Государство: собственники предприниматель в рыночной экономике
План
Введение
Глава 1. Теоретические подходы кнеобходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике
1.1 Необходимость хозяйственнойдеятельности государства в рыночной экономике
1.2 Направления и сферы деятельностигосударства в рыночной экономике
Глава 2. Социально-экономическоесодержание и формы государственной собственности
2.1 Социально-экономическоесодержание государственной собственности
2.2 Понятие собственности
2.3 Отношения государственнойсобственности
2.4 Формы государственнойсобственности
Глава 3. Государственноепредпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности
3.1 Понятие и цели государственногопредпринимательства
3.2 Способы реализации и критерииэффективного государственного предпринимательства
Заключение
Введение
Во всех экономическихсистемах государство принимает непосредственное участие в регулированииэкономики. Такое регулирование современной рыночной экономики осуществляется в многоменьших масштабах, чем в административно-командных системах. Тем не менее, издесь экономическая роль государства велика.
Сторонники экономикипредложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциалэкономической системы. Наметилось три направления воздействия государства наэкономический рост:
— стимулирование НТП иразвитие научных исследований;
— увеличение расходов наобразование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров вгосударственном масштабе;
— глубокая перестройканалоговой системы.
Главной целью этойполитики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем:занятости, безработицы, бедности, повышения уровня доходов.
Материально-вещественнойосновой государственного предпринимательства в экономике выступаетгосударственная собственность. Она, как любая другая форма собственности, имеетсвое содержание, которое раскрывается через субъективно-объективные отношения,формы взаимосвязи между ними.
Методическую итеоретическую основу исследования роли государства в рыночной экономикесоставили труды отечественных и зарубежных ученых, а также множествометодического материала по изучаемым вопросам. В процессе изучения обработкиматериалов применялись различные методы экономических исследований, средикоторых можно выделить: абстрактно-логический, монографический,экономико-статистический, описательный, а также использовались основные приемыэкономического анализа. Информационную основу работы составили годовые отчеты,статистические данные, специальная литература по исследуемой теме отечественныхи зарубежных авторов.
Я не случайно выбраладанную тему курсовой работы, государство является важным субъектомэкономических отношений и стабильное функционирование экономики немыслимо безего участия. Таким образом, целью моей работы является определение государствакак собственника и предпринимателя в рыночной экономике.
Следовательно, основнымизадачами данной работы являются, во-первых, выяснение необходимостихозяйственной деятельности государства в рыночной экономике, а также нужнопоказать направления и сферы его деятельности. Во-вторых, раскрытьсоциально-экономическое содержание и выделить, на основе классификации, формыгосударственной собственности. И, наконец, в-третьих, выявление проблемы государственногопредпринимательства. Здесь необходимо дать определение государственномупредпринимательству. Затем выявить цели его деятельности и способы ихреализации, а также показать критерии эффективного государственногопредпринимательства.
Таким образом, целямикурсовой работы являются определение и обоснование закономерностей развитиягосударственного предпринимательства и особенностей их проявления в России.
Глава 1. Теоретическиеподходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночнойэкономике
1.1 Необходимостьхозяйственной деятельности государства в рыночной экономике
Рыночная экономикаспособна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешнимусловиям.
В развитой рыночнойэкономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановыеметоды хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм ввиде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитиеплановых методов связано с государственным регулированием экономики.
Планомерность выступаеткак средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате иключевые задачи экономического развития получают новое решение. Прогноз рынкапозволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить ккачественно новым моделям и видам продукции.
Государственныеотраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенноевлияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая ихбольшее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Задача использованияресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегическогопланирования с учетом наиболее перспективных отраслей.
В развитых странах срыночной экономикой на социальное обеспечение в настоящее время направляется неменее 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований.
Роль государства вэкономической жизни огромна.
Несомненна тенденция кусилению роли государства во всех сферах экономики. Вместе с тем тенденция этане является прямолинейной. Государственное вмешательство используется тогда,когда собственно рыночные механизмы дают сбой. В этих случаях воспроизводствокорректируется таким образом, чтобы после наладки рыночного механизмагосударственное вмешательство можно было ослабить или свернуть.
