Министерствообразования и науки Украины
ЗапорожскаяГосударственная Инженерная Академия
ФакультетЭкономики предприятия
Хозяйственноезаконодательство
Контрольнаяработа
Государственное влияние на предпринимательскуюдеятельность
Запорожье 2005
Содержание
Введение. 3
1. Понятие, цели и рычаги государственного регулированияпредпринимательской деятельности. 4
2. Государственное влияние на предпринимательскуюдеятельность в Украине 9
3. Региональная поддержка предпринимательства: Запорожскийопыт. 13
Выводы… 16
Литература. 19
Введение
Предпринимательство является одним изважнейших факторов формирования и развития рыночной экономики, поддержкивнутреннего рынка. Кроме решения важной общественно-политической задачи —формирование среднего класса, усиление демократии и институтов общественногообщества, малое предпринимательство способно решать социальные задачи (проблемызанятости, создание источников доходов для населения, производство товаров иуслуг для населения по доступным ценам) и экономические задачи (созданиеконкурентной среды, привлечение частного капитала и внешних инвестиций,усовершенствование технологий, наполнение бюджетов разных уровней).
Государственная и муниципальные властивсе активнее демонстрируют направленность на создание благоприятногопредпринимательского климата. Вместе с тем, анализ этих усилий свидетельствуетпро недостаточную их результативность. Невысокая эффективность соответствующихэкономических, правовых и организационных мероприятий является одним изфакторов функционирования «теневой» экономики и ее криминализации, что крайнеотрицательно сказывается на поступлениях в бюджет, порождает недобросовестнуюконкуренцию и недоверие к органам местного самоуправления, и, следовательно,подрывает стимулы для развития легального предпринимательства.
В связи с этим исключительно важнымявляется разрешение проблемы регулирования предпринимательской деятельности состороны государства, формирования и реализации комплекса соответствующихэффективных мер за счет максимального использования имеющегося ресурсного,производственно-технологического и кадрового потенциала Украины. Развитиепредпринимательской деятельности крайне необходимо для развития национальнойрыночной экономики с социальной направленностью.
Все это показывает актуальностьисследования вопроса государственного регулирования предпринимательскойдеятельности.
1. Понятие, цели и рычаги государственногорегулирования предпринимательской деятельности
В современных условиях происходит усиление государственногорегулирования и содействия развитию предпринимательства, меняютсяорганизационные формы взаимодействия государственных органов с субъектамичастного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппаратеуправления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательскойдеятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальноефункционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страныв международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждомконкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствамиприменительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и вмировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулированияподвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошоотработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
— разработка,принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу изащиту интересов предпринимателей;
— повышениеэффективности государственного регулирования и снижение соответствующихиздержек;
— ослаблениепрямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностьюпредприятий;
— созданиеусловий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободногоперемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдениемправил конкуренции;
— обеспечениетоварно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой,процентной политики и управления денежной эмиссией;
— сочетание текущихи перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционнойполитики и научно-технической политики;
— содействиедолговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживаниеинфляции экономическим путем, снятие ограничений административногорегулирования хозяйственной сферы деятельности;
— обеспечениесвободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудовогозаконодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;
— поддержаниесоциального равновесия и приемлемого для большинства населения уровнядифференциации и распределения доходов.
Характеризуя государственное регулирование экономики в современныхусловиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этомрегулировании переместился к активному участию государства ворганизационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачамиявляются:
— осуществлениеструктурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей,ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособлениеих продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видовпроизводств на мировые рынки в рамках международной специализации;
— повышениеконкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видовпроизводств;
— поиск ииспользование возможностей долгосрочного обеспечения производствагарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
— укреплениеположения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентацияих на обслуживание экспортного производства;
— пересмотрформ связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственнойполитики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулированииспроса, которое все теснее переплетается с мерами государственногорегулирования внешнеэкономических связей;
— использованиемер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в томчисле специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных наукрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связеймежду ними.
Регулирование все более направлено на повышение эффективностипроизводства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулированиепредложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования.Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательскойдеятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономикиосновных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией наэкспортную специализацию.
Большое значение в 80-е гг. XX в. приобрели целевые программыотраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовыересурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новыхприоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики,реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.
Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущиминаправлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевыеинвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал длярешения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства кусловиям развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования экономики направлена навсестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, поадминистративному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчаснормативное регулирование распространилось на новые области, такие как:безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров),разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в томчисле и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства ирасточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования:нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций,косвенные налоги на потребителей.
Большое значение всистеме управляющего воздействия имеют конкретные формы и методывзаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки.Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, —предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могутпредоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либочерез банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразностиразвития на территории той или иной сферы предпринимательства.
