--PAGE_BREAK--
Потенциал развития машиностроительной отрасли связан:
— с растущей потребностью в обновлении станочного парка для металлообработки в связи со значительным моральным и физическим износом оборудования, имеющегося как в России, так и близлежащих странах бывшего СССР — Казахстане, Азербайджане, Туркмении и т.д.
— с началом производства на астраханских предприятиях новых современных моделей металлообрабатывающего оборудования (ленточнопильные станки, оборудование для строительных работ, пылеулавливающее оборудование и т.д.);
— с ростом потребности в бытовых газовых водогазогрейных установках в связи с активной реализацией Программы газификации области и применением при строительстве нового жилья схемы автономного теплоснабжения.
Потенциал развития пищевой промышленности региона в основном связан с подотраслями, ориентированными на региональную сырьевую базу (плодоовощная, мясная, молочная и соляная). Базой роста производства в этих отраслях является максимально глубокая переработка собственного сельскохозяйственного сырья, интеграция с сельхозтоваропроизводителями, техническое перевооружение и модернизация производства.
Научную основу и потенциал деятельности по искусственному выращиванию ценных видов рыб, в первую очередь осетровых, вот уже более ста лет обеспечивает одно из старейших в России отраслевых учреждений — Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства (КаспНИРХ). Сегодня на астраханских рыборазводных заводах каждый год выращивают несколько десятков миллионов штук мальков.
Разработанные российскими учеными технологии искусственного выращивания осетровых активно внедряются в производство в Астраханской области и странах Прикаспия. Головное научно-производственное предприятие отрасли — ФГУП «Научно-производственный центр товарного осетроводства «БИОС» ведет обширную научно-практическую работу по сохранению генофонда осетровых рыб на базе Икрянинского экспериментального осетрового рыбоводного завода в Астраханской области, где успешно опробован способ прижизненного получения икры от производителей.
Легкая промышленность Астраханской области представлена в основном небольшими предприятиями, выпускающими широкий ассортимент взрослой и детской верхней одежды, постельного белья, объемной пряжи, трикотажных изделий, сетематериалов и т.д.
Развитие стекольной промышленности региона связано с завершением строительства первой очереди нового стекольного завода. На предприятии введено в эксплуатацию две машинолинии, каждая из которых имеет производительность 80 тонн стекломассы в сутки и состоит из автоматизированной линии производства ФРГ, печи обжига, оборудования для автоматизации производственного процесса, упаковки и транспортировки готовой продукции. Предприятие должно обеспечить потребности пищевой, фармацевтической и парфюмерно-косметической промышленности Астраханской области, других регионов России, стран прикаспийского региона современной стеклянной тарой различного ассортимента. При этом планируется выпускать как стандартную, так и эксклюзивную стеклобутылку, флаконы различного дизайна для фармацевтической и парфюмерно-косметической промышленности, а также стеклобанки различной емкости.
В строительном комплексе Астраханской области работают 847 организаций с общей численностью занятых около 35 тыс. человек (8,7% трудоспособного населения области).
Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс региона развивается в следующих направлениях: животноводство, растениеводство и семеноводство.
Перерабатывающая и пищевая промышленность создают основу продовольственной безопасности региона.
За последние годы в агропромышленном комплексе области произошли существенные изменения.
Получила развитие новая организационно-правовая форма сельскохозяйственных предприятий — крестьянские (фермерские) хозяйства. В настоящее время в регионе насчитывается 1915 таких хозяйств, которые ежегодно увеличивают объемы производства сельхозпродукции и, соответственно, свою долю в продовольственном балансе Астраханской области. За последние пять лет производство продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличилось в 2-4 раза, а картофеля в 8 раз, поголовье крупного рогатого скота выросло в 3 раза, а овец в 2 раза. Применение передовых технологий, в частности систем капельного орошения, позволило довести урожайность картофеля до 520 ц/га, а томатов до 850 ц/га.
