Реферат по предмету "Экономика"


Государственное управление топливно-энергетическим комплексом

План
 
1. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат
2. Государственное управление топливно-энергетическимкомплексом
2.1 Функции государственных органов, регулирующихтопливно-энергетический комплекс
2.2 Регулирование энергосбережения
2.3 Государственное регулирование недропользования
2.4 Государственное регулирование тарифов на электрическуюи тепловую энергию
2.5 Энергетическая стратегия
Список литературы
 

1. Групповые интересы ивластно-управленческий аппарат
Властно-управленческий аппарат является причинойэкономической инерции. Наиболее четко групповые интересы аппарата выражаются вего бюрократизации.
Исходная характеристика бюрократии – это конфликты аппаратас обществом. Ее генез вытекает из типичных реакций аппарата на явлениясоциальной жизни. Первая реакция – минимизация ответственности, сфера которой виерархии всегда превышает сферу контролируемой деятельности. Поэтому любаястандартизация деятельности соответствует интересам государственных служащих,поскольку она исключает неопределенность в принятии решений и снимает личнуюответственность. Изменчивость среды, развитие науки и техники ведут к тому, чтознания любого чиновника – от мелкого писаря до министра – не поспевают заменяющейся реальностью. Отстаивание ограничивает либо исключает выбор изпроцесса принятий решений и служит причиной специфического канцелярского языкаи поведения (общие фразы, неопределенные выражения, стремление обезопаситьпроцедурами, из которых исключена альтернативность).
Стремление реагировать на недостаточную эффективностьаппарата умножением предписаний – такова вторая реакция чиновников на ситуацию.Цель – учесть «все возможные случаи». Чиновники на высшем уровне иерархиизаняты разработкой норм, правил и предписаний, которые соответствуют ожиданиемпредставителей других уровней. По отношению к гражданам нормотворчествовыполняет роль амортизатора, снимающего с чиновника личную ответственность иперекладывающего ее на анонимного творца канцелярской «мудрости». Так возникаетзамкнутый круг ошибок: недовольство граждан низкой эффективностью аппаратавлечет за собой умножение законов и инструкций; законы и инструкции влекут засобой дальнейшую формализацию деятельности; в итоге аппарат становится «учетнымневеждой», который не в состоянии решать нетипичные проблемы.
Следует отметить, что «ученое невежество» порождается всейсистемой современного образования. Система ценностей и институтовиндустриального общества превращает правовое государство в идеал, которыйвынуждает рассматривать законодательную и нормативную деятельность каксамоцель, независимую от социальных функций аппарата. В повседневной практикецели отходят на второй план. Вся система оценивания и вознаграждения служащихбазируется на такой подмене, в результате чего эффективность аппарата необсуждается и не является предметом целенаправленных изменений.
Профессиональная автономия против социального контроля –следующая характеристика аппарата. Если аппарат господствует над обществом, аконтроля над ним со стороны общества не существует, бюрократизация обществанеизбежна. Если профессиональная автономия нарушается, происходит политизацияаппарата. Профессиональная этика заменяется политическими критериями,внеэкономическими и идеологическими оценками, личными предпочтениями. Ситуацияосложняется тем, что обе тенденции в различных сферах социальной сферысуществуют одновременно, хотя обычно одна из них преобладает. Бюрократизацияаппарата профессиональных организаций может служить защитным механизмом от давлениясо стороны политических институтов.
Не менее актуальна проблема измерения степени расхождениямежду указаниями политиков и реальной действительностью управленческихструктур. С ней связана проблема определения степени, с какой данные структуры гарантируюти соблюдают права граждан на контроль аппарата, а с какой он навязывает имсобственные «правила игры» (если занимает монопольное положение).Групповые интересы заставляют аппарат применять следующие стратегии: меняетсясмысл новых законов путем ведомственных инструкций, позволяющих использоватьтрадиционно-бюрократические процедуры там, где новая политика сформулировананедостаточно строго; проведение новой политики блокируется системой исключенийиз правил и тенденциозным препарированием информации, которая, передвигаясьснизу вверх по пирамиде, несет сведения о результативности политическихрешений. Обе стратегии усиливаются при отсутствии независимых каналов передачиинформации.
Неожиданные последствия прошлых решений еще одно измерение групповыхинтересов аппарата. Возникает очередной «замкнутый круг ошибок»:нестрого сформулированные цели аппарата влекут за собой комплекс инструкций иправил, определяющих его структуру; ужесточение структуры влечет за собойнеожиданные последствия внутри (дублирование функций) и вне («ученоеневежество» в отношениях с гражданами) аппарата, для  предотвращениякоторых издаются новые инструкции и правила. Характерно, что эта системадействует как при плановой, так и при рыночной экономике.
А. Гоулднер еще в 50-х годах провел исследованиеиндустриальной бюрократии США и показал, что управленческий аппарат,действующий в условиях рыночной экономики, переносит в нее традиционалистскиеметоды поведения. Если действия чиновника ограничиваются правилами иинструкциями, он действует на минимально ненаказуемом уровне. Управленческийперсонал западных предприятий, как и наших, изощрен в чутье невидимой гранимежду работой, которая не вызывает административных санкций, и действиями, за которымиследует увольнение. Стремление не перенапрягаться – важный мотив деятельности вусловиях, когда негативные санкции доминируют над позитивными.
В таких ситуациях верхушка реагирует на низкуюэффективность подчиненных двумя способами: умножает контролирующие инструкциилибо усиливает непосредственный надзор. Усиление надзора дает понять людям, чтопрофессиональной автономией они не обладают. В социологии организации исоциологии малых групп различают два типа ситуаций: властную, когда один индивидподчиняется другому по причине его более высокого положения в иерархии, иуправленческую, когда индивиды подчиняются безличным инструкциям, которыеобязательны для руководителей и подчиненных.
Особенно сильно это различие проявляется в политическихкультурах, где эгалитарные нормы (идеалы «равенства») являютсясоциальной и политической традицией. Чем более эта норма распространена вданной культуре (русская культура служит примером), тем более бюрократичнывластно- управленческие структуры государства. Выводы А. Гоулднера могут быть распространеныкак на мирные периоды развития страны, так и на периоды революций исоциально-экономических реформ.