Важной сферой регулирования является применениефинансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают спредприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложенияорганизаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороныместной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрациеймогут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальнойсобственности, недвижимости.
Важным направлением государственного регулирования являетсяпатентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патентаи осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительноумеренную лицензионную плату.
Важным инструментом финансового регулирования предпринимательскойдеятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первуюочередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компанийза счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частныйбизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национальногопроизводства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программыльготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантированиязаймов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании спротекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка.Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает,что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способовфинансирования.
Одна из важнейших функций государственного регулирования —разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.2. Государственное влияние на предпринимательскуюдеятельность в Украине
Государственное регулирование и поддержка играют исключительноважную роль в развитии предпринимательства. Анализнормативных актов в этой сфере с позиции их влиянияна развитие предпринимательства в Украине позволяет определить, что механизмгосударственного воздействия включает организационно-управленческие иэкономические меры.
Государственное влияние на предпринимательскую деятельность вУкраине на современном этапе осуществляется по двум направлениям:государственное регулирование и государственная поддержка предпринимательства.
Это разные формы государственного влияния на предпринимательскуюдеятельность. Предпринимательская деятельность очень зависит от обоснованностиэкономической политики в целом и в сфере предпринимательства отдельно. Сегодняв Украине прослеживаются такие направления формирования политики государстваотносительно малого предпринимательства:
— финансово-кредитная,включая вопросы денежного оборота, процентных ставок, кредитных отношений,
— финансоваяполитика относительно обеспечения потребностей предпринимательских структур вфинансовом капитале,
— налоговаяполитика в системе регулирования и стимулирования приоритетных направленийпредпринимательской деятельности,
— институциальнаяполитика, включая реформирование отношений собственности, формирования рыночныхотношений, рыночной инфраструктуры, фондового страхового рынка антимонопольногозаконодательства и развития конкуренции,
— социальнаяполитика, включая решение проблем занятости населения на базе развитияпредпринимательских структур.
Решения, касающиеся поддержки предпринимательства нагосударственном уровне, обязательны для низших уровней управления национальнойэкономики, и должны дополняться, конкретизироваться на каждом из них всоответствии с социально-экономическими потребностями и ресурсным обеспечениемотдельных территорий.
Экономическая политика — основа для разработки Национальной ирегиональных программ развития и поддержки предпринимательства. Именно этипрограммы направлены на усовершенствование нормативно-правовой базы по вопросамразвития малого предпринимательства, финансово-кредитной поддержки, созданиябизнес-инкубаторов, центров поддержки предпринимательства, консультационных иинформационных систем, совершенствования системы подготовки и переподготовкикадров, повышения квалификации, создания условий для привлечения занятиемпредпринимательской деятельностью социально незащищённых категорий населения —инвалидов, женщин, молодёжи, уволенных в запас, безработных.
Создание вышеперечисленных структур оказывает услуги субъектаммалого и среднего предпринимательства.
Однако, в результате отсутствия целостной государственной политикии системного подхода для решения проблем малых форм хозяйствования, субъектымалого предпринимательства находятся в неравных экономических условиях посравнению с крупными предприятиями. Это всё отражается в ограничениивозможностей малого предпринимательства по привлечению средств, приобретениюсырья, материалов, объектов недвижимости, использованию передовых технологий.
Но самого наличия программ поддержки предпринимательства мало,необходим системный подход к решению проблем развития малого бизнеса. Вчастности, существующая в Запорожской области рыночная структура недостаточносориентирована на обслуживание малых предпринимательских структур. Необходимкомплекс инфраструктуры целевого назначения: биржи фондовые, коммерческиебанки, инвестиционные компании, страховые организации, аудиторские фирмы,бизнес-центры, региональные и городские фонды поддержки предпринимательства,фонды поддержки предпринимательства с учётом АПК, бизнес-инкубаторы.
Необходимо иметь чёткую систему обучения и повышения квалификациипредпринимателей у нас в области, как на отечественных так и на зарубежныхпредприятиях малого бизнеса, в бизнес-инкубаторах, технопарках, технополисах.
Механизм, который обязан развивать малое предпринимательство — этосистема государственной поддержки малого предпринимательства, дееспособностькоторой будет выступать порукой улучшения положения во всех сферахэкономической жизни, развития национального производителя и выход из кризиса.
В 2000 г. был принят закон Украины «О национальной программесодействия развитию малого предпринимательства». Наше государство вступило напуть цивилизованного подхода к решению проблем развития малогопредпринимательства: принят закон, разработаны меры по его выполнению,определены финансовые средства и исполнители этого закона.
