ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономическойтеории
Курсоваяработа
подисциплине «Макроэкономика» на тему:
Государственныйбюджет: формирование и использование
Выполнила:
студентка2 курса 15 группы
Экономическогофакультета специальность
080100«Экономика
(бакалаврэкономики)»
ГорловаКристина Алексеевна
Проверил: к. э. н. Рязанцев И. И.
Ставрополь– 2010
Содержание
Введение
Глава 1:Государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы государства
1.1 Государственныйбюджет и его функции
1.2Бюджетная система и бюджетное устройство
Глава 2:Государственный бюджет: формирование и использование
2.1 Принципыформирования государственного бюджета
2.2 Использованиегосударственного бюджета
2.3 Проблемыбюджетного дефицита и государственного долга
Глава 3:Федеральный бюджет 2008 – 2010
3.1Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
3.2 Оценкаисполнения федерального бюджета РФ в 2008 год
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственныйбюджет — это используемый правительством денежный фонд для финансирования своейдеятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы.Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы,осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило,путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальнымфинансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственнымфондам).
Бюджетная система Российской Федерации включаетгосударственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации иместные бюджеты.
Федеральный бюджет РФ — главное звено бюджетнойсистемы страны, которое является основным финансовым планом государства,утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджетконцентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы ирасходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражаетэкономические отношения, опосредующие процесс образования и использованияцентрализованного фонда денежных средств государства.
Бюджетные отношения возникают между государством июридическими и физическими лицами по поводу формирования и использованияцентрализованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансированиянародного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны,государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточениефинансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовойполитики государства. Бюджет является формой образования и расходованияденежных средств.
Актуальность выбранной темы заключается в том, чтоименно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачиватьфинансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития.С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода междуотраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование иисполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующимвнимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Целью курсовой работы является рассмотрениебюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элементафинансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами курсовой работы являются:
- анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходованиясредств государственного бюджета;
- рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственногодолга.
Методологическую основу при написании курсовойработы составили:
Бюджетный Кодекс РФ, труды специалистов: Г.Б.Поляка, О.В. Врублевской, Е.А. Марыгановой и других, а также аналитическиеданные из СМИ и печати.
Глава 1: Государственный бюджет — ведущее звенофинансовой системы государства
1.1 Государственный бюджет и его функции
Государственное регулирование, осуществляемое врамках политики, играет большую роль в формировании и развитии экономической исоциальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государствупроводить экономическую и социальную политику, является финансовая система обществаи входящий в её состав – государственный бюджет. Воздействие на образование ииспользование централизованных и децентрализованных фондов денежных средствпроизводится через государственный бюджет.
Государственный бюджет в соответствии сопределением Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) – это форма образования ирасходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечениязадач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственныевласти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии,осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. длявыполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет можно рассматривать с двухпозиций: как экономическую категорию и как финансовый план.
Основным финансовым планом являетсягосударственный бюджет, который даёт органам власти реальную экономическуювозможность осуществления властных полномочий, и состоит из расходов и доходов.Также бюджет отражает размеры финансовых ресурсов, необходимых государству итем самым определяет налоговую политику в стране. Конкретные направлениярасходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннеговалового продукта позволяет бюджету выступать в качестве эффективногорегулятора экономики. По экономической сущности государственный бюджет представляетденежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическимилицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованиеми использованием бюджетного фонда. Объёмы этого перераспределения составляют40-50% ВВП.
Бюджетные отношения как экономическая категорияявляются составной частью финансовых отношений, и им присуща денежная форма иосновные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие задачи:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальнойполитики государства;
- государственный контроль за поступлением и использованиембюджетных средств.
1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство
Организацию бюджетной системы, принципы еёпостроения и функционирования характеризует бюджетное устройство. Оноустанавливается и регламентируется законодательными актами, которые определяютправа центральных и местных органов власти по составлению, утверждению иисполнению бюджетов. Также бюджетное устройство прописывает распределениедоходов и расходов между отдельными видами бюджетов. Бюджетное устройствоопределяется государственным устройством. Бюджетная система унитарныхгосударств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местныебюджеты. У государств с федеративным устройством, кроме этого, выделяютсябюджеты субъектов федерации.
