Реферат по предмету "Экономика"


Государственная политика занятости в Республике Беларусь

КУРСОВАЯ РАБОТА
«Государственная политика занятости в Республике Беларусь»

Введение
Новыеусловия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в РБ,поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиальноновых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблемнадо отнести проблему занятости населения, решение которой является не тольконеобходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительнойстепени основой для социальной стабильности в обществе.
Интенсивностьвысвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов,главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных инеконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурнаяперестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всехслоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовыхотношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянномподдержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетовзанятости в программах экономических преобразований. Политика занятости,вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включатькомплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Исследованиегосударственной политики занятости актуально в силу важности достижениянаиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, целькурсовой работы: определить основные тенденции и направления государственнойполитики занятости населения, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, атакже рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.
Поставленнаяцель предопределяет необходимость решение следующих задач:
– определитьсущность понятия занятости;
– рассмотретьважнейшие показатели занятости;
– выявитьспецифику динамики уровня и структуры занятости населения в РБ;
– исследоватьроль государства на рынке труда;
– проанализироватьсодержание Государственных программ занятости в РБ на 2006, 2007, 2008, 2009–2010 гг.;
Методологическойи теоретической основой исследования послужили: работы белорусских и зарубежныхавторов, периодические издания, статистические сборники Республики Беларусь,Государственные программы занятости на 2006, 2007, 2008 и 2009–2010 годы.
Работавключает три главы, 6 приложений и 21 источник.


1. Занятостькак экономическое явление
1.1 Понятиезанятости и факторы ее определяющие
 
Занятость –важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости –важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость– это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовойдеятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворенияобщественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов воплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятостьвыступает важнейшей характеристикой рынка труда.
СогласноЗакону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется,как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворениемличных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству иприносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненнуюработу[21].
Занятость вобщественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких какучеба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятостьв домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участиев работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развитиясамого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве,которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качестважизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан [9, с 5–6].
В занятости,как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный.По своему содержанию они соответствуют
понятиямполной и эффективной занятости. Полная занятость – это такое состояниеэкономики, при котором все желающие работать при сложившемся уровне реальнойзаработной платы имеют работу. Если спрос на экономически целесообразные местабудет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационнойструктуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость.Эффективная же занятость – это занятость населения, обеспечивающая достойныйдоход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждогочлена общества на основе роста общественной производительности труда [5, с 8].
Дисбалансмежду спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление отусловий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеетместо явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальнойпотребностью – скрытая безработица.
Помимотрадиционной формы занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость,которая имеет следующие виды:
а) сезоннаязанятость – занятость на основе сезонного контракта при условиях полногорабочего дня;
б) поденнаязанятость, связана с работой на условиях определенного количества рабочих днейпри поденной форме оплаты труда;
в)периодическая занятость – чередующиеся занятость и незанятость, независимо отсроков той или другой в течение года;
г)временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностьюлишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределенсезонностью работ;
д)занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает никакихгарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;
е)самозанятость – занятость, которая осуществляется по собственной инициативе,самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда [5, с 11].
Экономическиефакторы занятости связаны с особенностями размещения и развитияпроизводительных сил. В их число входят: размещение производительных сил,отраслевая структура народного хозяйства, экономическое стимулирование и др.
Размещениепроизводительных сил по территории предопределяет возможности населения вудовлетворении желания трудиться в общественном производстве. Отсутствиеработы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит кболее или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.
Преимущественноеразвитие отдельных отраслей народного хозяйства прямо отражается на характерезанятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских)отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказалисьлишены возможности работать по специальности.
Экономическоестимулирование, с точки зрения занятости, – это система мероприятий государства(заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкогоучастия отдельных групп населения в общественном производстве, создание условийдля пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.
Социальныефакторы занятости связаны с особенностями формирования системы условий длятрудовой деятельности населения. Среди них выделяют: уровень развития сферыобслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения,национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др.
Общемировыефакторы занятости связаны с особенностями способа производства материальныхблаг. В их составе выделяют такие взаимосвязанные факторы, как формасобственности на средства производства, характер соединения средствпроизводства и рабочей силы и др. [1, с 13–15].

1.2Показатели занятости
Выделяютразличные показатели занятости, которые характеризуют состояние трудовыхресурсов в стране и с помощью которых анализируется и прогнозируется занятость.К таким показателям можно отнести: трудовые ресурсы, экономически активноенаселение, занятое население, численность принятых на работу, численностьуволенных, безработные.
В общейчисленности населения можно выделить две крупные группы: люди способные инеспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются наопределенные подгруппы [приложение А].
В составтрудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (заисключением неработающих лиц, получающих пенсию по инвалидности 1 и 2 группы,за выслугу лет, по возрасту в связи с особыми условиями труда и на льготныхоснованиях), а также работающие лица старше и младше трудоспособного возраста.
