Рефератна тему:
Государственныйсектор экономики и пределы его развития
План
Введение
Глава 1. Из истории развитиягосударственного сектора
1.1 Разнообразие экономических теорийи факторы, влияющие на их формирование
1.2 История экономических учений
Глава 2. Определяющая рольгосударства
2.1 Основные масштабы деятельностигосударственного сектора
2.2 Государственный инегосударственный сектор производства общественных благ. Сравнительнаяхарактеристика
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Прежде чем ответить навопрос и рассмотреть тему реферата, следует разобраться в следующих понятиях:понятие государственного сектора и возможности его развития. Наиболее понятнохарактеризует понятие государственного сектора Бартенев С.В.
Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами,находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономикивходят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги,общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия игосударственные корпорации.
Иными словамигосударственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы,которыми владеет государство, и все организации, с помощью которыхосуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственныйбюджет, государственные производственные предприятия, государственныеорганизации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны,государственные земли.
Однако не следует прирассмотрении государственного сектора экономики ограничиваться толькоопределениями. Ведь проблема рассмотрения данного вопроса лежит намного глубже.Так, например, Поршнев А.Г. предлагает классификацию видов госимущества:
Земля в составегосударственной собственности, или земельная собственность, подразделяется сучетом ее целевого назначения в народном хозяйстве страны.
Природные ресурсывключают водные, в том числе подземные, лесные и биологические ресурсы(растительный и животный мир), воздушное пространство, полезные ископаемые,эфир, ресурсы космических систем.
Имущество как объектгосударственной собственности является достаточно многообразным по наименованиюи назначению. Оно выступает в форме акций, долей в уставных капиталах различныхакционерных компаний, а также государственных унитарных предприятий иучреждений (далее — организации). В составе группы – активы объектовгосударственной собственности — основные фонды, запасы материальных оборотныхсредств, а также недвижимое имущество и объекты, деятельность которых носитнекоммерческий характер. Это, имущество государственных учреждений,государственных некоммерческих фондов, органов государственного управления.
Целью данной работыявляется рассмотрение истории развития государственного сектора, потому – то, какя полагаю, без знания истории развития невозможно предугадать будущее. Этапозиция может оказаться актуальной при рассмотрении вопроса о пределах развитиягосударственного сектора. Проанализировать современные возможностигосударственного сектора экономики. На основе двух выше указанных исследованийответить на вопрос, поставленный в теме реферата.
Глава 1. Из историиразвития государственного сектора
1.1 Разнообразиеэкономических теорий и факторы, влияющие на их формирование
История экономическихучений очень подробно и доступно представлена в книге Бартенева С.В., Гдеавто стремиться выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформациюподходов и выводов.
«Некоторые экономистысчитают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого. Они считают, что этитеории и взгляды «обросли ракушками», потеряли свою значимость, поэтому назнакомство с ними не следует тратить время.
Тех, кто придерживаетсяподобного, сугубо негативного мнения, сравнительно немного. Абсолютноебольшинство специалистов его не разделяют».
Бартенев С.В. делаетпопытку выделить лишь наиболее существенные факторы, под воздействием которыхформируются и эволюционируют экономические взгляды и концепции. а формированиеи развитие экономических теорий воздействуют также:
– труды и взглядыпредставителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;
– взаимовлияниенациональных школ;
– развитие смежныхразделов экономической науки – статистики, математики, демографии, социологии идр.;
– совершенствованиеметодов научного исследования;
– расширение (изменение)тематики и взглядов на предмет экономической науки;
– взаимосвязь исогласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив,отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов икатегорий.
На развитие и содержаниеэкономической науки воздействуют многие тесно взаимосвязанные факторы. Эволюцияэкономических взглядов и концепций протекает под влиянием практических нужд ипотребностей, в процессе сопоставления и уточнения различных подходов, позиций,методов, при известной консервативности и несомненной преемственности знаний ивыводов.
Таким образом, один выводмы можем сделать: а именно возможности государственного сектора неразрывносвязаны с историей развития этого сектора, не зная уроков истории не возможноопределить будущее. Далее нам нужно глубже окунуться в историю формированиягосударственного сектора. В этом нам поможет следующий раздел данной работы.