Экономические преимущества и недостатки
. Астраханская область имеет важное транспортно-географическое положение. Астраханский транспортный узел находится на самом коротком и удобном пути и Европы в Среднюю и Южную Азию. Астраханская область относится к числу регионов со сбалансированной, но слаборазвитой экономикой, традиционно базировавшейся на сельском хозяйстве, рыболовстве, судоходстве и добыче поваренной соли. Лишь с освоением крупного газоконденсатного месторождения в 80-х годах начался новый этап экономического развития области. Одновременно возникли и серьезные экологические проблемы в связи с выбросами отходов газовой промышленности в атмосферу. Большое значение по снабжению водой засушливых районов области придается проекту Южной трансрегиональной водной системы.
Основные социально-экономические показатели. Удельный вес области в общероссийских экономических показателях составляет: по ВРП – 0,4% (за 2007 г.). За 2008 г. по объему промышленного производства – 0,4%, по объему продукции сельского хозяйства – 0,6%, по объему розничного товарооборота – 0,6%, по объему инвестиций в основной капитал – 0,8%. Уровень безработицы по методологии МОТ за 2008 г. равен 7,5%.
Основные отрасли промышленности
: легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, химическая. На базе Астраханского месторождения сформирован промышленный комплекс по добыче и переработке газа и конденсата, по производству серы.
Сельское хозяйство
. Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г., составили 1999 тыс. га, или 41% всех земель области, пашня – 158 тыс. га, или 3%. Важную роль в экономике области играет сельское хозяйство, прежде всего растениеводство, опирающееся на ценные, подчас уникальные природные агро-климатические ресурсы в нижнем течении Волги. Развито рисосеяние, выращивают овощи, бахчевые культуры. В животноводстве выделяются мясошерстное овцеводство, мясомолочное скотоводство и верблюдоводство.
Инвестиционная привлекательность
. Инвестиционный рейтинг области – 3B2, что означает незначительный потенциал, умеренный риск. В инвестиционном рейтинге регионов область занимает 60-е место по инвестиционному риску и 52-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск – управленческий, наибольший – социальный. Наибольший инвестиционный потенциал – природно-ресурсный.
Антикризисная устойчивость
. По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе роста, по рейтингу экономической устойчивости – к группе значительного спада, по рейтингу социальной устойчивости – к группе значительного спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости – к группе умеренного спада.
Напряженность на рынке труда региона повышается и в первом квартале 2009 г. составила 2326 зарегистрированных безработных на 1000 вакантных рабочих мест, против 1362 в первом квартале 2008 г.
2.
Основные итоги ВЭД 2009 г. (по сравнению с 2008).
Внешнеторговый оборот Астраханской области по итогам 2009 года составил 875,8 млн. долларов США и уменьшился по сравнению с 2008 годом на 42,1%. При этом необходимо отметить, что динамика снижения данного регионального показателя сопоставима со среднероссийскими показателями.
Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот сложился в сумме 643,0 млн. долларов США (56,3% к 2008 году), с государствами СНГ – 232,8 млн. долларов США (62,6%).
Положительное сальдо торгового баланса Астраханской области по итогам 2009 г. сложилось в сумме 34,6 млн. долларов США, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в 32,2 раза. Со странами дальнего зарубежья профицит сложился в сумме 4,6 млн. долларов США, со странами СНГ в сумме 30,1 млн. долларов США.
География внешней торговли Астраханской области в 2009 году включала 75 стран мира (в 2008 году – 68 стран), из них с 42-мя странами зарегистрирована положительная для Астраханской области динамика внешнеторгового оборота.
Основными торговыми партнёрами Астраханской области остаются страны дальнего зарубежья, доля которых в областном внешнеторговом обороте 2009 года составила 73,4%.
Определяющим для внешнеэкономической деятельности Астраханской области остается торговый оборот со странами Прикаспийского региона — их совокупная доля во внешнеторговом обороте региона составила 37,4%, в том числе, доля И.Р. Иран – 19,4%; Республики Казахстан – 14,4%; Республики Азербайджан – 1,9%; Туркменистана – 1,7%.
