Министерство Образования и НаукиРоссийской Федерации
Федеральное Агентство по образованию
Российский государственный социальныйуниверситет
Филиал РГСУ в г.Обнинске
Курсовая работа
по дисциплине: Экономический анализ
тема: Влияние ценообразующих факторовна результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Обнинск – 2009г.
Введение
Экономический анализ как наукапредставляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развитияи функционирования систем и направленных на познание методологии оценки,диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятияявляется полученная выручка от реализации товаров, выполненных работ, оказанныхуслуг. На этот результат могут оказывать влияние множество различных факторов. Вданной курсовой работе рассматривается влияние ценообразующих факторов.Ценообразующие факторы — это причины, воздействующие непосредственно илиопосредованно на формирование цены.
В условиях рыночной экономикизначение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движениематериальных потоков, распределение товарной массы, уровень жизни общества исоответственно влияет на конечный результат деятельности. Принятие решения вобласти цен сопряжено с необходимостью, учитывать многочисленные факторы, вчастности такие, как:
· Себестоимостьтовара, или вернее, ее стоимостная оценка, насчитанная различными способами;
· Цена конкурентови возможность ее изменения;
· Ожидаемая реакцияпокупателей на возможное изменение цены;
· Прямое икосвенное воздействие со стороны государства на политику цен.
Организация должна стремиться кполучению наибольшего дохода при наименьшем расходовании средств. Правда невсегда получается достигнуть намеченных результатов. Становясь объектом товарно-денежныхотношений, предприятия должны сформировать такую систему экономическихотношений, которая обеспечила бы их конкурентоспособность и устойчивое положениена рынке. В настоящее время значительная частьпредпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практическихзнаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате онизачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в рядеслучаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Такимобразом, цена и ценообразующие факторы прямо влияют на конечный результатфинансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Целью данной курсовой работы являетсяизучение ценообразующих факторов, рассмотрение их в отдельности, а такжеизучение того, каким образом оказывают влияние на результатфинансово-хозяйственной деятельности ценообразующие факторы.
1.Анализ ценообразующих факторовРыночная цена товара формируется под влиянием большого числафакторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовойполитики фирма должна выявить и проанализировать все эти ценообразующиефакторы. Ценообразующие факторы — это причины, воздействующие непосредственноили опосредованно на формирование цены[5, С.155].
Они могут быть как внешние по отношению к фирме и неконтролируемые ею, так и внутренние. На рис. 1 представлена система ценообразующихфакторов.
/>
Рисунок 1. Система ценообразующих факторов ОЦП — общественнаяцена производства; ОИП — общественные издержки производства; СП — средняяприбыль; СДС — состояние денежной сферы; ПСД — покупательная способность денег;ВК — движение валютных курсов; ССП — соотношение спроса и предложения; С — спрос; П — предложение; К — конкуренция; Ц — ценовая; Н — неценовая; ГРЦ — государственное регулирование цен; П — прямое (административное) регулирование;КР — косвенное (экономическое) регулирование; КТ — качество товара; ОП — объемпоставок; ВПП — взаимоотношение между продавцом и покупателем; УП — условияпоставок; ФЦ — франкирование цен.
Основными из этих факторов являются:
· Спрос напродукцию;
· Государственноерегулирование цен;
· Издержки попроизводству и реализации продукции;
· Конкуренция идругие факторы.1.1 Спрос, как ценообразующий фактор и его влияние нарезультат деятельности предприятия
Спрос – это однаиз сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для негопричинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономическихзаконов. В частности, закон спроса выражает:
· обратнуюзависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
· постепенноеубывание спроса на данный товар или услугу.
Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количествопокупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше ценаи отчетливей тенденция к ее росту, тем меньшее количество товаров или услугбудет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продажтовара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если ценаснижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает, а следовательновозрастает вероятность того, что предприятие получит больший доход от своейреализации. Зависимости подобного характера возникают, например, в следующихситуациях: когда рынки дефицитны, т.е. очевидна нехватка каких-либо товаров иуслуг, то цены на эти товары и услуги неизбежно будут расти. Напротив, когда нарынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их реализация, т.е.продажа, возможна лишь при условии снижения цен [11, С.98].
Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенноеубывание спроса. Снижение количества продаж данного товара или услугипроисходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщенияпотребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждаяпоследующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителюсравнительно меньшую пользу, выгоду, удовлетворение.
В данном случаезакон сопряжен с действием закона убывающей предельной полезности экономическихблаг. На рынках это проявляется в том, что продажа каждой дополнительной единицытовара становится возможной лишь при снижающейся цене. Потребители осуществятдополнительную покупку данного товара или услуги лишь при условии, что цены наних снизятся [11, С.101].
Особый характер зависимости между ценой товара (P) и количеством его продаж (Q), а также постепенное убываниеспроса показаны на рис. 2
Пологоопускающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как описываетобратную линейную зависимость между двумя переменными – ценой и количествомпродаж товара, а также снижающуюся предельную полезность каждой дополнительнойпокупки одноименного товара, что объясняется падением его цены.
Если цена товара возрастает от точки В до точки А,то объем продаж снижается. Это показано стрелками на осях графика. Направлениестрелок на осях графика изменяется на противоположное, если цена снизится внаправлении от точки А к точке В. Любой точке – А, В ит.д. — на кривой спроса DD соответствует определенное значение двухпеременных – цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки влюбую другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызываетобратное движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса DD неизменилась, ее смещения в ту или иную сторону не произошло. Это означает, чтоспрос не изменился, он остался прежним: изменение цен меняет лишь объем продажтовара, но не спрос [3, С.57].
Другой случай. Изменяются не соотношения цен и объемы продаж,а так называемые неценовые факторы: доходы покупателей, их субъективные вкусы,мода, потребительские характеристики товаров и т.п. Что происходит в подобныхслучаях с кривой спроса? Ответ однозначен: изменение неценовых факторов спросавызывает перемещение и изменение конфигурации, наклона кривой спроса, выражаяизменение количества проданных товаров по той же, не изменяющейся, цене. Спросне бывает, статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов,о чем свидетельствует то или иное смещение кривой спроса. Еще раз подчеркнем,что к числу таких неценовых факторов, меняющих спрос покупателей, относятсяследующие:
· уровень доходов вобществе;
· размеры рынкаданного товара и наличие на потребительских рынках взаимозаменяемых ивзаимодополняемых товаров;
· субъективноеотношение покупателей к товарам;
· гарантийный ипостгарантийный сервис продаваемых товаров и т.п.
На рис. 3апунктирной кривой спроса показано его увеличение под воздействием неценовыхфакторов. Рост спроса — это смещение всей кривой вправо и вверх, что означаетувеличение объема продаж товара по той же, не изменившейся, цене.
На рис. 3бпоказано уменьшение спроса: пунктирная кривая спроса сместилась влево и вниз.Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами и выражается вснижении объема продаж при не изменяющейся цене за единицу товара.
Если при росте цен кривая спроса падает, то криваяпредложения, наоборот, возрастает. Предложение товаров на рынке – это другая,не менее существенная, сторона предпринимательства, выражающая прямуюзависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых кпродаже. Возрастание кривой предложения при росте цен объясняется тем, чтоповышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж.Кривая предложения показана на рисунке 4.
Цена, при которой спрос и предложениеравны, называется равновесной ценой. Это именно та цена, по которой товар будетпродан.
На рис. 5 показаны внаиболее общем виде те многообразные и динамичные процессы, которые происходятреальной действительности в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночнаяцена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка,ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса ипредложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.
Спрос и предложениеуравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о ценеговорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентномрынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяютсярыночным спросом и предложением.
При прочих равныхусловиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спросаи предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести,соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке.При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.
Точка пересечениякривых спроса и предложения Е соответствует определенному уровню цены РЕ,отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновеснойцене (отмечено на оси абсцисс).
Как показано на рис.5, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, кточке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будеттолкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. Вконечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которойбудет продаваться QE товаров на рынке [8, С.91].