1.2 Историяэкономических учений
В древности экономическойнауки как таковой еще не было. В трудах мыслителей, записках, трактатахсодержатся практические рекомендации, советы по организации, методам веденияхозяйства. Литературные источники, созданные за несколько сот лет до нашей эры,представляют конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; своего родапреддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Чтокасается самого термина «экономика» («домоводство»), то он пришел к нам издревнегреческого (oikos – дом, хозяйство; nomos – закон, правило).
В широком смысле истокисовременной цивилизации мы находим в идеях и трудах мыслителей далекогопрошлого – Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции. И потому ихвзгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня.
Выразителем интересовкрупного хозяйства, основанного на труде рабов, был Катон Марк Порций (234–149до н.э.), автор трактата «о земледелии». Катон – военачальник, квестор, консулв Испании. Талантливый оратор и наблюдательный историк, он досконально зналсельское хозяйство. Из земледельцев, как утверждал Катон, «выходят самые верныелюди и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсене вызывает зависти».
Аристотель, живший вАфинах за триста с лишним лет до нашей эры, стоял у начала начал экономическойнауки. Он, естественно, не мог претендовать на создание системы. У негоотсутствуют привычные теперь термины. Но он сумел нащупать и наметить проблемы,которые позже оказались в центре внимания экономистов.
Одна из проблем –стремление понять, что лежит в основе обмена продуктами? Чем определяютсяотношения обмена? К примеру, обмена «продукта» деятельности врача и земледельца– людей, заинтересованных во взаимном обмене, но «не одинаковых и не равных»?
По мнению Аристотеля,основой обмена может служить заинтересованность членов общества в том, чтоподвергается обмену. Измерителем неоднородной продукции служат деньги.Связующей основой является потребность. «В качестве же замены потребности, посоглашению (между людьми), возникла монета».
Итальянский епископ ФомаАквинский (1225–1274) – автор обширного сочинения по теологии, суммировавшегоканонические взгляды католической церкви. Определенное место в этих канонахзанимают экономические воззрения, опирающиеся, прежде всего на трудыАристотеля.
В период средневековьяшли споры о том, какую цену следует считать «справедливой».
По утверждению ФомыАквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых,она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством«труда и издержек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающаяучастникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровеньблагосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой церковнослужителю, третий– феодалу.
1. Русская Правда –сборник установлений правды, закона. Своего рода кодекс гражданского права,содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты ипреступления. Положения Правды, свод обычаев, судебные установления,терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни вКиевской Руси.
Сохранилось нескольковариантов Русской Правды, «краткой» и «пространной»: первоначальный и болееполный вариант, созданный позднее. Правда складывалась при Ярославе (978–1054)и его преемниках, детях, внуке – Владимире Мономахе (1053–1125). «Поучение»Мономаха – яркий литературный памятник, наставления и комментарий к Правде.
2. Русская Правдаустанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Онане признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого мечострее, тот и берет верх»). Большинство статей Пространной Правды посвященонормам хозяйственных взаимоотношений – праву собственности, принципамнаследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежныхи натуральных долгов («… за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»).
Господин имеет право битьсмерда «за дело», но не «без вины». «Кого застанут ночью у клети или на какомворовстве, могут убить как собаку; если же продержат пойманного вора дорассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд». «Аще кто без повеления начужом коне ездит, да ся тепет по три краты», т.е. получит три удара в качественаказания.
Как письменный своддревнерусского права Русская Правда упорядочивает систему имущественныхотношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственностипредставителей разных социальных групп, «верви» (общины).
3. Русская Правда нетолько памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни,экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлическихденьгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями,о ценах на товары. В списках Правды есть таксы на постройку и починку мостов,изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов сденежной ссуды, предоставленной в заем.
Русская Правда позволяетобрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой – «княжиелюди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные, обязанные платить данькнязю); на нижней ступени – «холопы», за которых отвечает их господин. Зананесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как заистребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может бытьподвергнут побоям, или его хозяин должен уплатить пеню в виде возмещения.
Меркантилизм – это иэкономическая концепция, и сфера экономической политики, возникшая в XVI в. – вэпоху великих географических открытий, развития торгового капитала. Авторыподобных экономических воззрений публикуют свои трактаты в Англии, Франции,Голландии, т.е. в странах, переживавших с конца XV в. промышленный расцвет.
Воззрения меркантилистов– это еще не система взглядов, не законченная экономическая теория, а отдельныенаблюдения, догадки, выводы, вкрапленные в трактаты с практическимирекомендациями в адрес государей и властителей.
