Реферат по предмету "Экономика"


Государственное регулирование и поддержка экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Общаяхарактеристика работы
 
Актуальностьтемы исследования. Экспорт – всегда был и остаётся ключевым вопросом национальногоразвития. Развитиеэкспорта и укрепление экспортного потенциала страны, как отмечено в посланииПрезидента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26мая 2004 г., является одним из важнейших направлений экономическойполитики Российской Федерации на современном этапе. Это объясняетсяисключительной значимостью экспорта как фактора развития национальнойэкономики.
По данным торгово-промышленной палаты Республика Татарстан заметноувеличила внешнеэкономическую активность. Так на долю экспорта в 2007 годупришлось 89,8%. По Приволжскому федеральному округу РФ Республика Татарстан пообъему экспортных поставок уверенно занимает первое место и входит в пятеркунаиболее лучших регионов-экспортеров по России. Вместе с тем, несмотря на ростудельного веса продукции обрабатывающих отраслей промышленности в общем объемереспубликанского экспорта его структура в целом продолжает сохранять сырьевуюнаправленность. Во многих отраслях обрабатывающего сектора выпускаемаяпродукция характеризуется низкой конкурентоспособностью.
В этих условиях развитие экспортного потенциала малого и среднегобизнеса становится действительно важным. Традиционно на долю крупныхпредприятий приходится производство стандартной массовой продукции,полуфабрикатов и особо сложной техники, малые и средние предприятия выпускаюттовары, требующие постоянного приспособления к быстро изменяющемуся рынку, тоесть носящие инновационный характер. Крупные предприятия, например, имеютвозможности для вложения значительных средств в развитие производства и научныеисследования, но в то же время система управления в них менее эффективна, онименее гибки по отношению к быстрым изменениям рыночного спроса. Малые и средниепредприятия, наоборот, больше приспособлены к рыночным условиям, имеют гибкуюсистему управления, но не обладают той финансовой, экономической ипроизводственной мощностью, как крупные. Развитие потенциала малого и среднегобизнеса приведет к увеличению доли несырьевого экспорта.
Актуальность данной работы определяется еще и тем, что Россиянамеревается стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО). С вступлениемРоссии в ВТО реальную конкуренцию смогут составить не более 10–15 татарстанскихтоваров. Эксперты высказали мнение, что после вступления в ВТО в первую очередьпострадают следующие отрасли: пищевая, фармацевтическая, авто- иавиастроительная, легкая, электронная, мебельная, сельское хозяйство. Это будетвызвано неконкурентоспособностью их продукции в связи с высокой себестоимостьюи низким качеством. В Республике Татарстан доля МСП в количестве всехпредприятий составляет – 95,9%. Нетрудно спрогнозировать, что в зону рискапопадают как раз малые и средние предприятия Республики Татарстан. Несмотря нато, что Татарстан относится к числу ведущих субъектов в областивнешнеэкономической деятельности, для нас станут актуальными не только вопросыпродвижения продукции на зарубежные рынки, но и сохранения позиций насобственном внутреннем.
В связи сэтим важно изучить положительный зарубежный опыт и предложить рекомендации посовершенствованию государственной политики в сфере экспортно-ориентированногомалого и среднего предпринимательства с учетом уже сложившегося механизмагосударственного регулирования экспортной деятельности.
Разработанность темыисследования.Для написания данной работы был проанализирован широкий круг работ, посвященныхпроблематике малого и среднего бизнеса, среди которых хочу отметить трудыотечественных исследователей – Алимовой Т.А., Блинова А.О., Бухвальда Е.М., Виленского А.В., Долгопятовой Т.Г.,Савченко И.В.
«Феноменпредпринимательства», его место в рыночной экономике и анализ тенденций,оказывающих влияние на его развитие и формирование, детально проанализирован вработах отечественных исследователей и специалистов: Колесниковой Л.А., Борисенко Е.Н.,Колесникова А., Безус О.Н., и других.
Общие вопросыгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности отражены вработах Рыбалкиной В.Е., Оводенко А.А., Щебаровой Н.Н.
Общемироваятенденция повышения роли государства в регулировании внешнеэкономическойдеятельности отечественных экспортеров получила свое отражение в исследованиях Н. Добриновой,А. Калинина, А. Махрова, Д. Мирзоева и других.