Причиной меньшейактивности государства служит более высокая эффективность саморегулированияэкономики, а не наоборот.
Такого рода теоретическиеобоснования призваны обеспечить вполне определенную политику, приносящуюощутимые доходы некоторым конкретным кругам.
Таким образом, можносделать вывод, что хозяйственная деятельность государства в рыночной экономикепросто необходима. Это вызвано тем, что зачастую в экономике происходят такиеявления и процессы, справиться с которыми рынок самостоятельно не может.Поэтому требуется вмешательство государства. Следовательно, даже в рыночнойэкономике, где достаточно хорошо развит механизм саморегуляции, требуютсяадминистративные методы управления, санкционируемые государством.
1.2 Направления и сферыдеятельности государства в рыночной экономике
Практика показала, чтосоциально-экономическая эффективность, а также степень регулируемойнациональной экономики непосредственно не связаны с мерой огосударствлениянациональных ресурсов. Степень и эффективность государственного вмешательства вэкономику проявляются в достаточно легко получаемых статистических индикаторах.Эти формы и соответствующие им индикаторы условно можно сгруппировать следующимобразом.
На первом месте помассовости использования стоит доля и роль государственного сектора внациональной экономике. Это статистически проявляется в удельном весенечастного сектора в ВВП или ВНП; в отношении государственных закупок товаров иуслуг к объему ВВП; в доле ВВП, концентрируемой государственным бюджетом всехуровней, в удельном весе занятых в нечастном секторе экономики, в общейчисленности занятых.
Далее идет масштаб иотносительное место публичной материально-вещественной собственности,измеренной в стоимостных показателях, во всех активах национальных субъектовэкономики (или в национальном богатстве страны), в доле работающих напредприятиях государственного сектора в общей численности занятых. Здесьрассматривается непосредственно предпринимательская деятельность государствакак собственника материальных и финансовых активов, капитала в сферепроизводства, транспорта, коммуникаций, страхования и других отраслей сферыуслуг, в отличие от деятельности органов и учреждений сугубо общественногохарактера, не производящих рыночные услуги (государственное управление, армия,государственное здравоохранение и пр.).
На третьем месте – роль иместо государства в нематериальных активах страны, на четвертом – собственноинституционально – правовые аспекты государственного регулирования и их роль вэкономическом развитии нации, интеграционных союзов стран, мировой экономики.
Статистический объемпродукции государственного сектора заведомо занижается по сравнению с частнымсектором. Все трудности статистически преодолимы, но этому не уделяетсядостаточного внимания.
Государственноерегулирование экономики должно выстраиваться в соответствии с закономерностямиее функционирования. Важно отметить, что Россия уже более 20 лет, если учесть ипериод «перестройки» в рамках СССР, находится в фазе радикальных преобразованийэкономической системы. Протяженность периода реформ и противоречивые ихрезультаты беспокоят общество, так как нет ясности, куда движется страна, в чемзаключается генеральная стратегия. Исследователи и специалисты практическиедины в том, что у страны нет сколько-нибудь перспективной и целевойэкономической стратегии. Государство проводит политику реагирования наконъюнктурный ход событий, не думая о том, как развивать экономику страны.
Экономическая политикатолько тогда может превратиться в признанную долговременную стратегию, когдаона формируется в соответствии с интересами общества в целом.Неудовлетворенность пройденными этапами реформ в обществе складывается, преждевсего, вследствие тенденций отчуждения народа от преобразований.Демократические, на словах, реформы стали прикрытием для агрессивногоприсвоения немногими всего лучшего, что ранее принадлежало всем.
Главная задача сейчас –остановить процесс частного присвоения национального богатства страны,укреплять, расширять государственную собственность на основе и в интересахвсего общества. Тенденция к усилению роли государства в реальном сектореэкономики единодушно одобрена населением, о чем свидетельствуют социологическиеисследования, проведенные в конце 2005 года. По мнению опрошенного населения, государстводолжно не просто присутствовать в экономике, а активно инвестировать денежныесредства в реальный сектор народного хозяйства. Для восстановления полноценнойинвестиционной способности экономики государственная (общенародная) формасобственности должна занимать более весомый удельный вес, ориентировочно неменее 50%.