Заслуга представителейэтой школы, прежде всего, в постановке проблемы, которой должна заниматьсяэкономическая наука: что такое богатство, каковы его источники?
Специфическая формабогатства, по их мнению, деньги в виде драгоценных металлов (золота, серебра).Именно деньги есть истинное богатство. «Нация, которая имеет больше денег,сильнее и богаче». Деньги представляют богатство не в виде недвижимогосокровища, а в форме капитала, находящегося в постоянном движении.
Источником притокабогатства, средством умножения денег служит внешняя торговля. «Обычнымсредством для увеличения нашего богатства и денег является внешняя торговля», –утверждает Томас Мэн, главный труд которого так и называется: «Богатство Англии– во внешней торговле».
Отсюда вытекает одна изведущих идей меркантилистов: чтобы привлечь в страну деньги, торговля с другимистранами должна давать активный баланс. Государству и его гражданам надлежиткак можно больше товаров вывозить за границу и как можно меньше покупатьзаморских товаров. Умножению богатства нации способствует не только выгодавнешнеторговых связей, но и развитие собственной промышленности, ремесленного имануфактурного производства.
Меркантилисты, какправило, сторонники сильной государственной власти. Они ратуют за поддержкуторговли, ремесел. Не одобряют мелочную регламентацию.
Имеет место известноеразличие во взглядах между представителями раннего (XV–XVI вв.) и позднего(XVII в.) меркантилизма.
Физиократия (от греч.physis – природа, kratos – власть) означает власть природы. Так именовали школуфранцузских экономистов, основная идея которых заключалась в том, что ведущуюроль в экономике играет сельское хозяйство. Только там происходит увеличениебогатства, приращение материи.
Физиократы были несогласны с концепциями меркантилистов. Они считали, что естественными законамиуправляет принцип естественного порядка. Эти законы имеют место в природе,действуют в живом организме, в мире животных. Основа естественного порядка –уважение права собственности и власти.
Франсуа Кенэ – главашколы физиократов – попытался представить картину кругооборота товаров и денегв масштабе национального хозяйства. Он исходил из деления общества на трикласса: землевладельцев, фермеров и ремесленников – в соответствии с ихучастием в воспроизводственном процессе. Кенэ впервые в истории предложил общуюсхему, абстрагируясь от некоторых реальных моментов и отношений. В его схемедоходы полностью расходуются, накопление отсутствует, не учитываются обменвнутри классов, внешнеторговые связи.
Главное в таблице Кенэ неарифметические расчеты, иллюстрирующие движение продуктовых и денежных потоков,а графический анализ общей картины воспроизводства, в котором отдельные актыпроизводства и обмена представлены в виде зигзагообразной схемы («зигзаги» –потоки товаров и денег от одного класса к другому).
«Книга о скудости ибогатстве», написанная Иваном Тихоновичем Посошковым (1652–1726), былаопубликована лишь спустя сто с лишним лет после его смерти. Она вошла в историюкак одно из выдающихся произведений российской экономической мысли. Посошкованазывают одним из первых русских экономистов, смелым и оригинальнымпредставителем мировой экономической мысли, выступившим с развернутойпрограммой подъема производительных сил России.
Посошков придерживалсявзглядов на ход экономического развития, известных под названием«меркантилизм». Это была не столько теоретическая система, сколько системапрогрессивных преобразований, подъема и возрождения производства,совершенствования управления.
Работа Посошкова – плоддлительных размышлений о причинах «скудости» и «неисправ», путях всестороннегообновления великой России. Причины «неправды» и «неисправностей» автор видит впроизволе и безнаказанности обладающих властью, в небрежении к условиям жизникрестьян, мастеровых людей, в подрыве «охоты к мастерству», в излишествах ирасточительстве дворянства, в засилье иностранных купцов.
Будучи сам разностороннимумельцем, предпринимателем и купцом, Посошков стремится обосновать практическиемеры, направленные на устранение скудости и умножение народного богатства.
В отличие отмеркантилистов Уильям Петти (1623–1687) видел источник богатства не в деньгах,не во внешней торговле, а в труде. Он считал, что материальной основойбогатства служит земля, природа, а создатель богатства – труд в различныхсферах материального производства. В качестве основы экономического анализаПетти выдвинул процесс производства (а не сферу торговли, обращения).