Источниковойбазойпослужили нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан,регулирующие внешнеэкономическую деятельность и деятельность хозяйствующихсубъектов. При написании работы также использовались статистические данныеГосударственного комитета по статистике и ресурсного центра малогопредпринимательства, Министерства промышленности и торговли РеспубликиТатарстан, торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, аналитическиематериалы Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства,а также данные глобальной компьютерной информационной сети Интернет.
Цельработы:
Изучитьсистему государственного регулирования и поддержки экспортно-ориентированногомалого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Задачаработы:
-       выявитьосновные черты, специфику малого и среднего предпринимательства и направленияего развития в современной рыночной экономике;
-       изучитьтеоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности;
-       изучитьпроцесс формирования системы государственной поддержки экспортной деятельностималого и среднего предпринимательства за рубежом и в Российской Федерации;
-       разработатьпроект развития экспортного потенциала малых и средних предприятий в РеспубликеТатарстан на 2008–2013 годы.
Объектисследования – экспортно-ориентированное малое и среднее предпринимательство.
Предметисследования – практика государственного регулирования и поддержки экспортнойдеятельности малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Методы исследования: первичный анализнормативно-правовых актов, метод обобщения и систематизации, вторичный анализстатистических данных и аналитических материалов по теме.
Практическая значимость: результаты исследованиямогут быть использованы в учебном процессе в рамках экономических дисциплин.Предложенные рекомендации, в проектной части работы, могут быть использованыМинистерством промышленности и торговли Республики Татарстан при выработкестратегии государственного регулирования экспортной деятельности малого исреднего предпринимательства.
Структураи объем работы.Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, спискаиспользованной литературы и источников, приложений. Список использованнойлитературы и источников состоит из 72 наименований. Работа иллюстрирована 13таблицами, 7 рисунками и дополнена 5 приложениями.
 
 

Основное содержание работы
Во введении обосновываетсяактуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности,определяется цель и задачи, объект и предмет исследования, раскрываетсяпрактическая значимость работы.
Первый раздел «Теоретические инормативно-правовые основы государственного регулирования деятельности малого исреднего предпринимательства ориентированного на экспорт» посвящен выявлениюособенностей малого и среднего предпринимательства, а также анализу механизмов государственногорегулирования внешнеэкономической деятельности.
Малыйи средний бизнес – это самостоятельный сектор экономики, обладающийзначительным инновационно-производственным потенциалом, основанный наиспользовании индивидуального труда, частной и личной собственности,ограниченного количества ресурсов (рабочей силы, мощностей).
В предлагаемой работе сектор малого и среднего предпринимательстварассматривается в соответствии со статьей 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства вРоссийской Федерации». В соответствии с данной статьей к малым и среднимпредприятиям относятся: полные товарищества, товарищества на вере, общества сограниченной ответственностью, акционерные общества, общества с дополнительнойответственностью, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские)хозяйства, потребительские кооперативы, физические лица (ПЮБЛ). Средняячисленность работников данных предприятий не должна превышать 250 человеквключительно.
Важнейшейособенностью малого и среднего бизнеса является способность к ускоренномуосвоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активнаяинновационная деятельность. Вместе с тем, ему свойственны относительно низкаядоходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов иповышенный риск в острой конкурентной борьбе.
Далее в работе рассматриваются следующие меры государственногорегулирования внешнеторговой деятельности:
– тарифные, основанные на применении тарифов (пошлин) при экспортеи импорте продукции;
– нетарифные, основанные на применении квот, лицензий идругих мер и ограничений государства на экспорт и импорт;
Часть этих мер направлены на защиту внутреннего рынка отиностранной конкуренции и поэтому относятся, прежде всего, к импорту. Частьметодов государственного регулирования затрагивает экспорт.
Слово «экспорт» происходит от латинского «exporto», что в переводеозначает «вывожу». Обычно под этим словом понимается вывоз из одной страны вдругую страну каких-либо материальных ценностей, капитала, знаний, рабочей силыи т.д.
Цели регулирования экспорта многообразны: стремление правительствпутем ограничения вывоза необработанного сырья оградить природные ресурсы отистощения, обеспечить приоритетное снабжение сырьем отечественных предприятий,поддержать занятость населения и бесперебойное снабжение его необходимымитоварами по умеренным ценам, ограничить вывоз товаров, изготовление которыхсубсидируется государством для удовлетворения внутренних потребностей страны,наконец, увеличить валютную выручку от экспорта и строго контролировать егопоступление. Главная же цель государственного регулирования экспорта – этообеспечение экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни издоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностейобщества.