Групповые интересы аппарата выражаются еще в одном«замкнутом круге ошибок»: низкая эффективность и деятельностьаппарата на минимально ненаказуемом уровне влекут за собой усилениенепосредственного надзора.
Надзор (ситуация власти) понижает мораль и мотивациислужащих.
Эгалитарные нормы способствуют переходу от ситуации властик ситуации управления путем формализации надзора. А это еще более понижаетэффективность аппарата.
Власть, как известно, состоит в осуществлении выбора ипринятии решений в нестандартных ситуациях, которые невозможно исключить изуправленческого процесса. Они образуют сферу неопределенности, так чтоконтролирующие получают право для навязывания своей воли. Положение последних укрепляетсяпо мере того, как из управленческого процесса устраняются точки неопределенности.В идеальной бюрократической машине они вытесняются на вершину иерархии.Положение главного лица (или органа) укрепляется по мере того, как действиявсего аппарата регламентируются. Но регламентация вершины в принципеневозможна. Вот почему она становится неконтролируемой.
Стремление заменить власть управлением ведет к тому, чтокаждый уровень управления (поскольку он ориентирован на вершину) становится источникомнавязывания властной воли подчиненным. Эта тенденция тоже способствуетувеличению инструкций и все большей централизации управления независимо ни отлогики управленческого процесса, ни от потоков информации.
Эгалитарные нормы усиливают данную тенденцию и одновременноукрепляют волюнтаризм каждого звена управления.
В индустриальном обществе сохраняются партикуляризм ипривилегии различных слоев и групп, из-за чего усиливается их социальнаяизоляция и затрудняются коммуникации. Чем более развита социальнаястратификация, тем выше степень бюрократизации всех социальных институтов. Втакой ситуации представители всех социальных групп и государственных учрежденийв соотношениях между собой руководствуются «моралью и солидарностью заключенных»,направленной против остальных социальных групп и вышестоящего начальства.Элиминация отношений непосредственного господства и подчинения способствуеткультивированию авторитарной власти во всей структуре управления. Это тожеспособствует групповым интересам аппарата и порождает еще один «замкнутыйкруг ошибок», состоящий из множества звеньев: демократические ценности инавыки порождают стремление избегать ситуации власти в пользу ситуацииуправления; это влечет за собой умножение инструкций и формализациюуправленческих процессов и аппаратов. Те же самые ценности и навыки порождаютмножество политических игр вокруг уменьшения сферы неопределенности(навязывания властной воли) и связанных с нею привилегий на различных уровняхуправленческих аппаратов.
В результате умножается число инструкций и растет неумениеаппаратчиков учиться на собственных ошибках. Вот почему программысовершенствования административной деятельности создаются на базе минимальнойэффективности. Подобная тенденция усиливается отсутствием обратных связейаппарата с социальной средой, поскольку любое государство предпочитаетсодержать аппарат на «казенный кошт», а не ставит его внепосредственную финансовую зависимость от населения. Стремление к равенству исоциальная дифференциация порождают изоляцию уровней внутри аппарата.
Демократические движения, как показал М. Вебер, нискольконе противостоят бюрократическим тенденциям, а лишь усиливают их.Властно-управленческий аппарат может рассматриваться как носитель политическоготрадиционализма и его главной ценности «лучше меньше работать, чем большезарабатывать».
Конкуренция между экономическими и политическими субъектамив условиях развитого разделения труда тоже укрепляет групповые интересыаппарата.
Дифференциация целей и функций социальных институтовпроисходит в условиях уменьшения общего количества средств, распределяемыхмежду различными организационными структурами. Цели управленческих аппаратов (речьидет о всех государственных ведомствах) обычно формулируются предельно абстрактнои слабо связаны между собой. Стремление перевести абстрактные формулы на языкконкретных программ деятельности требует разработки промежуточных целей. Чембольше они уточняются, тем выше вероятность их рассогласования. Вследствиедифференциации целей внимание концентрируется на изолированных вопросах.Происходит абсолютизация задач и функций каждого звена управления и потеряпредставления об общих целях. Групповая интеграция управленческой машиныдоминирует над внешними контактами. Одновременно разворачивается соперничествомежду ведомствами за средства, ресурсы и должности. Каждое ведомствозаинтересовано в самосохранении любой ценой, а каждый чиновник занят решениемчастных задач.
Отсюда вытекает еще одно правило аппарата: сложившиесяструктуры сохраняются даже тогда, когда они выполнили свои задачи и больше ненужны.
Пример: переквалификация совпартшкол, возникших дляликвидации неграмотности коммунистической бюрократии. Они превратились в высшиепартийные школы, затем в кадровые центры, наконец, в академии государственнойслужбы при Президенте РФ.
Организационные структуры в современном обществепереполнены фиктивными функциями и должностями (Советская Россия и здесьопередила «дикий Запад»). Они нужны для того, чтобы избежатьограничений в фонде зарплаты. Создание любой новой должности ведет к ростучисто формальных действий, связанных с определением сферы и задач деятельностии обоснованием потребности в новых организационных структурах и функциях.Каждая стремится не только к самосохранению, но и расширенному воспроизводству.
Отсюда рост числа подчиненных и общей численности аппарата.
Таким образом, стабилизация бюрократического аппаратадисфункциональна. К его чертам можно отнести: паразитирование на социальныхгруппах, институтах и государственных структурах; переплетение материальныхинтересов с вытеснением решений на вершину иерархии; преобладание групповыхинтересов и негативной солидарности над интересами населения страны; созданиеновых структур не для решения новых проблем, а для воспроизводства аппарата;стремление получить правительственные субсидии любой ценой. За любымполитическим решением скрываются групповые интересы аппарата (в сфере политикицен и заработной платы, фискальной и финансовой политики государства,экономических и социальных стимулах производственной деятельности,распределении государственного бюджета). Групповые интересы государственноймашины доминируют над интересами населения.
Экономическая социология, используя результаты теориибюрократии и социологии организаций, рассматривает властно-управленческийаппарат как естественный процесс, не отличающийся от других биологическихпроцессов.
С государственным аппаратом «дело обстоит почти также, как с обществом крыс, которые так же социальны и миролюбивы внутризамкнутого клана, но сущие дьяволы по отношению к сородичу, не принадлежащему ких собственной партии». Ни одна из существующих экономических систем недает удовлетворительного ответа и потому не может считаться примером длядругих. Бюрократизация аппарата и организационных структур — следствиенеразрешенности проблем как рыночной, так и плановой экономики.
