Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Карагандинский ГосударственныйТехнический Университет
КАФЕДРА «Экономической теории»
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему: «Воспроизводствоприродных ресурсов и эффективность их использования»
Выполнила:
Скобелкина Анастасия
Проверил:
Надирова С.Г.
Караганда –2008
/>/>/>Содержание
Введение
1 Свойства природных ресурсов и ихэкономическая классификация
1.1 Экономическая классификация природныхресурсов
1.2 Экономическая оценка природных ресурсов
2 Воспроизводство природных ресурсов вреспублике Казахстан
2.1 Общая экономическая характеристикаприродных ресурсов РК
2.2 Анализ использования и воспроизводстваприродных ресурсов и полезных ископаемых в РК
2.3 Анализ государственной деятельностиРеспублики Казахстан в области организации воспроизводства природных ресурсов
3 Эффективность использования природныхресурсов
Заключение
Список использованной литературы
/>/>Введение
Современный этап развитиямирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природныхресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества,интенсификацией и расширением сферы проявления специфическихприродно-антропогенных процессов, возникающих вследствие техногенноговоздействия на природу. Обострение сырьевых, топливных, энергетических, водныхи в целом экологических проблем перешагнули границы отдельных регионов иприобрели глобальный масштаб. В этой связи большое значение приобретаетизучение природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных материков истран, анализ систем их хозяйственного использования, сложившихся в различныхсоциально-экономических структурах современного мирового сообщества, разработкапредставлений о региональном и оптимальном освоении природных богатств.
Одно из главных богатствКазахстана — это его природные ресурсы. По оценке ученых ведущих стран мираКазахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Поподсчетам некоторых ученых разведанные недра Казахстана оцениваются примерно в10 триллионов долларов США.
Воспроизводствоприродных ресурсов – объективная необходимость, обусловленная всевозрастающимих потреблением, а также некоторыми негативными последствиями хозяйственной ииной деятельности, например, загрязнением окружающей среды.
Воспроизводство– категория экономическая. Однако эта деятельность имеет и юридический аспект,т.к. значительная часть отношений по воспроизводству природных богатстввозникает, изменяется и прекращается в установленном законом порядке,содержание его носит и правовой характер.
Отсутствиеспециальных научных разработок, а также всевозрастающая потребность внадлежащей организации процесса воспроизводства природных богатств, развитиесоответствующего законодательства, повышение его регулятивной роли,организующей роли органов власти и управления в области охраны природы ипобудили нас избрать данную проблему в качестве предмета исследования.
Целью данной курсовойработы является исследование процессов воспроизводства природных ресурсов вРеспублике Казахстан.
Для достижения даннойцели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретическийобзор свойств природных ресурсов и их экономической классификации.
2. Дать общуюэкономическую характеристику природных ресурсов РК
3. Провести анализиспользования и воспроизводства природных ресурсов и полезных ископаемых в РК
4. Проанализироватьгосударственную деятельность Республики Казахстан в области организациивоспроизводства природных ресурсов
Объектом исследованияявляется процесс воспроизводства природных ресурсов.
Предметом исследованияявляется изучение проблем и задач воспроизводства природных ресурсов вРеспублике Казахстан.
Методологическойбазой для написания курсовой работы явились статистические данные по запасамприродных ресурсов Республики Казахстан и уровню воспроизводства природныхресурсов в республике, атак труды ведущих авторов в данной области.
/>/>1 Свойства природныхресурсов и их экономическая классификация
/>/>1.1 Экономическая классификация природных ресурсов
Природные ресурсы — этокомпоненты природы, которые на данном уровне развития производительных силиспользуется или могут быть использованы в качестве средств производства(предметов и средств труда) и предметов потребления. По своей материальнойформе это объекты и силы природы, генезис, свойства и размещение которыхобусловлены природными закономерностями; по своему экономическому содержаниюэто потребительские стоимости, полезность которых определяется степеньюизученности, уровнем научно- технического прогресса, экономической и социальнойцелесообразностью использования [1, с.209].
В связи с двойственным характером понятия «природные ресурсы»,отражающим их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную,экономическую значимость — с другой, разработаны и широко применяются вспециальной и географической литературе несколько классификаций.
Основной критерий подразделения ресурсов в их экономической классификации- отнесение их к различным секторам материального производства. По этомупризнаку природные ресурсы делятся на ресурсы промышленного исельскохозяйственного производства [3, с.111].
1. Ресурсы промышленного производства. Эта подгруппа включает все видыприродного сырья, используемые промышленностью. В силу очень большойразветвленности промышленного производства, наличия многочисленных отраслей,потребляющих разные виды природных ресурсов и соответственно выдвигающих к нимразличные требования. Виды природных ресурсов, дифференцируются следующимобразом:
1) энергетические, к которым относятся разнообразные виды ресурсов,используемых на современном этапе развития науки и техники для производстваэнергии: а) горючие полезные ископаемые (нефть, угли, газ, уран, битуминозныесланцы и др.); б) гидроэнерго ресурсы — энергия свободно падающих речных вод,приливно-волновая энергия морских вод и др.; в) источники биоконверсионнойэнергии — использование топливной древесины, производство биогаза из отходовсельского хозяйства; г) ядерное сырье, используемое для получения атомнойэнергии;
2) неэнергетические включающие подгруппу природных ресурсов, которыепоставляют сырье для различных отраслей промышленности или же участвуют впроизводстве по технологической необходимости: а) полезные ископаемые, неотносящиеся к группе кау стобиолитов; б) воды, используемые для промышленноговодоснабжения; в) земли, занятые промышленными объектами и объектамиинфраструктуры; г) лесные ресурсы, поставляющие сырье для лесохимии истроительной индустрии; д) рыбные ресурсы относятся к данной подгруппе условно,так как в настоящее время добыча рыбы и обработка улова приобрели промышленныйхарактер.
2. Ресурсы сельскохозяйственного производства. Они объединяют виды ресурсов,участвующих в создании сельскохозяйственной продукции: а) агроклиматические — ресурсы тепла и влаги, необходимые для продуцирования культурных растений иливыпаса скота; б) почвенно-земельные ресурсы — земля и ее верхний слой — почва,обладающая уникальным свойством продуцировать биомассу, рассматриваются и какприродный ресурс и как средство производства в растениеводстве; в) растительныекормовые ресурсы-ресурсы биоценозов, служащие кормовой базой выпасаемого скота;г) водные ресурсы — воды, используемые в растениеводстве для орошения, а вживотноводстве — для водопоя и содержания скота [8, с.98].
Довольно часто выделяют также природные ресурсы непроизводственной сферыили непосредственного потребления. Это, прежде всего ресурсы, изымаемые изприродной среды (дикие животные, составляющие объект промысловой охоты,дикорастущие лекарственные растения), а также ресурсы рекреационного хозяйства,ресурсы заповедных территорий и ряд других [11, с.19].
При учете запасов природных ресурсов и объемов их возможногохозяйственного изъятия пользуются представлениями об исчерпаемости запасов. Всеприродные ресурсы по исчерпаемости делятся на две группы: исчерпаемые инеисчерпаемые.
