, с. 609, рис. 609]

политика). Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому по­ложению будет соответствовать горизонтальная кри­вая предложения денег MS
(рис. 2.2).

Первоначально денежный рынок находился в рав­новесии в точке Е1… Допустим, спрос на деньги увели­чился с МDlдо МD2. Рост спроса неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне i

, центральный банк будет вынужден уве­личить предложение денег с  до . Он может сде­лать это путем покупки государственных ценных бу­маг на открытом рынке, в отдельных случаях — сни­жая норму обязательных резервов. Однако, если спрос на деньги будет возрастать и дальше, централь­ному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процен­тной ставки оправдана только в краткосрочном перио­де, несмотря на то, что центральному банку легче кон­тролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежать инфляции в дол­госрочном периоде является контроль за денежной массой.

Теперь предположим, что центральный банк из­брал в качестве объекта регулирования денежную мас­су (жесткая денежно-кредитная политика). Он, оценив состояние денежного рынка, фиксирует предложение денег на уровне . Тогда кривая предложения денег МS
будет иметь вид вертикальной прямой (рис. 2.3).


Рис.2.3Жесткая денежно-кредитная политика [7, с. 145, рис. 5.4]

Допустим, денежный рынок находился в состоя­нии равновесия в точке Е1при ставке процента i
1
. Рост спроса на деньги с МD1до МD2приведет к нару­шению равновесия и, при неизменном предложении денег, — к увеличению процентной ставки. По мере ее роста будут сокращаться избыточные резервы и уве­личиваться денежный мультипликатор, что обусло­вит рост предложения денег. Поэтому для того, чтобы предложение денег осталось прежним — ; цен­тральный банк должен предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на откры­том рынке, корректировкой уровня учетной ставки.

При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит в обратном порядке.

Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Под­держивать же неизменным предложение денег цен­тральный банк не в состоянии, так как в реальной жизни не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, центральный банк проводит эластичную де­нежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное рас­ширение денежной массы, контролируя темпы ее рос­та, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректи­руя его по мере надобности. Графически это можно представить следующим образом (рис.2.4).



Рис. 2.4Эластичная денежно-кредитная политика[3, с. 611, рис. 21.6]
Кривая предложения денег МSявляется наклон­ной. Рост спроса на деньги с МDlдо МD2приводит к увеличению количества денег с  до  и повышению ставки процента с i
1
до i
2.

Влияние изменения спроса на деньги на уровень ставки процента и количество денег будет различным в зависимости от вида кривой МS. Если она будет дос­таточно крутой, то изменение процентной ставки бу­дет более значительным по сравнению с изменением количества денег, т.е. будет проводиться относитель­но жесткая монетарная политика. Если же кривая МSбудет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению количества денег по сравнению с изменением ставки процента. Такая монетарная политика называется относительно гибкой.

Следует отметить, что при реализации денежно-кредитной политики возникает ряд проблем. Одна из них в том, что на практике цент­ральному банку трудно осуществить контроль над денежной массой по ряду причин:

а) невозможно точно рассчитать вели­чину денежного мультипликатора, что может привести к неп­редсказуемым последствиям для денежного предложения;

б) центральный банк в случае необходимости всегда может уве­личить денежную базу путем кредитования коммерческих бан­ков и изменить тем самым предложение денег [7, с. 149].

Контроль над де­нежной массой особенно усложняется во время инфляции. Уве­личение ее темпов сопровождается, как правило, быстрым и не­равномерным увеличением скорости обращения денег, что сни­жает эффективность антиинфляционной политики, направлен­ной на ее снижение.

Политика контроля над денежной массой может привести к значительным колебаниям процентной ставки, что негативно скажется на инвестиционном климате и способно даже повлечь за собой сокращение долгосрочных инвестиций. Проблема обо­стряется в том случае, если спрос на деньги неэластичен по отношению к процентной ставке. В данной ситуации даже незна­чительное его изменение приведет к серьезным колебаниям ставки процента.