Удельный вес стран вне СНГ и государств-участников СНГ
во внешнеторговом обороте Астраханской области
2008 год
2009 год
млн. USD
%
млн. USD
%
Внешнеторговый оборот
1513,7
100,0%
875,9
100,0%
страны вне СНГ
1141,5
75,4%
643,0
73,4%
государства СНГ
372,1
24,6%
232,8
26,6%
Экспорт
1313,3
100,0%
455,2
100,0%
страны вне СНГ
995,9
75,8%
323,8
71,1%
государства СНГ
317,4
24,2%
131,4
28,9%
Импорт
200,4
100,0%
420,6
100,0%
страны вне СНГ
145,6
72,7%
319,2
75,9%
государства СНГ
54,8
27,3%
101,4
24,1%
В 2009 году в зоне деятельности Астраханской таможни декларирование товаров провели 423 участника внешнеэкономической деятельности, зарегистрированных на территории региона. По сравнению с 2008 годом их количество уменьшилось на 15,2% (в 2008 году – 499 участников ВЭД).
2.1.Экспорт.
Стоимость экспорта товаров в 2009 годусоставила по данным таможенной статистики 455,2 млн. долларов США и уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 65,3%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 323,8 млн. долларов США (снижение на 67,5%), в государства СНГ – 131,4 млн. долларов США (снижение на 58,6%).
Товарную структуру астраханского экспорта определяет география внешнеэкономических связей региона.
В Алжир, Вьетнам и Сербию экспортируется продукция специального машиностроения. Афганистан в 2009 году стал импортёром астраханской муки. По заказам партнёров из Ирана, Казахстана, Нидерландов на астраханских судоверфях ремонтируются и строятся суда и морские инженерные сооружения.
Снижение в 2,9 раза стоимости экспорта в 2009 году обусловлено, в первую очередь:
1. Корректировкой в сторону 64-х кратного уменьшения таможенной стоимости серы (уменьшение стоимости экспорта данной продукции составило 550,6 млн. долларов США – снижение к 2008 году более чем в 50 раз, при увеличении физических объёмов поставок в 1,3 раза - на 286,5 тыс. тонн).
2. Сокращением экспорта оборудования и механических устройств с 218,2 млн. долларов США до 10,1 млн. долларов США. В апреле 2008 года сдано строящееся в течение нескольких лет на АСПО технологическое судно с насосной установкой для работы на казахстанском шельфе Каспия общей таможенной стоимостью 198,5 млн. долларов США, что значительно увеличило сравнительную базу астраханского экспорта 2008 года.
3. Сокращением экспорта продукции специального машиностроения с 307,6 млн. долларов США до 192,2 млн. долларов США (на 37,5%). Существенное влияние на снижение данного показателя оказало завершение контрактов и прекращение экспортных поставок продукции специального машиностроения в Венесуэлу (в 2008 году их таможенная стоимость составила 141,8 млн. долларов США).
Снизился экспорт некоторых продуктов питания: филе рыбного — на 820,9 тонн и 5,1 млн. долларов США (40,0% и 35,8% соответственно к 2008 году); фруктов – на 838,1 тонны и 792,8 тыс. долларов США (52,0% и 41,2%); лука репчатого – на 1,3 тыс. тонн и 723,7 тыс. долларов США (82,6% и 44,1%); колбас – на 292,9 тонны и 831,8 тыс. долларов США (86,5% и 82,4%); мучных кондитерских изделий – на 754,5 тонны и 542,6 тыс. долларов США (76,8% и 80,4%); маргарина – на 271,0 тонну и 400,7 тыс. долларов США (18,6% и 17,6%). Экспорт топлива минерального, нефти и продуктов их перегонки уменьшился на 35,3 тыс. тонн и 17,6 млн. долларов США (0,1% и 0,4% к 2008 году соответственно); чёрных металлов – на 1,9 тыс. тонн и 1,3 млн. долларов США (61,2% и 51,3%).
Стоимость экспорта инструментов и аппаратов оптических сократилась на 3,5 млн. долларов США (33,2% к 2008 году); электрических машин и оборудования – на 4,3 млн. долларов США (63,8%); средств наземного транспорта – на 693,6 тыс. долларов США (60,6%);шлаковаты – на 931,2 тыс. долларов США (31,8%); изделий из цемента, бетона – 607,9 тыс. долларов США (76,7%);изделий из алюминия – на 1,9 млн. долларов США (4,1%); изделий из никеля – на 480,4 тыс. долларов США (1,7%); водонепроницаемой обуви – на 142,9 тыс. долларов США (80,3%).