В рамках этих мероприятий начали свою работу такие программы:
— Межрегиональнаяпрограмма снижения социальной напряжённости путём развития самозанятости иподдержки малого предпринимательства. Стимулирование развития самозанятости населения(через обучение социально незащищённых слоев населения и микрокредитованиебизнес проектов).
— Программа«Формирование сети региональных фондов поддержки предпринимательства во всехрегионах Украины». Цель этой программы — создание сети фондов поддержкипредпринимательства. Обобщение опыта работы эффективно работающих региональныхфондов и распространение опыта работы, разработка и осуществление мер поконсолидации усилий организаций и структур, работающих в сфере поддержкипредпринимательства.
— Программа«Привлечение к малому предпринимательству малозащищенных слоев населения». Цельпрограммы — активизация предпринимательской деятельности малозащищенных слоевнаселения, повышение уровня знаний основ бизнес-деятельности и государственногообеспечения, снижение уровня социальной напряжённости в регионах.
— Программа«Малый бизнес в малых города Украины». Срок реализации этой программы —2003-2005 г. Миссия программы — развитие бизнеса в малых городах Украины какоснова возрождения регионов Украины. Цель программы — содействие экономическомуи социальному развитию малых городов Украины.
— Программа«Кредитование субъектов малого предпринимательства». Цель программы —комплексная поддержка начинающих предпринимателей, а также представителеймалого бизнеса и создание благоприятных условий для эффективного развития ихбизнеса с помощью обеспечения доступа к финансовым ресурсам.
Нужно отметить, что государственная поддержкапредпринимательства в Украине сдерживается макроэкономическими условиями.Основные мероприятия данных программ направлены, прежде всего, на разрешениепроблем, сдерживающих развитие предпринимательства, таких, как:
— несовершенство системы налогообложения;
— нестабильность бюджетного финансирования федеральной ирегиональных программ поддержки малого предпринимательства;
— неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки истрахования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования(кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
— ограничение доступа малых предприятий к производственныммощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
— отсутствие надежной социальной защищенности и безопасностипредпринимателей;
— организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса срынком и с государственными структурами;
— административные барьеры на пути развития малогопредпринимательства. 3. Региональная поддержка предпринимательства:Запорожский опыт
В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малогопредпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики вотношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер,принимаемых на государственном уровне, с другой — определяются задачамиразвития и спецификой каждого конкретного региона. Пришло время системногоподхода и на региональном уровне развития предпринимательства. Так, в Запорожьебыла принята Городская программа развития и поддержки малого предпринимательствана 2005— 2006 гг.
Роль и место малого предпринимательства в экономике Запорожья лучшевсего проявляется в присущих нему функциях:
— влияниемалого бизнеса на формирование конкурентной среды;
— оперативноереагирование на изменения конъюнктуры рынка, предоставление рыночной экономикенеобходимой гибкости;
— ускорениереализации новых технических и коммерческих идей;
— смягчениесоциального напряжения и содействия демократизации рыночного отношения, так какименно он служит фундаментальной основой формирования среднего класса.
Цель этой Программы — создание благоприятной среды и внедрениядейственных мер по развитию малого бизнеса в городе. Первоочередная ее задача —максимальное объединение интересов субъектов малого предпринимательства синтересами города, что включает в себя перечень приоритетных подзадач:формирование эффективной государственно-общественной системы обслуживания,поддержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест, привлечениесубъектов предпринимательства к уменьшению уровня безработица; увеличениепоступлений в городской бюджет; насыщение рынка товарами народного потребления.
Действие Программы еще не закончено, но определенные результатыгосударственной поддержки предпринимательской деятельности в Запорожье ужевидны и сейчас. Так, к началу 2005 г. предполагалось функционирование 7500малых предприятий и 39000 физических лиц-предпринимателей; фактическое жеколичество составило соответственно 8015 (106,6%) и 45000 (109,1%). На 2005 г.прогнозируется возрастание количества малых предприятий до 8400 или 104,8% кожидаемому выполнению 2004 г., зарегистрированных предпринимателей — физическихлиц до 47000 или 104,4% к выполнению 2004 г. Соответствующий прирост количествамалых предприятий и зарегистрированных предпринимателей — физических лицпрогнозируется и на 2006 г. Кроме того, в 2004 г. увеличилось количество малыхпредприятий, получивших прибыль: 59,5% к общему количеству малых предприятийпротив 59,1% в 2003 г.[1].
Считаю необходимым в области изменить подход в отношении к развитиюмалого предпринимательства. Существующий в области координационный комитет поразвитию и поддержке предпринимательства призван и должен выработатьнаправления поддержки малого предпринимательства. Без системного подхода крешению проблем развития предпринимательства все усилия превращаются вразговоры, импульсные решения и проблемы накапливаются. В любом деле необходимвзвешенный, продуманный подход. Привлечение негосударственных бизнес-структур,поддерживающих развитие предпринимательства, в органы управления областью ввопросах малого бизнеса будет способствовать развитию третьего сектора экономики.