Определенные проблемы могут возникнуть и при осущест­влении операций на открытом рынке. Их масштабное использо­вание порой сопровождается определенными негативными по­следствиями. Например, если при проведении жесткой денеж­но-кредитной политики центральный банк захочет продать большой пакет государственных ценных бумаг, то ему, скорее всего, придется резко повысить ставку процента по облигаци­ям, чтобы найти покупателей. Потенциальные покупатели зна­ют, что при проведении политики «дорогих денег» уровень про­центной ставки возрастает и поэтому будут требовать повыше­ния их доходности. Высокие процентные ставки приведут к росту дефицита государственного бюджета, сокращению час­тных инвестиций, привлекут иностранный капитал в страну, что обусловит повышение курса национальной валюты и отри­цательно скажется на экспорте. В странах с ограниченными финансовыми ресурсами продажа значительного пакета госу­дарственных ценных бумаг может отвлечь капитал от реально­го сектора экономики.

Эффективность денежно-кредитной политики снижает и на­личие многоэтапного передаточного механизма. Общий резуль­татвлияния изменений в предложении денег на уровень сово­купного дохода зависит от того, насколько точно сработает каждое звено передаточного механизма. «Сбой» на одном из этапов может привести к непредсказуемым последствиям. Осо­бенно ненадежной, по мнению ряда экономистов, является связь между процентной ставкой и инвестициями. Помимо ре­альной ставки кредитного процента объем инвестиций определяет и ряд других факторов, влияние которых может оказаться пре­валирующим. Например, необходимость внедрения новых тех­нологий, ожидания высокой прибыли могут стимулировать предпринимателей к увеличению инвестиций даже в период проведения центральным банком политики «дорогих денег». Наоборот, значительный спад производства может сдерживать процесс инвестирования даже в условиях снижения процент­ной ставки, т.е. при проведении политики «дешевых денег». Таким образом, для разработки денеж­но-кредитной политики и оценки ее последствий центральному банку необходима исчерпывающая информация о факторах, влияющих на каждый из этапов передаточного механизма, их взаимосвязи. Получить такие сведения в полном объеме прак­тически невозможно, что в свою очередь может привести к неп­редсказуемым конечным результатам.


3 Денежно-кредитная политика республики беларусь: характеристика, результативность, пути и способы совершенствования.


    Согласно  статьи 4 Банковского Кодекса Республики Беларусь денежно-кредитная политика Республики Беларусь — составная часть единой государственной экономической политики.

    Правовой  основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

    Национальный  банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября  текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

    Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год  включают в себя:

    • краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;

    • важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;

    • основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

    • оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;

    • мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

     Основные  направления взаимоувязываются  с макроэкономической государственной  политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

     Процесс формулирования целей денежно-кредитной  политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются  конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

     На  втором этапе устанавливаются промежуточные  цели денежно-кредитной политики в  форме конкретных количественных денежно-кредитных  показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

     На  третьем этапе устанавливаются  операционные цели денежно-кредитной  политики. Определяется круг денежно-кредитных  показателей, которые подвержены влиянию  центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального банка и др).

     На  четвертом этапе производится отбор  инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и  объекта регулирования, степени  зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.

     Согласно  Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475, стратегической целью денежно-кредитной политики в 2006 — 2015 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

    В рамках общей государственной экономической  политики конечной целью денежно-кредитной  политики будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов совместно с мерами экономической политики снижения и поддержания стабильно низких темпов инфляции. При этом уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, в 2010 году должен составить не более 5 процентов, в 2015 году — не более 3 процентов.

     В качестве стратегических задач денежно-кредитной  политики можно выделить:

     • поддержание долговременного и  устойчивого экономического роста  цивилизованными средствами;

     • достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;

     • сохранение доверия населения к  национальной банковской системе;

     • поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;

     • обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.