1. Исчерпаемые ресурсы. Они образуются в земной коре или ландшафтной сфере,но объемы и скорости их формирования измеряются по геологической шкале времени.
1. Не возобновляемые, к которым относят: а) все виды минеральных ресурсовили полезные ископаемые. Они как известно, постоянно образуются в недрах земнойкоры в результате непрерывно протекающего процесса рудообразования, но масштабыих накопления столь незначительны, а скорости образования измеряются многими десяткамии сотнями миллионов лет (например, возраст каменных углей насчитывает более 350млн. лет), что практически их учитывать в хозяйственных расчетах нельзя.
2. Возобновляемые ресурсы, к которым принадлежат: а) ресурсы растительного иб) животного мира. И те и другие восстанавливаются довольно быстро, и объемыестественного возобновления хорошо и точно рассчитываются.
3. Относительно (не полностью) возобновляемые. Некоторые ресурсы хотя ивосстанавливаются в исторические отрезки времени, но возобновляемые объемы ихзначительно меньше объемов хозяйственного потребления. Именно поэтому такиевиды ресурсов оказываются весьма уязвимыми и требуют особенно тщательногоконтроля со стороны человека. К относительно возобновляемым ресурсам относятсяи очень дефицитные природные богатства: а) продуктивные пахотно-пригодныепочвы; б) леса с древостоями спелого возраста; в) водные ресурсы в региональномаспекте. Продуктивных пахотно-пригодных почв сравнительно немного (по разнымоценкам их площадь не превышает 1,5-2,5 млрд. га). Наиболее продуктивные почвы,относящиеся к первому классу плодородия, занимают, по оценкам, всего 400 млн.га. Продуктивные почвы образуются крайне медленно – на формирование 1 мм слоя,например, черноземных почв требуется более 100 лет. В то же время процессамиускоренной эрозии, стимулированными нерациональным землепользованием, за одингод может быть разрушено несколько сантиметров верхнего, наиболее ценногопахотного слоя. Антропогенное разрушение почв происходит в последниедесятилетия настолько интенсивно, что дает основание отнести почвенные ресурсык категории «относительно возобновляемых» [17, с.209]. />/>/>/>/>1.2 Экономическая оценка природных ресурсов
Экономическая (или в более широком смысле — хозяйственная) оценкаприродных условий и естественных ресурсов принадлежит к числу понятий, довольнодавно занимающих видное место в проблемах современной экономической географии.Рассмотрение данного вопроса привело к выводу об актуальности более углубленнойтеоретической и методической разработки этой проблемы. В связи с этим всталвопрос о возможности определения самого содержания понятия экономическойоценки, выяснения сущности отражаемых его процессов действительности,установления критериев. Сам по себе факт природно-обусловленной дифференциациигеографической оболочки, в ценностном отношении, нейтрален и не может получитькакую либо оценку вне зависимости от применяемого критерия. При оценкенеобходимо применять критерий ценности, определяемый характером отношений еесубъекта и объекта. Экономическая оценка естественных ресурсов подразумеваетприменение экономических критериев, т.е. сопоставление свойств природныхфакторов с требованиями, вытекающими из практической, хозяйственнойдеятельности человека.
В качестве содержания экономической оценки естественных ресурсоврассматривается учет влияния закономерных территориальных различий в природныхсвойствах этих ресурсов и их источников на производительность общественноготруда. Неравномерность пространственного распределения ресурсов делаетнеобходимым также учет различий в объеме (запасы, площади и т.д.) ресурсовоцениваемых объектов [12, с.213].
Критерием оценки предлагается считать сравнительную экономическую эффективностьиспользования данного источника ресурсов или их территориального сочетания.Различия в эффективности выражаются в дифференцированных суммарных затратахживого и овеществленного труда. Ясно, что ценность того или иного видаестественных ресурсов определяется народнохозяйственным эффектом, достигнутымпри его использовании. Величина этого эффекта, как и величина необходимыхзатрат для большинства видов ресурсов территориально дифференцирована; онаотражает сложившуюся на каждом этапе территориальную структуру производства соспецифической картиной соотношения потребности в ресурсах и возможности ихудовлетворения./>/>/>
Минерально-сырьевые ресурсы, включающие очень широкий (и непрерывнорасширяющийся) круг природных веществ минерального происхождения, используемыхдля получения энергии и материалов путем извлечения и последующей переработки,принадлежат к числу важнейших видов природных богатств [11, с.18].
Единым объектом минерально-сырьевых ресурсов обычно служат месторожденияполезных ископаемых. К месторождениям теоретически относят такие участки земнойкоры в которых «в результате тех или иных геологических процессовпроизошло накопление минерального вещества, по количеству, качеству и условиямзалегания пригодного для промышленного использования».
Хозяйственная (промышленная) ценность каждого месторождения определяетсячрезвычайно широким кругом факторов, которые, однако, в большинствегеологических и геолого-экономических работ сводятся к следующим группам илиоценочным параметрам:
1.Масштаб месторождения, определяемыйего суммарными запасами;
2.Качество полезного ископаемого(вещественный состав и технологические свойства);
3.Продуктивность основных залежей,характеризующая степень сосредоточения в них запасов полезного ископаемого;
4.Горнотехнические условия эксплуатацииместорождения;
5.Экономика района месторождения.
Лесные ресурсы — это один из видов биологических ресурсов. Лесосырьевыересурсы имеют огромное жизненное значение: с их использованием связаны мощныеотрасли промышленности, значительная часть работающего населения.
Важной особенностью лесных ресурсов является возможность многоцелевогоиспользования.
При использовании сельскохозяйственных ресурсов наиболее ярко проявляется взаимосвязанностьвоздействия всех природных компонентов. Поскольку основным свойством земель,используемым в сельскохозяйственном производстве, является их плодородие, товыявление закономерных географических различий в природно обусловленном уровнепродуктивности занимает центральное место [5, с.11].
Чрезвычайно важно с точки зрения методики экономической оценки свойствомземель (в более широком плане — территории) выступает универсальность ееиспользования. Она является всеобщим предметом, средством труда, необходимымусловием любого вида материального производства [12, с.108].
/>/>2 Воспроизводство природныхресурсов в республике Казахстан/>/>2.1 Общая экономическая характеристика природных ресурсовРК
Одно из главных богатствКазахстана — это его природные ресурсы. По оценке ученых ведущих стран мираКазахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Поподсчетам некоторых ученых разведанные природные ресурсы Казахстана оцениваютсяпримерно в 10 триллионов долларов США.
С обретением РеспубликиКазахстан суверенитета и становлением рыночных отношений возникла необходимостьв выработке принципиально новой политики использования высокого потенциаламинерально-сырьевого комплекса. В результате проведенных реформ была созданадейственная система использования минерально-сырьевой базы и развитияминерально-сырьевого комплекса. Политическая стабильность, наличиеквалифицированных кадров, большой объем накопленной геологической информации илиберальная законодательная база позволили создать благоприятный инвестиционныйклимат.
