ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра «Финансы и Бухучет»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Ценообразование»
Выполнила: студентка
Группы 4149в, № зач. книжки4070962
Польская Е.В.
Проверила:
ст. преподаватель
Лотфуллина В.Н.
Набережные Челны 2007
Содержание
Введение
1. Государственное регулирование цен
2. Задача №10
3. Задача № 17
Список использованной литературы
Введение
Если бы рынки обладали толькоодними достоинствами, и у них не было бы серьезных недостатков, то не было бы инеобходимости их регулирования со стороны государства. Между тем, рынок необязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждаетсяв постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальныеэкономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимыхнесовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сборналогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, — вотдалеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства вустановление рыночного равновесия.
В соответствии со ст.71Конституции РФ в ведении государства находятся основы ценовой политики. Наосновании этого положения органы исполнительной власти РФ обеспечиваютреализацию государственной ценовой политики и законодательства РФ оценообразовании.
1. Государственное регулирование цен
Одной из важных составляющихуправления экономикой является ценообразование, без умелого регулированиякоторого нельзя добиться как тактических, так и стратегических целей. Государственноерегулирование цен имеет своей главной целью защиту экономики, а также населенияот стихийных проявлений экономических законов рыночной экономики. Как бы неутверждалось о преимуществах свободного ценообразования, однако вся историяразвития рыночной экономики в промышленно развитых странах свидетельствует отом, что без вмешательства государства в управление экономикой и ценаминевозможно добиться нормального сбалансированного развития народного хозяйства.Об этом свидетельствует и современная практика ценообразования в странах сразвитой рыночной экономикой. Примером таких стран являются США, Япония,Франция, Финляндия и ряд других.
Так, в Японии государствомрегулируются цены на такие виды товаров и услуг, как рис (основной продуктпитания), мясные и молочные продукты, ж/д тарифы, тарифы на водо- итеплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. Вцелом регулируется около 20% потребительских цен. Примерно аналогичная ситуацияи в других промышленно развитых странах.
Что касается России, то можно сдостаточной уверенностью утверждать, что розничные цены на многие товарыгосударством не регулируются и они постоянно растут, особенно на продуктывысокого качества и медикаменты высокой эффективности, что делает ихнедоступными для основной массы населения.
Государственное регулированиецен — это метод управления ценами со стороны государства. Однако это управлениев России оставляет желать лучшего. За последние годы стало совершенноочевидным, что в переходный период к рыночной экономике невозможно обойтись безрешительного государственного вмешательства в экономику и цены.
В настоящее времяценообразование в России носит во многом стихийный характер, что является однойиз основных причин относительно высокого уровня инфляции роста цен. Между тем,ценообразование является весьма важным и эффективным элементом рыночногомеханизма, умело пользуясь которым можно успешно решать многие экономические исоциальные проблемы.
Регулирование цен и ихсоотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса ипредложения (устанавливаются равновесные цены), на макроуровне регулированиецен должно осуществляться государством.
Различают прямое и косвенноевоздействие государства на цены. Прямое, или административное вмешательствогосударства в действующие цены означает участие государства в формированииуровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенныхправил ценообразования.
В условиях рыночной экономикирегулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самимипредприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путемметодического и организационного единства в установлении цен на товары иуслуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслямнародного хозяйства.
Государство в лице своих органовуправления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляциисебестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяетрасходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности напродукцию предприятий-монополистов.
Прямое вмешательство государствацелесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или ихнезначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня ценпредусматривались на 2003г. — 10-12% в год, на 2004г. — 8-10%, на 2005г. — 6,5-8%, на 2008г. — 5-7%. Достигнуть этой величины без государственного участияневозможно. Главной целью ценовой политики, денежно-кредитной политики впредстоящем году и в среднесрочной перспективе остается последовательноеснижение инфляции.
Косвенное воздействие наформирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:
с помощью мер, направленных наизменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
путем регулирования доходовпроизводителей продукции, продавцов и покупателей;
путем использования и применениясовокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарногопредложения на рынке;
путем регулирования налогов какна производимую, так и потребляемую продукцию (система льготногоналогообложения).