Основы бюджетного устройства Российской Федерацииопределяются Конституцией страны и ее государственным устройством какфедеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики всоставе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 10)бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1. федерального бюджета и бюджетов государственных вне бюджетных фондов;
2. бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) ибюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации включает:федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, одинобластной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов иоколо 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельскиебюджеты).
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РоссийскойФедерации, самостоятельны и не включаются друг в друга. Т.е. бюджеты субъектовРоссийской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты невключаются в региональные бюджеты.
Совокупность бюджетов всех уровней образуетконсолидированный бюджет. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляютбюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территориимуниципальных образований/>.
Консолидированный бюджет РФ – это федеральныйбюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированныебюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходахрегиона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических истатистических целей.
Бюджетным кодексом РФ законодательно закрепленыследующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственныхвнебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означаетединство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единствопринципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетногозаконодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета,единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектовРФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов междууровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов(полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органамигосударственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных органов государственной власти и органовместного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельноосуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочийпо формированию доходов соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местногосамоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определятьнаправления расходования средств соответствующих бюджетов и источникифинансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных приисполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходамибюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерьв доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов(решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходовбюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходыи расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные закономобязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетныхфондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные имуниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств,средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РоссийскойФедерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, чтообъем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарномуобъему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должныисходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использованиябюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетовуполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить изнеобходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшегообъема средств или достижения наилучшего результата с использованиемопределенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходовозначает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходовбюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы ипоступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключениемцелевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетовдругого уровня.
Принцип гласности означает: обязательноеопубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об ихисполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иныхсведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения ипринятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающимразногласия внутри представительного органа или между исполнительным ипредставительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежностьпоказателей прогноза социально-экономического развития соответствующейтерритории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетныхсредств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретныхбюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретныхцелей.
Глава 2: Государственный бюджет: формирование ииспользование
2.1 Принципы формирования государственногобюджета
Бюджетные доходы и расходы разнообразны.Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации.
Для составления отчетов об исполнении бюджетоввсех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единаябюджетная классификация РФ.
Бюджетная классификация — это группировка доходови расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этихбюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такаяклассификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждаетсяфедеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
- для составления, утверждения и исполнения бюджета;
- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
- составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Министерство финансов РФ утвердило «Указанияо порядке применения бюджетной классификации РФ» своим приказом от 25 мая1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации государственный бюджет состоитиз четырех блоков: «доходы», «расходы»,«финансирование бюджета» и «государственный долг».
Основные принципы бюджетной классификацииполностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетнаяклассификация включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитовбюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федеральногобюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ,субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственныхвнешних активов РФ.
Государственныевнебюджетные фонды — это денежныесредства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет, апоступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производитсяпосредством сбора Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время в Россиидействуют три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социальногострахования (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный итерриториальные) — ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фондыоплаты труда юридических лиц.
Согласно действующей бюджетной классификации вседоходы бюджтов делятся на следующие виды (рисунок 1):
Рисунок 1: Доходыбюджета.
1. Налоговые доходы, которые включают в себя(ст.41 БК РФ):
- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
- платежи за использование природных ресурсов;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, сборы и пошлины.
Налоговые доходыформируют основную часть бюджетных поступлений — от 70 до 95% доходов бюджета вразных странах и в различные временные периоды. Налоговые доходы включаютпоступления закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиесяданному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которымустанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).
2. Неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ):
- доходы от использования имущества, находящегося в государственнойи муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимисяв ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации,компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ,субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровнейбюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономическойдеятельности).
3. К безвозмездным поступлениям относятся (ст. 41БК РФ):
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектовРоссийской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц,международных организаций и правительств иностранных государств, в том числедобровольные пожертвования.
Доходы зачисляются на счета органов Федеральногоказначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленнымиБюджетным кодексом, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РоссийскойФедерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетныхфондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют вустановленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов,поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами всоответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным врасчетном документе на зачисление средств на счет.
Органы Федерального казначейства осуществляютперечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Денежныесредства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета только смомента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Исполнениефедерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполненияфедерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мерепоступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полномобъеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии сутвержденными бюджетными назначениями.
2.2 Использование государственного бюджета
Под расходами бюджета понимают денежные средства,направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местногосамоуправления. В зависимости от характера этих функций формируется системабюджетных расходов.