Особую тревогу, с точкизрения общегосударственных интересов, вызывает замедление развитияпромышленности. Индекс промышленного производства исчисляется по следующимвидам деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие отрасли,выработка и распределение электроэнергии, газа и воды. Расчеты проводятся наоснове данных о динамике производства свыше 700 важнейших товаров. Медленнымитемпами растут не только сырьевые отрасли (добыча нефти и газа), но иобрабатывающие. Поскольку спрос на нефть на мировых рынках возрастает, непобуждает нефтяной сектор России к адекватному наращиванию предложения, можноприйти к выводу, что основными лимитирующими факторами стали именно внутренние.
Таким образом, можносделать вывод, что направления и сферы деятельности государства в рыночнойэкономике разнообразны. Это вызвано тем, что экономика требует всестороннегоразвития, поэтому для стабильного ее функционирования необходимо контролироватьвсе происходящие в ней явления и процессы, затрагивающие различные элементыструктуры хозяйственной деятельности.
Глава 2.Социально-экономическое содержание и формы экономической собственности
2.1Социально-экономическое содержание государственной собственности
Формирование новойэкономической системы связано с вопросами о ее социально-экономических целях иположении граждан страны, о соотношении экономического и социального развития,сущности и путях решения социальных проблем, о национальной модели социальногоустройства жизни и об основах социальной политики, а также непосредственно свопросом собственности.
Однако связь экономики исоциального развития носит еще более глубокий характер. Это обусловлено тем,что люди включены в содержание самих экономических отношений одновременно вкачестве субъектов как экономических, так и социальных отношений. Ключевоезначение для понимания этого имеют особенности природы собственности и действияобщественных институтов, норм, правил.
В результате вместе сэкономическими отношениями изменяются и социальные отношения между людьми, т.е. отношения их друг к другу, статус людей в обществе, возможности полученияблаг, доходов. Происходит изменение экономической и социальной власти,социальной структуры общества. Следовательно, экономические измененияодновременно выступают и как социальные изменения.
Проявление социальнойстабильности и устойчивости экономики в целом являются результатом стабильногоэкономического развития. Систематический рост общественного продукта, низкийуровень естественной безработицы, низкая инфляция, стабильные цены и другиеэкономические параметры обеспечивают в течение каждого конкретного периодастабильность в уровне жизни населения, в его доходах, в потреблении основныхблаг, доступе к общественным благам и т. д.
Таким образом, состояниенеразрывно связано с понятием собственности. Собственность относится к числунаиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. Содержаниесобственности можно рассмотреть через различные формы общественных отношений.Так, собственность, как экономическая категория выражает отношение присвоения(отчуждения) средств производства, а также создаваемых с их помощьюматериальных благ в процессе их производства, обмена и потребления.
Собственность являетсяосновой всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся формсобственности зависят и формы распределения, обмена и потребления. Такимобразом, если в экономике преобладает государственная собственность, то это –командно- административная экономическая система, а если же – частнаясобственность, то это – рыночная экономика.
Собственность такжеопределяет положение социальных групп в обществе, их возможности использованияфакторов в производстве. В этом заключается социальное содержание государственнойсобственности.
Следовательно, можносделать вывод, что социально-экономическое содержание государственнойсобственности проявляется в различных общественных отношениях, непосредственносвязанных с этой собственностью.
2.2 Понятие собственности
За категорией«собственность» стоит чрезвычайно сложная и многослойная система общественныхотношений, как экономических, так и юридических, которые настолько взаимнопереплетены, что их трудно отделить друг от друга.
Следовательно, собственностьотносится к числу наиболее важных и сложных категорий, и, одновременно, проблемэкономики и экономической теории. История экономической жизни обществапоказывает, что в обществе постоянно происходит процесс перераспределенияобъектов и прав собственности. Переходная экономика России служит прямымподтверждением этой исторической традиции.
Общественная мысль всегдауделяла большое внимание проблеме собственности. Понятие собственности визвестном смысле превратилось в собирательный образ сложной системы социально-экономическихотношений. Специальное обращение к ней содержится в исторической, философской ихудожественной литературе. Богатая традиция и материал, накопленный вюридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений, в изученииправ собственности. Экономическая наука также всегда уделяла особое вниманиеэтой проблеме.
