Реферат по предмету "Экономика"


Внешняя задолженность РФ, ее влияние на развитие страны

--PAGE_BREAK--3.1. Кредиты Парижского клуба кредиторов


Парижский клуб кредиторов неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Кредиты, выданные в его рамках, — межгосударственные или банковские кредиты российскому правительству, прогарантированные иностранными правительствами, что привносит много политических аспектов в обсуждение реструктуризации этого долга.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

·        наличие непосредственной угрозы прекращения платежей. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга.

·        обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику.

·        равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял 37.6 млрд. долларов.  В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его пересмотра, связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.

Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ подписало Меморандум об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами — членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу 38 млрд. долларов.

По данным Министерства финансов РФ, задолженность перед членами Парижского клуба кредиторов сократилась за 2008 год на 22%, и на начало 2009 года составила 1,4 млрд долл.


3.2. Долг бывшего СССР.


Сумму задолженности СССР точно установить трудно. СССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более 15 млрд. долларов (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг 50 млрд. долларов (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, применение плавающих процентных ставок по кредитам, привлечение в больших объемах, так называемых, «кредитов перестройки», дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.

 Еще 30 млрд. долларов задолженности было накоплено Союзом в 1988 — 1991 годах, — когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов. Лидеры ведущих государств Западной Европы пошли на предоставление СССР кредитов, не обнаруживая своих подлинных целей, и перед руководством СССР не ставилась задача провести радикальные экономические реформы в СССР, что сегодня называется настоящей причиной предоставления этих кредитов. Западные государства, предоставляя СССР, а затем Российской Федерации кредиты, по сути, оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства СССР, а затем и руководства Российской Федерации. Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. 

По официальным данным, признанный Россией долг СССР составлял в 1991 году 95,1 млрд. долларов. Долг иностранным правительствам составлял 57,2 млрд. долларов. Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5%  были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ (Совета экономической взаимопомощи).

На I квартал 2006 года внешний долг бывшего СССР уменьшился от общей суммы в 53,3 млрд. долларов до 34,0 млрд. долларов (на 36%). За 2008 год (по данным Центрального Банка РФ) долг уменьшился с 7,1 млрд. долл. до 4,6 млрд. долл.
3.3. Кредиты международных финансовых организаций.
Кредиты международных финансовых организаций характеризуются тем, что они выдавались на покрытие дефицита бюджета, т.е. в буквальном смысле на поддержку рыночных и демократических преобразований в стране, чтобы смягчить удар реформ по уровню жизни.

Россия присоединилась к Всемирному банку (ВБ), Международному валютному фонду (МВФ) и Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) в 1992 г. С этого момента и начинается история заимствований нашей страной  у этих международных организаций.

Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валютного курса, Устав МВФ требует:

1)      поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка при слишком сильных колебаниях валютного курса;

2)      отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ;

3)      незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов;

4)      отказ от привязки своих валют к золоту.

МВФ сегодня координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.

Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике.

Членство в МВФ налагало на Россию обязательство выполнять следующие требования:

Во-первых, устранение валютных ограничений, поддержание конверти­руемости национальной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.

Во-вторых, не прибегать к практике множественности валютных кур­сов. Согласно требованию, Россия установила с июля 1992 года еди­ный рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностран­ным валютам. Валютный курс рубля является плавающим, то есть опреде­ляется на валютном рынке в результате взаимоотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется к доллару Централь­ным Банком самостоятельно.

В-третьих, установление информационной открытости.

Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году на сумму 1 млрд. долларов сроком на 5 лет и в 1995 году на сумму 6 млрд. долларов сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере 1,54 млрд. долларов сроком на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года и в 1994 г. — 1,5 млрд. долларов (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит по программе расширенного кредитования EFF в размере 9,2 млрд. долларов (на 10 лет с отсрочкой на 4,5 года). Кредитование России приостановлено Фондом в 1999 году.

31 января 2004 года Россия при помощи накопленной в стабфонде суммы полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 миллиарда долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 млн. долларов процентных платежей

Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) – международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки.

В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка 9,8 млрд. долларов на реструктуризацию угольной отрасли. Из них 5,4 млрд. долларов было направлено в бюджет и исчезло.

Данные Министерства Финансов по долговым обязательствам Всемирному банку:

 
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) начал свою деятельность с 1991 г. Его членами, количество которых превышает 60, являются страны ЕС, Центральной и Восточной Европы, СНГ, а также другие страны МВФ, в том числе находящиеся вне пределов Европы, и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Очень важную роль в деятельности ЕБРР играют экологические проблемы. При этом особое внимание уделяется операциям, направленным на рациональное использование ресурсов и энергии, сокращения отходов, переработку и регенерацию ресурсов, использование более экологически чистых технологий. Любой проект, предоставляемый ЕБРР, подвергается тщательной экологической проверке. ЕБРР способствует принятию и совместному выполнению международно признанных экологических норм и стандартов.

По данным МинФина задолженность перед международными финансовыми организациями представлена в таблице 1.
Таблица 1.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3.4. Коммерческие кредиторы.

Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке — около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т. ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г.

12.04.2001 в Лондоне на Форуме коммерческих кредиторов бывшего СССР состоялись переговоры делегации Российской федерации с ведущими страновыми клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации. В настоящее время заинтересованными ведомствами завершается согласование проектов нормативных документов, необходимых для регистрации достигнутых договоренностей.