Расходы направлены на:
- государственное и муниципальное управление
- национальную оборону
- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности
- осуществление международной деятельности
- поддержку отраслей сферы материального производства
- фундаментальные исследования и содействие научно- техническомупрогрессу
- содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
- охрану окружающей природной среды и природных ресурсов
- обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательствтерриториальных органов власти.
Органы государственной власти и местногосамоуправления определяют направление использование бюджетных средств.
Существует три основания классификации расходов, всоответствии с которыми выделяются:
а) функциональная классификация расходов бюджетовРФ, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основныхфункций государства (Это затраты на государственное управление, судебнуювласть, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительнуюдеятельность, фундаментальные научные исследования, развитие экономики,бюджетной сферы, социальную политику и др.).;
б) экономическая классификация расходов, котораяявляется группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическомусодержанию;
в) ведомственная классификация расходов федеральногобюджета, которая является группировкой расходов федерального бюджета и отражаетраспределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федеральногобюджет.
Расходы бюджетов в зависимости от ихэкономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.
Текущие расходы бюджетов, предназначенные дляпокрытия ежедневных потребностей государства и местного самоуправления. Эточасть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений,оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслямэкономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование ит. п..
Капитальные расходы бюджетов предполагают достижениеожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Под капитальными расходамибюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную иинвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные дляинвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации иучреждения в соответствии с утверждённой инвестиционной программой. Основнойцелью капитальных расходов бюджетов является развитие имущественной основыгосударства и местного самоуправления. Для достижения этой целипредусматриваются следующие средства:
- инвестиционная деятельность, предполагающая размещение инвестицийв форме капитальных вложений;
- инновационная деятельность;
- создание за счет средств РФ, ее субъектов и муниципальныхобразований новых объектов недвижимости, оборудования, иных средствпроизводства и вещей длительного пользования;
- приобретение в собственность РФ, ее субъектов и муниципальныхобразований объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства ивещей длительного пользования;
- капитальный ремонт принадлежащих РФ, ее субъектам и муниципальнымобразованиям объектов недвижимости, оборудования, иных средств производства ивещей длительного пользования.
В составе капитальных расходов бюджетовформируется бюджет развития. Однако текущие расходы бюджетов не менее важны дляфункционирования государства и местного самоуправления, чем капитальныерасходы, поскольку именно они обеспечивают удовлетворение повседневныхпотребностей РФ, ее субъектов и муниципальных образований.
Предоставление бюджетных средств осуществляется вследующих формах:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемыхфизическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
- трансферты населению, т. е. бюджетные средства для финансированияобязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, другихсоциальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательствомсубъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местногосамоуправления;
- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий,передаваемых на другие уровни власти;
- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших врезультате решений, принятых органами государственной власти, приводящих кувелечению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговыекредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемыхюридических лиц;
- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам другихуровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
- кредиты иностранным государствам;
- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в томчисле государственных и муниципальных гарантий.
Дотация — бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратнойоснове для покрытия текущих расходов.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу набезвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевыхрасходов.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицуна условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетныхрасходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам илидругому бюджету на возвратной и возмездной основе.
Бюджетные расходы делятся ещё по ведомственномупризнаку на федеральные, региональные и местные в соответствии с уровнем финансированнойбюджетной системы.
В свою очередь бюджетные учреждения расходуютбюджетные средства исключительно на:
- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами иправовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорийработников;
- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетныефонды;
- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральнымизаконами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органовместного самоуправления;
- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствиис законодательством Российской Федерации;
- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным илимуниципальным контрактам;
- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметамибез заключения государственных или муниципальных контрактов.
Расходование бюджетных средств бюджетнымиучреждениями на иные цели не допускается. (БК РФ ст.70)
Действующее бюджетное законодательствоустанавливает, что в расходной части бюджетов отражаются не только расходныеоперации, но также и приходные. Бюджетные кредиты, в том числе средства,получаемые от продажи имущества и другого обеспечения отражаются в составерасходов бюджетов, но только со знаком «минус».
2.3 Проблемы бюджетного дефицита игосударственного долга
Однакообычно при принятии бюджета планируемыепоступления и расходы не совпадают. Бюджетный процесс предполагаетбалансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджетаозначает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета.
Бюджетный дефицит отражает определенные измененияв национальной экономике, фиксирует результат этих изменений.