/>
Рисунок 1. Схема расчета показателя эффективности использования ресурсов(ЭИР) Республики Казахстан, 2007 год
В республике создана ипостоянно совершенствуется законодательная база недропользования. Так, в 1992году принят Кодекс «О недрах и комплексной переработке минерального сырья», в1994 году Закон «Об инвестициях», в 1995 году Закон «О нефти», в 1996 году Указ«О недрах и недропользовании». За последние годы был внесен ряд изменений идополнений в некоторые законодательные акты, направленные на совершенствованиеотношений в области налогообложения, ответственности недропользователей,поддержки казахстанских производителей, системы государственного управления всфере недропользования, передачи права недропользования в том числе изакрепление приоритетного права государства на приобретение доли отчуждаемогоправа недропользования.
За последние 12 лет вминерально-сырьевой комплекс привлечено более $86 млрд. инвестиций. За этот жепериод налоговые поступления и платежи по контрактным обязательствам составилипорядка $33,6 млрд., отчисления на развитие социальной сферы и местнойинфраструктуры более $ 1,5 млрд., на обучение казахстанских специалистовнаправлено около $ 0,4 млрд.
По состоянию на01.01.08г. по видам полезных ископаемых республиканского значения, было выданолицензий и заключено контрактов в количестве 1951, из них отозвано лицензий ирасторгнуто контрактов 1154, в т.ч. по углеводородному сырью – выдано 334, отозвано81, по твердым полезным ископаемым выдано 1141, отозвано 806, по подземнымводам выдано 476, отозвано 267.
РеспубликаКазахстан входит в десятку крупнейших производителей угля на мировом рынке, асреди стран СНГ занимает третье место по запасам и первое место – по добычеугля на душу населения.
В настоящеевремя угольная отрасль республики обеспечивает выработку в Казахстане 78%электроэнергии, практически стопроцентную загрузку коксохимическогопроизводства, полностью удовлетворяет потребности в топливекоммунально-бытового сектора и населения.
Крупнейшимипроизводителями угля в Казахстане являются предприятия Павлодарской области:ТОО (42,8% от общереспубликанской добычи), разрез ОАО (20,7%),ЗАО (3,3%, в т.ч. 96,6% общереспубликанской добычи бурыхуглей) и Карагандинской: Угольный департамент ОАО (12,3%) и Угольный департамент корпорации (8,7%). На них приходится 87,7% добычи угля в республике [14].
Всоответствии со стратегией развития угольной отрасли намечается довести объемдобычи угля в 2006 году до 88 млн. тонн, в 2010 году – 90÷92 и в 2015году – 95÷97 млн. тонн.
Начиная с2002 года с улучшением экономического положения, в республике началастабилизироваться ситуация в лесном хозяйстве.
Если в 1999году посадка леса была проведена на площади 5,7 тыс. га, то уже в 2007 году наплощади 24,9 тыс. га, т.е. увеличилась в 4,4 раза.
Всоответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан в 2002 году124 государственных учреждений по охране лесов и животного мира (22,8 млн. гаили 86% от общей площади государственного лесного фонда), как юридические лицаи имущественный комплекс, переданы в коммунальную собственность в ведениеакимов областей, одновременно с передачей функций по ведению лесного хозяйства,выполняемых данными госучреждениями.
/>
Рисунок 2 Доля регионов в республиканском объемеинвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности (в процентах)
При областныхакиматах созданы структурные подразделения лесного и охотничьего хозяйства.
Особоохраняемые природные территории (10 заповедников и 7 национальных парков и 2природных резервата) остались в ведении Комитета (3,4 млн. га или 13% отплощади гослесфонда).
В настоящеевремя подготовка специалистов лесного хозяйства осуществляется в 6 вузах и двухколледжах страны, что является достаточным для укомплектования лесоохранных учрежденийи особо охраняемых природных территорий подготовленными специалистами лесногохозяйства.
Для успешнойреализации задач, которые стоят перед лесной отраслью, необходима подготовкасоответствующих специалистов, что возможно при развитии сети профессиональныхшкол по подготовке специалистов лесного хозяйства, лесозаготовительной,деревообрабатывающей, мебельной промышленности, а также специалистов высшего исреднего звена, системы повышения квалификации.
Кроме охранылесов от пожаров и незаконных рубок, одной из основных задач в развитии лесногохозяйства предполагается совершенствование вопросов лесопользования ивоспроизводства лесов, развивитие института частного лесовладения.
Так, всоответствии с Лесным кодексом, лесные ресурсы на участках государственноголесного фонда предоставляются в долгосрочное и краткосрочное лесопользование.При этом заготовка древесины может осуществляться только на условияхдолгосрочного лесопользования, предоставляемого на тендерной основе. Такиетендеры уже прошли в прошлом году в Восточно-Казахстанской, Костанайской иСеверо-Казахстанской областях.
Увеличениезеленых насаждений в Казахстане сегодня включено в число государственныхприоритетов. И в Стратегии «Казахстан-2030» и во всех своих ежегодных посланияхнароду Казахстана Президент Республики Казахстан выделяет данное направлениекак одно из приоритетных.
В целяхсовершенствования законодательства в области лесного хозяйства Комитетомлесного и охотничьего хозяйства в 2003 году разработан и утвержден Лесной кодексРеспублики Казахстан.
Таблица 1Площадь лесного фонда Республики Казахстан
Общая площадьлесного фонда млн.га 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Республика Казахстан 24,7 26,6 26,1 26,2 26,2 26,5 26,8 27,8 Акмолинская 0,5 0,9 1,0 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 Актюбинская 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 1,0 Алматинская 4,6 4,9 4,9 4,8 4,8 4,9 4,9 5,0 Атырауская 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1 0,1 Восточно-Казахстанская 3,4 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 3,6 Жамбылская 4,2 4,7 4,3 4,3 4,3 4,3 4,2 4,3 Западно-Казахстанская 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 Карагандинская 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 Костанайская 6,5 6,5 6,5 6,6 6,6 6,6 6,7 6,7 Кызылординская 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 Мангистауская 0,2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Павлодарская 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Северо-Казахстанская 0,6 0,7 0,5 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 Южно-Казахстанская 3,0 3,1 3,1 3,1 3,1 3,2 3,4 3,4 г. Астана г. Алматы
В целяхреализации Лесного кодекса принято 16 постановлений Правительства и 17 приказовКомитета.
С цельюусиления мер, направленных на сохранение и воспроизводство лесов, в последнеевремя принят ряд правительственных решений.
Так, вленточных борах Прииртышья создано два государственных лесных природныхрезервата, то есть этим лесам придан статус особо охраняемых природныхтерриторий;
— запрещенырубки главного пользования в хвойных и саксауловых насаждениях на участкахгосударственного лесного фонда Республики Казахстан сроком на десять лет;
— запрещенэкспорт лесоматериалов, пиломатериалов и отдельных изделий из древесины. Толькос введением запрета на вывоз лесоматериалов с территории республики, вкомплексе с другими мерами по сохранению лесов, объемы незаконных рубок началисокращаться. Кроме того, данная мера позволит стимулировать развитиедеревообрабатывающей промышленности в республике.
— утвержденынормы и нормативы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению научастках государственного лесного фонда;
— принятаПрограмма «Жасыл ел» на 2005-2007 годы.
Всоответствии с инициативой «Жасыл ел», высказанной Президентом РеспубликиКазахстан народу Казахстана в своем Послании от 18 февраля прошлого года,Правительством утверждена программа «Жасыл ел» на 2005-2007 годы.