Экономическиактивное население – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силыдля производства товаров. К экономически активному населению относятся занятоенаселение и безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости исоциальной защите.
Кнаселению, занятому в экономике, относятся лица, работающие в организациях;индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму; лица, занятыев личном подсобном хозяйстве.
В РБ в 2007 г.в численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу погражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной [4,с 104].
Данные очисленности трудовых ресурсов, экономически активного населения и численностинаселения, занятого в экономике, формируются один раз в год при расчёте балансатрудовых ресурсов и приводятся в среднегодовом исчислении. [приложение Б]
Вчисленность принятых включаются лица, зачисленные в отчётном периоде ворганизацию приказом нанимателя о приеме на работу.
Вчисленность уволенных включаются все работники, оставившие работу в организациинезависимо от оснований прекращения трудового договора, уход или переводкоторых оформлен приказом.
Кбезработным, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальнойзащите, относятся трудоспособные граждане, постоянно проживающие на территорииРБ, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органу по труду,занятости и социальной защите по их постоянному месту жительства в целях поискаподходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней [12, с 76].
Такимобразом, занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающуюнаиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. А показатели занятостинаселения являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служатдля оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развитиярыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.

2. Государственноерегулирование рынка труда
 
2.1 Роль государства на рынке труда
Рынок труда– общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы),соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок трудапредставляет собой систему производственных отношений между работниками (ссобственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) игосударством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду нафонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых,по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда всоответствии с законами товарного производства и обращения. [5, с 45]
Системагосударственного регулирования на макроуровне включает в себя взаимосвязанныеподсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.
Законодательная подсистема обеспечивает формированиесоответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя, атакже их отношений с государственными органами и органами самоуправленияразличных уровней, определяет формы, методы и средства регулирования данныхотношений.
Основными законодательными и нормативно-методическими документамипо регулированию рынка труда являются: Закон о занятости населения РБ,Положение о порядке образования и использования государственного фондасодействия занятости РБ, Положение о порядке и условиях выплаты безработнымпособий и материальной помощи, Положение об организации профессиональногообучения безработных, Положение о порядке регистрации безработных, Положении оборганизации оплачиваемых общественных работ и др.
Перспективная подсистема устанавливает цели регулирования рынкатруда, соответствующий механизм их реализации, масштабы регуляторов,обеспечивает получение системного эффекта от их применения. Она предполагаетразработку государственных программ социально-экономического развития народногохозяйства и его отраслей, государственных республиканских и региональныхпрограмм занятости, включая систему создания рабочих мест для отдельных категорийграждан, учет их наличия, профориентацию, переквалификацию и переподготовкукадров; систем налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу;льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д.
Оперативное регулирование направлено на заботу о том, насколькоэффективно работают механизмы, связанные с организацией и совершенствованиемсистемы информации о свободных рабочих местах, сокращая тем самым время, втечение которого человек занят поиском работы. Государство принимает на себяответственность за развитие профессионального обучения и переквалификации,налаживает трудоустройство, осуществляя постоянный контроль над состояниемрынка труда, финансирует исследование проблем занятости, а также стимулируетразработки новых технологий, освоение которых позволит создать дополнительныерабочие места и льготное налогообложение малого бизнеса, обеспечивающегоработой население. [8, с 124]
Государственное регулирование рынка труда предусматривает:
·         оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержкунезанятого населения;
·         профессиональную подготовку ипереподготовку незанятогонаселения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
·         бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующихпредприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных наравных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин идр.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственногофонда содействия занятости;
·         развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спросаи предложения рабочей силы на рынке труда.
Разрабатываемые правительством программы (программы занятости,структурной перестройки, поддержки предпринимательства и др.) предусматриваютконкретную последовательность мер по совершенствованию регуляторов рынка трудаи занятости населения в республике. В первую очередь они направлены на:
·         создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурнойперестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях и в сфереобслуживания населения и производства;
·         эффективную поддержку малого и среднего предпринимательства;
·         территориальное развитие единого рынка труда (повышениемобильности рабочей силы путем отмены прописки, развития рынка жилья, стимулированияразвития промыслов и производств в сельской местности);
·         развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров всоответствии с потребностями народного хозяйства и структурной перестройкиэкономики;
·         формирование мотивационных стимулов к труду, обеспечивающихэкономическую независимость работников;
·         углубление и расширение системы социальной защиты безработных,других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия,льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения,профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);
·         совершенствование налогообложения предприятий, создающих новыерабочие места.