Отражает ли властно-управленческий аппарат общие интересы?Речь идет о лоббизме и корпоративизме. Эти явления в отечественной социологиитолько начинают изучаться. Но характерно, что большинство ученых исходят из возможностисочетания в деятельности государственного аппарата единичных, особенных ивсеобщих социальных интересов. Предполагается, что государство способнообеспечить сочетание интересов всех социальных групп и слоев.
Ранее такое предположение выдвигалось в отношениисоветского государства, теперь — российского.
Не учитывается вся гамма групповых интересов, ихпреобразование в бюрократические формы, усиливающие экономическую инерцию. Неучитываются также способы искажения интересов в политике и управлении:«Исследование интересов экономических (распределения материальных благ),социальных (распределения статусов) и политических (распределения власти)выглядит весьма целостно. Существуют следующие предпосылки искажения; сложностьполучения достоверной информации о механизмах распределения власти и характереее реального использования; незримое присутствие властных интересов в другихвидах интересов (экономических, социальных), вследствие чего ученый ограничен ввозможности отличить властные интересы от экономических, выдать одни за другие.
Ученый, приписывая государству функции выразителя общихинтересов, не учитывает того обстоятельства, что социальный кризис в России былсоздан искусственно „сверху“. Цель — создание благоприятных условийдля первичного накопления капитала в руках номенклатуры. Она использует ссылкина общие интересы для легализации групповых интересов, создает лоббистские механизмыво всех ветвях власти: законодательной, исполнительной, судебной.
По характеру групповых интересов в литературе выделяютэкономическое, финансовое, военно-промышленное, социальное и политическоелоббирование; по времени действия — одноразовое и постоянное; по властныминститутам — законодательное (правотворческое — в законодательных органах, иправоприменительное — в актах применения законов), исполнительное, судебное, атакже лоббирование СМИ. Существует также лоббирование политических партий иобщественных движений, ведомственно-отраслевое, региональное, иностранное инациональное, причем лоббирование иностранных интересов ведется более активно,нежели отечественных. На наш взгляд, точка зрения Л. Абалкина о существованииобщих интересов, стоящих выше групповых и классовых, не выдерживает критики. Онполагает, что государство выражает общие интересы тем лучше и успешнее, чемболее демократичным оно является. Убеждение в том, что демократическиеинституты выражают „общие интересы“, возникло в классической теорииразделения властей, согласно которой одна ветвь власти (исполнительная,законодательная, судебная) является противовесом другой. Однако подобноетолкование упрощает проблему групповых интересов, оно все больше теряет довериев современной американской социологии. „Понятие “противовесасил» легко можно распространить на позицию левых, черных меньшинств,феминистских и экологических движений, организующих сопротивление вашингтонскойадминистрации. Но в любом случае мы сталкиваемся с противостоянием группинтересов и лобби институту разделения властей". Этот тезис Э. Макферлендаможно считать ключевым для систематизации результатов исследований опротивостояниигрупповых интересов и лобби разделения власти назаконодательную, исполнительную и судебную. В 60-80-е годы в западнойэкономической социологии и политологии было установлено: понятие«равновесия сил», используемое в классической теории демократии дляобоснования необходимости разделения власти, является метафорой и не отражаетсоциально-политическую реальность.
М. Олсон показал, что легче организовать группу, выражающуюособые интересы небольшого числа людей, нежели группу, представляющую«общие интересы» многих людей: «В результате возникает обществохорошо организованных партикулярных групп интересов.
На протяжении двух следующих поколений специфические группыэкономических интересов начинают тормозить развитие экономики. Такое торможениеобычно осуществляется путем влияния на правительство для того, чтобы оноспонсировало займы или дотации, устанавливало завышенные цены, поддерживалоолигополистические рынки, ставило барьеры, ограничивающие конкуренцию внутристраны и за рубежом, или ограничивало количество товаров. Со временем роствлияния лобби со стороны групп интересов приводит к уничтожению рынков,конкуренции и замедлению темпов экономического роста. Возникает явление блокадыгрупп интересов, свидетельствующее о застое и даже упадке экономики».
Сделаем предварительный вывод: связь групповыхэкономических интересов с правительством через систему лоббизма ведет кзамедлению и упадку экономики. Мнение отечественных исследователей о том, чтолоббизм – «нормальное" явление общественной и политической жизни, нельзя считатькорректным.
Т. Лови заметил склонность американских законодателейизбегать четкой формулировки законов: «они все в большей степенипредпочитают неясную формулировку законов, которая делегирует способинтерпретации административному аппарату. Этот аппарат обладает несокрушимойсклонностью толковать нечетко сформулированные законы в пользу хорошоорганизованных групп. Таким образом, американское правительство становитсягигантской дойной коровой, которую сосут сотни организованных группинтересов». В противовес традиционной метафоре «равновесия сил»(система противовесов и сдерживаний в классической теории демократии)американские социологи разработали операциональное понятие «блокадыгрупповых интересов» для обозначения реального процесса связи интересов сдемократическими институтами: хорошо организованные группы получают контрольнад политикой правительства.
В результате правительство не в состоянии предложитьполитические изменения во имя «общих интересов» и общего блага.Причину американские социологи видят в плюрализме групповых интересов,экономических и политических элит.
Концепция «блокады групповых интересов» исходитиз того, что группы с наиболее сильным потенциалом организованы лучше истремятся контролировать действия правительства в своей сфере. Однакоисследования Д. Уилсона и Д. Уолкера показали, что другие группы стремятся импротиводействовать, снижая степень их доминирования. В настоящее времясложились две позиции: приверженцы элитаристских теорий власти подчеркиваюттенденции, которые ведут к застою, сторонники плюралистских теорий делаютакцент на противовесе групповых интересов и полагают, что благодаря ему можноизбежать «блокады групповых интересов».