Государственная идея поддержки малого предпринимательствастановится национальной идеей развития благосостояния нашего общества иотвечает требованиям рыночной экономики.
Выводы
Дляобоснованного определения направлений первоочередного внимания государства кпредпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательскойдеятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направленияприоритетного приложения усилий:
— стимулирование развития передовых технологий,обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включаяинтеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности,качества и, в целом, эффективности производственного процесса;
— развитие соответствующих образовательных и обучающихпрограмм, программ информационной и консультационной поддержки;
— развитие конкурентной среды, стимулирующей процессысвоевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения«места под солнцем» для более эффективных предприятий;
— развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношениймежду различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр),стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области созданиянормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различныхуровнях;
— развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (какфизических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и нефизических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных,технологических)
Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, нанепрямых стимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях привлекательнойстимулирующей среды развития предпринимательства и доверия бизнеса и населениягосударству финансовые потоки начнут генерироваться не извне (региона илистраны), а из внутренних «точек роста». Соответственно, привлечение уже затемвнешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях подачек иподаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной конкуренции.
Следует добавить, что существующая правовая система Украины все ещене может обеспечить в должной мере защиту прав и интересов предпринимателей.Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих всоциально-экономической жизни Украины. Именно поэтому большая частьэкономической, в том числе предпринимательской деятельности, осуществляется заее пределами. “Вакуум права”, отсутствие эффективных правовых норм,поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны,приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другойстороны, этот “вакуум” быстро заполняется неформальными и, как правило,незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.
Считаю, что в государственной политике по вопросам развитияпредпринимательства должны преобладать такие факторы:
— определениепредпринимательства как прогрессивной формы хозяйствования, которая сегодняотвечает требованиям рыночной экономики и способна преодолевать кризисные явленияв социальной сфере, обеспечивать занятость и благополучие большей частинаселения;
— формы иметоды содействия развития предпринимательства необходимо увязывать спрогнозами доходов, часть которых область предусматривает получить отпредпринимательской деятельности;
— государственнаяполитика обязана быть иерархичной.
И в заключении хотелось бы еще раз указать теаспекты, развитие которых позволит государству наиболее эффективно регулироватьпредпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в Украине.
— формирование инфраструктуры развития предпринимательства;
— нормативно-правовое обеспечение предпринимательства;
— развитие прогрессивных финансовых технологий;
— научно-методическое и кадровое обеспечениепредпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышенияквалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствамимассовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
— создание льготных условий использования субъектамипредпринимательства государственных финансовых, материально-технических иинформационных ресурсов, а также научно-технических разработокновых технологий;
— установление упрощенного порядка регистрации субъектовпредпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификацииих продукции, представления государственной статистической и бухгалтерскойотчетности;
— международное сотрудничество в сфере предпринимательства —поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства,включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных,информационных связей с зарубежными государствами.
/>/>Литература
1. АрхангельськийЮ. Про необхідність державного планування ринкової економіки // ЕкономікаУкраїни, 2004, № 3, С.47—52.
2. БушминЕ. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов //Вопросы экономики, № 5, 2003, С. 42—49.
3. ГладійІ. «Новий регіоналізм» і державний механізм управління ринком //Економіка України, 2004, № 6, С. 45—51.
4. Государственноерегулирование рыночной экономики: Учебник. — М., Дело, 2002.
5. ЕршовМ. Важнейшие механизмы экономической политики // Мировая экономика имеждународные отношения, № 6, 2004, С. 3—12.
6. КаироваФ.А., Позднякова Т.А. Налоги, в частности налоговые льготы, как инструментрегулирования экономики // Вопросы экономических наук, № 4, 2004, С. 241—243.
7. Курсэкономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райзберга. — М., ИНФРА-М, 2001.
8. ЛившицА. Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс) // Российскийэкономический журнал, 2002, №№ 10—12.
9. Міськапрограма розвитку та підтримки малого підприємництва у м. Запоріжжі на2005–2006 рр. // Эл. публ. www.meria.zp.ua/?page=/ city/programa
10. Общая экономическая теория /Под ред. Корогодина. — Воронеж, Изд. ВГУ, 2000.
11. Сухорукова Т. Державнапідтримка великого бізнесу // Економіка України, 2004, № 1, С. 47—53.
12. Шишкин А.Ф. Экономическаятеория: Учебное пособие для вузов. — М., ВЛАДОС, 1996.
13. Экономическая теория:Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. — М., Проспект, 2001.