Под бюджетным дефицитом понимается превышениерасходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление — профицитбюджета — означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует такжепонятие «первичный профицит», которое означает превышение доходов надрасходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. Какправило бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Причин бюджетного дефицита может быть много:
- спад общественного производства;
- рост предельных издержек общественного производства;
- массовый выпуск «пустых» денег;
- значительные социальные программы;
- возросшие затраты на финансирование ВПК;
- крупномасштабный оборот «теневого» капитала;
- огромные непроизводственные расходы, прописки, хищения, потерипроизведенной продукции и многое другое, пока неподдающееся общественномуучету.
Наличие бюджетного дефицита обычно рассматриваетсякак негативное явление. Его финансирование на основе денежной эмиссиигарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств ростугосударственного долга. Но это не всегда так. Бюджеты очень многих государствявляются дефицитными. Если государство стремится ежегодно приниматьбездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики засчет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому прирегулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетнойполитики, но и ее долгосрочные приоритеты.
Если бюджет на очередной год принимается сдефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники егофинансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которыепривлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.
Различают следующие виды финансирования бюджетногодефицита — денежное и долговое.
Денежное финансирование означает, что для покрытиябюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка илинапрямую продает ему свои долговые обязательства. Но при таком подходецентральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченнуютоварами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальныймеханизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаютсярациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятныхпоследствий.
В отличие от денежного, долговое финансированиедефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств,которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем,а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньгизанимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы непроисходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования.
Помимо государственных займов, источникамифинансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетовдругих уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а такжемеждународных финансовых организаций — Международного валютного фонда (МВФ),Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Структура источников финансирования дефицитабюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом (ст.94-96). В соответствии с ним выделяются следующие источники финансированиядефицита федерального бюджета:
1) внутренние источники:
— кредиты, полученные от кредитных организаций врублях;
— государственные займы, осуществляемые путемвыпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
— бюджетные ссуды, полученные от других уровнейбюджетной системы;
2) внешние источники:
— государственные займы, осуществляемые виностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
— кредиты в иностранной валюте, полученные отправительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовыхорганизаций.
Бюджетный кодекс устанавливает ограничения на егообъем дифицита. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышатьсуммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживаниегосударственного долга РФ.
Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федеральногобюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущиерасходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могутиспользоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзянаправлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.
Ограничение на размер дефицита местного бюджета — не более 3 процентов от объема доходов без учета финансовой помощи изфедерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансированиядефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесносвязаны, так как, во-первых, государственный займ — важнейший источник покрытиябюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или инойразмер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга.С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимоисследование роста бюджетного дефицита.
Обычно в государственном долге видятся двеопасности: банкротство нации и опасность переложения налогового бремени набудущие поколения.
Долговое финансирование дефицита в мирераспространено очень широко. Под государственным долгом в общем случаепонимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрытапутем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственныйдолг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительныхорганов власти перед физическими и юридическими лицами, иностраннымигосударствами, международными организациями и иными субъектами международногоправа.
Внешний государственный долг — это долгиностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг — наибольшеебремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказыватьопределенные услуги, Чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
Внутренний долг — это долг государства своемунаселению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутреннимдолгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные внациональной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательствамогут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов,осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, другихдолговых обязательств, гарантированных правительством.
В зависимости от сроков погашения выделяютсяследующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года),среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Срокипогашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могутпревышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определенмаксимальный срок погашения 10 лет.
Управление и обслуживание внутреннего и внешнегодолгов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ и Федеральноеказначейство при Министерстве финансов Российской Федерации. Все затраты пообслуживанию долга осуществляются за счет республиканского бюджета.
Основными государственными долговыми обязательствами,которые обеспечиваются Правительством Российской Федерации, являются:
- государственные краткосрочные облигации (сроком на3, 6,12месяцев);
- государственные долгосрочные облигации (сроком до 30 лет);
- облигации внутреннего государственного валютного займа;
- казначейские векселя и обязательства.
Нарастание внутреннего долга менее опасно длянациональной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товарови услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникаютопределенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут бытьзначительными. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннегодолга приводит к перераспределению доходов внутри страны. Возникновение и ростгосударственного долга обусловливают необходимость управления им. Управлениегосударственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства,связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведениемконверсии и консолидации государственных займов.
