Реферат по предмету "Экономика"


Глобальные проблемы мировой экономики 4

ВВЕДЕНИЕ


Ускорение темпов развития мировой экономики в ХХ веке породило множество проблем, которые носят глобальный характер, то есть обладают следующими характеристиками: затрагивают интересы всех (или большинства) стран мира; тормозят экономическое и социальное развитие мира; требуют неотложного решения; взаимосвязаны между собой; требуют координации действий всех стран мира.

Глобальные проблемы мировой экономики – это проблемы, касающиеся всех стран мира и требующие разрешения только в результате совместных усилий членов мирового сообщества.

Процессы усиления взаимозависимости национальных экономик, выражающиеся в процессах международной экономической интеграции и глобализации, требуют глобального экономического сотрудничества и в решении глобальных проблем современности. Новый подход к взаимодействию природной и экономической среды реализует концепция устойчивого развития – модель экономического развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей без лишения этой возможности будущих поколений.

В качестве глобальных проблем мировой экономики на современном этапе рассматриваются следующие:

1) проблема мира и демилитаризации;

2) проблема преодоления бедности и отсталости;

3) продовольственная проблема;

4) проблема роста населения (демографическая проблема);

5) проблема природных ресурсов (энергетическая и сырьевая);

6) экологическая проблема;

7) проблема развития человеческого потенциала.

Решение глобальных проблем связано, прежде всего, с четкими и продуманными действиями правительств развитых стран, и международных экономических организаций.

К их решению нужны новые подходы и практические меры, исходящие из целостного мира, необходимости сотрудничества в планетарном масштабе.

1. Проблема мира и демилитаризации
Наиболее острой проблемой современности является проблема войны и мира, милитаризации и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежат экономические, идеологические и политические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества оружия и боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Гонка вооружений обошлась человечеству очень дорого. Только военные конфликты ХХ века обернулись потерями более 10 млн. человек, огромным экономическим ущербом.

Проблема мира и разоружения — проблема предотвращения третьей мировой войны, она остается важнейшей и самой приоритетной проблемой человечества. Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие и возникла реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов, т.е. практически всей современной цивилизации.

Кроме того, милитаризация извращает сущность НТП в современном обществе, обращая высшие достижения человеческого интеллекта на создание всё более мощных и совершенных средств уничтожения людей.

Крупнейшими военными бюджетами мира обладают США ($600 млрд.), Китай ($81.4 млрд.), Великобритания ($42.8 млрд.), Франция ($45 млрд.), Япония ($44.3 млрд.), Германия ($35 млрд.), Италия ($28.1 млрд.), Южная Корея ($28.1 млрд.), Россия и Индия (по $21 млрд.). Совокупный военный бюджет мира составляет более 1 млрд. долларов.

Наиболее крупными по численности вооруженными силами в настоящее время обладают Китай (2.25 млн. человек), США (1.4 млн.), Индия (1.3 млн.), Северная Корея (1.1 млн.) и Россия (чуть более 1 млн.). Однако по количеству резервистов, которых государства способны призвать на службу, мировым лидером является Япония (более 44 млн. резервистов — при том, что численность японских вооруженных сил составляет примерно 240 тыс. человек). Наиболее крупными резервами также обладают Россия (около 20 млн.), Северная Корея (4.7 млн.), Тайвань (1.6 млн.), США (1.3 млн.) и Индия (1.15 млн.).

Военным производством заняты около 60 млн. человек. Выражением сверхмилитаризованности мира является наличие у шести стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения жизни на Земле несколько десятков раз. По подсчетам исследовательских центров, в мире насчитывается 26 854 ядерных зарядов, однако в состоянии боеготовности находятся примерно 12.5 тыс. из них. Остальные находятся в хранилищах. Самым большим ядерным арсеналом обладает Россия — 16000 зарядов, у США — 10 100, у Франции — 350, у Великобритании и Китая — по 200.

К настоящему времени сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества: доля военных расходов по отношению к ВНП; количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил; объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов, степень военизации жизни, быта, семьи; интенсивность использования военного насилия во внутренней и внешней политике. С этих позиций можно выделить ряд уровней милитаризованности общества: сверхпредельный (на военные цели тратится 30-40% бюджета); сверхдостаточный; оборонительной достаточности и поддержки изменения не только внутренней стабильности.