На фоне увеличения физических поставок пахты, сливок, йогурта (103,2% к 2008 году) снижение их таможенной стоимости составило 610,4 тыс. долларов США (86,2%).
Максимальный рост экспорта отмечен по следующим товарным позициям и группам: древесины и изделий из неё – на 60,3 тыс. тонн и 12,9 млн. долларов США (145,8% и 125,1% соответственно к 2008 году); муки пшеничной – на 37,3 тыс. тонн и 12,2 млн. долларов США (887,2% и 636,7%); ячменя – на 46,2 тыс. тонн и 5,6 млн. долларов США (504,3% и 387,6%); фруктов консервированных – на 1,6 тыс. тонн и 2,4 млн. долларов США (313,0% и 453,3%)
Стоимость экспорта изделий из чёрных металлов увеличилась на 6,5 млн. долларов США (121,0% к 2008 году); бутылей, бутылок из стекла – на 1,6 млн. долларов США (147,2%); удобрений – на 370,1 тыс. долларов США (1436,1%); сеток и сетей рыболовных – на 239,3 тыс. долларов США (365,9%).
По итогам 2009 года зарегистрирован экспорт 1,6 тыс. тонн пшеницы стоимостью 293,6 тыс. долларов США, 2,8 тыс. тонн кукурузы стоимостью 532,0 тыс. долларов США; 2,5 тыс. тонн семян рапса стоимостью 724,3 тыс. долларов США; 3,4 тыс. тонн отрубей стоимостью 282,2 тыс. долларов США.
2.2. Импорт.
Стоимость импорта в Астраханскую область товаров в 2009 году составила 420,6 млн. долларов США и увеличилась по сравнению с прошлым годом в 2,1 раза, в том числе из стран дальнего зарубежья – 319,2 млн. долларов США (219,3% к 2008 году), из государств СНГ – 101,4 млн. долларов США (185,1%).
Страновую и товарную структуру астраханского импорта определяют геополитическое положение региона на перекрёстке транспортных коридоров, специфика основных производств, расположенных на его территории, а также традиции потребления.
В товарной структуре импорта 2009 года произошли изменения вызванные увеличением доли продукции специального машиностроения, а также увеличением заказов на ремонт иностранных судов и прочих плавсредств на судоремонтных заводах нашей области. Несмотря на снижение совокупной таможенной стоимости овощей, фруктов и орехов на 3,5 млн. долларов США, они по-прежнему занимают значительную долю – 11,3%.
Рост в 2,1 раза стоимости импорта в 2009 году обеспечен в первую очередь:
1. Импортом из Сингапура для работы на северном шельфе Каспия плавучего нефтехранилища таможенной стоимостью 163,1 млн. долларов США;
2. Увеличением поставок продукции специального машиностроения на 59,2 млн. долларов США (в 5 раз к 2008 году).
Увеличилась стоимость импорта изделий из чёрных металлов на 15,9 млн. долларов США (229,8% к 2008 году); изделий из никеля на 7,1 млн. долларов США (92,7%); инструментов и аппаратов оптических на 3,6 млн. долларов США (в 11,7 раза к 2008 году); оборудования и механических устройств на 1,9 млн. долларов США (112,3%); изделий из меди на 1,2 млн. долларов США (в 35,2 раза); изделий из резины на 967,3 тыс. долларов США (476,0%);изделий из пластмасс на 645,8 тыс. долларов США (123,1%).
Увеличились поставки томатной пасты до 19,9 тыс. тонн и 11,2 млн. долларов США (соответственно 145,7 % и 155,5% к 2008 году).
Несмотря на снижение поставок джемов и желе фруктовых на 390,3 тонны (95,7% к 2008 году), соков фруктовых на 1,3 тыс. тонн (80,4%); фиников на 5,1 тыс. тонн (66,0%); винограда свежего и сушёного на 2,6 тыс. тонн (85,6%) в результате роста цен таможенная стоимость их импорта увеличилась на 271,8 тыс. долларов США (104,4%); 359,6 тыс. долларов США (108,4%); 981,4 тыс. долларов США (108,0%); 4,7 млн. долларов США (124,5%) соответственно.