Конверсия и консолидация государственного долгаявляются важнейшими приемами, используемыми в процессе управления государственнымдолгом. Конверсия государственных займов предполагает изменение ихпервоначальных условий, например срока, процента и др. Как правило,правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплатузадолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращениюкраткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства.
Консолидация государственного долга производитсяпутем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путемунификации ранее выпущенных кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочныйзаем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммыгосударственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Этоприводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старойгосударственной задолженности с помощью выпуска новых займов называетсярефинансированием.
Чрезмерный рост государственного долга несет всебе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетнойсистемы. Поэтому законодательством предусматриваются различные механизмы,направленные на ограничение объема заимствований, накопленных долговыхобязательств и расходов по их обслуживанию.
В законе о бюджете ежегодно утверждаютсяпредельные объемы государственного внутреннего, внешнего долга и пределывнешних заимствований. Общие требования к предельным объемам внешнихзаимствований Российской Федерации таковы: заимствования не должен превышатьгодовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнегодолга РФ. При этом Правительство вправе осуществлять займы сверх установленноголимита, если это не приводит к превышению предельной величины долга и позволяетсократить расходы по его обслуживанию. Максимальный объем долга субъектафедерации и муниципального долга не должен превышать объем доходовсоответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов другихуровней.
Глава 3. Федеральный бюджет 2008 – 2010
3.1 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010годов»
Начиная с 2007 г.Правительство РФ приступило к разработке прогнозов на три года и составлениюбюджета на очередной год и последующие два года — с ежегодным отдалением «бюджетногогоризонта» также на один год.
Такое нововведениепозволяет закрепить намеченные перемены, сдерживает реализацию финансово необеспеченных инициатив исполнительной и законодательной ветвей власти впроцессе исполнения бюджета.
В 2007 году был впервые сформирован так называемый«трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписанФедеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и наплановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристикибюджетов последующих трех лет.
Произошло изменение структуры доходов в части ихраспределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размеранефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделениев составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущихпоколений.
Появление одной из основных особенностейфедерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной зависимостью экономики ибюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономическиериски.
Особая природа нефтегазовых доходов определяетнеобходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечениедолгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управлениясостоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частногопотребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебанийтаких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величинагосударственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.
В среднесрочном периоде прогнозируется снижениенефтегазовых доходов на 1,5% и увеличение ненефтегазовых доходов на 34,7%.Наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета без учета нефтегазовыхдоходов продолжают занимать налог на прибыль организаций, налог на добавленнуюстоимость и акцизы. Уровень инфляции в 2008 году не должен превысить 7%, в 2009году — 6,5%, в 2010 году — 6%.
Введение механизма Резервного фонда и Фондабудущих поколений направлено на сглаживание эффекта колебаний внешнейконъюнктуры. Резервный фонд предназначен для обеспечения выполнения бюджетныхобязательств в течение трех лет при снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. СШАза баррель.
Значительная часть государственных непроцентныхрасходов будет направлена на повышение уровня жизни работников организацийбюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих иприравненных к ним лиц, пенсионеров. Продолжится реализация приоритетныхнациональных проектов. По сравнению с 2007 годом значительно увеличены расходыпо разделу «Национальная экономика». В целях достижения устойчивогороста экономики будет обеспечена реализация проектов с применением новыхмеханизмов государственно-частного партнерства с использованием средствИнвестиционного фонда РФ. Приоритетным направлением бюджетных расходов остаетсяразвитие транспортной инфраструктуры. Предусмотрено финансирование мер поподдержке авиастроения и судостроения.
3.2 Оценка исполнения федерального бюджета РФ в2008 год
По предварительной оценке федеральный бюджет заянварь — декабрь 2008 года исполнен (таблица 1):
- по доходам — в сумме 9 258,06 млрд. рублей, или 103,3% к общемуобъему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «Офедеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (вредакции Федерального закона от 22.07.2008 № 122-ФЗ) (далее – уточненныйпрогноз доходов);
- по кассовому исполнению расходов – 7 560,87 млрд. рублей, или97,7% к уточненной росписи;
- профицит – 1 697,19 млрд. рублей;
- первичный профицит составил 1 849,83 млрд. рублей.
Доходы федерального бюджета за январь — декабрь2008 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти — администраторовдоходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемыадминистрируемых доходов (таблица 2) :