Теория плюрализма элит подчеркивает равновесие силконкурирующих групп и рассеивание политической власти как важный факторфункционирования демократии, отвергает существование одной-единственнойвластвующей элиты и рассматривают политику как сферу, состоящую из множестваполитических арен. Большинство из них контролируется так называемыми«железными треугольниками» — соглашениями между законодательнойвластью (комиссии и комитеты Конгресса), лоббистскими группами и правительственнымиагентствами. «Железные треугольники» не допускают проведениеполитики, представляющей «общие интересы» избирателей, парламента ипрезидента. Если группа интересов действует во имя общего блага, то ее членытеряют мотивацию к сохранению группы. Проблема социального паразитизмаобостряется по мере роста численности группы. Большие группы теряют влияние ипрекращают существование. В малых группах меньше организованных расходов исоциального паразитизма. Поэтому при демократическом устройстве малые группы организованылучше и побеждают большие группы.
Широкие и неорганизованные массы податливы нанерациональное восприятие действительности. Они смешивают символы с сущностьювещей. Элиты легко манипулируют их интересами и общественным мнением путемсоздания демократических форм. Последние это только иллюзия того, что проблемырешаются, а правительство проводит нужную народу политику. «Впротивоположность этому малые группы руководствуются рациональной стратегией,нередко они защищают экономические интересы широких кругов населения».Политические интересы демократии только помогают малым группам блокировать«общие интересы». С одной стороны, общие интересы репрезентируютсяинститутом президентства, Верховным судом и парламентом. С другой стороны, политикаштатов и локальных общин и вся система административной политики не подчиняетсяпубличному контролю президента и федеральных судов; поэтому она лучшеобслуживает партикулярные групповые интересы и помогает привилегированнымгруппам побеждать действительно «общие интересы». Иначе говоря,структура институтов демократии и идеология децентрализации лишь способствуетдоминированию групповых интересов.
С этим связан процесс бюрократизации законодательныхорганов.
В 70-е годы члены Конгресса США научились увеличивать вероятностьповторных выборов благодаря реформе федеральной бюрократии, создавшей множествоновых нормативных актов. Затем члены Конгресса помогли кандидатам своих штатов«пробиться» через сети норм, что увеличило их популярность. Таквозник «вашингтонский истеблишмент» — коалиция групповых интересов.Вырабатывая законодательство, гарантирующее соблюдение «общихинтересов», законодатели создают неясно сформулированные законы, которыеспособствовали появлению множества подзаконных актов и бюрократических инструкций.Неясные законы дают возможность группам интересов контролировать механизм ихосуществления.
Обобщая исторический опыт, можно заключить: чем в большейстепени демократические институты государства детерминируются экономическими групповымиинтересами, тем больше политика становится неэффективной и не выражает общихинтересов населения страны. Коалиции групповых интересов, связанные сдемократическими институтами исполнительной, законодательной и судебной власти,не в состоянии проводить эффективную экономическую и социальную политику ни прирыночной, ни при государственно регулируемой экономике. Зарубежные социологисчитают: в странах Запада наступил закат плюралистической демократии. «Вплюралистических обществах группы интересов обладают свободой организации безкаких-либо ограничений со стороны правительства. Однако логика коллективногодействия приводит к тому, что группы специфических экономических интересовпобеждают группы, представляющие общие интересы широких кругов населения. Современем это приводит к неэффективной политике правительства. Оно дотируетолигархическую организацию хозяйства и тем самым задерживает развитиеэкономики.
Правительственные субсидии не развивают экономику, аспособствуют ее олигархизации. Субсидии превращают одни группы экономическихинтересов в фаворитов, но за счет других: „В высокоразвитых обществах делообстоит таким образом, что круги бизнеса и профессиональные лобби мобилизуютполитические силы для принятия полезных им законов и подзаконных актов. Однакотакие законы и акты, как правило, ограничивают доступ к данной сфере бизнесаили к данной профессиональной группе, ослабляют темп развития новых фирм,элиминируют конкурирующие товары и услуги, устанавливают протекционистскиетарифы, замораживают цены и приводят к борьбе за субсидии из фондов, которыепредназначаются для других социальных сфер и целей“.
Правительственная политика поддерживания привилегированныхгрупп экономических интересов ведет к постоянному росту расходов и становится экономическинеэффективной. „Железные треугольники“ также способствуют увеличениюправительственных расходов, в результате чего правительственная бюрократияпостоянно расширяется, ибо правительственные агентства сотрудничают со своимисоюзниками в целях увеличения их бюджета.
Экономические и политические инновации в условияхдемократии весьма неустойчивы, они подчиняются экономической и политической олигополии.Главным измерением политики государства становятся явные и тайные торги междуэкономическими элитами. Они торгуют взаимной политической поддержкой дляполучения правительственных субсидий: „Например, представители предприятийвоенно-промышленного комплекса, расположенных в штате Калифорния, могутсогласиться на поддержку субсидий для предприятий, строящих дома насеверо-востоке страны, и наоборот.  Производители молочной продукции продаютсвою поддержку чиновникам властно-управленческого аппарата, которые создаютновые постановления в поддержку молочной промышленности, по цене голосовизбирателей, поддерживающих повышение цен на молоко и т.д. В результатеподобного политического торга меньшинство населения, поддерживаемое хорошоорганизованными группами лобби, получает кратковременную прибыль, но в итогетерпит убытки. Правительство выделяет все больше денег; возрастает дефицит бюджета,поскольку отдельные группы интересов получают налоговые льготы; экономикаприходит в упадок“.
Вряд ли можно согласиться с мнением А. Малько о том, чтолоббизм — здоровое и жизненно необходимое явление, институт демократическогопредставительства групповых интересов. Он полагает, что лоббизм в современнойРоссии — форма законного влияния групп давления на управленческие решениягосударственных органов с целью удовлетворения интересов определенныхсоциальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований,слоев граждан). Россия только начинает культивировать демократическиеинституты, а лоббизм уже объявляют законным явлением.
Лоббизм есть выражение кризиса классических институтовдемократии.

2 Государственное управление топливно-энергетическимкомплексом
Топливно-энергетическийкомплекс (ТЭК) — сложная межотраслевая система добычи и производства топлива иэнергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения ииспользования.
Вего состав входят:
— топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная);
— электроэнергетика.
Топливнаяпромышленность и электроэнергетика тесно связанные со всеми отраслями народногохозяйства. Топливно-энергетический комплекс использует продукциюмашиностроения, металлургии, теснейшим образом связан с транспортнымкомплексом. Для ТЭК характерно наличие развитой производственной инфраструктурыв виде магистральных высоковольтных линий и трубопроводов (для транспорта сыройнефти, нефтепродуктов и природного газа), образующих единые сети.
