--PAGE_BREAK--1.2 Классификация государственных займов
Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. Государственные займы можно классифицировать следующим образом:
№
Классификационный признак
Виды займов
1
В зависимости от субъектов заемных отношений
— на размещаемые центральными органами управления
— размещаемые местными органами управления.
2
В зависимости от места размещения
— внутренние
— внешние
3
В зависимости от обращения на рынке
— рыночные – свободно обращаются на РЦБ, обычно используют для финансирования дефицита бюджета
— нерыночные
4
В зависимости от срока привлечения средств
— краткосрочные (до 1 года)
— среднесрочные (1-5 лет)
— долгосрочные (более 5 лет)
5
В зависимости от обеспеченности долговых обязательств
— закладные (обеспечиваются доходами или имуществом)
— беззакладные (обеспечиваются платежеспособностью эмитента)
6
В зависимости от характера выплачиваемого дохода
- Процентные займы подразумевают доход в виде начисления процента.
- Выигрышные – доход в виде выигрышей в момент погашения.
- При процентно-выигрышном займе владелец получает часть дохода при погашении купонов, а часть — в форме выигрышей.
- Беспроигрышные гарантируют выигрыш на каждую облигацию.
- Беспроцентные (целевые) не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию получения дефицитных товаров.
7
В зависимости от условий обращения
— с правом досрочного погашения
— без права досрочного погашения
8
По методам размещения
— размещаемые на добровольной основе
— по подписке
— принудительно
2. Состояние и динамика внутреннего государственного долга Российской Федерации 2.2 Состояние внутреннего государственного долга Российской Федерации
Согласно Федеральным Законам, доходы Федерального бюджета запланированы в объеме:
§ на 2007 год в сумме 6 965 317 200,0 тыс. рублей, расходы в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей;
§ на 2008 год в сумме 6 644 447 448,0 тыс. рублей, расходы в сумме 6 570 297 744,0 тыс. рублей;
§ на 2009 год в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, расходы в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей;
§ на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, расходы в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей.
Согласно отчету о состоянии государственного долга государственный внутренний долг на 1 января 2008 года составил 1 301 151,9 млн. рублей (3,9 % ВВП за 2007 год), на 1 января 2009 года –1 499 824,4млн. рублей (3,6 % ВВП за 2008 год) и увеличился на 198 672,5 млн. рублей, или на15,3 %.
Объем государственного внутреннего долга РФ
По состоянию на
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.
всего
в т.ч. государственные
гарантии в валюте Российской
Федерации
01.01.2005
778,47
12,93
01.01.2006
875,43
18,86
01.01.2007
1064,88
31,23
01.01.2008
1301,15
46,68
01.01.2009
1499,82
72,49
Доля государственного внутреннего долга,выраженного в государственныхценных бумагах, в объеме государственного внутреннего долга, на 1 января 2009 года, по сравнению с 1 января 2008 года, снизилась на 1,2 процента и составила 94,8 %. Значительную долю в государственном внутреннем долге, выраженном в государственных ценных бумагах, на 1 января 2009 года составляли обязательства по ОФЗ-АД –62,1 % (на 1 января 2008 года –64,7 %),которые относятся к долгосрочному сегменту рынка государственных ценных бумаг.
В рамках долговой политики по удлинению сроков внутренних заимствований в 2008 году основной объем осуществленных заимствований на внутреннем рынке носил среднесрочный и долгосрочный характер. За 2008 год объем внутренних среднесрочных долговых обязательств увеличился на 32 115,1 млн. рублей, или на 14,4 %, и составил на 1 января 2009 года 254 515,0 млн. рублей, объем долгосрочных долговых обязательств увеличился на 140 475,3 млн. рублей, или на 13,8 %, и составил на 1 января 2009 года 1 156 923,7 млн. рублей. Увеличение в структуре государственного внутреннего долга объема среднесрочных и долгосрочных обязательств, свидетельствует о качественном улучшении его структуры.
Объем рыночного долга в 2008 году увеличился на 96,6 млрд. рублей, или на 9,2 %, и составил на 1 января 2009 года 1 144,0 млрд. рублей, а его доля в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, снизилась до 80,5 % (на 1 января 2008 года — 83,9 %).