При увеличении физических поставок рыбы мороженой на 1,6 тыс. тонн (115,3% к 2008 году) в результате изменения ассортимента её таможенная стоимость снизилась на 4,1 млн. долларов США (64,8%).
Сократились поставки орехов свежих и сушёных на 1,7 тыс. тонн и 7,9 млн. долларов США (49,1% и 55,6% соответственно к 2008 году);овощей бобовых сушёных, лущёных на 1,8 тыс. тонн и 850,0 тыс. долларов США (27,0% и 27,8%);табачного сырья на 2,4 тыс. тонн и 2,1 млн. долларов США (13,2% и 9,9%); стекла на 2,6 тыс. тонн и 674,7 тыс. долларов США (32,7% и 38,0%); чёрных металлов на 2,0 тыс. тонн и 850,5 тыс. долларов США (80,1% и 90,6%).
Уменьшилась стоимость импорта следующих товарных групп и позиций: средств наземного транспорта – на 2,6 млн. долларов США (28,9% к 2008 году); ламп и осветительного оборудования – на 2,0 млн. долларов США (9,8%); электрических машин и оборудования – на 1,8 млн. долларов США (72,4%); изделий из камня, гипса – на 981,4 тыс. долларов США (38,0%); мешков холщёвых – на 627,5 тыс. долларов США (59,9%); химических продуктов – на 560,8 тыс. долларов США (72,3%); ящиков картонных – на 517,1 тыс. долларов США (49,1%).
Прекратились поставки деревянных строительных конструкций из Австрии на строительство спортивно-развлекательного комплекса «Звёздный» (таможенная стоимость в 2008 году составляла 4,4 млн. долларов США); портландцемента из Туркмении (2,7 млн. долларов США); кирпичей огнеупорных из Венгрии на строительство второй очереди ООО «БМ «Астраханьстекло» (2,1 млн. долларов США).
Среди производителей и поставщиков готовой экспортной продукции Астраханской области проводится ежегодный Конкурс «Лучший экспортер Астраханской области»
Целями проведения конкурса являются:
- стимулирование роста объемов экспорта и увеличения в его структуре продукции с высокой долей добавленной стоимости;
- повышение конкурентоспособности продукции Астраханской области на внешних рынках;
- увеличение числа организаций-экспортеров Астраханской области;
- диверсификация экспортных поставок по номенклатуре и странам.
Дипломантами конкурса за годы проведения конкурса стали 30 предприятий различных сфер деятельности, внесших наиболее существенный вклад во внешнеторговую деятельность региона.
2.3.Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеторговые партнеры — компании из 67 стран мира
В состав основных экспортных позиций региона входят: суда различного назначения (консолидировано всего 26,8% экспорта Астраханской области), сера (18,4%), продольно распиленная древесина (11%), рыбное филе (3,4%), арматура для трубопроводов, котлов и резервуаров (3,22%).
Международные инвестиционные проекты реализуются:
в строительстве, судостроении, газо- и нефтедобывающей отраслях.
Крупнейшие иностранные фирмы-инвесторы
ЗАО «Кнауф гипс Баскунчак» (Германия), Аджип ККО (Италия), АО «Национальная Компания «КазМунайГаз» (Казахстан), «Розетти Марино» СПА (Италия), АО «РР-Оффшор» (Финляндия).
Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций
Нефтегазодобыча, транспортный комплекс, судостроение, развитие жилищного строительства и производства строительных материалов, рыбохозяйственный комплекс, туризм, агропромышленный комплекс, энергетика.