Программастала отправной точкой для наращивания работ по увеличению лесистоститерритории республики и озеленению населенных пунктов, а также обеспечениюзанятости молодежи во всех регионах страны, расширению патриотического движениясреди молодежи.
РеализацияПрограммы будет осуществляться в течение трех лет. За этот период планируетсяпровести воспроизводство лесов на общей площади более 87 тысяч гектар ивысадить зеленых насаждений в городах и населенных пунктах 13 миллионов штук.
Если в 2004году лесопосадки были проведены на площади 17 тыс. га, то уже в 2007 годупредполагается увеличить эти работы в два раза.
В 2005 годулесовосстановительные работы проведены на площади 24 тыс. га.
Кроме того, вобластных центрах заложены парки и скверы на площади 386 гектаров, в том числев Павлодаре и Костанае парки первого Президента. В населенных пунктахАкмолинской области появилось 20 новых скверов, в областном центре открыт парк60-летия Победы.
Активноеучастие в реализации Программы принимают молодежные трудовые отряды «Жасыл ел»,которые сформированы во всех областях и городах Астане и Алмате на базе учебныхзаведений. Их общая численность составила 8 500 человек. В целом, в населенныхпунктах республики с участием молодежи высажено около 2 млн. саженцев.
Однако объемыпосадки деревьев все же недостаточны: для увеличения лесистости территорииКазахстана только на 1 процент требуется вырастить лесов на площади 2,7 млн. га(за последние 60 лет в республике выращено около 1 млн. га лесов).
Газовыйсектор нефтегазового комплекса Республики Казахстан является одной из важнойсоставляющей экономики страны. Для Казахстана все более перспективнымэнергоносителем становится природный газ, разведанные и оценочные запасыкоторого (с учетом открытых новых месторождений на Каспийском шельфе)составляют около 3,3 трлн.м3, а потенциальные ресурсы достигают 6-8трлн.м3.
Принципиальнымзначением является вопрос совершенствования нормативной базы газовой отрасли.Основополагающими документами в сфере газоснабжения являются Правила поставки,транспортировки и реализации природного газа и Правила поставки, перевозки ипользования сжиженными углеводородными газами, утвержденные постановлениемПравительства Республики Казахстан от 11 июня 2003 года №568. Указанные Правилаотражают широкий круг вопросов, охватывающих отношения между транспортировщиком,поставщиками и потребителями газа.
/>
Рисунок 3 Распределение объектов недропользования Республики Казахстан повидам работ по состоянию на 1.012008
Сырьевая база топливно-энергетическогокомплекса в республике достаточна для полного удовлетворения настоящих иперспективных потребностей. Прежде всего, это касается нефти и газа.Государственным балансом полезных ископаемых учтено более 200 месторожденийуглеводородного сырья. На территории республики действуют 3нефтеперерабатывающих и 3 газоперерабатывающих завода, нефтяные операциивыполняют около 260 компаний. Прогнозные ресурсы углеводородов связаны с 15осадочными бассейнами, которые, характеризуясь многообразием геологическогостроения и широким стратиграфическим диапазоном нефтегазоносности, позволяютрассчитывать на существенный прирост запасов нефти и газа.
По запасам меди, свинца ицинка Казахстан относится к крупнейшим провинциям мира. Высокая эффективностьразработки месторождений цветных металлов достигается, благодаря комплексномуиспользованию руд, с извлечением свинца, цинка, меди, золота, платиноидов иредких элементов. Ведущими производителями цветных металлов в республикеявляются корпорация «Казахмыс» и компания «Казцинк»- предприятия с полнымпроизводственным циклом от добыча сырья до металлургического передела цветныхметаллов.
Водныересурсы Казахстана зависят в большой степени от речного и озерного стоков.Ледники являются основным источником питания рек Казахстана. Всего в горахКазахстана выявлено 2724 ледника с общей площадью оледенения 2033,3 кв м. Почтиполовина всей площади оледенения приходится на горы Джунгарского Алатау (более1 тыс. кв м ).
На территорииКазахстана насчитывается 85 022 реки и временных водотока, в том числе 84 694реки длиной до 100 км, 305 – до 500 км, 23 реки длиной свыше 500-1000 км [4,13].
Таблица 2.Среднегодовое суммарное расчетное водопотребление по странам ЦАР
/>
К наиболеезначительным рекам относятся реки Урал, Ишим, Тобол, Илек, Шу, Торгай, Сарысу,Талас, Нура, Эмба и др.
Общий объемуровня воды в озерах Казахстана составляет более 190 кв км.
Поподтвержденным запасам нефти Казахстан входит в число 15 ведущих стран мира.
Казахстанобладает значительными запасами углеводородного сырья – 3,3% мирового запаса,(извлекаемые запасы нефти составляют 4,8 млрд. тонн и извлекаемые запасы газа,с учетом новых месторождений на Каспийском шельфе, достигли более 3 трлн.куб.м, а потенциальные ресурсы оцениваются в 6-8 трлн.куб.м)./>/>2.2 Анализ использования и воспроизводства природныхресурсов и полезных ископаемых в РК
Воспроизводствоприродных ресурсов естественный (регулируемый и нерегулируемый) и искусственныйпроцесс приращения запасов природных ресурсов, восстановление качественных иххарактеристик. Включает такие виды, как рекультивация и мелиорация земель,агротехнические меры по улучшению почв, лесовосстановительные работы,выращивание рыбопосадочного материала, биотехнические мероприятия по сохранениюи воспроизводству диких зверей и птиц, охрана водных ресурсов и воздушногобассейна.
Общее количествоконтрактов, по которым ведется мониторинг – 828 в том числе: углеводородногосырья –253, по твердым полезным ископаемым 335, по подземным водам 215 и пооперациям, не связанным с добычей – 25.
Недропользованиеосуществляется 158 компаниями, из них отечественных — 79 (50 % от общего количествакомпаний), иностранных – 51 (32 %) и совместных – 28 (18 %).
Суммарный объеминвестиций в недропользование минерально-сырьевого комплекса за период2000-2007 годы составил $ 74,6 млрд. По сравнению с 2000 г. его объем возрос вчетыре раза и по итогам 2007 г. составил $ 16,5 млрд., в том числе $ 1,9 млрд.на проведение геологоразведочных работ, что составляет 12 % от общего объемаинвестиций в недропользование МСК за 2007 г. Прогноз инвестиций на 2008 г.составляет — $ 18,4 млрд., в том числе на проведение геологоразведочных работ — $ 2,1 млрд.
Приоритетным направлениеминвестирования являются объекты недропользования по углеводородному сырью — $13,0 млрд., что составляет 80 % от общего объема инвестиций за 2007 г.($ 16,5млрд.).
Прогноз инвестиций на2008 г. по углеводородному сырью составляет — $ 14,3 млрд.
По результатам анализаисполнения контрактных обязательств в 2007 году, расторгнуто 97 контрактов нанедропользование, из них по углеводородному сырью – 14, твердым полезнымископаемым – 59, подземным водам – 24.
В адрес 182 компаний,направлены уведомления о нарушениях контрактных обязательств и лицензионныхусловий.