2.1 Функции государственных органов,регулирующих топливно-энергетический комплекс
Правительство РФ устанавливает предельные уровни тарифовестественных монополий, рассматривает в связи с этим их инвестиционныепрограммы, регулирует доступ к нефте- и газопроводам, определяет балансовыезадания по поставкам на внутренний рынок.
Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) — исполнительныйорган государственной власти, регулирующий естественные монополии. ФЭК,рассматривающий издержки монополий, дает предложения по изменению тарифов.
Главной задачей ФЭК является создание благоприятныхотношений между потребителями и производителями энергии. Это позволяетпотребителю рассчитывать на доступную по цене энергию, а производителюобеспечивать нормальное функционирование и развитие бизнеса. Основная функцияФЭК — регулирование цен естественных монополий. На уровне регионов эту функциювыполняют региональные энергетические комиссии.
Энергетика, газовая и нефтяная промышленность производятнебольшое число очень однородных и стандартизированных товаров. В этих условияхсвободные цены на энергоносители не могут быть инструментом конкуренции. Онидолжны регулироваться государством наряду и в комплексе с налоговой системой, сучетом потребностей в финансовых средствах и возможностей как производителей(ТЭК), так и основных потребителей энергоресурсов. />В настоящее время необходимо усиление ценового ифинансового контроля государства в энергетическом комплексе. Важно, чтобывнутренние цены на энергоносители и финансовые потоки, проходящие черезтопливно-энергетические компании, контролировались и регулировалисьгосударством.
Внутренние цены на энергоресурсы должны быть защищены отрезких колебаний мировых цен и обменного курса рубля. Это не означает их полнойавтономности и независимости. Они должны стимулировать адаптацию отечественныхпроизводителе! и потребителей к мировой конъюнктуре. Однако сильные ценовыеколебания могут отрицательно повлиять на производственный потенциал кактопливно-энергетических отраслей, так и ш потребителей, создавать высокие рискидля инвесторов.
В развитых странах относительные внутренние цены наэнергоресурсы повышаются, когда мировые растут, и снижаются, когда последниепадают. Вместе с тем изменение внутренних цен значительно меньше, чем мировых впервую очередь благодаря государственному регулированию.
Для нашей страны, использующей большую часть энергоресурсовна свои нужды, — это тем более актуально. Общий уровень и соотношение цен наэнергоносители должны зависеть от затрат на их производство, транспортировку,потребности в капитальных вложениях. Вместе с тем развитие мировой экономикисвидетельствует о том, что повышение цен на топливо и сыри выступает серьезнымстимулом структурных изменений в экономике. Возрастает потребность в новыхтехнологиях, содействующих сокращению потребления и сбережения энергии иматериалов. Меняется структура производства в пользу наукоемкихэнергосберегающих производств. Это ведет к сокращению потребленияэнергоносителей и сырья и, как правило, к снижению мировых цен на эти товары.
В новых правилах ценообразования на продукцию российскогоТЭК предусматривается избирательный подход к учету значимых факторов.Региональным энергетическим комиссиям да обходимо предоставить праводифференцировать тарифы таким образом, чтобы обеспечить максимальнуюэффективность того производственного потенциала, который есть в каждом регионе.
Кроме того, следует выравнивать стоимость электроэнергии повсей стране для населения. Можно выравнивать тариф для населения, используя единуюэнергетическую систему России, если покупать всю электроэнергию на федеральномоптовом рынке и продавать ее потребителям уже по средней одинаковой рыночнойцене. Такой механизм ценообразования возможен уже сегодня, В этом и проявляетсягосударственная роль регулирования тарифов. Что же касается тарифов дляпромышленности, то здесь нужно обеспечить ее глубокую дифференциацию взависимости от множества факторов.
Для регулирования тарифов в отраслях ТЭК необходим единыйтарифный орган. Существует жесткая экономическая цепочка: газ — топливо — электроэнергетика — железная дорога. Определение стоимости услуг этих отраслейтребует сильной координации.
Государство вынуждено взять на себя ответственность зарегулирование тарифов в отраслях ТЭК и в связи с тем, что оно остается крупнымсобственником на рынке производства и передачи электроэнергии. Например, егодоля в общем объеме произведенной электроэнергии в 2000 г. превысила 80% (безучета атомных электростанций).
Важную роль в регулировании ТЭК играет Министерствоэнергетики РФ. Как федеральный орган Минэнерго России проводит государственнуюполитику в сфере ТЭК, а также координирует деятельность других министерств иведомств в этой области.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Обутверждении Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации» от 12октября 2000 г. № 777 Минэнерго России разрабатывает совместно сзаинтересованными федеральными органами исполнительной власти программыосвоения и использования углеводородных и других топливно-энергетическихресурсов, топливно-энергетический баланс в целом по стране и по регионам,текущие и перспективные балансы по отдельным видам энергоресурсов, осуществляетмеры по их реализации.
В составе Минэнерго России работает Госэнергонадзор. Уэтого важнейшего органа мало полномочий. Госэнергонадзор проверяет подготовку ивыдает паспорта готовности энергохозяйств к зиме.
Россия — северная, холодная страна. Подготовкаэнергохозяйства к зиме — это не столько обязанность коммерческих структур,сколько важнейшее государственное дело и долг государства перед своимигражданами.
2.2 Регулированиеэнергосбережения
Энергоемкость ВВП в России с начала 90-х гг. XX в. сохраняеттенденцию роста. С 1990 по 1999 гг. энергоемкость ВВП России увеличилась на32%, а энергоемкость промышленного производства — более чем на 45%.
В середине 90-х гг. XX в. принят Федеральныйзакон «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ. Основной целью Законаявлялось стимулирование применения энергосберегающих технологий, в нем не былиразработаны конкретные меры по созданию финансово-экономических механизмов,стимулирующих разработку и внедрение энергосберегающих технологий. Кромефакторов структурного характера, росту энергоемкости и электроемкостиспособствовало увеличение стоимости энергии и ее доли в общих издержкахпроизводства, конечной продукции. Так, если в США в автомобильнойпромышленности доля энергоносителей в себестоимости продукции в 90-х гг.составляла 1-2%, то в России аналогичный показатель достигал 12 — 18%.
Регулирование энергосбережения необходимо нагосударственном уровне.