3. Законодательство Астраханской области в инвестиционной сфере
В Астраханской области создана база регионального законодательства в сфере инвестиционной деятельности. Создана комплексная система нормативно-правовых актов, базирующаяся на следующих законах Астраханской области: «Об инвестиционной деятельности в Астраханской области»», «О налогообложении, сборах и платежах на территории Астраханской области», «О налоге на имущество организаций», «Об управлении государственной собственностью Астраханской области». Закон Астраханской области «Об инвестиционной деятельности в Астраханской области» определяет условия и порядок присвоения инвестиционным проектам специальных статусов. Организации, реализующие инвестиционные проекты, которым присвоен специальный статус, имеют право на льготное налогообложение. Законы Астраханской области «О налогообложении, сборах и платежах на территории Астраханской области» и «О налоге на имущество организаций» устанавливают размеры льготных налоговых ставок, в части налогов, поступающих в областной бюджет. В Астраханской области реализуются целевые программы, предусматривающие привлечение инвестиций на территорию региона. Например, комплексная целевая программа «Привлечение инвестиций в Астраханскую область на 2005-2008 годы», отраслевая целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы», комплексная целевая программа «Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2007 год».
В целях долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения создается областной фонд муниципального развития. Кроме этого, законодательство Астраханской области в области инвестиционной сферы базируется на ряде нормативно-правовых актов Губернатора и Правительства Астраханской области принятых в реализацию вышеуказанных законов Астраханской области и целевых программ.
Реализация данной Программы обеспечит
повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие инвестиционной и инновационной деятельности, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличение притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области.
Инвестиционный рейтинг Астраханской области
По оценкам ведущего рейтингового агентства «Эксперт РА» Астраханская область по типу инвестиционного климата относится к группе регионов с незначительным потенциалом и умеренным инвестиционным риском (3В2).
По инвестиционному риску Астраханская область занимает 59 место, по инвестиционному потенциалу — 56 место среди регионов Российской Федерации, по индексу интегрального риска занимает 40 место. По рангам составляющих инвестиционного риска область занимает: 22 место по законодательному риску, 30 место по финансовому, 27 место по социальному и 18 место по управленческому риску.
Среди рангов инвестиционного потенциала высок природно-ресурсный — 28 место.
За последние четыре года объем инвестиций в основной капитал в области увеличился на 33,3% (по России — на 57,9%).
Правительство Астраханской области заинтересовано во взаимовыгодном сотрудничестве, и готово поддержать инициативы инвесторов.
Правительство Астраханской области предоставляет:
возможность получения бюджетного кредита; субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам; государственные гарантии для получения кредитов; налоговые преференции; льготные условия пользования имуществом, находящимся в областной собственности.
Правительство Астраханской области оказывает содействие:
в разработке и получении исходно-разрешительной документации по проекту; в решении вопросов регистрации, организации и постановки на учет в налоговых органах; по резервированию и выделению земельных участков и производственных площадок; по оформлению прав собственности, заключению договоров аренды имущества; в решении споров и противоречий, возникающих в ходе реализации проекта; в получении юридического, аудиторского, страхового сопровождения проекта, в получении услуг оценочных организаций.
При размещении капитальных вложений от 100 млн. рублей в экономику Астраханской области инвестор только по налогу на имущество получает экономию за 3 года от 2 млн. рублей.
