Реферат по предмету "Экономика"


Внутрифирменные расчеты: их принципы, механизмы и особенности

Олег Иванович Boлкoв, доктор экономических наук,профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.
Каждыйиз видов внутрифирменных расчетов имеет свои особенности, принципы, механизмреализации и нормативную базу. Они строятся на внутренних документах, разработанныхи утвержденных руководством с учетом действующего законодательства. В такихрасчетах могут присутствовать элементы рыночных отношений, в частностиосуществление внутрихозяйственного оборота на возмездной основе, в том числе сиспользованием трансфертных цен. Рассмотрим перечисленные выше виды расчетовболее подробно.
Внутрифирменныерасчеты — это экономические отношения, обусловленные внутренней средойхозяйствующего субъекте, под воздействием рынка. Внутрифирменные расчеты можноподразделить на следующие виды:
расчетымежду фирмой, дочерними и зависимыми обществами;
расчетымежду фирмой, ее филиалами, представительствами и обособленными рабочимиместами, расположенными на отдельных территориях вне основного местоположенияфирмы;
расчетымежду структурными подразделениями фирмы.
Каждыйиз видов внутрифирменных расчетов имеет свои особенности, принципы, механизмреализации и нормативную базу. Расчеты между фирмой, дочерними и зависимымиобществами следует квалифицировать как расчеты группы взаимодействующихпредприятий. Этот вид расчетов обусловлен требованием возрастания доходностиоборотного капитала, инвестированного фирмой, выступающей в качестве головнойорганизации. Расчеты между фирмой, ее филиалами, представительствами и другимиобособленными подразделениями связаны в основном с требованиями налоговогозаконодательства, где предусматриваются отдельные виды налоговых платежей поместу нахождения обособленного структурного подразделения. Расчеты междуструктурными подразделениями фирмы предназначены для стимулирования эффективнойработы персонала. Они строятся на внутренних документах, разработанных иутвержденных руководством с учетом действующего законодательства. В них могутприсутствовать элементы рыночных отношений, в частности осуществлениевнутрихозяйственного оборота на возмездной основе, в том числе с использованиемтрансфертных цен. Рассмотрим перечисленные выше виды расчетов более подробно.
Расчетыгруппы взаимодействующих предприятий. Под группой взаимодействующих предприятийпонимается группа, в состав которой входит несколько юридических лиц. Сама жегруппа не имеет статуса юридического лица. Отличительной характеристикой группыпредприятий является их внутренняя экономическая зависимость от основной фирмы.Зависимость устанавливается путем участия в уставном капитале дочернихпредприятий, либо инвестиций в другие предприятия, либо заключения договоров сцелью влияния на принятие стратегических управленческих решений. Так создаетсягруппа взаимодействующих предприятий, состоящая из основной фирмы, дочерних и зависимыхобществ.
Расчетыв группе взаимодействующих предприятий осуществляются в соответствии сдействующим законодательством и обычаями хозяйственного оборота. Однако засделками купли-продажи внутри таких групп может устанавливаться контроль состороны налоговых органов. Суммы средств, переданных между основной фирмой идочерними предприятиями, относятся к доходам от внереализационных операций иподлежат налогообложению. Наиболее важными с точки зрения интересов материнскойфирмы являются расчеты по дивидендам на вложенный капитал в дочерние изависимые предприятия. Группа формирует сводную информацию о результатахдеятельности и финансовом положении как группы в целом (сводная отчетность), таки каждого предприятия, входящего в группу. Сводная отчетность исключаетвнутренний оборот взаимодействующих предприятий. Информация представляетсяакционерам фирмы. По этой информации можно оценить эффективность вложенногокапитала.
Расчетымежду фирмой, ее филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями.Это расчеты по выделенному имуществу, взаимному отпуску материальных ценностей,продаже продукции (работ, услуг), передаче расходов по общеуправленческойдеятельности, оплате труда персонала и другим текущим операциям. Фирмасоставляет общий баланс, включающий показатели всех структурных подразделений.Обособленные подразделения платят налоги по месту нахождения. Рассчитывает этиналоги фирма. К обособленным подразделениям по налоговому законодательствуотносятся любые территориально обособленные от фирмы подразделения, по местунахождения которых оборудованы стационарные рабочие места.
Расчетымежду структурными подразделениями. В начале 1990-х годов наибольшее развитие ираспространение в расчетах между подразделениями предприятия получил хозрасчеткак особая форма экономических отношений. Хозрасчет основывался на такихпринципах, как хозяйственная инициатива, взаимосвязь вознаграждения за труд сего результатами, режим экономии материальных ресурсов, планирование, контроль,ответственность и др. Принципы хозрасчета реализовывались через механизм, которыйпредполагал функциональное разделение труда внутри предприятия. Механизмстроился с учетом взаимодействия структурных подразделений. Информация овзаимных расчетах, обслуживающих внутрифирменный оборот, позволяла разработатьперечень показателей и нормативов для планирования и контроля хозрасчетнойдеятельности структурных подразделений. Механизм внутрифирменного хозрасчетаиспользовал систему взаимных претензий, которая предполагала ответственностьпри взаимных расчетах, обслуживающих внутренний оборот предприятия.
Трансфертныецены. В настоящее время в производственной практике во внутрифирменных расчетахприменяются трансфертные цены. Они используются для того, чтобы заинтересоватьруководителей структурных подразделений в принятии эффективных управленческихрешений, а также служат информационной базой для их принятия. Действия, предпринимаемыедля увеличения прибыли отдельных подразделений фирм, должны способствоватьувеличению прибыли и улучшению финансового состояния фирмы в целом.