Однако во многих отраслях Россиив ценообразовании царит пока произвол, о чем свидетельствуют многочисленныепримеры. Такой произвол особенно имеет место в таких отраслях какстроительство, производство и реализация лекарственных средств, авиационный иж/д транспорт, автомобильные перевозки пассажиров, связь, ЖКХ, бензин. Так цена1кв. метра жилья за 2006г. Возросла почти вдвое. При этом цена 1кв. метра жилойплощади превышала его себестоимость в несколько раз. Стремительный рост цен нажилье привел к тому, что рынок недвижимости из потребительского превратился вфинансовый. Итоги первого года после принятия приоритетного национальногопроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» таковы, чтостало ясно: жилье в России по-прежнему доступно только богатым. Поэтомуправильными являются предложения о том, чтобы в национальном проекте по жильюпредусмотреть отдельную подпрограмму — жилье для малоимущих.
С февраля 2007г. Было проведеноповышение на 90% тарифов за телефон. При этом никаких экономических обоснованийприведено не было. Одновременно были отменены многие льготы для значительногочисла населения главным образом с низкими доходами. При этом было установлено,что вопрос о льготах должны решать региональные власти, хотя повышение тарифовна телефон было произведено централизованно. В результате такого повышениядоходы «Связьинвеста» без каких-либо усилий вырастут на 1,2 млрд. дол.
Продолжается рост цен напродукцию естественных монополий. Можно утверждать, что посколькугосударственные компании (Газпром, РЖД, РАОЕЭС) обладают значительнымполитическим влиянием, с которым антимонопольным органам справиться оченьтрудно, поэтому цены на газ, электроэнергию, слуги «Российских железныхдорог» устанавливаются скорее в интересах этих монополий, а не населения. Онипродолжают диктовать цены, т.е. по этим видам продукции и услуг в Россиидействует монопольное ценообразование. Так, цены на газ предполагается повыситьв 2008г. На 25%, в 2009г. — на 27,7%, в 2010г. — 27%. Цены на электроэнергиювозрастут в 2008г. — на 14%, в 2009г. — на 15%, в 2010г. — на 18%. НАкоммунальные услуги тарифы увеличатся в 2008г. — на 20%, в 2009г. — на 23%, в2010г. — на 24%.
Одной из причин роста ценявляется также стремление повысить внутренние цены до уровня мировых. При этомссылаются на мировой опыт. Однако во многих странах внутренние цены нижемировых. Например, цены на бензин в нефтедобывающих странах, таких как Арабскиеэмираты, Венесуэла, Иран, Норвегия и др. значительно ниже, чем в России. Постоянныйрост цен объясняется в частности тем, что в России отсутствует механизм,надежно защищающий от монопольного ценообразования. Процесс монополизации вРоссии не ослабевает, а усиливается путем объединения (слияния) несколькихкомпаний (например, алюминий).
В условиях монополизма вэкономике государство тем более должно регулировать цены, т.е. грамотно иэффективно управлять ими, обеспечивая баланс экономических интересовгосударства, потребителя и производителя продукции.
Отсутствие прозрачности ценпозволяет скрывать размер необоснованных затрат, включаемых в себестоимостьпродукции и услуг, а также величину прибыли, которые во многих случаяхпревышают допустимые пределы.
В настоящее время в РоссийскойФедерации вопросами ценообразования занимаются много органов. К ним относятся: МинэкономразвитияРФ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба,Федеральная налоговая служба. Принимаемые ими решения нередко вступают впротиворечие друг с другом, о чем было сказано выше. Но единого центракоординирующего их деятельность в области ценообразования в стране не имеется,что мешает наведению порядка в этом важном деле.
Итак, государство должнорегулировать экономические процессы, происходящие в стране и, прежде всего,вопросы ценообразования. В первоочередном порядке следовало бы устранитьимеющийся большой прекос между высоки м уровнем цен и низкими доходами основнойчасти населения путем значительного увеличения заработной платы, пенсий ипособий, тем более, что финансовые предпосылки для решения этого вопроса запоследние годы появились.
Первоочередной задачей являетсяборьба с монопольным ценообразованием. Необходимо устранить имеющиеся большиеперекосы в ценах на некоторые виды товаров и услуг (строительство, пассажирскиеавиа и ж/д перевозки, лекарства и т.д.), а также в ценах на продукцию сельскогохозяйства и промышленные товары (энергоресурсы, удобрения и т.д.), и взять ихпод жесткий контроль государственный контроль.
Для стабилизации цен и ихснижения следовало бы принять законодательные меры по ликвидациимножественности посредников при прохождении товаров от производителя кконечному потребителю.
В целях совершенствованияконтроля, недопущения произвола в ценообразовании и координации действий в этойобласти целесообразно создать единый государственный орган по управлениюценами, объединив в нем функции ФСТ, инспекций по ценам, госторгинспекции и др.