     Следует признать, что воздействие монетарных рычагов на состояние национальной экономики обнаруживается лишь по истечении  определенного периода времени. Поэтому ошибки, допущенные в регулировании денежно-кредитной сферы, всегда имеют необратимый характер.

     К  концу 2010  года  при  прогнозируемом  уровне инфляции ставка рефинансирования составит 9 – 12 процентов годовых.

    Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности

банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (кредит и депозит ”овернайт“, сделки СВОП),  двусторонние операции и операции на  открытом  рынке,  а  также  механизм  обязательного  резервирования.

    Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования.  К  концу 2010  года  ставки  по  кредиту ”овернайт“  и сделкам  СВОП составят 17 – 20 процентов годовых, ставка по депозитам – 5 – 8 процентов годовых. 

Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 – 15 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10 – 13 процентов годовых.

В 2010  году  увеличение  рублевой денежной  базы (включая  рефинансирование  банков)  оценивается  на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов, широкой  денежной  массы – 34 – 42 процентов (приложение).  При  этом депозиты  физических  лиц  возрастут  на 5,6 – 7,2 трлн.  рублей,  депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей.

Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и  экономической политики  позволит  в 2010  году  увеличить  коэффициент  монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента.

Прогнозируется, что международные резервные активы в определении

Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 – 1,83 млрд. долларов США. 

Денежно-кредитные  показатели  в 2010  году  рассчитаны  исходя  из

прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.  При  изменении  в  течение 2010  года  указанных  параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.

Социально-экономическое развитие страны в 2010 году в значительной

мере определяется динамикой воздействия внешнеэкономических условий.

 В соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2010 год рост реального валового внутреннего продукта (далее – ВВП)   составит 111 – 113   процентов,  инвестиций в основной капитал – 123 – 125 процентов. Индекс потребительских цен (инфляция)  оценивается на уровне 108   –   110  процентов.  Дефицит республиканского бюджета в 2010 году не превысит 1,5 процента к ВВП.

В 2010  году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.

 Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.

 В 2010 году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине

иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус 10  процентов от центрального значения,  равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года.

  В целях совершенствования денежно-кредитной системы Республики Беларусь продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских  систем Республики Беларусь и других  государств – участников Содружества  Независимых  Государств,  а  также  сотрудничество  с Международным  валютным  фондом,  Всемирным  банком,  Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.

  Денежно-кредитная  политика  будет  содействовать сохранению финансовой  стабильности,  снижению  внешних  дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.

  Реализация  намеченных  целей,  задач  и  мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.

  В 2010-2011 году приоритетными направлениями развития банковского сектора  республики  станут  преодоление  негативных  последствий мирового финансово-экономического  кризиса  и  обеспечение  устойчивости функционирования банков.  

  За 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 24 – 25  процентов,  доля  проблемных  активов  в  активах,  подверженных кредитному риску, не превысит 10 процентов.

  Прирост активов банков сложится на уровне 31 – 36 процентов, что составит 63 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 36 – 40 процентов и достигнут 51 процента к ВВП. 

  При этом доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных программ,  в  общем  объеме  требований  банков  к  экономике  в 2010  году снизится по отношению к 2009 году на 2 – 3 процентных пункта.

  В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых

инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике. 

В 2010  году Национальный банк обеспечит  эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее

расширение  сферы  безналичных  расчетов  в  экономике  республики  и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.

Предстоит провести большую работу по увеличению золотовалютных резервов, за 2010 г. они должны возрасти в размере от 500 млн. до 1,8 млрд. долл. США. Сумма резервов должна соответствовать трехмесячному объему импорта. Выполнение этого норматива позволит успешнее вести работу на международных рынках капитала, в частности, повысит кредитный рейтинг Республики Беларусь, поэтому задача всех руководителей банковской системы и банков — активно работать в этом направлении.