В самом общем виде,собственность можно определить как отношение между экономическими агентами поповоду присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Именно собственностьопределяет расслоение населения страны на богатых и бедных.
В традиционном пониманиисобственность трактуется чаще всего как юридическое понятие, отражающеезаконодательное регулирование имущественных отношений. В этом смысле, отношениясобственности регулируются Конституцией, Гражданским Кодексом, законами, атакже многочисленными правовыми актами. Так часть 1, статьи 209 гласит:«Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своимимуществом»[1].
Экономическое же содержаниесобственности менее четко определено. Экономический подход к содержаниюсобственности имеет некоторые существенные отличия от юридического (правового)подхода. Специфика экономического содержания собственности состоит в следующихосновных характеристиках:
1) Собственность –это не вещь и не просто отношение людей к вещам, а отношения между людьми,которые могут быть связаны с вещами (средствами и результатами производства).Но эти отношения имеют не вещественное, а социально-экономическое содержание иформы (соединение работников с условиями производства, формы доходов и др.).
2) Монополизацияусловий производства одними субъектами и отчуждение их от других или равныеправа доступа работников к условиям производства характеризуетсоциально-экономическое содержание отношений собственности и определяетхарактер соединения основных факторов производства – работников ипроизводительных ресурсов – и присвоение результатов.
3) Формы доходовобразуют экономическую реализацию собственности и определяются положениемсубъектов в отношениях собственности.
В общем же, сэкономической точки зрения, собственность – это процесс, созидающий блага идоход, это обстоятельство отличает экономическую природу собственности отюридической.
Таким образом, можносделать вывод, что собственность – это специфическая категория, спецификакоторой заключается в том, что собственность воплощает неразрывное единствоэкономики и права, так как ее отношения функционируют в экономической июридической форме.
2.3 Отношениягосударственной собственности
Отношения собственности,как бы их ни рассматривать, всегда останутся только абстракцией, если их несопоставлять с отношениями присвоения. Присвоение – это конкретный общественныйспособ овладения вещью. Присвоение – сложный многоуровневыйсоциально-экономический процесс. Он соответствует структуре хозяйственной жизнии развивается вместе с нею.
В современных условиях, спереходом от индивидуального к общественному производству, присвоениеприобретает еще более сложную структуру. В целом для общества исходным моментомприсвоения, с которым связаны общественные цели и интересы, являетсяпроизводство.
Известны два законасобственности и два закона присвоения, которые взаимодействуют друг с другом.Первым является закон собственности на продукт своего труда. Ему соответствуетзакон присвоения: труд – изначальный способ присвоения. Он создаетсобственность и ее цену
На базе первого законасобственности функционирует натуральное и простое товарное производство.Присвоение здесь осуществляется двояким образом: непосредственно через труд ичерез обмен продуктами своего труда на рынке. Собственность на созданныйпродукт выступает при таком присвоении как непосредственно возникающая из трудаее владельца. Это трудовая собственность.
Современное рыночноехозяйство своим происхождением обязано наемному труду и капиталу.Преобразование трудовой частной собственности в капиталистическую, происходитна основе перехода первого закона собственности во второй – в законсобственности на продукт чужого труда. Ему соответствует уже другой законприсвоения: товарное обращение – изначальный способ присвоения. На базе этихзаконов основано крупное общественное производство. Присвоение здесьосуществляется также двояким образом, но через иные формы – товарное ираспределение доходов.
С экономической точкизрения, присвоить чужой труд (речь идет об экономическом принуждении к труду)возможно лишь через сферу обращения товарных и денежных потоков.
Рассмотрение отношенийсобственности и присвоения в их взаимосвязи позволяет выявить признаки,отличающие формы и виды собственности, и раскрывает механизм перерастания однихвидов собственности в другие. Но остается невыясненным, какие формыхозяйствования предполагают тот или иной вид собственности, какие экономическиеотношения устанавливаются между собственником и лицами, пользующимися объектамичужой собственности. Для этого необходимо рассмотреть содержание отношенийвладения, пользования и распоряжения.