Дюрация[1] рыночногопортфеля государственных ценных бумаг снизилась с 5,8 лет на начало 2008 года до 5,4 лет на начало 2009 года.
По результатам проверки Счетной палаты, установлено, что в 2008 году увеличение объема государственных внутренних долговых обязательств было осуществлено в части ОФЗ-АД, ОФЗ-ПД, ГСО, целевого займа 1990 года и государственных гарантий на общую сумму 218 987,9 млн. рублей, в том числе по ОФЗ-АД — 74 436,2 млн. рублей, ОФЗ-ПД – 39 754,3 млн. рублей, ГСО – 76 000,0 млн. рублей.
За 2008 год в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственныхценных бумагах, доля ОФЗ-ПД сохранилась на уровне 23,1 %, объем ОФЗ-ПД составил на 1 января 2009 года 328 169,4 млн. рублей (на 1 января 2008 года — 288 415,1 млн. рублей). Увеличение осуществлено за счет размещения четырех новых выпусков ОФЗ-ПД со стандартными сроками обращения 3 и 5 лет.
В то же время доля ОФЗ-АД в объеме государственного внутреннего долга уменьшилась с64,7 % до 62,1 %, несмотря на то, что объем ОФЗ-АД в 2008 году увеличился на 74 436,2 млн. рублей и составил на 1 января 2009 года 882 026,2 млн. рублей.
В 2008 году были размещены 4 новых выпуска ГСО по закрытой подписке с объемом эмиссии 86 000,0 млн. рублей, в том числе ГСО-ФПС с погашением в 2009 году и объемом эмиссии 10 000,0 млн. рублей и с погашением в 2011 году и объемом эмиссии 35 000,0 млн. рублей, а также ГСО-ФПС с погашением в 2024 году и объемами эмиссии 8 000,0 млн. рублей и 33 000,0 млн. рублей. В результате за 2008 год доля ГСО в государственном внутреннем долге выросла с 5,1 % до 7,8 %, объем ГСО, на 1 января 2009 года составил 177 415,1 млн. рублей (174,9 % объема ГСО на 1 января 2008 года).*
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Реструктуризация внутреннего государственного долга РФ
Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении, прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, которые предусматривают другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.*
Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации не предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.*
Реструктуризация — превращение краткосрочной и среднесрочной государственной задолженности в долгосрочную, то есть перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее.
Например, реструктуризацией будет являться обмен долгов на облигации. Такой обмен проводится как непосредственно, когда старые обязательства сразу обмениваются на новые, так и опосредованно, когда средства, привлеченные за счет эмиссии, направляются на погашение уже существующих долгов. Если новые бумаги реализуются на рынке с меньшим дисконтом, такая операция приведет к сокращению общего объема задолженности. Подобная схема реструктуризации реализуется на добровольной основе только в случае, если новые обязательства признаются приоритетными по отношению к старым долгам. В противном случае ожидаемые платежи по старому долгу эквивалентны платежам по новому, который будет торговаться с тем же дисконтом, что и существующий. А снижения долгового бремени происходить не будет.**
Также, к реструктуризации государство может прибегать чтобы «переместить» займы из внешнего долга во внутренний. Увеличивая внутренний долг, правительство сможет тем самым уменьшать внешний. Это может быть целесообразным, так как погашение внутренних долговых обязательств менее проблемно, чем погашение внешних.
2.3 Государственные и муниципальные гарантии
Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация – гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Письменная форма государственной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет ее недействительность. В государственной гарантии должны быть указаны сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии.
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Исполнение государственных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов. Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Общая сумма предоставленных государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства.
При исполнении получателем государственной гарантии Российской Федерации своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается внешний либо внутренний государственный долг Российской Федерации, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов Российской Федерации либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.
На основании данных этого учета Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.*
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Государственная долговая книга РФ
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственная долговая книга Российской Федерации).
Информация о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными органами в Государственную долговую книгу Российской Федерации, государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.
Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта Российской Федерации, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу Российской Федерации, в порядке и сроки, которые установлены этим органом.
В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2.5 Обслуживание, и расходы на обслуживание внутреннего государственного долга РФ
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга. Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличится на 40,2 %, к концу 2012 года — более чем в 2 раза и составит 15,4 % ВВП. Объем государственного внутреннего долга увеличится в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года в 1,7 раза и составит 8,1 % ВВП.
С ростом объемов государственного долга увеличиваются расходы федерального бюджета на его обслуживание (процентные расходы), в 2010 году они будут выше в 1,5 раза, чем в 2009 году, в 2012 году — в 2,8 раза. Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга (процентные расходы) на 2010 год предусматриваются в сумме 304,0 млрд. рублей. По сравнению с отчетом 2008 года они увеличиваются на 150,7 млрд. рублей, или в 2 раза, по сравнению с утвержденными показателями на 2009 год — на 101,2 млрд. рублей, или в 1,5 раза. Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2010 году вырастет до 3,1 % по сравнению с 2 % в 2008 году. При этом индекс долговой устойчивости федерального бюджета (не более 6 %) не превышается.
Динамика расходов на обслуживание государственного долга в абсолютных размерах и относительно ВВП в 2008 — 2012 годах приведена в следующей таблице.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011г.
2012 г.
Темп роста 2012 г. к 2009 г., %
Факт
Закон № 204-ФЗ
Оценка
Проект
Изменение
Основные направления бюджетной политики
Изменение
Основные направления бюджетной политики
Изменение
Расходы на обслуживание государственного долга РФ
153,3
202,8
202,8
304
101,2
450,6
146,6
561
110,4
276,6
% ВВП
0,4
0,5
0,5
0,7
0,2
0,9
0,2
1
0,2
208,2
% к расходам федерального бюджета
2
2,1
2
3,1
1
4,8
1,7
5,8
1
281,3
Основными направлениями бюджетной политики на 2011 — 2012 годы прогнозируется рост процентных расходов в 2012 году до 561,0 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем утверждено на 2009 год. Относительно ВВП процентные расходы увеличатся с 0,5 % в 2009 году до 1 % в 2012 году, их доля в общих расходах федерального бюджета вырастет с 2,1 % до 5,8 % соответственно.
В связи с увеличением государственных внутренних заимствований расходы на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту. В 2010 году они прогнозируются в размере 194,0 млрд. рублей, что на 91,1 % превышает показатель 2009 года (101,5 млрд. рублей).
Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 50 % в 2009 году до 63,8 % в 2010 году.
В связи с формированием в законопроекте бюджетных ассигнований только на 2010 год в материалах, предоставленных одновременно с законопроектом, отсутствуют данные о расходах на обслуживание внутреннего госдолга на 2011 и 2012 годы. Примерные расчеты этих расходов, проведенные Счетной палатой с учетом примененных для 2010 года условий и допущений, показывают рост расходов относительно 2010 года в 2011 году на 43 — 48 % и в 2012 году на 55 — 60 %.
По предварительным расчетам Счетной палаты, расходы на обслуживание госдолга достигнут 291,6 млрд. рублей в 2011 году и 352,0 млрд. рублей в 2012 году и увеличатся относительно ВВП с 0,45 % в 2010 году до 0,66 % в 2012 году.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Управление внутренним государственным долгом РФ 3.1 Принципы управления внутренним государственным долгом РФ
Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.
Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.
Управление и обслуживание внутреннего долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета.
В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие основные принципы:
безусловности– обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;
единства– учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных правительством РФ;
снижения рисков– размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;
оптимальности структуры– поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;
сохранения финансовой независимости– поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;
гласность— предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
§ удержание величины внутреннего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба для финансирования программ социально-экономического развития;
§ минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
§ поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
§ обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;
§ разнообразие долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.
В условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним могут быть приняты решения о новации, унификации, конверсии, консолидации, отсрочке погашений займов или аннулировании государственного долга.
Новация– соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.
Унификация– это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпушенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.
Конверсия– это одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.
Консолидация– это изменение условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.
Отсрочка погашения займов– это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.