По истеченииустановленного срока контракты с недропользователями, не устранившими нарушенияи не представившими разъяснения о причинах невыполнения обязательств, будутрасторгнуты в одностороннем порядке.
Угледобывающаяотрасль Казахстана, пережив нелегкие времена, сегодня занимает ключевые позициив экономике страны. С начала независимости республики шахтерами страны добытосвыше 1 миллиарда 200 миллионов тонн «черного золота».
Длядостижения указанных объемов будут приняты меры по обеспечению прироста добычиугля за счет:
- технического перевооружениядействующих шахт и разрезов с переходом на угледобывающую технику современного техническогоуровня;
- реализации комплексных плановэффективной отработки Экибастузского и Шубаркольского угольных месторождений;
- повышения добычи низкозольного угляна Майкубенском месторождении, а также на разрезе «Каражира» для более полногообеспечения потребностей тепловых электростанций, улучшения снабжения твердымтопливом других отраслей и коммунального сектора.
- повышения конкурентоспособностиказахстанского угля путем внедрения международных стандартов серии ИСО. В этойсвязи разработана и утверждена Приказом Министра энергетики и минеральныхресурсов Республики Казахстан от 31 мая 2006 года № 166 Программа «Обеспечениеперехода угольной отрасли на международные стандарты».
В соответствии с вышеперечисленными документами в РеспубликеКазахстан на период до 2020 года намечается:
— восстановление блоков №№ 1, 2 и 3 мощностью по 500 МВт наЭкибастузской государственной районной электрической станции – 1 (далее ГРЭС-1);
— строительство энергоблоков № 3 и № 4 по 500 МВт на ЭкибастузскойГосударственной районной электрической станции — 2 (далее ГРЭС-2);
расширение теплоагрегатов тепловой электроцентрали 2 (далее ТЭЦ) на240 МВт в городе Астане, строительство новых теплоагрегатов № 1 и № 2 на ТЭЦ-3 городеАстане мощностью 240 МВт;
- строительство новой ТЭЦ в поселке Кощи Акмолинской областимощностью 195 МВт;
— расширение Степногорской ТЭЦ на 200 МВт;
— строительство Семипалатинской ТЭЦ — 3 мощностью 130 МВт;
— строительство Карагандинской ТЭЦ — 4 мощностью 600 МВт;
— строительство Балхашской тепловой электростанции (ТЭС) мощностью4000 МВТ на полное развитие;
— расширение мощностей на Усть-Каменогорской ТЭЦ, СемипалатинскойТЭЦ-1, Карагандинских ТЭЦ 2 и ТЭЦ — 3, Карагандинской ГРЭС-1, ГРЭС ТОО«Корпорация Казахмыс», ТЭЦ-3 акционерного общества «Павлодарэнерго», РудненскойТЭЦ, Жамбылской и Талдыкорганской ГРЭС.
Развитиеплантационного выращивания древесных пород различного целевого назначенияявляется одной из приоритетных задач в области лесного хозяйства. В этой связиследует отметить большую роль развития института частного лесовладения.
Формированиеи развитие частного лесного фонда должно осуществляться в рамках региональныхпрограмм областных исполнительных органов путем предоставления физическим июридическим лицам в безвозмездное долгосрочное землепользование илисобственность земельных участков для лесоразведения из земель лесного,земельного фонда, а также предоставления им инвестиционных преференций,налоговых льгот и других мер экономического стимулирования этой деятельности.
Это позволитпривлекать инвестиции в лесоразведение, и в конечном итоге повышать лесистостьтерритории республики, способствовать сохранению естественных лесов.
Длядостижения благоприятного уровня ведения лесного хозяйства, обеспечивающегоохрану и защиту лесов, стабильные объемы их воспроизводства и лесоразведения впервую очередь требуется принятие мер по сокращению площадей лесных пожаров,незаконных рубок и погибших лесонасаждений от вредителей и болезней, так какувеличение лесопосадочных работ не имеет смысла без обеспечения сохранения ужесуществующих лесов.
В этих целяхчисленность государственной лесной охраны, уровень материально-техническойобеспеченности лесоохранных учреждений и особо охраняемых природных территорийдолжны быть доведены до нормативных показателей. По особо охраняемым природнымтерриториям республиканского значения данная работа в течение последних летпроводится целенаправленно. В лесоохранных учреждениях, находящихся в веденииакимов областей, и численность, и материально-техническое обеспечение далеко несоответствует нормативам, установленным Правительством.
Основнаядобыча природного газа ведется в Актюбинской, Атырауской,Западно-Казахстанской, Кызылординской и Мангистауской областях.
В связи стем, что в западных областях РК расположены основные запасы попутного иприродного газа, в данных регионах проводится более активная работа погазификации населенных пунктов, чем в других областях РК. Вместе с тем уровеньгазификации в регионах не обеспечен в полном объеме.
Так, вМангистауской области уровень газификации населения составляет 91%,Западно-Казахстанской — 67%, Актюбинской — 58,3%, Атырауской области — 56%.
На югеуровень газификации населения природным газом составляет: г. Алматы — 81%,Жамбылской-24%, Южно-Казахстанской-41,5%, г. Кызылорда — 44,5%, Костанайскойобласти — 16%, Алматинская — 5,7%.
Дляобеспечения стабильных поставок газа в Южные Регины страны требуетсястроительство магистральных газопроводов по маршруту «Запад-Юг».
С разработкойновых месторождений наращиваются объемы добычи и выработки товарного газа, чтов свою очередь влечет за собой увеличение экспортного потенциала и насыщениевнутреннего рынка газа.
В целяхэффективной реализации основных направлений и положений Концепции развитиягазовой отрасли Республики Казахстан до 2015 года, одобренной ПостановлениемПравительства Республики Казахстан от 11 января 2002 года №25 была разработанаПрограмма развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004-2010 годы,утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2004года №669.
ПостановлениемПравительства Республики Казахстан от 29 октября 2007 года №1007 утвержден Планмероприятий по реализации Программы развития газовой отрасли РеспубликиКазахстан на период 2007-2010 годы (второй этап).
В последние годы вКазахстане больше внимания стало уделяться развитию геологоразведочной отрасли.Ежегодно увеличивается финансирование на проведение геологического изучениянедр. Комитетом геологии и недропользования Министерства энергетики иминеральных ресурсов Республики Казахстан разработана и реализуется «Программаразвития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003-2010годы», утвержденная Постановлением Правительства РК. Также Комитетом активноразвивается международное сотрудничество со странами дальнего и ближнегозарубежья. В целом, геологическими исследованиями, выполняемыми за счет средствреспубликанского бюджета и привлекаемых инвестиций, обеспечиваетсягеологическое изучение недр страны, выявление дефицитных видов сырья и поддержаниеобщей конкурентоспособности минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.
На данныймомент в республике существует проблема с воспроизводством водных ресурсов.Экологи уже давно предупреждают: такое положение дел может привести кмасштабнойэкологической катастрофе, которая существенно подорвет ибез того слабуюэкономику центральноазиатских стран. Прорыв дамб иканалов чреват нетолькоразрушениями от потоков воды иселей.