Прибыль,которая рассчитывается на основе трансфертных цен, является показателемэффективности управления внутрифирменным подразделением. Трансфертные ценыобеспечивают определенную экономическую самостоятельность структурныхподразделений и наделяют руководителя большей автономией при принятииуправленческих решений. Отношения купли-продажи проникают во внутрифирменныесвязи, и трансфертные цены являются механизмом их осуществления. Изделия, передаваемыеот одного подразделения предприятия другому, принято называть полуфабрикатом.Изделие, поставляемое на сторону, называют конечным продуктом. Полуфабрикатподвергается дополнительной обработке и составляет часть издержек предыдущейобработки. Руководители фирмы решают, продавать полуфабрикат или подвергать егодальнейшей обработке, включая в состав конечной продукции, используя методсравнения предельных издержек и доходов, полученных при дальнейшей егообработке.
Еслисчитать, что не существует рынка этого полуфабриката, то в данном случае вернымрешением будет превращение полуфабриката в конечный продукт. Когда изделиепередается из одного подразделения в другое, часть выручки подразделенияпоставщика становится частью издержек принимающего подразделения. Следовательно,цены, по которым передаются изделия, могут влиять на показатели работы каждогоподразделения, занятого изготовлением продукции. Есть опасность того, чтонеправильно установленные трансфертные цены приведут к искажению показателейработы подразделений.
Внекоторых ситуациях при установлении трансфертных цен для разных подразделенийфирм могут возникать конфликты. Например, равенство трансфертных цен предельнымиздержкам может устраивать высшее руководство фирмы, но руководительподразделения поставщика не имеет стимула передавать свое изделие по предельнымиздержкам потому, что показатели работы его подразделения при этом равенстве небудут улучшены. Если трансфертные цены устанавливаются для подразделения науровне предельных издержек, то при этом сужается его автономия. Все этонеобходимо учитывать при использовании в практике хозяйствования трансфертныхцен, Решение этих конфликтных ситуаций следует рассматривать с точки зрениятеории и практики ценообразования.
Методытрансфертного ценообразования. Основой установления трансфертных цен могутслужить:
рыночныецены;
предельныезатраты;
издержкипроизводства;
договорныецены.
Рыночныецены используются когда цена полуфабриката на конкретном рынке равна текущейрыночной цене, которая является наиболее подходящим базисом для трансфертнойцены. Когда передача полуфабриката осуществляется по рыночной цене, оценкауровня работы структурного подразделения должна учитывать его реальный вклад вобщий доход фирмы. Если подразделения-поставщика не существует, то полуфабрикатбудет куплен на рынке по текущей цене. В свою очередь, если нет принимающегоподразделения, то полуфабрикат будет реализован на внешнем рынке по той жецене.
Когдаподразделение-поставщик не имеет ограничений по мощности, трансфертная цена должнабыть равна предельным издержкам на тот выпуск, при котором предельные издержкиравны сумме чистой предельной выручки принимающего подразделения отиспользования полуфабрикатов и предельной выручки от их продажи. Когдапеременные издержки на единицу продукции не меняется, это правило дасттрансфертную цену, равную переменным издержкам подразделения-поставщика.
Трансфертныецены определяются по методу «издержки-плюс», если нет ограничений по мощности, т.е. при определении трансфертных цен используется нормативный уровеньсебестоимости продукции, и к ней прибавляется тем или иным способомопределенная прибыль. Отечественная и зарубежная практика показывает, чтомногие фирмы используют трансфертные цены по методу «издержки-плюс». Причем воснове трансфертной цены могут быть как переменные, так и общие издержки иисчисленная тем или иным способом прибыль. Используется этот метод в том случае,когда нет рынка полуфабрикатов или он несовершенен. Величина прибыли в ценеможет быть определена путем распределения прибыли от продаж по изделиюпропорционально заработной плате, себестоимости обработки или фондоемкостидеталей и узлов, производимых в производственных подразделениях. Когда рынокнесовершенен, трансфертные цены будут установлены на уровне переменных издержек,если в расчете на единицу продукции они будут сохраняться на неизменном уровне.В этой ситуации подразделения-поставщики не получат прибыли. Тогда возникнетконфликт из-за того, что правильно установленная (с точки зрения менеджментафирмы) трансфертная цена принесет подразделению-поставщику нулевую прибыль.Разрешение конфликта при установлении трансфертных цен возможно путемраспределения прибыли между подразделениями.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Афоризмы в романе "отцы и дети" Тургенева
Реферат А. С. Пушкин и Москва
Реферат Взыскание задолженности в порядке субсидарной ответственности с участников ОДО
Реферат 'Миллион терзаний' Чацкого
Реферат Проблема здоровья и долголетия человека
Реферат Афины по комедиям Аристофана
Реферат Вплив розвитку міжрегіонального та прикордонного співробітництва на підвищення рівня стабільності економіки регіону
Реферат Современные взгляды на применение ко-тримоксазола
Реферат Составление психологических заключений
Реферат "Поучение" Владимира Мономаха
Реферат Інструкція з організації охорони життя і здоровя дітей у дошкільних навчальних закладах
Реферат Артмир по Достоевскому
Реферат "Поднятая целина" (Идейно-художественное содержание)
Реферат "Три злодейства Германна" - А.С. Пушкин "Пиковая дама"
Реферат Повышение эффективности маркетинговой деятель¬ности компании Loreal на российском рынке косметиче¬ских средств (инновационный аспект)