ОТРАСЛИ, НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
Наибольшим инвестиционным потенциалом обладают следующие отрасли экономики области:
• нефтегазодобыча. Ведущими направлениями развития нефтегазового комплекса становятся развитие геологоразведочных работ по поиску новых месторождений, освоение разведанных месторождений, строительство инфраструктуры для освоения и развития нефтегазовых месторождений;
• транспортный комплекс. Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса являются: строительство морского торгового порта Оля; реконструкция и обновление Астраханского консолидированного порта, включающая постройку причальных сооружений и причального покрытия, приобретение портовой техники (контейнерных погрузчиков и портальных кранов); создание компаний – операторов для обслуживания грузового потока; развитие существующих и создание новых судоходных компаний, обновление парка судов; реконструкция аэропорта «Астрахань», включая усиление взлетно-посадочной полосы, а также оснащение аэропорта новейшим оборудованием и модернизация аэровокзала; строительство объездной дороги с восточной стороны г. Астрахани, подъездных путей к морским портам, строительство паромной транскаспийской переправы, реконструкция мостов;
• судостроение. Приоритетными направлениями в данной отрасли являются строительство буровых установок для поиска и освоения углеводородных запасов, строительство и ремонт судов для развития судоходства на Каспии;
• рыбохозяйственный комплекс. Наиболее приоритетными направлениями развития рыбохозяйственного комплекса являются: воспроизводство осетровых запасов; товарное осетроводство; прудовое рыбоводство; производство гигантской пресноводной креветки; пополнение и обновление рыболовного флота, в т.ч. для лова на Северном Каспии; совершенствование технологии рыбопереработки на базе новых технологий, предусматривающее комплексное использование рыбного сырья; модернизация рыбоперерабатывающих предприятий;
• туризм. Перспективными направлениями развития туристского комплекса являются: строительство и реконструкция гостиниц, в т.ч. создание сети малых гостиниц; восстановление недействующих оздоровительных центров и баз отдыха; обустройство территории Астраханского биосферного заповедника, целью которого является развитие экологического туризма; создание сети зеленых стоянок;
• агропромышленный комплекс. Наиболее перспективными направлениями развития агропромышленного комплекса являются: внедрение капельного орошения; развитие тепличного хозяйства; освоение новых видов культур с созданием базы для их переработки; развитие и переработка мясомолочной продукции; развитие птицеводства; совершенствование технологии переработки сельскохозяйственной продукции с использованием инновационных технологий;
• развитие жилищного строительства и производства строительных материалов. Основными направлениями развития жилищного строительства и производства строительных материалов являются: реконструкция ветхого и аварийного жилья в г. Астрахани; строительство жилья в сельской местности; внедрение передовых технологий строительства; организация производства облицовочных керамических материалов, дорожного битума, серобетонной смеси и серополимерного цемента; организация производства строительных материалов на основе гипса; модернизация существующих предприятий стройиндустрии.
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЛЬГОТАХ И ПРИВИЛЕГИЯХ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
В целях совершенствования региональной нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности принят ряд законов: «Об инвестиционной деятельности в Астраханской области», «О налогообложении, сборах и платежах на территории Астраханской области», «О налоге на имущество организаций», «О бюджете развития Астраханской области», «Об управлении государственной собственностью Астраханской области».
Закон Астраханской области «Об инвестиционной деятельности в Астраханской области» определяет условия и порядок присвоения инвестиционным проектам специальных статусов. Организации, реализующие инвестиционные проекты, которым присвоен специальный статус, имеют право на льготное налогообложение. Законы Астраханской области «О налогообложении, сборах и платежах на территории Астраханской области» и «О налоге на имущество организаций» устанавливают перечень размеров льготных налоговых ставок, в части налогов, поступающих в областной бюджет.
В соответствии с законом Астраханской области «О бюджете развития Астраханской области» оказывается государственная поддержка инвестиционной деятельности в виде:
• участия правительства Астраханской области в уставном капитале предприятий вновь создаваемых для целей реализации инвестиционных проектов;
• финансирования инвестиционных проектов, которым присвоен статус «особо важный инвестиционный проект», реализуемых предприятиями, в состав учредителей которых входит правительство Астраханской области;
• финансирования инвестиционных проектов в рамках областных целевых программ производственного назначения (в форме бюджетного кредита);
• финансирования инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями на условиях лизинга;
• снижения процентной ставки по привлеченным для реализации инвестиционных проектов кредитам.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.
1. Сеульская Конвенция от 11.10.1985г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
Конвенция вступила в силу в 1988 году. Россия ратифицировала Конвенцию (Постановление ВС РФ от 22.12.1992 № 4186-1).
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций может гарантировать подпадающие под гарантии капиталовложения на случай убытка в результате одного или нескольких видов некоммерческого риска.
2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 года).
Конвенция вступила в силу 01.01.1988.
СССР присоединился к Конвенции 23.05.1990 с заявлением (Постановление ВС СССР от 23.05.1990 № 1511-I).
Конвенция вступила в силу для СССР 01.09.1991 Россия является правопреемницей СССР по международным договорам.
3. Соглашения РФ об избежании двойного налогообложения.
продолжение
--PAGE_BREAK--