Следует отметить, что,во-первых, владение – еще не полная собственность и, во-вторых, объектысобственности в отношениях владения фигурируют не как объекты непосредственногоприсвоения, а как условия хозяйствования. Поэтому в системе отношенийприсвоения владение, пользование и распоряжение выступают как категории,выражающие вторичные отношения, уже опосредованные собственностью (отношениямежду собственниками условий производства и хозяйствующими субъектами).
Владение – более простоепо сравнению с собственностью отношение. В современных условиях обе формысобственности достигли такого уровня развития, что владение входит в составотношений собственности и выступает как простое отношение.
Мерой полного обладаниясобственностью служит потребление, которое определяется как действительнаясобственность. Собственность, которая не употребляется, рассматривается какбесхозная. Непотребление служит доказательством утраты права собственности.
Между отношениямисобственности и формами организации хозяйственной деятельности существуетдиалектическая связь. С одной стороны, структура экономики влияет на структурусобственности, опосредует многообразие ее видов. С другой стороны, формыхозяйствования определяются отношениями пользования объектами собственности, атакже уровнем технического развития производства. На основе одной формы иливида собственности могут сложиться разные формы хозяйствования, что и являетсяусловием конкуренции. Так, на базе различных видов частной собственности могутосуществляться индивидуальное производство и совместное производство.Совместное производство отличается организационной гибкостью и большимивозможностями в централизации капитала. На базе различных видов общейсобственности также возможно многообразие форм хозяйствования: от крестьянскогохозяйства, основанного на земле, передаваемой в наследуемое владение, доконцернов в государственном секторе экономики.
Таким образом,государственная собственность, как любая другая форма собственности, имеет своесодержание, которое раскрывается через субъектно-объектные отношения формывзаимосвязи между ними.
2.4 Формы государственнойсобственности
В соответствии сГражданским Кодексом Российской Федерации[2] государственной собственностьюявляется имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации(федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственностисубъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городамфедерального значения, автономной области, автономным округам (собственностьсубъекта Российской Федерации). Таким образом, от других форм собственности,государственная собственность отличается тем, что абсолютные правасобственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а угосударственного института политической и экономической власти. Государствоявляется здесь верховным распорядителем имущества (условиями производства).Управляют производством назначенные государством руководители (менеджеры).Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что ихимущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участкахэкономического процесса, и в этом смысле государственная собственностьунитарна.
На сегодняшний день,государственная собственность в экономически развитых странах сосредоточена вочень ограниченном спектре отраслей. Кроме того, эти отрасли малорентабельны, азачастую даже убыточные, и это обстоятельство делает их непривлекательными длячастного капитала. В основном к таким отраслям относитсясоциально-экономическая структура: железнодорожный транспорт, коммунальноехозяйство, сфера образования. В других же отраслях участие государствапроявляется лишь в виде держателя пакетов акций ряда фирм. Так в среднем поразвитым странам доля государственных предприятий в создании ВВП не превышала7%. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой этот показательсоставлял соответственно 11 и более 40%.
Предприятия, именуемыегосударственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеетконтрольным пакетом акций. Юридически их собственником выступают в федеративныхгосударствах федеральные и земельные органы, а в унитарных государствах –соответствующие центральные и региональные учреждения.
Государственная собственностьна основные факторы (средства) производства носит анонимный характер, посколькусубъектом распоряжения имуществом предприятий выступают государственные органы.
Развитие процессовобобществления в индустриальном производстве ведет к усилению анонимностисобственности и институционализации ее функций в специальных органах разного уровня.Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому некоторыечерты государственной собственности как объективно необходимой формы обретаютсвою актуальность в уже обозримой перспективе. В области экологии иныхнационально значимых сферах они приобретают практический смысл иинституциональный механизм реализации экологических, социальных и иныхпрограмм.
Государственнаясобственность отражает отношения присвоения — отчуждения. Это выражено в том,что, обладая экономической и политической властью, она директивно присваиваетчасть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлиныи т. д.) и перераспределяет их.