К сожалению, война далеко не исчезла из арсенала способов решения межгосударственных конфликтов. Глобальное противостояние сменилось усилением и увеличением числа различного рода конфликтов локального характера по поводу политических, территориальных, этнических, религиозных разногласий, грозящих превратится в региональные или глобальные конфликты с соответствующим вовлечением новых участников (конфликты в Африке, Юго-Восточной Азии, Афганистане, бывшей Югославии, Ираке и т.п.).

Пути решения проблемы мира и демилитаризации видятся сегодня в установление жесткого контроля над ядерным и химическим оружием; сокращении обычных вооружений и торговли оружием; общем сокращении военных расходов и численности вооруженных сил.
2. Проблема преодоления бедности и отсталости
В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

Борьба с бедностью является одной из глобальных проблем мировой экономики. На планете существует немало регионов, где люди борются за выживание, имея минимальное количество пищи и воды. Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы: экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли); социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости); демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье); социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий); образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка); политические (военные конфликты, вынужденная миграция); регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Наиболее высокая абсолютная бедность по данным ООН в конце ХХ века наблюдалась в Мадагаскаре — 71,3 %, Сьерра-Леоне — 70,2 %, Мозамбике — 69,4 %. Если же за границу бедности взять 1 доллар в день (такой показатель использует ООН для развивающихся стран), то наиболее высокая бедность отмечается в Нигерии (70,8 %), ЦАР (66,6 %) и Замбии (63,8 %).

Бедственное положение слаборазвитых стран – это крупнейшая глобальная проблема. В ней выделяются 2 блока:

огромный разрыв в условиях экономического развития между индустриально развитыми и слаборазвитыми странами;

сохранение на территории слаборазвитых стран обширных зон голода, нищеты, эпидемических болезней.

В соответствии с докладом Продовольственной и сельскохозяйствен-ной организации ООН (ФАО), штаб-квартира которой находится в Риме, в 2010 году число голодающих людей на планете снизилось впервые за прошедшие 15 лет с рекордных показателей предыдущего года на 98 миллионов человек и составило 925 миллионов. Почти все голодающее население планеты проживает в развивающихся странах: около 578 миллионов в Азии и Тихоокеанском регионе, 239 миллионов в экваториальной Африке, 53 миллиона в Латинской Америке и странах Карибского бассейна, 37 миллионов на Ближнем Востоке и Северной Африке и лишь 19 миллионов — в развитых странах. Две трети населения, постоянно испытывающего голод, проживают в Китае, Индии, Бангладеш, Индонезии, Пакистане, Демократической республике Конго или Эфиопии. От голода ежедневно умирают 10 тысяч детей и 25 тысяч взрослых.

Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся мире, в том числе этнических, религиозных, территориальных, росту террористических угроз.

Основным направлением борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает, во-первых, утверждение в международных отношениях демократических принципов равенства и справедливости, во-вторых, безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов; в-третьих, международное регулирование процессов развития отсталых стран.
3. Продовольственная проблема
Мировую продовольственную проблему называют одной из главных нерешенных проблем XX века. Задача обеспечения населения планеты продуктами питания имеет давние исторические корни. Дефицит продуктов сопровождал человечество на всём протяжении его истории, которая всегда была историей борьбы за хлеб насущный.

Продовольственная проблема имеет глобальный характер и в силу своей гуманистической значимости, и в силу своей тесной взаимосвязанности со сложной задачей преодоления социально-экономической отсталости бывших колониальных и зависимых государств.

Неудовлетворительное обеспечение продовольствием значительной части населения развивающихся стран является не только тормозом прогресса, но и источником социальной и политической нестабильности в этих государствах.

Глобальность проблемы проявляется и с иной стороны. В мире нет государства, в котором производство, распределение и внешняя торговля продовольствием не были бы заботой правительства. В то время как одни страны страдают от голода и недоедания, другие стремятся достичь гармоничного рациона питания, а некоторые вынуждены даже «бороться» либо с излишками пищевых продуктов, либо с избыточным их потреблением.