Спрос на различные товары может бытькак эластичным, так и неэластичным. К товарам неэластичного спроса относятся,например, товары повседневного спроса, относительно недорогие товары и другие [9,С.178].1.2 Государственное регулирование цен
Определенную роль в ценообразованиииграет государство, осуществляя регулирующую функцию. В условиях несовершенногорынка возникает равновесная цена, которая не способствует оптимальномусостоянию и стабильности в обществе. Поэтому государство путем установлениярегулирующих цен целенаправленно создает новые условия равновесия. Но при этомнеобходимо учитывать следующие факторы:
a) Устанавливаемаягосударством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием измененийспроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затовариваниепродукции, не находящей сбыта;
b) Полный отказгосударства от вмешательства в процесс ценообразования лишает общество возможностивоздействовать на уровень цен отраслей и предприятий – монополистов, а такжелишает население социальной поддержки, особенно его малообеспеченных слоев [10,С.132].
Правительство Российской Федерации принимает решения о введениигосударственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органовисполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечнипродукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, ипересматривает их по мере необходимости [3, С.61].
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.
Прямое вмешательство государства в действующие цены означаетучастие государства в формировании уровней, структуры и движения цен,установлении определенных правил ценообразования.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства:
1) Замораживание цен(общее или на отдельные группы товаров);
2) Установлениефиксированных цен и тарифов;
3) Установлениепределов возможного роста (падения) цены за определенный период времени;
4) Установлениепредельного норматива рентабельности;
5) Установлениепредельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.
К формам косвенногорегулирования цен можно отнести следующие методы:
1) Применениельготного налогообложения;
2) Установкаакцизов;
3) Льготногокредитования;
4) Субсидирования идотирования из бюджета и т.д. [10, С.144]1.3 Влияние издержек по производству и реализации продукции
Затраты на выпуск продукции определяются как стоимостьизрасходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения [6, С.197].
Для предприятий основным по значимости элементом в составецены товара является его себестоимость – выраженные в денежной форме затраты напроизводство и реализацию продукции. В конечном итоге себестоимость оказываетпрямое влияние на конечный результат финансово-хозяйственной деятельности.Ведь, учитывая все затраты, формируется прибыль или убыток, когда затратыпревышают полученные доходы [2, С.219].
Издержки принято подразделять на два вида: постоянные ипеременные. Постоянные (накладные) — затраты, размер которых не зависит отобычных колебаний объема выпуска и выручки от оборота. Так, фирма должнаежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачивать проценты,заработную плату администрации и т.д. Переменные же издержки непосредственнозависят от объема выпуска. Это, в основном, — затраты на сырье и заработнуюплату.
В нашей стране базой при формировании цен служат общие илиполные затраты.
Кроме расходов,связанных с производством товаров, предприятия и общество в целом затрачиваютзначительные средства на доведение готовой продукции до потребителя. Нередко посвоей величине они превосходят затраты на производство. Произведенный товарнадо перевозить, в процессе транспортировки погружать и разгружать, хранить наоптовых или перевалочных базах, доводить до розничной сети, подрабатывать,подсортировывать, рекламировать, упаковывать, наконец, продавать. Это такназываемые расходы в сфере обращения товаров, т.е. издержки обращения.
Как ипроизводственные издержки, издержки обращения состоят из материальных затрат ирасходов на оплату труда разной категории работников. Здесь есть своиорганизаторы сбыта, умелые управленцы, специалисты по качеству товаров и порекламе, обученные продавцы.
Посвоей экономической сущности, источникам возмещения, влияния на стоимость ицену товара издержки обращения подразделяются на чистые и дополнительные.Сущность этого деления состоит в следующем: затраты на рекламу товаров, оплатутруда продавцов, на содержание торговых помещений и ведение кассовых операцийотносятся к категории непроизводительных затрат. Труд людей, занятых на этихоперациях, несмотря на его общественную полезность, также являетсянепроизводительным трудом. Им не создается новая стоимость. Следовательно,такие расходы компенсируются за счет части прибавочной стоимости, котораяпередается торговцу промышленником за оказываемую услугу.