Таблица 3.Обязательства согласно трехстороннего соглашения по использованию водно-энергетическихресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ
/>
По прогнозаманалитиков, значение чистой питьевой воды вЦентральной Азии скаждым годом будеттолько возрастать. Из-за интенсивного загрязнения атмосферы ледники Тянь-ШаняиПамиро-Алая стали таять гораздо позднее, что серьезно осложнило ситуациювФерганской долине, где уже который год стоит засуха. Воды Сырдарьи сегодняедва доходят до середины территории Узбекистана, западные области которого ужепрактически полностью обезвожены. По прогнозам экспертов, через 15-20 летводные ресурсы региона сократятся минимум натреть. 2.3 Анализ государственной деятельности РеспубликиКазахстан в области организации воспроизводства природных ресурсов
Среди мер поохране природной среды одно из центральных мест занимает воспроизводствоприродных ресурсов, которое еще в конце 70-х годов приобрело конституционноезначение. Из Конституции Республики Казахстан заключается, что в интересахнастоящего и будущего поколений необходимо принимать меры для обеспечениявоспроизводства природных ресурсов и улучшения окружающей природной среды.
Воспроизводствоприродных ресурсов – объективная необходимость, обусловленная всевозрастающимих потреблением, а также некоторыми негативными последствиями хозяйственной ииной деятельности, например, загрязнением окружающей среды.
Воспроизводство– категория экономическая. Однако эта деятельность имеет и юридический аспект,т.к. значительная часть отношений по воспроизводству природных богатстввозникает, изменяется и прекращается в установленном законом порядке,содержание его носит и правовой характер.
Особоезначение в настоящее время в Республике Казахстан приобретает организациявоспроизводства природных богатств. Эта деятельность, по существу, превратиласьв одну из функций государственного управления в области охраны природы ирационального использования природных ресурсов. В этой связи возрастает рольразличных органов государственной власти и управления.
В советскойюридической науке до сих пор не проводилось специальных исследований всегокомплекса вопросов воспроизводства природных богатств. Имеющиеся работы былипосвящены, главным образом, восстановлению земельных ресурсов, лесов, животногомира, причем без учета их взаимосвязи и взаимозависимости.
Отсутствиеспециальных научных разработок, а также всевозрастающая потребность внадлежащей организации процесса воспроизводства природных богатств, развитиесоответствующего законодательства, повышение его регулятивной роли,организующей роли органов власти и управления в области охраны природы ипобудили нас избрать данную проблему в качестве предмета исследования.
Исследованиепроблемы, и, прежде всего действующего законодательства, показало, что наряду сКонституцией Республики Казахстан в настоящее время существует целая системаюридических норм, закрепляющих основные направления воспроизводства земельных,водных, лесных и других ресурсов природы, порядок и условия этой деятельности,определяющих круг субъектов данных отношений и органов управления названнымипроцессами.
Имеются инормы юридической ответственности за нарушения требований по воспроизводствуприродных ресурсов.
К числунаиболее значимых актов, предусматривающих мероприятия по воспроизводствуресурсов природы, относятся Земельный кодекс 2003 г., Водный кодекс 2003 г.,Лесной кодекс 2003 г., Об охране окружающей среды 1997 г. и др. Содержание этихактов нацеливает все органы власти и управления, самоуправления общественностиприродопользователей на необходимость тщательного и систематического контроляза проведением работ по борьбе с эрозией почв; за правильным использованиемземель, вод, лесов, других природных богатств; за соблюдениемприродопользователями действующих норм и правил по рекультивации земель,воспроизводству растительного и животного мира и т.п.
К примеру,актами, предусмотрена обязанность предприятий, учреждений и организаций следитьза своевременным выполнением планировочных, строительно-монтажных, мелиоративныхи других работ в соответствии с утвержденным проектом, за своевременнымперечислением средств землепользователям на освоение земельной территории,указанной в проекте рекультивации. Землепользователи, в свою очередь, несутответственность за качественное выполнение работ по восстановлению плодородияземель и за своевременное их вовлечение в сельскохозяйственное или другоепроизводство. Базовыми нормами в данном случае являются гл. II Земельногокодекса РК.
К сожалению,воспроизводство земельных ресурсов по объективным и субъективным причинам ещене находится на должном уровне. В Республике практически уже нет площадей дляосвоения.
Известно, чтопри строительстве и эксплуатации Шардаринской ГЭС пришлось распроститься сболее чем 90 тыс. гектаров плодородных земель. К тому же при сбросе водных массиз верхнего бьефа плотины в нижний мощными потоками воды разрушаются берега. Загод из сельскохозяйственного производства выбывает несколько сот гектаровплодороднейших земель. Осваивать новые земли взамен выбывших, как уже былоотмечено, не представляется возможным. Таких земель просто нет в природе.
В последнеевремя у нас в республике разгорелись дискуссии относительно того, поднимать лиуровень Балхашского водохранилища или оставить его прежним и даже понизить этотуровень. Действительно, проблема ее серьезная. Но хочется надеяться, чтосоответствующие специалисты все-таки при ее решении учтут интересывоспроизводства земельных ресурсов, животного мира и сохранения среды обитаниядиких наземных животных.
В нынедействующем водном законодательстве также содержатся нормы, посвященныевоспроизводству водных ресурсов. Здесь, в первую очередь, следует назвать ст.121, 125 и 127 Водного кодекса Республики Казахстан. К сожалению,восстановление водных ресурсов связано лишь с платой за их использование.Другие же вопросы, касающиеся, например, прав и обязанностей водопользователей,в Кодексе не отражены. Поэтому не случайно ни в законодательстве, ни напрактике не упоминаются и не используются такие виды воспроизводства водныхресурсов, как переход на оборотное водоснабжение, безводную технологию,воздушное охлаждение и т.д.
Необходимоотметить, что перечисленные нормы, безусловно, будут способствовать сокращениюколичества случаев нарушения требований по воспроизводству животного мира.Однако предстоит еще многое сделать в смысле конкретизации и Закона, и другихнормативных актов, а также практики их применения и установления конкретных мерответственности за упомянутые нарушения.
На качествевоспроизводства животного мира заметно сказывается ухудшение среды обитания.Особенно это касается рыбных запасов. Наиболее характерна в этом отношениисудьба рек и их рыбных запасов. Пример этот имеет давнюю историю, но подобныеслучаи весьма возможны и в настоящее время.
Эти реки(Ишим, Тобол и др.) до того, как они были зарегулированы в результатестроительства гидроузлов и других гидротехнических сооружений, издавнасчитались идеальным местом нереста и нагула ценных промысловых рыб. Нарушениегидрологического режима рек значительно сократило рыбные запасы региона.Компенсационные меры в виде строительства рыбозаводов по выращиванию молодирыб, рыбоходных каналов и т.д. не дали желаемого результата. К тому жестроительство этих объектов неоправданно затягивалось, а последующаяэксплуатация нередко осуществлялась с нарушением соответствующей технологии.Отсюда воспроизводство рыбных запасов рек продолжает оставаться до сих порострой проблемой. В этой связи со всей очевидностью встает вопрос о болеечеткой регламентации прав и обязанностей лиц, ответственных за строительство иэксплуатацию такого рода сооружений. Отсутствие же подробной регламентацииприводит порой к значительному снижению
Воспроизводствоприродных ресурсов требует больших материальных затрат, поэтому все нормыправа, регулирующие этот процесс (обязывающие, запретительные), должны строгособлюдаться, ибо отступление от указанных норм не только сводит на нет ужезатраченные усилия, но и нередко порождает более существенные по своиммасштабам последствия.