Было бы целесообразно болеевнимательно изучить накопленный развитыми странами опыт по государственномурегулированию цен.2. Задача 1
Дано:
С=60руб.
П=20% от С.
Н0=10%
Нторг=20%
Рц — ?
Структура Рц —? (рубли,доли)
Решение:
Рц= С+П+А+НДС+Но+НДС+Нторг
П= 60∙0,2=12руб.
НДС= (С+П+А) ∙ 18% = 72∙0,18= 13руб.
Нпоср: Но= (С+П+А) ∙ Но = 72∙0,1= 7,2 руб.
НДСо = Но∙18%= 7,2∙0,18=1,3 руб.
Цзак. торг. орг. =СОЦ+Но+НДСо = 85+7,2+1,3=93,5 руб.
Нторг = Цзак. торг.орг ∙ Нторг = 93,5∙0,2=18,7 руб.
Рц = Цзак. торг.орг + Нторг = 93,5+18,7 = 112,2 руб.
Структура Рц (рубли,доли):
С= С/Рц = 60/112,2 =0,53
………… 1,0 или 100%
3. Задача 2
Решение:
Формирование цены по методуполных издержек
Таблица 1Показатели Виды продукции А Б В Г Д Всего 1. Объем выпуска, шт. 300 200 400 250 550 2. Цена реализации, руб. 150 160 115 195 160 3. Переменные расходы на весь объем продукции 30000 24000 36000 40000 77000 207000 4. Постоянные издержки 6580 5264 7896 8773 16887 5. Полные издержки 36580 29264 43896 48773 93887 252400 6. Прибыль 8420 2736 2104 -23 -5887 7. Рентабельность (прибыль к издержкам),% 23 9,3 4,8 -0,04 -6,2 8. Выручка от реализации (цена изделия) 45000 32000 46000 48750 88000
Т. к. сумма постоянных расходовсоставляет 45400 руб., то
А= 30000/207000∙45400 =6580 руб.,
Б=24000/207000∙45400 =5264 руб.,
В=36000/207000∙45400=7896руб.,
Г=40000/207000∙45400=8773руб.,
Д=77000/207000∙45400=16887руб.
Находим полные издержкисложением 3 и 4 столбца.
Находим выручку от реализацииумножением 1 и 2 столбца.
Находим прибыль вычитанием 5столбца из 8.
Находим рентабельность Потношением 6 столбца к 5.
Из таблицы уберем убыточныепродукты, получим
Таблица 2 Показатели Виды продукции А Б В Всего 1. Объем выпуска, шт. 300 200 400 2. Цена реализации, руб. 150 160 115
3. Переменные расходы на весь объем продукции 30000 24000 36000 90000
4. Постоянные издержки 15133 12107 18160
5. Полные издержки 45133 36107 54160
6. Прибыль -133 -4107 -8160
7. Рентабельность (прибыль к издержкам),% -0,29 -11,3 -15
8. Выручка от реализации (цена изделия) 45000 32000 46000
Т. к. сумма постоянных расходовсоставляет 45400 руб., то
А= 30000/90000∙45400 =15133 руб.,
Б=24000/90000∙45400 =12107 руб.,
В=36000/90000∙45400=18160руб.,
По данным таблицы 2 все изделияоказались убыточными, но для формирования ассортимента продукции используетсяметод сокращенной себестоимости (ценовой метод прямых издержек).
Таблица 3Показатели Виды продукции А Б В Г Д Всего 1. Объем выпуска, шт. 300 200 400 250 550 2. Цена реализации, руб. 150 160 115 195 160 3. Переменные расходы на весь объем продукции 30000 24000 36000 40000 77000 207000 4. Постоянные издержки 6580 5264 7896 8773 16887 5. Прибыль маржинальная 15000 8000 10000 8750 11000 52750 6. Чистая прибыль 8420 2736 2104 -23 -5887 7. Рентабельность (прибыль к издержкам),% 50 33 28 22 14 8. Выручка от реализации (цена изделия) 45000 32000 46000 48750 88000
В таблице 3 по показателюрентабельность к сокращенным издержкам положительна, следовательно, каждый видпродукции вносит свой вклад в общую маржинальную прибыль.
Список использованной литературы
1. Цены и ценообразование, 4-е изд. / под ред. В.Е. Есипова. — М.: ПитерПринт, 2005 — 560стр.
2. Ценообразование и налогообложение / под ред. И.К. Салимжанова. — М, 2002г.
3. Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен // Финансы. — 2007. — №7. — С.68-70.