Чтокасается расходов на транспортировку товаров, хранение нормальных их запасов наскладах, подработку, подсортировку, упаковку, то они связаны с продолжениемпроцесса производства, но уже в сфере обращения. Это производительные затраты итруд данной категории работников тоже является производительным. Им создаетсяновая стоимость, которая присоединяется к производственным затратам, увеличиваятем самым стоимость товаров. Эти издержки возмещаются, таким образом, за счетвновь создаваемой стоимости. Одна ее часть принимает форму заработной платыданной категории работников, другая образует прибыль предпринимателя.
Делениеиздержек обращения на чистые и дополнительные было произведено К. Марксомприменительно к капиталистическому способу производства. Оно имеет чистотеоретическое значение и в этом плане применимо ко всем экономическим системам.Но К. Маркс данным анализом показал, что одна группа торговых работников несоздает ни новой стоимости, ни прибавочной стоимости. Их эксплуатациязаключается в том, что своим трудом они реализуют для торгового капиталиста туприбыль, которая передана ему промышленником как плата за посредничество вторговых операциях. Другая же группа торговых работников своим трудом не толькосоздает для себя необходимый продукт в форме заработной платы, но и производитдля хозяина прибавочную стоимость. Следовательно, рабочий день наемныхработников в торговле, как и в производстве, делится на необходимое иприбавочное рабочее время [2, С.224].1.4 Конкуренция, как ценообразующий фактор
Мощной рыночной силой, которая экономическим способомзаставляет всех товаровладельцев изготавливать продукты по равновесной цене,служит конкуренция [3, С.48].
Конкуренция (лат. «конкурро» — сталкиваюсь) — соперничествомежду участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли ипродажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективнымиусловиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, егополной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другимитоваровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба завыживание и экономическое процветание — экономический закон товарногохозяйства,
Конкуренция — это поистине «война всех против всех». На рынкевсеобщее сражение ведется на три «фронта». Первый фронт мы обнаруживаем средипродавцов. Все они хотят продать свои продукты подороже. Однако когдасоперничество между ними обостряется, побеждает тот, кто сбывает товарыдешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда даже применяетсядемпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым)ценам. Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятсяприобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается остроесоперничество, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокуюцену по сравнению с рыночной. Наконец, главный фронт «сражения» проходит междуармией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях вотношении уровня цены. Какая же армия выигрывает сражение? Разумеется, та,которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. В исходевсей этой многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке устанавливаетсяобщая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством.Конкуренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравнивающей рыночныецены. Конкуренция среди продавцов, покупателей и между ними выступает решающейсилой, которая вызывает центростремительное движение рыночной цены к уровнюравновесной ситуации. Очевидно, что в свободно развивающемся рыночном хозяйствезакон стоимости может действовать единственно возможным способом — черезколебания конкуренции и соответствующие этому изменения соотношения спроса ипредложения, а в конечном счете — приближения рыночной цены к равновесномууровню [8, С.97].
В рыночном хозяйстве конкуренция является не толькоценообразующим фактором, но и заставляет производителей товаров и услугобращать больше внимания на качество продукции. Только на качественный товарможно поднять цену и спрос на него только увеличится. Ведь многие людипредпочитают качество цены.
Таким образом, конкуренция является главным ценообразующимфактором регулирующим производство товаров и выпуск их в общее пользование [1,С.202].
На уровень цен оказывает влияние и ряд других факторов,например стадия жизненного цикла изделия, организации – участники продвижениятовара от производителя к потребителю, сами потребители, инфляция и др. Учетвлияния всех факторов в комплексе позволит фирме выработать правильную политикуценообразования, что в конечном итоге приведет к положительному финансовомурезультату предприятия.
2.Влияниеценообразующих факторов на результаты деятельности на примере ООО «Электросеть»
Конечный результатхарактеризует степень достижения цели или целей, ради которых приводится вдвижение весь механизм хозяйственной деятельности. Как известно, экономическиеотношения лежат в основе всех других отношений между людьми – политических,культурных. Поэтому, конечные финансовые результаты – это, по сути, то, ради чеговсе живут и работают.