Наиболее важным условием действенного регулирования рынка трудаявляется проведение эффективной политики занятости. В соответствии срекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами озанятости населения при осуществлении государственной политики занятостинеобходимо руководствоваться следующими принципами:
·         обеспечение равных возможностей всем гражданам страны в реализацииправа на труд и свободный выбор занятости;
·         содействие продуктивной занятости. Общественно приемлемой работойможет считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход,обеспечивающий условия жизни, достойные человека; является экономическицелесообразной и производительной;
·         добровольность труда, в соответствии с которой занятость основанана свободном волеизъявлении граждан;
·         содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа связанос развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональнойподготовки с учетом общих закономерностей динамики профессиональной структуры вэпоху НТР, новых требований к качествам работника в условиях рыночнойэкономики, а также с формированием в психологии людей ориентации на непрерывноесовершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее подходящей сферыдля приложения своих способностей, готовность к переобучению в случаенеобходимости;
·         обеспечение социальной защиты в области занятости, проведениесоциальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающихтрудности в поиске работы;
·         единство ответственности. Означает наличие четырех условий:координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономическойи социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределениедоходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органоввласти в обеспечении занятости с централизованными мероприятиями; участиепрофсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер пообеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости,включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовуюдеятельность иностранных граждан в стране. [6, с 140]
Государственные национальные и региональные программы занятостидолжны предусматривать:
·         содействие структурной перестройке экономики и создание условийдля направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельныепроизводства и в развивающиеся отрасли;
·         совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке сразвитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации,профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использованиятрудовых ресурсов;
·         обеспечение занятости отдельных категории населения,трудоустройство которых затруднено;
·         повышение экономической заинтересованности предприятий иорганизаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;
·         совершенствование организационной структуры государственной службызанятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной,статистической, финансовой и научно-методической базы.
Важнейшим направлением является регулирование рынка труда. Оноосуществляется для обеспечения соответствия между спросом и предложениемрабочей силы, как по объему, так и по структуре, т.е. для обеспечения егоэффективной сбалансированности. Сбалансированность понимается в данном случаекак динамичный процесс. Это значит, что в пределах определенного периодадопустимы отклонения в сторону как дефицита, так и избытка рабочей силы.Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие систематическихдолговременных значительных отклонений.
Для исключения несбалансированности рынка труда государство должнопостоянно контролироватьего важнейшие характеристики. Основнойпропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и предложениемрабочей силы. В соответствии с задачами регулирования выделяются:
·    макропропорции – соотношение между совокупной величиной спроса ипредложением рабочей силы;
·    мезопропорции – соотношение между спросом и предложением рабочейсилы в разрезе отраслей, регионов;
·    микропропорции – соотношение между спросом и предложением рабочейсилы в разрезе отдельных профессий, специальностей.
В условиях рыночных отношений любые диспропорции в производстверабочей силы ведут к нарушению макро-, мезо- и микропропорций рынка труда.Поэтому задачей их регулирования является воздействие не только на рыночныеотношения, но и на процессы воспроизводства рабочей силы. Такое воздействиепредполагает регулирование подготовки и переподготовки кадров, а такжетерриториального, отраслевого и профессионального перераспределения трудовыхресурсов. [6, с 273 – 278]
Рынок труда как объект управления включает три элемента:предложение, спрос и цену рабочей силы. Между данными элементами существуетвзаимосвязь. Регулируя, например, предложение, государство тем самымвоздействует на цену и спрос. В результате регулирования динамики спроса,предложения и цены рабочей силы происходит снижение, рост или стабилизацияуровня занятости.
Для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы,необходима комплексная система регулирования занятости. Она должна обеспечиватьрегулирование мезо- и микропропорций, а также выполнять маркетинговые функции.К ним относятся: стратегическое (индикативное) планирование, информационныемаркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложения, реклама,стимулирование трудоустройства и т.д.
В рамках системы регулирования рынка труда существует нескольковидов регулирования:
·    защитное, предназначенное для ограничения действий, которые ведутк незащищенности различных групп трудящихся;
·    поощрительное, направленное на создание условий, в которых могутосуществляться и развиваться определенные формы деятельности;
·    ограничительное, осуществляемое для исключения действий отдельныхлиц или групп лиц таким образом, чтобы они не могли получить преимущества переддругими;
·    директивное регулирование, предполагающее воздействиеправительства на рынок труда с учетом интересов населения;
·    регулирование посредством экономических финансовых мер (налогов исубсидий), способствующих росту предложений на рынке труда или содействующихповышению занятости. [6, с 289–295]
2.2 Основныенаправления государственной политики занятости
Неспособность рынка труда при несовершенном его типесамостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость егоподрегулирования. Субъектом таких действий становится государство, котороепроводит специальную политику занятости. Под государственной политикойзанятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение исодействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опираетсяна определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласноЗакону о занятости признаны:
1.        обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всемтрудоспособным гражданам Республики Беларусь;
2.        обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
3.        предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
4.        содействие и поощрение граждан в развитии их способностей кпроизводительному и творческому труду;
5.        принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченнойтрудоспособностью;
6.        участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблемзанятости при взаимодействии с государственными органами;
7.        международное сотрудничество в решении проблем занятости. [3, с226–227]
Применительнок сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкатьсяна поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующеевлияние государства не должно препятствовать реализации требований экономическойэффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождениелишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должнаобеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданиемновых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и такдалее.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
· объекту воздействия (общие меры и специализированные);
· источникам финансирования.