Частью государственной собственности,несомненно, является муниципальная собственность (собственность городов, общини т. д.), тем не менее, которая как на Западе, так и в России квалифицируетсякак отличная от государственной. Так в соответствии с Гражданским КодексомРоссийской Федерации, муниципальной собственностью является имущество,принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а такжедругим муниципальным образованиям. Однако, несмотря на то, что разграничиваютпонятия «государственная» и «муниципальная» собственность, по своейэкономической природе они родственны друг другу. Разница заключается только втом, что муниципальная собственность связана с бюджетом более низкого уровня ифункционирует в территориально-ограниченной области национального хозяйства. Ктому же, собственность земель или штатов также не распространяется на всюстрану.
Кроме того, в составегосударственных предприятий есть такие, которые будучи образованными на базефедерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этимимуществом. Такие предприятия называются «казенными» предприятиями, например,Монетный двор.
Также, кромекоммерческих, в структуре хозяйствующих субъектов закон выделяет некоммерческиеорганизации, такие как потребительские кооперативы, общественные и религиозныеорганизации, фонды.
Потребительскиекооперативы необходимы для удовлетворения материальных и иных потребностейграждан, объединяющихся для совместного удовлетворения личных потребностей,например, для строительства и эксплуатации жилых домов, гаражей и т. д. Такиепредприятия не ставят перед собой цель получения прибыли, благодаря этомупотребительские кооперативы проявляют огромную жизнестойкость в сферахдеятельности, связанных с удовлетворением потребностей и интересов граждан.Деятельность данных организаций просто необходима для стабильногофункционирования рыночной экономики. А так как Россия все еще государство сразвивающейся экономикой, то возрождение и налаживание эффективной работы такихкооперативов необходимо для нашей страны.
Также к некоммерческиморганизациям относятся общественные и религиозные организации. Они представляютсобой добровольные объединения граждан, соединяющихся на основе общностиинтересов. Такие общественные организации создаются для обеспечения самых разнообразныхинтересов: культурных, образовательных, оздоровительных и т. д., например,добровольное спортивное общество «Спартак». Данные общественные организацииосуществляют свою деятельность за счет членских взносов, добровольныхпожертвований или доходов от создаваемых ими предприятий.
И, наконец, кнекоммерческим организациям относятся фонды. Фонды представляют собой неимеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами наоснове добровольных имущественных взносов и преследующие социальные,благотворительные, культурные, а также общественно полезные цели. Имущество,переданное фонду, становится его собственностью. Фонд вправе заниматьсяпредпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественнополезных целей, ради которых он создан.
Таким образом, можносделать вывод, что спектр форм государственной собственности достаточно богат иразнообразен. Он открывает возможность выбора наиболее оптимальныхобеспечивающих эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в конкретныхусловиях. Кроме того, этот спектр дополняется правом юридических лицобъединяться в ассоциации и союзы в целях координации их деятельности и защитыобщих имущественных интересов.
Однако право, хотя инеобходимое, но недостаточная предпосылка реального созданиясоциально-экономической инфраструктуры, отвечающей требованиям современногорынка. В России для этого необходимо еще трудная и кропотливая работа посозданию условий деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной среде.Следовательно, для этого необходим целый комплекс мер, включающий как передачув частную собственность большей части государственных предприятий, так иосвобождение всех хозяйствующих субъектов от мелочного административноговмешательства государства в процесс хозяйствования, переход к воздействию наэкономику главным образом через косвенные инструменты, такие как фискальная икредитно-денежная политика.
Глава 3. Государственноепредпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности
3.1 Понятие и целигосударственного предпринимательства
Содержаниепредпринимательства не может быть сведено исключительно к какому-либо одному изприсущих ему признаков. Все признаки являются его неотъемлемыми свойствами, апреобладание любого из них есть лишь проявление доминанты предпринимательскихусилий в конкретной хозяйственной ситуации и отражает способ реагирования на ееизменения.
Как специфический видобщественной деятельности предпринимательство всегда отражает тот типэкономических отношений, который существует в обществе. Функциональноесодержание, задачи и цели предпринимательской деятельности определяютсяхарактером отношений, присущих данной экономической системе.
Здесь можно выделить такуюформу осуществления предпринимательства, как государственное предпринимательство.
