Реферат по предмету "Экономика"


Второй этап эволюции классической политэкономии

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
Контрольная работа
Второй этап эволюции классическойполитэкономии
Выполниластудентка 2 курса исторического факультета заочного отделения
ПанфиловаЕкатерина Михайловна
Проверил:
Доценткафедры экономики
З. П.Зверькова
Воронеж 2010

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Введение
2. Условия созданияи основные идеи экономической теории Адама Смита
3. Основные теоретическиеположения
Источники роста богатства в соответствии со взглядами А.Смита
Концепции стоимости в труде А. Смита
Положение о «невидимой руке» экономических законов
Принципы, которые А. Смит предлагал положить в основу системыналогообложения
4. Заключение
5. Список литературы

1. ВВЕДЕНИЕ.
С трудов классическойшколы началась политическая экономия как наука. Именно классики предпринялипопытку – и не безуспешно – представить все разнообразие экономического миракак единое целое, свести в систему отдельные положения, догадки, наблюдения,выводы, вычленить и согласовать категории и понятия.
Конечно, за прошедшиедвести с лишним лет (труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатстванародов», с которого обычно начинают отсчет политэкономии как науки, вышел в 1776 г.) мир заметно изменился. Однако прежние теории не следует торопиться списывать в архив. Вокругнаследия классической школы по-прежнему продолжаются дискуссии, обсуждения,споры.
Обращение к трудамосновоположников экономической теории, как правило, не имеет непосредственного,узко утилитарного значения. Однако небезынтересно, что некоторые современныеавторы, используя аппарат программирования, пытаются математически проверитькорректность основных постулатов А. Смита, согласованность важнейших положенийего труда.
В работах современныхэкономистов нередко встречаются ссылки на работы, на авторитет, на методологиюклассиков.
С известным основаниемможно утверждать, что и новые проблемы, возникающие сегодня передчеловечеством, могут быть осмыслены быстрее и глубже, если экономисты, политикине станут забывать и игнорировать идеи и выводы, заблуждения и пристрастия,поиски и находки мыслителей прошлого.

2. УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ИОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ АДАМА СМИТА.
В основе экономическойтеории Адама Смита лежат наблюдения как экономического, так и философскогохарактера, частично разработанные самим Смитом, частично почерпнутые им удругих авторов. В целом же его исследование стало возможным только благодарятем социально-политическим и экономическим переменам, которые происходили вЕвропе в XVIII веке и заключались в развитии рыночного производства искладывании устойчивых обменных отношений. Адам Смит был современником этихпроцессов и можно сказать, что его экономические воззрения развивались вместе сразвитием самой экономики. Смит обратил внимание  на следствие экономическихперемен: на почти троекратное возрастание (в сравнении с ценами начала XVIIIв.) цен на шотландский скот, которое произошло после заключения торговогосоглашения между Англией и Шотландией. Англо-шотландское соглашение, открывшеедля Шотландии английские рынки, способствовало также увеличению цен на мясо.
В число экономическихнаблюдений, описанных в “Богатстве народов”, входят также: трех- ичетырехкратное — в сравнении с прошлым столетием — возрастание земельной рентыв предгорных районах Шотландии; относительно низкий уровень ренты с шотландскихоловянных копий; стимулирующее воздействие на развитие экономики краядеятельности банков, которые наладили выпуск ценных бумаг, почти вдвое увеличивденежный оборот страны; зависимость цен в производстве  стекла, железа и другихметаллов от изменений цен на уголь; отрицательное воздействие регламентации ценна хлеб и т.п. Анализируя экономические наблюдения Адама Смита, можно сказать,что его теоретическое исследование было в целом направлено против теории ипрактики меркантилизма, а также тех феодальных институтов и пережитков, которыетормозили развитие капиталистических отношений.
3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕПОЛОЖЕНИЯ.
3.1. Источники ростабогатства в соответствии со взглядами А. Смита.
Адам Смит считал, чтоисточник богатства не следует искать во внешней торговле (меркантилисты) илисельскохозяйственном производстве (физиократы). Богатство – продукт совокупноготруда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессии.Экономический мир – огромная мастерская, в котором развертывается соперничествомежду всеми, кто так или иначе участвует в создании богатства.
Истинный источникбогатства, по Смиту, «годовой труд нации», используемый на личное ипроизводительное потребление. По современной терминологии, богатство – этоваловой национальный продукт. А под термином «богатство» теперь понимается непродукт годового труда, а итог накопленного и материализованного труда многихлет, результат трудовых усилий нескольких поколений.
Предпосылка ростабогатства – разделение труда. С анализа разделения труда Смит начинает своеисследование. Разделение труда увеличивает ловкость каждого работника,обеспечивает экономию времени при переходе от операции к операции. Оноспособствует применению более совершенных машин и механизмов, более эффективныхприемов, облегчающих труд, делающих его более результативным.
Знаменитый пример Смита сработой булавочной мануфактуры упоминается во многих учебниках. Если каждый,работая в одиночку, выполняет все операции, то за день работы он способенпроизвести 20 булавок. Если же в мастерской занято 10 рабочих, каждый изкоторых специализируется на одной операции, то вместе они произведут 48 000булавок. В результате мануфактурной организации труда его производительностьвозрастает в 240 раз[1].
В числе других факторовумножения богатства Смит выделяет рост населения, увеличение доли населения,участвующего в производстве, переход от мануфактуры к фабрике, свободуконкуренции, отмену таможенных барьеров.
3.2. Концепции стоимостив труде А. Смита.
Одна из стержневых идей,положенных Смитом в основу развиваемой им системы, – теория стоимости. Смит такобосновывает концепцию трудовой теории стоимости: «Труд является единственнымвсеобщим, равно как и единственно точным, мерилом стоимости»[2].Он отмечает равнозначность всех видов производительного труда, участвующих всоздании стоимости. Но в его работе содержатся положения, которые трактуютпроблему стоимости иначе – в соответствии с концепцией, получившей в дальнейшемназвание «теория трех факторов».
Таким образом, анализируяпроблему стоимости (и цены), Смит выдвинул два положения.
Первое гласит: стоимость(и цена) товара определяется затраченным на него трудом. Стоимость – этоматериализованный в товаре труд, определяемый как средний, необходимый дляданного уровня развития производительных сил.
Согласно второмуположению стоимость (и цена) складывается из издержек на производство товара,иначе говоря, из затрат труда, прибыли, земельной ренты. «Например, – говоритСмит, – в цене хлеба одна ее доля идет на оплату ренты землевладельца, вторая –на заработную плату или содержание рабочих… и третья доля является прибыльюфермера».
Первая, «трудовая» концепция,по мнению Смита, применима лишь на первых ступенях развития общества, в«примитивных обществах». Вторая, «трехфакторная» концепция функционирует вусловиях капиталистического производства.
Труд выступает в качествеисточника создания стоимости. В процессе последующего распределения образуемыйтрудом доход распадается на прибыль, заработную плату и ренту.
Наряду с трудом капитал иземля участвуют в образовании продукта и (соответственно) доходов. Теперь онивыступают как производственные факторы, участвующие в образовании стоимости.Капитал создает доход в форме прибыли, земля – в форме ренты, труд – в формезаработной платы.
«При таком положениивещей, – пишет Смит, – работнику не всегда принадлежит весь продукт его труда.
В большинстве случаев ондолжен делить его с владельцем капитала, который нанимает его.
В таком случае количествотруда, обычно затрачиваемого на производство какого-либо товара, не являетсяединственным условием для определения количества труда, которое может бытькуплено или получено в обмен на него».
Таким образом, теориястоимости Смита носит двойственный характер. Одни авторы рассматривают это вкачестве недостатка, внутренней несогласованности труда, другие, напротив, вналичии двух подходов усматривают своего рода достоинство, более полноесоответствие реальной экономической практике.[3]