Решения мировой продовольственной проблемы невозможно добиться изолированными усилиями отдельных государств, к ней нельзя подходить в отрыве от анализа других глобальных проблем человечества — войны и мира, демографической, энергетической и экологической.

Таким образом, продовольственная проблема является актуальной, многоаспектной проблемой, решение которой выходит за рамки собственно сельского хозяйства. Она имеет свои особенности в государствах с различным общественным строем и отличается особой остротой в группе развивающихся стран, где она обусловлена, прежде всего, наследием колониального прошлого. Всё это усугубляется быстрым ростом населения в освободившихся странах, ухудшением условий торговли с промышленно развитыми капиталистическими державами и рядом других причин. В результате аграрные страны Азии, Африки и Латинской Америки, где большинство всей рабочей силы сосредоточено именно в сельском хозяйстве, оказались не в состоянии достигнуть самообеспеченности по продовольствию. Хотя в экономически развитых странах подобная задача решается при 10% и менее населения, занятого в сельском хозяйстве.

Решение продовольственной проблемы связано не только с увеличением производства продуктов питания, но и с разработкой стратегий рационального использования продовольственных ресурсов, в основе которых должно лежать понимание качественных и количественных аспектов потребности человека в питании.
4. Демографическая проблема
Суть демографической проблемы заключается в быстром росте численности населения Земли и как следствие прогнозируемом перенаселении планеты.

Ориентировочно к концу эпохи палеолита (примерно 15 тыс. лет до н. э.) численность населения достигала 3 млн. человек, к концу неолита (2 тыс. лет до н. э.) — 5 млн., в начале нашей эры на Земле было уже 230 млн., к концу 1-го тыс. н. э. — 275 млн., в 1800 — 1 млрд., в 1900 — 1,6 млрд., в 1960 — 3 млрд., в 1993 — 5,5 млрд., 12 октября 1999 года население Земли составило ровно 6 млрд. человек, в 2003 — 6,3 млрд., в 2006 — 6,5 млрд., на 1 июля 2009 население мира составило 6 768 167 712 человек, прогноз на 2050 год — 9,2 миллиардов.

Стремительный рост населения происходит в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Доля развитых стран в мировой численности населения сокращается. В Северной Америке, Западной Европе и Японии он осуществляется на суженной основе. Изменение численности населения, снижение доли той или иной страны, подсистемы в мировой численности изменяет потенциальные возможности стран в мировом хозяйстве.

Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10 детей. В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

Перспективы ослабления «демографической напряжённости», и последующего решения этой проблемы специалисты определяют следующим образом. В связи с тем, что темпы естественного прироста населения складываются из взаимодействия двух основных демографических показателей – рождаемости и смертности, а последние, зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного), отсталость развивающихся стран служит одной из причин высоких темпов естественного прироста населения этой зоны (2,3-3% по сравнению с 0,7% в промышленно развитых странах). В то же время в развивающихся странах действует общая закономерность возрастания роли социально-психологических факторов при относительном снижении роли естественно-биологических факторов. Поэтому и существует довольно устойчивая тенденция к снижению рождаемости по мере достижения страной более высокого уровня развития.

С другой стороны, отличий развивающихся стран от промышленно развитых держав по уровню смертности заметно меньше. Именно в этой области отмечается наиболее впечатляющий прогресс развивающейся зоны. Серьёзные последствия демографических процессов, протекающих в развивающихся странах, связаны и с обратным воздействием демографической проблемы на отсталость.

На современном этапе в общественном сознании развивающихся стран в понятие демографической проблемы включается не только то, что относится к демографическим процессами как таковым, но и увеличение продолжительности и качества жизни населения. Таким образом, по своему содержанию демографическая проблема оказывается тесно связанной с проблемой преодоления их хозяйственной и иной отсталости.

Такой подход становится в последнее время особенно актуальным в связи с тем, что многие страны мира, в первую очередь те, которые в большей мере ощущают зависимость развития от решения демографической проблемы, вырабатывают и осуществляют активную демографическую политику, приносящую довольно эффективные результаты. Разнообразные программы планирования семьи стали претворяться в жизнь. Поэтому можно надеяться, что международное сообщество осознало серьёзность и масштабность демографических проблем, а также их тесную взаимосвязь с экономическим и социальным развитием всех стран и регионов.
5. Проблема природных ресурсов (энергетическая и сырьевая)
Современная цивилизация постоянно расширяет потребление природных ресурсов на фоне роста отходов производства и потребления.