Государственная энергосберегающая политика осуществляетсяна основе:
— разработки и реализации федеральных, межрегиональных ирегиональных программ энергоснабжения;
— проведения структурной политики, изменяющей удельный веспродукции различной энергоемкости;
— проведения энергетических обследований предприятий;
— государственной экспертизы проектов строительства исоздания демонстрационных зон высокой энергетической эффективности;
— вовлечение в энергетический баланс нетрадиционныхисточников энергии.
Государственная политика энергоснабжения предоставляетрегионам большие полномочия и возможности, так как решение многих экономическихи финансовых проблем перемещается: федерального на региональный уровень.
Применение многообразных форм влияния на энергосбережениеосновывается на сочетании централизованных, децентрализованных, экономических,административных и законодательных методов управления, учитывающих возможностивоздействии на различные формы собственности и условия, характерныеопределенного региона.
Экономические методы управления энергосбережением основанына материальной заинтересованности предприятий в национальном использованииресурсов. Необходимы налоговые льготы предприятиям в виде освобождения части ихприбыли от налогообложения при производстве и потреблении ими энергосберегающейтехники, льготное кредитование производителей и потребителей энергосберегающихтехнологий, изделий, работ» услуг, НИОКР и инвестирования соответствующих проектов.
Наряду с промышленностью, наиболее энергоемкожилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
Реализация резервов экономии топливно-энергетическихресурсов в этой отрасли затрудняется монопольным положением предприятий ЖКХ иотсутствием у потребителя возможности воздействовать на производителякоммунальных услуг.
2.3Государственное регулирование недропользования
Механизм освоения недр на уровне государства включает дванаправления:
— мониторинг состояния минерально-сырьевой базы;
— выработку и реализацию политики разведки, добычи ииспользования минерального сырья.
Первое направление реализуется Государственной комиссией позапасам полезных ископаемых при Министерстве природных ресурсов РФ,осуществляющей учет движения разведанных запасов в натурально-вещественномвыражении.
По второму направлению государственная политика освоениянедр в целостном виде не сформирована. С принятием федеральных законов онедрах, о разделе продукции и других правовых актов, началось формированиеадекватного рыночным условиям механизма освоения недр. Слабо контролируемаягосударством коммерциализация добычи и использования минерального сырья привелак тому, что бюджеты всех уровней недополучают значительную часть рентныхдоходов.
Федеральная власть должна обеспечить лишь рамочные условияэксплуатации месторождений полезных ископаемых, делегируя полномочия попринятию конкретных решений, связанных с регулированием процессовнедропользования, на региональный уровень. Центральное место на федеральномуровне в регулировании недропользования занимает налоговое законодательство онедропользовании. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПН) составлял в 2002г. 10,9% в доходах федерального бюджета. Устанавливаются коэффициенты,учитывающие особенности добычи. Например, коэффициент, учитывающий особенностигеологического строения месторождения, при «простом» строении равен 1, при«сложном» — 0,8 и т.д.Ставки вывозных пошлин на нефть дифференцируются взависимости от цены на нефть.
В росте мировых цен на нефть нет заслуги нефтяных компаний.Поэтому сверхприбыль от высоких цен на нефть должно получать государство.Однако ставка налога на добычу полезных ископаемых должна быть оптимальной идля государства, и для нефтяных компаний, которые рассматривают высокие цены некак сверхдоходы, а как инвестиционные ресурсы (износ производственных фондовТЭК превышает 50%).
Совершенствование механизма освоения недр связано срегулированием институциальных преобразований, в частности, участиемгосударства в трансформации собственности в минерально-сырьевом секторе.Сегодня можно выделить три формы участия государства в управлениисобственностью в ТЭК:
— прямое — в газовой промышленности (контрольный пакетакций РАО «Газпром» находится в руках государства) и электроэнергетике,преобразования собственности которой проводились в рамках сохранениягосударственной монополии;
— смешанное — в нефтяной промышленности, где долягосударства составляет 20-50%;
— косвенное — при добыче твердых полезных ископаемых, гдедобывающие предприятия принадлежат преимущественно частным лицам.
В угольной промышленности, в частности, велика доляпосредников, деятельность которых увеличивает трансакционные издержки (сверхосновных затрат на производство и обращение) и способствует убыточностиугольных предприятий.
В регионах наиболее полно проявляются интересы субъектов,причастных к добыче и использованию минерального сырья, поэтому значениесубъектов Федерации является преобразующим, а смещение прав и ответственности вобласти освоения недр на региональный уровень вполне оправдано.
Одними из механизмов государственного регулирования внефтяной отрасли служат экспортные квоты — доступ нефтяных компаний кэкспортной трубе квотируется. Это связано с недостатком трубопроводов. СейчасПравительство РФ занимается разработкой проектов нефтяных трубопроводов наВосток — на каспийский и японский нефтяные рынки. Для государственногорегулирования в отраслях ТЭК необходима прозрачность финансовых потоков вконкретной отрасли. Один из вариантов повышения их прозрачности в нефтянойотрасли — продажа части экспортных квот на аукционах.
Негативная сторона аукционного принципа доступа к нефтянойтрубе состоит в том, что за экспортные квоты идет жесткая борьба и их получаютпрежде всего наиболее мощные добывающие компании. Для того чтобы выставитьнефтяной экспорт на аукцион, необходимо сконцентрировать его в крупнейшихкорпорациях. В этом случае мелкие и средние компании лишатся средств наразвитие производственных мощностей.
2.4 Государственное регулирование тарифовна электрическую и тепловую энергию
Государственное регулирование тарифов на электрическую итепловую энергию производится в соответствии с нормативными правовыми актами РФФедеральной энергетической комиссией Российской Федерации и региональнымиэнергетическими комиссиями.
Государственному регулированию подлежат:
— тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемуюпотребителям энергоснабжающими организациями;
— тарифы на электрическую энергию, отпускаемую с оптовогорынка дефицитным энергоснабжающим организациям и другим его субъектам;
— размер абонентной платы за услуги по организациифункциионирования и развитию Единой энергетической системы России и размерплаты за иные услуги, предоставляемые на оптовом рынке;
— норматив формирования средств, предназначенных дляобеспечения безопасности функционирования атомных электростанций и их развития;
— размер платы за услуги по передаче электрической энергии,электрической мощности по сетям (в случае заключения договоров на услуги попередаче электрической энергии) и иные услуги, оказываемые на потребительскомрынке.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 4февраля 1997 года №121 утверждены «Основные положения ценообразования наэлектрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации» и «Порядокутверждения и применения тарифов на электрическую тепловую энергию в РоссийскойФедерации». Данные документы внесли значительные дополнения в существующийзаконодательный порядок формирования тарифов. С их утверждением процедурапринятия решения об изменении тарифов получает более жесткую регламентацию.
Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию(размер платы за услуги) производится теперь не только по представлениюпроизводителями энергии, энергоснабжающими организациями, организациями,оказывающими услуги на оптовом и потребительском рынках, расчетов иобоснований, но и по инициативе регулирующего органа.
В качестве периода регулирования принимается календарныйгод. В исключительных случаях, при темпах инфляции в среднем по России попродукции производственно-технического назначения свыше 2 процентов в месяц, запериод регулирования может быть принято полугодие или квартал.
Организации электроэнергетики имеют право обратиться вКомиссию и соответствующую региональную комиссию с просьбой о внеочередномпересмотре тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы зауслуги) при наличии хотя бы одного из следующих условий:
— изменение затрат на производство и передачу электрическойи тепловой энергии более чем на 2 процента, вызванное изменением балансаэлектрической энергии и мощности, ростом цен на топливо, оборудование, другиематериальные ресурсы или пересмотром условий тарифного соглашения по заработнойплате;
— изменение перечня и размера, установленных нормативнымиактами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязательныхотчислений и платежей;
— изменение процентной ставки Центрального банка РоссийскойФедерации и коммерческих банков по долгосрочным кредитам на внутреннем рынкеболее чем на 3 процента;
— наступление событий, появление которых было маловероятно,и которые оказали существенное воздействие на состояние коммерческойорганизации (форс-мажорные обстоятельства).
Законодательно устанавливается необходимость обеспеченияэнергетическими комиссиями открытости для потребителей и производителейэлектрической и тепловой энергии процесса установления тарифов на электрическуюи тепловую энергию.
При этом энергетические комиссии несут ответственность заэкономическую обоснованность устанавливаемых ими тарифов на электрическую итепловую энергию (размеров платы за услуги), за своевременность их введения, атакже за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну. Последнеевступает в некоторое противоречие с условием открытости информации оформировании тарифов и предоставляет возможность обходить эту важную норму.
Тарифы на электрическую энергию (мощность) дифференцируютсяпо категориям (группа) потребителей исходя из:
— соответствия тарифов, устанавливаемых для различныхкатегорий (групп) потребителей, реальным затратам энергоснабжающих организацийпо производству, передаче и распределению электрической энергии для конкретнойкатегории (группы) потребителей;
— равноприбыльности энергоснабжения различных категорий(групп) потребителей;
— уровня напряжения в точке подключения потребителя к электрическойсети энергоснабжающей организации, а также режима использования потребителямизаявленной максимальной электрической мощности (значения плотностииндивидуальных графиков нагрузки потребителей);
— средних затрат на транспортировку потребителям электрическойэнергии (мощности), уровня надежности энергосбережения, суточного графикаэлектрической нагрузки.
При представлении экономических обоснованийэнергоснабжающими организациями, расчет общей потребности в финансовыхсредствах энергосбережающих и других организаций по видам регулируемойдеятельности производится ими исходя из норм расходования топлива, основных ивспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд,прогнозируемых цен и тарифов.
Важным нововведением является распределение общейпотребности в финансовых средствах между электрической энергией, электрическоймощностью, тепловой энергией, тепловой мощностью и услугами пропорциональносебестоимости. Таким образом, устраняется возможность перекрестногосубсидирования одних видов услуг за счет других, что важно в условиях, когдапредприятие производит одновременно как конкурентную, так и монопольнуюпродукцию.
Для установления тарифов на электрическую энергию(мощность), поставляемую на оптовый рынок, гидравлические, тепловые, атомныеэлектростанции, избыточные энергоснабжающие организации и другие организациипредставляют Федеральной энергетической комиссии предложения по утверждениютарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе:
— экономическое обоснование общей потребности на периодрегулирования в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности;
— определение видов и объемов продукции в натуральномвыражении, поставляемых на оптовый рынок, или услуг оказываемых на оптовомрынке;
— распределение общей потребности в финансовых средствахмежду видами продукции;
— расчет среднего тарифа и тарифа на каждый вид продукции.
Для взаиморасчетов за фактически поставленную на оптовыйрынок тепловыми и атомными электростанциями электрическую энергию, тарифопределяется по результатам работы электростанции в отчетном периоде исходя изнорм удельного расхода топлива на производство электрической энергии заотчетный период, фактических режимов работы оборудования тепловой (атомной)электростанции и фактической цены топлива с учетом оптимизации.
Виды и объемы продукции в натуральном выражении,поставляемой на оптовый рынок, определяются на основании утвержденногоКомиссией баланса электрической энергии и мощности.
Распределение общей потребности поставщиков оптового рынкав финансовых средствах производится между электрической энергией, электрическоймощностью, тепловой энергией и тепловой мощностью также в соответствии скалькуляцией себестоимости продукции, определяемой в установленном порядке.
При установлении тарифов на электрическую энергию иэлектрическую мощность, поставляемые с оптового рынка, Федеральнаяэнергетическая комиссия:
— рассчитывает общие затраты на поставку электрическойэнергии (мощности) на оптовый рынок исходя из утвержденных Комиссией тарифов иобъемов поставок электрической энергии (мощности) электростанциями и другимипоставщиками;
— определяет объем продукции в натуральном выражении,поставляемой с оптового рынка и услуг, оказываемых на оптовом рынке, наосновании утвержденного Комиссией баланса электрической энергии и мощности;
— распределяет общую потребность в финансовых средствахпропорционально затратам на поставку электрической энергии и мощности наоптовый рынок.
Экономическое обоснование общей потребности в финансовыхсредствах Российского акционерного общества «ЕЭС России» и государственногопредприятия – концерна «Росэнергоатом» по видам регулируемой деятельности,производится ими исходя из действующих норм и нормативов расходованияматериальных, финансовых и трудовых ресурсов для производственных, и социальныхнужд, и прогнозируемых цен и тарифов.