Почему мы и сегодняобращаемся к классикам, к работам А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля?
Очевидно, не потому, чтоих идеи и построения не претерпевают изменений и остаются незыблемой основойпринятия практических решений, обоснования экономической политики.
Тогда почему же?
Прежде всего, потому, чтос трудов классической школы началась политическая экономия как наука. Именноклассики предприняли попытку – и не безуспешно – представить все разнообразиеэкономического мира как единое целое, свести в систему отдельные положения,догадки, наблюдения, выводы, вычленить и согласовать категории и понятия.
Конечно, за прошедшиедвести с лишним лет (труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатстванародов», с которого обычно начинают отсчет политэкономии как науки, вышел в1776 г.) мир заметно изменился. Однако прежние теории не следует торопитьсясписывать в архив. Вокруг наследия классической школы по-прежнему продолжаютсядискуссии, обсуждения, споры.
Адам Смит считал, чтоисточник богатства не следует искать во внешней торговле (меркантилисты) илисельскохозяйственном производстве (физиократы). Богатство – продукт совокупноготруда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессии.Экономический мир – огромная мастерская, в котором развертывается соперничествомежду всеми, кто, так или иначе, участвует в создании богатства.
Думаю, примеров приведенодостаточно что бы сделать следующий вывод: экономическая наука прошла трудный идолгий путь развития и единого целостного мнения и том, каков должен бытьгосударственный сектор нет и никогда не было. Однако экономисты всехпредставленных эпох едины в одном. В стремлении усовершенствованиягосударственного сектора и его возможностей. Теперь можно непосредственнопереходить к рассмотрению вопроса о возможностях современного государственногосектора экономики. Тем более, что сам государственный сектор уже рассмотрен (напримерах их истории экономической науки) достаточно подробно.
Глава 2. Определяющаяроль государства
2.1 Основные масштабыдеятельности государственного сектора
Очень многиеисследователи, экономисты в частности Пономаренко А.В. как бы подтверждая ранеесделанный вывод о том, что экономическая теория имеет множество определений имнений, считает так же, что нет определенного понятия того, что такоегосударство. которое так же имеет несколько определений. смотря кто его даёт философыили политологи. Однако она наиболее полно выделила важные черты понятиягосударства: В экономической теории акцент делается на особенностях государствакак механизма общественной координации, отличающегося от рыночного механизмакоординации экономической деятельности.
Во-первых, государство –это система институтов, с помощью которых обеспечивается координация действийчленов общества, преследующих общие цели.
Во-вторых, государство –это совместно действующие люди, это хозяйствующее общество, где обществовыступает как нечто единое и где координация достигается на основе сознательныхусилий, а не в результате действия стихии рыночных сделок.
Важнейшими чертамидемократического государства являются:
• принуждение;
• ответственность иподотчетность;
• особая мотивацияработаю. В экономической теории акцент делается на особенностях государства какмеханизма общественной координации, отличающегося от рыночного механизмакоординации экономической деятельности.
Во-первых, государство –это система институтов, с помощью которых обеспечивается координация действийчленов общества, преследующих общие цели.
Во-вторых, государство –это совместно действующие люди, это хозяйствующее общество, где обществовыступает как нечто единое и где координация достигается на основе сознательныхусилий, а не в результате действия стихии рыночных сделок.
Важнейшими чертамидемократического государства являются:
• принуждение;
• ответственность иподотчетность;
• особая мотивацияработающих в государственных органах и вообще работающих на государство и вчьих в государственных органах и вообще работающих на государство.
Далее следует привестиещё несколько примеров определяющей роли государства в экономике и его огромныевозможности.
В российской экономике насовременном этапе экономическая роль государства характеризуется следующимиэтапами (по Исаеву В.А.): государственные и муниципальные предприятиясоставляют 11,2 % общего числа предприятий;
на государственныхпредприятиях работают 38 % всех занятых в народном хозяйстве;
государственный сектор производит около 35 % всей продукции;
количество государственных учреждений – 34 868;
число федеральных государственных предприятий – 9885;
государственные пакеты акций – 4308;
размеры пакетов акций в собственности государства:
100 % уставного капитала – 84 предприятия;
более 50 % уставного капитала – 615 предприятий;
от 25 до 50 % уставного капитала – 1348 предприятий;
менее 25 % уставного капитала – 1719 предприятий.