Не всегда этирезультаты удовлетворяют нас. Для этого и нужно проводить их анализ.Характерной чертой почти всех людей есть то, что все начинают что-тоанализировать только в том случае, когда не получается увидеть тот финансовый результат,который хотят видеть. Когда же результат этот удовлетворительный – принимаетсяэто как должное. Но анализировать положительный результат так же важно, как иотрицательный. Ведь гораздо лучше изучить те причины, которые привели кполучению положительного для нас результата, нежели те, которые к нему непривели. Поэтому анализировать конечный результат надо в любом случае.
Результаты деятельности предприятий определяются выручкой отреализации и полученной за определенный период прибылью. Прибыль рассчитываетсяпо определенным формулам: из выручки вычитаются все материальные затраты сучетом налогов и других платежей. Выручка же определяется исходя из сумм,поступивших на расчетный счет предприятия, как сумма оплаченных контрактов.Таким образом, выручка равна сумме произведений цены на количество по каждомувиду изделий по каждому из контрактов. Чем выше цена – тем больше выручка отреализации. К сожалению, сама по себе выручка от реализации не может бытьпоказателем эффективности работы предприятия. Эффективность работы предприятияопределяет система показателей[4, С.261].
Прибыль – один из основных показателей хозяйственной работыпредприятия. С его помощью определяется уровень рентабельности, то естьприбыльность, а также эффективность функционирования предприятия. Еслисобственные издержки превышают денежные поступления от реализации, тогда имеютместо убытки от реализации.
Общий финансовый результат, который отображается вбухгалтерском балансе, называется балансовой прибылью или убытком. Этот показательсостоит из прибыли от реализации товарной продукции, прибыли (убытков) отдругих видов реализации и внереализационных результатов (других прибылей иубытков) [7, С.144].2.1 Характеристика и анализ деятельности ООО «Электросеть»
В данной курсовой работе анализвлияния ценообразующих факторов на результаты финансово-хозяйственнойдеятельности будет осуществляться на примере Общества с ограниченнойответственностью «Электросеть», которое создано в соответствие с законодательствомРФ. Зарегистрировано от 02 июля 1993 года в городе Москве. Учредителем являетсягенеральный директор Шохирева Татьяна Викторовна, действующий на основанииустава. Свою хозяйственную деятельность предприятие ведет в арендуемом зданиипо адресу: Каширский пр-д, дом 17, стр.5.
ООО «Электросеть» — один из лидеров на рынкеэлектроустановочных изделий, светотехнической и кабельно-проводниковойпродукции. За 15 лет успешной работы деловыми партнерами компании сталипредставители более 4 тысяч торговых компаний, строительных и монтажныхорганизаций.
Компания «Электросеть» являетсяофициальным представителем, дистрибьютором и партнером ведущих российских имировых производителей электро- и светотехнической продукции. Фирмойпредлагается широкий ассортимент продукции высокого качества известных торговыхмарок России, Германии, Франции, Польши, Белоруссии, Украины, Турции, Китая идругих стран. Обеспечивается комплексное обслуживание заказчика любойэлектротехнической и светотехнической продукцией с качественной поставкой посогласованному графику. Собственные складские площади обеспечивают покупателямбесперебойные и своевременные поставки всей продукции. Вся продукция,предлагаемая компанией, сертифицирована.
Цены на светотехническую продукцию любойиз клиентов фирмы может узнать на официальном сайте www.electroset.ru вкаталоге изделий, скачать прайс-лист в удобном формате, либо позвонитьменеджерам.
Некоторый ассортимент продукции,реализуемой компанией «Электросеть» представлен в таблице 1.
Таблица 1. Ассортиментный переченьпродукции ООО «Электросеть»
Номенклатура Наименование товара
1 2
Электроустановочные изделия Выключатели, розетки, вилки, разъемы, электропатроны, коробки монтажные: Wessen, Кунцево Электро, БелТиз, Гуси электрик, Schneider Electric, Legrand, Makel, Vi-Ko, Белоцерковское УПП УТОС
Светотехнические изделия Светильники люминесцентные — ПРАМЕНЬ, ПОЛЕСЬЕ, ЛПО, Уют, Tehnolux, Northcliffe, Световые технологии. Светильники аварийные — Sunca, Vito. Влагозащищённые — ProLight, Lena Lighting. Садово парковые — Elkamet, Garden light. Офисно бытовые — Vito, Home light. Уличное освещение — Ардатов, Лихославль, Алатырь (ООО ТД «Светотехника»). Лампы — Osram, GE, Космос, Vito, Navigator. Фонари — Космос. Элементы питания — Samsung — Pleomax, Космос.