Аннулирование государственного долга– это отказ государства всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают: предельные объемы государственного внутреннего долга; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ; верхние пределы государственных внутренних гарантий.
3.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом.
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.
Не рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
В зависимости от срока обращения, государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Однако, максимальный срок не может превышать 30 лет.
Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные документированные) и безналичные, по способу выплаты доходов.
Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам, в их числе:
§ установление фиксированного процентного платежа;
§ применение ступенчатой процентной ставки;
§ использование плавающей ставки процентного дохода;
§ индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;
§ реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены;
§ проведение выигрышных займов.
В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая доходность, полная доходность.
Показатель полной доходности используется для измерения общей ценности облигаций для инвестора простая и эффективная доходность к погашению. Эффективная доходность к погашению учитывает сложные проценты. Расчет осуществляется методом итерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:
§ первоначальная цена, уплаченная за облигацию;
§ частота выплат дохода по купону;
§ дата погашения облигации;
§ основная сумма, которая должна быть выплачена на дату погашения;
§ реализуемость на рынке (спрос и предложение);
§ кредитный риск.
Перед государством же стоит важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.
Виды и особенности государственных ценных бумаг.
Рынок государственных облигаций, выпущенных Министерством финансов РФ и обращающихся на биржевом рынке (ММВБ), представлен следующими видами облигаций:
1.Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
2.Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)
3.Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)
4.Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)
5.Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
Доходом по ГКО выступает дисконт, т.е. разница между ценой реализации (при погашении эта цена равна номиналу облигаций) и ценой их приобретения при первичном размещении или на вторичном рынке. Срок обращения ГКО до 1 года. Номинал облигации 1 000 рублей.
Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)
ОФЗ-ПК относятся к облигациям с неизвестным купонным доходом. Облигации с неизвестным (переменным) купонным доходом дают его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Размеры каждого купона ОФЗ-ПК объявляются непосредственно перед началом соответствующего купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО, которые погашаются примерно в одно время с датой выплаты этого купона. При этом, возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. Номинал облигации составляет 1 000 рублей. Срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.
ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД относятся к облигациям с известным купонным доходом. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются Эмитентом) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. При этом, здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу.
Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)
В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Срок обращения этих облигаций от 1 года до 30 лет, частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.
Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)
В случае ОФЗ-ФД величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат. Срок обращения облигаций более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 10 или 1000 рублей.
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)
Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.
Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.
Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС)
Облигации номиналом 1000 руб., публичное размещение. Ставка купона 6,1% годовых, периодичность выплаты купона 4 раза в год. Срок обращения 5 лет. Агентом по обслуживанию выступает Сбербанк России.
Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС)
Облигации номиналом 1000 руб., частное размещение, ставка купона от 6% до 8,5%. Срок обращения 16 лет, периодичность выплаты купона 2 раза в год. Агент по размещению – Сбербанк России. В круг потенциальных инвесторов входят резиденты РФ – страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд РФ, другие государственные внебюджетные фонды РФ; управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов.
Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ)
В данный момент нет в обращении.
Так же данные о государственных ценных бумагах представлены в приложении 1.
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах
млрд. руб
Виды
ценных бумаг
на 01.01.2005
на 01.01.2006
на 01.01.2007
на 01.01.2008
на 01.01.2009
ГКО
0,02
0,02
*
*
*
ОФЗ-ПК
0,001
0,001
*
*
*
ОФЗ-ПД
43,31
123,64
205,62
288,42
328,17
ОФЗ-ФК
171,22
131,13
94,83
51,43
33,83
ОФЗ-АД
542,24
596,33
675,16
807,59
882,03
ГСО-ППС
0,42
10,42
45,41
ГСО-ФПС
52,00
91,00
132,00
ОГНЗ
*
*
*
*
*
ОГВЗ
1991 года
*
*
*
*
*
ОРВВЗ
1992 года
0,03
0,03
0,03
0,03
0,03
ОГСЗ
0,0002
*
*
*
*
Итого
внутренний
долг
756,82
851,15
1 028,06
1 248,89
1 421,47
продолжение
--PAGE_BREAK--