Таким образом, государственноепредпринимательство — это форма предпринимательства, при которой принятиестратегических решений в отношении целей предпринимательской деятельности иконтроль над ней осуществляются государственными органами.
В настоящее время можнообнаружить множество сфер, где государство выступает в роли предпринимателя.Сферой государственного участия всегда были производства с высокойкапиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации); созначительной степенью неопределенности коммерческого результата (космонавтика,научные исследования) и производства, представляющие большую общественнуюзначимость (общественные блага) и т. д.
Государство выступает вкачестве крупного хозяйственного субъекта, непосредственно участвующего врыночной экономике. Объектами государственной собственности являютсяпредприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частногобизнеса, например, капиталовложения в научно-технические разработки. Крометого, к государственной собственности относятся отрасли, продукция которыхудовлетворяет стратегическим потребностям всего народного хозяйства, например,энергетика, транспорт, связь, оборона. А также государственными являютсяпредприятия, результат деятельности которых предназначается для совместногообщественного потребления, например, дороги, экология, уличное освещение и др.
Часть государственныхпредприятий полностью финансируется из государственного бюджета, однако врыночной экономике, государственные предприятия являются акционернымиобществами, обладая всей полнотой прав рыночного субъекта. Здесь государствовладеет контрольным пакетом акций, вследствие чего возникает особый вид«полугосударственных», «смешанных» предприятий, финансирование которыхосуществляется наряду с частными и государственными инвесторами.
Кроме того,разновидностью государственного предпринимательства следует считать ипредоставление концессий, т. е. сдачу в коммерческую аренду, принадлежащихгосударству и природных и производственных ресурсов.
Таким образом, врезультате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику нетолько как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием впроизводственно-коммерческих операциях. Кроме того, обычно необходимостьвмешательства государства в экономику связывается с недостатком рыночногомеханизма. Однако, такое толкование, во-первых, не объясняет того, почемугосударственное вмешательство в экономику не ограничивается регулированиемпосредством экономических инструментов – налогов и субсидий; во-вторых, не даетответа, почему государственное предпринимательство выходит далеко за рамкисферы предоставления общественных благ; в-третьих, не раскрывает мотивациигосударственного предпринимательства. Наконец, такое объяснение, выводягосударственное предпринимательство из сферы рыночных отношений, лишает егопредпринимательской содержательности.
В действительностипричины возникновения и развития государственного предпринимательства глубже исвязаны с ростом обобществления производства, выражающегося в усилениивзаимозависимости различных звеньев общественного производства ивзаимообусловленности результатов их деятельности.
Связанное снепосредственной хозяйственной деятельностью государственноепредпринимательство, в отличие от государственного регулирования, являетсямикроэкономическим способом достижения макроэкономических целей и выступает вкачестве инструмента повышения конкурентоспособности национальной экономики.Поэтому основные его функции связаны с развитием отраслевой структурыэкономики, рационализацией распределения ресурсов и поддержанием конкурентностирынков.
Целью же государственногопредпринимательства является максимизация общего благосостояния и ростэффективности общественного производства.
Кроме того, государственноепредпринимательство выступает в качестве способа предупреждения «провалов»рынка или содействия развитию экономики, в том числе осуществлению структурныхсдвигов через государственные инвестиции.
Таким образом, видно, чтогосударственное предпринимательство необходимо для функционирования рыночнойэкономики на данном этапе, потому что очень часто рыночный механизм не можетсправиться с возникающими проблемами. Тогда на помощь приходит государство,механизм регуляции которого выражается именно в предпринимательскойдеятельности.
3.2 Способы реализации икритерии эффективности государственного предпринимательства
Государственноепредпринимательство реализуется через государственные предприятия и предприятияс разной степенью государственного участия, а также в форме арендыгосударственных предприятий. Хотя внешне деятельность таких предприятий мало,чем отличается от частных предприятий, в действительности они обладаютнекоторыми принципиальными особенностями. Прежде всего, это касается целей икритериев эффективности их деятельности. Так, показатель рентабельности неможет служить универсальным критерием эффективности для государственныхпредприятий, поскольку итоги их деятельности часто формируются под влияниемпроводимой государством политики и не являются прямым свидетельством низкойэффективности работы.