Кабельно-проводниковая продукция АВВГ, ВВГ, NYM, ВВГнг, КГ, ПУНП, ПУГНП, АПВ и др. Сетевые фильтры — Power Cube, Most, ITP. Удлиннители — Makel, Меркурий, Пересвет. Кабель — каналы — T-Plast, Ecoplast, Mutlusan. Трубы ПВХ, металлорукав, крепежные изделия. Звонки: «Эксинол» г.Москва, Zamel (Польша), Jazz.
Низковольтная коммутационная аппаратура Автоматические выключатели, УЗО, счетчики, электрические магнитные пускатели, контакторы, реле, рубильники, предохранители, трансформаторы посты кнопочные, пакетные и концевые выключатели Электродвигатели, фотореле, сенсорные датчики
Компания также предлагает следующие услуги: монтаж системэлектроснабжения и электроосвещения, производит оценку проектных решенийэлектромонтажных работ, комплектацию оборудования, монтаж кабеленесущих систем,прокладку кабеля, силовых и вспомогательных систем энергообеспечения объектов.
Как говорилось выше, одним изосновных ценообразующих факторов является конкуренция. Ценовой политикой ООО «Электросеть»является установление цен несколько ниже, чем у конкурентов. Такая стратегияимеет своей целью получение большей прибыли за счет увеличения объема продаж иповышения доли на рынке. Речь идет не только о снижении абсолютной величиныцены, но и об установлении ее более низкой по отношению к потребительскимсвойствам товаров, их необходимости для покупателей и ценам аналогичныхконкурирующих видов товаров. Эта стратегия достигает свои цели в том случае,если конкуренты не смогут ответить аналогичным снижением цен, и еслипредприятие имеет более низкие расходы на продажу за счет эффективногоиспользования своих ресурсов, если на данном рынке покупатели особенно сильнореагируют на снижение цен, как в нашем случае.
Данное предприятие относится к группеорганизаций преодолевших порог безубыточности и стало добиваться устойчивыхрезультатов за последние годы, происходит наращивание конкурентных преимуществ,составление программы развития продаж, увеличение темпов роста прибыли, за счетиспользования возможностей роста доходов, экономии расходов на основе повышенияэффективности использования всех ресурсов, увеличения или обеспечениянеизменной доли на товарных рынках и наращивания таким образом продаж товара.
Опасности,которые могут повлиять на сбыт товара и возможности противодействия имприведены в таблице 2 и таблице 3.
Таблица 2. Факторы микросреды,влияющие на сбытПоложительные факторы Отрицательные факторы 1. Стабильность поставок 1. Нестабильность поставок сырья 2. Бесперебойность работы предприятия 2. Забастовка рабочих нашего предприятия 3. Приобретение новых заказчиков 3. Потеря существующих связей с заказчиками 4. Заказчики удовлетворены качеством нашей продукции 4. Неудовлетворённость заказчика качеством нашей продукции 5. Положительное отношение контактной аудитории 5. Плохое отношение к нам контактной аудитории
Уменьшить отрицательное влияниевышеперечисленных факторов можно следующим образом;
1. Создать производственные запасы, наладитьконтакты с новыми поставщиками;
2. Постоянно контролироватьнастроение рабочих, свести к минимум вероятность забастовок;
3. Постоянный поиск новых связей, нонужно учитывать, что всё-таки более надёжные это старые, проверенные связи;
4. Постоянный контроль за качествомпродукции;
5. действовать пор обстоятельствам.