Это существенное сокращение роли государства по сравнению с началом1990-х годов, когда в государственном секторе производилось более 90 % ВВПстраны.
2.2 Государственный и негосударственный сектор производства общественных благ.Сравнительная характеристика
Подобная сравнительная характеристика мною взята за основу с цельюпопытаться определить таким путём (путём сравнения) ответить на главный вопроспредставленный в теме о возможностях государственного сектора.
В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которыхдоступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Имиявляются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, иобщественная безопасность.
Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами:неисключаемости, несоперничества в потреблении.
Сбой рынка в производстве общественных благ происходит в результате:
отсутствия платежеспособного спроса на общественное благо;
а также нерациональности коллективного выбора (проблема безбилетника).
В случае с общественными благами рынок не принимает эффективного решения.Возникает необходимость государственного вмешательства с целью корректировкирыночного сбоя. В целом необходимость этого вмешательства объясняется с позицийэкономической эффективности. Государство тем или иным способом обеспечиваетпроизводство оптимального объема общественных благ.
Вместе с тем в некоторых случаях производство общественных благобеспечивается негосударственным сектором. Это происходит тогда:
во-первых, когда предпосылка о поведении потребителя как «безбилетника»не срабатывает;
во-вторых, когда речь идет о клубных благах;
в-третьих, когда имеются дополняющие частные блага.
В отличие от смешанных общественных благ обеспечение чистымиобщественными благами осуществляется только в рамках государственного сектора.Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, поддержкаобщественного порядка и законности. При этом правительство сталкивается с тойже проблемой, что и частная компания, производящая частные блага, а именно спроблемой финансирования производства общественного блага. Если для покрытиясвоих расходов частная фирма назначает цену за благо, то правительство дляпокрытия расходов вводит налог.
Таким образом, важнейшими проблемами в рамках государственногообеспечения общественных благ являются:
финансирование производства общественных благ;
определение оптимального объема производства;
выявление общественных предпочтений;
решение проблемы безбилетника.
Выявление предпочтений – это предоставление информации поставщикуобщественных благ о том, как оценивается потребителем польза от потребленияэтих благ.
Налог Кларка предназначен для того, чтобы было выгодно предоставлятьдостоверную информацию при выявлении предпочтений. Приэтом каждый индивидуум ставится в такое положение, когда его влияние напринятие решения обособляется и становится решающим. Процедура организациитакого налога является практически сложной, поэтому возможность введенияподобного налога представляет лишь теоретический интерес.
Таким образом, получается, что несмотря на мощный государственный секторсбои в возможностях государственного сектора случаются. Но несмотря на этомногие эксперты по мнению Кузнецова С.М.(1). отмечают,что за последнее время резко увеличилось государственное присутствие вэкономике. Правда, никто не может привести конкретных цифр государственногоучастия. Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько летназад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодняесли просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифрасоставит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее времяприсутствие государства в экономике будет только увеличиваться.
Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг.Попробуем определить его потенциал. При этом мы не претендуем на полную оценкуэтого потенциала, а попытаемся оценить основные направления концентрацииресурсов.
Общие параметры государственного сектора:
объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпорацийсоставляет более 20% российского ВВП;
в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компанийшесть принадлежат государству;
«Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализациивошел в тройку мировых лидеров;
доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, науровне не менее 50% ВВП.
В настоящее время происходит формирование новых государственныхкорпораций с использованием как ядра (по аналогии с «Газпромом»)«Рособоронэкспорта». Казалось бы, монопольная структура, призваннаяконтролировать и оказывать услуги в области экспорта вооружения, не должнавыполнять роль собственника, однако в последнее время именно эта организациястановится центром суперкорпорации, занимающей монопольное положение.
Даже беглый анализ потенциала государственного сектора экономикипобуждает задаться вопросом: зачем государству, имеющему в своем распоряженииогромное количество рычагов управления экономикой на макро– и микроуровнях(лицензирование, тарифы, налоги, пошлины и т.д.), такой объем непосредственноуправляемой собственности? Представители государства предпочитают не отвечатьна этот вопрос, оставляя экспертам необъятное поле для догадок и трактовок.Эксперты перебирают говорят о создании системы, похожей на южнокорейскиекорпорации-чеболи
И разные мотивы создания мощного государственного холдинга. Л. Шевцова иА. Дынкин лларионов использует термин «венесуэлизация», поскольку Венесуэла всвое время тоже национализировала нефтяную промышленность и довела свойгоссектор до 60%. Кто-то объясняет это попыткой создать экономическую вертикальвласти.