Представляется,что экспериментирование с воспроизводством природных ресурсов может и должноиметь место, но только в целях познания природных процессов и в специальноотведенных для этого местах, а не на широком поле производственной или инойдеятельности. В этой связи целесообразно более детально конкретизироватьправовые нормы, регулирующие воспроизводство и охраняющие при этом интересыгосударства. Пока же еще у нас в законодательстве существует больше общих,базовых норм, чем конкретных.
Важнейшиморганизационно-правовым средством, обеспечивающим рациональное использованиеприродных ресурсов и охрану окружающей среды, являются перспективные и текущиегосударственные планы экономического и социального развития. К этим планамотносятся территориальные комплексные схемы охраны природной среды, генеральныесхемы охраны и обеспечения рационального использования земельных, лесных идругих ресурсов.
В последнеевремя стали чаще разрабатываться программы охраны природных ресурсов, в которыхзначительное место уделено их воспроизводству.
Важнейшимусловием реализации планов по охране природы является их финансовоеобеспечение. Анализ источников финансирования мероприятий по охране природы ирациональному использованию природных ресурсов показывает, что за счетгосударственного бюджета финансируются мероприятия по охране природы пристроительстве наиболее крупных объектов общегосударственного значения. Избюджета Республики Казахстан средства направляются на строительство отдельныхприродоохранительных объектов, на проведение мероприятий по мелиорациисельскохозяйственных земель, на развитие лесного хозяйства и т.д.
Общеизвестно,что в воспроизводстве природных ресурсов огромная роль принадлежит заповедной(консервативной) форме охраны среды.
Несмотря наколичественный рост заповедных территорий, качество заповедной охраны природыоставляет желать лучшего. Главная причина здесь заключается в отсутствииполноценного ее финансирования. Кроме того, недостаток технических средствохраны, малочисленность штатных работников приводят к печальным результатам.
Третья формаохраны природной среды — ее улучшение, оздоровление — также играет большую рольв воспроизводственной деятельности. Проблем здесь довольно много, одна из самыхострых — проблема утилизации отходов производства и потребления. В настоящеевремя уже предпринимаются серьезные меры в этом направлении. Не отстает в этомотношении и Республика Казахстан: достаточно сослаться на факт строительства вШымкенте завода по переработке отходов.
Воспроизводствоприродных ресурсов немыслимо без такого рычага поведения участниковэкологических отношений, как материальное и моральное поощрение. Мерыморального и материального поощрения предусмотрены всеми заглавными актами,законами. Применение этих мер становится все более заметным, важно, чтобы они истали нормой жизни.
Исследованиеданной проблемы привело нас к выводу о необходимости принятия закона овоспроизводстве природных ресурсов, а также Постановления Правительства РК обулучшении и оздоровлении окружающей природной среды. Кстати сказать, перваяформа охраны окружающей природной среды закреплена в специальном законе.
Воспроизводствоприродных ресурсов немыслимо без применения средств его обеспечения, в томчисле мер юридической ответственности. Однако данный вопрос является большим,самостоятельным и специфическим. Вот почему мы в данном случае не будем егоанализировать.
/>/>3 Эффективностьиспользования природных ресурсов
Для вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран миранеобходимо повысить показатель эффективности использования природных ресурсов.
В настоящеевремя усредненный показатель эффективности использования ресурсов (всехпроизводственных технологий и процессов. — Примечание Kazakhstan Today) поКазахстану равен 31%, что больше, чем среднемировой уровень (24%), но в полторараза меньше, чем в наиболее конкурентоспособных странах, для сравнения: вЯпонии он составляет 36%, в США — 34%, в Германии — 33%.
При этом, чтоанализ обобщенного показателя эффективности использования ресурсов страныпоказывает, что экономический рост достигался преимущественно за счет роста цени потребления значительных ресурсов, при этом имеет место огромная потеря идеградация природных богатств. Достижение конкурентоспособности невозможно безизменения данной тенденции. Экономический рост Казахстана должен происходить засчет повышения показателя эффективности использования ресурсов, а не за счетнаращивания потребления ресурсов.
Согласнорасчетам, резервы роста Казахстана счет потребления ресурсов могут бытьисчерпаны в ближайшие 15-20 лет, лишь при уровне эффективности использованияприродных ресурсов не ниже 37% начиная с 2012 года и не ниже 43% — с 2019 годастрана может конкурировать с развитыми странами.
В современноммире качество жизни людей определяется тремя основными составляющими: этопродолжительность жизни, уровень благосостояния, состояние окружающей среды. Попоказателю качества жизни Казахстан занимает 78-ю позицию в мире, по индексуэкологической устойчивости — 70-е место.
Проектконцепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2006 — 2024годы, который в настоящее время проходит согласование в министерствах,предусматривает поэтапное повышение основных показателей развития страны. Так,показатель эффективности использования ресурсов планируется к 2012 годуповысить до 37%, к 2018-му — до 43%, к 2024-му — до 53%.
Прогнозируется,что к 2018 году Казахстану удастся укрепить свое положение среди лидеровмирового развития по уровню качества жизни, существенно сократить потери отнерационального использования природных ресурсов и обеспечить высокий уровеньэкологической устойчивости. К 2024 году Республика Казахстан сможетсоответствовать международным критериям устойчивого развития.
Эффективностьиспользования природных ресурсов Казахстана не приносит максимальную выгоду.Причем, этот касается не только нефти, газа, других минеральных ресурсов, но вне меньшей степени – лесных богатств, водных биологических и энергетическихресурсов.
Казахстан, сего малыми гидроресурсами, использует свой потенциал менее чем на 20 процентов,в то время как другие развитые страны – на 70–80 процентов.
По территории Казахстанапротекают крупнейшие реки Азии. Коэффициент использования их гидроресурсов пореспублике равен 3%. Единственная, соответствующая мировым стандартам,действующая ГЭС это Шардаринская ГЭС. Практически все гидростанции республики впроцессе сохранения электроэнергии теряют до 80%. На остальных же участкахкрупных рек пригодных для строительства ГЭС их просто нет.
Промышленноерыболовство развито практически только, на Каспии и озере Балхаш. Причем доляловли уменьшается пропорционально с каждым годом. Крайне низкая эффективностьиспользования рыбной отрасли понятна и очевидна.
В большинствестран рыбная отрасль традиционно закрыта для иностранцев. В РеспубликеКазахстан доля иностранных фирм в рыболовной промышленности по республикесоставляет 40%. Надо прекратить выдачу квот иностранным компаниям ипредпочтение отдавать отечественным предприятиям, развивающим собственнуюпереработку.
Следующаяпричина низкой эффективности использования водных рыболовных ресурсовРеспублики Казахстан это незаконная ловли и контрабанды. Доля законной ловлирыбы в общей составляет лишь 20%. И та производится с нарушением всехмеждународных норм. В республике производится отлов рыбы молодого возраста,которая во всех развитых страна законодательно запрещена.