Проблема природных ресурсов — это проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией. Интенсивное развитие мировой экономики оказывает существенное влияние не только на экологию планеты, но и состояние природных ресурсов. Из всей получаемой мировой экономикой первичной энергии только около 14% производится с использованием возобновляемых источников (водные и воздушные потоки, приливы и отливы, биомасса, солнечная радиация, геотермальные ресурсы). Более 6% потребностей в энергии удовлетворяется с помощью АЭС, а остальные 80% сжиганием невозобновляемых природных ресурсов — нефти, угля и газа.

На современном этапе развития в мире существует ряд природных ограничений. Так, на основе оценки количества топлива по 3 базовым категориям: разведанные, возможные, вероятные – следует предположить, что мировых запасов угля «хватит» примерно на 600 лет, нефти – на 90, природного газа – на 50 и урана – на 27 лет. Другими словами, все виды топлива по всем категориям могут быть исчерпаны за 800 лет. Но если производство различных видов энергии будет расти сегодняшними темпами, то все виды используемого сейчас топлива будут исчерпаны через 130 лет, то есть в начале 22 века.

В настоящее время человечество вовлекло в хозяйственных оборот меньшую часть ресурсов Земли: глубина разрезов не превышает 700 м, шахт – 2,5 км, скважин – 10 тыс. м. Основные резервы снабжения ресурсов часто содержатся в отсталых технологиях, не позволяющих использовать значительную часть природных ресурсов. Так, используемые сейчас технологии извлекают не более 2/5 потенциальных запасов нефти, а коэффициент полезного использования добытых энергетических ресурсов ограничен 30-35%. Кроме того, распределение природных запасов сырья и энергии по регионам и странам мира неравномерно. Это также способствует обострению топливно-сырьевой проблемы.

Глобальная энергосырьевая проблема представляет собой две близкие по характеру происхождения проблемы — энергетическую и сырьевую. При этом проблема обеспечения энергией является в значительной мере производной от проблемы сырьевой, поскольку практически большая часть используемых в настоящее время способов получения энергии по сути является переработкой специфического энергетического сырья.

Рост населения и неизбежное повышение уровня потребления природных ресурсов на душу населения ещё более обостряет проблему. Всеобщее значение приобретает проблема мониторинга природных ресурсов, разработки системы управления природных ресурсов по видам и в целом. При этом основной упор делается на комплексное использование природных ресурсов, развитие безотходных и малоотходных производственных ресурсосберегающих технологий, оборотного водоснабжения, утилизации газопылевых выбросов заводов, тепло- и электростанций на минеральном топливе, контроль отвода тепла АЭС и т.п. Поскольку рост запасов невозобновляемых природных ресурсов имеет предел, важен поиск новых видов сырья, топлива, энергии (солнечной, получаемой на Земле или передаваемой с космических электростанций; термоядерной, тепла земных недр и т.п.). Неизбежно полное использование вторичных ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых природных ресурсов взамен остродефицитных видов сырья, внедрение новых методов добычи полезных ископаемых, гидропоники в сельском хозяйстве и т.п. Подобные проблемы сбережения и охраны природных ресурсов сохраняются и в отношении возобновимых ресурсов.
6. Экологическая проблема
В современном мире особую остроту приобрели экологические проблемы. Экологическая ситуация в начале XXI века во всем мире, а так же во многих регионах и странах продолжала ухудшаться.

Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, что привело к усилению давления на окружающую природную среду. Негативно сказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странах традиционное потребительское отношение человека и общества к природе и ресурсам.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем отмечаются следующие: уничтожены многие виды растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом; частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения; загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Охрана окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов в условиях бурного роста промышленного производства стала одной из актуальнейших проблем современности. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации.

Экологическая проблема современного мира не только остра, но и многогранна. Она проявляется практически во всех отраслях материального производства (особенно в сельском хозяйстве, химической промышленности, черной и цветной металлургии, атомной энергетике), имеет отношение ко всем регионам планеты и оказывает влияние на развитие экономики каждой страны.