К методамвоздействия на занятость можно отнести:
· прямые (административные): законодательное регулирование, трудовоезаконодательство, коллективные договоры;
· косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальнаяполитики.
Опираясь на выработанные принципы, государство может использоватьдва типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сферезанятости:
1)  пассивный;
2)  активный.
Пассивнаяполитика занятости – совокупность мероприятий,направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, какправило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия побезработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социальногопособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогихтоваров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевогопитания в специальных столовых; некоторые другие предприятия. Активнаяполитика занятости – это совокупность правовых, организационных иэкономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы.Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращениемувольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку иповышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочихмест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через системуобщественных работ.
Помощь втрудоустройстве обеспечивается, преждевсего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Дляэтого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочихмест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатнакак для безработных, так и для работодателей. Как рыночная структура, биржатруда выполняет многообразные функции [приложение В].
Содействиев профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости.Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базерегиональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются напрофессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Длябезработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовкукомпенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.
Программыобщественных работ действуют во многих странах.Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими исоциальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитиеминфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работявляется то, что они не способствуют росту квалификации безработных, чтозатрудняет им поиски постоянной работы. Содействие в занятости группнаселения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этихгрупп имеет свои проблемы с трудоустройством. Для инвалидов занятость связанане только с экономическими, но также с социальными, психологическими идуховными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическимивозможностями предоставляется система льгот для участия в экономическойдеятельности. Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем,что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых.Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получениепрофессионального образования, помощь при поступлении на работу. Такие и другиемеры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция №142). [8, с234]
Такимобразом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночнойэкономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственноерегулирование рынка труда. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, чтодля преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мергосударственного регулирования рынка труда, проведение активной политикизанятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовуюдеятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно бытьнаправлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку ипереподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения отбезработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

3. Государственная политика занятости в Республике Беларусь
 
3.1 Структуразанятости населения и динамика важнейших показателей занятости
Анализируяструктуру занятости и динамику важнейших показателей в РБ следует отметить, чтоформирование трудовых ресурсов предопределяется динамикой численности населенияв трудоспособном возрасте, прежде всего численностью поколений, вступающих втрудоспособный возраст и выходящих за его пределы. Влияние миграционногофактора на формирование трудового потенциала в Беларуси не существенно [9].
Сегодня многие предприятия работают в неполную рабочую неделю.Современная ситуация на рынке труда в Беларуси – вынужденная неполная занятостьна производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики. Основная частьтрудовых ресурсов (70%) сосредоточена в общественном производстве. Это один изпоказателей, по которому мы приблизились к мировым стандартам (в России – 72,7,в развитых странах – примерно 65%). Продолжилась позитивная тенденция ростачисленности работающих в экономике, которая в январе-сентябре 2008 г.составила 4502.3 тыс. чел. (при прогнозе на 2008 г. 4490 тыс. чел.) Впоследние годы темпы снижения численности занятых заметно сократились, дажепроизошло увеличение спроса на рабочую силу, и практически во всех отраслях (заисключением сельского хозяйства, науки и образования) прием работников превысилих увольнение [10, с 54].
Следует отметить, что динамика занятости имеет различнуюнаправленность в разрезе городской и сельской местности. Наблюдается тенденцияроста городской занятости при снижении численности сельских работников. Уровеньгородской занятости в 2008 году составил 72.6% к трудовым ресурсам, в то времякак сельской – 65.9%, хотя в период 2000–2003 он был выше, чем в городе.Отчасти это связано с реформированием аграрного сектора экономики,сопровождаемым высвобождением рабочей силы из сельского хозяйства. При этомнедостаточные темпы развития малых форм хозяйствования и социальнойинфраструктуры сдерживали рост новых рабочих мест на селе.
Какпоказывает диаграмма, отраслевая структура занятости характеризуетсясокращением численности работников в производственном секторе экономики ирасширением ее социальной направленности.
Политика посохранению кадрового персонала и недопущению массовых увольнений сопровождаетсяконсервацией неполной занятости и низкой эффективностью использования рабочейсилы. На ряде предприятий численность персонала превышает экономическицелесообразный уровень. Ведущей отраслью экономики является промышленность, гдесосредоточено 26,6% всех работников. В условиях наращивания производствапродукции, расширения ввода в действие основных фондов и сокращениянезадействованных производственных мощностей увеличивается потребность промышленности в кадрах и заметно активизируется процесс создания новыхрабочих мест.
Сегодня многие предприятия работают у нас неполную рабочую неделю.Современная ситуация на рынке труда в Беларуси – вынужденная неполная занятостьна производстве, а с другой стороны – теневой сектор экономики.