В экономической литературе выделяются следующие мерыгосударственного регулирования внешнеторговой деятельности, направленных наподдержку и развитие экспортно-ориентированных предприятий: финансоваяподдержка экспорта, страхование экспорта, информационно-консультативноесодействие, методы таможенно-тарифного регулирования, организационныемероприятия, промоционные меры, политика гибкого валютного курса.
Все из перечисленных выше мер в той или иной степени используютсяв современной практике стимулирования экспорта в различных странах. При этомзначение каждой из этих мер в отдельные периоды времени или в практикеотдельных стран на различных этапах развития было далеко не равноценным. Так, всовременных условиях широко распространено страхование экспортных кредитов,тогда как несколько десятилетий назад не менее важным было кредитноесубсидирование экспорта.
Вовтором разделе «Государственное регулирование и поддержкаэкспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства: анализзарубежного и отечественного опыта» рассматривается опыт государственногоразвития экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства, напримере США, Великобритании, Японии, Кореи, Китая и Российской Федерации.
Важнойособенностью системы поддержки экспортеров в зарубежных странах являетсявсестороннее развитие экспортного потенциала предприятий малого и среднегобизнеса путем разработки и реализации национальной экспортной стратегии.
Государственнаяполитика развития экспорта предприятий малого и среднего бизнеса в зарубежныхстранах базируется на следующих основных направлениях:
– информационно-консультационноесодействие предпринимателям по организации и ведению внешнеторговойдеятельности;
– созданиеусловий для повышения инвестиционной привлекательности наиболее перспективныхэкспортных отраслей;
– содействиепродвижению экспортной продукции на каждом этапе ее производства и сбыта;
– формированиеспециализированных институтов, в ведении которых находятся вопросыпредоставления конкретных услуг потенциальным и действующим экспортерам, такихкак кредитование, страхование, предоставление образовательных и маркетинговыхуслуг и др.
– созданиеусловий для коммерциализации инновационных разработок.
В заключениевторого раздела отмечается, что в Российской Федерации, в отличие от зарубежнойпрактики, отсутствует целостная стратегия государственного содействиянесырьевому экспорту.В 2003 г. Правительством России была утверждена «Концепция развитиягосударственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленнойпродукции в Российской Федерации», однако перечень предусмотренных механизмовподдержки экспорта крайне ограничен.
Проведенныйанализ зарубежного опыта позволил определить наиболее эффективные мерыгосударственного регулирования экспортной деятельности малого и среднегопредпринимательства.
В третьем разделе «Проект развития экспортного потенциала малых исредних предприятий в Республике Татарстан на 2008–2013 годы» отмечается, чтозависимость Республики от результатов экспортной деятельности по-прежнемуостается высокой, поскольку поступающие валютные ресурсы обеспечиваютплатежеспособность Татарстана на международном уровне. В целом Республиканскиймалый и средний бизнес ориентируется в основном на внутренний рынок, егоинтересы крутятся внутри Республики, который он обслуживает. Однако немалопредприятий, в основном средние предприятия, пытаются выйти за пределыРеспублики Татарстан и даже за пределы России, предлагая свои товары в страныСНГ и дальнего зарубежья. Экспорт исследуемых малых и средних предприятий восновном представлен сырьевыми товарами или низкотехнологичными товарами,предназначенными для переработки (доработки) в странах-импортерах.
Главными причинами, препятствующими развитию экспортного потенциаламалого и среднего бизнеса, как показал анализ информации, являются:
– низкий уровень конкурентоспособности местных предприятий;
– организационные и кадровые ограничения, финансовые ограничения ивысокие транзакционные издержки, связанные с осуществлением экспортнойдеятельности;
– стандартные внешнеэкономические риски;
– маркетинговые и информационные ограничении;
– налог на добавленную стоимость (НДС);
– закрытость рынка ЕС, тарифные и нетарифные ограничения,препятствующие выходу на западные рынки;
– плохой имидж России.
На основе обобщения зарубежного опыта и анализа текущей ситуации,была предпринята попытка разработать ряд предложений и практическихмероприятий, направленных на совершенствование системы государственной политикив сфере экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства сучетом уже сложившегося механизма государственного регулирования экспортнойдеятельности.