По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 01.01.2009 составила 1,2  4 млрд. долларов. (см. Приложение 1).
3.5. Еврооблигации.
Еврооблигации — займ правительства России на открытом рынке. Агентом по платежам выступает Внешэкономбанк, а кредиторами — любые частные и институциональные инвесторы. Эти займы брались правительством России в 1996-1998 гг., поэтому они считаются чисто российскими и по ним аккуратно погашаются все текущие купоны.

За период с 1996г. по 2000г. было выпущено одиннадцать траншей внешних облигационных займов (включая переоформленную задолженность Лондонскому клубу) большая часть займов со сроком погашения 5-10 лет, т.е. это фактически краткосрочные займы.

Задолженность на 01.07.2001 составляет 36,2 млрд. долл. Большую часть из них составляет задолженность России перед Лондонским клубом переоформленная в 2000 году в 30 летние еврооблигации.

По состоянию на 1 января 2004 года задолженность по еврооблигациям составляет 35,7 млрд. долларов США.

С 1996 года по 2002 год было осуществлено 12 выпусков внешних облигационных займов Российской Федерации (ВОЗ) на сумму 37 млрд. долларов США, из которых:

·        Первые 8 выпусков ВОЗ, произведены с 1996 по 1998 год на сумму в эквиваленте 10 млрд. долларов США.

·        9-й и 10-й выпуски предназначались для обмена на них ГКО общей суммой 5,9 млрд. долларов США. В результате государственный долг увеличился на сумму 1,5 млрд. долларов США.

В 2000-2001 годах проведены два выпуска облигаций для урегулирования задолженности перед Лондонским клубом кредиторов на сумму 21,1 млрд. долларов США. В результате долг Российской Федерации увеличился на эту сумму, а внешний долг бывшего СССР сократился.

По данным МинФина на задолженность по еврооблигационным займам уменьшилась с 2006 г. по 2009 г.  с 31,5 млрд. долл. до 27.7 млрд. долл.

Согласно решению государственных органов все остатки средств на счетах во Внешэкономбанке были заблокированы по состоянию на 1 января 1992 года и обменены позже на облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций — одна, десять и сто тысяч долларов США. Купонная ставка — 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения — 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа — 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска — 14 мая 1996 года.

После кризиса 1998 года непогашенные выпуски (начиная с III-го) ОВГВЗ были переоформлены в ОГВЗ. При этом Минфин России перевел средства в оплату купонов по всем траншам ОВГВЗ.

Необходимо отметить, что ОВГВЗ 6 и 7 транши в размере 3,5 млрд. долларов США не были выпущены для погашения задолженности бывшего СССР, а размещались для привлечения в федеральный бюджет свободных ресурсов рынка для обеспечения расходной части бюджета. По состоянию на 1 января 2004 года задолженность по ОВГВЗ и ОГВЗ составила 7,3 млрд. долларов США.
4. Влияние внешнего долга на российскую экономику
Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, — ключевой фактор экономического развития России в XXI в… Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, экономические спады в стране, кризисы различных сферах деятельности и т.д. Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Можно выделить определенный характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трехзвенном  кредитном цикле, таких как привлечение, использование, погашение, – неблагоприятные  последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса.

Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

·       усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;

·       происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;

·       сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;

·       дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

Совокупность этих качественных показателей дает основания характеризовать экономическую систему страны в XXI в. как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано и зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности.

Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:

1)     финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;

2)     возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех   задач,     для которых привлекаются средства из-за рубежа;

3)     цена внешних финансовых ресурсов;

4)     степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-16 лет, что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности (объём внешнего долга РФ на 1 июля 2001 составил 156,8 млрд. долл.).

Ситуация начала меняться к лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых – увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.

По данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем государственного внешнего долга составил – 122,1 млрд. долларов (по предварительным оценкам на 1 апреля 2003 г. снизился примерно до 120 млрд.), причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в 2003 г. составил около 17,3 млрд. долларов. Объем государственного внешнего долга России, по данным Минфина, к 1 января 2004 г. составил 126,8 млрд., к 2005 г. – 122,7 млрд. долларов.

  По сведения Банка России за I квартал 2006 г.  внешний долг вырос на 6,3% (на 16,3 млрд. долларов) и составил к началу апреля 274,7 млрд. долларов. (10,63% ВВП). Долговые обязательства органов государственного управленияна 01.01.2006 составили 76,5 млрд. долларов.

С 2006 по 2008 г. внешний долг вырос с 257,2 млрд. долларов до 542,1 млрд. долларов, а долговые обязательства непосредственно органов государственного управления уменьшился до 44,9 млрд. долларов.

Опубликованные 7 апреля 2009 г. первые данные Банка России о структуре внешнего долга демонстрируют снизившиеся на 40% за квартал 2009 г. темпы погашения банковских и корпоративных кредитов. Внешний долг негосударственного сектора за I квартал 2009 года снизился на $28,9 млрд, кварталом ранее — на $47,4 млрд. Согласно статистике ЦБ, с 1 января 2009 внешний долг сократился с $484,7 млрд до $453,5 млрд, на $31,2 млрд. Пика совокупный внешний долг РФ достиг в III квартале 2008 года — $542,1 млрд, из них на 1 октября 2008 года $499,3 млрд приходилось на частный сектор (39,5% — банковский сектор, 60,1% — небанковские структуры).


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.