Наиболееострой остаётся проблема сокращения численности занятых в сельском хозяйстве,которая за 2000–2008 гг. уменьшилась на треть – с 625,1 тыс. чел. до 435.4 тыс.чел. Уровень занятости населения в этой отрасли снизился с 14,1 до 9.4% к общей численностиработающих в экономике. Следует отметить, что государство принимаеткардинальные решения по обеспечению нормального функционирования сельскогохозяйства в условиях рыночной системы отношений. В республике разработана иреализуется Программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы, в рамкахкоторой предусмотрены меры создания новых рабочих мест в сельскохозяйственномпроизводстве. Однако по-прежнему существуют препятствия для роста егоэффективности и занятости населения: отсталость технико-технологической базы;кредиторская задолженность сельхозпредприятий; недостаточное финансированиеразвития АПК [3, с 74–79]. Распределение рабочей силы по отраслям сферы услугсущественно отличается от аналогичного процесса в производственной сфереэкономики. В течение последних десяти лет наблюдалась тенденция роста занятостив сфере услуг, где численность работающих только за прошедшее пятилетиеувеличилась с 2 201,8 тыс. до 2 319,5 тыс. чел., или на 5,3%. Доля занятыхздесь, соответственно, возросла с 49,6 до 53,3.%. Устойчивая тенденция спросана рабочую силу наблюдалась в сфере финансов и кредита, в управлении, торговлеи общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании.Отмечается приток кадров в здравоохранении, хотя темпы прироста численностиработников в последние годы здесь несколько сократились в связи с проводимойреструктуризацией системы медицинской помощи. В настоящее время в этой отраслизанято около 7,5% работающих в экономике [11, с 17].
Одной издинамично развивающихся отраслей в последние годы является строительство. В 2000–2008 г. в отрасли наблюдаетсяустойчивая тенденция роста численности работников вследствие наращиванияобъемов строительно-монтажных работ и улучшение финансового состояниястроительных организаций. Численность работающих в строительстве увеличилась с312.3 тыс. до 368.8 тыс. чел., а их доля – соответственно с 7 до 8.7%.
Устойчивосокращается также численность работников в искусстве. Среди отраслей сферыуслуг наиболее сложная ситуация остается в науке и научном обслуживании, гдечисленность занятых сократилась в 2,8 раза и составила в 2008 году 37,3 тыс.чел. (против 102,6 тыс. чел. в 1990 г.).
Распределениечисленности занятого населения по формам собственности приведено в следующейдиаграмме:
Вкачественном аспекте структура занятости характеризуется распределениемчисленности работающих по возрасту, уровню образования и половому признаку.
Какпоказывает диаграмма, в Беларуси сохраняетсядостаточно устойчивая тенденция превышения численности женского населения, чтов какой-то степени связано с большей продолжительностью их жизни по сравнению смужчинами. Так, в 2008 г. на 1 000 мужчин приходилось 1 130 женщин, причемтакая ситуация характерна для населения в трудоспособном возрасте, начиная с 25лет. Данный демографический фактор определил более высокую долю женщин посравнению с численностью занятых в экономике – 52,2%. [19]
Женскаязанятость в стране характеризуется относительно высокой долей работающих женщинв сфере услуг. Так, их удельный вес в общей численности – 73,7, торговле иобщественном питании – 70,5%. Наиболее низка доля женщин в производственныхотраслях: сельском хозяйстве – 39,1; промышленности – 45,7; строительстве – 22,5;на транспорте – 28,9% [11, с 56]
Анализобразовательного уровня показывает, что постоянно увеличивается численностьженщин с высшим и средним специальным образованием. Так, доля женщин с высшимобразованием возросла с 20.8 в 2000 г. до 25,3% в 2005 г., со среднимспециальным – с 27.9 в 2000 г. до – 28,2% в 2005 г.
Ввозрастной структуре занятого населения наметился рост доли молодых работников(23,5% в 2005 г.) при сокращении работников наиболее активноготрудоспособного возраста (30 – 39 лет) и повышении доли работающих лиц болеестарших возрастов. По сравнению с 2000 г. доля работающих лиц в возрасте30 – 39 лет уменьшилась с 27,5 до 24,4%, в то время как доля лицпредпенсионного возраста (50–54 года) возросла с 11,8 до 12,5%, 55 лет и старше– с 9.4 до 10,8%. Относительно стабильным остается удельный вес работников ввозрасте 40 – 49 лет (28,8%). [19]
Численностьзанятой в экономике молодежи в возрасте 16 – 29 лет, начиная с 2000 г.,ежегодно увеличивается в среднем на 0,2 – 0,3%.