Предложения по совершенствованию республиканской поддержкиэкспортно-ориентированных малых и средних предприятий:
1. На первом этапе необходимо провести мониторингсостояния малого и среднего предпринимательства в Республики Татарстан.
2. Рекомендуется построить карту-схему расположенияпотенциальных экспортеров, в разрезе муниципальных образований Республики Татарстан.
3. Целесообразно изучить потребность предприятий, занимающихсямеждународной торговлей, в специализированных кадрах, помочь в организациипостоянно действующих курсов повышения квалификации с привлечением всехзаинтересованных сторон.
4. Рекомендуется внедрить систему обучения и повышениеквалификации предпринимателей-экспортеров, на конкурсной основе, за счетбюджетных средств.
5.С целью законодательного и нормативно-правового обеспечения экспортнойдеятельности необходимо разработать законодательные инициативы по внесениюизменений и дополнений в федеральное законодательство, направленные настимулирование экспортной деятельности субъектов МСП.
6.Необходимо обеспечить информационно-консультативное содействие экспортерам, аименно:
– необходимоусовершенствовать и расширить информационные базы Министерства промышленности иторговли Республики Татарстан по внешней торговле и обеспечить доступроссийских компаний к этим базам (структура и характер спроса на товары,фирменная структура рынка, система экологических требований, стандарты,санитарно-ветеринарные требования);
– содействиераспространению информации об республиканских экспортных- товарах, возможностяхпроизводства на экспорт и об экспортном потенциале, включая сведения о товарах,ценах, фирмах, их производящих, а также о научных и производственныхвозможностях, которые могут быть задействованы для производства товаров наэкспорт;
7.Рекомендуется значительно расширить и конкретизировать функции и возможноститорговых домов Республики Татарстан. Обеспечить участие торговых домов, начинаясо стадии разработки: в консультировании и дипломатическом сопровождении- экспортных проектов; впроведении совместных с экспортерами PR-компаний,- направленных наподдержку проектов, либо защиту интересов республиканского бизнеса виностранных государствах.
8.Рекомендуется создать систему государственного поощрения лучших экспортеровтоваров (учреждение специальных премий и наград за вклад в развитие экспорта,широкая информация в средствах массовой информации).
9.Необходимо значительно расширить финансирование научно-исследовательских работ.Результаты исследований могут быть использованы для повышения конкурентоспособностиэкспортной продукции.
10.Предусмотреть государственное содействие созданию в Республике ТатарстанАссоциации экспортеров.
11.Обеспечить полномасштабную реализацию государственной программы поддержкивыставочно-ярмарочной деятельности. Помимо традиционных форм выставокрекомендуется проводить интерактивные выставки, суть их заключается виспользовании каналов Интернет, путем трансляции видео и звуковой информации повыставочным экспонатам выставки.
12. Рекомендуется обеспечить государственное страхованиеотдельных видов рисков, включая риски от колебания валютных курсов,несостоятельности покупателя, а также некоммерческих рисков, частных экспортныхкредитов и долгосрочного лизинга. В данном разделе обосновывается необходимостьучастия государства в экспортном и инвестиционном страховании, и предлагаютсяпродукты для внедрения.
13. Предусмотреть государственное содействие превращению промышленныхкластеров, обслуживающих внутренний рынок, в экспортные платформы.
14. Рекомендуется более широко использовать возможности расширенияэкспортных услуг. Необходимо более предметно заниматься развитиеминфраструктуры туризма: гостиничного хозяйств, общепита, санаторно-курортныхзаведений и т.д.
15. Содействие привлечению иностранных инвестиций и отечественныхинвестиций в сферу экспортоориентированных производств.
16. Формирование положительного имиджа Республики Татарстан:проведение культурных мероприятий в потенциальных странах-базах экспорта,разработка и издание рекламных буклетов о товарах и услугах предприятийРеспублики Татарстан, проведение адресных презентаций в зарубежных странах.
17. В целях рационального использования бюджетных средстврекомендуется использовать следующую схему проведения отбора МСП дляпредоставления финансовой государственной поддержки.
18. Возможным комплексным решением, указанных выше проблем, моглобы стать создание в Республике Татарстан «Агентства экономического развития»,осуществляющего функции по оказанию государственных услуг по продвижениюинвестиций и развитию экспортного потенциала республиканских предприятий.