Но ответа на главный вопрос: зачем создается в России эта система и какона повлияет на развитие экономики − пока нет. Но можно попробовать нанего ответить.
Очевидно, что данная система позволяет выполнять три основные функции.
Контрольную функцию. Достаточно посмотреть на структуру экспортароссийских товаров, чтобы понять, что без согласия и контроля государстваникакой экспорт из страны невозможен. (В 2006 г., несмотря на сокращениеобъемов поставки нефти и газа на экспорт по сравнению с 2005 г. на 2,4 и 2,78%,соответственно, доходы России составили 139,4 млрд. долларов, что значительновыше, чем в 2005 г., экспорт вооружений превысил 5 млрд. долларов.)
Доступ к газо-, нефте– и массопроводам жестко контролируетсягосударственными компаниями. Экспорт вооружения регулируется и осуществляетсятолько через РОЭ. Поставка ядерного топлива, электроэнергии, организациякосмических запусков находятся под контролем государства. Даже в случаеотсутствия прямого контроля, через РЖД под любым предлогом можно ограничитьперевозку за рубеж любого товара. Принятие постановления правительства РФ опорядке инвестирования иностранного капитала в стратегические отрасли иразвитие событий вокруг «Сахалина-2» дали понять инвесторам, что без участия иконтроля государства вход в любые сверхприбыльные проекты невозможен. Такжечерез государственные СМИ можно заблокировать распространение любойнежелательной информации, а издание печатной продукции тиражом 5-6 тыс.экземпляров не может оказать влияние на население в значимом для странымасштабе.
Имея все эти рычаги и с учетом обычного набора регулирующих инструментов,государство способно в значительной мере контролировать все экономическиепроцессы в стране, причем в случае необходимости − при возникновениикаких-либо провалов либо в случае обвинений в отходе от либеральныхэкономических ценностей − в качестве виновных будут выставлены отдельныеякобы независимые от государства компании и холдинги.
Функция перераспределения финансовых потоков. В любой корпорации всегдаимеется возможность за счет внутренних цен сконцентрировать прибыль в той илииной дочке холдинга. Государство в этом не является исключением. Тарифноерегулирование в стране способно сделать прибыльным или убыточным любой бизнес,причем на законных основаниях. Производство цветных металлов и в первую очередьалюминия в России конкурентноспособно до тех пор, пока тарифы на электроэнергиюзначительно ниже мирового уровня, прибыльность производства минеральныхудобрений регулируется стоимостью газа, прибыль черной металлургии и лесногокомплекса из-за наших расстояний зависит в значительной степени от тарифов РЖД.
В свое время, когда один из авторов этой статьи работал вМинмонтажспецстрое СССР, он, анализируя работу главков, пришел к выводу обискусственно созданной рентабельности Главмонтажавтоматики.
Рентабельность работ, выполняемых главком, превышала 50%, причем 93%прибыли изымалось государством. Были подготовлены предложения об исключении изобъемов строймонтажа стоимости оборудования и материалов и изменениираспределения прибыли между главком и государством. Ответ был ошеломляющий: «Недумайте, что в Госплане СССР сидят дураки. Чем собирать прибыль с тысячизаказчиков, лучше пускай это сделает главк, а мы потом соберем прибыль с него».Логика была железобетонная. Сегодня понимаешь незыблемость данного подхода:зачем гоняться за каждым налогооблагаемым предприятием и физическим лицом,проще собрать деньги через тарифы и стоимость услуг, используя свое монопольноеположение.
Можно сделать вывод, что внутренний рынок России не сможет обеспечитьнеобходимое развитие высокотехнологичных отраслей из-за незначительной емкости.Для выхода же на внешние рынки необходимы новый менеджмент и создание крупныхфирм как основы для формирования иерархических структур при разработке новыхпродуктов.
Экспорт наиболее развитых стран все больше сдвигается от мирового экспортапромышленной продукции к экспорту технологий образцов продукции иуправленческих решений на мировой рынок. Промышленное производство все большесдвигается в страны Юго-Восточной Азии и в первую очередь в Китай и Индию.Совершенно ясно, что только курс на расширение «торговли знаниями» можетобеспечить необходимую реструктуризацию экономики России и освобождение отнефтяной зависимости.