Динамикамолодежной занятости в отраслевом разрезе носит неоднозначный характер. Средиработающей молодежи большую долю составляют занятые отраслях социальной сферы,таких как бытовое обслуживание (33,2), общая коммерческая деятельность пообслуживанию рынка (35,4), торговля и общественное питание (32,4),информационно-вычислительное обслуживание (32,7), финансы, кредит и страхование(27,9%). Это обусловлено прежде всего тем, что в данных отраслях происходит нестолько смена поколений в рамках стабильной численности, сколько расширениеданных сфер деятельности, позволившее привлечь дополнительный контингент изчиста молодежи. [16]
Напротяжении последних лет наблюдалось устойчивое сокращение доли молодыхработников в сельском хозяйстве. Только в 2005 г. удалось приостановитьданную негативную тенденцию и впервые наметился рост молодежной занятости вэтой отрасли. Однако удельный вес молодежи в общей структуре работников отраслипо-прежнему остается одним из самых низких – 18,1%. Снижение занятости молодежив этой отрасли обусловлено не только демографическим постарением сельскогонаселения, но и неудовлетворенностью молодых людей характеромсельскохозяйственного труда, социально-культурными условиями жизни в сельскойместности, стимулирующими отток молодежи в города [3, с 80–83].
Позитивнаядинамика занятости наблюдается в науке и научном обслуживании, где доля молодыхработников возросла за пятилетие с 16,9 до 21,0% в 2005 г. Этосвидетельствует о росте престижности научной работы, что привело к увеличениюпритока молодежи из числа выпускников высших учебных заведений и молодыхспециалистов в сферу научной деятельности.
Чтокасается работников старших возрастных групп, то здесь четко прослеживаетсятенденция повышения их доли в общей численности занятых в экономике. Этообусловлено не только процессами старения населения, но и спецификойформирования профессионально-квалификационной структуры кадров в ряде отраслей,требующих высокого уровня профессионализма и опыта работы.
В целом поэкономике доля работающих пенсионеров составляет 6,2% к общей численностизанятых, что ниже среднемирового показателя (7%), тогда как в 1995 г. онбыл 1,1%.
Какпоказывает диаграмма, уровень регистрируемой безработицы с 1995–2008 г.экономически активного населения снизился на 2,1%. Сложившийся рынок трудаимеет следующие особенности:
– числозаявленных предприятиями свободных рабочих мест начиная с июня 2007 г.превышает численность регистрируемых безработных;
– сохраняетсятерриториальная дифференциация уровня безработицы – от 0,3% в Минске до 1,2% вБрестской и Витебской областях;
– увеличиваетсячисло граждан, которые не могут трудоустроиться самостоятельно, без помощиорганов службы занятости.
– продолжаетсяснижаться напряженность на рынке труда. В конце января 2008 г. на 10свободных рабочих мест условно претендовало 6 безработных (в аналогичномпериоде 2007 г. – 8).
– по-прежнемусохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловленперепроизводством специалистов с экономическим и юридическим образованием [10, с55–56].
Такимобразом, профессионально квалификационный дисбаланс спроса и предложениярабочей силы на рынке» труда является одним из основных факторов снижениякачества трудового потенциала в Республике Беларусь. Решение этой проблемытребует в первую очередь изменения структуры и повышения качества системыпрофессиональной полготовки кадров, ее увязки с реальными потребностямиобщественного производства. Не менее важная задача – обеспечение наиболееполной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса ипредложения рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспективсоциально-экономического развития регионов.
3.2Государственная программа занятости в РБ на 2009–2010 гг.: проблемы и путиих решения
К основнымпроблемам обеспечения занятости населения относятся:
1) снижениебезработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усилениемер по их государственной поддержке;
2)создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенныхпунктов и регионов;
3)достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работниковпотребностям развития национальной экономики;
4)повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Длядостижения эффективной занятости в стране требуется определенное время идополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средствнедостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственногорегулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение пути и способыстимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышениеконкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства,содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. [16]
В РБ сцелью более успешного решения проблемы безработицы разрабатываютсягосударственные программы занятости [приложение Г] Особый интерес представляетГосударственная программа занятости населения на 2009–2010 годы, поскольку вотличие от предыдущих эта программа разработана на два года. Основныеприоритеты программы – это вовлечение в экономическую деятельность незанятогонаселения, создание рабочих мест, повышение качества трудовых ресурсов,снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, решение проблемзанятости для определенных групп населения, улучшение ситуации в сферезанятости в ряде регионов, малых городов, сельской местности.
Реализация заложенных в программе мерпозволяет обеспечить уровень безработицы в Беларуси к концу 2010 года – 1–1,1%.А численность занятых в экономике возрастет к концу 2010-го – до 4775 тыс. [18]
Структура спроса на рабочую силукардинально не меняется. Рынок труда, как и раньше, ориентирован на рабочиепрофессии. По-прежнему востребованы обладатели строительных специальностей(каменщики, кровельщики, облицовщики-плиточники, плотники, штукатуры и др).Среди специалистов с высшим образованием наиболее дефицитные – врачи, инженерыразличных профилей. А в сельской местности ощущается нехватка механизаторов,трактористов, операторов машинного доения, животноводов, ветврачей, зоотехников.При этом в избытке (предложение рабочей силы значительно превышает спрос)остаются бухгалтеры, экономисты, юристы, преподаватели, техники-технологи,закройщики, операторы персональных электронно-вычислительных машин, продавцынепродовольственных товаров, парикмахеры и т.д. [приложения Д, Е]
На рынке труда регионов, малых и среднихгородских поселений также снижается напряженность. Реально сокращаетсябезработица на селе – количество сельских безработных практически сравнялось счислом имеющихся в сельской местности вакансий.