Таблица 3. Факторы макросреды,влияющие на сбытПоложительные факторы Отрицательные факторы 1. Наличие тенденции роста строительства жилых домов 1. Наличие тенденции спада строительства жилых домов 2. Потребность в строительстве промышленных зданий 2. Нет надобности в строительстве промышленных зданий 3. Спад инфляции 3. Рост инфляции 4. Дешевение энергии 4. Дорожание энергии (эл., тепл.) 5. Повышение общего уровня покупательной способности 5. Снижение общего уровня покупательной способности
При отрицательном влиянии факторовмакросреды практически нельзя ничего сделать. Если наличие, каких — либоотрицательных факторов существует постоянно можно сменить вид деятельности.
При ухудшении качества товара фирмыили при сильном завышении цены сразу же появятся конкуренты в лице аналогичныхфирм, расположенных в соседних городах. 2.2 Ценообразующие факторы в деятельности ООО «Электросеть»
Данное предприятие считает своейзадачей получать максимальную прибыль, но с тем расчётом, чтобы цена товарабыла приемлемой для потребителей, и они не ушли бы к конкурентам. Поэтому ценыданная фирма устанавливает немного ниже, чем у конкурентов, использует системускидок и прочих предложений.
В процессе хозяйственной деятельностинеобходимо учитывать все факторы, которые могут повлиять на цену, асоответственно и на результат деятельности.
Рассмотрим,как влияют основные факторы на прибыль от реализации, и проведем анализ. Анализисполнения плана по прибыли от реализации товарной продукции начинается срасчета влияния основных факторов. Для этого источником информации служит форма№2 годовой бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2)за отчетный год и такую же информацию за предыдущий, а также данные обизменении объемов реализации (производства) в натуральных показателях или внеизменных ценах.
Необходимыетехнические расчеты производятся в таблице 4.
Прианализе финансовых результатов определяют влияние разных факторов на прибыльорганизации, таких как объем реализованной продукции, себестоимость и цена.
Таблица4. Исходные данные длярасчета влияния факторов на прибыль от реализации, тыс. руб.Показатели По отчету в преды-дущем году Реализа-ция от-четного года в ценах предыду-щего года, а также в себесто-имости и структуре Фактичес-кая реали-зация от-четного периода, но при структуре и себестои-мости предыду-щего года Фак-тичес-ки в отчет-ном году 1 2 3 4 5 1. Выручка от реализации продукции (за исключением налога на добавочную стоимость и акцизного сбора) 741933 593546* 613743 613743 2. Издержки на производство реализованной продукции 431545 345236** 355971*** 612527 3. Прибыль от реализации товарной продукции 310388 248310 257772 1216 4. Издержки на 1 руб. реализованной продукции (строка2: строка1) 58 58 58 100
Еслианализируется прибыльность одного вида реализованной продукции, то определяютвлияние только трех факторов. Такие вычисления их влияния рекомендуетсяпроводить на основе внутрихозяйственной информации, которая кроме всего прочегосодержит плановые данные. Исходная информация для расчетов влияния факторов наприбыль от реализации на примере конкретного вида товара (светильники) показанав таблице 5.
Таблица5. Исходные данные длярасчета влияния факторов на прибыль от реализации, тыс. руб.Показатель По плану Фактически Абсолютное отклонение
1. Реализовано продукции
а) тыс. руб.
б) штук
60000
30000
64000
27826
+4000
-2174 2. Цена за единицу продукции, руб. 2000 2300 +300 3. Себестоимость реализованной единицы, руб. 1250 1450 +200 4. Прибыль на единицу продукции, руб. 750 850 +100 5. Прибыль от реализации всей товарной продукции, тыс. руб. 22500 23652,1 +1152,1
Двафактора отрицательно влияли на сумму прибыли – себестоимость и объем — иуменьшили её на 7195,7 тыс. руб. Во время анализа прибыли или убытков от другихвидов реализации нужно сопоставлять фактические данные с планом илианалогичными суммами за предыдущий период. После этого определяют причины ихпоявления или отклонений. Особенное внимание нужно уделять анализунезапланированных убытков. В большинстве случаев эти суммы желательно включитьв состав резервов роста прибыли предприятия.