Таким образом, в условиях НТР возросли масштабы и интенсивность вмешательства человека в природные процессы. Это повлекло за собой загрязнение окружающей среды при отсутствии соответствующих ему природоохранных мероприятий.

Последствия загрязнения стали носить глобальный характер. Возрос уровень экологической взаимозависимости всех государств мира. Если крупномасштабная человеческая деятельность в одной стране влияет на изменение природной среды, то это воздействует и на другие страны и регионы мира. Можно говорить о 3 уровнях развития международного сотрудничества по охране окружающей среды: межправительственном, неправительственном, смешанном.

К крупным межправительственным организациям относятся ЮНЕСКО, ЮНЕП, ЮНИДО, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация. Ведущей является ЮНЕП, в работе которой принимают участие около 90 государств мира.

К неправительственным организациям относятся Международный совет научных союзов (естественные науки), Всемирный фонд диких животных. В работе данных организаций участвуют сотни учёных и специалистов из разных стран мира.

На основе смешанного подхода функционирует Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
7. Проблема развития человеческого потенциала
Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное — их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой — необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач.

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии — 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки — менее трех лет, в Восточной Африке — около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования — это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глобальные проблемы мировой экономики отличаются общепланетарным характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран, независимо от их социального строя, уровня экономического развития, географического положения, и могут быть решены путем взаимодействия всех государств.

По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы делятся на три основные группы:

первая группа включает проблемы, связанные с взаимоотношениями развитых и развивающихся стран (вопросы войны и мира, разоружения и развития);

вторая группа охватывает проблемы, выражающие отношения в системе «человек — общество» (рост народонаселения, борьба с нищетой, голодом, болезнями, развитие самого человека в условиях НТП);

третья группа включает проблемы отношений в системе «общество — природа» (защита окружающей среды, ресурсы, энергетику).

Обострение общих для всего человечества глобальных проблем усиливает рост сознания необходимости согласованных действий по их решению. Возникший и уже необратимый глобализм мировых экономических процессов, означает необходимость создания союза цивилизованных народов на базе общечеловеческих ценностей, современной выработки оптимальных вариантов развития, сочетание интересов личности, общества, государства, высокой эффективности труда и качества жизни.

Центром и связующим звеном всего комплекса общемировых проблем является человек и его будущее. Глобальные мировые проблемы жизненно важны для человечества. Их нерешенность порождает угрозу для будущего всех людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Роскова, О.А. Мировая экономика: методические указания для студентов заочной формы обучения / О.А. Роскова. — Вологда: ВоГТУ, 2008. — 48 с.
2. Якобсон, А.Я. Лекции по мировой экономике: учебное пособие / А.Я. Якобсон, И.М. Максимов. – Иркутск: ИрГУПС, 2006. – 87 с.
3. Материалы сайта «Природное наследие» [Электронный ресурс]. Режим доступа: prinas.org/node/117
4. Сариева, Я.С. Демографическая проблема в современной мировой экономике: статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: varkentin.info/
5. Горная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mining-enc.ru/p/prirodnye-resursy/
6. Библиофонд [Электронный ресурс]. Режим доступа: bibliofond.ru/view.aspx?id=45298


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка программного обеспечения для голосового управления трехмерными моделями функционирования
Реферат Організація і проведення науково-технічної експертизи
Реферат Народная игрушка как средство развития художественного творчества старших дошкольников
Реферат Криптографические методы защиты информации
Реферат Трупояз. Советский язык и миф о Великом Октябре
Реферат Культура и власть 2
Реферат Проект участка цеха по производству товаров бытового и технического назначения методом литья под давлением на ОАО "БЗЗД" мощность 400 тонн в год
Реферат Комплексный подход к преодолению заикания
Реферат Институт давностного владения и добросовестного приобретения: проблема соотношения (догматический анализ вопроса)
Реферат День Победы как он был от нас далек
Реферат Нравственные проблемы в современном кинематографе
Реферат Аннотация основной образовательной программы по направлению подготовки 080400. 62 «Управление персоналом»
Реферат Зрелища концерты и вокзалы в общественных садах Петербурга первой трети XIX века
Реферат Banning On Cloning Is Unjust Essay Research
Реферат Информационное обеспечение работы менеджера