Отличительнойособенностью государственного предпринимательства является то, что оно способномодифицировать механизм рыночного взаимодействия путем установления потолковцен, выделения субсидий или предоставления привилегий и т. д., что объективноставит вопрос о целесообразных масштабах его присутствия в экономике. Онизависят от специфики национальной экономики и стоящих перед ней задач, а такжеот характера производимой экономической политики. Как показывает опыт,государственное предпринимательство допустимо в той мере, в какой оноспособствует повышению конкурентоспособности национальной экономики и тем самымросту ее эффективности и общего благосостояния.
Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточенияусилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране предопределил дилемму:что выбрать социалистическое переустройство плановой экономики в сторону рынкана базе общественных форм собственности, или отказ от глобальной приватизации,а следовательно, регресс капиталистической модели. Однако независимо от этогопри любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике,необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей,основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.
Во всех странах управление государственными предприятиямиосуществляется министерствами и специально для этого созданными комиссиями.Однако сохранение административной подчиненности предприятий, предполагаетнеобходимость исключения прежних наиболее существенных недостатков команднойсистемы. К их числу следует отнести, прежде всего, отсутствие у руководствапредприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактическоеотсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органамирешений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не долженстановиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указанийработников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определеннуюсамостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контрольнад его действиями.
Средством преодоления указанных и иных недостатковсуществовавшей ранее системы управления может быть:
во-первых, коллегиальность в принятии важнейших хозяйственныхрешений высококомпетентными лицами;
во-вторых, применение конкурсной системы подбора руководящихкадров;
в-третьих, использование в ряде случаев независимыхэкспертных оценок.
Практическая реализация этих положений видится в следующем:
1. Стратегические решенияпо управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органеколлегиально.
2. В рамках принятыхрешений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная степеньсамостоятельности, без чего не может проявиться предпринимательская активностьменеджера.
Таким образом, можно сделать вывод,что на данном этапе государственные предприятия нуждаются в детальной доработкемеханизма их функционирования. Это необходимо, прежде всего, для стабильногофункционирования экономики государства в целом, а, следовательно, ижизнедеятельности всего общества, что является неотъемлемым атрибутом состояниягосударства, определяемым различными макроэкономическими показателями каквнутри страны, так и за ее пределами.
Таким образом, видно, чтогосударственное предпринимательство необходимо для функционирования рыночнойэкономики на данном этапе, потому что очень часто рыночный механизм не можетсправиться с возникающими проблемами. Тогда на помощь приходит государство,механизм регуляции которого выражается именно в предпринимательскойдеятельности.
Заключение
Итак, рассмотревзакономерности развития государственного предпринимательства и выявивособенности их проявления в России, можно сделать вывод, что государственноепредпринимательство играет важную роль в функционировании рыночного механизма. Этовызвано тем, что зачастую в экономике происходят такие явления и процессы,справиться с которыми рынок самостоятельно не может. Поэтому требуетсявмешательство государства. Следовательно, даже в рыночной экономике, гдедостаточно хорошо развит механизм саморегуляции, требуются административныеметоды управления, санкционируемые государством. Эти методы, как раз таки ипроявляются в государственном предпринимательстве.
Кроме того, экономикатребует всестороннего развития, поэтому для стабильного ее функционированиянеобходимо контролировать все происходящие в ней явления и процессы,затрагивающие различные элементы структуры хозяйственной деятельности,следовательно, направления и сферы деятельности государства в рыночнойэкономике вообще, и государственного предпринимательства в частностимногообразны.
Таким образом, видно, чтогосударственное предпринимательство необходимо для функционирования рыночнойэкономики, потому что очень часто рыночный механизм не может справиться свозникающими проблемами. Тогда на помощь приходит государство, механизмрегуляции которого выражается именно в предпринимательской деятельности.
Несомненно, существуютпроблемы, связанные с государственным предпринимательством, тем более в России,экономика которой является переходной. Как уже было сказано, государственноепредпринимательство – это неотъемлемое составляющее благоприятного развития ифункционирования экономики, и связанных вместе с ней общественных процессов,следовательно, поддержка на должном уровне сектора государственнойсобственности и предпринимательства является одной из приоритетных задачгосударства.