Если сегодня экспортер и инвестор контактирует с огромнымколичеством организаций и физических лиц, то в новой системе эту работу моглобы осуществлять одно агентство. Агентство позволит выстроить взаимоотношения попринципу «одного окна». Основная идея Агентства – это предоставлениепотенциальным и существующим экспортерам и инвесторам широкого спектрапрофессиональных услуг.
Предполагается,что функции Агентства экономического развития Республики Татарстан будут следующие:
а) в области развития экспорта:
– подготовкаинформационных и отчетных материалов, предназначенных для размещения на веб-сайтеАгентства по вопросам ведения экспортной деятельности.
– ведениебазы данных предприятий Республики, ведущих экспортную деятельность ипредприятий имеющих экспортный потенциал.
– сбор ираспространение информации, в том числе технологической, о производственныхвозможностях малых и средних предприятий Республики и зарубежных государств.
– анализпотребностей экспортно-ориентированных предприятий. Оказание методическойпомощи в оценке экспортногопотенциала предприятий, в разработке экспортных планов и выборе странпродвижения продукции.
– регулярныймониторинг деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства.Выявление успешных производителей, занимающиеся экспортной деятельностью,изучение, обобщение и пропаганда их опыта.
– изучениерынка поставщиков платных и бесплатных услуг, предоставляемых предприятиям,которые вовлечены во внешнеэкономическую деятельность. Ведение реестрапоставщиков качественных услуг, в таких областях, как экспертиза договоров идокументов, юридическая поддержка, таможенное оформление, маркетинг, управлениеперсоналом и поиск кадров, кредитование и т.д.
– сбор ираспространение информации о потенциальных рынках сбыта и поставщиках товаров иуслуг.
– предоставлениеинформации о международной выставочной деятельности. Оказание информационной,консультационной и методической поддержки экспортно-ориентированнымпредприятиям Республики в подборе и участии в выставках, конференциях,семинарах, в России и за рубежом.
– оказаниепомощи МСП в разработке рекламных, информационных и презентационных материалови материалов для продвижения их на международных рынках, организацияпрезентаций, содействие участию предприятий в международных конференциях,семинарах, выставках.
– обучениепредпринимателей по вопросам внешнеэкономической деятельности.
– оказаниеконсультаций по общим вопросам таможенного оформления экспортных грузов,заключения международных договоров с контрагентами, возврат НДС при экспортепродукции и пр.
– предоставлениеинформации МСП о порядке получения лицензий и сертификатов, в том числемеждународных сертификатов качества, и связанных с этим процедурах, требованияхи затратах.
– проведениесеминаров для субъектов малого предпринимательства по вопросам подготовки кэкспортной деятельности.
– организацияежегодных стажировок предпринимателей, на конкурсной основе, с целью ихознакомления с особенностями коммерческой и производственной деятельности встранах, намечаемых для экспансии республиканских товаров и услуг.
– содействиеразвитию субконтрактных отношений между малыми, средними и крупнымипредприятиями.
б) в области продвижения инвестиций:
– участиев разработке и реализации республиканских программ, ориентированных напривлечение инвестиций;
– выявлениеи устранение существенных барьеров на пути инвестиций;
– продвижениеположительного образа Республика Татарстан, в том числе отдельных муниципальныхобразований;
– ведениебазы данных об инвестиционных возможностях Республики Татарстан;
– поисквозможностей для локализации нового бизнеса в Республике Татарстан длякомпаний, которые рассматривают Республику в качестве одного из вариантовразмещения своего бизнеса;
– проведениеобучения, направленного на повышение знаний и навыков в области привлеченияинвестиций;
– подготовкаи распространение информационных материалов;
– подготовкаинвестиционных проектов для республиканских предприятий, проведение торговыхмиссий за рубеж, поддержка участия республиканских предпринимателей вмеждународных выставках, ярмарках;
– оказаниеуслуг республиканским предпринимателям по продвижению инвестиционных проектовпотенциальным инвесторам (подготовка промо-материалов проекта, тестированиепроекта у потенциальных инвесторов, презентация проектов, организация контактови переговоров);
– предоставлениеуслуг инвесторам, таких как помощь в регистрации предприятий, предоставлениеинформации для выбора местоположения предприятия, организационная поддержка;
– подготовкаинформационных и отчетных материалов.
Далее втретьем разделе предлагается план практических мероприятий на 2008–2013 годы, прогнозируются,ожидаемы результаты и методы их оценки.
Взаключенииработы обобщены и изложены основные выводы и практические рекомендации,вытекающие из проведенного исследования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.