В настоящее время не все банки реализуют имеющиеся у них возможности по работе на национальном валютном рынке. В первую очередь это относится к дочерним иностранным банкам, для которых созданы комфортные условия для привлечения иностранных ресурсов, предоставлены возможности для активной работы на нашем рынке.

Показатели роста кредитования экономики на 2010 г. определены в размере 136—140%. Многие банки в настоящее время имеют возможности по наращиванию активных операций. Одним из важнейших направлений работы является стабильное развитие самой банковской системы. В 2010 году рост ресурсной базы предусмотрен в размере 136%. Будут увеличиваться все ее составляющие, но особое внимание уделяется привлечению средств населения.

В настоящее время в Республике Беларусь из 32 действующих банков 25 являются банками с участием иностранного капитала, и все они имеют возможность активно работать по наращиванию ресурсов. Банкам следует активизировать работу с населением в части привлечения их средств во вклады. Увеличение остатка депозитов физических лиц на 5,6—7,2 трлн. руб. станет весомым вкладом в повышение финансового потенциала банковского сектора. Средства юридических лиц необходимо увеличить на 5,1—6,2 трлн. руб., нормативный капитал банковского сектора — на 3,4 трлн. руб. при среднем росте для банков на 24—25%. Банкам следует постоянно проводить работу по сокращению проблемных активов. В прогнозе указан  параметр — не более 10%, но необходимо определить пороговый параметр — не выше 5%. В текущем году появляются перспективы значительно улучшить ситуацию с проблемными активами в государственных банках, кредитующих государственные программы социально-экономического развития.

В соответствии с прогнозными показателями на 2010 г. рост рублевой денежной массы составит 135-142%, широкой денежной массы – 134-142%, рублевой денежной базы – 136-143%. Это те основные показатели, которые характеризуют работу денежно-кредитной системы в 2010 г.

Не менее важная задача, поставленная в Республике Беларусь, -  создать условия для быстрого экономического развития страны, для построения новой конкурентной экономики. На протяжении многих лет наша страна имеет отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Следует провести модернизацию, реконструкцию действующих предприятий всех форм собственности с целью выпуска на них конкурентоспособной продукции. Важно создавать и развивать новые наукоемкие отрасли, используя новейшие достижения, информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии и другие направления современной науки и техники.

Для достижения указанных целей необходимо решить масштабные задачи: провести полную дебюрократизацию экономики, повысить благосостояние граждан, качество и конкурентоспособность белорусской продукции, обеспечить приток иностранных инвестиций и положительное сальдо внешней торговли.

Индикаторами успешного продвижения Республики Беларусь в решении названных задач следует рассматривать ее вхождение в 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса и к 2015 г. — в число первых 50 стран

мира по индексу человеческого развития.

Состояние и динамика денежно-кредитной сферы, валютного рынка, банковской системы показывают, что Национальный банк, Правительство Республики Беларусь и банки  в целом обеспечивают выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

В 2010 улучшилось внешнеэкономическое положение,  ожидается экономический рост. Если в прошлом году был спад мирового ВВП на 2,2%, то в нынешнем многими экспертами (включая представи-

телей МВФ) прогнозируется рост не менее 3%. Прогнозируется экономический рост в странах, являющихся основными торговыми партнерами Республики Беларусь. По последним данным, он будет даже вы-

ше, чем предполагалось несколько ранее, что оздает благоприятные условия для роста нашей внешнеэкономической деятельности. В текущем году  наблюдается прогресс в налаживании экономических связей с Латинской Америкой, Африкой,  странами Азии, что должно дать положительный результат в будущем.

Значительная работа проведена по совершенствованию экономического законодательства, созданию благоприятных условий способствующих привлечения иностранных инвестиций. Достаточно сказать, что только в рамках соглашения с Китайской Народной Республикой для нас открыта кредитная линия в размере 5,7 млрд. долл. США. Такие кредитные линии фактически есть по всем направлениям, вопрос только за реализацией эффективных проектов.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.