Заключение
Сегодняс полной уверенностью можно утверждать, что отсутствие квалифицированноговсестороннего и своевременного анализа экономических и других явлений естьодним из тех факторов, которые стали причиной и обусловливают разрушительныепроцессы в экономике. Переход на рыночные отношения в народном хозяйстве усилилроль экономических законов и финансовых категорий. А это требует болеезначительных экономических знаний, и качественно нового аналитическогопонимания действующих процессов и условий хозяйствования.
Анализ– как суть, как содержание и форма человеческого мышления комплексно изучается вомножественном измерении и многими науками. Но анализ экономики, анализхозяйственной деятельности и её конечных результатов – область исключительноэкономического анализа (в широком и узком смысле).
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельностиявляются:
1) систематическийконтроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
2) определениевлияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализациипродукции и финансовые результаты;
3) выявление,резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
4) оценка работыпредприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции,прибыли и рентабельности.
Результатом финансово-хозяйственной деятельности являетсяполученная выручка, которая необходима для определения прибыли. На конечныйрезультат могут оказывать влияние цена и ценообразующие факторы.
В условиях рыночной экономики цена определяется соотношениемспроса и предложения. В принципиальном плане процесс ценообразования навнутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынкеосложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, болееострой конкуренцией.
Подавляющее большинство российских предприятий приустановлении цен использует затратный метод ценообразования.
Основными ценообразующими факторами является: спрос ипредложение, конкуренция и затраты, куда входит и себестоимость.
Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночногоценообразования. Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количествопокупаемых товаров или услуг зависит от уровня их цен. При этом, чем выше ценаи отчетливей тенденция к ее росту, тем меньшее количество товаров или услугбудет куплено потребителями. Если цена товара возрастает, то объем продажтовара, в соответствии с падением спроса, снижается. И наоборот, если ценаснижается, то объем продаж данного товара или услуги возрастает, аследовательно возрастает вероятность того, что предприятие получит большийдоход от своей реализации
Предложение товаров на рынке – это другая, не менеесущественная, сторона предпринимательства, выражающая прямую зависимость междуценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. То есть,если у спроса и цены обратная зависимость, то у предложения и цены прямая. Этозначит, что если увеличивается цена, то и предложение товаров на рынке тожерастет.
Конкуренция является движущей силой экономики и главнымценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товароввлияние фирм на рынке товаров и услуг. Конкуренция оживляет и стимулируетбизнес, повышая его эффективность. Рынок с присущей ему конкуренцией создаетпрочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементомэтого механизма. Множество «внутренних миров», какими являются производственныесистемы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во«внешнюю сферу», на рынок свою продукцию. Товары одних производителейсталкиваются на рынке с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за денькипокупателя. В свою очередь покупатели тоже могут вступать в конкурентную борьбумежду собой и борясь за приобретение ценного товара или товаров находящихся вограниченном количестве.
Издержки и соответственно себестоимость, являясь одним из ценнообразующих,факторов оказывают непосредственное влияние на результат деятельностипредприятия. Так как с помощью себестоимости определяется прибыль предприятия,которая как раз и является конечным результатом деятельности.
Подводя общий итог исследованию, можно отметить, что внастоящее время, в условиях рыночных отношений, важно понимать важность анализавлияния ценообразующих факторов на результаты финансово-хозяйственнойдеятельности.
Список используемых источников
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономическогоанализа. «Финансы и статистика». М., 2007 г.
2. Булатов А.С. Экономика. «Юристъ». М., 2006 г.
3. Есипов В. Цены и ценообразование: учебник длявузов. «Амфора». М., 2005 г.
4. Ивахненко В.М. Курс экономического анализа. «Знание-прес». М., 2007 г.
5. Николаев Т.Е. Ценообразование. «Международныйинститут экономики и права». М., 2006 г.
6. Попович П.Я. Экономический анализ и аудит на предприятии. «ПрутПринт».М., 2007 г.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельностипредприятия. «ИНФРА-М». М., 2006 г.
8. Салимжанов И.К. Ценообразование. «Финстатинформ».М., 2006 г.
9. Семенов В.М Экономика предприятия. «ИНФРА-М». М., 2007 г.
10. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценоваяполитика. «ЭКМОС». М., 2006 г.
11. Шуляк П.Н. Ценообразование. «ЮНИТИ». М., 2007 г.