Необходимодля увеличения эффективности использования водных рыболовных ресурсовразработать систему мер, обеспечивающих эффективный таможенный контроль ипресечение незаконной ловли и контрабанды.
Коэффициентэффективности использования добычи нефти по Республике Казахстан равен 40%.
В 2007 годуКазахстан занял одно из лидирующих мест в мире по добыче нефти. А вот чтокасается переработки нефти, то здесь республика существенно отстает.
Казахстанскаянефть содержит в своем составе большое количество масленичных веществ. Поэтомуна мировом рынка она продается на 10, а то и 30% дешевле.
Основнаяпричина низкой эффективности использования нефти в Республике Казахстан этонизкая переработки сырья внутри страны.
Еще однапроблема. Сегодня в Республике Казахстан на нефтяных промыслах сжигается посамым минимальным оценкам более 15 млрд. кубометров попутного газа в год. Темболее, что во всем мире уже давно известна и действует система мер, доказавшаясвою эффективность. Надо незамедлительно создать соответствующую систему учета,увеличить экологические штрафы, а также – ужесточить лицензионные требования к недропользователям.
По потерямэнергии в тепловых сетях Республика Казахстан занимает третье место в мире. Этоплохой рекорд. Что же касается уровня энергоэффективности, то по большинствупроизводств он отстает от современного в 10–20 раз. К 2020 году поставленазадача по снижению энергоёмкости экономики практически на половину.
В Республике Казахстан помеждународным оценкам очень низкая эффективность использования недр. Исоставляет лишь 30%.
Слишком много уделяетсявнимания нефти и газу, но в Казахстане много и других ресурсов.
Экономика РеспубликиКазахстан имеет сырьевую направленность. Доля пригодных для промышленностивеществ в общей массе часто не достигает 20%. На международный рынокреспубликанское сырьё уходит по этой стоимости. Даже при частичной обработке,которая в Казахстане практически не проводится, доля полезных веществувеличивается до 70%, а соответственно и цена, и легкость транспортировки.
Одна из причин низкойэффективности использования природных ресурсов в Республике Казахстан это то, чтонет материальной ответственности за нерациональное использование недр.Необходимо их комплексное использование.
Важное значение вповышении использования природных ресурсов в Республике Казахстан имеет такжестимулирование использования отходов, которые на самом деле не являютсяотходами, а представляют собой не до конца переработанное сырье. Минеральныересурсы заканчиваются, особенно это относится к нефти и газу, их осталось – на20 лет.
Что касается иностранныхфирм – они должны много платить только за право приступить к разработке недр натерритории Казахстана, а если будут вывозить сырье, – тогда платить должны ещебольше.
В первую очередьнаселение Республики Казахстан должно само использовать сырье, а на экспортдавать только излишки.
/>Заключение
Среди мер поохране природной среды одно из центральных мест занимает воспроизводствоприродных ресурсов, которое еще в конце 70-х годов приобрело конституционноезначение. Из Конституции Республики Казахстан заключается, что в интересахнастоящего и будущего поколений необходимо принимать меры для обеспечениявоспроизводства природных ресурсов и улучшения окружающей природной среды.
Особоезначение в настоящее время в Республике Казахстан приобретает организациявоспроизводства природных богатств. Эта деятельность, по существу, превратиласьв одну из функций государственного управления в области охраны природы ирационального использования природных ресурсов. В этой связи возрастает роль различныхорганов государственной власти и управления.
В советскойюридической науке до сих пор не проводилось специальных исследований всегокомплекса вопросов воспроизводства природных богатств. Имеющиеся работы былипосвящены, главным образом, восстановлению земельных ресурсов, лесов, животногомира, причем без учета их взаимосвязи и взаимозависимости.
За последние 12 лет ввоспроизводство минерально-сырьевого комплекса привлечено более $86 млрд.инвестиций. За этот же период налоговые поступления и платежи по контрактнымобязательствам составили порядка $33,6 млрд., отчисления на развитие социальнойсферы и местной инфраструктуры более $ 1,5 млрд., на обучение казахстанскихспециалистов направлено около $ 0,4 млрд.
Начиная с2002 года с улучшением экономического положения, в республике началастабилизироваться ситуация в лесном хозяйстве.
Если в 1999году посадка леса была проведена на площади 5,7 тыс. га, то уже в 2007 году наплощади 24,9 тыс. га, т.е. увеличилась в 4,4 раза.
При областныхакиматах созданы структурные подразделения лесного и охотничьего хозяйства.
На данныймомент в республике существует пробдема с воспроизводством водных ресурсов.Экологи уже давно предупреждают: такое положение дел может привести кмасштабнойэкологической катастрофе, которая существенно подорвет ибез того слабуюэкономику центральноазиатских стран. Прорыв дамб иканалов чреват нетолькоразрушениями от потоков воды иселей. Также внизину могут хлынуть радиоактивныеотходы из урановых хвостохранилищ.
Исследованиепроблемы, и, прежде всего действующего законодательства, показало, что наряду сКонституцией Республики Казахстан в настоящее время существует целая системаюридических норм, закрепляющих основные направления воспроизводства земельных,водных, лесных и других ресурсов природы, порядок и условия этой деятельности,определяющих круг субъектов данных отношений и органов управления названнымипроцессами.
Имеются инормы юридической ответственности за нарушения требований по воспроизводствуприродных ресурсов.
Исследованиеданной проблемы привело нас к выводу о необходимости принятия закона овоспроизводстве природных ресурсов, а также Постановления Правительства РК обулучшении и оздоровлении окружающей природной среды.
/>/>Список использованнойлитературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория М.:Финансы и статистика,1993
2. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек.2001.
3. Долан Э. Дж. Микроэкономика, С.-Пб.:АО Санкт-Петербург оркестр, 2000.
4. Журнал«Казахстан. Экономика и жизнь», №4, 2007.
5. Илларионов А.Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевымсектором / Вопросы экономики 2007.
6. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.:изд-во МГТУ. 2000.
7. Кемпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. БрюЭкономикс М., т.1,2, 1992.
8. Комар И. В.Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М., 2001.
9. Курс экономической теории под ред.М.Н. Чепурина, Киров.: АСА. 1995.
10.Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику.М., 2002.
11. Макроэкономика (Часть II) Учебно-методическое пособие ГАСБУ М.,1994.
12.Марцинкевич В. Мировая экономика в XX веке:потрясающие достижения и серьезные проблемы / Мировая экономика и международныеотношения 2007.
13.Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов.М., 2003.
14. Назарбаев Н.А. «Казахстан-2030», Алматы, 1996.
15. Национальное Статистическое Агентство «Статистический пресс-бюллетень»,том 1-2, Алматы, 2008.
16.Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природныересурсы мира, М., 2001.
17.Самуальсон П. Экономика. М.:Прогресс, 2004.
18. Черника Д.Г. Налоги. М.,«Финансы и Статистика», 2001.
19. Эйсмонд О.А., Петров П.Д., Логвин В.Н.Оценка лесной ренты и эффективность повышения рентных платежей. М., 2000.