Вместе с тем на рынке труда республикипо-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса ипредложения рабочей силы. Не теряют своей остроты проблемы женской и молодежнойбезработицы. Сложно решаются вопросы трудоустройства инвалидов, граждан,освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а такжелюдей, имеющих длительный перерыв в работе[10].
Постановлением правительства №1640 от 30октября 2008 г. был утвержден план мероприятий на текущий 2009 год,который предусматривает три главных направления: содействие в трудоустройственезанятого населения; обеспечение занятости жителей сельской местности;обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях ирегионах с устойчиво высоким уровнем безработицы.
В 2010 годув Беларуси планируется создать 161,5 тыс. рабочих мест. Причем 2,9 тыс. из нихбудут организованы нанимателями с использованием бюджетных ссуд. [21]
Для организации предпринимательскойдеятельности и развития самозанятости (в первую очередь в сфере услуг) будетоказана финансовая поддержка в виде субсидий и (или) денежных средств 2,4 тыс.безработных на основе предварительного изучения их деловых качеств,консультирования и обучения.
В целях снижения дисбаланса междуспросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсовособое внимание уделяется организации профподготовки и переподготовкибезработных, прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям.
Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитацииинвалидов в нашей стране решаютсяпутем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организациипрофессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.
В прошлом году (2008) оказано содействие втрудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено назабронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числаинвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты заприобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов.
Органы по труду, занятости и социальнойзащите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидоввозвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест. [19]
Весьма остро стоит проблематрудоустройства молодежи,многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а вряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица ввозрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения,дают 40,1% всего контингента безработных.
С целью снижения молодежной безработицыи повышения шансов молодых людейна рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантиизанятости: обеспечение первого рабочего местабезработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки ипрофессиональной ориентации.
Немаловажной гарантией трудоустройствавыпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебныхзаведений является их государственное распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс.выпускников.[20]
Выпускники, не подлежащие распределениюи испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшаяпрофобучение по направлению государственной службы занятости, получаютвозможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика». Так, в 2008 году на забронированные рабочие местапринято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках«Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.
Кроме того, учащиеся и студенты имеютвозможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, атакже на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственныхмастерских. В период летних каникул значительное число студенческихстроительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительныхорганизациях республики.
В 2008 году организована временная трудоваязанятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи. [20]
В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин:женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – вобщей численности безработных.
Поэтому в рамках реализациигосударственной и региональных программ содействия занятости населения особоевнимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала изанятости женщин.
Первоочередное право направления напрофобучение получают безработные матери, которые длительное время не работалив связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.
Государство поощряет женскую инициативу,связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так,в 2008 году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства дляорганизации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, –женщина.
Для снижения остроты женской безработицыв республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественнымиспользованием женского труда. Активное содействие занятости женщин даетрезультаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработныхсократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%.
В республике уделяется повышенноевнимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан.
Государственная служба занятостиорганизует для них психологическую поддержку и обучение приемам активногопоиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку ипереобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантиейпоследующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются такжевременные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационныемероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др. В 2008 году в оплачиваемых общественных работахприняли участие 52,4 тыс. безработных. [20]
Наиболее сложная ситуация на рынке трудав 2009–2010 годах прогнозируется в 21 из 187 малых городов, поэтому именно онии включены по предложениям облисполкомов в госпрограмму.
Как и прежде, по каждому малому городу –с учетом специфики территорий – предусмотрены меры активной политики занятости,направленной на повышение эффективности использования и развития трудовогопотенциала. Здесь будут открыты современные производства, ориентированные наместные ресурсы, традиции населения и потребности регионов. Особое вниманиебудет уделяться реализации важнейших инвестиционных проектов, развитию малогобизнеса и индивидуального предпринимательства. Реализация заложенных впрограмме мер позволит снизить безработицу в малых городах к концу 2010 года до1%. [21]
Отдельный раздел посвящен мерам поулучшению ситуации на рынке труда в сельской местности. Их реализация будетспособствовать сокращению оттока трудоспособного населения из сельскойместности, повышению эффективности использования трудовых ресурсов, качества иуровня квалификации кадров, содействию в трудоустройстве граждан, в том числевысвобождаемых в результате интенсификации сельскохозяйственного производства.
В соответствии с программой в 2,3 разаувеличено задание по организации новых рабочих мест на селе. В 2010 годупредусматривается организовать в сельской местности 12 тыс. рабочих мест, в томчисле 256 – с использованием бюджетных ссуд. В целом на реализацию планамероприятий в 2009 году направлено почти 174 млрд.[21].