Богачева Г.Н., выделилпроблемы современной российской экономики следующим образом:
отсутствие необходимой инфраструктуры для доведения научных разработок дореальных коммерческих разработок и образцов;
недостаточное количество венчурных фондов и внешнеторговых фирм дляобеспечения финансирования разработок и их вывода на мировой рынок (в Израилеимеется более 3 тыс. фирм и 180 венчурных фондов);
практически полное отрицание интеллектуальной собственности иневозможность защиты авторских прав;
неудовлетворительное количество и качество научных кадров (в большинствеинститутов РАН средний возраст научных работников превышает 60 лет);
слабый менеджмент в секторе научно-промышленных разработок.
Именно эти точки являются самыми болевыми, и простым увеличениембюджетных расходов на науку эти проблемы решить нельзя.
Заключение
Мною были рассмотрены пути формирования государственного сектораэкономики и сделана попытка определить возможности этого государственногосектора экономики. Выводы. Государственная система формировалась не одну тысячулет, применялись различные методы, государственный сектор, работающий без сбоевтак и не был создан. Безусловно он имеет огромный потенциал и огромныевозможности, но государственный сектор не может существовать, без частногосектора, как мы выяснили это на сравнительном примере, следовательно, работаэкономистов по созданию государственного сектора работающего с неограниченнымивозможностями ещё не завершена.)если это конечно вообще возможно.
Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, — это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой — доходыи расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором — обих потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциалаприсуща, вообще говоря, любому субъекту хозяйства, причем доля частного лицаили фирмы в совокупном запасе ресурсов нации, как правило, примерно равна долеих дохода в национальном доходе, по крайней мере, в долгосрочном плане. Ведьпоток ресурсов (доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическимили человеческим капиталом) и в эффективно функционирующей рыночной экономикераспределяется в соответствии с факторными вкладами. Особенность государствасостоит, однако, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оносистематически осуществляет перераспределение, поэтому доля общественногосектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его долив совокупном капитале.
В странах с развитой рыночной экономикой обычно существует консенсус вотношении того, что перераспределению подлежат скорее доходы, чем факторыпроизводства, которые должны находиться в основном в распоряжении частногосектора. Соответственно удельный вес общественного сектора в доходах и расходахобщества в большинстве случаев превосходит его удельный вес, как в совокупномкапитале, так и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.
Необходимо, впрочем, отметить два обстоятельства. С одной стороны,государство часто контролирует огромные ресурсы, которые не получают надлежащейэкономической оценки в качестве потенциальных или реальных факторов производства.Это, например, земли, не находящиеся в сельскохозяйственном обороте, охраняемыеприродные и культурные ценности нации и др. С другой стороны, расходы государствав конечном счете характеризуют услуги, предоставляемые им на нерыночной основе,однако этот момент, как и предыдущий, подчас остается в тени. Таким образом, изапас, и поток ресурсов общественного сектора частично изъяты из рыночногооборота, что сказывается на экономических измерениях и может создаватьнеадекватное представление о «паразитизме» государства.
Список используемойлитературы
1. Бартенев С. Экономические теории ишколы. Курс лекций. М.: Бек, 1996. стр. 125.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория:Учебник. – М.: Юристъ, 1997.140 стр.
3. Валовой Д. Политэкономия – М.; ЗАОБизнес-школа, «Интел-синтез», 1999. 305 стр.
4. Богачева Г.Н., Реальный ификтивный капитал: опыт политэкономического исследования стр. 718.
5. ИсаевВ.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективногогосударства) стр. 224.
6.Кузнецов С.М. Государственный секторэкономики: нынешняя российская специфика. 120 стр.
7. Кларк Дж.Б. Распределениебогатства. — М.: Экономика, 1992, 305 стр.
8. Курс экономической теории: Учебноепособие под общ. Ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Кисилёвой /МГИМО, М., 1993. 180 стр.
9. Поршнев А.Г., Денисов Б.А. идр. Политическая экономия и история экономических учений: Учебник ГУУ. М.,1999. 432 с.
10. Пономаренко А.В. Экономика ифинансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебникдля вузов.124 стр.
11. Долан Э.Д., Кэмпбелл К.Д., КэмпбэллР.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – Л., 1991. – 71 стр.
12. Сборник задач и упражнений подисциплине «Политическая экономия и история экономических учений» / Сост.: А.Ю.Глебанова и др.; ГУУ, 1999. 181 с.