--PAGE_BREAK--1.2Вступление в ВТО – цели и проблемы
Экономика Китая вышла на новый этап развития, вызванный его присоединением к ВТО в декабре 2001 г. В этой связи поставлены задачи, направленные на модернизацию и структурные сдвиги, включающие создание «новой экономики» и ускоренное развитие приоритетных отраслей, а также на совершенствование внешнеэкономических отношений.
Важная роль в реализации этих задач отводится государственному регулированию, призванному обеспечить производителям благоприятные условия деятельности с учетом специфики страны и ситуации в глобальной экономике. В дальнейшем значение государства будет, очевидно, возрастать в обстановке усиления международной конкуренции и взаимозависимости стран
Главная проблема при вступлении Китая в ВТО заключалась не столько в доступе на его рынок, сколько в необходимости транспарентности (прозрачности) экономического режима, формирования правовой, административной и институциональной системы, механизма исполнения обязательств.В числе основных вопросов, поставленных перед КНР на заключительном этапе переговоров, можно отметить следующие: отмена системы директивного планирования и директивного выполнения экспортно-импортных планов; переход ценообразования на рыночные рельсы; прозрачность внешнеторгового режима, системы лицензирования и квотирования, рынка государственных закупок; либерализация доступа на внутренний рынок услуг для зарубежных предпринимателей; отмена субсидирования экспорта, отказ от финансовой поддержки государственных предприятий и протекционистской защиты сельского хозяйства.
Наряду с тем, чтоКитай готовится извлечь немалую пользу из участия в ВТО, важно не забывать о том, что ВТО не только предоставляет своим членам определенные права, но и налагает на них конкретные обязательства. За плечами у Китая 15 лет труднейших переговоров, особенно с Соединенными Штатами и Европейским союзом, по вопросам вступления в ВТО. Китай согласился взять на себя широкий спектр обязательств. В целом ключевые моменты, из которых состоит пакет документов о вступлении Китая в ВТО, сводятся к следующему:
Снижение тарифов
· Тарифы на промышленную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских компаний, должны быть снижены с 25 до 7 процентов.
· Тарифы на сельскохозяйственную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских фермеров, должны быть снижены с 31 до 14 процентов.
Обязательства, касающиеся услуг
· Масштабное открытие целого ряда секторов в сфере услуг, в том числе таких важных для США секторов, как банковские услуги, страхование, телекоммуникации и профессиональные услуги.
Системные реформы
· Масштабные реформы в вопросах прозрачности, уведомления о готовящихся законодательных мерах и их разъяснения, единообразного применения законов и судебного надзора помогут действующим в Китае иностранным компаниям в преодолении барьеров.
Соблюдение условий существующих соглашений ВТО
· Китай берет на себя обязательства, предусмотренные целым рядом существующих соглашений ВТО, которые охватывают все аспекты торговли, такие как сельское хозяйство, лицензирование импорта, связанные с торговлей аспекты прав интеллектуальной собственности, технические барьеры на пути торговли и связанные с торговлей инвестиционные меры.
Положения о либерализации торговли, касающиеся только Китая
· Право прямого импорта и экспорта в Китай и из него в течение трех лет.
· Право заниматься распределением всех товаров в Китае не позднее трех лет с момента вступления (за исключением того, что химические удобрения, сырая нефть и нефтепродукты могут распределяться на уровне оптовой торговли по прошествии не более чем пяти лет после вступления, а химические удобрения могут продаваться на уровне розничной торговли по прошествии не более чем пяти лет после вступления).
· Разрешения на осуществление инвестиций и импорта больше не должны быть предметом искажающих торговлю требований, в том числе о передаче технологий, валютной сбалансированности, увязке импорта с объемом экспортных валютных поступлений и обязательном использовании местных ресурсов.
· Право на экспорт в Китай без создания инвестиционного присутствия в этой стране.
· Постепенная отмена нетарифных мер (НТМ), таких как квоты и лицензии на сотни видов продукции, имея в виду, что несоответствующие правилам ВТО НТМ должны быть отменены до 1 января 2005 года.
· Отмена монополии государства на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров.
· Требование о том, что государственные предприятия должны производить закупку и продажу исключительно на основе коммерческих соображений.
· Отмена субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции и устранение замены импорта и субсидирования экспорта промышленных товаров.
Еще одной проблемой, по мнению экономистов, являются «Особые условия» вступления Китая в ВТО, они справедливо отмечают, что в результате страна оказалась открыта для иностранного бизнеса в гораздо большей степени, чем иностранные рынки открылись для Китая. Теперь КНР грозит наплыв на внутренний рынок импортных товаров, значительное усиление конкурентной борьбы на многих его секторах, в том числе на финансовом и страховом, а также неизбежный рост безработицы.
Возросшую конкуренцию ощутит на себе в первую очередь автомобильная отрасль. Сейчас в Китае действуют фактически запретительные пошлины на импорт автомобилей — 80-100%. Но теперь уже в ближайшие два года пошлины на автомобили должны быть снижены до 60-80%, а через пять лет — до 25%.
Серьезные проблемы могут возникнуть и в сельском хозяйстве, тем более что Китай по-прежнему остается страной с преобладающим сельским населением. Качество местной сельскохозяйственной продукции не очень высоко, поэтому ей сложно будет выдержать конкуренцию с импортной. По некоторым позициям (например, по мясу) у китайских производителей нет и ценового преимущества.
Что касается остальной территории страны, то здесь существует серьезная угроза протекционизма на уровне провинций. Многие аналитики сомневаются, что центральному правительству удастся преодолеть молчаливое сопротивление местных элит и распространить правила ВТО на всю территорию страны, в том числе обеспечить доступ иностранных инвесторов к собственности и исполнение принятого Пекином обязательства бороться с производством подделок и соблюдать правила ВТО по защите интеллектуальной собственности.
Тем не менее китайцы рассчитывают на то, что преимущества от вступления в ВТО все же окажутся более весомы, чем потери. Прежде всего, членство в ВТО означает снятие ограничительных квот для дешевых китайских товаров, которые в условиях замедления роста мировой экономики будут пользоваться возрастающим спросом. Вступив в ВТО, Китай надеется, что ему удастся реализовать свое самое главное преимущество — дешевую рабочую силу. Например средняя зарплата в Китае составляет около $780 в год (для сравнения, в Малайзии — более $3 тыс., Южной Корее — более $8 тыс.).
Кроме того, в течение пяти лет с момента вступления в ВТО КНР обязана выполнить все взятые на себя обязательства. В общих чертах они выглядят следующим образом. В сельском хозяйстве они включают снижение тарифов на производимые продукты с 19 до 14,5%, увеличение тарифных квот на ключевые продукты (пшеница, кукуруза, рис, хлопок), устранение всех нетарифных барьеров на импорт, снижение субсидий до уровня 8,5% от общего объема продукции сектора. Правительство будет снижать среднюю тарифную ставку импортируемых промышленных товаров в течение пяти лет с 15 до 10%, последовательно устранять процедуры лицензирования и квотирования. В сфере услуг иностранным инвесторам предоставляется право владеть до 49-50% капитала предприятий розничной и оптовой торговли, транспорта, ремонта и эксплуатации, телекоммуникации и др. В финансовой сфере иностранный капитал допускается на рынок банковских услуг, страхования, ценных бумаг; будут сняты ограничения на географическое размещение и число иностранных банков.
продолжение
--PAGE_BREAK--