Как видно из вышесказанного,правительство активно занимается вопросами занятости и трудоустройства граждан.Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятостинаселения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам емугарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётомобщественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Заключение
В ходеисследования получены следующие результаты:
– занятость– важнейшая характеристика экономики, она зависит от демографических процессов.Политика занятости выступает составной частью экономической политики, т.е.имеет социальное и демографическое содержание.
– состояниерынка труда является основным фактором развития экономических процессов.Следует сказать, что рынок труда РБ характеризуется негативными тенденциями:происходит снижение численности населения в трудоспособном возрасте, существуютзначительные территориальные и межрегиональные диспропорции в распределениитрудовых ресурсов, а также избыток одних профессий и дефицит других. Поэтомунеобходимо провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новыхрабочих мест в наукоемких производствах и сферах услуг, развернуть системуподготовки и переподготовки по приоритетным направлениям техническогопрогресса, ликвидировать разрыв между профессиональным образованием итребованиями рынка труда.
– Привыборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения ианализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихсяв условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшиепараметры занятости, зависят непосредственно от человека (численностьнаселения, его половозрастная структура, расселение населения в городской исельской местностях и т.д.).
– Государстводолжно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственнойполитики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сферетруда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего напредупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности нарынке труда
– В РБв целях повышения эффективности занятости наряду с прогнозами разрабатываютсяГосударственные программы по содействию занятости. В них находят отражение путии способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики страны,устранения безработицы в трудодефицитных регионах, регулирования трудовоймиграции и т.д. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствиепредлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективнойи свободно избираемой занятости
Заботагосударства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости какважной социальной гарантии для экономически активного населения являетсяважнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизмформирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новымусловиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальнойполитики.

Список использованных источников
1.   Боровик В.С. Занятость населения: Учебное пособие поспец. «Социальная работа» / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев.– Ростов Н/Д.: Феникс, 2001. – 318 с.
2.   Боровик Л.С. Структура занятости населения:территориальные и отраслевые пропорции / Л.С. Боровик; Л.С. Боровик //Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. –2008. – №9. – с 74–86.
3.    Головочев А.С., Головочева И.В. Макроэкономика – 2-естер. изд. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 256 с
4.   Зенькова И.В. Исследование рынка труда на современномэтапе: функции, методологический инструментарий планирования трудовых ресурсов/ Инга Владимировна; И.В. Зенькова; Веснiк Беларускага ДзяржаунагаУнiверсiтэта. – 2007. – №2.-С. 102–107
5.    Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения.Учебное пособие.-М. Пресс-сервис. 1994.
6.   Планирование национальной экономики, отраслей и регионов,предприятий: справ. пособие/ В.И. Борисевич [и др.]. – Минск: Современнаяшкола, 2008. – 576 с.
7.   Полоник С. Социальное развитие – приоритет деятельностигосударства / С. Полоник, Л. Боровик; Степан Полоник, Людмила Боровик //Беларуская думка. – 2007. – №9. – С. 5–13.
8.   Рынок труда и доходы населения. / Под. ред. Н.А. Волгина.учеб. пособ. – М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 1999. – 280 с.
9.   Рынок труда: Учебник. / Под. Ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина.– 2-е изд. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 480 с.
10. Социально-экономическое развитие РБ, итоги девяти месяцев 2008 г./ Я.М. Александрович, А.В. Богданович // Экономический бюллетеньНИЭИ Министерства экономики РБ. – 2008. – №11. – с 54–57.
11. Статистический ежегодник Республики Беларусь. – Минск: М-востатистики и анализа Республики Беларусь, 2009.
12. Статистический сборник «Труд и занятость в Республике Беларусь»,2007 (Стат.сб.) Минстат Республики Беларусь – Минск, 2006.-375 с./>
13.  Шарашников Б.М. Рынок и занятость. / Соц. аспект-М.: Луч,1995 – 125 с.
14.  Закон РБ «О занятости населения Республики Беларусь» (от 15 июня 2006 г.)
15. В Беларуси утверждена Государственная программа занятости на 2006 г.[Электронный ресурс] // Режим доступа: www.government.by/ru/rus_analytics501.html. Дата доступа: 20.11.2009.
16.  Государственная программа занятости населения Республики Беларусьна 2007 год. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.bankzakonov.com/obsch/razdel210/time2/lavz1287.htm. Дата доступа: 20.11.2009.
17. Государственная программа содействия занятости населенияРеспублики Беларусь на 2009–2010 годы. [Электронный ресурс] // Режимдоступа:www.union.by/news/e3675501aeba6459.html. Дата доступа:15.11.2009.
18.  Национальный статистический комитет РБ [Электронный ресурс] –Минск, 2009. – Режим доступа: www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 18.11.2009.
19.  Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РБ[Электронный ресурс] – Минск, 2009. – Режим доступа: www.mintrud.gov.by. – Дата доступа: 17.11.2009
20. Правительство Республики Беларусь утвердило Государственнуюпрограмму содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год.[Электронный ресурс] // Режим доступа: www.mogbiz.by/modules.php? name=News&file=article&sid=959.Дата доступа: 15.11.2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.