3.3. Положение о «невидимойруке» экономических законов.
Идея Смита о «невидимойруке» – одна из главных идей «Богатства народов». Смысл этого афористическоговыражения состоит в следующем.
Смит исходит из того, чтостремление каждого к собственной выгоде, к умножению личного богатства служитважнейшим побудительным мотивом человеческой деятельности. Это движущая силапоступков. И это предпосылка создания справедливого и рационального порядка вобществе.
Каждый участникхозяйственной деятельности руководствуется собственным интересом, преследуетличные цели. Влияние отдельного человека на реализацию нужд обществапрактически неощутимо. Но, преследуя собственную выгоду, человек в итогеспособствует увеличению общественного продукта, росту общего блага.
Это достигается, какписал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление кдостижению личного интереса, трезвый денежный расчет ведут в итоге к развитиюпроизводства и прогрессу в обществе. Преследуя свои собственные интересы,«экономический человек» «часто более действенным образом служит интересам общества,чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
Порядок в рыночнойэкономике устанавливается через механизм конкуренции. Если растет спрос, объемпроизводства увеличивается. Конкуренция усиливается, что заставляет снижатьиздержки. При падении спроса происходит обратный процесс.
В условиях свободнойконкуренции регулятором производства выступает цена. Она регулирует объемы,распределение ресурсов, движение рабочей силы.
«Невидимая рука» рыночныхзаконов направляет к цели, которая совсем не входила в намерения отдельногочеловека. Смит показал побудительную силу и значимость личного интереса каквнутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма.
3.4. Принципы, которые А.Смит предлагал положить в основу системы налогообложения.
Теория А. Смитапредставляет цельную систему взглядов, в которой экономические понятия,положения, выводы, как правило, взаимоувязаны между собой. Не являютсяисключением и предлагаемые Смитом принципы налогообложения. Они основываются наего концепции равнозначности различных видов труда, положении о ролигосударства как «ночного сторожа», а не регулятора экономических процессов.
Для выполнения своихфункций – отправление правосудия, обеспечение обороны, выполнение некоторыхвидов общественных услуг (например, прокладки и поддержания общественных дорог,создания системы образования и воспитания) – государство должно иметьнеобходимые средства.
Вознаграждениечиновников, адвокатов, преподавателей не должно быть ни слишком малым, нислишком щедрым. «Если за какую-нибудь услугу платят значительно меньше того,что следует, на ее выполнении отразятся неспособность и негодность большейчасти тех, кто занят этим делом. Если за нее платят слишком много, еевыполнение будет еще больше страдать от небрежности и лености»[4].
В пятой книге А. Смита,называемой «О расходах государя или государства», рассматриваются различныеправила сбора налогов и пошлин, принципы перераспределения и использованиядоходов. В этой книге есть специальная глава «Четыре основных правила налогов».Уплату налогов следует возложить не на один класс, как предлагали физиократы, ана всех одинаково – на труд, на капитал, на землю.
Четыре основных правилавзимания налогов состоят в следующем:
– налоги должны платитьвсе граждане, каждый – в соответствии со своим доходом;
– налог, который следуетуплатить, должен быть точно определен, а не изменяться произвольно;
– всякий налог долженвзиматься в такое время и таким способом, которые наименее стеснительны дляплательщиков;
– налог долженустанавливаться по принципу справедливости. Это касается размеров платежа,санкций за неуплату, равенства в распределении уровней налогообложения,соразмерности с доходами и т.д. «Налог, необдуманно установленный, создаетсильные искушения к обману; но с увеличением этих искушений обычно усиливаютсяи наказания за обман. Таким образом, закон, нарушая первые началасправедливости, сам порождает искушения, а потом карает тех, кто не устоялпротив них...»[5].
Пожалуй, и сегодня многиезамечания и правила автора «Исследования о богатстве народов» не потеряли своейактуальности и могут быть положены в основу налогового законодательства ипрактики налогообложения. При определении преимуществ внешнеторговых связейодним из основных критериев служат цены. При сравнении внутренних и мировых ценоказывается, что экспортерам выгоднее продавать свою продукцию в том случае,если внутренние цены ниже мировых цен. Отсюда Смит приходит к заключению, чтоспециализироваться надо на той продукции, в производстве которой странаобладает абсолютным преимуществом перед другими странами. Во внешней торговлеследует придерживаться того же принципа, которого придерживаются в каждомсемейном хозяйстве.[6]
«То, что представляетсяразумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказатьсянеразумным для всего королевства. Если какая-нибудь чужая страна может снабжатьнас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянииизготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продуктанашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в котороймы обладаем некоторым преимуществом».[7]
А. Смит выступает противмеркантилистов, против ограничений торговли.
Он обосновывает принцип,согласно которому следует импортировать товары из страны, где издержкиабсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки производства которыхниже у экспортера.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Процессы, происходящие вэкономике, «классики» представили в наиболее обобщенном виде как сферувзаимосвязанных законов и категорий, как логически стройную систему отношений.
А. Смит показал, чтоисточником богатства является не внешняя торговля (меркантилисты), не природакак таковая (физиократы), а сфера производства, трудовая деятельность в еемногообразных формах. Трудовая теория стоимости (ценности), не опровергающаяначисто полезность продукта, послужила одним из исходных положений политическойэкономии.
Основатели первойдействительно научной школы постарались ответить на вопрос, что являетсямерилом труда. Была продемонстрирована взаимосвязанность основных факторовпроизводства; обозначены проблемы, которые не укладывались в строгие рамкиклассической теории.
Классическая школа непросто совокупность принципов и постулатов. Подобная оценка школы носила быслишком общий, во многом формальный характер. Классическая теория – это«строительные леса» и вместе с тем фундаментальная основа науки, открытая дляразвития и углубления, уточнения и расширения тематики, совершенствованияметодологии, обоснования новых выводов и заключений.

5. СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.  Автономов В.С. История экономических учений: Учебное пособие для студентов вузов / В.С. Автономов, О.И. Ананьин, Н.А. Макашева. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 783 с.
2.  Бартенев С. А. Классическая школа политической экономии / С. А. Бартенев. – М.: Юрист, 2006. – 140с.
3.  Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций / С. А. Бартенев. – М.: БЕК, 2004. – 260с.
4.  Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Дело Лтд, 1994. – 173 с.
5.  Негиши Т. История экономической теории: Учебник / Негиши Т // История экономической теории — (http://revolution./economy/00146435_0.html)
6.  Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов/А. Смит — www.ecsocman.edu.ru/db/sect/236/242.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стихотворение С.А.Есенина Запели тесаные дроги... Восприятие, истолкование, оценка.
Реферат Ефективність функціонування особистих селянських господарств в ринкових умовах
Реферат Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога
Реферат Заходи щодо оптимізації формування та використання прибутку Херсонського нафтопереробного заводу
Реферат Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом
Реферат Обучение изучающему чтению в старших классах школы
Реферат Влияние профессионального психологического отбора на эффективность деятельности организации (фирмы)
Реферат Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе как компетенция классного руководителя
Реферат Объединение русских земель вокруг Москвы. Борьба против Ордынского ига (XIV – первая половина XVв.).
Реферат Банкрутство, як один з видів припинення діяльності юридичних осіб Банкротство как один из видов
Реферат Продуктивность голштинского и швицкого скота в условиях промышленной технологии
Реферат Информационно справочная система Устройство персонального компьютера
Реферат Виховання обдарованої дитини
Реферат Организация малого предприятия по производству полуфабриката основного компонента для производства
Реферат Ви щасливі, пречистії зорі