Несмотря на утверждение основных документов,регламентирующих порядок регулирования тарифов на энергию, до сих порсуществует ряд серьезных недостатков в нормативно-методических основахопределения себестоимости и тарифов, наиболее существенные из которых:
— отсутствие экономически обоснованных методов разнесениязатрат на топливо и капитальных вложений на тепло- и электроэнергию присооружении ТЭЦ и эксплуатационных расходов между отпускаемой электрической итепловой энергией;
— количественно не определены требования по качествупоставляемой потребителю тепловой энергии, в первую очередь, показателинадежности теплоснабжения.
Существующий подход к определению удельных капиталовложенийпри проектировании ТЭЦ не учитывает особенностей комбинированного производстватепловой и электрической энергии на ТЭЦ: все капиталовложения в промышленноестроительство относятся только к установленной электрической мощности ТЭЦ.Именно по этой причине капиталовложения в ТЭЦ в 1,5 раза и более выше, чем наКЭС. Такой подход не может считаться правомерным, поскольку подавляющая частьсооружений и оборудования ТЭЦ служат одновременно для производства тепла иэлектроэнергии.
2.5Энергетическая стратегия
Обоснование перспектив развития ТЭК как единого целого,проблемы которого можно решить только в комплексе, должно основываться надолгосрочной энергетической стратегии.
Разработана энергетическая стратегия России на период до2020 г., определяющая приоритеты политики государств в энергообеспечениистраны. Россия должна наращивать добычу энергоносителей — такова общая сутьстратегии. Для того, чтобы обеспечить ежегодный прирост ВВП в 5%, добыча нефтидолжна возрасти до 360млн т, угля — до 439 млн.т, газа -до 700млрд м3, а производствоэлектроэнергии -до 1,62трлн кВт. ч.
Эффективность использования ресурсов должна при этомповышаться: в соответствии со специальной программой сбережения предстоитсэкономить до 1,4 млрд. т условного топлива.
Стратегия определяет наиболее важную проблему сбережениепотому, что без регулирующих продуманны этой области через двадцать летобеспечить экономику энергетическими ресурсами будет сложно, ибо в настоящеевремя энергосоставляющая валового продукта России в 3 раза превышаетаналогичный показатель развитых стран. В долгосрочной энергетической стратегиипрогноз роста производств; и нефтепродуктов необходимо увязать с прогнозомроста нефтяного экспорта.
Одной из важных проблем энергоснабжения являетсясоставление газовой отрасли. Газовый комплекс осуществлял бесперебойное снабжениевнутреннего рынка, однако в настоящее время его возможности ограничены. Долягаза в энергетике за го (1995-2000 гг.) выросла с 34 до 64%.
Стратегия предусматривает сокращение доли газа в т номбалансе страны до 51%. Постоянный рост потреблена слабый приток инвестиций,сдерживание внутренних цен жесткое налогообложение газовой отрасли и другие фаприводят к недостатку средств у предприятий и ставят в т) положение отрасль.Проблема замещения газа другими видами топлива не только актуальна, но итребует больших затрат. Структура снабжения электростанций топливом запоследние 10 лет резко изменилась. Энергетика активно переходила на газ,Сегодня в европейской части страны 80% топлива — это газ. У РАО «Газпром» нетсредств на разработку новых месторождений. Для энергетики это оборачиваетсязаменой топлива. Газ как топливо можно заменить углем. Но в европейской частинет таких объемов угля, которые можно было бы использовать вместо газа. Реальноуголь могут дать Печорский и Подмосковный бассейны (в последнем уголь плохогокачества) и Донбасс.
Сейчас РАО «ЕЭС» ежегодно потребляет 136 млрд. м3 газа.Чтобы эти объемы заполнить другим топливом, нужны большие деньги. На освоениеновых угольных технологий потребуется от 7 до 10 лет. Хотя Россия богата углем,но все угольные месторождения находятся в Сибири. В перспективе необходимопостроить электростанции в Сибири и получать электроэнергию по ЛЭП. Кроме того,можно наладить доставку угля по железной дороге. Однако это увеличит себестоимостьэлектроэнергии. Отметим также, что на всех электростанциях, работающих на угле,было ликвидировано оборудование, т. е. вся технология использования угля быларазрушена.
Конечно и запасы газа, и его добыча в России огромны, ноинвестиционная составляющая тарифа РАО «Газпром» пополняется только за счетэкспортной выручки, поэтому на внутреннем рынке у него не хватает денег дляпокрытия затрат.
Таким образом, одним из условий успешной деятельностинеобходимо правильно проводить ценовую политику, чтобы предприятия газовой иэнергетической промышленности моги достойно развиваться. В традиционнойэнергетике надо найти средства на модернизацию оборудования. РАО «Газпром» внастоящее время на старых технологиях расходует газ крайне неэкономно. Для тогочтобы более рационально использовать добытую газовую продукцию необходимоповысить КПД с нынешних 28-30 до 55% и более.
Энергетике также требуются большие инвестиции.Инфраструктура энергетических предприятий была рассчитана па большиепотребности в мощности электроэнергетики. Но за последние 10 лет промышленноепотребление резко упало, создали большие избытки мощностей. Казалось бы, должнаувеличиться надежность энергоснабжения. Но такой однозначный вывод сделатьнельзя. В результате неплатежей резко обострилась ситуация со старениемосновных фондов. На них сегодня около 25-30млн кВт из существующих 200млнвыработали свой ресурс и не могут брать дополнительную нагрузку.
Итак, необходимо создать такой ценовой механизм, чтобы быловыгодно вкладывать средства в энергетику. Только так можно решить проблемуреструктуризации отрасли сегодня.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 1995г. призван способствовать росту иностранных инвестиций втопливно-энергетический комплекс.

Список литературы:
1.  Вильсон Дж., Цапелик В.Е. Естественные монополии в России:история и перспективы развития системы регулирования // Вопросы экономики.–1995. -№11.
2. Макаренко B.П «Групповые интересы ивластно-управленческий аппарат: методология исследований» — «Социс», 1997, №7.
3. Стратегия развития атомной энергетики впервой половине XXI века. Одобрена Правительством Российской Федерации в 2000году.
4. Цапелик В.Е. Регулирование естественныхмонополий//Общество и экономика.-1996.-№8.
5. Энергетическая стратегия России на периоддо 2020г. Утверждена Правительством Российской Федерации 28.08.2003, № 1234-р.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.